Кто принял истинное Священство и подчинил себя великому Архиерею, тот, конечно, и сам пребывает иереем вовек, и смерть не помешает ему остаться иереем навсегда ( 23, 393 ). Сила слова делает и священника важным и досточтимым, отделяя его через новое благословение от сообщества многих. Вчера и прежде был он одним из простого народа, а сегодня – становится наставником, предстоятелем, учителем, совершителем сокровенных Таинств – и все это он делает, нимало не изменившись по телу или виду. Но, внешне оставаясь тем же, чем и был, он преобразился в невидимой душе некоей невидимой силой и благодатью. Святитель Григорий Нисский ( 113, 578 ). Кроме важности обычая, который, как знаем, дошел до нас через апостольское предание, и Священное Писание открывает, что, когда, по повелению Святого Духа, апостолы посылали Павла и Варнаву проповедовать Евангелие язычникам, «совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13, 3 ), – да научимся, с каким благоговением должны стараться и дающие и приемлющие, чтобы Таинство такого благословения не совершалось небрежно. Святитель Лев Великий ( 113, 578 ). Господь наш, определяя достоинство епископа и образ Своей Церкви, сказал в Евангелии Петру: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф. 16, 18–19 ). С того времени преемственно продолжается поставление епископов. Святитель Киприан Карфагенский ( 113, 576 ). Кто дает благодать епископства? Без сомнения, ты ответишь: Бог. Но Бог дает ее через человека. Человек возлагает руки, а Бог изливает благодать; священник возлагает смиренную руку, а Бог сообщает достоинство. Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 577 ). Священство поставлено как бы в середине между естеством Божеским и человеческим, чтобы Одному служить, а в другом производить перемену к лучшему. Преподобный Исидор Пелусиот ( 51, 93 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Господь предлагает через пророка Гада наказание, которое не на самого Давида падает, а на весь народ. Господь предлагает ему либо несколько лет голода, либо преследования от врагов, либо три дня моровой язвы. Давид говорит, что лучше впасть в руки Божии, чем в руки человеческие, и избирает последнее наказание. Преподобный Исидор Пелусиот говорит, что это бедствие на народ пало не из-за Давида, но искушение и наказание последовали за участие народа в восстаниях Авессалома и Савея т. 1, с. 200]. Когда это бедствие доходит до Иерусалима, то Давид, видя Ангела Божия, который пришел опустошать Иерусалим, обращается к Богу с молитвой, говоря: «Вот, согрешил я, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? Пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего» (2 Цар. 24:17). И тогда Гад приходит к Давиду и велит ему поставить жертвенник на том месте, где он видел Ангела: на гумне Орны Иевусеянина. Давид покупает этот участок земли и ставит там жертвенник. После приношения жертвы поражение прекращается. Описанием этого жертвоприношения оканчивается вторая книга Царств. Впоследствии на месте, где рядом с Иерусалимом поставил Давид жертвенник, Соломон выстроил храм Божий. Этот эпизод обращал на себя внимание святых отцов, которые, говоря о словах Давида: «да будет рука твоя на мне», считают, что здесь указывается на то, что Христос добровольно предает Себя на смерть. «Давид умолял произнести правдивый приговор на него и на его род, выражаясь как истинный пастырь, и подражая Сыну своему и Господу, положившему за овец душу свою» (блаж. Феодорит) [цит. по: 28, с. 171]. 5.10. Итоги царствования Давида Царствование Давида, несмотря на его ошибки и грехи, было самым выдающимся, образцовым царствованием. Давид навсегда остался идеалом царя, все последующие сравниваются с ним, и никто не превосходит его. Даже пророки впоследствии, когда пророчествовали о Христе, нередко называли Христа Давидом, или отраслью Давида; скажем, пророк Иезекииль, пророчествует о добром пастыре, которому Господь даст пасти людей своих (Иез. 34:23), хотя Давид ко времени Иезекииля уже давно умер.

