«Дивен Бог во святых Своих...» ( Пс.67:36 ). Их житиями, которые тогда продавались в виде маленьких разноцветных книжечек, юный Василий буквально зачитывался. Особенно поражала его воображение жизнь пустынных отшельников, сподобившихся на земле равноангельного жития. Высота подвига дивного созвездия преподобных иноков, просиявших в первые века христианства, была необычайно близка его светлой душе. Святые Павел Фивейский, Антоний, Макарий и Пахомий Великие , Мария Египетская... Эти имена рождали в отроке трепетное благоговение и радость. Как с живыми, вел Василий с ними мысленные беседы, вместе с ними переживал их непостижимые подвиги и победы. Все более и более возгоралось сердце его любовью ко Господу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим – благодатный свет Христов коснулся сердца отрока и он услышал сладкогласное пение Небесное. Уже в ту пору открылся для него чудный таинственный мир, перед которым померкло все земное. В сокровенных глубинах чистой детской души рождается мысль о принятии монашеского, ангельского образа. Однако для ближних это намерение до поры оставалось тайной. Будучи рачительными хозяевами, родители Василия не были привязаны к так называемым материальным ценностям, не имея ни малейшей страсти к накопительству. Удивительная доброта была их отличительным качеством. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд», – учит нас Евангелие ( Лк.6:36 ), и верные рабы Божии Николай и Хиония творили дела милосердия, не задумываясь о завтрашнем дне. Они всегда были готовы помочь нуждающимся, приютить у себя странников, обогреть и накормить ближних. Все это не ускользало от внимания пытливого отрока – Василий рос таким же трудолюбивым и сердечным по отношению к ближним. Деревня Вахромеево находилась в 6 верстах от главного приходского села Спасское, входившего в 4-й благочиннический округ Ярославской епархии. Эти места были густо населены и располагались в живописнейшей холмистой местности, щедро украшенной Господом многочисленными рощами и дубравами. Село Спасское выросло на горе при реке Ухре в 75 верстах от Ярославля. В Спасском приходе было два храма: зимний – во имя Преображения Господня с приделом в честь преподобного Кирилла Новоезерского чудотворца, и летний – во имя святителя и чудотворца Николая. Оба храма каменные, прочные. Преображенский был устроен в 1763 году на средства прихожан, а Никольский в 1774 – году стараниями архимандрита Толгского монастыря отца Иринарха. В Спасской церкви находилась чудотворная икона Божией Матери «Знамение». При приходе действовали земская школа, церковно-приходская школа и церковно-приходское попечительство. В разные времена деревня Вахромеево насчитывала от 17 до 25 дворов и от 100 до 130 жителей. В деревне имелась искусно украшенная часовня с. 232; 11, с. 259; 12, с. 537].

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Душе возвышенной и прекрасной свойственно любить высокое и прекрасное. Не знаю, как вы понимаете или как другие объясняют вам значение готической тески камней, по подобию кружева, постановки множества стрельчатов на внешних стенах, отделки дверей в виде многих соединенных радуг, кладки внутренних сводов и стен наподобие уборного терема, или сени из тканей, и обращения алтарей на запад. А по моему мнению, кружевные узоры на готических храмах напоминают христианину, что он должен быть украшением семейства, общества и церкви; стрельчаты, подымающиеся к небу, показывают ему, куда должны быть устремляемы все мысли, чувствования, дела и цели его; радугообразные двери, ведущие в храмы, знаменуют, что в эти святилища надобно входить, примирившись с ближними, потому что там совершается примирение Бога с людьми, знамением коего служит радуга; внутренность храма, наподобие сени из тканей, есть как бы колыбель, в которой души питаются таинственным брашном и убаюкиваются словом о Боге и пением о небе; алтари обращены на запад по воспоминанию об иерусалимском храме, в котором древле входили с востока навстречу Солнцу правды, воссиявшему из погребального вертепа, стоящего в западной части сего храма. Ваши рассуждения о картинах миланских я сравнивал с своими заметками о них. Оказалось, что вам понравились почти те же самые картины, коими любовался и я. Чем же условливалось одинаковое наслаждение наше одними и теми же произведениями художественной кисти? Одинаковой настроенностью душ? Нет. Оно условливалось истинной красотой этих произведений, которая одинаково приятна всем, и взрослым, и малым, и добрым, и злым, и мудрым, и простым. Истина в красоте, или красота истины подобна привлекательной силе земного шара, притягивающей к себе яблоко и желудь, золото и олово. Степени продолжительного наслаждения изящными искусствами разны у разных людей, смотря по внутреннему настроению душ их. Вы просидели бы целый день у картины Гверчини, представляющей удаление Агари из кущи Авраама. А я не отошел бы от картины Сальватора Розы, на которой изображен преподобный Павел Фивейский, в час бури молящийся с воздетыми к небу руками у входа в пещеру подле сломленного и исщепанного дерева.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Монашество – служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты. Монашеская жизнь – сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина2, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству. b. Формы монашеского жительства. С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие. Отшельничество – это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена. Скитское житие – это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий. Общежитие – это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий. II. Монастыри а. Общие положения " Монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры " (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

