Пели при постриге несколько монахинь, а он слышал вокруг себя мощный монашеский хор мужских голосов: как будто пела вся белогорская братия, когда-то замученная и расстрелянная. Он ощущал их присутствие всем сердцем, чувствовал родство с ними, слышал их голоса, и душа замирала, и он даже украдкой смотрел по сторонам, пытаясь увидеть эту незримую братию. И это было чудом и утешением. Потом его, только что постриженного, оставили на ночь в храме вместе с заштатным батюшкой, потому что постриженика нельзя оставлять одного. Батюшка отошёл в сторонку и уснул на скамейке. А он молился перед аналоем, стоя на ледяном полу до самого утра в кожаных тапочках на босу ногу – и не чувствовал холода. И это было тоже чудо, и утешение. Он молился один ночью в этом холодном храме, и у него было странное ощущение: он стоит перед аналоем, а сзади – вакуум. Будто всю предшествующую жизнь отрезало – ничего нет в прошлом: ни имени, ни его прежнего – ничего. А он сам – совершенно новый человек с новым именем, и впереди только будущее, как у только что родившегося. Это ощущение вакуума позади становилось всё сильнее, и он вглядывался вперёд: что там? И перед ним открылась бездна, такая, что хотелось отшатнуться. Но он остался на месте и только всматривался вдаль. И вот с неба спустился луч как мост, и он ступил на этот мост и пошёл по нему. И увидел, что там, вверху, святые, и их много, они смотрят на него и зовут к себе. Он всматривался поражённо в лица и узнавал: преподобные Савватий Соловецкий, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Николай Чудотворец и ещё много других. Он пошёл к ним, потом побежал, и сердце захватывало, а он всё бежал и бежал. Подниматься по лучу было очень трудно, но он старался, а святые смотрели так ласково и звали к себе. Он уже понимал, как неимоверно трудно стремиться к ним, понимал, что целой жизни может не хватить, для того, чтобы чуть приблизиться к ним, но продолжал прилагать усилия… Бежал, бежал… И вдруг – всё закрылось. Духовное видение кончилось. И он опять увидел перед собой аналой, трапезный храм, спящего позади на лавке батюшку. В окнах брезжил свет, наступило утро. Это означало, что видение продолжалось очень долго, а ему показалось, что оно длилось считанные минуты. В храм вошли матушки, стали подходить под благословение, и всё приняло свой обычный вид. И только тогда он почувствовал холод и стал мёрзнуть. На часах было полседьмого утра, они совершили утренние молитвы и поехали домой, на Митейную гору. Он почти никому не рассказал о своём видении, храня его в сердце как духовное сокровище, духовный бисер…

http://pravoslavie.ru/53026.html

Эти мистики ... разумеют совсем не то под теми речениями, заимствованными из Библии , что мы, христиане. У них под теми словами совсем особенная духовность, «чуждая Церкви и Христу». Корень заблуждений мистиков из Библейского общества – в отделении веры от Церкви: «Отделяющий веру от Церкви может иметь веру, не спорим, токмо не веру Христову. Сказано, и бесы веруют ( Иак. 2, 19 ), только они веруют по-своему. О! Не внушайте такой лести нечестия и не давайте себе свободы инаковой на уразумение истины, как по наставлению Церкви. Не пленяйтесь и вы духовною свободою, ныне в некоторых мистических книгах проповедуемою. Подражайте Христу, Который в том первее явил дух свободы, что покорил Себя закону» 15 . Начало XIX в. – период восстановления в России масонских лож с их темной мистикой, пышной обрядностью и неизменным покровом строгой тайны. Масонами были многие крупнейшие представители русской литературы и общественности, например Грибоедов. О характере религиозных интересов русского общества этого времени свидетельствует видная роль влияния, которую играли в нем такие личности, как, например, знаменитая баронесса Крюднер, имевшая в течение долгого времени большое влияние на императора Александра I. Это была экзальтированная проповедница личного мистицизма и приуготовленная к тысячелетнему царству, утверждавшая, что она постоянно поступает по непосредственным откровениям от Бога, Который возложил на нее миссию обращения неверующих. Приехав в Россию в 1818 г., она переселилась в 1821 г. в Петербург, где завязала связи в обществе, причем особенно большое влияние имела на княгиню Анну Голицыну. В салоне Голицыной собирались, по рассказам современников, представители самых различных слоев общества, чтобы послушать баронессу Крюднер, обладавшую способностью говорить не умолкая с 9 часов утра до 12 часов ночи. Таковы были религиозные интересы этого общества, которое дало повод одному из наиболее талантливых людей того времени для глубокого пессимистического и, несомненно, совершенно несправедливого приговора над всей Россией: «Во все продолжение нашего общественного существования мы ничего не сделали для общего блага людей: ни одной полезной мысли не возросло на бесплодной нашей почве; ни одной важной истины не возникло среди нас. Мы ничего не выдумали сами и из всего, что выдумали другие, заимствовали только обманчивую наружность и бесполезную роскошь» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

