Следует теперь перейти к третьему псалму и изъяснить сказанное в нем нечто необычное. Ибо здесь псалмопевец, как бы хвалясь, говорит: Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня ( Пс.3:7 ). Как же ты это говоришь, о блаженный пророк, когда много лет ты бегал; будучи гоним Саулом, искавшим убить тебя, и переходил из дубравы в дубраву, от одной горы к другой, и от одного народа иноплеменного к другому, уклоняясь от преследований и наветов Саула? Но не о себе, говорит, я сказал это, похваляясь, о читатель! Ибо я не только Саула боялся, убегал и укрывался в горах и в пещерах и в дубравах, но и когда сын мой Авессалом восстал против меня, я не стерпел его ярости, но, как беглец, пешком ушел, бросив всю свою царскую славу; но это я сказал от Лица Воплотившегося Бога Слова, Господа Бога моего, на Которого восстали не один или два царя, как на меня Саул и Авессалом, но все по всей вселенной цари, князья и вельможи всех народов и взбесившийся против Него народ иудейский, единодушно усиливаясь истребить с лица всей земли божественное и поклоняемое Его имя, гоня не Его Самого, жившего в теле – это Он однажды претерпел от иудеев, осудивших Его на крест, – но верующих в Него благочестивых из всех народов, которых и теперь непрестанно гонят, различно удручая их по причине благочестивой веры в Него, о которых и говорит Господь: Окружили меня, как пчелы, и угасли, как огонь в терне, Я же, говорит, именем Господним я низложил их ( Пс.117:12 ). И опять, молясь Отцу и Богу Своему, говорит: Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых ( Пс.3, 8 ). И хорошо назвал зубами грешников неистовых гонителей благочестивых: царей, властелинов и богоборных князей, явившихся поборниками и защитниками служения скверным бесам, которых, собственно, и называет грешниками, и которые посредством тех гонителей, как бы какими зубами, старались совершенно истребить благочестивый народ, верующий во Христа Бога; но Бог и Отец сокрушил эти пагубные их зубы, а верующих во Христа Бога благочестивых людей возвысил и прославил. Поэтому и говорит: Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою ( Пс.3:4 ); за тем прибавляет, говоря: От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое ( Пс.3:9 ). Тому слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ra...

Что немощнее человеческой плоти, страдание, креста и смерти, коими Ты посрамил начала и власти тьмы, и самого имеющего державу смерти, гордого и величавого сатану и диавола, который различным нечестием и студодеянием умертвил нас безумных на долгое время? Ныне же Ты покорил и отдал его в попрание под ноги благочестно служащих божественной славе Твоей, и они теперь попирают его и ругаются над ним, прогоняя его, как негодную птицу, изображением непобедимого знамения креста. Такова сообщенная Твоею благостию знамению креста божественная сила, что она бесов обращает в бегство, недуги прогоняет, мертвых восставляет, как бы от сна. Мы же, немощные и убогие, чем возблагодарим за сию Твою к нам благость? Ничего нашего Ты не требуешь, ибо все принадлежит Тебе, – и то, что на небе, и что на земле, и что в морях и безднах: Ты всего этого и Творец и Господь. Одного только, по великой своей благости, требуешь и желаешь от нас, это нашего спасения и неложного обращения и покаяния, ради чего и на смерть предал Ты единородного возлюбленного Сына своего, Господа нашего Иисуса Христа, животворною смертью Которого мы, бывшие дотоле мертвыми, оживились, избавились мрачных адских пропастей и получили восход на небеса. Вход в рай, который некогда был заключен преступлением праотца нашего, опять соделался для нас доступным чрез послушание второго Адама, Господа нашего Иисуса Христа, божественное и животворное воскресение Которого мы и празднуем ежегодно, исполняясь в душах божественного веселия и несказанной духовной радости. Поэтому, воспоем и воскликнем из глубины сердечной: «Благословен Ты, Господи Боже отец наших, препетый и превозносимый во веки, и благословенно имя славы Твоей, препетое и превозносимое во веки, аминь». Ты благоволил посетить нас востоком свыше, то есть, явлением мысленного солнца правды – Господа нашего Иисуса Христа. Мы были умерщвлены нечестием, но Ты оживотворил нас светом Твоего благоверия. Мы были Твоими врагами, сынами диавола и чадами гнева по естеству; Ты соделал нас своими друзьями, сынами и возлюбленными чадами, по благодати Господа нашего Иисуса Христа и дарованием Святого Твоего Духа, омыв нас божественною банею пакибытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

