«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Исидор Пелусиот. Творения После Исидора Пелусиота осталось около 10000 писем, из которых до нас дошло 2090. Они носят глубокий богословский характер, посвящены в основном экзегетическим и нравственным вопросам. Исидор Пелусиот принадлежал к антиохийской школе толкования Писания: он призывает «не насиловать смысла [Писания] по собственному произволу», для понимания Слова Божьего не достаточно одной только веры и благочестия, нужны разум, исторические и филологические познания. Те кто видят в Ветхом Завете одни лишь пророчества о Христе просто напросто ошибаются и дискредитируют веру: «Не безвинны те, которые относят весь Ветхий Завет ко Христу, — писал он, — ибо и язычникам, и не принимающим этого еретикам они доставляют помощь в борьбе с нами, так как, делая насилие тому, что о Нем не сказано, делают так, что и сказанное о Нем становится подозрительным» — надо видеть в Библии то, что там есть, а не «фантазировать» вокруг неё из «благочестия». Письма Краткое житие преподобного Исидора Пелусиота Преподобный Исидор Пелусиот, отец и учитель Церкви, жил в IV–V вв. Родился он в Александрии, был сыном знатных родителей и родственником Александрийского архиепископа Феофила и его преемника святителя Кирилла. Одаренный блестящими способностями и получивший прекрасное светское образование, преподобный Исидор мог легко достигнуть высокого положения в обществе. Но душа его от юности стремилась к Божественной мудрости, открывающейся через добродетельную жизнь и исполнение Христовых заповедей. Уподобясь евангельскому купцу, ищущему хорошие жемчужины (Мф.13:45), он в молодые годы оставил родительский дом и ушел в обитель, находящуюся на Пелусиотской горе в Нижнем Египте, у реки Нила, и там принял постриг. Преподобный Исидор «добре подвизася в царство Феодосия юнейшаго» (восточно–римский Император Феодосий II Малый, 408–450). Свои подвиги он совершал с таким пламенным горением духа, что вскоре снискал глубокое уважение братии, был избран ими настоятелем и, по их усердной просьбе, принял священный сан. Своим примером и наставлениями он побуждал братию подвизаться во благочестии, хранить безмолвие и скудость в пище, благотворить бедным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

прот. Иоанн Козлов Писание 1) Исидор Пелусиот ч. 2. п. 382, стр. 309: «Кто касается предмета высокого и покушается истолковать смысл священных писаний, тому надлежит иметь язык степенный и ясный, а сердце благочестивое и благоговейное, следовать за писаниями, а не указывать им путь, и не по собственному своему изволению навязывать им смысл. Ибо осмеливающимся искажать и перетолковывать их угрожает весьма великая опасность, касающаяся самой души». 2) Симеон новый богослов , в. 1, сл. 26, стр. 232 (а по изд. 1882 г. стр. 212): «О, братия мои! чего ради помышляете вы не то, за что спасены быть можете, а το, за что подлежите мучению? Зачем берете вы из святаго писания лишь неудобопонятные слова, криво их толкуете и превратно понимаете к погибели души вашей». 3) Кириллова, гл. 19, л. 401 об.: «Подобаше убо, якоже предрех, отцем последующе, ничтоже разумевати паче уставленных ими, ниже собирати речения от писания, о ином и ином глаголанная, насиловати тех ко иному разуму, да волю нашу поставим, якоже убо творит Николай». 4) Там же, л. 305 об. – 306: «Темже всякому подобает всею силою держаться церковного предания от божественных апостол Духом святым установленного, и от толь множества преподобных и богоносных отец седмищи на вселенских соборах собравшихся утверженного и соблюдаемого. Прикладающих же что, или отъемлющих, или инако претворяющих, аще и сам будет крайнейший учитель кто, никакоже слушати, но удалятися такового». 5) Там же, л. 434 об.: «Егда станем вси страшному престолу предстояще, коих познают своих отцы? отеческую ли веру и богодухновеннае святых отец предания отвергших, или нас православных, иже ничтоже ни в чем изменьших. Не онех мню, но нас». 6) Исидор Пелусиот ч. 3, п. 110, стр. 124: «Не пренебрегай, друг, медоточивого слышания божественных писаний. Диавольская эта хитрость, не позволяющая увидеть сокровище, чтобы не приобрели мы богатства. Слышание божественных мыслей ни к чему не служит, говорит враг, чтобы не увидеть ему деяний, происходящих от сего слушания».