и Гоморра — палестинские города, лежавшие в долине Иорданской и известные своим нечестием, за что и были погублены Богом (см. Быт.19:1–28). патриаршествовал с 523 по 527 г. его празднуется в 11-й день января месяца. житие его ниже под сим же числом. находился в малоазийской области Фригии. еретики, принявшие в видоизмененном виде монофизитскую ересь. Севериане, хотя и признавали, подобно еретикам монофизитам, только одну природу в Иисусе Христе — божескую, но допускали в ней различие свойств божеских и человеческих; так они утверждали, что плоть Христова до воскресения была, подобно нашей, тленною. Название свое эта ересь получила от имени Севера, патриарха антиохийского (с 512 по 518 г.). святого Ефрема последовала в 545 г. Святой Симеон Дивногорец был уведомлен свыше о кончине его; в момент его смерти он видел его душу, возносившуюся ангелами к Богу (подробнее об этом можно читать в житии святого Симеона Дивногорца, — под 2-м числом месяца мая). Патриарх Фотий (управлял Константинопольскою церковью с 857 по 867 г.; затем вторично — с 877 по 886 г.) свидетельствует о святом Ефреме, что, хотя он и был сирийцем по происхождению и языку, но не без искусства владел и греческим языком. Почти все сочинения святого Ефрема был и написаны в защиту православного учения о Лице Иисуса Христа и соединении в Нем двух естеств — божеского и человеческого, — против монофизитов. Память преподобного отца нашего Зосимы Хозевит получил такое название от лавры Хузивской, в которой он подвизался. Эта лавра находилась в пустыне Хузив или Хозева, между Иерусалимом и Иерихоном, недалеко от низменной долины Иорданской. Хузивская лавра возникла в V b. Имя первого ее основателя неизвестно. Особенно процветала лавра в VI, VII и VIII b., когда она славилась строгостью жизни своих подвижников. Иоанн патриаршествовал в VI b. — Память его празднуется св. Церковью 3 октября. Иерихон находился на западном берегу реки Иордана, в очень плодородной долине, среди садов, изобиловавших пальмами, почему и назывался «городом пальм». Ныне на месте древнего Иерихона стоит бедная деревушка Риха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

22 Отец Клеопа поступил в Сихастрию в декабре 1929 г., монашеский постриг принял 2 августа 1937 г., заместителем игумена был избран в 1942 г., в Петров пост. 26 Иоанн Иаков Хозевит (1913–1960), исихаст, румынский и иерусалимский святой. Монашеский подвиг начинал в монастыре Нямц в 1930–1936 гг. Затем подвизался на Святой Земле, в Лавре святого Саввы Освященного, был игуменом румынского скита святого Иоанна Крестителя на Иордане, затем уединился в пещере святой Анны в пустыне Хо-зева близ Иерихона, где и провел в молитвенном подвиге остаток жизни. Спустя 20 лет нетленные мощи Иоанна Иакова Румына были обретены в этой пещере и перенесены в монастырь святого Георгия Хозевита, где и ныне почивают открыто для поклонения. 32 Отец Макарий Тэнасе был учеником отца Клеопы как в монастыре Сихастрия, так и в монастыре Слатина. В настоящее время он насельник румынского скита Продром на Святой Горе Афон. Его святость благоволил прислать нам эти строки, чтобы описать отца Клеопу в 1940-е годы. – Сост. 34 До кончины старца Иоанникия Мороя отец Клеопа был заместителем настоятеля, а после преселения в вечность отца Иоанникия отец Клеопа хотел передать настоятельство отцу Иоилю, единственному в то время священнику в Сихастрии. – Сост. 35 Старец Иоанникий Морой упокоился о Господе 5 сентября 1944 г. Старец Клеопа был рукоположен во иеродиакона 27 декабря 1944 г., во иеромонаха – 23 января 1945 г. 36 В слове, произнесенном при поставлении отца Клеопы в настоятели монастыря, преосвященный епископ сказал и это: «Отец Клеопа, прими этот жезл. Слушающий святость твою Бога слушает, а кто не будет слушать – того хоть чем хочешь бей, но человека из него уже не сделаешь». – Авт. 37 Престольный праздник монастыря Сихастрия – Рож­дество Пресвятой Богородицы, празднуемое в Румынской Церкви 8 сентября н. ст. 43 Спустя несколько недель после ухода от нас отца Клеопы были записаны на магнитную ленту нижеследующие слова преподобного отца архимандрита Арсения Папачока, сподвижника отца Клеопы в скитаниях. – Сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

