Но особенно в подвижническом отношении ценилось воздержание не от пищи, а от пития. Так, древние подвижники в тропический зной, с пересохшим от жара горлом, кормили себя «похлебкой» из соли. Воздержание имело своей целью освободить душу от страстей, бесстрастие же, как мы уже упоминали, делает ум подвижника трезвым, а сердце с его пожеланиями «смиряется». При этом, как говорит священник Александр Ельчанинов , «важен не сам по себе пост как неядение… или как лишение себя чего-то в виде наказания», а скорее, утончение природы подвизающегося, делающее его более доступным «влияниям высших сил» и тем самым приближающее к Богу с. 138]. Значит, в противоположность неестественному аскетизму, естественному свойственно положительное устремление: он ищет не разрушить, но преобразовать тело, соделывая его добровольным орудием духа, союзником, а не врагом. По этой причине протоиерей Сергий Булгаков говорил, что необходимо использование термина плоть не в физиологическом, а в «Павловом» смысле: «Умертви плоть, чтобы владеть телом» с. 158]. Другая форма в аскетической практике православного подвижничества — нагота. Еще апостол Павел в своем послании писал: «…(мы) до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем…» ( 1Кор.4:11 ). А также у ап. Матфея читаем: «Ученикам суждено было проповедовать новое евангелие, не отягчаясь сандалиями и кожами» ( Мф.10:10 ). Отсюда видим, что еще с древности подвижники не заботились об одежде. Так, святой Симеон Ветхий имел вид человека неубранного и неопрятного и носил на плечах козью кожу, одежда преподобного Ефрема Сирина вся состояла из лоскутков, тоже и у других святых. Что касается формы самой одежды, то у древних монахов она состояла из хитона (холщовая рубашка с короткими рукавами), милоти (верхняя широкая одежда из овечьей или козьей шерсти) и власяницы у строгих подвижников (из грубой колючей шерсти, надеваемой прямо на голое тело). Но самым необычным явлением признаем то, что в древности были подвижники, которые пренебрегали и самым малым покровом одежды, а ходили совершенно нагими. Это те, кто жили в самых дальних пустынях, или уже упоминаемые нами «воски» («пасущиеся»), жившие в горах, кого никогда не видел глаз человеческий и кто только перед смертью был открываем Божиим промыслом людям. Господь одевал их, как диких зверей, природным волосяным покровом по всему телу (из этого рода подвижников укажем святых Онуфрия Великого, Марию Египетскую, Петра Афонского, Василия Блаженного). Так, известно об одном отшельнике Синаиской горы, что он в течение пятидесяти лет не имел другого покрова, кроме длинных волос

http://azbyka.ru/osobennosti-asketizma-v...

