Скачать epub pdf Мф. 5, 16 .  Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного: …Христос повелел: «Да светит свет ваш пред людьми...» не для того, чтобы мы жили для любочестия (да не будет этого!). Христос искореняет его, повелевая и молитву, и милостыню творить (делать добро. – Ред.) не всенародно и от одной руки утаивать, что сделано другою, но для того, чтобы никому не подавали мы справедливого повода к соблазну. В таком случае и против воли нашей свет дел озарит видящих и обратит к славословию Божию. Ибо, что это разумеет Христос, видно из того, что не сказано: чтобы прославились вы, но чтобы видели ваши «добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (2, 187). …Поскольку иные имеют в виду при этом не Владычнее слово, но свою славу, Спаситель дал такой совет: «смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми… иначе не будет вам награды» ( Мф. 6, 1 ). Первыми словами ( Мф. 5, 16 ) выражаются благонравие и любовь к добру, которые не могут укрыться, если бы и хотели этого делающие, а вторыми ( Мф. 6, 1 ) обуздывается славолюбие. В первых Господь воспрещает порок, а в последних – желание делать напоказ. Последнее не противоречит первому, но воспрещает пороки, как бы неразрывно следующие за добродетелями. Только добродетель, совершаемая не напоказ, в собственном смысле может быть названа добродетелью и действительно ею является; если же увлекается в славолюбие, то перестает быть истинной добродетелью. Ибо умалчиваю о том, что подающие милостыню напоказ не по любви к добру это делают, но чтобы выставить на позор чужие бедствия. Услаждаясь тем, что именуются милостивыми, не отказываются они преувеличивать чужие злополучия. А это: «да светит свет ваш,» – сказано не с тем, чтобы мы величались, но в том смысле, что делу доброму невозможно быть умолчану, если бы и скрывали делающие. Как светильник, показавшись в безлунную ночь, сам собою обращает к себе взоры, так и добродетель, против воли обладающих ею, обыкновенно озаряет всех (3, 72 –73).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

Видите, достаточно широкий перечень разнообразных законов. Можно подробным образом изучать их различные хозяйственные, социальные и другие аспекты, но нам интересно не это, а то, на что в первую очередь обращает наше внимание Новый Завет. Если вы помните, Господь Иисус Христос в обличительной речи против книжников говорит следующее: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Действительно, помимо чисто внешних и формальных предписаний, закон содержит еще и указания, относящие непосредственно к нравственности человека. Рассмотрим это на конкретных примерах. При установлении Пасхи говорится, что «один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами» (Исх. 12:49). Такое было редкостью в те времена, равенство прав между природным жителем и пришельцем. Обычно было (да и сейчас есть) совсем по-другому. «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего; пусть он у тебя живет, среди вас на месте, которое он изберет в каком–нибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не притесняй его» (Втор. 23:15-16), потому что иначе его ожидает расправа. «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исх. 23:4-5), – здесь речь об отношении к врагу. Преподобный Исидор Пелусиот, разъясняя смысл этой заповеди, пишет, что Бог дал ее «не столько имея попечение о животном, но наиболее ради самих людей. Враг, пришедший поднять павшее животное, без сомнения, вступит в беседу с врагом и скажет: «Там подними ты, а я подниму здесь». Беседа же есть начало примирения и путь, ведущий к дружбе. Посему Божественная Тишина постаралась достигнуть трех прекрасных целей: первой – чтобы животное не погибло, второй – чтобы не потерпел убытка владелец, и третьей – чтобы враги примирились и стали друзьями. Ибо, кому сделано добро, тот, если он и бесчувственнее камней, постарается вознаградить благодетеля, а признанного благодетелем, конечно, уже не будут более почитать врагом. Видишь ли, как неизреченная Премудрость узаконивает все, имея в виду благость и человеколюбие?» ч. 2–3, с. 293 – 294]

