Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Слово в Неделю о Закхее. Преподобного Павла Фивейского 21.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , О Закхее , Преподобного Павла Фивейского Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! После Крещения Господня Церковь вступает во время подготовки к Великому Посту. Завтра мы услышим Евангелие о Закхее, а затем будет Неделя мытаря и фарисея, и прозвучит первое великопостное песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». На предстоящей неделе — праздники преподобных отцов, которые просияли в подвиге покаяния и поста: таких, как Антоний Великий, Макарий Великий и Евфимий Великий; как святители Кирилл и Афанасий Александрийские, связанные с подвигом преподобничества; как преподобные Кирилл и Мария — родители преподобного Сергия, игумена Радонежского, и как преподобный Максим Исповедник. Сегодня память преподобного Павла Фивейского, который является отцом православного монашества. Он жил в IV веке. Когда начались гонения на Церковь Христову при императоре Декии, он бежал в пустыню Фиваидскую, которая находится в Египте, и, поселившись в пещере у скалы, в течение более чем девяноста лет жил в уединении, никем не знаемый, кроме Бога. Он питался пищею, которую ему приносили вороны (это были хлеб и финики), и одевался листьями пальмового дерева. О жизни Павла Фивейского стало известно от другого столпа монашества — преподобного Антония Великого, которому было откровение от Бога после дивных подвигов в пустыне. Когда преподобному Антонию пришел помысел, что нет, наверное, никого, кто был бы выше его в подвиге подвижничества, Господь сказал ему: «Антоний, ты не знаешь человека по имени Павел, который выше тебя. Он живет в глубине пустыни. Иди и узнай, что это за человек». Преподобный Антоний отправился в глубь пустыни, и ангел-хранитель помог ему найти подвижника, который вышел из пещеры, когда Антоний к ней приблизился, и назвал его по имени. Они обнялись, и между ними произошла длительная, благодатная беседа о тайнах жизни, о тайне Бога и человека, во время которой к ним прилетал ворон и приносил хлеб, чтобы подкрепить их телесные силы.

http://moral.ru/слово-в-неделю-о-закхее-...

Прп. Павел Фивейский. Роспись ц. Св. Троицы мон-ря Сопочани. Ок. 1265 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia П. Ф. род. в Н. Фиваиде в богатой христ. семье, получил хорошее образование, владел коптским и греческим языками. В 16 лет остался сиротой и единственным наследником родительского состояния. Во время гонений при императорах Деции (249-251) и Валериане (253-260) П. Ф. укрывался в своем имении. Муж его сестры, несмотря на уговоры и слезы супруги, решил ради наследства донести на святого языческим властям. П. Ф. спасся бегством в пустыню, там у подножия одной горы он нашел пещеру, заваленную камнем, к-рая оказалась пригодной для жилья. Вместо каменного свода ее потолок образовывали пальмовые ветви, а из земли бил небольшой родник с чистой водой. Поблизости сохранились остатки мастерской фальшивомонетчиков, чеканивших здесь деньги во времена Антония и Клеопатры. П. Ф. подвизался в полном уединении, пищей ему служили плоды пальмы, а одеждой - ее листья. Когда святой достиг 113 лет, прп. Антоний Великий , в то время 90-летней старец, в ответ на пришедший ему тщеславный помысел, что нет монаха, живущего в пустыне дольше и лучше, чем он, получил во сне откровение, что такой подвижник есть, и поспешил повстречаться с ним. В 1-й день прп. Антоний увидел кентавра, к-рый правой рукой указал ему путь к П. Ф. На 2-й день он встретил фавна или сатира, к-рый подал ему пальмовые плоды и попросил молиться за его сородичей Христу, Который, как они слышали, уже пришел на землю ради спасения мира. На 3-й день почти лишившемуся сил прп. Антонию волчица указала вход в пещеру. П. Ф. не сразу открыл ему, но преподал урок смирения. Когда же П. Ф. вышел к гостю, оба с радостью приветствовали друг друга, назвав по имени. Этот день святые провели в беседе, во время к-рой ворон принес им целый хлеб, хотя на протяжении 60 лет П. Ф. получал только половину. После ночного бдения П. Ф. сказал о своей скорой кончине и попросил похоронить его в мантии свт. Афанасия I Великого , которая, как он знал, была у прп. Антония в келье. Пораженный такой прозорливостью старца, прп. Антоний сразу отправился в свой мон-рь, надеясь, что, вернувшись, еще застанет П. Ф. в живых. На обратном пути прп. Антоний увидел торжественное восхождение подвижника на небеса в окружении ангелов, пророков и апостолов. Он поспешил к его пещере и нашел П. Ф. уже умершим в молитвенной позе. Могилу для преподобного вырыли 2 неожиданно появившихся льва. Благословив и отпустив животных, прп. Антоний похоронил П. Ф. и на др. день, взяв с собой сплетенную из пальмовых ветвей тунику П. Ф., вернулся к себе. Он рассказал о случившемся ученикам, а тунику надевал в дни Пасхи и Пятидесятницы.

