Среди вас не нашлось никого, кто бы имел столько рассудительности, чтобы сжалиться надо мной " . Таким образом, авва Никон удалился”. Старец сказал брату: “Видишь, как диавол искушает святых?”» . Мытарство 3-е. Фрески Рыльского монастыря, Болгария. Фрагмент Преподобный Исаия Отшельник учил: «Кто истинно приносит покаяние, тот не занимается осуждением ближнего, а только оплакивает грехи свои» . Тот, кто ищет прощения, прощает и сам. Мы все нуждаемся в прощении, а это и значит, что должны прощать, о чем и молимся: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6, 12). Мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерою того, как Бог отнесется к нам. Сказано в одной из притч: «Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18, 32–35). Преподобный Иоанн Лествичник: «За какие грехи осудим ближнего, в те впадем сами, и иначе не бывает» Святитель Иоанн Златоуст учил: «Те, которые разбирают чужие грехи, нисколько не заботятся о своих собственных» . Собственно говоря, на чужие грехи обращают внимание, чтобы не видеть своих собственных, стараясь их не замечать. Но, как правило, замечая и говоря о чужих грехах, говорящий рассказывает о своих собственных. А если судит человека за грех, который сам не делал, отцы говорят, что Бог попустит таковому впасть именно в этот грех. Мы не раз говорили об этом. Преподобный Иоанн Лествичник так и учит: «За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами, и иначе не бывает» . скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 11 октября 2016, 00:08 Игорю на комментарий от 27 августа 2016, 06:00 Игорь, по вашей логике и всё Предание церковное тоже " сочинение на вольную тему " , но без Предания наша вера уже не Православие, а в лучшем случае -- протестантизм. Для немощных в вере ваша логика вполне приемлема для избежания ошибок. Но, к примеру, святой человек всегда свят перед Богом и ближними, когда бы его Церковь земная не канонизировала.

http://pravoslavie.ru/96443.html

Рассуждение Не редок случай, особенно в наше время, когда родители становятся виновниками духовной смерти своих детей. Если есть у сына или дочери стремление к духовной жизни, к подвигу, к монашеству, то отец или мать, вместо того чтобы помочь ему или ей, [становятся у них на пути, пытаясь] подавить их [благие] намерения. Такие родители делаются убийцами собственных чад. И такие дети – в наказание родителям – часто бросаются в противоположную сторону, предаваясь разврату. Некий мальчик Лука, племянник преподобного Иоанна Рыльского, услышав о своем подвижнике-дяде и, влекомый желанием к духовной жизни, пришел к нему на гору. Иоанн принял его с любовью, стал поучать его и укреплять в подвиге. Между тем отец Луки, появившись в один из дней перед пещерой Преподобного, начал гневно поносить святого Иоанна за то, что он [якобы] силой удерживает его сына в пустыне. Ни слова, ни советы Преподобного нисколько не помогли. Отец насильно забрал сына домой. Но по дороге Луку укусила змея, и он умер. Свирепый отец увидел в этом Божию кару и раскаялся, но было уже поздно. Вернулся он к святому Иоанну, горюя и обвиняя самого себя. Но Преподобный лишь сказал ему похоронить сына и идти туда, откуда пришел. Созерцание Да созерцаю чудесное Божие избрание Давида царем (1 Цар. гл. 16), а именно: 1) как Господь отправил Самиула в дом Иессея, чтобы помазать одного из его сыновей на царство; 2) как Господь наставил Самуила помазать в цари Давида, восьмого, самого младшего сына Иессея, пастыря овец; 3) как Самуил помазал Давида и как Дух Божий сошел на Давида. Проповедь о мире между волком и ягненком Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс 122 будет лежать вместе с козленком. Ис. 11:2 Так истинный пророк предрекал истину. И еще добавляет [он]: И теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею... и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи – и змея не причинит ему никакого вреда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Но о.