Вышел в свет 54-й том «Православной энциклопедии» Москва, 20 августа 2019 г.      Вышел в свет 54-й том «Православной энциклопедии», сообщает Патриархия.ru . Новый алфавитный том продолжает серию статей на букву «П». Издание начинается статьей о епископе Коломенском и Каширском Павле — единственном архиерее, открыто выступившем против богослужебной реформы Патриарха Никона, и завершается статьей, посвященной Пасхальной хронике, — византийской всемирной хронике, написанной в Константинополе при императоре Ираклии в 30-х годах VII века. Настоящий том можно назвать биографическим, в него вошли статьи о епископах с именем Павел, в том числе о четырех Патриархах Константинопольских, двух Патриархах Антиохийских, шести Папах Римских. Для любителей истории России важной вехой станет статья об императоре Российской империи Павле Петровиче. Следует также упомянуть статьи о церковном писателе Павле Алеппском, древнерусском книжнике Павле Высоком, авторе «Истории лангобардов» Павле Диаконе, просветителе Галлии Павле Нарбоннском, праведном Павле Таганрогском, преподобном пустыннике Павле Фивейском. В 54-м томе содержатся статьи о священномученике Павлине (Крошечкине), расстрелянном по приговору Особой тройки УНКВД по Западно-Сибирскому краю, и священномученике Павлине (Старополеве), расстрелянном по приговору Особой тройки УНКВД по Горьковской области, а также о многих святых Древней Церкви с этим именем. Среди биографических и агиографических статей тома можно отметить тексты о святых с именем Паисий, в частности о преподобном Паисии Галичском, известном писателе и переводчике преподобном Паисии (Величковском), преподобном Паисии Угличском, юродивом преподобном Паисии (Яроцком), Патриархах Александрийских, Иерусалимских и Константинопольских с этим именем, египетском подвижнике преподобном Паисии Великом, церковном писателе Паисии Лигариде, выдающемся болгарском просветителе преподобном Паисии Хилендарском. Статьи о деятелях Церкви с именем Палладий включают тексты о священномучениках, ирландском епископе-миссионере, Патриархе Антиохийском, митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Палладии (Писареве-Раеве) и многих других. Одна из статей тома посвящена памяти великомученика Никомидийского Пантелеимона.

http://pravoslavie.ru/123187.html

Аравийская пустыня. Монастырь Антония Великого. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Монастырь Антония Великого в Египте, один из первых христианских монастырей, ныне действующий мужской монастырь Коптской церкви. Расположен в районе нагорья Эль-Галала в Аравийской пустыне в 290 км к югу от Каира. Площадь ок. 7,3 га, является крупнейшим по территории монастырем в Египте (за исключением монастыря вмц. Екатерины на Синае). Об основании монастыря точных сведений не сохранилось. У преподобного Антония было два ученика, и, может быть, на некотором удалении от его кельи жило еще несколько человек, в частности, известно, что на этой же горе вместе со святым Антонием подвизался преподобный Павел Препростый. Некоторые издания указывают время основания монастыря между 361-363 годами, в период царствования императора Юлиана Отступника, другие —356 год. О древней истории монастыря сохранилось лишь несколько отрывочных сведений в различных источниках. В V в. здесь находили убежище монахи из монастырей Скита (совр. Вади эн-Натрун), неоднократно подвергавшихся нападению грабителей. Преподобный Иоанн Колов, преставившийся в первой трети V века, незадолго до своей кончины перешел из скитской пустыни в монастырь преподобного Антония Великого и в нем почил. Ок. 537 г. монастырь был заново отстроен по приказу имп. Юстиниана I, который, потеряв одну из крепостей в Аравии, решил укрепить египетскую границу и построил крепость на Синае (совр. монастырь вмц. Екатерины), а также расширил территории монастырей Антония Великого и Павла Фивейского. Известно, что Александрийский патриарх свт. Иоанн Милостивый (+ ок. 619) дал значительную сумму денег игумену монастыря преподобного Антония Анастасию для выкупа пленных. Имеется свидетельство 780 г., что в то время монастырь еще принадлежал православным монахам (мелькитам). Халиф Аль-Хаким, между 1000 и 1017 годами разрушивший в Египте около трех тысяч церквей, монастырь не тронул. В конце XI века монастырь был разрушен турками и курдами (размеры разрушений неизвестны), но через сто лет он был восстановлен и принадлежал коптам. В 1178 году Абу-Салих, и в 1442 году Макризи (египетский историк XV в.) указывали, что египтяне (копты) владели монастырем преподобного Антония. Макризи в своем списке из 86 египетских монастырей указывает монастырь преподобного Антония на девятом месте.

