В тот же день Святейший Патриарх Неофит посетил Иоанновский монастырь на Карповке, воздвигнутый заботами святого праведного Иоанна Кронштадтского. Монастырь, ставший впоследствии местом его упокоения, был назван в честь преподобного Иоанна Рыльского, небесного покровителя Кронштадтского пастыря. У врат обители Его Святейшество встречала игуменья Людмила (Волошина) с сестрами. Высокий гость посетил храм во имя преподобного Иоанна Рыльского, где прочитал молитву святому и обратился с приветственным словом к настоятельнице, сестрам и прихожанам обители: «Особый трепет и волнение испытываем мы сегодня, находясь в монастыре, посвященном защитнику и покровителю болгарского народа, преподобному отцу нашему Иоанну пустынножителю, Рыльскому чудотворцу. Известно, что Рыльский подвижник — первый южнославянский святой, в честь которого был воздвигнут храм на необъятной Русской земле. С XV века его имя упоминается во многих русских богослужебных книгах. Святой Иоанн является покровителем города Рыльска в Курской области. Но почитание болгарского святого особенно усилилось, когда появился светильник не только Русской, но и Вселенской Церкви — святой Иоанн Кронштадтский, чьим небесным покровителем и примером для подражания был преподобный Иоанн Рыльский. В знак своего глубокого преклонения перед Рыльским подвижником святой Иоанн Кронштадтский воздвиг этот монастырь. Святой Иоанн Рыльский, как свидетельствует автор его жития святой Патриарх Евфимий Тырновский, есть " образец желающим добра и ревнителям добродетелей, поскольку в нем собраны все добродетели " . Он пребывал " всегда в страхе Господнем " , благоугождал Ему постом и молитвой, и был " полностью пленен Божией любовью, будто один из серафимов, горящий духом ко Господу своему Богу " . Пусть оба наших братских славянских народа, что едины в своем почитании преподобного Иоанна Рыльского и святого Иоанна Кронштадтского, пребудут в единении веры и любви, и Бог любви и мира да будет со всеми нами (2 Кор. 13:11)». Святейший Патриарх Неофит передал в дар Иоанновскому монастырю икону преподобного Иоанна Рыльского и картину с изображением Троянского монастыря. Со своей стороны настоятельница обители преподнесла Святейшему Владыке икону святого праведного Иоанна Кронштадтского.

http://pravoslavie.ru/71083.html

февраля 2013 " Из малоизвестного— многоизвестный " . Свято-Иоанновский монастырь на Карповке Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь — одноиз самых известных и почитаемых мест в нашем городе: в нижнем храме-усыпальнице покоятся святые мощи праведного Иоанна Кронштадтского, великого молитвенника за землю Русскую. Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь — одноиз самых известных и почитаемых мест в нашем городе: в нижнем храме-усыпальнице покоятся святые мощи праведного Иоанна Кронштадтского, великого молитвенника за землю Русскую. Поток верующих к месту последнего упокоения «всероссийского батюшки» не оскудевал даже в годы гонений, когда в разоренном монастыре располагались различные советские конторы, а помещение усыпальницы было замуровано. Когдато отец Иоанн сказал про «свой» монастырь (а он любил именовать себя «Божиею милостию строителем Иоанновского монастыря»): «Просветится место это, просветится и из неустроенного будет благоустроенным, из малоизвестного — многоизвестным». Так по молитвам батюшки и произошло. Плодоносное дерево 1899 году отец Иоанн основал в родном селе Суре Иоанно-Богословский женский монастырь. Вскоре батюшка решил устроить подворье монастыря в Санкт-Петербурге. Закладка обители состоялась в 1900 году. Первоначально отец Иоанн думал о небольшом храме, но сумма пожертвований была так велика, что позволила построить большой, величественный храм. Здание по проекту епархиального архитектора Николая Никонова возводилось на участке земли, пожертвованном отцу Иоанну почетным гражданином Санкт-Петербурга Семеном Раменским. Наблюдать за постройкой монастыря отец Иоанн благословил свою духовную дочь — по­слушницу Анну Семеновну Сергееву. 27 октября 1901 года она была пострижена в монашество с именем Ангелина и стала заведующей Сурским подворьем. Комплекс монастыря был возведен всего за два года. В 1902 году монахиня Ангелина была награждена наперсным крестом за успешную деятельность по строительству обители. В 1902 году отец Иоанн Кронштадтский обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому) с просьбой о переименовании Сурского подворья в Санкт-Петербургский женский монастырь Двенадцати Апостолов (главный храм обители посвящен Собору Двенадцати Апостолов). Владыка Антоний предложил назвать новый монастырь Иоанновским в честь небесного покровителя батюшки — преподобного Иоанна Рыльского (еще до освящения верхнего храма в монастыре был устроен нижний храм в честь этого святого). Отец Иоанн с благодарностью согласился.

