Слава, глас 8: Веселися и радуйся днесь, Сербская страно,/красуйся и ликуй, великая церкви, Патриархие Сербская,/дивна в правде, в нейже лежит святая рака,/имущая дар благодатнаго исцеления./Святителю великий Савво,/ты бо, смирением стяжав целомудрие,/твоими молитвами даеши пособие/к побеждению супостатов своих и народных,/тебе бо Христос показа великое светило Сербскому роду,/ты ему похвала, ты защищение;/твой гроб безмездна врачба предлежит,/к нему же приходящии слепии верою просвещаются,/хромии, влекущеся, скачуще, отходят,/недужнии исцеляются,/беснующии бесов избывают./Тем и мы днесь вси, почитающе честное твое успение,/молим тя, преподобне отче,/миру испроси и душам нашим велию милость. И ныне, праздника, глас 5: Ветхий деньми младенствовав плотию,/Материю Девою в церковь приносится,/Своего закона исполняя обещание./Егоже Симеон приимь, глаголаше:/ныне отпущаеши с миром,/по глаголу Твоему, раба Твоего,/видеша бо очи мои спасение Твое, Святый. Прокимен дне, чтения святительская три. Притчей чтение (главы 10, 3 и 8): Память праведнаго с похвалами, и благословение Господне на главе его./Блажен человек, иже обрете премудрость, и смертен, иже уведе разум./Лучше бо сию куповати, нежели злата и сребра сокровища./Честнейшая же есть камений многоценных,/все же честное недостойно ея есть./Долгота бо дней и лета живота в деснице ея,/в шуице же ея богатство и слава./От уст ея исходит правда, закон же и милость на языце носит./Послушайте убо мене, о чада, честная бо реку,/и блажен человек, иже пути моя сохранит:/исходи бо мои, исходи живота, и уготовляется хотение от Господа./Сего ради молю вас и предлагаю мой глас сыновом человеческим,/яко аз, премудрость, устроих совет/и разум, и смысл аз призвах./Мой совет и утверждение, мой разум, моя же крепость./Аз мене любящия люблю, ищущии же мене обрящут благодать./Разумейте убо, незлобивии, коварство, ненаказаннии же, прилагайте сердца./Послушайте мене и паки, честная бо реку,/и отверзу от устен правая, яко истине поучится гортань мой,/мерзки же предо мною устны лживыя./С правдою вси глаголы уст моих:/ничтоже в них стропотно, ниже развращенно./Вся права суть разумевающим и проста обретающим разум./Научаю бо вас истине,/да будет о Господе надежда ваша,/и исполнитеся Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобный Симеон Новый Богослов из собственного опыта говорит о покаянии и такие слова: человеколюбивый Бог, желая нашего спасения, мудро воздвиг между Собой и нами покаяние и исповедь и дал всякому, кто желает, способность подняться после падения и тем приобрести прежнюю близость, славу и дерзновение перед Богом и все обетованные блага, если только истинно и глубоко покается. Почему же тогда, — спрашивает боговидец, — некоторые, приняв крещение, не ощущают и не осознают близости и единения с Богом и Божественными благами, не ощущают того, что отныне они во Христа облеклись, не видят в свете Духа света Его Божества? Такие, — отвечает он, — если заглянут глубоко в свою совесть, найдут, что они преступили крещальные обеты, а иногда и закопали дарованный им талант освящения и усыновления, не приумножили его. Из всего сказанного явствует, что возрождение и истинное воспитание каждой личности невозможно без покаяния, но необходимо, однако, подчеркнуть, что покаяние — не только личный подвиг. Оно — призыв к преображению каждой личности, но одновременно и призыв к перемене и постоянному совершенствованию и преображению человеческого общества вообще. Поэтому покаяние — это и соборный подвиг. О необходимости соборного покаяния свидетельствуют и Ветхий, и Новый Завет, и весь человеческий исторический опыт. Личность органически связана с обществом, а общество — с каждой отдельной личностью: и в добре, и в зле, и в падении, и в восстании. Так же как первородный грех передается от отца сыну, то же происходит и с добродетелью: добродетельный пример отцов вдохновляет сыновей, добродетель и покаяние отдельной личности благотворно действует на весь народ, и наоборот: всенародное покаяние воздействует на каждую личность. Так, например, Бог помиловал Соломона за покаяние Давида, а покаяние и проповедь пророка Ионы стали причиной всенародного покаяния ниневитян. Пророки зовут к покаянию весь избранный народ, а не отдельных его представителей, и своим пламенным примером пробуждают его от духовного сна, вялости, пробуждают в нем ревность к Богу и Его закону.