О, какие у них богоборные мысли и слова! О, какое ни с чем не сравнимое безумие и безверие! О, какое крайнее невежество и незнание боговдохновенных Писаний! Как не поняли они, окаянные, сказанного о Ней праотцем ее к происшедшему из Нее воплотившемуся Богу Слову: Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена ( Пс. 44:10 )? Какая же это Царица, преиспещренная ризами златотканными, о несмысленные и косные сердцем? И одесную Кого стоит Она? Разве не знаете горнейшего седалища Единородного, о Котором говорит родивший Его Отец: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене; из чрева прежде денницы родих Тя; также: престол Его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век ( Пс. 109:1,3, 88:37–38 ). Там же и Царица и Госпожа всех стоит одесную Царя всех, Сына и Творца ее, моля Его непрестанно о спасении всех, приступающих к Ней с верою и твердым упованием и ищущих от Нее помощи и избавления от бед, которыми они одержимы. Но услышьте, глухие, что говорит к Ней праотец Ея: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего, И возжелает Царь доброты Твоея ( Пс. 44:11–12 ), то есть, несравненной чистоты и целомудрия, и непорочного девства ее, зане Той есть Господь Твой, то есть, ибо Он, Создатель и Бог ее, благоволил соделаться и ее сыном. Поэтому и поклонишися Ему, как Богу и Сыну Твоему. И дщи тирова, то есть народы, бывшие прежде идолопоклонническими, ибо таков был город Тир, впоследствии, верою во Христа и божественною банею пакибытия соделавшись дщерию Божиею, прибегнут к Тебе с дары, как к Пречистой Матери Бога их. Также и богатии людстии Твои помолятся лицу Твоему со страхом и любовью, преклоняя колена пред пречистою и достопокланяемою иконою Твоею, что и совершается на самом деле и до сего времени всеми не только православными, но и всеми вообще зломудрыми еретиками латинянами и армянами, начиная с самых времен апостольских, когда божественный евангелист Лука написал честное ее изображение и принес оное к Ней, прибывавшей еще в этой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/pr...

Если бы эта скверна не была весьма ненавистна Богу, то Он не сжег бы с нестерпимым гневом города Содомские, и не превратил бы землю их в смрадное озеро на показание и обличение мерзкой их скверны. Насколько же гнусен и безбожен грех содомской скверны, показал и божественный апостол Павел в послании к Римлянам, говоря: То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам ( Рим. 1:24–27 ). И если в этой жизни Бог предал их страсти бесчестия и в нечистоту, то ясно, что и в будущей Он заключит их в муки вечные и в нестерпимые томления, вместе с древними их сообщниками-содомлянами. О, какое окаянство, какое безумное и беспримерное развращенье! Познайте себя, окаянные, какому скверному наслаждению вы предались! Отстаньте скорее от него, пока неизреченная благость Божия дает вам время к покаянию! Добровольно пребывая в бесчестии, неужели не разумеете, что вы раскапываете навозную яму, берете исходящий оттуда смердящий кал, питаетесь им и глотаете его? О, какое беспримерное нечувствие и окаянство! о, какие нестерпимые муки, в которые вы будете ввержены! Содевая друг на друге такое гнусное беззаконие, какого нет и у бессловесных скотов, вы стали бессловеснее самых бессловесных. Познайте же себя, окаяннейшие, познайте, что вы были созданы по образу и подобию Божию на добрые дела, чтобы создавший вас Бог прославлялся вами, и вы также взаимно прославлялись Им посредством получаемых от Него духовных дарований. Вы же, ослепляясь и прельщаясь богомерзкою вашею плотскою похотью, не только лишаетесь этого достоинства и красоты образа Божия, коим вы были почтены, но и соделываетесь неразумнее и бессловеснее самых бессловесных скотов, дерзая бесстыдно пред пречистыми очами Создавшего вас на богомерзкую скверну, какой нет и у бессловесных скотов.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