http://religare.ru/2_94799_1_21.html

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты. Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина 2 , как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству. b. Формы монашеского жительства. С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие. Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена. Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий. Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий. II. Монастыри а. Общие положения «Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

http://patriarchia.ru/db/text/2255384.ht...

Но как раз ни того, ни другого не было в жизни Залитского затворника. В этом смысле отец Николай оказался тем редчайшим исключением из общего правила, которое не принято выставлять в качестве образца для подражания. Родился он 24 мая 1909 года в погосте Самолва Гдовского уезда Петербургской губернии в семье частного землевладельца. В 1926 году он закончил Гатчинское педагогическое училище, а в 1929 году получил неполное педагогическое образование в Ленинградском институте, из которого был исключен за то, что на собрании высказался против закрытия одного из близлежащих храмов. После этого он был репрессирован и семь лет провел в Сыктывкаре в заключении. Выйдя из заключения, Николай работал учителем в школах Тосненского района, так как в Ленинградской прописке ему было отказано. Во время войны он не был мобилизован по причине болезни ног, которые он повредил себе шпалами на работах в лагере. После того, как Гдовский район был оккупирован немецкими войсками, Николай вместе с другими жителями был угнан немцами в Прибалтику. Здесь он становится студентом Виленской семинарии, открытой в 1942 году. Проучившись два семестра в ней, он был рукоположен в священный сан митрополитом Сергием (Воскресенским) в Рижском кафедральном Христорождественском соборе и затем служил на разных приходах Прибалтики. В 1949–1951 годах отец Николай обучался на заочном секторе Ленинградской семинарии, а в 1951 году был зачислен на первый курс Академии, но, отучившись в ней заочно один год, продолжать далее обучение не стал. В 1958 году попал на остров Залит, на котором и провел остальные сорок четыре года своей жизни. В этом перечне фактов его биографии мы не обнаружим ни длительного пребывания в обители, ни продолжительного окормления у опытного духовника. Следовательно, те благодатные дары, которые он заключал в себе, образовались при непосредственном Божием водительстве. В истории Церкви были такие подвижники, которые достигали духовного преуспеяния без видимых руководителей. К ним относятся преподобные Павел Фивейский, Антоний Великий , Мария Египетская и другие. Эти люди, как утверждает прп. Паисий Величковский , «чудесне, по особому смотрению Божию, нарочне были позваны к такому житию, которое совершенным и бесстрастным единым приличествует и ангельския крепости требует».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gurjan...