http://pravenc.ru/text/2578583.html

1 В кн. Lowrie D. A. Christian Existentialism: A Berdyaev Anthology. London, 1965. — P. 86—87. 2 См. The Trinity and the Religious Experience of Man. New York/London, 1973. — P. 66. 3 Солженицын А. И. В круге первом. Роман. Кн. I//Малое собрание сочинений. Т. I. М., 1991. — С. 101. 4 Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах//Собрание сочинений. IV. Paris. 1989. — С 99. Ср. Florensky P. Salt of the Earth: Or a Narrative on the Life of the Elder of Gethsemane Scete Hieromonk Abba Isidor. Platina, 1987. — P. 11. (Русский оригинал: Соль земли, то есть Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским//Священник Павел Флоренский. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., 1994. — Пер.) 5 Jacob of Serug. Homily on Simeon the Stylite/Trans. S. A. Harvey, ed. V. L. Wimbush//Ascetic Behavior in Greco-Roman Antiquity: A Sourcebook, Studies in Antiquity and Christianity. Minneapolis, 1990(далее — Ascetic Behavior). — P. 21—22. 6 Ascetic Behavior (Vaage L. A.). — P. 117. 7 Philo. On the Contemplative Life 8.66//Ascetic Behavior. — P. 149. 8 On Hermits and Desert Dwellers, lines 329 ff//Ascetic Behavior. — P. 75. 9 Арсений 1//Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993 (далее — Арсений с указанием номера сказания), также PG 65. 10 Арсений 28. 11 Арсений 13. 12 Макарий 26//Достопамятные сказания... (далее — Макарий с указанием номера сказания), ср. Макарий 40. 13 Преподобный Павел Фивейский. — Пер. 14 См. Vita by Jerome//Ascetic Behavior. — P. 357—369. Сам Павел, возможно, и легендарен, но его история типична. В то время многие реальные люди, чья жизнь исторически зафиксирована, ушли в пустыню подобно Павлу Фивейскому и стойко избегали контактов с другими. 15 Библиографию работ об авторстве Жития Антония см. в кн. Petersen A. Athanasius and the Human Body. Bristol, 1990. — P. 33, примеч. 69.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3481...

Сознают ли лица, бывшие по рождению, крещению и воспитанию в Церкви православной и уходящие, или ушедшие, в католичество или другое какое-либо не православное вероисповедание или же в штунду, пашковщину и толстовщину, – сознают ли они все то, что они оставляют и то, что принимают, и до какой крайности и до какого лишения они доходят?Установим определенную точку зрения на православную Церковь и на другие вероисповедания и секты.Что же? Неужели Церковь и вера православная есть одно только название без исторического значения и без полной силы истины и жизненности, – или же это есть твердое и непоколебимое здание Небесного, Вечного, Премудрого и Всемогущего Архитектора-Бога, как гора великая и чудная, на которой и в которой живет и действует непрестанно ко спасению всех верных Сам Господь и Глава церкви – Иисус Христос?Имя ли одно – Церковь православная, без действительного православия и без величайшей, неописанной силы, непобедимой никакими силами ада? Разве ей не присуще непрестанное торжество над всеми кознями видимых и невидимых врагов и над человеческими ухищрениями и нелепыми баснями?Разве Церковь православная одиноко стоит в мире, без славных и громких свидетелей её истины и православия, её чудной животворности и спасительности, даже до нашего времени? Разве не за нас непрестанно стоит Сам Всеистинный и Всемогущий, Всеспасающий Глава церкви – Христос, исполняющий ее славою и спасением и непобедимою силою Своею? Разве не с нами всегда пресвятая Владычица Богородица, источающая непрестанно чудеса милости православно-верующим и усердно молящимся? Разве не за нас и не с нами все Апостолы и Пророки со своими боговдохновенными писаниями, чистого смысла коих мы не нарушили ни на йоту? Разве не с нами и не за нас все Мученики, добре веру сохранившие и подвиг окончившие и увенчанные от Подвигоположника Христа венцами славы и нетления? Разве не за нас и не с нами вселенские великие учители и святители – Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Чудотворец, Григорий Нисский и Златоустый Иоанн? Разве не с нами и не за нас – адаманты православия – преподобные отцы: Антоний Великий, Афанасий Афонский, Павел Фивейский, Исаакий Далматский, златая струя православных писаний и медоточивых песней, Иоанн Дамаскин, и наши русские преподобные отцы: Антоний и Феодосии Печерские, Сергей Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Варлаам Хутынский и все другие чудные преподобные отцы наши? Знают ли лица, отрекающиеся от православия, и те интеллигенты наши, которые считают безразличною всякую веру, даже магометанскую и буддийскую, – знают ли они, каковы были столпы православия, все наши благоверные святые князья: Равноапостольный Владимир, избравший из всех христианских вер – православную, особенно же св

