Русский православный образовательный центр не намерен останавливаться на достигнутом. У руководителей и коллектива далеко идущие планы на будущее: выпуск православной газеты, создание нового русского православного радио на общенациональном кипрском канале. Наши соотечественники организуют паломнические поездки, ведут радиопрограмму на русском языке, открывают воскресные школы для русскоговорящих детей. В 2006 году на Кипре впервые состоялся Праздник славянской письменности и культуры. С каждым годом растёт число паломников из России к святым местам Кипра. Заканчивая обзор русско-кипрских церковных связей, следует отметить, что между обеими Церквами издревле существовало молитвенное общение; почитаемые кипрские святые были включены в Макарьевские Великие Четьи-Минеи: апостол Варнава (I в.), преподобный Георгий Хозевит (VII в.), святой Епифаний Кипрский (IV в.), святитель Иоанн Милостивый (VII в.), мученик Мамант (III в.), преподобный Нифонт, епископ Кипрский (IV в.), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (IV в.), святитель Тихон, епископ Амафунтский (IV–V вв.), священномученик Феодот, епископ Киринейский (ок. 320 г.), священномученик Ферапонт, епископ Кипрский (IV век) и многие другие 157 . История русско-кипрских связей насчитывает несколько столетий; можно надеяться на то, что в будущем эти связи будут крепнуть и становиться всё более плодотворными. Русская и Кипрская Православные Церкви призваны осуществлять свою историческую миссию – служить на благо своим народам, способствовать укреплению всеправославного единства и межхристианского сотрудничества. Список сокращений БЭ Богословская энциклопедия. Византийский Временник. Государственный исторический музей. Журнал Московской Патриархии. Православный Палестинский сборник. Полное собрание русских летописей. Труды Отдела древнерусской литературы. Христианское чтение. Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1 История Кипрской Православной Церкви освещалась на страницах «Журнала Московской Патриархии» (ЖМП): 1955. 1. С. 64–67; 1964. 6. С. 38–44; 7. С. 47–51; 1973. 7. С. 52–56; 1977. 5. С. 59–61.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Тогда Иерусалимский архиепископ Иоанн убедил св. отца нашего Савву идти с некоторыми другими пустынными игуменами в Кесарию и Скифополь для объявления там императорского указа о силе четырех соборов. По прибытии их в Кесарию, пришел к ним св. Иоанн Хозевит, который тогда управлял церковью в этом городе. Исполнив здесь приказание патриарха, они отправились в Скифополь. Здесь все жители города, вместе с святейшим митрополитом Феодосием, вышли к ним на встречу к церкви св. апостола Фомы. Вошедши с псалмопением в эту древнюю св. церковь , они совершили в ней богослужение, обнародовали императорский указ и внесли в священное постановление определения четырех соборов. В Скифополе был некто схоластик Иоанн, сын Експеллевтов, человек честный, имевший просвещенную душу. Пришедши в епископский дом к св. Савве, он долго говорил с ним об одном самарянине Сильване, который тогда, будучи силен императорским к нему благоволением, делал много зла Христианам. Когда Иоанн рассказал о его злости и богоборстве; то св. Савва исполнился св Духа и сказал епископу и другим бывшим при нем: «вот наступают дни, – говорит Господь, – когда, исполнится на Сильване 51 псалом Давидов, и Сильван сожжен будет посреди города». В этом городе, в местности, известной под именем св. Иоанна, есть монастырь, называемый Енфенаниеф. В нем жил один отшельник, по имени Иоанн, просвещенный свыше, имевший дар прозорливости, но лишившийся телесного зрения от всенощных бдений, многих слез и весьма глубокой старости. Говорят, что он жил более 100 лет; 80 лет он провел в этом монастыре и в течение сего времени 50 лет никуда не выходил из монастыря. К сему божественному мужу пошел св. Савва. Когда он шел посреди города и был при месте, называемом сводом св. Иоанна; то одна несчастная женщина, быв многие годы в жестокой болезни и наконец сделавшись столь зловонною, что никто не мог к ней приблизиться, лежа на западной стороне церковной ограды в той же улице, услышавши о св. отце нашем Савве и увидев, что он идет в сопровождении множества народа, громко закричала: «помилуй меня, раб Христов Савва, и освободи меня от несчастья!» Савва, тронувшись ее воплями и сжалившись над нею, подошел к ней и сказал: «я не могу ничего тебе дать, но даю то, что имею; даю тебе сию мою руку; положи ее на то место, которым ты больна, и я верю Богу, которому служу, что ты выздоровеешь». Женщина, взявши руку святого, положила ее на больное место и тотчас сделалась здоровою. Это чудо, как сам ты знаешь, честный отец, и доныне еще у вас славится.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Соседи спрашивали отца: – Дядя Александр, кто у вас умер? Кого оплакивает тетя Аня? – Никто не умер, это жена плачет над детьми, потому что они уходят в монастырь, – отвечал им папа. Огромным горем в ее жизни было то, что почти все ее дети умерли в молодых летах. Единственным, кто дожил до глубокой старости, был отец Клеопа. Три сына и дочь Анны Илие упокоились в монастыре, а остальные в родном селе. Но благодать Божия укрепляла ее нести крест, предназначенный ей. Овдовев в 1943 году, она была приведена отцом Клеопой в монастырь и приняла монашеский постригв Агапии Ветхой в 1947 году, получив в постриге имя Агафия. 15 сентября 1968 года схимонахиня Агафия Илие переселилась в вечность в возрасте девяноста двух лет. 2 Монастырь Сихастрия основан в 1655 г. учениками великого исихаста XVII в. иеросхимонаха Афанасия как исихастирий (скит, место безмолвия и молитвы) в 20 км от знаменитого Нямецкого монастыря на месте, называемом «Поляна Афанасия». С 1799 г. скит Сихастрия был приписан к Нямецкому монастырю, которым в то время управлял преподобный Паисий Величковский . 3 Монастырь Агапия Ветхая – один из наиболее крупных женских монастырей Румынии. Основан в 1642–1644 гг. Находится в 15 км от г. Тыргу Нямц в живописной холмистой местности. В середине ХХ в. соборный храм Архангелов Михаила и Гавриила был перестроен и расписан известным румынским художником Николае Григореску. В монастыре действует духовная семинария для монахинь. 4 Преподобный Иоанн Новый Хозевит, Нямецкий (1913–1960). В 1936 г. был пострижен в монашество с именем Иоанн в Нямецком монастыре. В том же году по благословению митрополита Никодима монах Иоанн отправился в Святую Землю. Там он два года провел в пещере в Иорданской пустыне, после чего поступил в монастырь святого Саввы Освященного, где в течение 8 лет подвизался, исполняя различные послушания: ухаживал за больными, был гидом, помощником эконома, библиотекарем... В 1947 г. отец Иоанн был рукоположен в диакона и священника и назначен настоятелем румынского скита на Иордане неподалеку от Иерихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