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Скачать epub pdf НЕСТЯЖАТЕЛЬНОСТЬ Нестяжательность приближает к Небесам Если желаешь получить Царствие Небесное – возненавидь все земные имения, потому что если будешь сластолюбив и сребролюбив, то не сможешь жить по Богу ( 82, 386 ). Бог требует от инока-подвижника полного нестяжания до малой вещи: и малая вещь с пристрастием к ней может повредить, отлучив ум от поучения в Иисусе и от плача. Изречения безымянных старцев ( 82, 375 ). Отнимать у меня нечего, кроме бедной одежды и нескольких книг; заточение для меня не страшно, потому что куда меня ни заточат, везде земля Господня; смерть даже благодеяние, потому что соединит меня с Господом ( 113, 223 ). Не должно заботиться об избытке и прилагать старание ради пресыщения и пышности; надо быть чистым от всякого вида любостяжания и щегольства. Святитель Василий Великий ( 6, 353 ). Нестяжательность приближает к Небесам, освобождая нас не только от страха, забот и опасностей, но и от прочих неудобств. Святитель Иоанн Златоуст ( 35, 369 ). Да не подумает кто-либо, что без труда и легко достигается преуспеяние в нестяжательности. Преподобный Нил Синайский ( 48, 99 ). Известно, что не иметь нужды во многом признается величайшим благом... но признается и то, что гораздо высшее благополучие – быть выше даже потребности иметь какую-либо собственность. Поэтому будем заботиться более о душе, о теле же – насколько это нужно, о внешнем – совсем не станем прилагать попечения. Ибо таким образом и здесь достигнем высшего блаженства, заключающего в себе Небесное Царство. Преподобный Исидор Пелусиот ( 50, 291 ). Никто не может приобрести действительной нестяжательности, если не приготовится к тому, чтобы с радостью переносить искушения ( 55, 379 ). Без нестяжательности душа не может освободиться от мятежа помыслов и, не приведя в безмолвие чувств, не ощутит мира в мысли. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 295 ). Нестяжательный муж молится чистым умом, а любостяжательный во время молитвы представляет вещественные образы. Преподобный Иоанн Лествичник ( 57, 132 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf ПОДВИЖНИЧЕСТВО Христианину необходим непрестанный подвиг Подвижничество... есть подражание всем заповедям Господним и хранение их; оно не гневливо, не кичливо, не сребролюбиво, не опрометчиво, не самолюбиво, покорно, всякому услуживает, вовсе чуждается тленного, пребывает в общении только с духом; у него язык благодарный, полезная молитва, оно делает все из послушания... Преподобный Исидор Пелусиот ( 50, 164 ). Труд насаждения Слова Божия в сердце требует таких усилий, что он назван подвигом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 272 ). Любовь к подвигам есть ненависть к страстям; напротив, леность и праздность легко вводят в душу страсти ( 82, 203 ). Если человек не прольет пота в подвиге для снискания каждой добродетели, он не сможет войти в покой Сына Божия ( 82, 218 ). Благоразумное удручение себя подвигами освобождает от пороков – следствия прежнего нерадения ( 82, 218 ). Человек, пока находится в теле, никак не должен и не может доверять себе. Он не способен к неизменяемости. Ему необходимо пребывать в непрестанном подвиге. Преподобный авва Исаия ( 82, 222 ). Вступи на путь, ведущий к Небу; вступи на путь узкий и тесный, пойди по нему, изнуряя и порабощая духу свое тело ( 36, 48 ). Кто служит Господу только тогда, когда находится в безопасности, тот не проявляет большой любви и не чисто любит Христа ( 42, 230 ). Хотя мы должны все относить к Богу, однако и сами должны быть деятельны, брать на себя труды и подвиги ( 45, 607 ). Видя впереди себя надежду, не пренебрегай трудом. Где подвиги, там и награды; где войны, там и почести; где борьба, там и венец. Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 446 ). Решившись служить Богу, пребывай в страхе Божием и приготовь душу свою не к покою, бездействию и наслаждению, а к искушениям и огорчениям. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Пинуфий 53, 45). Хотя Христос, всегда пребывающий с людьми, все совершает в них, но и они, при всей своей немощи, подъемлют большой труд, чтобы только удержать в себе Христа, потому что все хитрости и все козни диавола обращены на то, чтобы соблазнить их отторгнуться из рук Христа и расположить их говорить или думать в самопрельщении, что это мы сами по себе и своими усилиями породили такое и такое благое помышление или сказали разумное слово. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 60, 49 ). Подвижничество – принесение плоти в жертву Богу