http://sobory.ru/article/?object=22005

Иерархи Коптской Церкви призвали к скорейшему освобождению митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана 28 августа 2023 г. 17:41 «Вознося наши молитвы к Небесному Престолу Господа Вседержителя, просим Его явить милость, дабы Высокопреосвященнейший Ионафан, митрополит Тульчинский и Брацлавский , неправедным судом осужденный , был как можно скорее освобожден и мог мирно нести свое Божественное служение. Молимся о всех наших братьях и сестрах на Украине, сугубо — о всех православных верующих, сегодня, несмотря ни на что, сохраняющих духовное единство со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием », — заявили архиереи Коптской Церкви — настоятель монастыря преподобного Иоанна Колова в Эль-Аламейне (провинция Матрух) епископ Дискорос; викарий Луксорской епархии епископ Иосиф; епископ Эсны Иоаким; настоятель монастыря во имя святого мученика Фомы и монастыря во имя святого мученика Виктора в Хадабе епископ Фома; настоятель монастыря преподобного Пахомия Великого (провинция Асуан) епископ Арсений. К заявлению присоединились другие представители Коптской Церкви — члены делегации игуменов и насельников египетских монастырей, среди которых — член Синода, ответственный секретарь Патриаршей резиденции в Александрии протоиерей Авраам Эмиль Наги, клирики обителей преподобного Пахомия Великого и преподобного Павла Фивейского. Заявление было сделано на состоявшейся 27 августа 2023 года в Москве встрече делегации с управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Воскресенским Дионисием . Во встрече также приняли участие: председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност ; секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов); настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия  г. Москвы  игумения Елисавета (Позднякова) ; представитель Синодального отдела по монастырям и монашеству, насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря  г. Москвы игумен Павел (Полуков); сотрудники ОВЦС и Синодального отдела по монастырям и монашеству.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

Делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила египетские обители Восточной пустыни 3 мая 2023 г. 19:16 30 апреля и 1 мая 2023 года делегация монашествующих Русской Православной Церкви во главе с управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Воскресенским Дионисием , совершающая по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению Святейшего Патриарха Коптского Тавадроса II паломничество к общехристианским святыням Египта, посетила лавры преподобных Антония Великого и Павла Фивейского в Восточной (Аравийской) пустыне между долиной Нила и побережьем Красного моря. В составе делегации: викарий Новгородской епархии епископ Юрьевский Арсений ; заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятельница Зачатьевского монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа) ; секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям, секретарь Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью иеромонах Стефан (Игумнов); наместник Антониево-Леохновской пустыни, благочинный монастырей Новгородской епархии архимандрит Митрофан (Письменский); наместник Успенского Старицкого монастыря ( Тверская митрополия ) игумен Дамаскин (Леонов); настоятель архиерейского подворья «Введенская церковь» (бывший Свято-Троицкий Макариев мужской монастырь) в г. Калязине (Тверская митрополия) иеромонах Амвросий (Желябовский); благочинный Новоспасского монастыря г. Москвы иеромонах Павел (Гелястанов); начальник скита в честь Смоленской иконы Божией Матери, регент братского хора Спасо-Преображенского Валаамского монастыря иеромонах Давид (Легейда); клирик Новоспасского монастыря г. Москвы священник Иоанн Игнатов; помощник игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Мурог); сотрудник ОВЦС, насельник Данилова монастыря г. Москвы иеродиакон Петр (Ахматханов); насельница Зачатьевского монастыря г. Москвы монахиня Иоанникия (Жданова); директор Духовно-просветительского центра «Свет Валаама» монах Марк (Зайков); сотрудник Информационного отдела Валаамского монастыря монах Афанасий (Николаев); послушник Новоспасского монастыря г. Москвы А.В. Бесполденов; иподиакон митрополита Воскресенского Дионисия Н.В. Пикулев.

http://patriarchia.ru/db/text/6024361.ht...