И не раз сердце мое материнское подсказывало мне, что над кем-то из дорогих моих детей нависла грозная опасность. Я оставляла вдруг все дела, уединялась, обращалась с горячей молитвой к милосердному Богу. Пресвятая Дева как Мать становилась близка мне. Она ведь тоже в жизни Своей постоянно опасалась за Сына Своего. Она понимает тревогу матери. К Богородице, святителю Николаю, к отцу Серафиму Саровскому поочередно обращалась я. А то и к батюшке Иоанну Кронштадскому, близкому к нам по крови и времени. Сколько же у нас заступников пред Богом! Господь никогда не отвергнет их просьбы. Да так оно и бывало. Однажды Серафим со своей частью перелетал из одного города в другой на иностранном самолете, который был неисправен. Вернувшись домой, сын рассказывал: «Мы падали то вправо, то влево. Летели вниз… Казалось, что гибель наша неизбежна. Я все время молился святителю Николаю. И вдруг будто неведомая сила подхватывала нас, выравнивала полет самолета, и мы продолжали лететь. Так случалось несколько раз, но минут через двадцать мы все же благополучно приземлились там, где и должны были сесть. Смотрю — бегут к нам со всех сторон, шумят, кричат что-то по-своему, окружают нашего переводчика, осматривают самолет, качают головами. Потом переводчик объяснил нам, что все весьма удивлены нашему благополучному приземлению. Поломка самолета была так серьезна, что он неминуемо должен был разбиться. И, однако, он чудом долетел! Народ видел, как самолет летел и падал, поэтому на нас, солдат, смотрели как на спасшихся от верной смерти. Я-то знал, кому мы обязаны спасением — Николаю Чудотворцу». Это поведал нам сынок, вернувшись с гастролей. Слава Богу, детки наши выросли и научились искать помощи у Всевышнего. «Призови Меня в день скорби, и Я услышу тебя, и ты прославишь Меня», — говорится в Священном Писании. А сын наш Федор служил в десантных войсках, много раз прыгал с парашютом. Он часто писал нам письма, потому что мы долгое время с ним не виделись и он скучал по дому. Часто поздно вечером мне не спалось, и я, лежа в постели, начинала писать Феде письмо. Я чувствовала его близко, рядом. Получая ответные письма, я замечала, что и Федюша в те же вечерние часы того же дня писал нам. Сбывалась пословица: «Сердце сердцу весть подает».

http://azbyka.ru/fiction/pod-krovom-vsev...

Историческая беседа Преподобного с Н. А. Мотовиловым, в заключение которой он дал своему другу ощутимо восчувствовать облагодатствовавшего состояние человеческого духа, представляет собой по мысли самого Преподобного, обращение не к одному лицу, а ко всему миру: «Не для вас одних дано вам разуметь это, а через вас для целого мира, чтобы вы, сами утвердившись в деле Божием, и другим могли быть полезными» 4 . Это указание Преподобного заставляет нас с особым благоговейным вниманием отнестись к каждому слову, произнесенному им в этой исключительной по своему значению беседе, которую можно без преувеличения назвать духовным завещанием Преподобного. Своим современникам здесь выражено в словах то, что он являл примером всей своей жизни. Значение преподобного Серафима для русской религиозно-нравственной жизни в том, что в эпоху охлаждения веры и уклонения некоторой части общества от Церкви яснее всех своих современников видел из глуши Саровских лесов пороки общества, от которого он был отделен стенами обители, откуда он, по собственному признанию, «никогда, ниже мыслью ... не выходил», и противопоставил им словом и примером своей жизни ясно понятую им задачу, цель, смысл жизни: стяжание Духа Святого Божьего. Именно это ясное понимание им самого главного, единого на потребу – цели жизни, именно то, что он сам достиг этой высшей цели – именно это и влекло к преподобному Серафиму сердца людей со всей России. Поэтому указание преподобного Серафима о стяжании Святого Духа Божия как истинной цели христианской жизни уместно положить в основу настоящей работы. Поскольку работа эта посвящена вопросу о религиозно-нравственном значении преподобного Серафима для его