Ибо открывается, говорит, гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою и прочее ( Рим. 1:18 ). Да не погуби души моей, говорит, о Владыко, с таковыми, ибо я ходил в непорочности моей, то есть, никому никогда зла не хотел и не делал, но поступал со всякою правдою; избави меня, говорит, Господи, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом (пути), то есть, благочестивый помысл души моей всегда находится в правоте, то есть, неуклонно утвердился в правоте Твоих святых заповедей, и никогда не преступил я ни одной из Твоих спасительных заповедей. По этой причине и я прошу за то от Твоей благости одной этой благодати: Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, но рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь ( Пс.25:1 ). Объяснив таким образом приведенные изречения, рассмотрим, если угодно, и сказанное в 33-м псалме: Скимны (богатые) бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе ( Пс.33:11 ). Как это понять нам и рассудить правильно, чтобы оказаться истинствующими, а не быть лжецами? Если примем это так просто, то сказанное явно окажется ложью: ибо ни Авраам, ни Исаак, ни Иаков и ни сам говорящий сие, никогда не обнищали, а напротив, всегда изобиловали всякими стяжаниями и у них избыточествовало всякое богатство. С другой стороны не все взыскающии Господа обладали всякими благами. Неложный свидетель сему тот, кто говорит: Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся ( 1Кор.4:11–12 ). Как же правильно это разуметь? – Духовно следует сие понимать, и это может быть понятно в таком смысле: бывшие прежде богатыми в духовных дарованиях суть иудеи, которые обиловали догматами непогрешительного богопознания и благодатию пророчества, сходившею свыше на их святых пророков, но впоследствии они всего этого лишились за свое нечестие, коим они дерзнули против Спасителя всех, Христа Бога; под взыскающими же Господа, изобилующими всякими благами духовными, будем разуметь верующих во Христа: апостолов, пророков, мучеников, преподобных и праведных, и всех вообще христоименитых людей, на которых сошел Всесвятый Дух и исполнил их и всегда исполняет всякими дарованиями божественной премудрости и разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ra...

Смотри еще и в другом месте: в псалме 25-м, в конце говорится: Моя нога стоит на прямом (пути); в собраниях благословлю Господа ( Пс.25:12 ). Желал бы я научиться, в чем заключается исправление и похвала этой священной души пророка, по причине которых нога тела его стала на правоте, то есть на ровном и гладком месте, ибо никакое наше исправление по Богу, равно как и никакие наши предосудительные дела, не утверждают ноги нашей ни на ровном, ни на неровном месте. Что же означает сказанное таинственно пророком? Рассмотрим это так. Во всем псалме этом он исповедуется Господу и перечисляет пред Ним свои исправления по Богу, – что он благоугодил Ему во истине, то есть, согласно святых Его заповедей исполнял всякую правду, возненавидев всех мыслящих лукаво и нечестиво, так что и не садился никогда с ними и не сходился с ними в их беззаконных деяниях. И приводит, говоря: Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей ( Пс.25:8 ). Под местом же жилища славы Его и обителью дома мы понимаем горний Иерусалим, о котором говорит Апостол в послании к евреям: Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму ( Евр.12:22 ), Которого благолепие и красота неизреченны; сонмы ангелов окружают его, в нем торжество и собрание первенцев, написанных на небесах, и духов праведников, достигших совершенства (ст. 23). Все это желая получить, блаженный сей пророк молится, говоря: Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными ( Пс.25:9 ). Затем, как бы поясняя, кто такие те, о которых он говорит, – продолжает: у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства ( Пс. 25:10 ); таковы же суть все обидчики, лихоимцы и похитители чужих имений, которые неудержимо обижают нищих и убогих, вдовиц и сирот, придумывая всякие козни и клеветы против неповинных, чтобы разграбить их имения. О, какое нечестие! Горе им воистину, ибо они будут мучиться хуже нечестивых, если не ложно достопоклоняемое слово Владыки, которое говорит: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много ( Лк.12:47 ), то есть, будет предан многим жестоким мукам, и не избавит души своей от неугасимого пламени.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ra...

