Таже, Ныне отпущаеши: Трисвятое и по Отче наш: На благословении хлебов тропарь праздника трижды Тропарь, глас 1: Радуйся благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: веселися и ты старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. На Утрени На Бог Господь, тропарь праздника, трижды. По 1-м стихословии седален, глас 1. Самоподобен: Лик ангельский да удивится чудеси: земнии же гласы возопием пение, зряще неизреченное Божие снизхождение: Егоже бо трепещут небесныя силы, ныне старчи объемлют руце Единаго Человеколюбца. Слава, и ныне, тойже. По 2-м стихословии седален, глас 1. Подобен: Лик ангельский: Сый со Отцем на престоле святем, пришед на землю от Девы родися, и Младенец бысть леты сый неописан, Егоже приим Симеон на руки, радуяся глаголаше: ныне отпущаеши Щедре, возвеселив раба Твоего. Слава, и ныне, тойже. По полиелеи седален, глас 4. Подобен: Удивися Иосиф: Младенствуеши мене ради, Ветхий деньми: чищением приобщаешися, чистейший Боже, да плоть увериши мне юже от Девы. И сим Симеон поучаяся, позна Тя Бога явльшагося плотию. И яко жизнь лобзаше, и радуяся старчески взываше: отпусти мене, Тебе бо видех Живота всяческих. Слава, и ныне, тойже: Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо. Всякое дыхание: Стих: Хвалите Бога во святых Его: Евангелие Луки, зачало 8. [Лк. 2, 25 – 32.] Бе человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы: и Дух бе Свят в нем. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. И бе ему обещано Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И прииде духом в церковь. И егда введоста родителя Отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о Нем,

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-chto...

Фреска новгородской церкви Спаса на Нередице. 1199 г. Встреча в Иерусалимском Храме После совершения обряда Святое Семейство уже направлялось к выходу из Храма, но тут к ним подошел древний старик, пожалуй, самый старый человек в Иерусалиме. Его звали Симеон. В переводе с древнееврейского «šim " on» значит «слышание». Праведник взял Младенца на руки и радостно воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). По преданию, на момент встречи со Христом Симеону было больше 300 лет. Он был уважаемым человеком, одним из семидесяти двух ученых, которым поручили перевести Священное Писание с еврейского на греческий. Перевод Септуагинты был сделан по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа (285—247 до н. э.). В эту субботу старец оказался в Храме неслучайно — Святой Дух привел его. Много лет назад Симеон переводил книгу пророка Исаи и увидел загадочные слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как дева, то есть девственница, может родить? Ученый усомнился и хотел исправить «Дева» на «Жена» (женщина). Но ему явился Ангел и не просто запретил менять слово, но сказал, что Симеон не умрет, пока лично не убедится, что пророчество истинно. Об этом пишет евангелист Лука: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26). И вот, день пришел. Исполнилось то, что ученый ждал всю свою непосильно долгую жизнь. Симеон взял на руки Младенца, рожденного от Девы, — а значит, пророчество Ангела исполнилось. Старец мог спокойно умереть. «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого. Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». Воспоминание об этой евангельской истории каждый день звучит в православном богослужении. Это Песнь Симеона Богоприимца, или иначе — «Ныне отпущаеши». «Тебе Самой оружие пройдет душу»

http://zavet.ru/a/rss_nocomments_k.html

Поэтому, разъясняя это, он сказал: И в предмет пререканий. Многие прекословили Ему, когда Петр отрекся и все апостолы, как овцы, не имеющие пастыря, рассеялись. Из-за креста даже сердце Самой Девы исполнилось печалью, поэтому и говорила она: " Почему Я прежде не умерла? Почему Я застала этот день? Пребываю Девой, а больше чем у матерей терзается утроба моя " . Эти бесчисленные помышления Девы Симеон назвал оружием, потому что они пронзили Ее до глубины, потому что вносят соблазны, как Господь сказал: Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь. Оттого Симеон и добавляет, говоря: и Тебе Самой пройдет оружие душу, да откроются помышления многих сердец. Видишь, как бесчисленные помышления названы оружием, потому что они пронзают до глубины, потому что они доходят до сердца и поражают до мозга костей? Вот какими помыслами была охвачена Дева, потому что не знала еще о том, что Воскресение близко. Поэтому после Воскресения нет уже обоюдоострого меча, но радость и веселье. Итак, предметом прекословия Симеон называет крестные страдания, во время которых оружие помыслов прошло в душу Девы. Но все-таки возможно, что кто-нибудь скажет: " Откуда у нас доказательство? " Из самих поучений Господа. Слушай, что Он говорит: Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Видишь, что крестные страдания называются знамением, и не только в Новом Завете, но и Ветхом? Потому, что Ветхий Завет совершенно согласен с Новым. Поскольку Один и Тот же Бог является Законодателем того и Виновником этого. И кто свидетель этого? Сам Господь. Слушай, что Он говорит через пророка Иезекииля ангелам-жнецам, когда Он указывал на всеобщую кончину: Пусть не жалеет око ваше, и не щадите; старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак. Вот оно, знамение Ветхого и Нового Заветов: это - крест, спасающий мир, посредством Иисуса Христа Господа нашего, Ему слава и сила во веки веков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/43/f...