эпохи, центральное место в ней, естественно, должно принадлежать общественному служению Преподобного, т. е. тому периоду, когда, стяжав благодать Святого Духа, он щедро раздавал дары её всем нуждающимся по собственному слову: «Раздавайте дары благодати Духа Святого требующим по примеру свещи возженной, которая и сама светит, горя земным огнем, и другие свещи, не умаляя своего собственного огня, зажигает во светение всем в других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Начала . Служение этого чина – охранять все пределы земных царств. Все страны, все края, все города, все села, все регионы мира имеют своего Ангела, которому дана от Бога великая власть блюсти, чтобы не происходили войны, – а если Бог попустит случиться им, то они случаются, но Начала хранят каждый народ и каждый род под солнцем. И душа человека обладает тем же свойством, как учат святые отцы. Человеку Бог дал разум создавать законы, которыми управляются большие царства и сильные государства, создавать законы военные, законы гражданские, законы административные, законы уголовные. Вот множество сил человека, которыми он обладает подобно чину Начал. И он властвует над городами, странами, царствами и краями, потому что Бог сказал ему вначале: растите и умножайтесь и владейте землей и птицами небесными и рыбами морскими (ср.: Быт. 1, 28 ). Итак, этой силой властвовать и царствовать обладает и душа человека, и человек вообще, взятый в целом, вместе с его душой. Власти . Этот чин, очень сильный, стоящий выше первой иерархии, имеет миссию владычествовать над бесами. Очень много вредили бы бесы людям, если бы не было этого чина, наделенного от Бога силой властвовать над ними. Миллиарды бесов кишат в поднебесье, на земле, в воде, в воздухе, они обходят всю вселенную, как сказано у Иова: обойдя землю и пройдя поднебесную, вот он я (ср.: Иов. 1, 7 ), или как говорит и апостол Павел: духи злобы поднебесные (ср.: Еф. 6, 12 ). Итак, повсюду находятся бесы, и они очень навредили бы творению Божию, потому что один бес имеет такую силу, что – если бы позволил ему Бог – он одним своим когтем перевернул бы всю землю, как говорит нам святой Серафим Саровский 196 . Но сила сатаны и слуг его ограничена силой Божества через этот чин Властей, который властвует над ними, не позволяя им причинять зло людям сверх того, что позволит Бог, как это произошло в Евангелии, когда они и в свиней не могли войти, и Иова не могли искушать, пока не позволил им Бог (см.: Мф. 8, 31–32 ; Иов. 1, 12 ). Итак, вот какова миссия чина Властей: властвовать над бесами, когда они хотят напасть на творение Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Моя жизнь во Христе. Кн. III. С. 654 1039. Молитва «духом» пред иконой привлекает к ней дух на ней изображенного По той мере, как ты начинаешь молиться «духом и истиною» ( Ин. 4:24 ) пред святой иконой, например, Спасителя, по той мере к иконе привлекается дух того, кто изображен на иконе, – так что, если вера твоя в присутствие лица, написанного на иконе, дошла до того, что ты видишь живым то лицо, то оно действительно благодатью своей бывает тут. Пример – чудотворные иконы, говорившие, источавшие слезы...; потому именно все они смотрят необыкновенно живо и выразительно. Моя жизнь во Христе. Кн. III. С. 659 1040. Неверие в будущие блага, ибо сатана унизил нас в наших же глазах Многие христиане не веруют, что они будут обладать богатством будущих благ и будут спосаждены на небесах о Христе туне (см.: Еф. 2:6 ), не веруют, ибо сатана унизил человечество в его собственных глазах. Но такая почесть действительно будет и ее должно надеяться: человек – образ Божий, для того-то и воплотился Сын Божий, чтобы восстановить Свой образ. Моя жизнь во Христе. Кн. III. С. 666 1041. Только во свете Христовом мы видим всякий свет: науки, искусства Свет Христов просвещает всех; Он светит и во тьме греховной, но люди, во тьме греха живущие, не понимают Его («не объят» ( Ин. 1:5 )), не догадываются, что свет, бывающий в их душах, – от Христа, и думают, что он – их природный свет, что они природным умом своим, своей сметливостью, рассудительностью, дошли до известной истины, или совершили известное дело; не думают они, что только во свете Христовом они видят всякий свет (См.: Пс. 35:10 ), – свет всякой благородной науки, благородного искусства и всякого дела. Моя жизнь во Христе. Кн. III. С. 674 1042. У нас есть духовное око, коим зрим Господа и самих себя У нас внутри есть духовное око, коим в миллион раз больше мы видим, чем телесным зрением, которое есть только орудие