Неосновательность этого предрассудка не трудно обнаружить: аа) Святые сами подавали врачебную помощь всем; многие из них прибегали во врачам или домашним врачебным средствам. Так св. Сампсов странноприимец был вместе и врач. Он, как сказано в житии его, «от враческого художества своего подаваше исцеление» (Ч.-М. жит. св. Сампсона, июня 27 д.). бб) Преподобные Кир и Иоанн, святые Косьма и Дамиан – была также врачами; даже св. евангелист Лука был врач. вв) Феофилакт устроял и больницы. (Ч.-М. жит. св. Феофил., марта 8 д.). гг) Святые также прибегали и к врачам. Так в житии препод. Зосимы финикийского пишется, что когда у одного знаменитого мужа, именем Аркесилая, ненарочито жена ранила себе спицею око, то св. епископ Иоанн Хозевит поспешно пришел в дом того патриция и, увидев жену его люто страждущею от недуга, повелел тотчас врачу, тут бывшему, лечить больную врачеваниями (там же, жит. Зосимы финик., июня 8 д.). дд) Святые не считали грехом пользоваться и домашними лечениями. Так, в жит. св. Афанасия афонского сообщается, что когда он с учеником своим Антонием возвращался в св. гору афонскую, то от трудного и продолжительного пути у Антония до того заболели ноги, что на них появился отек и сильное воспаление и он не мог даже продолжать пути. Преподобный Афанасий, взявши горсть травы, по которой они шли, растер ее в руке своей и, обложив листьями древесными, обвязал больные места св. Антония платком – и облегчилась болезнь Антония (Афонск. патер. жит, св. Афанасия афонск., июля 5 дня). В житии преподобной Евпраксии девицы также пишется, что, когда она рассекла себе, вместо дерева, собственную свою ногу, игумения того монастыря, в котором жила св. Евпраксия, приводила ее в чувство, возливая холодную воду на лицо ее: а в другой раз когда Евпраксия, зацепив за собственную свою одежду, упала с высоты здания и от ушиба истекла кровию, то игумения прикладывала ей елей и соль к больному месту. (Ч.-М, жит. Евпраксии, июля 25 д.). (Сост. по Душ. чт. за 1865 г. Ч.-М). Как должно разумет слова: «аще же око твое десное соблазняет тя, изми е...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иудифь. 9:1–14 ), так и подобная ей вдовица непрестанно возносит к Богу моление за церковь … Ее и око непорочно, и слух чист, и руки не запачканы, и ноги покойны, и уста говорят должное… Она воздержна, благоговейна, стыдлива – поет псалмы, молится, читает священное, постится 546 . Так жила блаженная Клеопатра. Она день и ночь молилась, соблюдала пост и вела теперь жизнь посвятивших себя Богу. Современный ей палестинский епископ Евсевий так писал об этой жизни. В церкви Божией два рода жизни. Один течет выше природы и обычной жизни, не заботится ни о браке, ни о рождении детей, ни о земном счастии, совершенно и во всем отделяется от обычного житья, посвящает себя на служение Богу по полной любви к небесному; избирающие эту жизнь представляются умершими для смертной жизни, остаются на земле по телу, но духом они на небе. При такой жизни преподобной Клеопатры, сын и мученик часто являлись ей с неба. В подвигах высокой духовной жизни провела она семь лет и мирно переселилась к мученику и сыну. Тело ее положено было близ мощей мученика. Это было не позже 327 года. Пустыня Рува Пустыня Рува в истории подвижничества на Святой Земле столь же славна и знаменита, как и пустыня Иорданская. В Руву обыкновенно удалялись для высших подвигов на всю Святую Четыредесятницу Евфимий Великий, Савва Освященный, Кириак, Герасим и другие; ее избирали местом подвижничества на более или менее продолжительное время славные в отцах-подвижниках мужи, как, например, Иоанн Хозевит, отшельник Сергий; в ней некоторые отшельники проводили и все время своей жизни. И неудивительно это: пустыня Рува представляла все удобства для высших подвигов – для подвигов строжайшего уединения и безмолвия, злострадания, терпения, богомыслия. Она занимала довольно большое пространство, заключаясь между западным берегом Мертвого моря, Иерихонскою и Вифлеемскою дорогами. Иоанн Фока, паломник XII века, говорит: «Поток, выходящий от Гефсимании, проходит до лавры св. Саввы и пустыни Рувы, которая находится у Мертвого моря Содомского».