http://pravoslavie.ru/1966.html

Афанасий Александрийский: «Для чего Евангелие у Маркиона и Манихея, отрицающих закон? Ветхим доказывается новое, а новое свидетельствует о ветхом. Посему отрицающие последнее исповедуют ли то, что оным доказывается?» (Святитель Афанасий Великий. Творения. Т. 2. Окружное послание против ариан. 4). «Все Божественное Писание, Ветхое и Новое, ведет естественно большое человеческое естество к Иисусу Христу, единственному Врачу душ и телес наших» (Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 6. 3). Михаил 22 октября 2016, 23:19 Ветхий Завет это история, для духовной жизни, для молитвы и добродетели не особо полезная, люди которые его много читают, часто впадают в прелесть. Священники должны это знать. Пслатырь - это отдельный разговор, им спасались монахи и мирские уже не одну тысячу лет. Псалтырь можно и нужно читать, а Библию нет, я считаю так. На правславии ру любят про библейские тексты поговорить, но это соблазн немощным неофитам. Потом будут " пророчествовать " пока в больницу не попадут или в раскол не уйдут. Нико Фима 19 октября 2016, 21:55 Огромное спасибо.Споси Вас Господь. Лариса Куликова 19 октября 2016, 19:33 Интересно Александр Китов, а зачем благословение священника на чтение Библии??? Я ее сама читаю и даже с детьми в Воскресной школе мы ее читаем! Пока у нас в поселке нет Воскресной школы для взрослых, но будет! Замечу, что живу в глухом рабочем поселке за 600 км от Москвы и здесь Библию читают прихожане. А.М. 19 октября 2016, 13:43 на " александр китов 18 октября 2016, 22:00 " странная нападка. особенно на православном ресурсе. кроме осыпания терминами в рассуждении почему-то сквозит неприязнь... а " массам " как бы заповедано быть " по уму совершеннолетними " Прот. Олег Стеняев 19 октября 2016, 11:12 Сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16-17). У Вас неверное представление о православном христианстве…

http://pravoslavie.ru/97838.html

Святитель Иоанн Златоуст: «Когда ты слышишь слова «ярость» и «гнев» в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного, говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых». Таких цитат можно привести сколько угодно. Все они говорят о том же, что и апостол Иаков: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1, 13-14). Это – совершенно новое, уникальное в истории человечества понимание Бога. Поистине, только Откровение Божие могло дать такое учение о Боге, ибо нигде в естественных религиях мы не находим такого. В естественных религиях это было немыслимо. И хотя две тысячи лет существует христианство, даже среди христиан это малоприемлемо. Ветхий, страстный человек, господствующий в нашей душе, ищет земной правды, карающей злодеев и награждающей праведников, и потому величайшее откровение Божие о том, что Бог есть любовь и только любовь, никак не принимается человеческим сознанием. По любви и только по любви, а не для «удовлетворения» так называемой Правде Божией, не для «выкупа» Бог послал и Сына Своего Единородного. Вторая особенность христианства (в настоящее время правильнее говорить – Православия) касается существа духовной жизни человека. Христианство всецело устремлено на исцеление души, а не на заработок блаженства и рая. Преподобный Симеон Новый Богослов указывает: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека (т.е. открывает человеку) его немощи». Обратим внимание, что подчеркивается преподобным Симеоном: исполнение заповедей делает человека не чудотворцем, пророком, учителем, не достойным всяких наград, даров, сверхъестественных сил – что является главнейшим следствием «исполнения» заповедей во всех религиях и даже целью. Нет. Христианский путь ведет человека совсем к иному – к тому, чтобы человек увидел глубочайшую поврежденность

http://pravmir.ru/v-chem-sushhnost-xrist...

