Но даже когда «грянет гром», когда постигает нас болезнь, мы вместо того, чтобы каяться и благодарить Бога за вразумление, часто впадаем в уныние, малодушие, ропот. Да, непросто радоваться исцеляющей нас боли, благодарить Небесного Отца за спасительное для нас страдание, – для этого нужны мудрость и мужество, но такая наука необходима христианину. Смысл болезни – не только в наказании за грехи и призыве к покаянию. Болезнь есть испытание нашей верности Богу Спасителю, средство для возвышения души. Страдание, принятое с терпением и благодарностью, становится христианским подвигом. По учению святоотеческому, «если ты подобен железу, то огонь страдания очистит тебя от ржавчины; если же ты золото, то сей огонь предаст более блеска твоей добродетели». Всероссийский молитвенник преподобный Серафим Саровский говорит: «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига и даже более». Ни в счастливейших Небесах, ни в адской бездне уже не имеет никакого значения, был человек на земле здоров или болен. Ради временного здоровья продать свою душу – это безумие; ради вечного счастья терпеть преходящее страдание – это ничтожная плата за спасение, даруемое Всевышним. И Христос Господь говорит во вразумление тем, кто излишне печется о бренной плоти: Лучше тебе войти в жизнь вечную без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный... Лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает (Мф. 18, 8; Мк. 9, 47–48). Впрямь ли здоровье дороже всего, как полагают некоторые плотеугодники? Здоровье телесное действительно дорого, но оно ничто в сравнении со здоровьем бессмертной души. Тому, как правильно относиться к здоровью тела, учит нас святитель Иоанн Златоуст: «Береги здоровье – храни себя от разврата и непотребства, от небрежности и опрометчивости. Не береги здоровья – не щади и самой жизни, когда этого требуют от тебя Бог, отечество и твое вечное спасение».

http://pravoslavie.ru/49753.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Церковь освящена Крестом Христовым, Его учением, молитвами и таинствами, по выражению катехизиса. Святость неразрывно связана со свободой. Высшая степень святости осуществляется только в свободных действиях свободной твари, у людей и Ангелов. Для того, чтобы положить начало святой Церкви, Господь Иисус Христос принес Себя в жертву, жертву крестную. «Христос возлюбил Церковь, и предал Себя за Нее, чтобы освятить Ее, очистить банею водною, посредством Слова; чтобы представить Ее Себе Славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:26–27 ). Иисус Христос молился о Своих учениках: «Не молю, чтобы Ты взял их от мира, но чтобы сохранил их от зла... Освяти их истиною Твоею... И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» ( Ин.17:15–20 ). Стать причастным святости Божией – в этом и состоит цель жизни христианской. Стать причастным святости Божией можно в различном отношении и в различной степени. У разных святых были разные виды святости, но все они были причастны Святости Божией. Свят был Святитель Николай Чудотворец, свят был и пророк Божий, Илия, свят был и преп. Симеон столпник, свят был и Филарет Милостивый, свят был и преп. Серафим Саровский , и святая Великомученица Варвара, и преп. Мария Египетская, но каждый из них свят был по-своему, хотя святость каждого из них была отображением святости Божией, той или другой ее стороны. И св. Алексий, человек Божией, и св. Александр Невский – оба отобразили в себе Святость Божию, но каждый по-своему, в соответствии со своею натурою и своими дарованиями и со своим назначением. Святость Церкви не есть простая совокупность святых людей: Церковь имеет свою особую святость, присущую Ей, как Церкви, проявляющуюся в Ее богослужении, молитвах, таинствах, и других действиях и явлениях Силы Духа Святого. Святостью Церкви освящаются не только живые члены Церкви, но и их останки, по смерти их, и вещи, им принадлежащие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1) В успокоении души, проистекающего «из свидетельства» доброй совести, которая не укоряет, а успокаивает человека ( 2Кор.1:12 ), и затем из благодатного приближения к Богу, Который успокаивает всех обремененных, приходящих к Нему ( Мф.11:28 ), и Сам вселяется в чистое сердце, делая из него Свою «обитель» ( Ин.14:23 ). «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). 