http://aquaviva.ru/journal/quot-iz-maloi...

Получив большое богатство, удалился в Лесновскую гору и создал храм св. архистратига Михаила, поставил игумена, собрал много иноков и оставил тут всё своё имущество, а сам отошёл в гору и пребывал день и ночь в молитве, бдении и молчании. Так провёл он 30 лет, перенесши много томления от нечистых духов, и придя в монастырь, тут преставился. Тело его пробыло в земле 30 лет; потом объявилось одному русскому гор. Средца. Тот, придя на место, устроил ковчег и в нём положил мощи. При них совершалось много чудес: – слепые прозревали, хромые выздоравливали, беснующиеся исцелялись прикосновением к св. мощам. Спустя долгое время мощи святого перенесены были в гор. Тернов Болгарский и положены были в трапезе св. Апостолов 187 . В житии преп. Иоакима Осоговского читается: «чудные и истинно новопросвещённые отцы наши и пустынножители, небесные человеки и земные ангелы, Христовы друзья, Иоанн и Прохор вместе с Гавриилом, а с ними и Иоаким отец наш, честная четверица, Богоизбранное дружество, трудолюбивые делатели Христовы, вышедшие на возделывание духовной нивы ралом веры и на сеяние семени духовного, чтобы принести сторичный плод... Преп. отец наш Иоанн по Давиду витал по горам, как птица и изволил взойти на гору высокую, называемую Книшеву, и там водворившись, прилеплялся одному Владыке Богу... Святой преп. отец наш Прохор по подвигам подобен Иоанну; желая явиться подражателем ему, молился Господу: настави мя, Господи, на путь Твой, да вниду к олтарю Божию и к Богу, веселящему юность мою. Идёт в путь и поёт иные псалмы. По смотрению Божию преподобный пришёл в пустыню Брянскую на р. Пшин и стал тут совершать постническое и равноангельское житие; подвизавшись искусно и богоугодно, с миром переселился к Христу в обитель небесную. По преставлении сего блаженного св. мощи его совершают дивные чудеса» 188 . Так как по этому известию, Иоанн, Прохор и Гавриил поставляются близкими между собой по времени, а Иоанн, выставляемый здесь, как образец жизни для преп. Прохора, есть ни кто другой, как преп. Иоанн Рыльский, почивший в 946 г., то земные подвиги преп. Прохора надобно отнести к концу X века, а подвиги преп. Гавриила к началу XI века. По Сербской летописи, благочестивый король Милютин (1276–1320) построил прекрасный храм в честь преп. Прохора Пшинского 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В житии пред. Иоакима осоговского читается: «чудные и истинно новопросвещенные отцы наши и пустынножители, небесные человеки и земные ангелы, Христовы друзья, Иоанн и Прохор вместе с Гавриилом, а с ними и Иоаким отец наш, честная четверица, богоизбранное дружество, трудолюбивые делатели Христовы, вышедшие на возделывание духовной нивы ралом веры и на сеяние семени духовнаго, чтобы принесть сторичный плод... Преп. отец наш Иоанн по Давиду витал по горам как птица и изволил взойти на гору высокую, называемую Книшеву, и там водворившись прилеплялся одному Владыке Богу... Святый преп. отец наш Прохор по подвигам подобен Иоанну; желая явиться подражателем ему, молился Господу: настави мя Господи на путь Твой, да вниду к олтарю Божию и к Богу веселящему юность мою. Идет в путь и поет иные псалмы. По смотрению Божию преподобный пришел в пустыню Вранскую на р. Пшин и стал тут совершать постническое и равноангельное житие; подвизавшись искусно и богоугодно, с миром переселился к Христу в обитель небесную. По преставлении сего блаженнаго св. мощи его совершают дивныя чудеса» 41 . Так как по этому известию, Иоанн, Прохор и Гавриил поставляются близкими между собою по времени, а Иоанн, выставляемый здесь, как образец жизни для преп. Прохора, есть никто другой, как преп. Иоанн рыльский, почивший в 946 г., то земные подвиги пр. Прохора надобно отнести к концу X века, а подвиги преп. Гавриила к началу XI века. По сербской летописи, благочестивый краль Милютин (1276–1320) построил прекрасный храм в честь преп. Прохора пшинского 42 . О месте подвигов пр. Гавриила известно следующее: Лесновский монастырь отделяется от города Кратова Злетовскою горою, почему и называется иначе кратовским. Здесь великолепный храм построен в 1341 г. наместником сербского царя Оливером. Известна постная триодь 1342 г., писанная «в горе злетовской в м. Леонове, в монастыре великаго воеводы арх. Михаила, у гроба преп. отца Гавриила,– его же великий воевода Оливер созда из темени (с основания), всякими добротами украсив – соуды златыми и серебряными, покова великия иконы серебром и златом».