Так, известно, что преподобный Павел Фивейский, древнейший египетский анахорет 1 , иногда именуемый «монахом до монахов», проживший более ста лет и почивший в 40-е годы IV столетия, в течение многих десятилетий совершал свой духовный подвиг как раз в пещере. По преданию, здесь преподобного Павла и нашел «отец монашествующих» преподобный Антоний Великий, получивший от него наставление. Сам преподобный Антоний (ок. 251 – ок. 356) также некоторое время подвизался в пещере, располагавшейся на горной вершине. Вот как ярко описывает свой непростой путь к этой пещере знаменитый путешественник по святым местам, историк, начальник первой Русской духовной миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский; 1804–1885): «Чем ближе мы подходили к колыбели монашества, тем круче и стропотнее становилась стезя, ведущая к ней. Во многих местах надлежало взлезать с уступа на уступ и цепляться руками. Я четыре раза немного отдыхал на камнях. Жажда измучила меня. Чем более пью воду из кожаного меха, тем более сгораю и томлюсь от горечи во рту. Не понять бы мне, как столетний старец Антоний сходил и восходил по такому стропотному месту, если бы вера не сказала мне, что его носила всемощная благодать Божия… [Пещера] имеет вид лжицы с узкой рукоятью, темновата и прохладна, не низка, но и не высока. Естественный свод ее, треснувший, походит на островерхую кровлю сельской избы. На нем виден как бы дракон ребристый и черный. Он напомнил мне явление диавола святому Антонию в зраке сего чудовища. В одной стене пещеры иссечена полочка для поклажи хлеба или книги. Так как слой горы в этом месте состоит из стекловидного хряща, похожего на белый мрамор, окрашенный легкой желтизной, то я думаю, что древние египетские каменосечцы извлекли оттуда несколько кусков мрамора для убранства палат или капищ фараоновых, и оттого осталась тут пещера с искусственным междустением. Она впоследствии послужила колыбелью монашества» 2 . Христиане испытывали особое благоговение перед пещерническим подвигом отшельников, прославляя их за полную и жертвенную самоотдачу Христу, за совершенное отречение от мира, за переносимые в подземных жилищах тяжелые испытания, а также за ту предельную меру святости и глубочайшего духовного опыта, которых они сподобились в пещерном жительстве.

http://e-vestnik.ru/analytics/nebesnye_p...

Таким преддверием Лета Господня и стала литургия в бутовском деревянном храме Новомучеников и исповедников Российских с проповедью-рассказом о последнем лете убиенного здесь священномученика Владимира Амбарцумова. А потом отец Кирилл провел для всех собравшихся на литургию экскурсию по территории Бутовского полигона, заодно ответив на вопросы. Какова степень нашей любви? – Отец Кирилл, почему современнику проще воспринять святость далеких от нас первомучеников, чем близких по времени новомучеников? – Именно из-за того, думаю, что к чину новомучеников оказались причислены самые простые люди. Даже среди священномучеников множество простых сельских батюшек, служивших где-то в глубинке, на не особо крупном приходе. У каждого из них были какие-то свои житейские проблемы: то корову украдут, то еще что-нибудь неладное… А потом – раз! – задали ему вопрос, и он устоял! И стал святым. А так, казалось бы, по жизни – что в нем такого-то? – обычный человек. Но выстоял и стал святым! Такова история практически каждого новомученика: сколько среди них простых мирян, прихожан! Жил человек простой, непримечательной жизнью, старался грехов избегать, в общем-то, как и все, ничего особенного… И вдруг – он святой. В этом-то и заключается сложность их почитания. Задали ему вопрос, и он устоял! Обычный человек. Но выстоял и стал святым К великому сожалению, у нас не так много известно о жизни даже прославленных новомучеников. Но иногда встречаются такие трогательные истории. В Бутово, например, расстрелян отец Константин Успенский († 25.11.1937). Он служил в Подмосковье, в Орехово-Зуевском районе. Обвинение ему было предъявлено в том, что он на Преображение угощал прихожан яблоками из своего сада. Его икона так и написана: в руках он держит корзинку с яблоками. – А прославлен он был среди сонма новомучеников на Преображение 2000 года! – Да. Русь-то на самом деле особо явила свою святость не тогда, когда Православие считалось государственной религией, а в тот момент, когда Православие оказалось гонимо. Именно тогда, когда Русская Церковь оказалась на грани уничтожения, Русь и просияла с особой силой! В этом величие подвига новомучеников. Мы не можем совершать таких подвигов, как, например, преподобный Павел Фивейский. Кто из нас может пойти и прожить 90 лет в пустыне? У кого из нас есть такая вера, чтобы по вере нашей ворон нам еду каждый день таскал? И у кого такая мера постничества, чтобы нам этих утащенных откуда-то вороном краюшек хватало? Ну, протерпим мы где-нибудь в уединении несколько месяцев. А дальше – стремглав оттуда.