Радуясь духом, вместе с сим Симеоном, с благодарностью воспоем песнопения Отцу света, Который послал истинный свет, разогнал мрак и осветил всех нас. Ибо Богу принадлежит спасение, которое Он уготовал пред лицем всех народов ( Лук. 2:31 ) и явил для славы нас – нового Израиля, и мы чрез него познали себя, поскольку пребывали в оном древнем и темном грехе, как бы в оковах настоящей жизни, но освободились от него, после того как Симеон узрел Христа. Принявши с верою Христа, пришедшего к нам из Вифлеема, мы сделались народом Божиим, узрели Бога во плоти, стали новым Израилем, и Его пребывание среди нас прославляем ежегодными празднествами. Христос же явился из Вифлеема в Иерусалим для того, чтобы исполнить предписание закона Моисеева, по которому всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется ( Исх. 13:2 ; Лук. 2:23 ), поскольку Он Один только был рожден Девою, не нарушив однако девства Ее. И Симеон взял на руки свои Бога, принявшего плоть. Взявши Его по Божественному вдохновению, он поставил Его пред Отцем, и таким образом, исполнил закон. Благодарными устами он сказал: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром ( Лук. 2:29 ), потому что было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не узрит Христа Господня ( Лук. 2:26 ) и не освободится от уз закона. И оный старец держал Исполнителя закона: яко, говорит, видесте очи мои спасение Твое ( Лук. 2:30 ). Ибо закон Моисеев не был спасением, но этот ветхий, старый и слабый закон возводился от несовершенства во спасение Христом – Спасением Божиим и освобождался Им от присущей ему ветхости посредством обновления, поскольку Христос есть свет, освобождающий от всякой ветхости древнего Израиля и приводящий к Себе народы. Посему Симеон и воскликнул: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля ( Лук. 2:29–32 ). Он узрел во Христе новый свет, возникший из древнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Постепенное восстановление образа Божиего, утерянного после грехопадения. Поэтому Бог и приобретает черты человека. Однако не забудем, что сказано Израилю: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. I делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Ис 20:3-5). Итак, во-первых: Ветхий Завет — это педагог, который постепенно ведет нас к Познани тех образов, тех событий, которые заставляют нас правильно мыслить о Боге и о человеке. Второе: Ветхий Завет пользуется терминологией простого человека. В нем мы не найдем каких-то сложных для понимания высказываний, потому что все, что в нем есть, приспособлено для восприятия простым человеком, в массе своей грубым и необразованным. Простой народный язь давал лучшие результаты, чем научная терминология. Итак, какие приемы и жанры использует ветхозаветный писатель, говоря о истории Израиля окружающих его народов, вводя нас в систему образов Ветхого Завета? Прежде всего мы должны понять, что все книги Ветхого Завета прошли определенную редакцию, ни одна не дошла до нас том виде, как была написана первым автором. Мысль, идея сохранены, но дошли они до нас в силы отредактированном виде. Вот пример такого рассказа, драматизированного из-за отсутствия в еврейском языке косвен» речи (Суд. 1:3): «По смерти Иисуса вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас прежде пойдет на Хананеев — воевать с ними? И сказал Господь: Иуда пойдет; вот, Я предаю землю в руки его. Иуда же сказал Симеону, брату своему: войди со мною в жребий мой, и будем воевать Хананеями; и я войду с тобою в твой жребий. И пошел с ним Симеон». Если учесть, что Иуда и Симеон здесь — не два человека, а два племени, становится ясно, что все, что сопутствует диалогу, приведенному в книге Судей, можно было сказать такой современной фразой: колено Иудино предложило колену Симеонову заключить военный союз против хананеев. Вот и все.