Во-вторых, следует сказать, что кораническое представление о рае с объедением, винопитием и совокуплениями с гуриями, решительное противоречит Новому Завету, где сказано: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф. 22, 30 ); Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим. 14, 17 ). Однако в создании именно такого описания имеется вполне определенная исламская логика. Христианин знает, что в повседневной жизни он имеет дело с испорченной грехопадением человеческой природой, весьма далеко отстоящей от идеального состояния, тогда как для мусульманина его природа идентична природе первозданного Адама, вследствие чего те явления, которые в христианстве рассматриваются как имеющие на себе печать грехопадения, в исламе воспринимаются как естественные атрибуты созданной Богом человеческой природы; поэтому перенесение их на райское состояние кажется мусульманину естественным. Первым на эту связь указал уже преподобный Максим Грек : “Он (Магомет) дозволил им всякое вообще наслаждение и все то, что может услаждать гортань, чрево и подчревное, говоря, что на то мы и сначала были созданы от общего всех Создателя и что поэтому в созданном Им раю Создатель приготовил для них... три реки, состоящие из меда, вина и молока, и отроковиц множество прекрасных, с которыми они будут весь день совокупляться” . Это различие также проистекает из различного понимания назначения человека в христианстве и исламе. В Коране от лица Бога говорится: “Я ведь создал... людей только, чтобы они Мне поклонялись” (Коран 51.56), тогда как, по Библии, Бог создает людей, чтобы они Его любили: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим ( Лк 10:27 ; ср.: Втор 6:5 ) и чтобы Он их любил: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин 3:16 ). Исламское представление о рае выглядит антропоцентричным. Бог в таком рае как бы вынесен за скобки, наслаждающиеся предоставлены друг другу и своим наслаждениям; если Бог и появляется, то только затем, чтобы поприветствовать отдыхающих (Коран 36.58) и спросить, не желают ли они чего-нибудь еще. В одном из хадисов говорится, что мусульмане в раю будут иметь возможность видеть Аллаха, но она будет не явной, а отдаленной и неконкретной: “однажды ночью пророк посмотрел на луну и сказал: Поистине, вы увидите Господа вашего как видите эту луну” (Бухари, 554). Но это, по сути дела, та же самая удалённость. Для любого современника Мухаммеда луна – далека и недосягаема.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Но так как написано пророком Божиим: Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворить вся хвалы Его? – то есть никто не в состоянии этого высказать; то и я, повинуясь этому божественному изречению, оставляю исчислять бесчисленные спасительные промышления человеколюбивого Создателя нашего, какия устроил Он Сам Собой и чрез святых Своих пророков в народе еврейском в Египте, в Чермном море и в пустыне, где сорок лет питал их, терпя их сопротивления и всяким способом показывая им, а чрез них и всей вселенной, неизглаголанную Свою благость, и какое имеет Он, как Отец чадолюбивый, великое промышление о спасении людей и о существовании Своих тварей, – все это я оставлю и перейду к величайшей и непостижимой страшной тайне, к превосходящему всякий ум и всякое слово вочеловечению Его. Дело это не для всякого слышащего удобоприемлемо, но только для того, кто предуготовлен и наперед просвещен свыше, как тайно научает богоглаголивый Павел, говоря: Аще же есть покровено благовествование наше, в гибнущих есть покровено, в нихже бог века сего ослепи разумы неверных, во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы, иже есть образ Бога невидимого ( 2Кор. 4:3–4 ). Ибо кто, не будучи причастен благодати и озаренья Святого Духа свыше, слыша о невидимом, бестелесном и всесильном Боге, что Он облекся в плоть человеческую, был схвачен людьми, как простой человек, связан, оплеван, поруган, биен и, как один из злодеев, пригвожден ко кресту, умер и предан погребенью, – кто, говорю, слыша такие поношения о Едином бессмертном, бесстрастном и Вседержителе Боге, не посмеется и не сочтет повествуемое недостойным Бога? Душевен бо человек не приемлет таин Духа Божия: юродство бо ему есть, зане духовне востязуется, говорит божественный Павел ( 1Кор. 2:14 ). И он же опять: Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволи Бог буйством проповеди спасти верующих. Понеже и иудее знамения просят, и Еллини премудрости ищут: мы же проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, Еллином же безумие, самем же званным иудеем же и Еллином Христа, Божию силу и Божию премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