– Фанатизм магометанский доводил обитель до запустения, но с 1805 г. она мало-помалу восстановляется 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Отец Иоанн благодарил о. Александра; благодарил всех; расцеловался и простился со всеми; после чего процессия в том же порядке, при колокольном звоне, вернулась в собор». Все это переписано мною из «Странника» 1905 г., за февраль (325–327 с.). Как видно, смерть была уже на пороге... И хотя таинство елеосвящения собственно должно совершаться над больными, но обычно оно делается над умирающими; поэтому елеосвящение называется еще и «последним» таинством: уже это одно говорит о крайней серьезности положения Батюшки. Можно сказать, что и он, и сродники, и почитатели его – как бы готовились хоронить его. Поэтому я и выразился, что о.Иоанн дважды умирал. Ему в то время было 75 лет, и шел 76-й год. Но уже с конца 1904 года о.Иоанна стала беспокоить мысль о смерти. В декабре 1904 года о. протоиерей Иоанн Сергиев вошел к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Антонию с прошением, – от 12 декабря – следующего содержания: «За последние месяцы моей жизни, чувствуя в себе недомогание и старческие болезни и приближаясь к концу земного поприща, я обращаюсь к Вам, милостивейший мой архипастырь, с покорнейшей моей просьбой – разрешить, в случае моей смерти, проводить меня в вечность и отпеть меня, при Вашем предстоятельстве, в основанном женском Иоанновском монастыре, а тело мое погребсти под нижним храмом преподобного Иоанна Рыльского». Так и было решено. Из этого особенно ясно видно, что Батюшка уж в то время, в 1904 году, сам думал о смерти своей. Между тем, с нового 1905 года в состоянии здоровья о.Иоанна произошла перемена к лучшему. В письме своем от 24 марта 1905 года он писал к Владыке Митрополиту: «Божиею милостью и Вашими архипастырскими молитвами, я встал с одра болезни моей – начал служить. Не имея пока возможности лично явиться к Вам и принять архипастырское благословение, прошу такового заочно; и при сем имею честь поднести Вам вновь вышедшую книжку моих проповедей, моего духовного во Христе делания, и новое слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы. Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник, протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Сергиев».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Известие о нем достигло царского двора. Царь Петр отправил девять человек разыскать святого, чтобы взять у него благословение. С большим трудом посланцы царя нашли святого. Провидя, что путники пять дней ничего не ели, преподобный Иоанн предложил им небольшой хлеб, которым все они чудесным образом насытились, да еще половина хлеба осталась. Вернувшись, они рассказали о чуде царю, который сам пожелал увидеть святого. Но на пути встретились непроходимые места, и царь отправил послов с просьбой прийти к нему. В дар святому он послал золото и плоды. Смиренный отшельник отказался выходить из уединения и не принял золота. Царю он написал послание с поучением. Через некоторое время поблизости от преподобного Иоанна стали селиться братия, искавшие уединения. Тогда преподобный основал у подножия скалы, недалеко от реки Рыло, монастырь. Сначала иноки жили в хижинах, затем на месте подвигов преподобного Иоанна возвели храм и соорудили келлии. Монастырь был общежительным; по преданию, вначале в нем подвизались шестьдесят шесть иноков. Много лет преподобный Иоанн был игуменом основанной им обители, наставляя братий примером святой жизни и душеполезными назиданиями. Достигнув преклонного возраста, преподобный Иоанн оставил своим ученикам «Завет», в котором преподал правила иноческой жизни и духовные наставления. «Завет» преподобного Иоанна свидетельствует о высокой культуре и глубокой богословской мудрости автора. Преподобный Иоанн рекомендует в «Завете» читать «больше отеческих книг». При этом сам он цитирует «Паранесис» святого Ефрема Сирина (IV в.), наиболее ранний староболгарский перевод которого (два глаголических листа) был найден в Рыльском монастыре в 1845 году. Это обстоятельство, очевидно, указывает на тот факт, что именно в Рыльской обители был сделан первый