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf СМИРЕНИЕ «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29) Кто желает быть подобным Богу, пусть будет, по силе человеческой, кротким и смиренным ( 46, 390 ). Господь все перенес, чтобы ты наилучшим образом научился смиренномудрию. Святитель Иоанн Златоуст ( 35, 502 ). Смиренномудрие – риза Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и через него беседовало с нами в теле нашем. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 234 ). Блажен человек, который всегда взирает на Небесного Владыку и Его страдания, который распял себя самого для всех страстей и для всего земного и стал подражателем смирения своего Владыки. Преподобный Ефрем Сирин ( 27, 222 ). Если все свойства Божественного естества превышают меру человеческого естества, то проще всего для нас уподобиться Божеству в возможном и сообразном с нашей природой. Что же это такое? Смиренномудрие. Преподобный Исидор Пелусиот ( 52, 355 ). Господь наш Иисус Христос, Бог непостижимый и неизреченный, в продолжение всей Своей жизни во плоти был облечен в смирение. Так что святое смирение праведно должно именоваться и Божественной добродетелью, и Владычней заповедью... Преподобный Филофей Синайский ( 68, 406 ). Почему, сказав: «блаженны нищие». Господь прибавил еще: «духом»? Чтобы показать, что ублажения достойно собственно смирение души и что хотя и телесная нищета блаженна и ведет в Царство Небесное, но только если ее сопровождает смирение душевное, если она с ним тесно соединена и от него получает начало. Таким образом, ублажив нищих духом. Господь дивно показал, где корень и причина видимой нищеты святых, то есть в духе их. Дух, приняв в недро свое благодать евангельской проповеди, становится источником нищеты, орошающим «все лице земли» ( Быт. 2 , б), то есть нашего внешнего человека, и делающим его раем добродетелей. Такая нищета достойна ублажения от Бога. Ибо иной может быть нестяжателен и нищ, и притом произвольно, но ради славы человеческой. Такой человек не нищий духом, а лицемер. Лицемерие же рождается от самомнения, которое противно духовной нищете. Кто имеет дух сокрушенный и смиренный, тому невозможно не радоваться видимой нищете и смирению, ибо он считает себя недостойным славы, довольства, утешений и всего такого. Почитающий себя недостойным всего этого и есть ублажаемый Богом нищий... И все такие – из числа слышавших и последовавших за Господом Иисусом, Сыном Божиим, ибо Он сказал: «...научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11, 29 ). Поэтому их и Царствие Божие, ибо они – сонаследники Христовы. Святитель Григорий Палама ( 70, 287 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Разделы портала «Азбука веры» Святоотеческий взгляд на проблему В своем сообщении я затрону одну из проблем православной антропологии, унаследованную христианскими богословами от античной дохристианской философии. Речь пойдет о весьма важном для святоотеческой антропологии понимании образа человека как всеобъемлющего “микрокосма” (μικροκοσμος). Как известно, по выраженному в святоотеческих писаниях мнению, человек “микрокосм” отражает в себе и включает в себя качества предметов материальной вселенной-“макрокосма” (μακροκοσμος). По определению святителя Григория Нисского , “человек есть некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена вселенная”. О том же свидетельствуют и другие Отцы. Например, преподобный Исидор Пелусиот учит: “человек, содержа в себе все составляющие мир стихии, сам есть сокращенный мир”. Подобные же суждения мы можем обнаружить в творениях Климента Александрийского , Оригена , священномученика Мефодия Патарского , Тертуллиана , Лактанция , святителя Василия Великого , Немесия Эмесского , преподобного Максима Исповедника , преподобного Иоанна Дамаскина , святителя Григория Паламы и целого ряда других церковных писателей. Как я уже сказал, идея человека-“микрокосма” берет начало в античности. Однако для доклассической античной философии человек является “микрокосмом” прежде всего постольку, поскольку он отражает и включает в себя реальность только материально-чувственного космоса. Именно в таком виде это учение формулируется в трактатах гиппократовой школы, у Галена, Демокрита и других. Замечу, что и Аристотель, размышляя о проблеме вечности движения во вселенной, также использует идею “микрокосма”. Говоря на страницах своей “Физики” о способности к движению всех живых существ и сравнивая при этом образ их бытия с образом бытия окружающего неодушевленного мира, Стагирит именует всякое живое существо космосом “маленьким” — на фоне космоса бесконечного, “большого”. Присутствует идея “микрокосма” и в сочинениях Филона Александрийского, чья философия, как известно, оказала заметное влияние на христианскую письменность. Вместе с тем, у Филона человек-“микрокосм” является таковым уже не только потому, что включает в себя все основные элементы материального творения, но также и элементы мира духовного.