http://sedmitza.ru/lib/text/432072/

(2, 34) И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле. На падение тех, которые претыкаются из-за Его приличных человеку свойств и впадают в неверие Его Божеству; а на восстание – тех, которые обращают внимание на свойства, подобающие Божеству, и восстают к вере в Его Божество. Лежит же Он как краеугольный камень, связывая на Себе два народа, ветхий и новый. Поскольку и через Исаию провозгласил Бог: «Вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна» 104 . [На падение плоти, то есть, плотского мудрования, страстей, злых помыслов и демонов, а также закона по букве. А на восстание – духа, то есть, духовного образа мысли, естественных сил, добродетели и ведения, а также закона по духу] 105 . (2, 34) И в знамение пререкаемое 106 . В чудо, пререкаемое у неверующих, то есть, подвергающееся возражениям. Ведь чудом было, что Он не был ни человеком только, ни только Богом, но Богочеловеком. Поэтому его, как сверхъестественное, оспаривают те, которые все испытывают по естеству, и неспособны помыслить ничего сверхъестественного. Некоторые же знамением пререкаемым называют Его распятие. Знамением, как символ человеколюбия, ибо Он претерпел его ради людей, а пререкаемым, как бранимое неверующими. (2, 35) И Тебе Самой оружие пройдет душу. Оружием же он острейшую боль, которая прошла через сердце Богоматери, когда Сын Ее приблизился ко Кресту. Ведь именно об этой муке Симеон ныне пророчествовал. (2, 35) Да откроются помышления многих сердец. Тех, которые подозревали, что Она – не Матерь Его. Ведь как многие, взирая на Его приличные человеку свойства, говорили, что Он только человек, Сын Марии, так и другие, в свою очередь, взирая на Его приличные Божеству свойства, подозревали, что Он только Бог , а Она – не Матерь Его. Тогда же, видя, что Она горько страждет, испытывает сильнейшую боль и поддается естественному чувству, они уверовали, что Она – Матерь Его, и открылись, то есть, были объявлены помышления сердец их, которые имели такое подозрение. Глава 4. Об Анне пророчице

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Благословения свои Иаков стал раздавать по очереди, начиная с Рувима, которому он сказал: „Рувим, первенец мой! – Ты крепость моя и начаток силы моей, Верх достоинства и верх могущества и . Таково должно бы быть положение Рувима, как первенца, если бы он не лишился этого права бушеванием своих страстей и своими последующими грехами. Поэтому Иаков продолжал: „Но ты бушевал, как вода, Не будешь преимуществовать. Ибо ты взошел на ложе отца своего; Ты осквернил постель мою, На которую взошел». Следующими по возрасту были Симеон и Левий. Их неразумная жестокость в Сихеме, от которой Иаков в ужасе содрогался даже на своем смертном одре, сделала их братьями или сотоварищами в злодеянии. Так как они соединились для совершения зла, то Бог рассеет их в Израиле, так что они не составят независимых и цельных колен. И действительно, мы знаем, что даже при втором счислении Израиля ( Числ. 26:14 ), Симеон оказался самым малым коленом. В последнем благословении Моисея (Втор, 33) о Симеоне даже совершенно не упоминается. Да и в самой земле обетованной это колено, по-видимому, никогда не получало вполне определенного участка, а владело только несколькими городами в пределах Иудина колена (I. Нав. 19:1–9 ). Наконец, мы знаем, что некоторые из семейств Симеонова колена, особенно разросшиеся и сделавшиеся могущественными, впоследствии оставили Св. Землю и поселились вне ее пределов ( 1Пар. 4:38–43 ). Колено Левиино также не получило никакого владения в Израиле, но только их рассеяние послужило для них не проклятием, а благословением – вследствие возвышения их в священническое достоинство. Это рассеяние двух племен было знаменательным ответом, который Бог, в Своем праведном промышлении, сделал на попытку их предков отмстить за честь своего рода плотскими средствами и вещественным оружием: „Симеон и Левий братья, Орудие жестокости мечи их. В совет их да не внидет душа моя, И да к разбою их не приобщится слава моя. Ибо они во гневе своем убили мужа, И по охоте своей перерезали жилы тельца. Проклят гнев их, ибо жесток;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В это самое время пастухи близ города Вифлеема сторожили в поле свои стада. Вдруг им явился ангел и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: в городе Давидовом (т.е. Вифлееме) родился Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пещере, лежащего в яслях». И внезапно явилось множество других ангелов, которые пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Когда Ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Пришли и нашли Марию и Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они рассказали всем, что слышали от ангелов о Младенце. И все дивились их словам. Праздник Рождества Христова мы празднуем 25 декабря (7 января по н. ст.). 4. Сретение Иисуса Христа во храме (Лк. 2:22–32) В сороковой день после рождения Младенец Иисус был принесен из Вифлеема в Иерусалимский храм, где в этот день, по закону Моисееву, каждого новорожденного мальчика-первенца посвящали Богу и приносили жертву: богатые люди – теленка или ягненка, а бедные – двух голубиных птенцов, которых и принесла Богородица. В это время жил в Иерусалиме праведный и благочестивый человек – старец Симеон. Ему предсказано было Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит своими глазами Христа. И вот он, по внушению Божию, пришел во храм в тот самый день, когда Иосиф с Марией принесли туда Иисуса, встретил Его, взял на руки, благословил Бога и сказал, что теперь он может умереть спокойно, так как его глаза видели посланного Богом Спасителя, Который есть свет к просвещению язычников и слава Израиля 6 . Тут же встретила Христа старица, жившая при храме, Анна-пророчица. И она, подошедши к Нему, славила Бога и говорила о Нем всем ждавшим в Иерусалиме пришествия Спасителя. День Сретения, или встречи, Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалимском храме праведным Симеоном мы празднуем 2 февраля (15 февраля по н. ст.). Симеон, принявший Христа-Бога на свои руки, называется Богоприимцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