5) Монастырь в пустыне Зиф (на юго-востоке от Хеврона), между Абарисом (Адорим?) и селением Аристовулиадой, в окрестностях тех пещер, в которых укрывался Давид от гонения Саула, как сказано в житии прп. Евфимия. Место это доселе еще никем не было исследовано. 6) Монастырь Мартириев, основанный аввою Мартирием, учеником прп. Евфимия (был впоследствии Иерусалимским патриархом), в 15-ти стадиях от лавры прп. Евфимия, при небольшой пещере. В житии прп. Евфимия монастырь этот назывался «великим и славным». Развалины его указывают в стороне от дороги, ведущей из Иерусалима к лавре прп. Евфимия (Неби-Муса), в виду лавры (сходно с указанием в одном месте из жития преподобного Евфимия), на месте, называемом арабами Ель-Мелааб (от неровности места, окруженного со всех сторон холмами). Самые эти развалины арабы называют Хан-Ахмар – красный хан, вероятно, по коричневому цвету полей, его окружающих, которые принадлежат вифанским феллахам. 7) Монастырь прп. Феодосия, друга и спостника прп. Саввы Освященного, основанный около той пещеры, в которой, по преданию, ночевали волхвы, возвращаясь из Вифлеема иным путем (т. е. не чрез Иерусалим) в страну свою. О месте сего монастыря в житии прп. Саввы упомянуто в следующих словах: «авва Феодосий жил к западу от лавры, расстоянием стадий около 35, и там, при содействии Христа, основал весьма славную киновию». 8) Лавра, или келья, Хузивы, построенная, как говорит предание, на том месте, где постился Иоаким «неплодства ради». Здесь, сказано в житии прп. Саввы, в его время сиял добродетелями св. Иоанн Хозевит, основатель этой обители, впоследствии епископ Кесарии Палестинской. Развалины этой обители находятся в потоке Куттилийском (который в верховьях своих, протекая чрез пустыню Фаран, называется Фара) недалеко от Иерихонской дороги. Испытав общую судьбу обителей пустыни св. града, то есть будучи разорена от варваров, лавра прп. Хозевита в XVI столетии была временно восстановлена какими-то двумя любителями безмолвия, но вскоре опять запустела. Любопытные развалины ее с хорошо сохранившимися фресками и надписями в усыпальнице, по своей недоступной местности, редко посещаются путешественниками. Ниже лавры, в том же потоке, видны небольшие развалины, которые называются, по преданию, скитом Георгия Хозевита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Лечение Лечиться не грех Преподобные Кир и Иоанн, святые Косма и Дамиан были врачами; даже св. евангелист Лука был врач. Феофилакт устроял и больницы («Четьи-Минеи», житие св. Феофила, 8 марта). Святые также прибегали и к врачам. Так, в житии препод. Зосимы финикийского пишется, что, когда у одного знаменитого мужа, именем Аркесилая, ненарочито жена ранила себе спицею око, то св. епископ Иоанн Хозевит поспешно пришел в дом того патриция и, увидев жену его люто страждущею от недуга, повелел тотчас врачу, тут бывшему, лечить больную врачеваниями (там же, житие Зосимы Финикийского, 8 июня). Святые не считали грехом пользоваться и домашними лечениями. Так, в житии св. Афанасия Афонского сообщается, что, когда он с учеником своим Антонием возвращался в св. гору Афонскую, то от трудного и продолжительного пути у Антония до того заболели ноги, что на появился отек и сильное воспаление, и он не мог даже продолжать пути. Преподобный Афанасий, взявши горсть травы, по которой они шли, растер ее в руке своей и, обложив листьями древесными, обвязал больные места Антония платком, – и облегчилась болезнь Антония («Афонский патерик», житие св. Афанасия Афонского , 5 июля). В житии преподобной Евпраксии девицы также пишется, что, когда она рассекла себе, вместо дерева, собственную свою ногу, игуменья того монастыря, в котором жила св. Евпраксия, приводила ее в чувство, возливая холодную воду на лицо ее; а в другой раз, когда Евпраксия, зацепив за собственную свою одежду, упала с высоты здания и от ушиба истекала кровью, то игуменья прикладывала ей елей и соль к больному месту («Четьи-Минеи», житие Евпраксии, 25 июля). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И после сего, находясь в Кораки 181 , ты подъял такие подвиги и труды, что совершенно удалил от себя всякое действие сатаны, покушавшегося обольстить подвижника видением света. И достойный за то всяческой похвалы, всем тем обязан ты благодати и человеколюбию Всеблагого Бога, которые и соблюли тебя невредимым от лукавых ухищрений врага-злоначальника. Ибо тот всего яростнее ополчается на проходящих подвиг безмолвия в святых обителях, особенно в нынешние трудные времена, когда по грехам нашим оскудели, увы, подлинные наставники. Посему немалой опасности подвергают себя все самовольно подвизающиеся и не состоящие под руководством духовным. Подобной опасности не знали иноки, избравшие стезю безмолвия в золотую эпоху монашества, когда в Палестине сияли преподобные Евфимий, Савва, Феодосии, Герасим, Георгий Хозевит и множество иных. Ибо во всех духовных нуждах прибегали они к покровительству равноангельных отцов и, открывая им свои помыслы, научались одни принимать, других избегать, каковое руководство приносило дивные плоды. Сие воистину так. Скажем теперь и о «действиях Божиих», которые ты описал мне столь подробно и с такой доверительностью и которые, оставаясь непонятными даже во Христе братиям Вашим, вызвали среди них соблазн. Сия «благодать Духа Святого», как ты пишешь, начала посещать тебя явным образом, день ото дня умножаясь и сопутствуя тебе во всякое время на всяком месте. И спишь ли, трудишься ли, слушаешь ли поел едование сБожественной литургией, сердце и все тело твое непрестанно содрогаются, а ум зачастую приходит в исступление и бывает восхищен. Таковое возмущение и трепет сердца, производимые умом в состоянии исступления, как и проистекающее от чрезмерного сердцебиения сотрясение всего тела и головы, приключаются у тебя в особенности, когда заслышишь доброгласного псалта, а всего чаще – во время причащения Святых Таин. Замечая сие, братия весьма соблазняются, ибо по убожеству своему не могут уразуметь, что все описанное происходит «действием Духа Святого», как то было, по слову Вашему, и с Самим Господом, Который перед воскрешением Лазаря восскорбел духом и возмутился 182 .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

9, 42)? Какой это скрежет зубов (Лк. 12, 28)? Беседуйте о том между собою всегда, и днем и ночью: как потечет река огненная (Дан. 7, 10) и очистит землю от беззаконий живущих на ней… Благорассуждать о сем необходимо, днем и ночью помышлять о сем, ибо кто всегда памятует о смерти, тот не будет грешить много». (См. «Христианские чтения», 1836 г., ч. II, с. 157–158). б)  Многие подвижники благочестия собственным опытом дознали всю благотворность живого представления о смерти и будущем суде. Блаж. Исихий Хозевит, живший сначала в небрежении и лености, после одной тяжкой болезни решился исправиться и для утверждения себя в новой жизни положил за правило помышлять о смерти постоянно. Такое помышление не только отвлекло его от грехов, но и поставило на высокую степень добродетели. Двенадцать лет он пробыл безвыходно в своей келлии молчальником, вкушал только хлеб и воду, день и ночь плакал о своих грехах. Когда наступил для него час смертный, братия вошли к нему и стали умолять, чтоб хотя пред смертью он что-нибудь сказал им в назидание. Убежденный опытом, какую пользу приносит человеку память смертная, Исихий вместо всякого поучения воскликнул: «Простите меня, братие! Кто имеет память смертную, тот никогда не может согрешать». И с этими словами предал дух свой Господу. И подлинно, братия, не может согрешать! Поминай последняя твоя – и во веки не согрешиши, – учит премудрый сын Сирахов (7, 39). Освободившись, сколько можем, от грехов, мы встретим смерть с радостью, ибо она люта только для грешников, а для праведников есть переход из мрака на свет, из темницы на волю, от трудов к покою, из страны чуждой в страну родную. III. Молитвами преп. Пелагии да поможет нам Господь воспрянуть от суеты житейской и положить за правило хотя изредка, хотя, например, насколько минут перед отходом ко сну, подумать о смерти и будущем суде: такое размышление непременно будет для нас полезно, как оно было полезно для всех прибегавших к нему. (Прот. Г. Дьяченко). Поучение 2-е. Св. преподобная Пелагия (Страшный суд) I. B день памяти преп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕОРГИЙ ХОЗЕВИТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Георгий Хозевит. Икона. Георгий Хозевит (+ 625 ), преподобный . Память 8 января . Родился на Кипре в семье отличавшейся благочестием. Старший брат его Ираклид еще при жизни родителей ушел в святой град Иерусалим , затем удалился Иорданскую долину и поселился в Каламонской Лавре , приняв иночество. Святой же Георгий