Род же христианский обладает полнотой Божественных даров – уже не образом, а самой спасительной благодатью. Но как часто мы, сыны Нового Завета, забываем, что ветхий наш человек распят со Христом ( Рим.6:6 ). Увы! Как часто мы ласкаем и нежим своего зловонного «ветхого» мертвеца, словно реанимируя его впадением во всяческую нечистоту. Крещенные Крещением Спасителя в Его Церкви, искупленные Кровью Его, мы своевольно следуем за греховными соблазнами и тем попираем свое бессмертие, вновь делаемся ветхими людьми, истлевающими в обольстительных похотях ( Еф.4:22 ). Так отпадаем мы от Источника вечной жизни, и уже не для нас звучит праздничное песнопение: «Со Мною аще кто снидет и спогребется Крещением, со Мною славы насладится и Воскресения! – Христос ныне возвещает». Совершение греха для христианина есть утрата спасительной благодати. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Тот, кто вышел из купели Богорождения, то есть Святого Крещения (которое животворит или, лучше сказать, Боготворит того, кто окрестился), не умирает более душевной смертью, грех им более не обладает. Хотя возможно, чтобы по возрождении в Крещении грешил и верный; но если согрешит верный, он уже перестает быть верным. Он изгоняется из Церкви и отлучается от общения с христианами. Если согрешивший желает снова войти в Церковь, он подвергается церковному наказанию, то есть исповеданию греха, с постыжением, бесчестием, слезами и воздыханиями, и не о том только, что согрешил, но паче о том, что, согрешивши, удалил от себя Божественную благодать, которая опять не так легко возвратится к нему, как была дарована в Святом Крещении». Поддавшись демонскому внушению, разрешив себе тот или иной «грешок», человек теряет помощь Всевышнего и за один миг может утратить духовные плоды, скопленные трудами многих лет благочестивой жизни. Преступление Господних заповедей не случайно называется грехопадением. Это именно падение с высоты – или на острые скалы беззакония, калечащие душу, или в липкую трясину порока, ядовитыми испарениями наполняющую наш внутренний мир.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Спустя два года их опечаленные родители прибыли в Иерусалим на поклонение святыням. Там с помощью одного прозорливого духовника сначала встретились брат с братом, а затем и родители со своими детьми. В благодарность Богу Ксенофонт и Мария раздали всё свое имение нищим и тоже поступили в монастыри. Трогательная история этих четырех святых душ ясно показывает, что Господь дивно руководит участью тех, кто в Него верует, попуская им скорбь и печаль, чтобы потом их, еще паче утвержденных в вере, ввести в вящую радость. Жили они и упокоились в Господе в V веке. 2. Преп. Симеон Ветхий . Друг и товарищ преподобного Палладия. С ранней молодости и до самой смерти подвизался в пещере. Основал два монастыря и упокоился в Господе в 390 году. Ветхим, или Старшим, именуется он в отличие от преподобного Симеона Столпника, подвизавшегося несколько позднее. 3. Св. Давид [Возобновитель,] царь грузинский (1089–1130). Воссоздал и укрепил Грузию как государство. Будучи изрядным ревнителем христианской веры, построил новые храмы по всей стране и отреставрировал древние. Считается возродителем православной веры в Грузии. сей – чужой нам, и мы в нем – изгнанники, Рабы подземелья, мечтатели, странники, Дети заблудшие, по Отцу скорбящие, Кто одолеет все страсти мертвящие? Кто утолит бури духа мятежного, Что яро бушует средь грешного? Сей дышит смертью и тлением пахнет, Что утром посеет, то к вечеру чахнет. Царевич-изгнанник по Царству тоскует, Всем сердцем Создателя ищет, взыскует. Ждет Царства бессмертного и Духа святыни, Там правит Отец, там чуждого нет и в помине. И смерть там неведома, и запаха тления нет, – О пренебесный, о чудный Божественный свет! О тесная клетка, о наша планета злосчастная, Кто близок Христу – тот рвет твои цепи ужасные, Стремится свободу обресть ото всех и всего, Хоть в живет он, но не прельщает его. Всем сердцем стремится взлететь он из этой юдоли, В объятия Отчие, в Царство свободы и воли. Рассуждение Величайшее достояние государства – это живущие в нем святые и добрые люди. В сравнении с этим богатством, любое другое – ничто. Благочестивые христианские цари считали святых людей в своей стране самым дорогим Божиим благословением. Святой царь Константин Великий говорил: «Благодарю Господа Иисуса Христа, что в мои дни существуют три божественных светила: блаженный авва Антоний, авва Елений и авва Евхин». Перед судьбоносной для Руси Куликовской битвой благочестивый князь Димитрий Донской со своими боярами и воеводами отправился в радонежские леса, чтобы отыскать преподобного Сергия и попросить его молитв к Богу. Хотя и подготовил князь войско к освободительной войне с