http://sedmitza.ru/lib/text/431138/

Всем христианам необходимо непреложно соблюдать все заповеди Господни и стараться не быть причиной соблазна, как было сказано. В особенности же и больше всего не должны вводить в соблазн своих подчиненных все начальники, которые имеют духовную или светскую, природную или приобретенную власть. В каком же случае смогут облеченные властью не вводить в соблазн подчиненных? В том случае, разумеется, если каждый из них будет стремиться и прилагать усилия, чтобы исполнять данное ему призвание добрыми и благочестивыми делами, согласными и сообразными его власти и положению. Как советует Василий Великий , «должно каждому сообразными делами подтверждать свое призвание» (Нравственные правила. 29). Так, например, патриархи не вводят в соблазн подчиненных им архиереев, священников и мирян, если исполняют свое призвание и патриаршее достоинство благими делами, соответствующими их наивысшему положению, подражая в этом Владыке всех и истинно вселенскому Патриарху Христу, Который исполнял Свое призвание делами, почему и сказал: «Самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» ( Ин. 5, 36 ). И еще: «Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» ( Ин. 10, 37–38 ). Так архиереи и пастыри разумных овец не соблазняют иереев и свою паству, если придерживаются непреложно тех дел, которых требует их архиерейское призвание, подражая тем божественным архиереям и святым апостолам, которые сказали: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии» ( 2Кор. 6, 3–4 ). Так и все священники, если придерживаются дел, подобающих священному сану их, то не только не соблазняют подчиненных им мирян, но и делают так, что благодаря им те воздают славу Небесному Отцу. Как говорит Исидор Пелусиот : «Бог возжигает иерея как светоч и помещает его в светильник, на его светоносную кафедру, дабы он осветил Церковь своим сиянием, рассеивая тьму своими поучениями и делами, дабы народы, видя лучи сей животворной лампады, направлялись ими и славили Отца всех светов» (Письмо Досифею. О том, что иерею надлежит быть светильником). Так архимандриты и игумены монастырей не будут соблазнять подчиненных им монахов и свою духовную паству и стадо, если соблюдают всё, что подобает их игуменскому призванию, и более всего, если они не гордятся тем, что они игумены, но смиряются, будто они сами подчиненные. Как предписывает мудрый Сирах, «если поставили тебя старшим на пиру, не возносись; будь между другими как один из них: позаботься о них и потом садись» ( Сир. 32, 1–2 ). Василий Великий говорит: «Начальник пусть не возносится из-за своего достоинства, дабы не лишиться блаженства смирения».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

«Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? ты – равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: “благодать, благодать на нем!”» (Зах. 4:7). «Но не должно, как под очами разуметь очи, так и число семь принимать за число определенное, потому что очами нарек действенность божественной благодати, сказал же, что очей семь, означая сим ея обилие и величие. … Камнем же называет пророк Зоровавеля по его твердости и непреодолимости. А сверх того, Зоровавель был образом Владыки Христа, который во многих местах Священного Писания наречен камнем. … Сей-то камень нося в себе, Зоровавель (потому что от него произошел по плоти Спаситель Вселенной) по справедливости и сам, сияя многоразличными дарованиями, именуется камнем» т. 30, c. 82–83]. Пятая глава начинается с видения, по которому пророк Захария нередко называется серповидцем. «И опять поднял я глаза мои и увидел: вот, летит свиток» (Зах. 5:1). Нужно заметить, что слова свиток и серп по-еврейски пишутся одинаково, и у 70-ти толковников в этом месте стоит как раз слово серп. Точно так же это слово переведено на славянский язык: пророк увидел летящий серп. Иногда это объясняется так, что свиток был изогнут в виде серпа. Смысл от этого сильно не меняется. Дальше дается объяснение: «Он сказал мне это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, всякий клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, истребит его и деревья его, и камни его» (Зах. 5:3-4). Здесь можно прочитывать и то, и другое слово: как свиток, где написано проклятие, и как серп, которым будет совершено истребление греха. Видение ефы, то есть мерной емкости для сыпучих веществ, продолжает предыдущее видение. Пророк видит в ней некую женщину, олицетворяющую нечестие. На отверстие ефы кладется кусок свинца, и она поднимается и уносится на север, в Вавилон. Этим видением показывается, что все те пороки, которые свойственны другим народам, возвращающиеся израильтяне не должны вносить в свою землю, что это должно быть оставлено там, в земле пленения. Преподобный Исидор Пелусиот так комментирует это место: «свинец дает разуметь тяжесть греха, ибо нет ничего тяжелее и обременительнее греха, который плененных им низвергает во дно адово. А мера означает конец долготерпения к согрешившим и начало наказания, потому что не без меры и не всегда будет попускаемо грешить, но только до времени, пока согрешающие не понесут самых тяжких наказаний» т. 2, c. 123].