2) Второе сокровище – в духовной радости, или сердечном веселии, происходящем из предвкушения райского блаженства ( Лк.10:20 ), вечной награды: «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф.5:12 ), а также из сознания того, что никто и ничто в мире не может отнять этой радости у любящих Бога: «радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:22 ). В сознании этой истины и ап. Павел восклицает: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы… ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:35–39 ). Отсюда понятно, что непобедимая радость пребывающих в любви Божией есть чудо милости Божией, потому что эта радость не покидает души человека среди бедствий, болезней, гонений и проч.; как три отрока в печи Вавилонской остались неопалимые среди ужасного огня, так и любящие Бога, чистые сердцем, пребывают в радости среди всех ужасов жизни, почему нам и заповедано: «Всегда радуйтесь» ( 1Фес.5:16 ), «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» ( Флп.4:4 ). Это чудо милости Божией явно, во очию исполнялось и исполняется на всех рабах Божиих. Так например, о святых апостолах засвидетельствовано, что когда они были избиты за проповедь Христа, то «они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» ( Деян.5:41 ). Так и прославленный в наши дни преп. Серафим Саровский чудотворец, был всегда исполнен благодатной радости, почему и приветствовал всех радостно: «Христос воскресе!» и называл посетителей: «радость моя».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Редко кто из верующих спасающихся имеет сердце, подобное доброй земле. Это особенные избранники, каковы, например, пророки, апостолы, св. Николай Чудотворец, Серафим Саровский и проч. Большинство святых трудились над очищением сердца от страстей и возделанием его, например мученики, преподобные, св. Мария Египетская и другие. Так и нам надлежит трудиться, дабы не позволить своему сердцу быть проходной дорогой для нечистых мыслей и желаний, а исторгать терние суеты и прельщения из него и терпеть удары молота скорбей и искушений, раздробляющего в нем камни бесчувствия, гордости, злобы и др. Мф. 13, 8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Состояние плодоношения во сто, шестьдесят и тридцать раз, то есть девства, вдовства и супружества, определяется не земным видимым состоянием лиц, а способностью их быть в таком состоянии по существу и благодати. Отсюда одни имеют какое-либо из этих состояний, другие приходят в него разными путями, иногда совершенно несоответственными ему, а то и прямо противоположными. Мф. 13, 8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать; и 23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать. Здесь разумеются женатые, как живущие полнотою чувств душевных и телесных по естеству (в 30 раз); вдовые, как умершие для душевных чувств, связанных с полнотой жизни тела по естеству, а потому ищущие восполнения жизни душевной в чувствах духовных (в 60 раз); не живущие полнотою жизни по душе и телу по естеству (девство, например), а потому мертвые для душевно-телесных чувств и находящие жизнь для себя лишь в духовных чувствах (в 100 раз). В такое состояние Христос может привести (апостол Петр). Мф. 13, 12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. Итак, всякому дается благодать спасения, но не всякий ее принимает. Кто ее не принимает, то хотя он и имеет ее, как даруемую ему туне, но в то же время и не имеет, ибо не принимает; поэтому она отнимается от него. Мф. 13, 25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел. Сон есть погашение духа или от погружения души в грубое плотское состояние, или от отчуждения от Бога по гордости или злобе. При усыплении или погашении духа диавол действует своим злым духом. Когда супруги соединяются в подобном состоянии усыпления духа, особенно оба, и бывает при этом зачатие, то диавол и сеет в новом зародыше будущего человека семена своего духа гордости, развращения и противления истине. Если в обоих супругах жив дух о Господе, то рождаются чада света, Божии, и младенец будет не плевелой, но пшеницей, и особенной избранной пшеницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Дорога ведет нас к автору слов: О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота… ( 1Петр.1,6 ). Это слова апостола Петра, он призывает нас радоваться в скорбях. Закончим приведенную цитату: «к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною». Вот что говорит нам апостол Пётр. И напоминает, что надо трезвиться и бодрствовать, поэтому от него получаем в напутствие: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5,8 ). Идём по дороге к тому, кто со всеми всегда делился пасхальной радостью. Читаем детям: «Преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский чудотворец, в знак постоянной духовной радости о Воскресшем Господе, во всякое время года приветствовал своих посетителей словами: «Христос Воскресе, радость моя!». Ни с чем земным несравнимая, светлая Пасхальная радость побеждает все земные скорби, даёт возможность радоваться и среди величайших страданий… Это ли не чудо любви Божией к Своему созданию…». Последняя подсказка: ищите радугу, она является символом радости. Зачитываем текст: «После потопа явилась радуга, которая стала знаком обещания Бога больше никогда не наводить потоп на Землю: И сказал Бог: «Вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти». Вы добрались до страны Радости — радости жизни с Богом! Какая красивая радуга Завета! Что же обозначают ее цвета? Дидактическая игра «Все цвета радости»

http://azbyka.ru/zdorovie/uroki-trezvost...