Иоанн и повторным призывом всех к святости не насытился. После только что приведенных слов он уже в третий раз говорит тоже самое, но еще более усиленно, уверенно: «ДА, НЕПРЕМЕННО СДЕЛАЕШЬСЯ СВЯТЫМ, – если не будешь жить в духовной дремоте и бездействии, а будешь деятельно воевать на страсти и на врага бесплотного, ежедневно усиливающегося поджигать нас страстями и пристрастиями житейскими». А за этим он высказывает именно ту мысль, которую мы доселе ищем в его творениях: «СВЯТОСТЬ НЕ ЕСТЬ ЗАВИДНАЯ ДОЛЯ ОДНИХ ТОЛЬКО апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех святых, – А ПРЕКРАСНАЯ ДОЛЯ ВСЕХ НАС». Вот – эти золотые слова его собственной золотой души! И он подтверждает и подкрепляет их свидетельством Божественного Писания: «Апостол говорит, что Бог призвал всех нас на нечистоту, а в святость» ( 1Сол.4:7 ). «Видите, что все мы и можем и должны быть святыми; да в первые времена Церкви верующих во Христа и апостолы называли не иначе, как святыми». Дальше он приводит длинную выдержку из Послания к Колоссянам; я возьму оттуда лишь часть: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие... Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства... И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (3:12–17). Вот какую высокую проповедь сказал о.Иоанн в праздник открытия мощей св. Тихона Задонского ! Дерзну заявить, что ни в этот день канонизации святителя, ни вообще в иной какой день никто не говорил так дерзновенно о святости нашей вообще, и никто не призывал к ней всякого христианина без исключения. И к этой мысли, к этому призыву о.Иоанн возвращается очень часто. Вот он в день своего Ангела говорит проповедь в похвалу преподобного Иоанна Рыльского, болгарского великого святого. Прославляет его за любовь к Богу, за победу над грехами и диаволом, за отвержение мира, за святую жизнь. Отец Иоанн не преминет призывать к святости и нас, грешников: «Святая Церковь » празднованием святого «хочет понудить и нас подражать его добродетелям, по силе каждого; потому что и нам ПОВЕЛЕНО от Бога быть святыми. «Святи будете, якоже Аз свят есмь, Господь Бог ваш» ( 1Пет.1:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но отец Иоанн и повторным призывом всех к святости не насытился. После только что приведенных слов он в третий раз говорит то же самое, но еще более усиленно, уверенно: «Да, непременно сделаешься святым – если не будешь жить в духовной дремоте и бездействии, а будешь деятельно воевать на страсти и на врага бесплотного, ежедневно усиливающегося поджигать нас страстями и пристрастиями житейскими». За этим он высказывает именно ту самую мысль, которую мы доселе ищем в его творениях: «Святость не есть завидная доля одних только апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех святых – а прекрасная доля всех нас». Вот эти золотые слова его собственной святой души! И он подтверждает и подкрепляет их свидетельством Божественного Писания: «Апостол говорит, что Бог призвал всех нас не на нечистоту, а в святость» ( 1Фес. 4:7 ). «Видите, что все мы и можем, и должны быть святыми; да, в первые времена Церкви верующих во Христа и апостолы называли не иначе как святыми». И дальше он приводит длинную выдержку из Послания к Колоссянам; я возьму оттуда лишь часть: Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие... Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства... И всё, что вы делаете, словом или делом, всё [делайте] во Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца ( Кол. 3:12, 14, 17 ). Вот какую высокую проповедь сказал отец Иоанн в праздник открытия мощей святителя Тихона Задонского . Дерзну заявить, что ни в этот день канонизации святителя, ни вообще в иной какой день никто не говорил так дерзновенно о святости нашей и никто не призывал к ней всякого христианина без исключения. И к этой мысли, к этому призыву отец Иоанн возвращается очень часто. Вот он в день своего Ангела говорит проповедь в похвалу преподобного Иоанна Рыльского, болгарского великого святого. Прославляет его за любовь к Богу, за победу над грехами и диаволом, за отвержение мира, за святую жизнь и не преминет призывать к святости и нас, грешников:

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Величайшим из таких чудотворцев последнего времени является отец Иоанн Кронштадтский , столетие со дня рождения которого будет праздноваться в настоящем году. Он настолько угодил Господу своею святой жизнью, что уже ныне числится в райских обителях в лике преподобных, наряду с Антонием Великим , Павлом Фивейским, Иоанном Рыльским. Великому Богу, как он сам сказал, в скором времени угодно будет прославить его на земле, как прославил Он его уже на небесах. И, таким образом, в скором времени мы будем иметь нового молитвенника и ходатая за нас на небесах. А глубокопоучительное повествование об отроке Павле, помимо своего непосредственного значения, имеет и глубокий символический смысл. Этот бесноватый отрок прообразует собой нашу несчастную и многострадальную Россию. И она, несчастная, как этот отрок Павел, предана духу беснования за свои грехи и за свое нечестие. Предана не по причине оставления ее Богом, а по причине особенной любви Его к ней. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает ( Евр.12:6 ), да спасется дух его (см.: 1Кор.5:5 ). Аминь. Произнесено 8/21 июля 1929 года в Варне Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам Мф.9:8 Евангелие в повествовании о исцелении расслабленного предлагает нашему вниманию не только самое событие исцеления, но и различные суждения о нем людей, которые были свидетелями исцеления. Принесли ко Иисусу расслабленного, положенного на одре. И когда Он, видя веру принесших, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои ( Мф.9:2 ), – некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует ( Мф.9:3 ). Вот оно, суждение о чуде! А когда народ увидел чудо исцеления расслабленного, то, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам ( Мф.9:8 ). Вот другое суждение о чуде! Он богохульствует – чье это суждение? Книжников, людей, которых по-нынешнему надлежало бы назвать образованными, просвещенными, учеными.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Нынешние беспокойные, непризванные политики питают вожделения конституционного или республиканского правления и в России, но они не понимают истории и характера Русского народа, который не может быть без царя самодержавного, который живет им и в нем и в благополучии и злополучии, и на него одного после Бога и Царицы небесной, возлагает свои надежды. Он верит, что сердце царя в руке Божией и Он, Господь, направляет его, куда хочет ( Притч. 21:1 ), по слову писания. Один Бог на небе, один Царь в коренной России, как одна вера православная, одна Церковь святая, соборная и апостольская. Кроме обряда миропомазания над царем совершается обряд венчания на царство. Венец, как символ власти или доблести и подвигов человека для славы Божией и награды за них, есть должное и лепотное украшение царя, как повелителя народа, Богом поставленного и возвеличенного, и он должен внушать подданным благоговение и преданность к нему, как Божиему ставленнику и как бы Его наместнику на земле, особенно соблюдаемому и хранимому Богом. Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется, говорит царственный пророк. Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его Ты не отринул, ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота. Ты возложил на него честь и величие. Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего. Ибо царь уповает на Господа, и по благости Всевышнего не поколеблется. Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет всех ненавидящих Тебя. Ты истребишь плод их с земли и семя их из среды сынов человеческих. Ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли выполнить их. Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лицо их ( Пс. 20:2–13 ). Итак, будем благоговеть пред Царем, как данным от Бога Самодержцем для блага России, будем молиться за Него, за Его державу и о благопоспешестве Его царствования, о державе, победе, пребывании, мире и здравии и спасении Его, и чтобы Господь Бог благопоспешил Ему во всем и покорил под ноги Его всякого врага и супостата. Аминь. Слово на день святой памяти преподобного отца нашего Иоанна Рыльского