Закончив срок службы, он вернулся в Нямецкий монастырь по вызову бывшего настоятеля, а ныне Молдавского митрополита. Он нес послушание библиотекаря, что давало ему возможность много и постоянно читать; в его обязанности также входило составление описи книг и рукописей монастырской библиотеки. Вел он и уроки румынского языка для братии в школе при монастыре. 8 апреля 1936 года новый настоятель архимандрит Валерий Моглан (будущий викарный епископ Ясский) постриг его в монашество в соборной церкви Вознесения Господня, ктитором которой был господарь Стефан Великий, дав ему новое имя - Иоанн. Духовником его стал иеромонах Иоаким (Спэтар), игумен скита Покров, известный своей праведной жизнью молдавский монах. Чистая душа инока жила примерами великих духовных отцов первых веков христианства. По благословению митрополита Никодима в ноябре 1936 года молодой монах вместе с двумя другими иноками отправился в Святую Землю. Там он побывал и молился у святынь Иерусалима, Вифлеема и других библейских святых мест. Вслед за этим, подобно новому Иоанну Крестителю и другим духоносным отцам пустынникам, благочестивый Иоанн Якоб провел два года в пещере в Иорданской пустыни. Затем он удалился в древний монастырь св. Саввы Освященного (439-532). Вместе с Иоанном в обители подвизались пятеро румынских иноков, которые продолжили собою длинный ряд достойных монахов-подвижников земли румынской. Живя вдали от родины, но постоянно с думой о ней в своем сердце, они вели суровую отшельническую жизнь. Пробыл Иоанн в монастыре восемь лет, исполняя различные послушания: ухаживал за больными, был гидом, помощником эконома, библиотекарем... У монахов греков, составлявших большинство монастырской братии, он выучился греческому языку и начал даже переводить отдельные поучения великих отцов Церкви на румынский. Также он овладел арабским и английским языками. Иоанна ценили все насельники за его молитвенные бдения и готовность нести любое послушание, ведь он стремился следовать примеру живших до него в монастыре великих подвижников прошлых веков.