http://sedmitza.ru/lib/text/431018/

Потому-то Господь мой и сошел с Неба на землю, чтобы я мог взойти с земли на Небо. Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 913 ). Не должно искать естественных доказательств тому, что превыше естества. Ибо хотя Слово и стало истинной плотью, однако же Христос...– вочеловечившийся Бог, в обоих естествах Единый Божий Сын ( 50, 229 ). Победоносный Царь Небес, для спасения людей совершивший Свое пришествие на землю, как некоего варвара, покорил себе все грешное и после победы умилосердился над ним, как над Своей собственностью. Преподобный Исидор Пелусиот ( 51, 321 ). В Ветхом Завете Илия был восхищен на небо. Он был отведен в сокровенную область, где должен обитать в телесном и душевном упокоении до тех пор, пока при кончине мира снова явится на земле, чтобы заплатить долг смерти, потому что Бог, по премудрым судьбам Своим, только отсрочил ему время смерти, но не избавил его от нее совсем. Спаситель же победил смерть и Своим славным Воскресением истребил ее, а в Вознесении явил славу Воскресения Своего. Здесь нужно заметить и то, что Илия вознесся на небо на колеснице в доказательство того, что он, как человек, не мог быть без внешней помощи. Эту помощь оказали ему Ангелы, когда он восходил на небо, ибо он сам не мог вознестись... Но Спасителю не нужна была колесница, не нужны были Ангелы, ибо Творец Своей Божественной силой вознесся на небо. Он возвратился туда, откуда сошел; восшел туда, где от века имел пребывание, ибо хотя по человечеству Он возносился, но по Божеству обладал и небом и землей ( 116, 709 ). Отчего это, когда Господь наш Иисус Христос родился, Ангелы хотя и явились, но не в белых ризах? А во время Вознесения Его они явились в ризах белых и блестящих. Ибо в Писании говорится, что «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде» ( Деян. 1, 9–10 ). Ангелы во время Вознесения Господня были одеты в белую одежду в знамение того, что Вознесение Господа во плоти составляло величайшее торжество для них, потому что белая одежда – есть знак веселия и сердечной радости. А на Рождество Его они потому не явились в белых ризах, что во время плотского рождения Его Божество уничижалось, тогда как в Вознесении человечество Его обожилось. Святитель Григорий Двоеслов ( 116, 709–710 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ибо не сказал: все, сколько их послано, но: «сколько их ни приходило»; пророки же были посланы. Моисею было сказано: «пойди: Я пошлю тебя к фараону» ( Исх. 3, 10 ). И Исаия слышал «голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» ( Ис. 6, 8 ). А лжепророки и пытавшиеся стать начальниками и предстоятелями, каковы были Февда, Иуда Галилеянин ( Деян. 5, 36–37 ) и Египтянин, предводитель разбойников ( Деян. 21, 38 ), не были посылаемы, но чтобы себя показать, сами себя поставив и домогаясь права начальствовать, убегали из дома. Что о них сказано Господом, явствует из последующих слов: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить» ( Ин. 10, 10 ), потому что все, которые послушались их, вознамерившись исказить Истину, были умерщвлены и погибли, угаснув скорее прозвучавшего слова. Преподобный Исидор Пелусиот ( 116, 123–124 ). «Пастырь добрый» являет на земле образ Спасителя Наставник – это человек, который на земле представляет Спасителя, стал посредником между Богом и людьми и