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из жизни преподобного Иоанна Хозевита, кроме упомянутого выше случая, записано в отеческих книгах еще несколько случаев, которые показывают, что он достиг высокой степени духовного совершенства и был сосудом Божественной благодати. У некоторого человека малолетний сын был одержим нечистым духом. Отец, посадив сына в корзину и закрыв ее травой, пошел с ним к преподобному Иоанну и, прибыв к пещере отшельника, оставил около нее корзину. Когда дитя заплакало, святой подвижник вышел из пещеры и, увидев дитя, узнал, что в нем гнездится нечистый дух, и тотчас изгнал его из дитяти. Сильно озлобился за это на св. Иоанна нечистый дух и стал ему мстить; началась между ними ожесточенная борьба, в которой подвижник одолел злобного врага. Приняв человеческий вид, нечистый дух встретил однажды Иоанна на берегу глубокого потока, в диком ущелье, припал к святому подвижнику, как бы прося у него благословения, и, ухватившись за его ноги, свергнул его с берега, и тот стремглав полетел на дно потока; но благодать Божия поддержала подвижника и сохранила его невредимым. Видя, что сам он не может причинить подвижнику никакого зла, диавол наслал на него разбойника, который то срывал с него одежду, то жестоко бил его, то жег ему тело. Святой страдалец мужественно переносил все это и только говорил: «Благодарю Тебя, Всевышний Господи, если Тебе это угодно». Разбойник наконец был пойман и получил достойную казнь, а святой подвижник нашел покой 209 . Историк Евагрий в своей «Церковной истории» приводит из жизни св. Иоанна в Кесарии необычайный случай, ясно показывающий, как велика была в нем чудодейственная сила. Иоанн Хозевит, говорит Евагрий в своей «Истории», услышав, что жена Арцезилая (житель Кесарии, евпатрид 210 , муж ученый, отличенный почестями и другими украшениями жизни) ткацким челноком выколола себе один глаз, поспешил к ней осмотреть рану. Видя, что зрачок выпал и глаз совсем разорван, он приказал одному из пришедших сюда врачей принести губку и поврежденный глаз вправить на свое место; потом, обложив его губкою, прикрепил губку посредством повязок. Арцезилая тогда не было дома. Он проживал у Зосимы 211 в его монастыре, находившемся в селе Синде, которое лежало почти в пятистах стадиях от Кесарии. Посему немедленно отправлены были к нему гонцы с известием. В ту минуту Арцезилай сидел с Зосимою и разговаривал. Но, узнав о случившемся несчастии, он с воплем и рыданиями стал рвать на себе волосы и, исторгая их, бросал к небу. На вопрос Зосимы о причине он рассказал о событии, постоянно прерывая свою речь всхлипыванием и слезами. После сего Зосима, оставив Арцезилая, поспешно уединился в особую комнату, где по обычаю подобного рода людей беседовал с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кончина святого Ефрема последовала в 545 г. Святой Симеон Дивногорец был уведомлен свыше о кончине его; в момент его смерти он видел его душу, возносившуюся ангелами к Богу (подробнее об этом можно читать в житии святого Симеона Дивногорца, — под 2-м числом месяца мая). Патриарх Фотий (управлял Константинопольскою церковью с 857 по 867 г.; затем вторично — с 877 по 886 г.) свидетельствует о святом Ефреме, что, хотя он и был сирийцем по происхождению и языку, но не без искусства владел и греческим языком. Почти все сочинения святого Ефрема был и написаны в защиту православного учения о Лице Иисуса Христа и соединении в Нем двух естеств — божеского и человеческого, — против монофизитов. Память преподобного отца нашего Зосимы Иоанн