История Александрийской Православной Церкви Святой апостол и евангелист Марк / Согласно церковному преданию, Александрийская Церковь была основана святым апостолом Марком. В первые века христианства православные в Египте претерпели гонения от римских императоров. В 202 году император Септимий Север посетил Палестину, после чего стал гнать христиан. Следующий император Деций также преследовал христиан. Другой император Валериан, сначала благосклонно относился к христианам, но в последние годы своего правления (257- 260 г.) стал их преследователем. Но его сын в 260 году Галлиен прекратил гонения. Но уже при императоре Диоклетиане в 303-304 годах, Православной Церкви вновь пришлось пережить гонение. И только после того как император Константин Великий (306-337гг.) издал указ о прекращении гонений на христиан, а в 313 году был утвержден Миланский эдикт, дающий право исповедовать религию по собственному выбору, Александрийская Церковь обрела мир. В III-IV веке в Александрии образовалась богословская школа, наиболее яркими представителями которой были Ориген и Климент Александрийский. Именно в Египте особенно сильно проявилось стремление к отшельнической жизни. Одним из родоначальников монашества был преп. Павел Фивейский. Наиболее известные обители – Нитрия, где подвизался преподобный Аммоний, скит преподобного Макария Египетского и основанный преподобным Пахомием в 315-320 гг. общежительный Тавеннисийский монастырь. К началу V века в Египте было около шестисот монастырей и семи тысяч монахов. Арий, уроженец Ливии или Александрии, был рукоположен во дьякона святителем Петром Александрийским и им же отлучен за приверженность к мелитианству. Позже, когда Арий раскаялся, архиепископ Ахилла рукоположил его в сан пресвитера. В Александрии на Соборе 320 –321гг. была осуждена ересь Ария, который утверждал, что Господь сотворен и не вечен. В 325 году на Первом Вселенском Соборе, в городе Никее, Арий был осужден всей Церковью. В 630 году на Александрийский престол вступил бывший епископ Фасиса Кир. Он принял доктрину о единой природе Христа – монофелитство, первоначально сформулировав ее как единство «богочеловеческой энергии» во Христе. Это учение было официально провозглашено во всей Александрийской Церкви 3 июня 633 года.

http://pravoslavie.ru/39927.html

Патриаршее приветствие участникам и гостям XVIII Международного симпозиума по православной духовности в монастыре Бозе, Италия 8 сентября 2010 г. 13:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам и гостям XVIII Международного симпозиума по православной духовности на тему «Общение и уединение», который проходит в монастыре Бозе, Италия. Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки! Уважаемые организаторы и участники симпозиума! Сердечно приветствую всех участников XVIII Международного симпозиума по православной духовности, организованного монашеской общиной Бозе и посвященного теме: «Общение и уединение». Данная тема затрагивает две основные и равно необходимые формы духовной жизни, свойственные любой религиозной традиции. Уединение, отделение себя от окружающего мира, и в то же время открытость к другим и создание сообщества на основе определенных духовных принципов всегда осознавались как необходимые составляющие на пути к спасению. Сам Спаситель показал нам пример гармоничного сочетания общинной жизни и уединения, когда, проповедуя Евангелие со Своими учениками-апостолами, Он удалялся для личной молитвы «в пустынное место» (Лк. 5:16). И Своим ученикам Господь также советовал молиться в уединении: «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6). Своеобразная диалектика общения и уединения наиболее ярко проявила себя в истории христианского монашества. Как известно, монашеская жизнь зародилась в самом начале IV столетия в форме отшельничества, и само слово «монах» означает «одинокий». Первые монахи Египта и Палестины, такие как преподобные Павел Фивейский, Антоний Великий, Макарий Великий, Симеон Столпник, были одинокими подвижниками пустыни, которые удалялись из мира ради духовных подвигов и Богосозерцания. Однако тот свет Божественной благодати, который стяжали эти подвижники, привлекали к ним тысячи последователей, искавших духовного совершенства. Не случайно, само определение монаха уже в древности приобрело черты парадоксальности, в которой соединялись противоположности: «монах это тот, кто, от всех отделяясь, со всеми состоит в единении». Покидая мир с его суетой и страстями, монахи своими подвигами творили новую, духовную общность, в которой все человечество объединялось узами молитвы и любви во Христе.

http://patriarchia.ru/db/text/1270355.ht...