И потом буду умолять твоего отца, чтоб он разрешил нам быть с тобой вместе». Библия подчеркивает: то, что он говорил, было по сердцу Дине. Конечно, случай насилия отвратителен, но, по обычаям того времени, после этого ужасного поступка его предложение было весьма благородно: сколько угодно было случаев, когда опозоренной не предлагалось ничего. Женщина была совершенно бесправна и беззащитна перед лицом сильного мужчины, тем более наделенного царской властью, права на защиту у нее не было никакого, – а тут царский сын предлагает ей достойное супружество, да еще царские почести. Так что Дина была не против такого брака. Сихем побежал к своему отцу и уговорил его прислать сватов, просить руки Дины. Но пока все это совершалось, братья Дины узнали, что с ней произошло, и решили отомстить… Со сватами пришли царь с сыном. Иакову, конечно, не понравилось, как поступили с дочерью, но против он не был; хотя Иакову не хотелось выдавать дочь за языческого царя, возражать он не возражал. И они практически договорились, что свадьба будет. Пока разговаривали отцы, Симеон и Левий отвели юного Сихема в сторону и сказали: «Мы знаем, что произошло; в принципе, мы не против, чтобы ты женился, но мы не можем отдать нашу сестру замуж за необрезанного язычника. Если ты так любишь нашу сестру, то ты и весь твой народ должны совершить обряд обрезания, и тогда вы станете частью нашего народа, и мы отдадим свою сестру за тебя замуж». Сихем согласился. И, очевидно, настолько он был любим и почитаем в народе, что народ ради его сердечной привязанности согласился совершить этот неприятный, болезненный и чуждый по духу обряд. Но когда мужчины города находились в болезненном состоянии, Симеон и Левий напали на них и всех перерезали, скот увели к себе, а город разграбили. Отец ни в чем тогда их не упрекнул, но, умирая, сказал о сыновьях: в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца. Он увидел, что в Симеоне и Левии нет благоговения перед Богом, нет трепета перед Ним: его сыновья потребовали от людей клятвы, уговорили их сделать что-то ради Бога и воспользовались их клятвой, данным ими словом, чтобы заманить их в ловушку, прикрываясь именем Господа – они неправедное дело скрыли за притворным богопочитанием.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/9

Святые отцы объясняют, что истинный Израиль, это те евреи, которые приняли Иисуса Христа как Сына Божия. Это прежде всего Дева Мария, это обручник Девы Марии праведный труженик Иосиф, это апостолы Иисуса Христа из числа двенадцати, потом из числа семидесяти, это Симеон Богоприимец, это праведная Анна, которая была пророчицей, тоже по вдохновению пришла в храм, чтобы возрадоваться о сретении Господа, которого внесли в его же собственный храм. Псалмопевец Давид говорит: “Если Ты, Господи, сойдешь на землю, горы растают пред Твоим лицом, как воск тает перед лицом огня”. Когда Соломон молился на освящения Иерусалимского храма, он говорил: “Господи! Могу ли я создать Тебе дом, если небеса небес не вмещают Тебя”. Но здесь происходит удивительное чудо: отроча младо Младенец Иисус, он же превечный Бог, вносится в Свой собственный храм. Господь, который вносится в храм, это то, что мы переживаем евхаристически. Когда мы видим, что выносят чашу со святым причастием Тела и Крови Иисуса Христа, это значит, что на евхаристическом каноне опять произошло Сретение и Господь сошел на хлеб и вино, и они стали истинным Телом и истинной Кровью Сына Божия, и мы со страхом Божиим и верою к сретению Господа приступаем и причащаемся Тела и Крови. Святейший патриарх Кирилл дает очень интересное истолкование: этот день считается днем православной молодежи. Поэтому я поздравляю всю нашу молодежь, наших подростков, детей. Святейший патриарх говорит: “В лице Симеона Ветхий Завет встретился с Младенцем Иисусом, то есть, с Новым Заветом”. Как бы поколение пожилых и рожденный в Вифлееме счастье всем людям встречается и патриарх сделал такой интересный вывод, поэтому мы этот день объявили днем молодежи православной, потому что молодежь возрастает именно тогда, когда она находится в традиции отцов, дедов, прадедов, придерживаются их вере. Иосиф же и Матерь Его, дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: “се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий»… Действительно, Господь пришел на падение и на восстание многих в Израиле.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-na-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010