Хозевит получил такое название от лавры Хузивской, в которой он подвизался. Эта лавра находилась в пустыне Хузив или Хозева, между Иерусалимом и Иерихоном, недалеко от низменной долины Иорданской. Хузивская лавра возникла в V в. Имя первого ее основателя неизвестно. Особенно процветала лавра в VI, VII и VIII в., когда она славилась строгостью жизни своих подвижников. Иоанн патриаршествовал в VI в. — Память его празднуется св. Церковью 3 октября. Город Иерихон находился на западном берегу реки Иордана, в очень плодородной долине, среди садов, изобиловавших пальмами, почему и назывался «городом пальм». Ныне на месте древнего Иерихона стоит бедная деревушка Риха. Патриции были в Риме высшим сословием, вроде нашего дворянства. Имеется в виду землетрясение, бывшее в Антиохии в 526 г. Кончина святого Зосимы последовала в половине VI в. Житие святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского Феофил занимал александрийскую патриаршую кафедру с 385 по 412 г. Известен в истории, главным образом, по своей вражде к Иоанну Златоусту. Отличаясь большим честолюбием, он стремился подчинить своему влиянию Константинопольского архиепископа, и потому после смерти Нектария, занимавшего византийскую кафедру с 381 по 397 г., интриговал в пользу того, чтобы на эту кафедру было избрано преданное ему, Феофилу, лицо. Когда, вопреки планам Феофила, был избран в епископы столицы св. Иоанн Златоуст, бывший до этого пресвитером в Антиохии, Феофил затаил против него злобу и сделался опорою противной Златоусту партии. Он принял деятельное участие в сложной интриге против Константинопольского святителя, результатом которой было низложение последнего и двукратное изгнание из столицы. На соборе в Дубне, составленном врагами Златоуста с целью низложения его, Феофил присутствовал в качестве председателя. Вообще отношения его к Златоусту были такого свойства, что ложатся темным пятном на его имени. Но в остальном Феофил был довольно мудрым иерархом и сделал много полезного для Александрийской церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Модест из архимандритов Феодосиева монастыря был сперва местоблюстителем Патриаршего престола, а потом Патриархом Святого Града. Святой Софроний из иноков того же монастыря был Патриархом Иерусалимским во время завоевания Святого Града калифом Омаром (622 г.). Василий из архимандритов монастыря Саввы Освященного был Патриархом Иерусалимским (800 г.). Из той же обители вышли Косма, епископ Маиумский, Феодор, епископ Едесский (в царствование Михаила и матери его Феодоры, около 829 г.), Феодор начертанный, митрополит Никейский. Из учеников пр. Евфимия двое: Мартирий и Илия с честью занимали престол Патриаршества Иерусалимского, о чем прозорливый авва предсказал еще при своей жизни задолго до самого события. Мартирий, родом из Каппадокии, правил Иерусалимскою Церковью восемь лет (482–490). Блаженный Илия, родом араб, был Патриархом Иерусалимским после Саллюстия, с 494 по 513 г. Император Анастасий за твердость в православии низвел его с престола. Современник преподобного Саввы – преподобный Иоанн Хозевит сперва отшельник Фиваидский, а потом основатель лавры Хозевы, был поставлен Патриархом Илиею в епископы Кесарии Палестинской, но потом, оставив престол во время бывших смятений, снова удалился в свою любимую пустыню, где и скончался. Авва Авраам, настоятель обители Св. Марии, Новой, на Иордане, был митрополитом Ефесским. Ученик преподобного Евфимия Косма управлял 30 лет паствою Скифопольскою (см. Житие преподобного Евфимия), Инок лавры Пр. Евфимия Леонтий был епископом Трипольским. Кто желает ближе ознакомиться с честными добродетелями и подвигами старцев пустыни Святого Града, тому рекомендуем внимательное чтение «Луга духовного» в русском переводе (второе издание 1870 г.). Поездка к развалинам Фаранской лавры преподобного Харитония Первый обративший внимание на отыскание следов Фаранской лавры, согласно указаниям древних писателей, был известный автор «Писем с востока» 1849–1850 годов. Но труды его не увенчались успехом, хотя, судя по его описанию, он был неподалеку от ее местонахождения и на том самом потоке Фара, которому мы обязаны сохранением до нашего времени памяти о знаменитой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