татарами, однако большую надежду возлагал на молитву святого человека, нежели на многочисленных вооруженных ратников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Так утверждал Несторий. Став константинопольским архиепископом, он принялся широко насаждать свои ложные воззрения, рассчитанные на необразованных людей. Многие епископы во главе с Кириллом Александрийским восстали против лжеучения Нестория. Именно святитель Кирилл в 431 году был инициатором созыва Третьего Вселенского Собора в городе Эфесе. Собор единодушно осудил Нестория и его богохульные заявления. А святой Кирилл вошел в историю Церкви как автор учения о Христе: Богочеловеке, в Котором Бог воплотился с момента зачатия Пресвятой Девы Марии. Не сразу восторжествовала истина, проповеданная святителем Кириллом и его сторонниками. Поначалу император Феодосий не сумел разобраться в сути церковной дискуссии. Царь объявил: «Все эти споры только вредят христианской Церкви. Повелеваю низложить обоих – и Нестория Константинопольского, и Кирилла Александрийского . И того, и другого приказываю заточить в каземат!» Но затем, вникнув в смысл учения архиепископа Кирилла и лжеучения Нестория, император Феодосий признал справедливой позицию святителя Кирилла. Святой Кирилл был освобожден из-под стражи и восстановлен на Александрийской кафедре. А Несторий отправился в пожизненную ссылку. Кирилл Александрийский в своих трудах говорил о единстве Святой Троицы. Также он написал толкование на Ветхий и Новый Заветы. Скончался святитель Кирилл в 444 году, в возрасте шестидесяти восьми лет. А.А. Аннин Преподобный Симеон Столпник Когда мы слышим, что о ком-то говорят: «Вот, это святой человек», перед нашим мысленным взором обычно встает образ смиренного христианина, живущего по заповедям Божиим. Образ человека, постоянно пребывающего в молитве, телесном воздержании, творящего добро и милостыню людям. Недаром Православная Церковь испокон веков призывает верующих подражать таким подвижникам. Но при этом предупреждает: «Среди прославленных святых есть и такие, жизнь которых не может служить примером для всеобщего подражания. Почему же? Да потому, что их подвиги столь велики, что даже мысленно представить эти деяния невозможно».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Юм Д. Исследование о человеческом познании//Юм Д. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1996. C. 4–144. Ясперс К. Философская вера//Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 420–508. IV. Использованная литература Бальтазар Х. У. фон. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории. М., 2001. Басинский П. Святой против Льва. М., 2013. Беляев Л. А. Вифезда//Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 595–596. Беляев Л. А. Вифсаида//Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 606. Бокэм Р. Иисус глазами очевидцев. Первые дни христианства: живые голоса свидетелей. М., 2011. Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1980. Василий (Кривошеин) , архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Париж, 1980. Габриэль (Бунге), архим. Скудельные сосуды: Скудельные сосуды. Практика личной молитвы по преданию святых отцов. Рига, 1999. Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии. Ветхий Завет. Милан; Москва, 1992. Иисус и Евангелия: Словарь Нового Завета/под ред. Д. Грина, С. Макнайта, Г. Маршалла. Т. 1. М., 2010. Иларион (Алфеев) , митр. Духовный мир преподобного Исаака Сирина . Изд. 6-е. М., 2013. Иларион (Алфеев) , митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга I: Начало Евангелия. М., 2016. Иларион (Алфеев) , митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II: Нагорная проповедь. М., 2016. Иларион (Алфеев) , митр. Православие. Т. 1. Изд. 5-е. М., 2016. Иларион (Алфеев) , митр. Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. Изд. 2-е. СПб., 2009. Иустин (Попович) , прп. Толкование на Евангелие от Матфея//Собрание творений преподобного Иустина (Поповича) . Толкование на Евангелие от Матфея. Святосаввье как философия жизни. М., 2014. Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. Коляда Е. Библейские музыкальные инструменты: к проблеме идентификации и перевода//Альфа и Омега 1998. 