http://pravoslavie.ru/41309.html

Почему в святцах некоторым преподобным отцам усвоено название Ветхопещерников или Ветхих? В Святой Земле, именно в " великой Палестинской пустыне " , между монастырем прп. Саввы Освященного и Мертвым морем с одной стороны и святым градом и Иорданом - с другой, был в 6 и 7 вв. почти непрерывный ряд славных подвижнических обителей. Первая из них основана преподобным Иларионом Великим в тех естественных пещерах Иудейских гор, о которых упоминается в 1-й книге Царств. Здесь, только ближе к пути из святого града к Иордану, была и пустынная обитель Хозивы, где подвизался преподобный Иоанн Хозевит. Здесь процветала также Фаранская - в пустыне Фаран - лавра преподобного Харитона. Позже по соседству с ветхими обителями начали возникать обители новые. Первые, в отличие от последних, удержали за собою наименование Ветхих или Ветхопещерных. В такой Ветхой лавре преподобного Харитона подвизался святой Иоанн Ветхопещерник (память 19 апреля/2 мая). " Преподобный Иоанн, - читаем в его житии, - нарицаемый есть ветхопещерник, вместо ветхолавриты, понеже та ветхая прп. Харитона лавра из начала бе в пещере разбойнической. В сей пещере преподобный Харитон обрете злата много, и первее в той пещере устрои церковь, и братию собра, таже над пещерою созда обитель. Сия обитель ветхопещерною и прозвана бысть " (Четьи Минеи святителя Димитрия Ростовского, месяц апрель). Некоторым преподобным отцам, самоотверженно подъявшим на себя иноческие подвиги в недрах земли - в пещерах, усвоено в месяцеслове наименование Печерских. Таковы неусыпные молитвенники города Киева, преподобные отцы наши Антоний и Феодосии Печерские, из которых последний в святцах (под 3/16 мая) именуется " начальником в Российской земле монашеского общего жития " . Некоторые из преподобных отцов по цвету одежды своей именуются черноризцами. Так 7/20 августа совершается память преподобного Ора черноризца, подвизавшегося в пустынях Фиваиды около 390 г. Многим печерским преподобным отцам усвоено в Печерском патерике также название черноризцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1360...