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1009...

31. Слово в день обретения мощей Преподобнаго Сергия (Говорено в лавре его, июля 5 дня; напечатано в собраниях 1822, 1835, 1844 и 1884 гг.) Проидоша в милотех, и в козиях кожах, лишени, скорбяще озлоблени, ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных. Ebp. XI, 37–38 . 1822 Что это за люди, которых столь несообразными, по видимому, чертами описывает Апостол? Он ценит их дороже целаго мира: «ихже не бе достоин весь мир»; но в то же время показывает, что они брошены так, как бы ничего не стоили, потому что не имеют ни порядочной одежды, ни пищи, ни безопасности, ни жилища: «проидоша в милотех, и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени, в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных». Может быть, мир не узнает, или не захочет узнать сих добровольных изгнанников мира: но вам не должно быть трудно узнать их, обитатели священной пустыни! Это наши предшественники, хотя, может быть, большая часть из нас отстали от них так далеко, что мы оскорбляем их, называясь их последователями. Если нужно указать на лица: таков был Илия Фесвитянин, котораго, как приметно, Апостол особенно имел пред очами, когда писал свое изображение великих странников мира; – Илия, который затворял и отверзал небо, низводил дождь и огнь, призывал глад и плодородие, а сам едва находил пропитание, иногда чрез пустыннаго врана, иногда чрез убогую вдовицу; словом истреблял живых, дуновением воскрешал мертвых, но сам убегал в пустыню «души ради своея», то есть, по причине опасности жизни, и, утомленный преследованиями врагов, «просил души своей смерти» (3 Царст. XIX, 3. 4). Таков был Иоанн Креститель, котораго «болий не воста в рожденных женами» ( Mamф. XI, 11 ), по свидетельству самой Истины, но который жил в дикой пустыне, носил грубую одежду, питался акридами, окончил свое поприще темницею и мечем. Таковы были после Павел Фивейский, Антоний Великий , Макарий Египетский , Ефрем Сирийский и множество других, которые из мрака пустынь, как звезды, просияли светом духовным, и озарили вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Архив Пн «Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества 14 марта 2024 г. 20:17 Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает П.Ю. Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 2, 2024 , PDF-bepcuя ). Начало монашеского пещерного жительства и древнехристианские пещерные монастыри Среди древних монашеских обителей особое место принадлежит пещерным монастырям. Создававшиеся в глубинах земли храмы, иноческие кельи, усыпальницы, хозяйственные помещения — природные или выкопанные людьми, насельниками подземных обителей, зачастую многоуровневые — являлись местом напряженного иноческого подвига, зримым свидетельством полного отречения от мира с его временными благами и изменчивой красотой, совершенного погружения в молитвенную жизнь во Христе. Известно, что в первые столетия бытия Церкви христиане совершали свой духовный и молитвенный подвиг под землей вынужденно: скрывались от преследований язычников в катакомбах, куда спускались для совершения богослужений, ради молитвенных собраний и тайных встреч; здесь же погребали и первых христианских мучеников. Однако со временем христианские подвижники стали избирать пещеры уже свободно и сознательно, сначала устраивая в них подземные отшельнические кельи, а затем — уже ради совместной молитвы — пещерные храмы и даже целые общежительные монастыри. Первые христианские аскеты подвизались именно в пещерах. Так, известно, что преподобный Павел Фивейский, древнейший египетский анахорет 1 , иногда именуемый «монахом до монахов», проживший более ста лет и почивший в 40-е годы IV столетия, в течение многих десятилетий совершал свой духовный подвиг как раз в пещере.