Развалины монастыря Нендрум, основанного по благословению святого Патрика      Истоки Преподобный Мартин Турский. Икона письма почившего Леона Лиддамента Монашество , как и само христианство, зародилось на Востоке. Оно быстро распространилось от преподобного Антония Великого в Египте на Восток: в Палестину, Сирию, а оттуда – в Армению и Месопотамию, а также на Запад – в Италию, Галлию и далее к западным островам. Кто же были те люди, которые принесли монашество на Запад? В 336–337 годах египтянин святитель Афанасий Великий был отправлен в изгнание в Трир, ныне находящийся на территории Германии. Там он, возможно, и написал житие Антония Великого по просьбе западных монахов, которым он посвятил свой труд. В любом случае, версия этого жития была переведена на латынь около 380 года и оказала влияние на развитие монашеской жизни на Западе. Немаловажно, что житие было прочитано позднее и на шотландском острове Айона – недаром преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский изображены на нескольких ирландских «высоких крестах». Примерно в то же время святой Мартин Турский (ок. 315 – 397) основал первый монастырь в Галлии недалеко от Пуатье, а позднее – ряд других обителей, и прежде всего в Мармутье («монастырь Мартина») рядом с Туром. Один из учеников святого Мартина – святой Виктриций, епископ Руанский, – посещал Британию около 396 года. В Руане в конце IV века уже был монастырь, и святой Виктриций, возможно, заимствовал устав для своих монахов из Трира. Есть большие основания верить тому, что римо-британец святитель Ниниан (ок. 360 – 432) основал монашескую общину на острове Уитхорн бывшего шотландского графства Уигтауншир (ныне графство Дамфрис и Галлоуэй) в 394 году, а также другие обители, по примеру монастырей святого Мартина. Часовня святого Ниниана в бухте на острове Уитхорн XIV в. В нынешнее время восстановлена и обнаружены фундаменты XII в. - служила пристанищем для морских паломников притекавших к мощам святого Ниниана Влияние еще одного монаха в Галлии было также велико. Святой Иоанн Кассиан много лет вел монашескую жизнь в Вифлееме и Египте, был хорошо знаком с жизнью и учением отцов-пустынников. Около 415 года он учредил мужской и женский монастыри в Марселе. В своих «Постановлениях» Иоанн Кассиан описывает традиции монашеской жизни и разбирает восемь главных пороков; в «Собеседованиях» подвижник изложил беседы с египетскими отцами-пустынниками. Его труды о монашеской жизни позднее были прочитаны на Британских островах, особенно святыми Колумбой и Колумбаном.

http://pravoslavie.ru/69360.html

Отец Павел Троицкий — чудеса XX века Оказывается, мне письма нет, но в письме для отца Владимира есть: «Отцу Димитрию не нужно покупать дом». Прямо пот прошиб. Но ослушаться отца Павла… 6 ноября, 2012 Оказывается, мне письма нет, но в письме для отца Владимира есть: «Отцу Димитрию не нужно покупать дом». Прямо пот прошиб. Но ослушаться отца Павла… О великом подвижнике 20 века, окормлявшем известных московский протоиереев вспоминают благодарные чада. Последнее свое прощальное письмо о. Павел прислал 16 февраля 1991 г., потом прислал еще  по обычаю красные яички на Пасху  с краткими приветственными словами  на бумажных салфетках, в которые были завернуты яйца. Не дожив двух с лишним месяцев до 98 лет, о. Павел втайне, так же как и жил, скончался в начале ноября 1991 г. Точный день своей кончины, и место погребения он не позволил сообщить, уподобляясь в этой строгости своему древнему святому покровителю, преподобному Павлу Фивейскому. Через год 15 октября скончалась и Агриппина Николаевна, отметив 22 июня 91-летие, сподобившись в последние годы дара прозорливости. В общении с о. Павлом все было чудесным. Вот лишь некоторые случаи чудесной помощи Божией через о. Павла, свидетельства о его прозорливости и краткие выдержки из его писем. Можно было бы привести таких примеров гораздо  больше. Из  писем о. Павла  к о. Всеволоду Шпиллеру: «… на это есть воля Божия. А Божие благословение всегда разумно. Жить по воле Божьей — юродство для людей». «Я много-много думал, как быть с N? Как облегчить Вашу и без того нелегкую жизнь?.. Зачем же Вам послан великий труд, послано мучение? Я много думал, молился, как умею — все то же в ответ святое «Да», от которого свет, радость, мир и тепло. Я лично очень хочу дать Вам отдых от мучений с Ν, но твердое «Да», такова воля Божия». «Всегда мысленно с Вами, Идите спокойно на операцию, все будет хорошо. С упованием на Господа» «Кто часто причащается, может исповедоваться кратко. Тем более, что Вы хорошо знаете жизнь исповедующихся у Вас людей, а в месяц или в полтора месяца один раз можно исповедоваться более подробно».