http://sedmitza.ru/lib/text/431594/

Жертвой является милостыня, делание всякого добра и отсечение страстей, как говорит апостол Павел: «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» ( Рим. 12:1 ). Чтобы стать возлюбленным, нужно самому любить, как говорит возлюбленный ученик Христов: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» ( 1Ин. 4:19 ). Подумай, возлюбленный, и о пользе, доставляемой тебе даром Божественной Евхаристии. Этот дар называется «Приобщением» – через него мы становимся общниками всех благ и, прежде всего, Царства Христа. Об этом говорит и преп. Исидор Пелусиот : «Принятие Божественных Тайн называется «Приобщением» потому, что через них нам даруется единение со Христом и мы становимся общниками Его Царства». Также и св. Григорий Богослов пишет: «Священнейшее Тело Христово больных исцеляет, здоровых сохраняет, немощных укрепляет. Через него мы становимся более кроткими к нашему исправлению, более терпеливыми в трудах, более горячими в любви к Богу». Наконец, через Божественное Причащение Христос влагает в нас семена бессмертия, как Сам Он сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин. 6:54 ). Отречение Петра Задумайся, возлюбленный, над тем, в чем причина одного страшного падения – отречения Петра, который хотя и был первым и самым горячим учеником Христа, но впоследствии, несмотря на это, с клятвой отрекся от своего Учителя. Да вразумит же тебя его падение. Главной причиной отречения Петра была гордость. Это она заставила Петра превознестись в своем мнении над другими Апостолами, когда он сказал: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф. 26:33 ). И даже когда Господь предсказал ему его падение, Петр не обратил на это внимания: «Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» ( Мк. 14:31 ). Именно гордость сделала его дерзким и пренебрежительным к опасности не только тогда, когда он вошел во двор первосвященника, где было много слуг, но и тогда, когда он сел погреться вместе с ними у костра. Был же он таким дерзким потому, что думал, будто не ему надлежит бояться диавола, но диавол должен бояться его. И как он мог устоять в ту минуту, когда в нем была такая великая гордость? «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» ( Притч. 16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Мф.5:25 .  Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы со­перник не отдал тебя судье Господь… под «соперником» боголепно разумел пожелание тела, противное духу, и «путем» назвал жизнь, которую род наш проходит не твердо, «совещани­ем» же нашим с телом нарек сознание его противоборства, которое должно быть усматриваемо нами скорее, что­бы иначе, подчинившись его велениям и сделав что-либо недостойное «вышнего звания» ( Флп. 3, 14 ), не были мы пре­даны им Судии, когда придет Он дела и слова наши собрать воедино и воздать «каждому по делам его» ( Мф. 16, 27 ) (1, 57–58). Мф. 5, 28 .  …Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем: …Если бы осквернение касалось толь­ко преддверия, не самого святилища, то, может быть, болезнь была бы легко исцелима. Если же касается самой ду­ши, то никто да не обманывает себя. Но если кто, в обольщение людей, скажет: никто «не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» ( 2Тим. 2, 5 ), и при этом подумает, что зрение есть закон­ная борьба, если человек удерживается от самого дела, то пусть знает, что Подвигоположник и Судия таковых борений сказал: «Кто смотрит на женщину с вож­делением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.» Поэтому та борьба за­конна, которая не по лености и преду­беждению каждого устанавливается, но законоположена неподкупным Судиею (3, 27). Поскольку от зрения рождается лю­бовь, то Христос сказал, что без сыто­сти услаждающий взоры есть прелюбо­дей, предупреждая этим не дело толь­ко, но и мысль. [Точно так же] закон наказывает человекоубийцу, а Христос даже гневающегося, потому что Он да­ет устав душе, а закон – только руке, и Он тем самым, что не дозволяет ра­сти корню, предотвращает и ветви. По­этому обуздывай и око, и раздражитель­ность: первое, чтобы не привело тебя к прелюбодейству, а последнюю, чтобы не довела до убийства (2, 280). …Общие законы даны для того и другого пола… (2, 84) …Поскольку и за­поведи в Законе, и евангельские изрече­ния, в которых воспрещаются грехи и изображаются Блаженства, изречены и мужам, и женам, то и жены пусть будут осторожны и обуздывают очи, чтобы за невоздержное зрение не потерпеть им наказаний, как прелюбодеицам (2, 86)…