Но, с другой стороны, раз опытная проверка произведена и она доказала несомненную правильность данных рецептов или советов, тогда всякое дальнейшее рассуждение или спор становятся бесполезными, ибо никакие слова, никакие ухищрения рассудка уже не смогут опровергнуть факта, пережитого самим человеком. Весь еврейский синедрион не мог убедить слепорожденного, исцеленного Господом, в том, что исцеливший его — человек грешный и что Бог его не слушает. Профессора всего мира не поколебали бы апостола Павла в его вере во Христа после его чудесного обращения. То же самое следует сказать и относительно нашей веры. Если вы хотите убедиться в ней и укрепить ее, проверьте опытом, живите по Евангелию. Евангелие следует не только читать, но и исполнять. Один святой переписчик в задумчивости пропустил некоторые слова в книге Священного Писания, которую он переписывал. Один из братии заметил это. — Авва! Есть пропуски!.. — Поди, исполни сначала то, что написано, — отвечал святой. — Потом допишу пропущенное! Таково должно быть настроение при чтении Евангелия: желание и готовность его исполнить в жизни. " За сохранение заповедей, — говорит преподобный Исаак Сирин, — ум сподобляется благодати таинственного созерцания и откровений духовного ведения " . То же подтверждает и преподобный Симеон Новый Богослов: " Посредством добродетелей и заповедей открывается для нас дверь ведения. Другим же каким-либо способом достигнуть его невозможно " . Итак, жизнь по Евангелию, жизнь добродетельная, исполнение заповедей Божиих — вот лучший способ укрепления религиозной веры. Глава IX, ст. 30 – 42 В то время, к которому относится рассказ прочитанного евангельского отрывка, ученики Господа были еще далеко не на высоте нравственного христианского совершенства. Взятые из простой народной среды, из массы еврейства, они, по-видимому, не могли сразу уловить высокий дух Христова учения и отрешиться от национальных недостатков и предрассудков. Несомненно, как все благочестивые евреи, они с благоговением относились к закону Моисея и строго блюли его заветы, но при самом строгом исполнении Ветхий Закон не мог поднять человека до уровня христианства, и, быть может, с наибольшей наглядностью его несовершенство сравнительно с христианским учением сказывалось в одном отношении: он почти не боролся с самолюбием человека, с его гордостью, славолюбием и тщеславием — одним словом, с тем врагом человеческого спасения, который в христианстве признается самым серьезным и наиболее опасным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Аналогичное по смыслу толкование Рим. 14:5 мы находим и у святителя Мефодия Патарского («О воскресении, против Оригена»). - Григорий Чудотворец, святитель и Мефодий, епископ и мученик. Творения. - Репр. - М.: Паломник, 1996. - (Библиотека отцов и учителей Церкви), с. 225. Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 45//Творения: Пер. с новогреч.: В 3 тт. - Т.1: Слова 1-52. - Репр. - М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992, с. 367-373. Григорий Синаит, преподобный . Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, - еще же - о помыслах, страстях и добродетелях, - и еще - о безмолвии и молитве//Добротолюбие в русском переводе, дополненное. - Т. 5. - Репр. - Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1966, с. 131. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о человеке. СПб.: Центр духовного просвещения, 1995, с. 17-19. См.: Феодорит блаженный, епископ Киррский. Изъяснения трудных мест божественного Писания, по выбору//Творения. Ч. I. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1905, с. 20-21, 37. (Вопросы 19, 38). Августин, блаженный. О книги Бытия, буквально [«книга не оконченная»]//Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. Ч. 7. (Библиотека творений св. отцев и учителей Церкви Западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии. Книга 20) - Киев, 1893, с.142. Подобные высказывания данного святого отца мы можем встретить и в других его произведениях. См.: Августин, блаженный. О книге Бытия, буквально, в 12 книгах (книга 6, п. 33)//Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. - Киев, 1912, изд. второе. - (Библиотека творений святых отцев и учителей Церкви Западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии), с. 62; О книге Бытия против манихеев (книга 2.19.29), цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Том I: Книга Бытия 1-11./Пер. с англ., греч., лат., сир. Под ред. Э. Лаута и М. Конти/Русское издание под ред. К. К. Гаврилкина. - Тверь: Герменевтика, 2004, с. 113-114. Григорий Чудотворец, святитель и Мефодий, епископ и мученик . Творения. - Репр. - М.: Паломник, 1996, с. 210-211.