http://patriarchia.ru/db/text/6111615.ht...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Ночью в пустыне 09.09.2014 410 Время на чтение 4 минуты В наших намерениях вовсе не было заехать ещё и к Павлу Фивейскому. Накануне мы даже не знали, где это. Ближайшее намерение было совсем иное: от монастыря Антония Великого вернуться к побережью и провести час, другой в первом подвернувшемся кемпинге, чтобы, перед рывком к Суэцкому перешейку, искупаться, наконец, в море. Но монахи напоследок сказали нам, что тут неподалёку есть ещё одна древнейшая обитель, и в ней жил большой друг преподобного Антония - Павел из Фив, и многие считают не Антония, а как раз его, Павла, самым первым во всём Египте и на всём свете христианским отшельником. Тем более, что так считал и сам Антоний. Не зря же он дважды от своей горы ходил через пустыню пешком, чтобы успеть застать престарелого Павла в живых. Мы долго не размышляли. Если уж старенький Антоний пешком ходил, то стыдно нам будет не добраться туда по асфальту на микроавтобусе. Но на всякий случай перед отправкой всё же проверили у антониевцев: точно ли в обители Павла не откажутся во время Великого поста принять нечаянных пришельцев из России? А то ведь был уже два дня назад обидный от ворот поворот, когда, несмотря на наши воздыхания и увещевания, вратарники Макария Великого за свою глухую ограду нас так и не впустили. Извечная, тысячелетиями оправданная чёрствость. Но не будь её, может, и остовы этих суровейших крепостей духа давно бы исчезли в пустыне под толщей песков или заросли плантациями бананов. Нам оставалось, укротив своё разочарование, пропеть перед высокими, без единого оконца стенами «Царю Небесный, Утешителю...» и уехать дальше. Зато здесь вот, у Антония, сторожа без осторожных расспросов приняли, и к нам сразу вышел сдержанно-приветливый молодой инок со знанием английского, показал самые старые храмы, а в них самые, возможно, давнишние фрески, вывел за околицу монастыря на раскалённый солнцем каменистый путь к металлической лестнице, поднявшись по которой и миновав закрытый храмик, мы уже сами, без сопровождения, одолевали неровные, вытесанные в скале ступени. Чтобы оказаться, наконец, у входа в пещерку, больше похожую на преузкую щель.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Ситуация в Египте глазами православного священника Интервью архимандрита Леонида (Горбачева), настоятеля Храма Св.Димитрия Солунского 15.02.2011 553 Время на чтение 3 минуты Церковь святого великомученика Димитрия Солунского расположена недалеко от центра египетской столицы, в районе Зейтун. Квартал небогатый, но тихий и спокойный. Во всяком случае, таким он считался до последних событий. Но сейчас уже не поймешь, какие районы тихие, какие - нет, машет рукой настоятель церкви. Архимандрит Леонид (Горбачев) - Представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки. То есть, переводя на светский язык - посол Русской Православной церкви на Африканском континенте. Египет, где ступал Спаситель считается частью Святой Земли, а здешняя православная община входит в число древнейших. Отношение к египетской земле у христиан особое еще и потому, что эта страна считается родиной монашества. «Именно здесь под Александрией, и, особенно, под Фивами (нынешний Луксор), где подвизались преподобный Антоний Великий и Павел Фивейский, появились первые отшельнические скиты и монастыри» , - напоминает отец Леонид. Было это еще в те времена, когда египетских христиан преследовал всемогущественный Рим. Пришедшие в Египет в 7 веке арабы уважали христиан как «людей Книги», то есть Писания. И, за редчайшими исключениями (как, например, при некоторых халифах династии Фатимидов) христиане, и быстро ставшие в Египте большинством мусульмане жили мирно. До недавнего времени казалось, что иначе и быть не может. Последняя серия нападений на церкви (самое дерзкое было совершено в новогоднюю ночь в Александрии) впервые за долгое время заставила прихожан всех церквей - коптских, православных и армянских, задуматься о своей безопасности. А последние бурные события добавили оснований для тревог. «Когда грянули эти тревожные события многие из нас просто не могли поверить своим глазам. От привычной мирной жизни за один день не осталось и следа. На заправках пропал бензин, закрылись банки, с полок магазинов стали исчезать самые обычные продукты. Начались поджоги и грабежи больших супермаркетов, и днем и особенно по ночам звучали выстрелы - в том числе, судя по звуку, из автоматов. Не удивительно, что многие прихожане, главным образом женщины, в этой обстановке растерялись, не знали, что им делать », - говорит отец Леонид.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