Преподобный Иоанн Хозевит родился в городе верхнего Египта Фивах. Омонашившись в молодых летах, он сначала подвизался под руководством деда своего в пустыне Фиваидской. Ему захотелось поклониться Св.Местам в Палестине. Побывав в Иерихоне и полюбив соседнее с ним пустынное место Хозевское, он поселился тут в готовой пещере. Скоро открылось, как близок был к Богу этот святой пещерник. Недалеко от него подвизался великий постник Анания и был известен многим. Однажды некий богатый христианин привел к нему бесноватого сына своего и просил его молиться о нем, да исцелит его Бог . Анания, по смирению своему, не принял к себе этого недужного, но приведшим его людям велел отыскать пустынника Иоанна Египтянина. Они нашли его в Хозевитском ущелье и высказали свою просьбу. Смиренный отшельник сначала отказывался исполнить ее, но потом, видя их настоятельную мольбу, помолился Богу и, обратившись к нечистому духу, сказал: именем Иисуса Христа Иоанн повелевает тебе, нечистый дух, выйти из сего отрока. Сей дух тотчас вышел, а отрок стал здоров. Молва о сем чуде распространилась далеко и прославила хозевитского отшельника. В царствование Иустина I (518–526гг.), когда опросталась кафедра Палестино-Кесарийской епископии, Иоанн был вызван из пустыни и, против воли, поставлен на эту кафедру. Он занимал ее недолго и при Иустиниане Благоверном и, любя безмолвие, оставил Кесарию и ушел в свою обитель Хозевитскую, где и скончался ранее 536г. Память его празднуется 3 дня октября. В конце шестого и в начале седьмого века эта обитель процветала и под кровом имела великого подвижника Георгия. Родился он на острове Кипре и по смерти отца и матери удалился сперва в тамошний монастырь, в котором игуменствовал его дядя, потом в лавру Каламонскую близ Иордана к брату своему Ираклиду. А этот переместил его, еще безбородого, в Хозевитскую обитель Пресвятой Богородицы, в которой он и скончался незадолго до нашествия персов (614г.). Память его 8 января 152 . Ранее 620-х годов в Хозевитской обители жил старец, отличавшийся особенной любовью к ближним. Когда он пребывал еще в своем селе, в котором родился, тогда, если замечал, что у кого-либо из односельчан не было хлеба для посева, выходил со своими ослами и семенами на ниву бедного земледельца и без ведома его засевал ниву его. А живя в Хозевитском монастыре, всячески старался помогать ближним. Запасшись хлебами и водой, он выходил на дорогу, ведущую от Иордана к Иерусалиму, и, если встречал путника, уставшего под тяжелой ношей или изнемогшего от голода, от жажды, давал ему хлеб и воду, снимал с него ношу и, возложив на себя, шел с ним далее; так старец доходил до горы Елеонской и оттуда до Иордана. Иногда он носил детей на плечах своих; если встречал нагого, снимал с себя одежду и ему отдавал ее; когда на дороге находил мертвого, пел над ним псалмы, читал молитвы, и, вырывши могилу, погребал его 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В обители — более двадцати пещер, соединённых между собой коридором. Когда-то в них подвизались отшельники-монахи. В самой пещере, где, по преданию, уединялся Спаситель, устроен храм, а его престолом служит камень, на котором молился Христос. Слова Господней молитвы «не введи нас во искушение, но избави от лукавого» приобретают здесь вполне конкретное содержание. Сейчас это греческий православный мужской монастырь — Каранталь. Он венчает вершину Сорокадневной горы, или горы Искушения. Недалеко от горы Искушения — Иерихон, один из древнейших городов мира. По дороге мимо Иерихона неоднократно проходил Христос в Иерусалим. Об этом пути Господь говорит ученикам в притче о добром самарянине. На окраине Иерихона в ущелье Вади-Кельт — монастырь преподобного Георгия Хозевита. Это та самая местность, где течёт ручей Хораф. Сюда Господь повелел скрыться пророку Илие во время голода. Позже здесь оплакивал свою бездетность праведный Иоаким. И вымолил дочь — Марию, которая стала Матерью Господа нашего Иисуса Христа. Основатель и первый настоятель этой обители — преподобный Иоанн Хозевит — был поставлен в епископы Кесарии Палестинской, а вместо него игуменом стал Георгий, также прозванный «Хозевитом». В монастырской церкви можно поклониться мощам преподобного Георгия Хозевита и ещё одного подвижника — Иоанна Нового. Когда-то эта местность была оживлённой. В многочисленных пещерных кельях подвизались более четырёх тысяч монахов. Сейчас в монастыре живёт всего несколько братьев. Их молитва питает и эту обитель, и всю пустыню. Большой суровостью отличался устав монастыря преподобного Герасима Иорданского, одного из старейших в Иудейской пустыне. Основанный в V веке, монастырь находится между Иерихоном и Иорданом.      Преподобный Герасим был родом из Каппадокии. Сначала он подвизался в Фиваидской пустыне в Египте, оттуда пришёл в Палестину, в Иорданскую пустыню. Здесь святой основал обитель, монахи которой вели очень аскетическую жизнь. Пять дней в неделю подвижники не общались и не разговаривали друг с другом. Только молились в одиночестве и плели корзины из ветвей финиковых пальм. Пищей для братии были только финики, сухари и вода. Сам преподобный Герасим весь Великий пост вплоть до Пасхи ничего не ел, лишь принятием Святых Христовых Таин подкреплял душу и тело. Однажды он встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность дикое животное служило преподобному до смерти. А когда святой отошёл к Богу, верный лев вырыл ему яму и сам почил на могиле старца. В память об этой истории часто на иконах преподобного Герасима Иорданского изображают рядом со львом.