перевод «Паранесиса» и, возможно, самим преподобным Иоанном Рыльским. То, что он в совершенстве знал греческий язык и читал святых отцов в подлиннике, не вызывает сомнения: в его «Завете», например, использованы творения преподобного Феодора Студита (759–826), которые в то время еще не были переведены на староболгарский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так жить и трудиться можно было, конечно, только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божией На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1990 года святой праведный Иоанн Кронштадтский был канонизован, и установлено совершать его память 20 декабря/2 января — в день блаженной кончины святого праведника Святый праведный Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии — на далеком севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его, причем нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день Святой Церковью празднуемого. Вскоре после крещения младенец Иоанн стал заметно поправляться. Благочестивые родители, приписав это благодатному действию св. таинства крещения, стали с особою ревностью направлять его мысль и чувство к Богу, приучая его к усердной домашней и церковной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению. Живя в суровых условиях крайней материальной нужды, отрок Иоанн рано познакомился с безотрадными картинами бедности, горя, слез и страданий. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе и, вместе с тем, воспитало в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам. Не увлекаясь свойственными детскому возрасту играми, он, нося постоянно в сердце своем память о Боге, любил природу, которая возбуждала в нем умиление и преклонение пред величием Творца всякой твари. На шестом году отрок Иоанн, при помощи отца, начал учиться грамоте. Но грамота вначале плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячие молитвы к Богу о помощи. Когда отец его, собрав последние средства от скудости своей, отвез его в Архангельское приходское училище, он, особенно остро почувствовав там свое одиночество и беспомощность, все утешение свое находил только в молитве.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Особенно большую ценность для богословской науки представляют многочисленные труды по христианской нравственности. Характеризуя значение трудов святителя, протоиерей Георгий Флоровский писал: «Феофан не строил системы, ни догматической, ни нравоучительной. Он хотел только очертить образ христианской жизни, показать направление духовного пути. И в этом его несравненное историческое значение» (18.400). Святитель Феофан скончался семидесятидевятилетним старцем, не дожив четырех дней до своего восьмидесятилетия. Случилось это в 1894 году. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Образование и начало пастырства святого праведного Иоанна Кронштадтского Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев), родился в 1829 году в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, которое расположено при слиянии рек Суры и Пинеги. Его отец Илья Михайлович Сергиев служил псаломщиком в местной церкви. Дед был священником, так же, как и большинство предков в роду отца. Родился отец Иоанн в день памяти преподобного Иоанна Рыльского, в честь которого и был наречен. Новорожденный был слабым и на случай страха смертного был окрещен в ту же ночь, когда и родился. Мать Феодора Власьевна обладала свойственной русским северянам твердостью. Однажды, когда молодой еще Иоанн сильно заболел и врачи настойчиво уговаривали его нарушить пост, он отвечал, что решится на это лишь с разрешения матери. Мать разрешения такого не дала. С раннего детства Иоанн полюбил бывать в храме. Отец брал его на богослужения, а дома рассказывал о земной жизни Спасителя, о жизни и подвигах святых. Уклад жизни в бедных семьях провинциального духовенства был почти везде одинаков и связан с храмом, а домашний распорядок жизни был подчинен Типикону, Богослужебному Уставу, которым определяется богослужебная жизнь Церкви, посты и отчасти внутренняя жизнь монастырей. Эта жизнь становилась естественной для детей и взрослых. Как бы законом природы считалось соблюдение постных дней, и особенно Великого поста. Пост и Пасха переживались как особое торжество.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-peda...