http://bogoslov.ru/article/565396

Теперь рассмотрим виды аскетизма в православной подвижнической практике. Основными среди них являются: Кратко опишем каждый из видов аскетизма. Бдение — вид подвига, когда подвижник добровольно лишает себя сна. Свидетельство этого подвига находим в житии блаженного Ионы, садовника в одном из монастырей Пахомия Великого . В своей жизни Иона не знал, что такое покой: прожив в обители 85 лет, он ни разу не заснул лежа даже до самой своей смерти. После целодневного труда в монастырском саду Иона, по заходе солнца, входил в свою келлию и, сидя, не зажигая светильника, всю ночь напролет до самого утра плел веревки, а устами творил молитву. Кроме того, православные подвижники отводили для сна самое неудобное и неподходящее место: так многие из них спали на голой земле (например, преподобный Ефрем Сирин ), или на кирпичах и камнях (преподобный Серафим Саровский ), или даже на навозных кучах и грудах мусора (многие юродивые). В чем заключается духовно-нравственный смысл подобного вида аскезы? Во-первых, такая аскеза необходима для того, чтобы ум подвижника оставался трезвым, сердце бодрым и все помыслы его устремлялись лишь к Богу, а душа, постепенно очищаясь, могла бы подобно ангелам непрестанно возводить взор свое горé и созерцать своего Творца. Во-вторых, понуждая себя на телесный труд (рукоделие, поклоны и пр.), сочетая его с непрестанной молитвой, подвижники стремились как бы умертвить свое тело, чтобы покорить ум к размышлению о божественном. Таким путем ум подвижника, постепенно освобождаясь от страстей, достигал безмолвия, которое есть «начало очищения души». Далее, православные подвижники соблюдали крайнее воздержание во время принятия пищи, в ее составе, в ее качестве и количестве. Вот несколько примеров. Сирийский подвижник Савин питался мукою, смоченной водой, да и то уже заплесневелой. Подвижник Симеон Ветхий мог быть без пищи целую неделю. Пост по целой неделе был обыкновенным образом жизни многих аскетов, которые в подражание Самому Господу проводили без пищи и пития по 40 дней.

http://azbyka.ru/osobennosti-asketizma-v...

Преподобный Давид Солунский Аудио С в ятой Давид жил на рубеже V - VI вв. Земной ангел и небес­ный человек, он рано оставил родину, Месопотамию, и все земные привязанности, чтобы взять свой крест и сле­довать за Господом. Он стал монахом в Фессалонике, в мо­настыре Святых Феодора и Меркурия, который называется Кукуллатским. Преподобный Давид усмирял желания плоти непре­рывными подвижническими трудами. Он шел по пути по­стижения добродетели, опираясь на размышления над Свя­щенным Писанием и житиями святых. Особое его восхищение вызывали святые столпники Си­меон Ветхий, Симеон Дивногорец, Даниил, Патапий и другие. Ревностно желая подражать им, прп. Давид стал жить на мин­дальном дереве, росшем по правую сторону от церкви, устроив на ветвях новый невиданным столп. Так он сделал себя по­зорищем для мира, для Ангелов и человеков (1 Кор 4,9). Подвиж­ник терпеливо переносил лю­бую погоду: и порывы ветра, и солнечный зной, и потоки дождя, и зимний снег, и холод. У него даже не было той проч­ной опоры, которую имели свя­тые, подвизавшиеся на столпе. Прп. Давиду приходилось все время держаться за свою вет­ку — он стал подобен птице, которая денно и нощно воз­носит ко Господу сладостные звуки непрерывных молитв и славословий. Ученики преподобного Давида, благочестивые и усердные в делах добродетели, умоляли его спуститься с ветки, чтобы настав­лять их в основах иноческой жизни. Но святой отвечал, что сойдет с дерева не раньше, чем через три года, когда получит от Господа знамение. По истечении этого срока прп. Дави­ду явился Ангел и возвестил, что его небесная жизнь была угодна Богу, а теперь настало время спуститься и удалиться в келью в ожидании иной миссии. Святой рассказал об этом видении ученикам, и они приготовили ему новое жилище — крошечную хижину. Тогда в присутствии митрополита Солунского Дорофея и многочисленных священников преподобный Да­вид сошел с дерева. Они отслужили Божественную литургию, затем святой удалился в затвор при общем духовном ликова­нии и благодарственных песнопениях.