http://pravoslavie.ru/97475.html

В этой пещере с непрерывной мыслью о Боге и думой о родной стране старец Иоанн мирно почил о Господе 5 августа 1960 года. Было ему только 47 лет, из них 24 года он провел в Святой Земле. Тело его, изможденное постом и постоянным бдением, было положено в третьем отделении пещеры, где упокоились схимонахи, жившие здесь прежде. Старец обрел вечное упокоение после стольких подъятых им на себя трудов, и уготовал ему Господь рай, предназначенный для тех, кто всей душой любит Его. Кончина благочестивого Иоанна потрясла и опечалила многих. Отдавая почившему последние почести, журнал «Святые места» посвятил ему целый номер, рассказав о его трудах и житии. Ученик старца Иоанникий Пырыяла издал в 1968 и 1970 годах в Иерусалиме два тома его стихотворений, переводов и поучений под названием «Пища духовная» с предисловием архиепископа Аристовула из Иерусалимской Патриархии. В течение 20 лет тело иеросхимонаха Иоанна пролежало в пещере св. Анны. В начале августа 1980 года, согласно местным традициям, совет старцев монастыря прп. Георгия Хозевита открыл «пещеру почивших», чтобы положить останки в общую могилу. При сем присутствовали множество греческих и румынских монахов и архимандритов, а также паломники из Румынии. Присутствующие были поражены увиденным. Все засвидетельствовали нетленность тела, нисколько не изменившегося с течением времени. Архимандрит Амфилохий, настоятель монастыря прп. Георгия Хозевита, позднее вспоминал: «Мы ожидали увидеть одни лишь святые кости, а почувствовали дивное благоухание. Когда мы сняли крышку гроба, то увидели отца Иоанна словно пребывающим во сне; разложение не затронуло его тела, оно было таким же и в момент смерти. Как будто мы положили его здесь всего несколько часов назад, даже не часов, а только что; облик его был без малейших изменений. Тление не коснулось ни его рук, ни бороды и волос, ни рясы и обуви». Об этом сразу сообщили Патриарху Иерусалимскому Венедикту, и он распорядился перенести останки старца в храм монастыря прп. Георгия Хозевита. 7 августа 1980 года мощи святого Иоанна были взяты из пещеры и положены в монастыре.