«Не кради». Здесь Господь Бог запрещает присвоение того, что принадлежит другим. Виды кражи разнообразны: воровство, грабительство, святотатство (присвоение священных предметов или небрежное обращение с ними), взяточничество, тунеядство (когда получают плату за работу, которую не исполняют), лихоимство (когда берут с нуждающихся большие деньги, пользуясь их бедой) и всякое присвоение чужой собственности путем обмана. Является воровством, когда человек уклоняется от платежа долга, утаивает найденное, обмеривает и обвешивает при продаже, удерживает плату работника и т.д. Побуждает человека красть его пристрастие к удовольствиям и материальным благам. В противовес сребролюбию христианская вера учит нас быть бескорыстными, трудолюбивыми и милосердными: «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделить нуждающимся» ( Еф. 4:28 ). Высокой христианской добродетелью является совершенное нестяжание и отречение от всякой собственности. Это предлагается тем, кто стремится к совершенству: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах,» – сказал Господь богатому юноше ( Мф.19:21 ).Такому евангельскому идеалу следовали многие подвижники, как, например, святые Антоний Великий и Павел Фивейский, св. Николай чудотворец, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский , блаженная Ксения Петербургская и многие другие. Монашество ставит себе целью полный отказ от личного имущества и утех семейной жизни. Девятая заповедь Закона Божия «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Этой заповедью Господь Бог запрещает всякую ложь, как например: ложные показания на суде, доносы, наговоры, сплетни, злословие и клевету. Клевета есть дело дьявольское, ибо само имя “дьявол” значит “клеветник.” Всякая ложь недостойна христианина и не согласна с любовью и уважением к ближним. Ап. Павел наставляет: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что вы – члены друг другу» ( Еф. 4:25 ).Относительно осуждения Спаситель категорически заявил: «Не судите, да не судимы будете!» ( Мф.7:1 ). Ближний исправляется не осуждением или насмешкой, а любовью, снисходительностью и добрым советом. Надо помнить и свои слабости. Вообще, необходимо обуздывать свой язык и воздерживаться от празднословия. Ведь слово – это величайший дар Творца. Животные этого дара не имеют. Когда мы говорим, мы уподобляемся Творцу, слово Которого немедленно становится делом. Поэтому дар слова надо употреблять исключительно для доброй цели и во славу Божию. Относительно пустословия Иисус Христос учил: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» ( Мф. 12:36–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

И так, пообсмотрев монастырские здания, он хотел уже и проститься с монастырём, не получив для души своей никакого духовного дара, но встретил здесь помещика Алексея Неофитовича Прокудина и разговорился с ним. Собеседник предложил генералу зайти к затворнику старцу Серафиму, но генерал только с трудом уступил убеждениям Прокудина. Как только вступили они в келию, старец Серафим, идя к ним навстречу, поклонился генералу в ноги. Такое смирение поразило гордость Л… Прокудин, заметив, что ему не следует оставаться в келии, вышел в сени, и генерал, украшенный орденами, около получаса беседовал с затворником. Через несколько минут послышался из келии старца плач: то плакал генерал, точно дитя малое. Через полчаса раскрылась дверь, и о. Серафим вывел генерала под руки; он продолжал плакать, закрыв лицо руками. Ордена и фуражка были забыты им от горести у о. Серафима. Предание говорит, будто ордена свалились у него во время беседы сами собою. О. Серафим вынес всё это и ордена надел на фуражку. Впоследствии генерал этот говорил, что он прошёл всю Европу, знает множество людей разного рода, но в первый раз в жизни увидел такое смирение, с каким встретил его Саровский затворник, и ещё никогда не знал о той прозорливости, по которой старец раскрыл пред ним всю его жизнь до тайных подробностей. Между прочим, когда кресты свалились у него, о. Серафим сказал: «Это потому, что ты получил их незаслуженно». С особенным усердием заботился старец Серафим о тех, у кого видел расположение к добру; на пути блага он старался утвердить их всеми духовно-христианскими средствами и силами. Впрочем, не смотря на любовь ко всем, о. Серафим к некоторым был строг. Но и с нелюбящими его он был мирен , обходился кротко и любовно. Не было замечено, чтобы он какое-либо дело отнёс к себе или хвалил себя, но всегда, благословляя Господа Бога, говорил: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Псал. 113, 9). Когда же видел, что приходившие к нему внимали его советам, следовали его наставлениям, то не восхищался сим, как бы плодом своего дела.