нашего душевного ока... Оно относится больше всего ко Господу, и в этом случае действие его называется созерцанием и Богомыслием... Еще духовное око обращается внутрь самого человека, и тогда его деятельность называется самоиспытанием, самоуглублением, священным бодрствованием или трезвением над своими помыслами и желаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Местные врачи легкомысленно меня успокоили, сказав, что это простуда и упрекнули меня, что я слишком занят своим здоровьем. Однако мой организм отказался принимать пищу, и мое состояние ухудшалось. Мне пришлось обратиться к врачам скорой медицинской помощи. При осмотре они, обеспокоенные моим состоянием, решили немедленно приступить к операции. Я понял, что нахожусь между жизнью и смертью и стал усиленно молиться моему любимому Архиепископу Серафиму, целиком предавая себя в его руки. Когда пришел в сознание после наркоза, я понял, что живот мой разрезан, и в незашитую рану вставлены два дренажа. Это еще более убедило меня в опасности моего положения. От слабости даже не мог поднять руки. Во время обхода больных врачи смотрели ногти на моих руках и ногах – признаки наступающей смерти. Но по молитвам Владыки силы мои стали постепенно восстанавливаться. Однажды, во время обхода врач мне сказал: «Ты перешагнул черту смерти. Несомненно, ты Божий человек. Над тобою совершилось чудо, потому что никто из врачей не верил, что ты останешься жив». Хирург, который оперировал меня, пожелал разговаривать со мной, когда я почувствую себя лучше. Он попросил меня рассказать ему все, что я знаю о святом Серафиме. Я нашел для него книгу о св. Серафиме Саровском и отдал. Но он вернул ее, сказав, что спрашивал меня про Архиепископа Серафима, который не канонизован. Он поделился со мной, что его семья считает Владыку Серафима святым и чудотворцем, и часто посещает его гробницу. В это время в больнице рядом со мной лежал тяжело больной от кровоизлияния пищевода. Ему несколько раз переливали кровь, но кровотечение не прекращалось. Врач, который лечил его (тогда еще атеист) самоотверженно боролся за его жизнь, не отступая от его постели. Это самопожертвование доктора-атеиста было трогательным. Он проявлял настоящее исполнение Евангельских заповедей, что не осталось без награды свыше. Будучи немощным, я ничем не мог помочь и только искренне просил Господа и Владыку Серафима помиловать и доктора и больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

«Кто молится устами, – говорит священноинок, – а о душе небрежет и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится; потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию. Молиться должно от всего усердия своего: от души, и ума, и сердца своего, со страхом Божиим, от всей крепости своей. Умная молитва не попускает входить во внутреннюю клеть ни парению, ни скверным помыслам. Хочешь ли научиться деланию умной и сердечной молитвы? Я научу тебя. Внимай прилежно и разумно, послушай меня. Сначала должно тебе творить молитву Иисусову голосом, то есть устами, языком и речью, вслух себе одному. Когда насытятся уста, язык и чувства молитвой, произносимой гласно, тогда гласная молитва прекращается и начинает она произноситься шепотом. После этого должно поучаться умом, приникать и прилежать всегда поучению. Тогда умная и сердечная молитва начнет по действию Божественной благодати самовластно непрестанно воздвизаться, обноситься и действовать на всякое время, при всяком деле, на всяком месте». Блаженный старец Серафим Саровский завещает новоначальному, по прежде существовавшему общему обычаю в Саровской пустыни, творить непрестанно молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». «При молитве, – наставляет старец, – внимай себе, то есть собирай ум и соединяй его с душою. Сначала день, два и более твори эту молитву одним умом раздельно, внимая каждому слову особо. Когда Господь согреет сердце твое теплотой благодати Своей и соединит тебя во един дух, тогда потечет в тебе эта молитва непрестанно и всегда будет с тобою, наслаждая и питая тебя. Молчи, непрестанно молчи; помни всегда присутствие Бога и имя Его. Сидя за трапезой, не смотри и не осуждай, сколько кто ест, но внимай себе, питая душу молитвой». «Всякому, – говорит он, – желающему проходить жизнь духовную должно начинать с деятельной жизни, а потом уже переходить к умозрительной, потому что без деятельной жизни в умозрительную прийти невозможно. К сей могут приступать только очистившиеся от страстей и стяжавшие полное обучение в деятельной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Смысл