2. Палестина, Италия, (Египет, Синай.) 3. Творения Аввы Дорофея и Григория Двоеслова, житие святого Григория Акраганского («Луг Духовный», Великие Четьи–Минеи).   VII век   1–е поколение 1. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, святой Иоанн Милостивый, блаженный Иоанн Мосх, преподобный Георгий Хозевит, блаженный Леонтий Иерусалимский, преподобный Антиох. 2. Палестина, (Синай), Египет. 3. Творения святого Софрония («Луг Духовный»), творения Леонтия Иерусалимского, святого Модеста Иерусалимского и «Пандекты» преподобного Антиоха; житие преподобного Георгия Хозевита, мученика Анастасия Перса; житие святого Иоанна Милостивого. 2–е поколение 1. Святой преподобный Иоанн Лествичник, преподобный Максим Исповедник, святой Мартин Исповедник, папа Римский, авва Фалассий. 2. Синай, (Палестина), Ливия, (Африка). 3. «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника, творения и житие преподобного Максима Исповедника, житие святого Мартина, папы Римского, творения аввы Фалассия, Синайский Патерик. 3–е поколение 1. Преподобные Анастасий Синаит и святитель Андрей Критский. 2. Синай. (Палестина, Сирия.) 3. Творения преподобного Анастасия Синаита (особенно «Вопросы и ответы» и «Слово на Преображение»), Поучения и песнопения преподобного Андрея Критского, Деяния VI Вселенского Собора.   VIII век 1–е поколение 1. Преподобный Исаак Сирин, святой Герман, патриарх Константинопольский. 2. Сирия (и Палестина), Константинополь. 3. Поучения святого Исаака Сирина (там же о жизни современных ему подвижников), творения Германа Константинопольского, житие преподобномученицы Феодосии; творения Иоанна Дамаскина (ранние). 2–е поколение 1. Святой Иоанн Дамаскин, преподобномученик Стефан Новый и другие Вифинские подвижники. 2. Палестина, Вифиния. 3. Творения и песнопения святого Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского, жития Стефана Нового и Иоанна Дамаскина. 3–е поколение 1. Преподобный Платон Исповедник (и преподобный Феодор Студит), святой Тарасий, патриарх Константинопольский, преподобный Феофан Сигриан, преподобный Стефан Чудотворец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

14 ноября 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе визита в Иерусалимскую Церковь посетил место Крещения Господня и совершил чин великого освящения воды в реке Иордан. В мае 2014 года Папа Римский Франциск начал свое паломничество в Святую Землю с посещения места Крещения. До него здесь побывали два его предшественника: Иоанн Павел II (в 2000-м) и Бенедикт XVI (в 2009-м). В Крещенский сочельник, 18 января, большое количество паломников прибывают в место Крещения Господня. В иное время, например, весной, в заповеднике «Место Крещения Иисуса Христа» совсем не так многолюдно. Въезд и проход в приграничную зону через пункт пропуска. Но отчасти благодаря этому можно спокойно побыть у святыни или оказаться практически один на один с Иорданом, войдя в него с мостков Русского странноприимного дома. Русский странноприимный дом на Иордане С террасы странноприимного дома в ясную погоду виден Иерусалим, который находится на удалении 34 км. До Иерихона – 11 км. На западном, израильском, берегу видны пустующие обители: румынский монастырь св. Иоанна Крестителя (его игуменом с 1947 по 1952 гг. был преподобный Иоанн Румын Новый Хозевит), францисканская часовня, эфиопский и сиро-яковитский монастыри. После Шестидневной войны 1967 года они попали в приграничную зону, и монахов отселили, а территорию заминировали.  