http://pravmir.ru/otec-pavel-troickij-ch...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Павел Фивейский, прп. - житие Павел Фивейский, Павел Египетский, Павел Отшельник (умер ок. 341 г.) — первый христианский монах и отшельник, проживший по преданию 91 год в отшельничестве. В Православной церкви почитается преподобным. Сведения о жизни Павла Фивейского крайне скудны, практически единственным источником биографической информации является его житие, которое впервые приводит Иероним в своём труде «О знаменитых мужах» (лат. De viris illustribus). Согласно ему Павел Фивейский родился в Египте, в городе Фивы. Оставшись сиротой, он много претерпел от своего корыстолюбивого родственника из-за родительского наследства. Во время гонений на христиан императора Деция (249—251) святой Павел, узнав о коварном замысле родственника предать его в руки гонителей, покинул город и удалился в пустыню. Поселившись в пещере у подножия горы, преподобный Павел, никому не ведомый, прожил в ней 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью. Питался он финиками и хлебом, которые приносил ему ворон, одеждой из пальмовых листьев укрывался от холода и зноя. Незадолго до кончины Павла, состоялась его встреча со святым Антонием, посетившим Павла в его отшельническом месте. Антоний оставался со св. Павлом вплоть до его смерти последнего и похоронил отшельника. Павел скончался во время молитвы, стоя на коленях. Традиционно датой его смерти считается 341 год. несмотря на то, что Павел Фивейский не основал ни одной обители, его жизнь послужила образцом для отшельнических монашеских обителей, что даёт основание считать его первым христианским монахом — отшельником в истории. Память Павла Фивейского отмечается 15 января в православии (по юлианскому или григорианскому календарю, в зависимости от принятого в поместной церкви календаря). У коптов почитание св. Павла широко распространено, встреча св. Павла со св. Антонием — популярный сюжет коптской иконописи. Иконографические атрибуты св. Павла — пальмовое дерево, ворон, два льва (по легенде, они вырыли могилу святого). В V веке на месте, где находилась пещера, в которой жил святой, был основан существующий по сей день монастырь св. Павла. Мощи Павла, вместе с мощами Паисия Великого в V веке были перенесены Исидором Пелусиотским из Египта в Писидию.В XII веке, согласно преданию, мощи святого Павла были перенесены в Константинополь,после- в Венецию, а частично в Рим. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Павел Фивейский, прп. " .

http://pravicon.com/info-3135

В день памяти преподобного Павла Фивейского в Венеции у его мощей был отслужен православный молебен 29 января 2007 г. 14:50 Венеция. В воскресенье 28 января верующие прихода во имя святых Жен-Мироносиц (Московский Патриархат) в Венеции собрались для молитвы у мощей святого, особо почитаемого Русской Православной Церковью — преподобного Павла Фивейского. Преподобный Павел считается если не основателем, то праотцом православного монашества и весьма почитаем во всех Поместных Православных Церквах. Мощи святого Павла пребывают в венецианской католической церкви святого Юлиана (San Giuliano) вместе с мощами другого святого — римского мученика Германа. В Венецию святыню привез в XIII веке знатный гражданин Джакомо Ланзоло, который после захвата крестоносцами Византийской империи, переселился в Константинополь. Услышав о множестве чудес, являемых у раки святого, он захотел получить мощи и отправить их в Венецию. Можно предположить, что для выполнения своей задачи он употреблял и угрозы (православные в Константинополе в то время находились в весьма стесненных условиях), а также, подарки и денежные подношения, «пока, — по словам хрониста, — он не получил у игумена и монахов святые мощи, хотя и без главы, уже прежде отправленной в Рим». Во время наполеоновского нашествия, когда многие святые реликвии были поругаемы, церковь святого Юлиана «дала пристанище» мощам многих святых: до сих пор там пребывают части честных мощей святых апостолов, части Древа Креста Господня, другие реликвии, связанные с крестной смертью Спасителя — части Голгофы, веревки, которой бичевали Христа, частицы Его тернового венца. Настоятель прихода святых Жен-Мироносиц священник Алексий Ястребов поздравил верующих с днем памяти преподобного, поблагодарил настоятеля базилики за предоставленную возможность совершить молебен и выразил надежду, что православные верующие Венеции и паломники из России будут чаще приходить к мощам преп.Павла и св.Германа. По окончании молебна верующие прихода святых Жен-Мироносиц посетили находящийся неподалеку собор Святого Марка, где поклонились находящимся там святыням: мощам святого апостола и евангелиста Марка, честным главам апостола Иакова Младшего, апостола Тита, мученика Исидора Хиосского. Почтили верущие также и древнюю чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Никопея». Пресс служба прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции/Седмица.ru/Патриархия.ru   Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/189100.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010