2. Если вы женаты (замужем), убирайте талисман прежде, чем лечь спать. 3. Не носите талисман в ночные клубы, сауны, мотели и публичные дома. Очевидно, что памятка составлена человеком, не просто далеким от Православия, но враждебным ему. Она рассчитана на неверующих, малоцерковных, а правильнее сказать, суеверных людей. Почему «освящать» талисман необходимо именно в пятницу? Церковный человек не может не знать того, что пятница – это тот день, когда был распят Спаситель, как не может не обратить внимания на то, что ему советуют «не каяться в грехах за три дня до «освящения». Несчастная русская женщина, которой и в голову не могло прийти посетить мотель или ночной клуб, только потому, что далека от Церкви заплатила три тысячи долларов за сомнительное разрешение посещать увеселительные заведения… Христианство учит, что жизнь – это дар Божий. Жить по воле Божией….. «Дар напрасный, дар случайный»…. Для человека жизнь-случайность, но не для Бога. Какая случайная возможность реализуется ведают только Бог и астрологи, которые утверждают Разумеется, христианин стремится построить свою жизнь по воле Божией. Зададим вопрос — в чем смысл и цель христианской жизни? В том ли он, чтобы стараться любыми средствами узнать свое будущее? «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4.3,4). Св. Максим Грек пишет большой труд против астрологии, называя его «низлагающим убо прелесть звездочетную и всякое волшебное неистовство, бесами изобретенное». Преподобный Ефрем Сирин: Когда приступаешь к добродетели, помни скудость ума своего и не уклоняйся от благодати Божией. Собственно, попытка узнать детали своего будущего противоречит самой свободе человека. Бог сотворил человека свободным и дал ему заповеди. Господь хочет, чтобы человек наследовал жизнь вечную. Это и есть воля Божия о человеке и Господь дал человеку все знание необходимое для спасения. Несомненны факты прозорливости некоторых святых, однако это тоже происходит по воле Божией и вследствие горячей молитвы, искреннего обращения к Богу и высокой духовной жизни подвижников, а не из-за гадания по небесным телам.

http://pravmir.ru/vozmozhna-li-pravoslav...

Намерение же этого слова – обличить ваше безбожное и ложное мнение о потопе, которое вы весьма дерзко составили, вещая от своего чрева (то есть, из своего плотского мудрования). Какими известившись пророческими или апостольскими предсказаниями, о человеки, распространили вы такое хульное мудрование по вселенной? Откуда зачали вы и произвели в свет это гнусное порождение, достойное тьмы Трофониевых пещер? Не знаете ли вы, о человеки, если сколько-нибудь держитесь христианства, что не следует вам ничего сверх написанного и преданного нам пророками и апостолами и бывшими после них учителями, ни мудрствовать, ни писать, если желаете право мудрствовать в области веры? Может быть скажете: кто это узаконил? – Сам Господь наш Иисус Христос , в святом Евангелии, где, обличая саддукеев в неправильности их мудрования о воскресении, сказал им: Прельщаетеся, не ведуще писания ( Мф. 22:29 ). Слова эти не ясно ли содержат законоположение не дерзать ничего мудрствовать более написанного? Он как бы так сказал: «Вы потому и обманываетесь, что не повинуетесь Священному Писанию , которому надлежит вам последовать во всем и от него научаться истине». Не это ли же самое приличествует сказать и вам, латинянам: прельщаетеся, не ведуще писания, ни силы Божия? Если бы вы веровали тому, что сказал Создатель всех и Владыка праведному Ною, что более во веки не будет водного потопа на землю так, чтобы уничтожить всякую плоть ( Быт. 9:11–17 ), и что невозможно солгати Богу ( Евр. 6:18 ), и что небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут ( Мф. 24:35 ); – если бы вы все это знали и веровали бы сему, то не дошли бы до такого безумия. Что вы против этого скажете? Если вы убедились сказанным, то стойте с нами в истине. Или нуждаетесь в более сильных лекарствах? Но и это с помощью Божиею сделаем. Нам кажется, что держащиеся такого безумия, недугуют одним из двух: или они не веруют, что Создатель промышляет о Своих тварях, и в таком случае они безбожники; или веруют, что Он промышляет, но не о всех, а только о небесных созданиях Своих, земные же предоставил в управление зодиакам и планетам и, так называемому у них, счастью.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/sl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010