Лишь в греческом монастыре святого Иоанна Предтечи на Иордане близ Каср-эль-Яхуда в последние годы теплится жизнь. Марина, пресс-секретарь Странноприимного дома, показала журналистам гостиницу. Свободных мест предостаточно. Ночлег обойдется от 32 долларов с человека. В заповедник можно приехать на туристическом такси или на арендованном автомобиле, при этом необходимо загодя позвонить в Странноприимный дом, чтобы сделали пропуск. Трансфер из аэропорта Аммана стоит 50 динаров (75 долларов). Расстояние от столицы – около 40 км. В данный момент Странноприимный дом имеет нужду в трудниках, о чем сообщает на своей страничке «ВКонтакте» . Требуются «женщина на общие послушания (уборка, помощь на кухне, работа в качестве официанта); мужчина на общие послушания (технические работы, помощь по саду, работа в качестве официанта)». Перелет и виза за свой счет, проживание и питание бесплатные.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Собор св. Иоанна Крестителя. Это – собрание верующих для прославления св. Иоанна, сподобившегося крестить Спасителя мира, – праздник в честь его, так как св. Церковь имеет обычай на другой день некоторых великих праздников прославлять тех угодников Божиих, которые были главными участниками празднуемого события. В этот же день празднуется перенесение (в 956 г.) десной руки Крестителя Христова из Антиохии, где она была положена евангелистом Лукой, в Константинополь. – Св. Иоанн Креститель Христов был сродник Господень по матери, сын священника Захарии и Елизаветы. Родился по извещению от ангела, воспитан в пустыне, проповедовал пришествие Мессии; обличал Ирода Антипу в кровосмешении, за что был ввергнут в темницу и лишен головы; мощи его сожжены при Иулиане язычниками, но глава и рука, как драгоценнейшая и чудодействовавшая святыня, преемственно сохранялись между христианами; последняя перенесена в Россию в царствование Павла Первого и положена в Гатчинской придворной церкви, а ныне находится в С.-Петербурге, в большом соборном храме Зимнего дворца. Перст ноги св. Крестителя хранится в Пантократорском монастыре, на Афоне. Там же хранятся малые части его мощей – в русском ските св. пророка Илии и в Покровском соборе русского Пантелеймонова монастыря. 8-е число Преподобный Георгий Хозевит происходил с острова Крит. Отправившись в Палестину для поклонения святым местам, он поступил в Хозевитскую обитель, находившуюся между р. Иорданом и г. Иерусалимом (почему и называется Хозевитом) и отличался строгостью жизни. По времени сделался настоятелем. Жил в VII веке. Преподобный Емелиан называется исповедником. Так называются те из святых, которые исповедовали свою веру во Христа и потерпели разные мучения за это, но остались в живых и скончались мирно. Св. Емелиан жил в IX веке. Преподобная Домника жила в V веке. Происходила она из Карфагена. Придя оттуда в Константинополь, крестилась. Крестил ее сам архиепископ Нектарий, который был извещен свыше о ее прибытии. По крещению св. Домника вступила в монастырь, где изнуряла свое тело строгим постом и непрестанным трудом и достигла такого духовного совершенства, что исцеляла больных, предсказывала будущее, являла силу над стихиями, чем много влияла на рассеянных жителей столицы. Жила святая очень долго. Предвидела день своей смерти и с молитвой скончалась около 474 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Срав. гл. 27,150. О чудесах св. Евхаристии часто упоминается в «Луге Духовном», напр., гл. 27, 29, 79,196, и др. Scholares – императорская стража, гвардейцы. Преподобный Иоанн Хозевит род. в верхнем Египте, в Фивах. С юных лет подвизался он в Фиваиде под руководством деда – подвижника. С благословения последнего, он совершил путешествие в Палестину, на поклонение св. местам. По возвращении в Фиваиду он удалился в глубину пустыни и поселился в