http://pravoslavie.ru/54697.html

«Константин, князь полоцкий, называемый Безрукий, желая уколоть своего тиуна, сказал вслух всех епископу: где будут наши тиуны на том свете? Владыка Симеон отвечал: там же, где и князь. Князю это не поправилось, и он сказал: тиун судит не право, берет деньги, продает и мучит людей, делает все худое; а я что делаю? Владыка сказал ему: если князь – добр и богобоязнен, жалеет людей, любит правду и потому выбирает в тиуна или властелина человека доброго и богобоязненного, умного и правдолюбивого: то князь будет в раю и тиун его с ним. Если же князь без страха Божьего, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах, и поставляет начальника злого, нерассудительного, только бы добывал ему купы (деньги), пускает его как голодного пса на падаль, губить людей: то и князь будет в аду и тиуны его с ним. Говорю вам князьям и наместникам: утешайте печальных, избавляйте слабых из руки сильных. Богатые обижают их, и они к вам приходят как к защитникам добрым. Вы же, князья и наместники, подобны дождевой туче, пускающей воду над морем, а не над землей жаждущей. Вы тем даете и помогаете, у которых много серебра и золота, а не тем, которые не имеют ни пенязя; бедных отдаете в рабство, а богатых наделяете щедро». 238 Это свободное, бестрепетное, обличение сильных земли, это чистое сознание требований правды древность русская почтила тем, что внесла его в общие руководства правосудия. 239 В 1276 г. пожар истребил жилые строения г. Твери; истреблены были и все храмы, за исключением одного. Заботливому святителю много надобно было употребить трудов для построения дома святительского и храмов. В 1282 г. снова был пожар в Твери. 240 Ветхий деревянный кафедральный храм св. Козмы и Дамиана был разобран и на его месте в 1285 г. святитель основал каменный кафедральный храм в честь Спасителя. В следующем году святитель имел утешение видеть опыт искренней любви паствы своей к пастырю. Хищные Литовцы внезапно напали на церковные волости тверского владыки и ограбили их. Тверитяне добровольно, сами собой, бросились за хищниками, догнали их и отняли все награбленное.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Древний учитель Церкви Климент Александрийский говорит о единстве Ветхого и Нового Заветов, которое зиждется на том, что «Бог обоих Заветов один и тот же» (Строматы. II, 6). Более того, тот же автор, подчёркивая такое единство, иногда даже говорит об «одном спасительном Завете», который от сотворения мира дошёл до нас, хотя и был он различным в разных поколениях и эпохах, поскольку этот Завет даровался «от Единого Бога через Единого Господа» (Строматы. VI, 13) 46 . Следует заметить, что новозаветное благовестие о спасении всегда возвещалось в ветхозаветном контексте 47 . Христианство не воспринималось как «новая» религия, но как новая жизнь Ветхого Завета. Книги Нового Завета были естественным образом включены в состав Библии и составили с Писанием Ветхого Завета единое целое. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Всё Божественное Писание, Ветхое и Новое, ведёт естественно больное человеческое естество к Иисусу Христу, единственному Врачу душ и телес наших» (Слово VI, 3) 48 . Итак, если Христос – главное и основное Лицо Священного Писания , тогда Он – взаимосвязь Ветхого и Нового Заветов. Митрополит Платон (Левшин) утверждает: «Вся сила и существенное содержание Священного Писания есть Спаситель наш Иисус Христос... В Священном Писании содержатся разные вещи. Но всё сие ни куда клонится, как токмо к откровению предвечного совета Божия об Искуплении человеческого рода через Спасителя нашего Иисуса Христа» 49 . Климент Александрийский пишет, что «вера во Христа и ведение Евангелия есть истолкование и исполнение закона» (Строматы. VI, 21) 50 . На основании этого можно заключить, что Христос – начало, центр и завершение православного толкования Писания. Из этого принципа следует, что при чтении Ветхого Завета необходимо искать указание на Христа. Такое чтение полностью находится в русле православной традиции. Например, священномученик Ириней Лионский пишет: «Если кто станет внимательно читать Писания (святой Ириней имел в виду именно Ветхий Завет. – Авт.), то найдёт в них речь о Христе и предызображение нового призывания. Ибо (Писания) суть сокровище, скрытое на селе, т. е. в мире, – ибо село есть мир ( Мф.13:8 ), – а сокровище, скрытое в Писаниях, есть Христос, Который изображался посредством образов и притчей, потому что то, что относится к Его человечеству, невозможно было понять прежде исполнения пророчеств, т. е. пришествия Христа» (Против ересей. IV, 26, 1) 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