священнодействует перед Богом во спасение покорных ему ( 8, 377 ). Подражай Небесному Жениху, низлагай восстания невидимых врагов... изгоняя их сперва из своей души, чтобы они не имели в тебе никакой части, а потом – из сердца тех, которые прибегают к тебе ( 8, 33 ). Пастыри – насадители Божиих ростков, не насаждают ничего инородного Виноградной Лозе, то есть Христу, ничего бесплодного, но со всяким старанием улучшают то, что прививается к Лозе и обещает плод. Святитель Василий Великий ( 6, 416 ). Всякий духовный наставник должен быть только слугою Жениха Небесного, должен приводить души к Нему, а не к себе. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 111, 519 ). Истинный добрый пастырь узнается по трем признакам, указанным в святом Евангелии. Во-первых, пастырь добрый входит во двор овчий через дверь, а не проникает туда как-нибудь иначе: «кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам» ( Ин. 10, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Грехопадение Адама и Евы. Изображение: пресс-служба ГМА им. А.В. Щусева В книге Бытие описывается, как Господь призывал Адама, спрятавшегося от Его лица, кпокаянию: Адам, где ты? Но вместо раскаяния Адам сказал, что его соблазнила жена, а Ева, в свою очередь, свалила все на змея. Не увидев покаяния, Господь проклял змея-соблазнителя — диавола, сказав, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди одержат победу: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3:15). Потом же Бог сказал людям, каковы будут последствия совершенного им греха: Адаму суждено добывать свой хлеб в поте лица, а Еве рожать в муках, и в конечном итоге их все равно ждет смерть. В чем смысл пророчества и сбылось ли оно? Преподобный Исидор Пелусиот так объясняет место Священного Писания, в котором Господь говорит дьяволу о его поражении: «Семя жены, Которому Бог повелевает быть во вражде со змием, есть Господь наш Иисус Христос». То есть это короткое пророчество говорит о рождении и искупительном подвиге Иисуса Христа и провозглашается победа над грехом и смертью, которая отнимет у «древнего змия» власть над человеком. Эту часть книги Бытие принято называть Первоевангелием, так как в ней впервые звучит благая весть о грядущем Спасителе мира.  Церковь под «женой» понимает Деву, от которой родится Искупитель — «семя жены», а под змием — падшего ангела. Обещание Господа Адаму и Еве исполнилось, когда Иисус Христос, родившись от Девы Марии, искупил на кресте первородный грех. Потомок жены поразил саму «главу» змия-дьявола, то есть разрушил преграду между Богом и человеком, но при этом и Сам Потомок жены пострадал от змия, который как бы «ужалил Его в пяту», то есть причинил Ему физические страдания на кресте. Святой апостол Павел называет Иисуса Христа вторым Адамом. Если Адам ослушался Бога, и тогда преступлением одного подверглись смерти многие (Рим 5:15), то Христос был послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп 2:8) Богу-Отцу. Сопоставляя проступок Адама и крестную жертву Христа, Павел замечает:  Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие  (Рим 5:18–19). В другом послании, к Коринфянам, он пишет: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут  (1 Кор 15:22). Так, жена первого Адама стала причиной падения, а мать второго Адама явилась орудием спасения. В чем смысл этой переклички Ветхого и Нового Заветов?