этой притчи таков: земля не принадлежит никому, кроме Бога, и Бог отнимает её и наделяет ею по Своему Промыслу. Воля Его была в том, чтобы Чёрное море стало русским; Суворов и Ушаков самоотверженно исполняли Его волю, и потому стяжали благодать, почти равную дару чудотворения. Ни тот ни другой не преследовали в войне никаких личных целей, в высоких чинах видели только возможность полнее использовать Богом данные таланты, и верили, что дело России — это Божье дело. Может быть, именно этой веры нам сейчас и не хватает. Мы с детства усвоили, что всякий народ имеет свои права и на то, и на сё, и на свободу вероисповедания, и на землю, и на многое другое… С этой точки зрения Россия ничем не отличается от Танзании: все равны перед Гаагским международным трибуналом. Но как всегда, за разговором о правах забываются обязанности. Права у разных народов, может быть, и равны, — но об обязанностях этого не скажешь. Обязанности России велики, очень велики, — и определены они не международным правом, а высшей правдой. Забывая о них, Россия теряет себя. А святой праведный Феодор о русских обязанностях не забывал, потому и достиг святости. Его современник и духовный собрат святой Серафим Саровский молился, — он в это время воевал, — а вместе они выполняли волю Божию, ибо «Дух дышит, где хочет»… Нисколько не сомневаюсь в том, что художники (беря это слово в самом широком смысле) влияют на историю народа не меньше, чем цари и полководцы. Причём, художник может даже не создать своей собственной школы, не завести тысячи последователей, не написать теоретических трудов, — ему достаточно просто сказать своё слово, и душа народная уже станет богаче, сильнее, возвышеннее. Одним из таких творцов народного духа следует без сомнения назвать Алексея Гавриловича Венецианова. 23. Своим путём Художник Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847) по характеру своему был бунтарём. В юные годы он взбунтовался против отца своего, скромного купца, торгующего ягодами для варенья, ягодными кустами и тюльпанными луковицами: бизнес не громкий, но кусок хлеба с маслом обеспечивающий.

http://azbyka.ru/fiction/kniga-vstrech/?...

И как только я узнал Оптину пустынь, – когда Господь помог мне здесь, недостойному, под сенью обители этих молитвенников-старцев, увидать святую правду и смысл жизни; когда в течение нескольких дней созерцательного многочасового пребывания здесь, у этих небольших по величине, но неограниченных по вмещаемой ими духовности, хибарок-келий старцев, мне пришлось увидать самому в себе то, на что у меня раньше никогда не открывались глаза; покаяться самому перед собой в самых мелких и в самых крупных греховных деяниях, – я сразу разрешил ту психологическую загадку, которую ставило перед моим умом, какое-то странное, необъяснимое состояние, даже во время моего неверия; которое всегда охватывало мою душу при чтении высоких мест Божественного слова; при трогательной молитве кого-нибудь из встречающихся в храме, в часовне; при посещении жилищ таких великих подвижников духа, как Серафим Саровский чудотворец; при встрече с такими великими иноками, полными удивительной кротости, какого-то нечеловеческого смирения и любви, как, например, тот, благослови его Господь в настоящей и в будущей жизни, архимандрит, о котором я говорил выше. Окружающая их Божия благодать животворит, согревает, исцеляет греховную душу, как тепло, излучаемое солнцем, согревает слепца. И мне стало особенно понятно великое служение пастыря, богомольца и паломника, о.Н.И.Смирнова. Я уверен, что он своей деятельностью паломничества, ох, как много подведет из современных Закхеев ко Христу. И мне особенно желательно говорить об этом везде и повсюду, в печати, и в публичных проповедях, чтобы в наших низших, средних и высших учебных заведениях, параллельно с организацией научных и увеселительных экскурсий в Крым, за границу, на археологические раскопки, устраивались и паломнические экскурсии по святым местам России. Я уверен, это приведет ко Христу детских и юношеских душ, сначала, быть может, нашло бы очень мало желающих, подверглось бы самым невозможным насмешкам, вышучиваниям, но останавливаться над этим, обращать внимание на это не следует: такое явление, как противодействие дьявола весьма естественно, и, если его не будет, это будет очень печально, как живое подтверждение того факта, что мы стоим далеко не на верном пути в стремлении ко Христу, – но зато плоды этого предприятия потом будут неизмеримы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010