иерей Иоанн Молдавчук Скачать epub pdf Свидетельство Древней Церкви об истории возникновения чинопоследования пострижения в монашество Иже не приимет креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин» ( Мф. 10, 38 ). Монашество явилось и живет в Христианской Церкви как результат глубокого покаяния христианина в своих грехах и стремление его к высшим подвигам нравственного совершенства. Своим развитием и внешней организацией христианское монашество обязано Египту, который считается его родиной. Историк восточного монашества Бесс видит в этом как бы награду Египту за то, что он приютил гонимого Иродом Христа-младенца 1 . В христианском же Египте должен был получить свое начало, а отчасти и развитие, чин пострижения в монашество. Итак, какие сведения предоставляет нам история восточного монашества о чине пострижения? Содержание современного чина пострижения предполагает полную и законченную внешнюю организацию монашеской жизни. В нем соединяются два элемента: монастырский и церковный. Это, с одной стороны, прием игуменом и братией пришедшего в монастырь, а с другой – благословение на новую жизнь, преподаваемое ему через священника Церковью , ее молитвы за него, освящающие его доброе намерение и подающие ему благодатную помощь в нравственных подвигах. Безусловно, первоначально монашество, в том числе и египетское, не имело сколько-нибудь установившейся организации, а следовательно, и определенного чина пострижения. Поэтому в древнейшей истории монашества можно усмотреть только зачатки такого чинопоследования. Монашество в Египте сначала становится известным в форме уединенного отшельнического подвижничества. Молва о подвигах отшельников привлекала к ним внимание всех, ищущих совершеннейшей и святой жизни, желающих последовать их примеру. Вступающим на трудный путь христианского подвижничества необходимо было руководство. Их руководителями становились те лица, подвиги которых вызывали всеобщее внимание, например, такие знаменитые подвижники, как преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пётр Сладкопевцев Общий очерк подвижничества в Святой земле В III веке по Р. Х., когда в Египте святые Павел Фивейский и Антоний Великий , ревнуя о высшем нравственном совершенстве, проводили жизнь в строгом уединении, в необычайных трудах христианского самоотвержения и таким образом полагали начало иноческой жизни христианской Церкви, в горах Иудейских подвизался в пещере отшельник, коему выпал великий жребий – положить начало подвижничества в Святой Земле. Это был преподобный Харитон Исповедник. Слух о необыкновенных подвигах и высоких добродетелях отшельника распространился далеко, и скоро собрались около него ревнители благочестия и подражатели равноангельской его жизни, явилась первая, знаменитейшая в Святой Земле лавра – Фаранская. Почти одновременно в окрестностях Газы подвизался другой великий отшельник. Это был Иларион, ученик Антония Великого , подобно своему учителю, также заслуживший название Великого. Скоро и к преподобному Илариону стали являться люди, искавшие убежища от суеты мирской, желавшие высшего нравственного совершенства. Святой подвижник принимал всех, и окрестная пустыня населилась бесчисленным множеством ревнителей благочестия, а около места подвигов великого старца явилась благоустроенная обитель. Когда же имена Харитона Исповедника и Илариона Великого огласили христианский мир и наполнили его славою их необыкновенных подвигов и высоких совершенств, в Палестину устремились с разных сторон люди, жаждавшие спасения души; избирая места, ознаменованные какими-нибудь священными событиями или отличавшиеся пустынным положением, они любили здесь жить и подвизаться о Господе. Стремление христиан в Палестину для иноческих подвигов усилилось особенно в первой половине следующего столетия, когда, как яркое светило, воссиял в ней великий Евфимий и славою своих дивных подвигов и добродетелей озарил христианский мир. И процвело иночество в Палестине, так же как в Египте и других странах. Сион, Елеонская гора, Вифлеем, горы Иудейские, гора Искушения, Кармил, пустыни Фаранская, Зиф, Иерихонская, долины Иосафатова и Иорданская увидели подвижников Креста Христова и огласились их священными песнопениями и славословиями Богу. В диких пещерах, в непроходимых дебрях и ущельях, которыми наполнены особенно горы Иудейские и гора Искушения, подвизались отшельники, служа Богу день и ночь постом и молитвою, никому не ведомые, беседуя только с единым Господом. Сделались знаменитыми самые пустынные и неизвестные места: Рува, Каламон, Хузива, Пентокль, как места необыкновенных подвигов славных отшельников. Возникли в разных местах благоустроенные лавры и киновии, в которых находилось все необходимое для удовлетворения духовных потребностей избранников подвижничества, которое и по видам, и по совершенству своему явилось и здесь на такой же высокой степени развития, на какой оно стояло в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010