пещере, среди скал и ущелий. Там он служил Богу, питаясь кореньями и дикими травами. Но ему не суждено было навсегда остаться в Фиваиде. Снова явившись в Палестину, он прибыл в Хузивскую область и стал жить близ нее, в дикой пустыне, в расселине утеса. Бог прославил великого подвижника даром чудотворений. Скоро молва о нем разнеслась далеко… В царствование Юстина 1-го (518–527) Иоанн, против воли, был поставлен архиепископом Кесарийским. Но друг пустыни, безмолвия и сокровенных духовных подвигов оставил Кесарию и снова удалился в пустыню. Великий подвижник скончался раньше 536 года. Память его 3 октября. См. Чет. – Мин. и Пролог – 3 октября. О Кесарии см. прим. к гл. 131–132. Глава 26 Жизнь брата Феофана и его дивное видение Поди и познай истину! Старец, великий пред Богом, именем Кириак, жил в лавре Каламонской, около священного Иордана. Однажды пришел к нему брат чужестранец, из страны Дора, по имени Феофан, спросил старца о блудных помыслах. Старец начал наставлять его речами о целомудрии и чистоте. Брат, получив от этих наставлений великую пользу, воскликнул: «Отец мой, в моей стране я нахожусь в общении с несторианами. Не будь этого – я бы остался навсегда с тобой!» Услыхав имя Нестория, старец глубоко опечалился о погибели брата и стал убеждать его и молить, чтобы он оставил эту пагубную ересь и присоединился к святой кафолической и апостольской Церкви. – Невозможно спастись, если не будешь право мыслить и веровать, что Пресвятая Дева Мария есть истинная Богородица. – Отче, – возражал брат, – да ведь все говорят точно так же: если не будешь в общении с нами, не получишь спасения. Не знаю, несчастный, как мне и поступить. Помолись Господу, чтобы Он явно показал мне, какая вера истинная.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Зосимы Память 8 июня Преподобный Зосима был родом финикиянин и родился в приморском финикийском селении Синде, отстоявшем от города Тира на расстоянии двадцати стадий. Упражняясь в подвигах монашества, Зосима воздержанием, постом и иными просиявшими в нем добродетелями исходатайствовал себе столь великую благодать у Бога, что не только пребывал свободным от всякого смущения в своей совести, но и прозирал духовными очами своими в отдаленное будущее как настоящее. Его монастырь находился вблизи того селения Синды, в котором он родился. Однажды случилось ему быть в Кесарии палестинской, где в то время епископом был преподобный Иоанн, по прозванию Хозевит , взятый на епископскую кафедру за добродетельную жизнь против желания из обители Хозевитской, находившейся не очень далеко от Иерусалима, по дороге, ведущей к Иерихону 3728 . В том же городе Кесарии проживал некий благородный патриций 3729 , по имени Аркесилай, – муж благочестивый, украшенный всякими добродетелями. У него обитал преподобный Зосима, быв принят с честью и радостью. В тот самый момент, когда Антиохия рушилась от землетрясения 3730 , старец стал внезапно стенать, тяжко рыдать и испускать из глубины сердечной воздыхания; и пролил весьма много слез. Затем, попросив кадильницу и наполнив ее ладаном и горящими угольями, он окадил всех находившихся там: после сего он распростерся крестообразно на земле и стал со умилением молиться Богу. Тогда Аркесилай спросил его: – По какой причине ты так опечалился? Он во всеуслышание ответил: – Пред моим слухом пронесся шум от страшного разрушения и падения Антиохии; этот шум звучит и сейчас в ушах моих. Аркесилай и другие, находившиеся там, удивляясь и ужасаясь, записали тот час, в который изрек преподобный, а затем вскоре ясно узнали, что сказанное старцем было истиной, ибо Антиохия пала в то самое время, когда старец, прослезившись, распростерся для молитвы и предвозвестил о том падении. Было совершено преподобным много и других чудес; упомянем здесь о некоторых из них.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009