http://foma.ru/semja-budet-porazhat-tebj...

Смысл слов «кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка» ( Мф. 10, 41 ), коротко говоря, таков: кто по какой-нибудь другой потребности или по другому предлогу удостоит чести доброе, тот не будет еще участвовать в славе другого, но тот прославится вместе с добрым, кто почтил доброе ради самого добра. Ибо многие чтут пророков или праведников или для славы человеческой, или для житейской выгоды. Иные заняты этим, тратят на это деньги, и никто о них не скажет, что они примут «награду пророка». Но кто, откровенной душой взирая на доброе, почтит святых, тот справедливо прославится вместе со святыми. Преподобный Исидор Пелусиот ( 115, 772 ). Бог есть Святость ( 104, 1661 ). Бог твой и Господь свят, ждет и от тебя этого: «Будьте святы, потому что Я свят» ( 1Пет. 1, 16 ). Должен и ты хранить святость, данную тебе в Крещении, и ради этого хранить себя от всякой скверны плоти и духа, уклоняться от всякой нечистоты и прочего, что отлучает от общения с Богом и Сыном Его Иисусом Христом ( 104, 1661 ). Как земледелец выходит на поле обрабатывать землю, купец приходит в лавку торговать, ученик идет в школу учиться, судья приходит судить и изыскивать правду, воин выходит на брань подвизаться против врагов и защищать свое отечество, так христианин входит в христианство, чтобы свято жить, угождать Христу Господу и верой в Него – у Него искать вечного спасения ( 104, 1661–1662 ). Истинная святость никакими грешниками не гнушается. Истинно святой ненавидит грех, но не грешников; грехами гнушается, но не гнушается грешниками. Книжники и фарисеи, надменные мнимой святостью, гнушались грешниками, потому и укоряли апостолов: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» ( Мф. 9, 11 ). Но Христос, Святейший святых и Источник святыни, никакими грешниками не гнушался. Этому следуют и святые рабы Его, которые отвращаются от грехов, но не от грешников: грехи ненавидят, но грешникам соболезнуют и состраждут. Да постыдится надменная фарисейская гордость, которая гнушается подобными себе грешниками! Святитель Тихон Задонский ( 104, 1662 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Мф. 5, 22 .  А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно – подлежит суду …Нередко размышляя сам с собой, почему страх человеческий сильнее страха Божия… осуждал я несказанно нерадение. Сильнейших, если и оскорбляют, терпим с великой скромностью, потому что страх служит вместо узды и не позволяет идти дальше. А слабейшим, если даже и не огорчили нас, оказываем вражду, – хотя Христос повелел: не гневайся «на брата своего напрасно» – что гораздо тебе легче, нежели сносить напрасные обиды другого. Ибо там много пищи для огня, а здесь, хотя и нет горючего вещества, сами возжи­гаем пламень. Не одно и то же: когда другой подкладывает огонь, не ожечь­ся, и, когда никто не тревожит, оста­ваться в безмолвии и покое. Кто одер­жал верх над желавшим поджечь, тот показал в себе признаки высочайшего любомудрия, а в ком видим последнее, тот не заслуживает удивления. Поэто­му когда, делая большее из страха че­ловеческого, не хотим сделать меньше­го ради страха Божия, тогда останется ли нам какое оправдание? (3, 300–301). Мф. 5, 23–24 .  Если ты принесешь дар твой к жерт­веннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой: …Примирение нас друг с другом всего важнее для Бога Слова. Ибо Тот, Кто примирил Небесное с земным, прекра­щает и наши вражды, не дозволяя воз­никнуть им, и возникшие исторгает с корнем. Он говорит: Не гневайся «на брата своего напрасно» ( Мф. 5, 22 ). По­скольку же знал поползновенность че­ловеческой немощи, то истребляет кор­ни происшедшей вражды и терпит, что­бы назначенный Ему дар оставался не принесенным, пока мы не примиримся между собою. Поэтому в сказанном за­ключается крайнее человеколюбие, но не лишенное и справедливости. «Ты взыскуешь, – говорит Он, – человеко­любия, а обиженный ищет отмщения. Ты называешь Меня милосердным, а он – правдивым. Ты просишь снисхож­дения, а он вопиет, что не оказано ему помощи. Успокой его, справедливо во­пиющего, и не будешь лишен Моего благоволения. Примирись с обиженным и тогда умоляй о Моем примирении с тобою. Не продаю за дар справедливо требуемого другим отмщения, не уни­жаю неподкупного судилища, не оказы­ваю благоволения к обидевшему, пока сетует обиженный. Не малый, но крайне высокий и великий даю тебе дар: от­лагаю исследование дела, не произношу немедленно решительного приговора, даю тебе время удовлетворить обижен­ного» (3, 13–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

Мф. 5, 19 .  Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном, а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном: …Недостойным веры почтут учителя, который не делает того, что должно. Сказано: «Кто сотворит и научит…» Но если бы только «сотворит» значило и «научит», то не было бы прибавлено второе (2, 23). …Бесполезны, как слово, которого нельзя привести в исполнение, так и дело, которого нельзя высказать. Ибо словом и делом (хотя бы и не угодно это было тем, которые добрословесную мудрость неосновательно почитают чем-то малоценным и презренным) очертывается правая и. светлая жизнь наставников. «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». Если же надлежит сделать сравнение между тем и другим, то лучше делать не говоря, нежели говорить не делая (2, 359). Мф. 5, 20 .  Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное …То есть, если оказавшихся благоискусными в Ветхом завете (ибо не о тех говорю теперь, которые будут наказаны) не превзойдете столько, сколько небо отстоит от земли, «не войдете в Царство Небесное». Ибо за подвигам справедливо следуют и награды. Ветхозаветные за житие, соразмерное их силам, в награду приняли землю и долгоденствие. Ибо сказано: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе была хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» ( Исх. 20, 12 ). А нам, проходящим: сугубые евангельские поприща, уготованы Небо и Небесные блага (3, 115). …Поскольку, может быть, подумав, будто бы в священных Евангелиях есть некое противоречие, написал ты: Спаситель сказал фарисеям, как лишенным; добродетели: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» ( Мф. 23, 13 ), а апостолам: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев...», то в ответ на это пишу: надлежит разуметь, что сказано: «превзойдет» ту правду, какую… надлежало иметь книжникам. Ибо царствовать справедливо было не превосходящим только людей, достойных сожаления и слез, но в великом преизбытке превосходящим и тех, которые заслуживали одобрение по Закону и вели образ жизни, приличный Небу (3, 130–131).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