один оставался у родителей вплоть до их смерти. Когда умерли родители попечение о нём принял родственник который так полюбил его, что хотел выдать за него замуж свою единородную дочь. Но святой, тяготясь мирскою суетою, не желал сожительства с женою, и скрылся у другого родственника, монастырского игумена. О местонахождении Георгия стало известно покинутому им родственнику, который пришел к игумену и стал требовать, чтобы тот возвратил ему отрока. Узнав об этом, Георгий тайно покинул монастырь и, сев на отплывавшей корабль, отправился с Кипра в святой град Иерусалим . Поклонившись святым местам, он пришел к брату своему в Лавру Каламон . Тот же, видя его еще молодым и безбородым, по заповедям святых отец не захотел держать его в Лавре, пока он не обрастет бородою, но привел в обитель Пресвятой Владычицы, называемую Хузива , и передал тамошнему игумену. Здесь святой Георгий облечен был в иноческий образ и вступил на путь подвижничества. Трудясь во славу Божью и для спасения своей души, он особенно упражнялся в смирении и послушании. Бог прославил Своего угодника даром чудотворения. Братия удивлялась видя совершенство и дерзновение к Богу в новоначальном и святой, опасаясь обольщений пустой славы мира сего, тайно вышел из обители и снова прибыл к своему брату в Лавру. Поселившись здесь, он занял вместе с братом так называемую Старую Церковь, и здесь они пребывали в полном согласии, молитве, богомыслии и пустыннических трудах. Братья не приготовляли себе горячей пищи, за исключением тех случаев, когда к ним приходил кто-либо. Св. Георгий отличался своим великим милосердием – однажды он отказался рубить неплодоносную пальму и по его молитве со следующего года пальма стала приносить обильные и прекрасные плоды. В другой раз, когда один Иерихонский землевладелец тайно принес в монастырь своего умершего единородного сына, св. Георий побудил брата встать вместе на молитву и Бог воскресил дитя в ответ на их воздыхания.

http://drevo-info.ru/articles/4277.html

III. Да поможет нам Господь Своей благодатью подражать любви к истине св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна (Составлено по указанным источникам). Восьмой день Поучение 1-е. Преп. Георгий Хозевит (Мы должны жить на земле, как странники и пришельцы, взыскующие вечного града) I. Bocnoмuhaeмый ныне Св. Церковью преподобный Георгий Хозевит жил первоначально на острове Крите. По смерти родителей, отправившись в Палестину для поклонения святым местам, он поступил в Хозевитскую обитель, находившуюся между рекой Иорданом и городом Иерусалимом (почему и называется Хозевитом), и отличался строгостью жизни. Со временем сделался настоятелем. Жил в VII веке. Более подробных сведений мы не находим о жизни преп. Георгия Хозевита. II. Преп. Георгий Хозевит, как мы видели, братия, странствовал в Палестину для поклонения св. местам. И мы, братия христиане, подобно ему, не должны считать себя на земле постоянными жителями, но странниками, взыскующими вечного града, Иерусалима небесного. Как же мы должны проходить свое земное существование? а)  Странник не обременяет себя излишней ношею , не засматривается долго ни на что приятное в чужой для него стране, не останавливается ни на каком месте долее, нежели сколько нужно для отдыха. Так поступает и христианин, взыскующий небесного отечества: он не привыкает слишком к своему временному жилищу – земле, не пристращается сердцем к чему бы то ни было земному и временному. Самые невинные и благословенные Богом узы с миром для него не могут быть столь крепки, чтобы расторжение их было для него слишком прискорбно и болезненно; он все любит в Боге и для Бога, во всем ищет только спасения души и жизни вечной, все творит только во славу Божию, всего ожидает и надеется от единого Бога, во всем предает себя Его всесвятой воле. б)  Странник не смущается тем, что на дороге застигают его бури и ненастье, встречаются препятствия и опасности; все переносит он, все преодолевает в надежде успокоения в своем отечестве и в дому своем. Так и христианин все случающееся с ним в жизни – и радостное, и скорбное, и приятное, и тягостное – встречает и переносит с благодушием и терпением, с благодарением Богу, с покорностью и преданностью воле Божией.