http://pravoslavie.ru/139599.html

Что же приводят в свое оправдание ревнители древнего благочестия? Не осмеливаясь отрицать высокого значения таинства Св. Причащения, глаголемые старообрядцы успокаивают себя обыкновенно тем, что будто бы многие святые спаслись, не приобщаясь Св. Таин. Таковы, говорят они: Павел Фивейский, Мария Египетская, Феоктиста и др. (Поморск. отв. 20 – 21). Но, во-первых, было бы слишком дерзко с нашей стороны приравнивать себя к великим подвижникам благочестия; во-вторых, несправедливо утверждать, будто бы поименованные святые во всю жизнь не причащались Св. Таин. Хотя в житиях их и не упоминается прямо о их причащении, но это молчание никак не дает еще права заключать, что они действительно не причащались. Древние повествователи о жизни святых имели, в виду возбудить в читателях ревность к особенно-высоким подвигам. То, что в жизни святых было обыкновенного, всеми православными исполняемого, о том, очевидно, не настояло надобности и говорить. Здесь с благочестивым вниманием остановимся на некоторых примерах из житий святых, дабы наглядно видеть, как великие угодники Божии, не смотря на то, что дела их были действительно высоки, всегда ревновали о причащении Св. Таин. Поведем речь прежде всего о тех именно святых, которых глаголемые старообрядцы поставляют в разряд якобы никогда не удостоившихся св. евхаристии. Вот что сообщает нам жизнеописатель о преподобной Феоктисте. 1 . Один охотник отправился с своими товарищами по ремеслу на пустынный остров Парос, что на Эгейском море, ловить зверей; на пути он отстал от них. И вот, бродя по пустыне, случайно встретил церковь во имя Пресвятой Богородицы, от времени пришедшую в запустение, и войдя в нее, предался горячей молитве. Молясь же, заметил на земле небольшую ямку, в которой, кроме воды, находились еще зерна одного растения, так называемого солнечника ( илиотропион ). Предположив по этим признакам, что в полуразрушенном храме живет кто-либо из святых, он вышел, твердо решившись побывать здесь еще раз на обратном пути. Через несколько дней, когда уже достаточно было наловлено, всякой дичи, охотники собрались домой, – а были они родом с приморской горы Эвбеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В ответном слове гости сердечно поблагодарили митрополита Дионисия за прием, оказанный им Русской Православной Церковью. В ходе встречи делегацией Коптской Церкви было сделано заявление с призывом к скорейшему освобождению митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана. В тот же день делегация вылетела из Москвы в Каир. В международном аэропорту «Домодедово» гостей из Египта провожали: епископ Луховицкий Евфимий; секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов); представитель Коптской Церкви в России иеромонах Дауд эль-Антони; настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова); насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря игумен Павел (Полуков); сотрудник ОВЦС С. Г. Алферов; студенты Сретенской духовной академии. В составе посетившей Россию делегации были: настоятель монастыря преподобного Иоанна Колова в Эль-Аламейне (египетская провинция Матрух) епископ Дискорос – глава делегации; управляющий Луксорской епархией епископ Иосиф; викарий Луксорской епархии епископ Иоаким; настоятель монастыря во имя святого мученика Фомы и монастыря во имя святого мученика Виктора в Хадабе (провинция Южный Синай) епископ Фома; настоятель монастыря преподобного Пахомия Великого (провинция Асуан) епископ Арсений; ответственный секретарь Патриаршей резиденции в Александрии протоиерей Авраам Эмиль Наги; насельник монастыря преподобного Пахомия Великого иеромонах Антоний эль-Бахоми; благочинный монастыря преподобного Павла Фивейского в Восточной пустыне близ Красного моря иеромонах Херувим анба-Пула; насельник монастыря преподобного Павла Фивейского иеромонах Пимен анба-Пула; Патриарший советник доктор Антон Милад; сотрудник Коптской Патриархии, специальный представитель по вопросам церковного строительства доктор Адель Эльменчави. Распечатать публикацию Поделиться: Page is available in the following languages Подпишитесь на наш телеграм канал, чтобы быть в курсе актуальных новостей и статей!

http://mospat.ru/ru/news/90687/

ОНИСИФОР (2-я пол. XI в.- 1-я пол. XII в.), прп. (пам. 9 нояб., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерский, иером., исповедник ОНУФРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 21 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, Молчаливый ОНУФРИЙ († 12 июня 1492 (?)), прп. (ам. 12 июня и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Мальский, Псковский, основатель Онуфриева Мальского в честь Рождества Христова мужского монастыря ПАВЕЛ (XIII-XVII вв.?), Киево-Печерский, Послушливый, прп. (пам. 10 сент., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам ПАВЕЛ (1317-1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры ПАМВА (Памво; 2-я четв. XIII - 1-я треть XVII в. (?)), прп. (пам. 18 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, иером., затворник, Послушливый, в Дальних пещерах почивающий

http://pravenc.ru/rubrics/123220_6.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010