4 (18). С. 28. Мейендорф И. , протопресв. Брак в Православии. Клин, 2004. Мецгер Б. Новый Завет. Контекст, формирование, содержание. М., 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Возблагодарим же Милостивого и человеколюбивого Господа и Владыку жизни нашей! Будем помнить, что наше спасение, вечная радость и блаженство в обителях небесных зависит от нас самих. Если мы очистим свои чувства от скверны и греха, то сподобимся увидеть Носителя Божественного Света. Преподобный Симеон Новый Богослов так раскрывает значение сегодняшнего соучастия в празднике: " Светоносное присутствие Духа показывает на совершившееся в нас Воскресение Господне, еще больше дает нам благодать видеть самого Воскресшего Христа Господа… Итак в тех, в которых явился Христос Воскресший, всеконечно Он и виден бывает духовно, и видится духовными очами. Ибо, когда приходит в нас Христос благодатию Святого Духа, то воскрешает нас из мертвых, какими бываем до того, и животворит, и делает, что мы видим в себе живым Его Самого, бессмертного и нетленного " (Слово 42-е). Приветствую вас, всечестные отцы, насельники и насельницы монастырей, церковные труженики, учащие и учащиеся Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии, Регентского класса и Иконописного отделения и всех вас, верные чада Русской Православной Церкви Санкт-Петербургской епархии, с праздником светлого Христова Воскресения Пасхальным приветствием: Х Р И С Т О С      В О С К Р Е С Е ! Вместе со святителем Григорием Богословом обращаюсь к Вам с призывом: " Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам: соделаемся богами ради Него, ибо и Он стал человеком для нас. Он восприял худшее, чтобы дать лучшее; обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетою; принял зрак раба, чтобы нам получить свободу; снизшел, чтобы нам вознестись; был искушен, чтобы нам победить; претерпел бесславие, чтобы нас прославить; умер, чтобы спасти; вознесся, чтобы привлечь к Себе долу лежащих в греховном падении " (Слово 1 на Пасху). Желаю всем насладиться радостью ПАСХАЛЬНОГО ПИРА ВЕРЫ ! МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ Пасха Христова, 2004 г. Санкт-Петербург. Поделиться В «сей нареченный и святый день» мы все вместе в мыслях и вслух повторяем радостные слова, подтверждающие наше благочестивое ожидание. Удивительные слова: сколько в них торжества, надежды и свидетельства о величайшей победе! Архиепископ Константинопольский Григорий Богослов приглашает нас войти в эту радость: «Христос из мертвых - восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, - восходите и вы; Христос из гроба, освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый; аще кто во Христе, новое творение (2 Кор. 5, 17); обновляйтесь» (Слово 45-е на святую Пасху).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=187...

Подпишитесь на наш Телеграм После экскурсов в  Ветхий  и  Новый Завет  зайдем в поле патрологии. Писание и Предание — два источника православного вероучения. Однако Отцов много, и писали они иногда противоречащие друг другу вещи. Отсюда правило консенсус патрум: мы тогда можем считать то или иное утверждение верным для Православия, если таковое утверждение поддерживают большинство Отцов. И вот надо сказать: в Православии есть консенсус патрум относительно социальных вопросов. У Православной Церкви в согласии Святых Отцов есть вполне определенное социальное учение. Попробуем набросать его основные пункты. Отцов Церкви действительно много, поэтому мы возьмем трех. Святителя Василия Великого (330–379), великого богослова, одного их тех, кто сформулировать догмат о Троице, правила православного монашества и пр. Он жил в начале перехода от эпохи гонений к эпохе христианской империи. Святителя Иоанна Златоуста (347–407), жившего в конце перехода от эпохи гонений к христианской империи (и пострадавшего уже от «христианских» властей), авторитетнейшего толкователя Писания и учителя христианской жизни. Преподобного Симеона Нового Богослова (949–1022), великого мистика и аскета, исихаста и поэта, жившего уже во вполне состоявшейся Византии. Три очень разных Отца, живших в разные эпохи, но учивших, как мы увидим, об обществе одинаково. Мы могли бы привести и многих других Отцов, но не будем загромождать текст: этих трех авторитетнейших учителей Церкви вполне хватает, чтобы показать учение Церкви о социальных вопросах. Методологическое уточнение: я отдаю себе отчет в том, что святители Василий Великий и Иоанн Златоуст жили на переходе от рабовладения к феодализму, а преподобный Симеон Новый Богослов — при феодализме, поэтому кажется анахронизмом, когда я говорю, например, вместо «ростовщика» или «богача» — «капиталист». Это нужно вот зачем: есть бессознательная аберрация, когда при чтении Отцов нам кажется, что это не про нас, а про «древность». Это не так: они писали про классовое общество, про обладателей капитала, про трудящихся, про неравенство и пр. — про то, что актуально и сейчас. Поэтому их писания — не во всех деталях, конечно, — вполне применимы и к нашему времени, и «осовременивание» терминологии, не смазывая смысла их учения, приближает это учение к нашим современным реалиям. Общие принципы церковных, богословия, миссии, толкования Писания

http://blog.predanie.ru/article/politeko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010