http://pravoslavie.ru/2041.html

Сердце мое возрадовалось тогда чисто, просвещенно, в сладости любви к Господу “. Но великий подвижник не довольствовался молитвой в храме. Молитве он старался посвятить как можно больше времени. Чтобы ничто не препятствовало ему отдаться молитве, он часто на ночь уходил в дремучий лес, окружающий Саровскую обитель. Необыкновенная лесная тишина, необыкновенное безмолвие п спокойствие в природе среди необъятного лесного пространства особенно настраивает душу человека, необычайно влечет ее ввысь, в горний мир к Тому, Кто Сам необъятен, Кто Сам неограничен никаким пространством.... И святой Серафим всецело, всем своим существом отдавался там молитвенному настроению, всецело сливался в молитве со своим Творцом. Целые ночи напролет проходили y него в молитве, и он часто не замечал, как наступало утро и являлся дневной свет. Окончив ночную молитву, он возвращался в обитель и опять в положенное для Богослужения время стремился в храм, опять молился вместе с монастырской братией... A, когда он из обители надолго ушел на жительство в лес, в уединенную келью (где прожил сначала 15 лет почти безвыходно, a потом еще около 8 лет, приходя на ночь в обитель), то y него почти все время там проходило в молитве. Он молился и утром, и в полдень, и вечером, и ночью. Молился он и тогда, когда он работал, молился и тогда, когда отдыхал. Молитва для него была пищей и питьем, молитва для него была потребностью, дыханием его жизни.... Можно сказать, святой Серафим во всей полноте, в буквальном смысле выполнил апостольскую заповедь „непрестанно молитесь“. Чтобы молитва была угоднее Богу, святой Серафим соединял ее с различными телесными подвигами. Так, живя в лесном уединении, он добровольно принял на себя великий подвиг столпничества. В лесу недалеко от его кельи находился большой и широкий гранитный камень. Святой Серафим всходил на него и молился по целым ночам. Тысячу ночей провел подвижник на нем в молитве. A чтобы нести такой же подвиг и днем, святой Серафим внес в свою келью немного меньший камень и на этом камне молился еще и тысячу дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Велик и славен угодник Божий Серафим. Он так велик, так велик, что трудно и представить себе, чтобы такого величия, такой святости мог достигнуть греховный по своему рождению человек. Своей непрестанной молитвой к Богу, своими великими трудами и подвигами он настолько очистил себя от прирожденного человеку греха и всего греховного, что сделался подобен первому человеку Адаму, вышедшему чистым из рук своего Создателя. И самая жизнь святого Серафима в Саровском лесу напоминала жизнь нашего праотца в раю. Адаму (до его грехопадения) покорны были все звери. – даже и те, которые сделались после хищными и враждебными человеку. Они были дружественными ему, ласкались к нему и служили ему по его указанию... И святому Серафиму так же, как и Адаму, лесные звери были дружественны; они также и ласкались, и служили ему. Всем известно, как к келье святого подвижника ходил медведь, как святой подвижник кормил его из своих рук хлебом, как посылал он иногда его принести из лесу меда для угощения посетителей и т. п.– Адам в раю имел непосредственное общение с Богом. Господь Бог часто являлся ему и беседовал с ним. Точно так же и святой Серафим в своем лесном уединении имел частое общение с небесным миром, – с Самим Господом, с Богоматерью, с ангелами и святыми. Богоматерь, как было указано выше, не раз являлась ему и беседовала с ним. –Так подобен был святой Серафим нашему праотцу, Адаму „первозданному“. Уподобился он и ангелам бесплотным. Так же, как и ангелы, он мог держаться в воздухе, не касаясь земли, как бы не имеющий никакого тела. Однажды святой Серафим стал молиться за привезенного к нему одного больного мальчика. Мальчик лежал тут же, с закрытыми глазами. Через несколько времени он открыл их и посмотрел в сторону святого Серафима. Вдруг он вскрикнул от ужаса. Оказалось, что он увидел угодника Божия молящимся в воздухе, высоко над землей. Великий угодник, заметив испуг отрока, повелел ему умолчать о том, что он видел; „иначе “, говорил он ему, „Господь накажет тебя“. Так был велик и славен по своей жизни святой угодник Божий Серафим. Славна была и его кончина. Она была отмечена особенным дивным знамением. В те минуты, когда он умер и когда, следовательно, душа его возносилась в горний мир, на небе был виден необыкновенный свет. Один из избранников Божиих, иеромонах Глинской пустыни Филарет, вместе с другими вышедши в это утро по окончании Богослужения из храма, указал окружавшим его на этот свет и сказал: „Вот как души праведных возносятся на небо! Это душа отца Серафима возносится “.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010