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Слава, и ныне, глас тойже. Самогласен: Видеша Тя воды, Боже,/видеша Тя воды, и убояшася:/к Твоей бо славе противозрети Херувими не могут,/ниже взирати Серафими,/но со страхом предстояще,/овии убо носят,/овии же славят силу Твою./С нимиже, Щедре, возвещаем хвалу Твою, глаголюще:/явлейся Боже, помилуй нас. НА ЛИТУРГИИ: Блаженны праздника, песнь 1-я, обоих канонов, на 6. Преподобный Георгий Хозевит Родился на острове Кипре в благочестивой христианской семье. Старший брат святого Георгия Ираклий удалился в Палестину и принял постриг в Коломановой Лавре. Святой Георгий жил в доме родителей до их кончины. Оставшись сиротой, святой Георгий оставил родину и отплыл на корабле в Палестину. В Иерусалиме он поклонился святым местам земной жизни Спасителя, после чего пришел в Коломанову Лавру к своему старшему брату Ираклию. Тот направил его в обитель Хузив (или Хозева), основанную в V веке в честь Пресвятой Богородицы. В этой обители (между Иерусалимом и Иерихоном) святой Георгий стал иноком и вступил на путь подвижничества (отсюда его прозвание Хозевит). Трудясь в смирении и полном послушании, молодой монах настолько преуспел в иноческом делании, что возбудил удивление всей братии. Избегая славы, он ушел в Лавру к своему брату. Оба подвижника несколько лет подвизались вдвоем. Святой Георгий был посвящен в сан диакона. Уже в то время святой Георгий достиг такого духовного совершенства, что стяжал дар чудотворения. Однажды своей молитвой ко Господу он испросил даровать бесплодной пальме плодоношение. По молитве преподобного Георгия Господь воскресил умершего младенца. После смерти своего брата, достигшего семидесятилетнего возраста, преподобный Георгий возвратился в Хозевитский монастырь и здесь продолжал свои суровые аскетические подвиги. Пищу, самую скудную, употреблял через 2 – 3 дня, никогда не носил новых риз, изготовляя себе одежду из старых тряпок. Много лет он трудился в хлебопекарне бессменно, так что братия называли его железным. Святой с любовью относился ко всем братьям и всех приходящих к нему назидал с кротостью и смирением.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Антоний не пошел вслед за игуменом, но вместе с другими братьями оставил обитель и стал жить в горных пещерах. Часто подвергались они опасности то от иудеев, то от сарацин, однако ни один из них не пострадал, ибо находились они под молитвенным покровом Старца, верного своему слову. 1061 Когда персы подошли к Иерусалиму, они были готовы предложить городским властям условия сдачи, однако патриарх Захария (сменивший Исаакия в 609 году, когда, как сообщается, Исаакий сложил с себя обязанности патриарха) 1062 категорически запретил принимать их, понимая, что это может привести к резне и к уничтожению Святынь. Мирские же власти не желали прислушиваться к патриарху. Не найдя у них поддержки, Захария призвал к себе Модеста, игумена обители преподобного Феодосия, и отправил его в Иерихон, чтобы тот призвал на подмогу императорское войско. 1063 Обнаружив, что город уже осажден, войско бежало. Оставшийся в одиночестве Модест избрал своим прибежищем стоявший посреди долины утес. Персы ходили вкруг этого утеса и забирались на его вершину, однако так и не заметили игумена, который спустя некоторое время спокойно добрался до Иерихона. 1064 Персидская армия осаждала город в течение трех недель. 1065 Прослышавшие об этом противники ромеев, будь то сарацины или иудеи, рыскали по округе в поисках поживы. Дорофей Хозевит и Никомед, игумен обители святого Саввы, вместе с большинством монахов бежали в Аравию. 1066 Часть хозевитов укрылась в пещерах, другие и среди них святой Георгий ушли в обитель Каламон. Сарацины прочесывали долины и пытались выведать у захваченных ими старых монахов, где сокрыты монастырские сокровища; они убили столетнего сирийского монаха и пленили многих иноков Георгий же вел себя так, что они не только отпустили его, но и дали ему корзину с хлебом и кувшин с водою, сказав при этом, что он может спасаться там, где захочет, после чего Георгий отправился в Иерихон. 1067 В Великую лавру преподобного Саввы мародеры ворвались за неделю до падения города. Иноков, не пожелавших покинуть обитель (таких было сорок четыре), мучили в течение многих дней, пытаясь выведать, где хранятся сокровища, после чего убили всех до единого.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009