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

…Не одно и то же – увидеть внезап­но и уязвиться и потерпеть то же тща­тельно гоняющемуся за чужою красо­тою… Увидевший внезапно и уязвившийся может и извлечь стрелу целомуд­ренным помыслом, и залечить рану. А кто непрестанно и со тщанием смот­рит, тот, если и не соделает греха телом, то совершил его уже душой и, услужи­вая страсти зрением, самое преступление согласием на него приводит в исполнение. Поэтому и Божие слово тех, которые не просто увидели и уязвились (ибо часто случается, что бывает это и ненамеренно), но смотрят и вменяют это себе в дело, назвало прелюбодеями, сказав: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (2, 58–59). Мф. 5, 29–30 .  Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя… И ес­ли правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну: …Правым глазом и правой рукой Все­благой Христос наименовал близость к нам друзей и преданных нам за их бла­горасположение… Поэтому, как скоро кто-либо из них делается виновником со­блазна, погрязает в каком-либо грехе, который и нас подвергает укоризне, а ему самому приносит бесчестие, надле­жит отсечь такового. Иначе и ты, подоб­но ему делаясь вредоносным, утратишь телесную чистоту, сообщив недуг свой тем, которые не заражены еще подобны­ми страстями (1, 59–60). …Взять верх над вожделением – и признается великим, и действительно есть великое дело, но гораздо важнее быть предусмотрительным, чтобы не одолела эта болезнь… Осторожность лучше смелого любочестия, и Божествен­ные изречения предпочитать собственным рассуждениям – дело святое и са­мое справедливое. Всеми силами должно обуздывать очи, избегать пытливого и, невоздержного лицезрения, как уязвля­ющего смертельно, потому что от него вторгается в душу порок, овладевая, су­щественными ее частями, и, изгнав рас­судок, всецело делает ее добычею стра­сти (2, 121–124). Мф. 5, 34 .  А Я говорю вам: не клянись вовсе

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

Цари земель восседают там на призрачных престолах, древние чудовища — допотопоные исполины — в страшной полудреме созерцают свои преступления, главы народов, лежа на ложах, окружены своими потомками. Под головами тиранов и воинов лежат мечи, обагренные кровью убитых. Все они лежат в гробах, и мечи положили себе под головы, напоминая себе о ярости, которой они наводили ужас на землю. Они дают место новоприбывшим в самых глубинах преисподней. А в самой глубине этой страшной долины, в грязи, вони и среди копошащихся червей, обитают самые лютые грешники. Души проклятых несут там позор свой, и злые духи издеваются над ними» . Лучик надежды во тьме Вот в такой ужасной ситуации оказался человек из-за своего непослушания Богу: полная скорбей жизнь, муки и томление в мрачном Шеоле после смерти… Но милосердный Бог, наказав первых людей изгнанием из Рая, дал им, Адаму и Еве, таинственное обетование (то есть обещание) будущего спасения. Мы можем прочесть об этом в третьей главе книги Бытия. «И сказал Господь Бог змею: За то, что ты сделал это, проклят ты …», а дальше следует удивительное пророчество о том, что власть сатаны на земле не вечна, и что змей будет поражен Спасителем мира. Вот что еще сказал змею Всевышний: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» (Быт. 3, 15). Это первое в Библии пророчество о Христе, данное Самим Всевышним и записанное задолго до того, как были написаны четыре Евангелия, поэтому его еще иногда называют Первоевангелием. Вдумайтесь, какое удивительное, загадочное обетованье! Придет время, обещает Всевышний, и Некто, Кого Писание называет Семенем Жены , поразит главу искусителя-змея, дьявола, и избавит человечество от его власти, в которую оно, человечество, добровольно попало! В чем же загадочность? А в том, что в обычном словоупотреблении семя — от мужа, а не от жены… Впрочем, для нас, людей, живущих уже после исполнения этого обетования Божьего, здесь ничего таинственного нет, мы понимаем, что это пророчество о приходе в мир Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Исидор Пелусиот писал об этом пророчестве:

http://pravoslavie.ru/136499.html

Все обращают внимание не на то, что мы говорим, а на то, что делаем, и по делам произносят приговор, если не явно, то в сердце. Поэтому надо иметь и жизнь, соответствующую слову, и правила жизни, согласные с учением, чтобы, побеждая на словах, не быть побежденными в делах ( 50, 98 ). Не словами... надо очаровывать слушателей, но деятельностью вести за собой видящих жизнь твою. Преподобный Исидор Пелусиот ( 52, 278 ). Что такое лицемерие? По слову Христову, лицемеры уподобляются «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф. 23, 27 ). Лицемеры – «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» ( Мф. 23, 24 ), то есть малые грехи замечающие, а великие ставящие ни во что. Лицемер тот, кто собственный прибыток считает выше закона совести; лицемер тот, кто иное содержит в сердце, иное на языке, кто имеет наружность святую, а внутренность беззаконную. Лицемер тот, чья сущность разодрана надвое, тот, кто сам с собою не согласен. Лицемер – выродок, имеющий образ человеческий, а мысли бесовские... Он закрывает от нас истину или, еще хуже, выдает ложь за истину, обман за мудрость, хитрость за благоразумие, обиду другого за правосудие, развращенность за похвальную благопристойность, а тем смешивает Небо с землей и все дела человеческие заполняет мраком и извращением. Платон, митрополит Московский ( 105, 356–357 ). Называешь Бога Отцом, Господом, Царем, Защитником и Помощником, как в молитве Господней, псалмах и прочих песнях верные Ему молятся и поют; хорошо, это признак веры. Верным Он – Отец, Господь, Царь, Защитник и Помощник. Но смотри, стараешься ли Ему, как Отцу, проявлять послушание и подобный Ему нрав иметь? Сын подобен Отцу. Работаешь ли Ему, как Господу своему? Не работаешь ли маммоне ( Мф. 6, 24 ) и прочим идолам? Не царствует ли над тобою грех, когда Царем своим Его называешь? Не ищешь ли защиты и помощи у сынов человеческих и прочего создания? Слышишь, что Бог об устном исповедании, но не исходящем от сердца, с которым сердце не согласуется, говорит через пророка: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» ( Мф. 15, 8 ; Ис. 29, 13 ). – Говоришь: «Верую... во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия», – хорошо. Но приемлешь ли сердцем Его святое Евангелие? Следуешь ли Его учению, написанному в Евангелии? Не стыдишься ли смирения, нищеты, терпения Его? Несешь ли крест свой, который всем верным предлагает Он: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф. 16, 24 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 909–910 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Она выразится в единстве, в гармонии всех физических и духовно-моральных сил, направленных на благие цели. Этим единством всех своих сил мы призываемся любить Господа, не оставляя ничего из них для посторонних, второстепенных, плотских воззрений и целей. Как проявляет себя любовь к Богу? Существенно проявлять свою любовь к Богу мы можем ничем иным, как только преданным исполнением Его воли через исполнение Его заповедей. «Если любите Меня, – говорит Господь, – соблюдите Мои заповеди» ( Ин. 14, 15 ). «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» ( 2Ин. 1, 6 ). Что требуют от человека заповеди Божии? Заповеди, данные Спасителем, требуют любви к ближнему. И в этой любви, в этом служении ближнему и заключается наша возможность проявить свою любовь к Богу ( Мф. 26, 35–36 ). Через преуспеяние во второй заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк. 12, 31 ) – можно преуспеть и в первой: возлюбить Бога. Отсюда становится ясным, что любовь к Богу и любовь к ближнему взаимно обусловлены, так что в каждой из них непременно мыслится и другая. «Хотя любовь к Богу и много важнее, – свидетельствует преподобный Исидор Пелусиот , – однако делается еще ценнее, когда соединяется с любовью к человеку» 63 . Какая особенность свойственна христианской любви? Христианская любовь готова простираться на всех людей. В этом ее особенность. «Любовь есть влечение к Божественному и осуществление этого влечения» 64 . Развиваясь внутри человека, это влечение выражается в любви не только к Богу, но к человеку, как носителю того же начала. Такая любовь готова простираться на всех людей без различия племен, народностей и религий по заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк. 12, 31 ). Что значит – любить ближнего, любить человека? Это значит передать свое я в другое я и одновременно воспринять другое я в свое собственное я. В любви все люди воспринимаются человеком как цель для него, но не как средство. Истинно любить другого – значит забыть себя для себя, чтобы найти себя в другом для его блага. Все это создает неотъемлемый элемент любви – самопожертвование. Высшим образцом его является жертвенная любовь к нам Христа Спасителя, любовь до смерти крестной. Что полагается в основу отношений человека к человеку?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010