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Это меня ободрило и укрепило. Я все чаще и чаще стал обращаться к Богу по просьбе тех или других лиц, и Господь за молитвы наши общие творил и творит доселе многие дивные дела. Много чудес очевидных совершилось и ныне совершается. В этом я вижу указание Божие мне, особое послушание от Бога – молиться за всех, просящих себе от Бога милости. Поэтому я никому не отказываю в своей молитве и для посещения болящих езжу по просьбам их по всей России. Бывали случаи, когда просили меня изгонять бесов, и бесы повиновались и выходили из людей по моей молитве. Но были и такие случаи, когда мои старания не увенчивались успехом – бесы не выходили. Правда, бесы эти заявляли о себе, что они самые жестокие, самые упорные... И мои усилия в этих случаях потому не увенчались успехом, что я сам был недостаточно подготовлен, не держал строгого поста, a no словам Самого Иисуса Христа, сей род ничимже исходит, токмо молитвою и постом ( Мф.17:21 ), или недостаточно времени уделял данному лицу. При моих разнообразных и многочисленных трудах мне не приходится уделять много времени одному лицу, так как ожидающих моей молитвы и благословения было всегда множество. А так как при настоящей моей жизни мне постоянно приходится быть в мире, посещая дома людей всякого звания и состояния, где предлагается угощение, которое мне часто приходится принимать, чтобы отказом не огорчать предлагающих с любовью, то, естественно, мне не представляется возможности держать строгий пост. Вообще в своей жизни я не брал на себя никаких особенных подвигов, не потому, конечно, что не считаю их нужными, а потому, что условия моей жизни не позволяют мне этого, и я никогда не показывал себя ни постником, ни подвижником и т.д., хотя ем и пью я умеренно и живу воздержно. Относительно того, как создалась моя настоящая известность, я должен сказать, что для этого я не принимал со своей стороны никаких мер и никаких усилий: все произошло само собой, помимо меня. С тех пор, как случаи исцелений чрез меня стали умножаться, свидетели и очевидцы этого, или же сами лица, испытавшие на себе благодать Божию, не желая оставаться неблагодарными пред Богом, объявляли о происшедшем в повременной прессе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вы стоите спокойно, например, в Церкви, при богослужении, а между тем священник, совершающий службу Богу, совершает как бы вид подвига единоборства с духовным Голиафом, то есть сатаною. Но подите поборитесь с ним хотя раз: вперед не пожелаете. Кто дает священнику силу в борьбе с этим ужасным Голиафом, коего и одно мгновенное дыхание может сразу убить душу? Господь наш всемогущий, истинный Царь, коего Давид был прообразом и указанием. От каких бурь, страстей, грехов, скорбей, печалей не избавлял меня Господь, призываемый с верою, в покаянии нелицемерном? Каких немощей моих не врачевал? От каких бед не избавлял? – Слава Его спасению и помощи. Его милостью, силою я спасался в один день сто раз – сколько же было спасений и милостей Божиих в продолжение 25 лет? Несть им числа. Несть числа и моей благодарности ко Господу. И я всякий день благодарю Господа; всякий день вносил в памятную книгу мою милости Господни: да не забыты пребудут до века, да память об них укрепляет мою веру и надежду и на будущее время. Братия! Высоко служение священника; оно есть служение небесное на земле, служение ангельское, служение примирения людей с Богом; при содействии нашего служения Господь очищает от греховной скверны, освящает, утверждает всех нас в вере, избавляет от власти диавола. Но чем выше служение наше, тем, естественно, более возбуждает против священника брань свою общий наш супостат, и священнику приходится первому принимать на себя разожженные стрелы его, испытывать палящий яд смертельного жала его, и заранее знаешь, когда он из-за угла своего пустит в тебя тучи стрел. И увы! Чувствуешь, как они вонзаются в твою душу; чувствуешь, как душа пьет яд смертоносный. Но слава Богу, что эта беда не до конца настигает тебя; приходит Господь и спасает: и спасенные души торжествуют, радуясь о спасении Божием. Итак, за все слава Господу; мои только немощи и грехи. Что же касается служения моего священномолитвенного, то, служа спасению ваших душ, служу вместе и своему спасению. Да благословит и да спасет нас всех Господь Бог наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Возобновление вражды между ромеями и болгарами стало свершившимся фактом В ту пору осевшие в самом центре Европы мадьяры стали совершать грабительские набеги во