http://pravoslavie.ru/41309.html

Мон-рь прп. Георгия Хозевита в Иудейской пустыне Мон-рь прп. Георгия Хозевита в Иудейской пустыне Тем не менее в сер. VI - нач. VII в. христ. культура Палестины сохраняла свое значение. В сер. VI в. в мон-ре аввы Серида в Газе подвизался прп. Варсонофий Великий , к-рый не покидал своей келлии, но пользовался огромным авторитетом как среди монахов, так и среди мирян. В своих наставлениях он отвечал на множество вопросов самого разного рода, к-рые присылали ему паломники (Ibidem). Учеником прп. Варсонофия был прп. Дорофей Газский (2-я пол. VI в.), составивший сб. «Вопросы и ответы» преподобных Варсонофия Великого и Иоанна, послания, поучения и др. тексты, необходимые в жизни монашеских общин. Он выписывал правила монашеской жизни у отцов Церкви святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоуста. В 40-50-х гг. VI в. монахом лавры св. Саввы и Новой лавры был Кирилл (ок. 525 - после 557), уроженец Скифополя, свидетель борьбы Церкви с оригенизмом. Его перу принадлежат лучшие описания истории подвижничества в Палестине: Жития преподобных Евфимия Великого, Саввы Освященного, Феодосия Великого, Иоанна Молчальника и др. Среди подвижников нач. VII в. наиболее известен прп. Георгий Хозевит ( Antonius Chozibita. Vita S. Georgii Chozibitae/Ed. C. Houze//AnBoll. 1888. Vol. 7. P. 97-114, 336-359). С 80-х гг. VI до нач. VII в. мон-ри Палестины и св. места неоднократно посещал блж. Иоанн Мосх (ок. 550-619), подвизавшийся в Египте и на Синае. Его кн. «Луг духовный» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit.), посвященная подвижникам всего этого региона, имеет большое значение для традиций как палестинского монашества, так и всего христ. мира. О патриархах ИПЦ этого периода сохранилось мало сведений. После того как в 563 или 564 г. Иерусалимский патриарх Евстохий был заподозрен имп. Юстинианом в оригенизме и низложен, на престол вернулся патриарх Макарий (564 - ок. 575), к-рый должен был публично отречься от связей с еретиками. Патриарх Амос (594-601) был, вероятно, монахом с Синая. При нем возник новый церковный конфликт: игум. Новой лавры Афанасий по неизвестной причине долго не хотел признавать Амоса патриархом, но после письменного увещевания, полученного от папы Римского св. Григория I Великого, примирился с ним ( Nau F. Le texte grec des récits du moine Anastase sur les saints pères du Sinaï?//Oriens Chr. 1902. Bd. 2. S. 87-88). Взаимоотношения патриарха Амоса с нек-рыми др. монашескими общинами, видимо, так и не сложились. После его смерти имя патриарха не поминалось в диптихах среди Иерусалимских патриархов. Два следующих патриарха в отличие от большинства своих предшественников были выходцами не из Палестины, а из К-поля: Исихий (601-609) до Патриаршества был игуменом столичного мон-ря акимитов, а Захария (609-614) - одним из пресвитеров и скевофилаксом собора Св. Софии. Сведения о причинах их поставления на Иерусалимский престол отсутствуют.

http://pravenc.ru/text/293788.html

У его раки сменяют друг друга в нескончаемом потоке паломники из многих стран и молят святого быть предстателем за них пред Господом 8 февраля. ПРАВМИР. Состоялось причисление к Диптиху святых Иоанна Нового Хозевита (1913–1960) в священном монастыре святых Иоанна и Георгия Хозевитов. Божественную литургию возглавил Патриарх Иерусалимский Феофил, сообщает  Агентство новостей Румынской Патриархии «Базилика» Решение о канонизации преподобного Иоанна Иакова Нямецкого было принято осенью 2015 года. Синод Румынской Православной Церкви в 1992 году включил его в Собор местночтимых святых. Житие Иоанна Иакова Нямецкого 23 июля 1913 году у верующих крестьян Максима и Екатерины Якоб из села Крайничень родился мальчик. Он был крещен с именем Илья. Вскоре после родов Екатерина заболела и умерла. Воспитание сироты вязала на себя его бабушка, которая научила его с раннего детства искренне молиться, соблюдать посты и ходить в церковь. Его отец был призван и отправлен на фронт, где он сражался за освобождение находившихся под иноземным владычеством соотечественников-румын. Он пал на поле битвы. В сентябре 1920 года мальчик пошел в начальную школу родного села. В 1924 году умерла бабушка Ильи. Мальчика взял к себе в дом старший брат отца, который заботился о нем вплоть до его поступления в монастырь. Дядя определил его сначала в гимназию «Михаил Когэлничану» в местечке Липскань, а затем — в лицей «Дмитрий Кантемир» в Козмень; в 1932 году Илья выдержал экзамен на аттестат зрелости в Черновицах. Илья принял решение отправиться в Нямецкий монастырь и избрал для себя монашескую стезю. Это было на праздник Успения Божией Матери в августе 1933 года, когда ему только что исполнилось 20 лет. Тогдашний настоятель монастыря епископ Никодим (Мунтяну), будущий митрополит Молдавский, а затем Патриарх Румынский, принял его в монашескую братию и назначил ему послушание в монастырской аптеке. В 1934 году он был призван в армию, в 29 пехотный полк, расквартированный в Дорохое. Ему было поручено ухаживать за больными в лазарете части.

http://pravmir.ru/ierusalimskiy-patriarh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009