http://azbyka.ru/chelovek-mikrokosm-ili-...

Скачать epub pdf ПАСТЫРСТВО Созидание Тела Христова (Еф. 4, 12) Учащий должен поставить себе целью – всех возвести «в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 13 ), и притом каждого в собственном его призвании. Святитель Василий Великий ( 6, 399 ). Цель учения – открыть душу, вырвать ее у мира и предать Богу; сохранить образ Божий, если он цел; поддержать, если он в опасности; обновить, если поврежден; вселить Христа в сердца Духом; короче сказать, того, кто призван к Горнему миру, – сделать богом и причастником горнего блаженства. Святитель Григорий Богослов ( 11, 30 ). Учи ближнего не тому пути, который отводит в мир, но тому, который вводит в Царство Небесное. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 219 ). Благоговейный и скромный иерей, к закону присоединив страх и скромность растворив властью, насколько это зависит от него, изгоняет всякое помышление о грехе в подчиненных ему; внимающих слову врачуя словом, и непослушных умудряя наказаниями по законам, и этим ведя к тому, чтобы впредь не грешили. Преподобный Исидор Пелусиот ( 51, 41 ). В Церкви, совмещающей в себе благодатные средства спасения, должны быть известные лица, которые, действуя по ее разуму, этими средствами доставляли бы от ее лица другим нужное ко спасению. Они и есть. Это пастыри, составляющие священноначальное епископство и подначальное священство, которое есть расширение епископства... Святые делаются святыми через пастырей. Не то это значит, чтобы им принадлежала собственная сила или они были источниками сил, но то, что они стоят на середине, на переходе от земли к Небу, и то людей возводят к Богу, то Бога к людям преклоняют. Что делал Иоанн Креститель? Людей приводил к Богу. То же теперь делают пастыри, по воле Господа... ...Епископство – корень пастырства. Оно изливает благодать от Бога через Священство на весь мир, особенно же на верующих. Так, никто не приходит к Богу и от Него не получает милостей иначе как через священные лица, посредством известных учреждений, содержимых Церковью. ...Дело пастыря есть дело апостольское, и дух пастыря должен быть апостольский. Это – живая и деятельная ревность о спасении душ. Святитель Феофан Затворник . Начертание христианского нравоучения. М., 1891, с. 401–402, 495. «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Слово VII, в котором повествуется о том, что христианам не подобает сквернословить, пересказывать языческие анекдоты, острословить и смеяться Вступление Человеческая жизнь, благословенные христиане, делится на две части: настоящую и будущую. Настоящая жизнь – это плач и слезы, а будущая – смех и радость. Настоящая преисполнена скорби и слез, а будущая, напротив, – веселья и радости. Нынешнее время 81 – пора сева, а будущее – жатвы. В настоящее время – пора брани и подвигов, в будущем придет время побед и венцов. Кто сейчас живет, исполняя заповеди Господни, тот потом будет жить, чтобы принять награду и воздаяние за свои подвиги. Таков естественный порядок, введенный Богом: сначала сеют, потом жнут; сперва воюют и побеждают, а после принимают венец; сначала рыдают и плачут, потом радуются и смеются. Именно такой порядок Бог узаконил изначально в раю сладости, повелев Адаму возделывать и хранить заповедь, которую Он дал ему, а затем в качестве награды за его труды и хранение Адам получил бы от Него то, что сделало бы его богом по благодати и он вкушал бы блаженство: «И взял Господь Бог человека, которого создал и поселил его в раю сладости, чтобы возделывать и хранить его» ( Быт. 2, 15 ). Желая показать людям именно такой порядок, Бог сказал устами Екклезиаста, что вовсе не сначала время смеяться, а потом плакать, но сначала пора плакать, а потом смеяться: «Всему свое время и срок всякой вещи: время плакать и время смеяться, ( Еккл. 3:1 ). Именно такой порядок узаконил своим гласом в [земной] жизни собственноручно Сам Сын Божий, когда пришел на землю и стал Человеком, в блаженствах, какие Он изрек: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» ( Лк.6:21 ). И наконец, именно такому порядку научили божественные отцы и учителя нашей Церкви. Так, божественный Златоуст сказал: «Ныне время сеять, тогда – собирать и обогащаться» (Беседа 25 на Евангелие от Иоанна). Как говорит преподобный Ефрем, «настоящее есть подвиг, упражнение и поприще, будущее же – награды, венцы и почести». А Исидор Пелусиот добавляет: «Ибо не воздаяние за труды здесь, но здесь борьба, а награды – после сего; так что во время подвигов да не ищут отдохновения и да не смешивают времен» (Письмо 679.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