архимандрит Симеон (Брюшвайлер) НЕСКОЛЬКО РАЗМЫШЛЕНИЙ ОБ ОПЫТЕ ИСТОЩАНИЯ У ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО В начале века, в 1905 году, в Свято-Пантелеимоновом русском монастыре на Афоне преподобный Силуан молился в своей келье, но бесы мешали ему достигнуть чистой молитвы. Он сидел на табурете и говорил: " Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы мне не дают. Научи, что я должен делать, чтобы они отошли от меня " . Он получил ответ в душе: " Гордые всегда страдают от бесов " . - " Господи, - говорил Силуан, - скажи, что я должен делать, чтобы смирилась душа моя? " - В его сердце прозвучал тогда ответ Бога: Держи ум твой во аде и не отчаивайся. Смысл этой заповеди неочевиден, поэтому нуждается в некотором уточнении, - задача столь же трудная, сколь и необходимая! Трудная потому, что, дабы понять смысл этих слов Христа во всей их глубине, надо самому иметь тот же опыт, находиться в том же духовном состоянии, как и тот, к кому они были обращены, и все же необходимая, так как этот известный ответ, данный Христом преподобному Силуану (иногда это единственное, что знают о нем) цитируется часто, но не всегда правильно. Иногда он даже шокирует. Однажды я получил письмо от одной особы, которая писала: " Держать ум во аде... какой ужас! И не поддаться отчаянию: невозможно! Это толкнуло бы меня на самоубийство " . 1. ПСИХОЛОГИЯ НАШЕГО НОВОГО РОЖДЕНИЯ Чтобы понять сакральный смысл этого слова, мы должны мыслить не только категориями падшего человека нашей гуманистической цивилизации, но, " согласно психологии нашего второго рождения " , по выражению отца Константина Галериу, современного румынского богослова. Будучи людьми, мы рождены во плоти, но, будучи христианами, мы возрождены в Духе (Ин.3:6). Между тем мир, та интеллектуальная и социальная среда, в которой мы живем, так часто оказывает на нас влияние, что мы продолжаем думать и действовать как ветхий человек, согласно " мудрости мира сего " . Мы должны стараться развивать в себе ту духовную восприимчивость, которая одна лишь позволит нам воспринимать реальности духовного мира, чтобы получить духовное сердце, духовный разум, духовное зрение и, наконец, духовный язык. И тогда то, что было таинственным и непостижимым, станет ясным, перестанет возмущать наш ум и быть препятствием на нашем пути.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/373/...

Он покоился в земле, как один из мертвых, не могущих петь Богу – чтобы наш смертный покой стал приснодвижным покоем Неприступного Бога. Он взял худшее, он отдал лучшее. Отдал без остатка все, что у Него было. Он не ставит выше братий Своих ничего – и не стыдится называть нас братьями. И Он приобщился нашей плоти и крови – в поругание и смерть – чтобы мы приобщились Его Боготочной Крови и Животворящего мертвого Тела – в Жизнь Вечную на Земле живых. Он и есть та Земля. Он – Свет, Жизнь и Покой. «В Тебе все для нас, Господи…». Наш Он Покой – тот, где мученики нескончаемо веселятся. «Яко веселящихся всех жилище в Тебе» – говорил псалмопевец о Иерусалиме, граде Бога Израилева. Он вернулся из смерти, Он воздвиг храм Тела Своего, Он —  живет и дает Царство неколебимое. Он – Живущий во Иерусалиме, который «не подвижется вовек». Не прикоснется к Нему зло, и к тем, кто с Ним и в Нем, на Земле живых. «Ты – кротких всех земля Христе, Ты – рай мой зеленеющий!» — восклицал преподобный Симеон Новый Богослов. Взирайте, смотрите – вот слава Его – живой человек, живой, оживленный Кровью и напитанный Хлебом, исцеленный от смерти, с сердцем живым,  с сердцем плотяным, брат Его кровный. «Иисусе, Хлебе, уврачуй устне сердца моего…» «Я услышал голос:  Я – хлеб взрослым, питающихся Мною Я прелагаю в Себя». Маккавеи – вот пример мучеников. Псалмы страдальцев – вот песни мучеников. Страдания за веру упоминает Павел в Послании к Евреям – все эти страдальцы еще не получили всю полноту радости, ибо умерли до того, как воссияла их надежда, до того, как говоривший понемногу и по частям Бог, наконец, «все сказал» (как ёмок греческий перфект – законченное, завершённое и совершенное, исполненное действие!) нам в Сыне. Но еще есть античный «Ветхий завет» — как не уставал говорить и доказывать «Зевес в аттическом плаще», наш великий соотечественник, Ф.Ф. Зелинский. Пришедшие ко Христу по зову Павла «новые люди от язык» имели свою историю и своих благородных мудрецов. Позже Иустин Философ  назовет их «христианами до Христа». Позже их – не всех, но многих! – изобразят в притворах храмах. Позже – Данте увидит орла, парящего в шестом небе Рая и узнает в нем благороднейшего из римских императоров – Траяна, в чье царствование засвидетельствовал и отрок, стремящийся на Запад, в Рим, отрок, носящий Иисуса в сердце, епископ Игнатий Антиохийский, Богоносец. «Несоединимые дали соединяются во Кресте…»