Святитель Иоанн Златоуст Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Мф. 7, 21 Добродетель озаряет всех Совершающим добрые дела, когда они явны, это служит на пользу, и Спаситель сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16), однако, поскольку иные имеют в виду при этом не слово Владыки, но свою славу, Спаситель дал такой совет: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды» (Мф. 6, 1). Сначала речь идет о том, что благонравие и любовь к добру не могут укрыться, если бы и хотели этого творящие добро, а другие слова обуздывают славолюбие. В первых Господь воспрещает порок, в последних желание делать добро напоказ. Последнее не противоречит первому, но воспрещает пороки, как бы неразрывно следующие за добродетелями. Только добродетель, совершаемая не напоказ, в собственном смысле и может быть названа так и действительно есть добродетель. Если же она увлекается в славолюбие, то перестает быть истинной добродетелью. Нечего говорить о том, что подающие милостыню на показ, не по добротолюбию это делают… А слова «да просветится свет ваш» сказаны не с тем, чтобы мы величались, но в том смысле, что доброму делу невозможно не стать явным, даже если бы и скрывали его. Как светильник в безлунную ночь обращает на себя взгляд, так и добродетель против воли обладающих ею озаряет всех. Преподобный Исидор Пелусиот 19 марта 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алина 4 апреля 2024, 03:21 Добродетель, она лично для себя, или другие тоже могут ощутить ее благо. Это вещь в себе даже когда направлена на других? Срболюб 22 марта 2022, 07:54 Спасибо за статью. Владислав 5 апреля 2018, 09:51 Благодарю Вас за прекрасные слова! Православие ру, так держать!!!!! Ljubovj 7 марта 2018, 21:37 spasi Gospodi tak pouchiteljno Владимир 22 марта 2017, 16:50 Мир вам. Анатолий Куликов 16 марта 2017, 00:57

http://pravoslavie.ru/1638.html

Когда же все намеченные им безумные задачи будут решены, тогда этот несчастный богач мыслил достигнуть верха счастья – счастья, которое ему виделось таковым: «Скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы в этих житницах, теперь покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12: 19). И в этом проявляется его безумие, так как наслаждаться богатством так же безумно, как и стремиться к нему. Почему же, дорогие братия и сестры, является безумием непрекращаемое стремление к увеличению богатства? «Довольствоваться малым – вот определение богатства; желание большего и большего – вот признак нищеты» Во-первых, безумно откладывать свое утешение богатством на то время, когда осуществятся все его планы относительно его увеличения. Надо учиться быть счастливым и довольным при малом. «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это – дар Божий. Недолго будут у него в памяти дни жизни его; потому Бог и вознаграждает его радостью сердца его» (Еккл. 5: 18–19). Преподобный Исидор Пелусиот пишет: «Довольствоваться малым – вот определение богатства; желание большего и большего – вот признак нищеты». Во-вторых, безумием является уверенность в том, что богатство, собранное нами, сохранится на многие годы. Новые огромные житницы богача не будут надежнее, чем те, которые у него были, ибо в течение нескольких часов они и всё, что лежало в них, могли сгореть дотла, хотя бы от удара молнии, против которой у него не было никакой защиты. В течение немногих лет могут произойти значительные изменения: моль и ржа могут истребить, воры подкопать и украсть… В-третьих, безумием было рассчитывать на спокойную жизнь, ибо даже при самом богатом изобилии существует множество вещей, способных лишить человека покоя. Одна ложка дегтя портит целую бочку прекрасного меда, а одна колючка – всю постель. Болезни, семейные неприятности и особенно нечистая совесть могут лишить покоя самого богатого человека, ибо она «не знает Богообщения, и гордое сердце не знает Любви».

http://pravoslavie.ru/108857.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010