2.7. Откровение о Христе в псалмах Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета В отдельную группу выделяют иногда мессианские псалмы, то есть, те, в которых содержится пророчество о Христе. Разные учебники разное количество этих мессианских псалмов дают, но, по крайней мере, не менее 20-и к ним можно точно отнести. Если взять Толковую Псалтирь Евфимия Зигабена, то там есть такая тенденция: буквально каждый стих так или иначе толковать в мессианском плане в каждом стихе находить какое-то указание о Христе. Другие толкователи, например преподобный Исидор Пелусиот, считали, что нет необходимости совершенно все Писание толковать применительно ко Христу, что это приводит иногда к довольно натянутым рассуждениям. Но, тем не менее, есть ряд псалмов, которые являются действительно мессианскими. В них есть пророчества о Христе, которые цитируются в Новом Завете именно в этой связи. Их нужно себе, конечно, представлять. Тем более, что в Псалтири, действительно, многое о времени Христове изложено. В качестве пособия по этому вопросу есть таблички в приложении к Брюссельской Библии, в разных учебных пособиях. Есть материал в трудах Афанасия Великого – в послании к Маркеллину об истолковании псалмов и в предуведомлении о псалмах где имеется довольно большой раздел, в котором обобщенно излагается что говорится о Христе в псалмах. Псалом 2. Здесь изображено, противление иудеев Христу и восстание на Него. Это место цитируется в книге Деяний апостольских: «вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным; Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» (ст. 1-2); «Возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (ст. 7), – о том, что Христос есть Сын Божий. «Аз же поставлен есмь царь от него над Сионом, горою святою Его» (ст. 6), – Христос – Царь, который есть Сын Божий. «Блажени вси надеющиися нань» (ст. 12) Псалом 8, на который ссылается Сам Господь Иисус Христос: «из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради» (ст. 3), – те же самые слова говорит Иисус Христос при входе в Иерусалим (Мф. 21:16). Стихи знать полезно самим, я указываю только какие-то центральные стихи, вокруг них еще есть нечто такое, на что следует обратить внимание.

http://sedmitza.ru/lib/text/431339/

4.2. Символическое значение видения купины 4.3. Возвращение Моисея в Египет 4.4. Казни Египетские. Исход из Египта, установление праздника Пасхи Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 4.2. Символическое значение видения купины Видение купины имеет два основных толкования. Самое традиционное – это указание на Божью Матерь, Которая приняла в Себя Бога – огонь попаляющий, и при этом никакого повреждения не испытала. Это толкование мы часто можем встретить в богослужебных песнопениях. Есть и соответствующая иконография. Другое толкование видит здесь изображение плоти Господней, Его человеческой природы, которая не была опалена и сожжена при ее соединении с божественной. Такое понимание мы можем встретить в песнопениях на праздник Преображения Господня. Святитель Кирилл Александрийский кн. 1, с. 187] видит здесь изображения израильского народа, внешним образом воспринявшего закон и не воспринявшим его теплоты и света. 4.3. Возвращение Моисея в Египет После этого Моисей возвращается в Египет, взяв с собой свою жену Сепфору и двоих сыновей. По дороге ангел хочет умертвить Моисея. Смерти он избегает после того, как его жена совершает над сыновьями обрезание. Даются разные объяснения, почему так происходит. Преподобный Исидор Пелусиот говорит о том, что поскольку Моисей должен был стать законодателем Израиля, в его семье не должны нарушаться установления, бывшие прежде него. Этим самым показывается, что, прежде всего, он должен быть строг к себе и к своему семейству ч. 1, c. 61–62]. Предшественник преподобного Исидора и его учитель святитель Иоанн Златоуст говорит другое. Он говорит, что этим показывается то, что не должно семейству – жене и детям, отправляться в Египет; поскольку он идет туда не жить, а для того, чтобы вывести народ из той земли. О том, что Моисей действительно отослал жену, указывает тот факт, что впоследствии, когда Моисей уже вышел с израильтянами из Египта, ему навстречу вышел тесть вместе с его женой т. 6, кн. 1, c. 621]. Вы видите, что в таком вопросе непринципиального, недогматического характера между двумя святыми отцами, – причем один из которых был учеником другого, встречается такое разногласие. Впрочем, можно заметить, что одно не исключает другого, а дополняет.

http://sedmitza.ru/lib/text/430916/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010