http://pravmir.ru/hleb-mira/

Возвышенная горная система Синая стоит как бы в стороне ото всего прочего мира и, тем не менее, она настолько близка к Египту и Палестине, что говорить о монашестве этих стран, не упоминая Синая, невозможно. Именно сюда пришел из Египта Моисей, именно здесь Бог явился ему сначала в пламени Неопалимой Купины, а затем – в облаке, осенившем вершину горы. Именно сюда после сорокадневного странствия пришел из Вирсавии пророк Илия, чтобы услышать Глас Хлада Тонка над горою Хорив, Горою Божией. Именно сюда поколение за поколением приходили чада Церкви, хранившие прежнее упование, но обретшие новое сознание. В апсидной мозаике юстиниановой церкви Неопалимой Купины Моисей и Илия показаны беседующими с Воплотившимся Господом; Господь преобразился пред тремя Своими апостолами Его Нетварный Свет сияет в чистых сердцах. Характерная особенность Синая состоит в том, что его древнейшее ведомое нам христианское монашество пришло не из Египта и не из Палестины. Около середины четвертого столетия здесь появился великий сирский аскет Юлиан Саба, построивший на вершине Горы Моисея – ДжебельМуса церковь , ставшую с той поры целью многих паломников. И Ефрем и Феодорит свидетельствуют о своем посещении Синая; 1128 последний же говорит, по меньшей мере, еще об одном сирском паломнике, посетившем гору в четвертом столетии. Это Симеон Ветхий (Древний). 1129 Картина, нарисованная западной паломницей Этерией 1130 в конце столетия, соответствует чисто сирийскому монашеству: monasteria – суть келий отшельников, расположенные неподалеку от ДжебельМуса, на вершине которой находились небольшая церковь и пещера, где никому не дозволялось ночевать (храм и пещера пророка Илии), у подножия же горы близ Неопалимой Купины стояла церковь с примыкавшим к ней садом и с источником. Однако уже и тогда среди аскетов, конечно же, были не только сирийцы. Задолго до конца столетия, как мы с вами видели, покинувший Скит палестинец Сильван (Силуан) со своими последователями организовал здесь общежитие, в котором бывшие скитяне провели неопределенно долгое время, после чего двинулись дальше на север и перешли в район Газы. 1131 Его синайский ученик Нетрас (Нетр) стал епископом Фарана, 1132 района оазиса великой долины в тридцати милях от Синая. Находившийся на побережье Раиф, традиционно отождествляемый с небольшою пристанью Тор, 1133 являлся важным центром монашества с начала пятого столетия, когда Амун Раифский стал поддерживать отношения с Сисоем, подвизавшимся тогда на Внутренней Горе преподобного Антония и в Клисме. 1134

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010