Правда, если о статусе «василевса Болгарии», как он виделся тогда в Константинополе, судить по дипломатическому протоколу, который зафиксирован в «Книге церемоний» Константина Порфирогенета, составленной в середине X века, то в ней, по словам Д. Оболенского, «Болгарский правитель занимал почетное, но… не главное место: выше вассальных князей Кавказа и задунайских народов – русских, печенегов, мадьяр, но ниже франкских правителей и багдадского халифа. Важно также, что он назван в списке духовным сыном” Императора. Отсюда следует, что ранг Болгарии на иерархической лестнице был понижен. Теперь, когда эта страна перестала угрожать Империи, духовное братство”, дарованное Симеону, можно было отменить» . В правление святого Петра Болгария не претендовала, как при его отце, на полное равенство с Империей ромеев и в своей внешней политике считалась с ее интересами, избегала конфликтов с нею, даже и ценою потерь. Когда сербский князь Чеслав Клонимирович в 933-м г. бежал из болгарского плена и вернул себе престол, Петр не предпринял никаких действий, чтобы предотвратить возвращение Сербии под ромейский протекторат. Этот курс Царя столкнулся с оппозицией, во главе которой оказался его брат Иоанн: уже в 928-м г. «Против болгарина Петра стал строить козни его брат Иоанн и другие вельможи Симеона. Они были изобличены, Иоанн бит и заключен в тюрьму, остальные же подвергнуты серьезным наказаниям» . Иоанна переправили в Константинополь, где он сложил с себя ранее данные монашеские обеты и женился на невесте, которую ему предложил Роман Лакапин. Но 2 года спустя противники провизантийского курса правительства Петра еще раз учинили мятеж, во главе которого на этот раз оказался старший брат Царя – монах Михаил, бежавший из монастыря. И этот мятеж закончился провалом, но, разбитые в Болгарии, его участники вторглись во владения Империи, подвергнув их разорению. Вражду болгарской знати против ромеев могли питать антихристианские настроения, но положительных свидетельств об этом не имеется. Во всяком случае, святой Петр стремился поддерживать мир с христианской Империей и по причине своего глубокого и горячего благочестия. Но при этом Петр не был сторонником эллинизации своей страны и Болгарской Церкви. Он поддерживал употребление в церквах за богослужением родного славянского языка и был ревностным защитником автокефалии Болгарской Церкви.

http://pravoslavie.ru/153261.html

Прав. Иоанн Кронштадтский. Хромолитография Штадлера и Паттинота. 1890 г. (РГБ) Прав. Иоанн Кронштадтский. Хромолитография Штадлера и Паттинота. 1890 г. (РГБ) Будучи выпускником ДА, И. К. сохранил на всю жизнь глубокое уважение к богословской науке и всегда оставался признательным академии за полученные в ней знания, благодаря к-рым, по его словам, в нем «развилось и окрепло религиозное чувство, которое было вселено еще благочестивыми родителями» (Слово в день памяти преподобного отца нашего Иоанна Рыльского, 19 октября 1899 года//Св. прав. о. Иоанн Кронштадтский: Восп. самовидцев. М., 2004. С. 25; см. также: Посещение Московской духовной академии отцом Иоанном Кронштадтским. М., 1895. С. 26-27). Ко времени его обучения рус. богословская школа уже вполне состоялась как школа. Символично, что в те годы, когда И. К. учился в СПбДА, ректором и преподавателем в ней был митр. Макарий (Булгаков), создатель классической системы догматического богословия. Жизнеописания И. К. не сообщают о его духовных наставниках ни во время обучения, ни после. Воспитанный малообразованными родителями в простоте народной веры, И. К. видел причину своего духовного развития единственно в причастности к Церкви. По его убеждению, именно жизнь в Церкви развила в нем дары, к-рыми он обладал; как заметил митр. Вениамин (Федченков), его «воспитала Церковь» ( Вениамин (Федченков). 2005. С. 27, 241). В годы академической учебы И. К. активно изучал святоотеческое наследие. Из древних отцов он более всего любил свт. Иоанна Златоуста, к-рый стал для него «духовным руководителем, наставником - как бы «старцем» на всю последующую идеологию и деятельность» (Там же. С. 68); из русских - свт. Филарета (Дроздова), которого называл «русским Златоустом» (Там же. С. 924) и глубоко почитал. После написания и защиты вполне школьной канд. дис. «О кресте Христовом...» одним из первых самостоятельных сочинений И. К. стали «Катехизические беседы», читанные им в Кронштадте. Их план следует Догматике митр. Макария с нек-рым необходимым для катехизиса упрощением: троический догмат, учение о Боге Творце, затем о Боге Промыслителе, с последующим рассмотрением искупления как «чрезвычайного» или частного Промысла Божия о человеке; имеются и текстуальные совпадения (ср., напр.: Макарий (Булгаков), митр.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010