все четыре стороны света. Самой завидной их целью, богатой сокровищами, поражавшими воображение вчерашних кочевников, была Империя со столицей на Босфоре. Путь туда лежал через Болгарию, и болгары, чтоб избежать погромов и разорений в своей стране, вынуждены были не только платить им дань, но и пропускать их через свою территорию. После оскорблений, нанесенных их правителю Никифором II, они делали это без особых колебаний. Император ромеев направил Петру послание, в котором потребовал не позволять «туркам», как называли мадьяр ромеи, переправляться через Дунай и затем двигаться по болгарским дорогам в сторону Империи. Болгарский Царь не подчинился требованию Константинополя, который прибег к свой традиционной в подобных случаях практике – подкупу варваров с тем чтобы, они нанесли удар по противнику Империи. В качестве такого союзника на этот раз выбран был русский князь Святослав. Посланник Императора родом из Херсонеса Таврического, патрикий Калокир, который, впрочем, впоследствии изменил Императору, доставил в Киев в качестве аванса 15 кентинариев (около 4-х с половиной центнеров) золота. Воинственного князя не надо было долго убеждать. Он с радостью повел свою дружину в поход и в августе 968 г. напал на Болгарию. В сражении под Силистрией (Дристой) болгары были разбиты. В отнятом у болгар Малом Переславе, или Переславце, в устье Дуная Святослав поместил свой гарнизон, намереваясь со временем перенести туда свою столицу. Захватив по законам войны добычу и нанеся серьезный урон стране, дружина Святослава возвратилась восвояси, причем спешно, потому что Киев подвергся нападению новых выходцев из Азии – печенегов. Есть разные версии относительно того, кто натравил воинственных кочевников на столицу Руси: ромеи или болгары. Возможно, конечно, что они и сами решились на авантюру в отсутствие князя и его дружины в богатом городе, обещавшем хорошую добычу. Как бы то ни было, Святославу, вернувшемуся с дружиной на родину, удалось разбить печенегов и снять осаду Киева.

http://pravoslavie.ru/153261.html

Замечай лукавство плоти: ладану ей не кади, вони ей не подпускай другой – а сам свою охотно нюхаешь; всё одни предлоги к злобе, одно мечтательное нетерпение, одна изнеженность и раздражительность плоти, одна нелепость греховная. Не все ли мы – греховное зловоние? Не все ли, с другой стороны, земля, воздух, вода, теплота – по телу своему? Любовь одна неизменная должна быть всегда существом нашим, жизнию нашею. Хочу быть чистою и непоколебимою любовию – помози мне, Господи! Злобу же мою многоразличную отыми от меня, Господи! Буди! Преподобне отче Иоанне Рыльский, моли Бога о мне, грешном, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей! 19 октября 1864 г. О, сколь горька и тесна злоба! Плоть наша, или ветхий человек, медлен на добро, неподвижен – и изумительно быстр на зло; но надо принуждать себя быть скорым на всякое добро, на всякую ласку, подобно молнии, и твердым в добре наподобие камня. Господи! Помози! О, нелепое зло! Благодарю Тебя, Избавителю мой, Господи, яко несколько раз избавил еси мя по молитве моей от обышедшия мя злобы. 19 октября 1864. Благодарю Тебя, мудросте моя, Господи Иисусе, умудряяй мя побеждати мудрейших паче мене простотою, яже от Тебе. Октября 19-го, 1864. Не только не жалей того, чего хотят от тебя ближние, но и делай больше, чем они желают; и себя не жалей ни для кого, то есть для разных услуг. Поминай раба Авраамова и Ревекку или, паче, самого Авраама. Аминь. Молясь Господу, надо помнить Его беспредельное величие и велелепоту 46 и исповедание от всей твари умной, 47 Его святость бесконечную, Его всеведение, премудрость и неизменяемость; молясь Владычице, надо помнить Ее несравненное после Господа величие, и святыню, и благость, и непоколебимость во святыне; молясь Предтече и прочим святым, также надо помнить их величие, и святость, и доброту. Вообще же надо молиться всем с упованием, что получим просимое. Возбранный Воеводо и Господи! Яко избавлься от диавольских козней, с силою многою и быстрою объявших меня, похвальная восписую Tu, создание и раб Твой; но яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя! 48

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010