14 сентября 1903. Кронштадт. Спасибо вам за милое письмо и за желание опровергнуть печатно мою застраховку. Верьте, что это сделано без моего согласия и вопреки ему. Не знаю, как это ухитрились члены общества. 100 Это было лет восемь или десять тому назад. Я служил молебен в страховом обществе; не было и слова о моем согласии застраховаться, а потом они прислали мне застраховку; она лежит у меня доселе бесцельно. Я ничего не платил и не плачу. 101 Они сделали свою шутку со мною для своей цели. Никогда я не страхован и не страховал ничего своего. Ваш слуга и молитвенник Протоиерей Иоанн Сергиев. 14 сентября 1903. Печатается по: Котлин. 1909. Письмо 36 Митрополиту Антонию 12 декабря 1904. Кронштадт. За последние месяцы моей жизни, чувствуя в себе недомогание и старческие болезни 102 и приближаясь к концу земного моего поприща 103 , я обращаюсь к Вам, милостивейший мой архипастырь, с покорнейшей моей просьбой – разрешить в случае моей смерти проводить меня в вечность и отпеть меня, при Вашем предстоятельстве в основанном женском Иоанновском монастыре 104 , а тело мое погребсти под нижним храмом преподобного Иоанна Рыльског 105 . Печатается по: Митрополит Вениамин (Федченко). Отец Иоанн Кронштадтский . С. 521. Письмо 37 В редакцию газеты «Котлин» 7 февраля 1905 В 10 мин. 1-го часа пополуночи я имел счастие получить от Их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы Александры Феодоровны следующую всемилостивейшую телеграмму: «Благодарим Вас горячо за слова истинного утешения; молим Господа да подкрепит драгоценное здоровье Ваше. Николай, Александра». Моя телеграмма Их Величествам была следующая: " Скорбь 106 Ваша неописуема; скорбь Спасителя в Гефсиманском саду за грехи мира была безмерна; присоедините Вашу скорбь к Его скорби – в ней найдете утешение. Верноподданный протоиерей Иоанн Сергиев». Печатается по: Котлин. 8 февраля Письмо 38 Игумении Таисии Конец октября (после 27) 1905. Санкт-Петербург. Дорогая, неоцененная Матушка Таисия! Благодарю тебя за твое дорогое письмо и за твои родственные чувства, коими всегда бывают полны все твои письма. Относительно моего здоровья – чувствую я себя довольно хорошо постариковски, а при служении Богу – очень хорошо, и благодарю Бога. В Кронштадте у нас сущая беда: морские и артиллерийские войска громят и поджигают дома, грабят магазины, лавки, убивают, кого попало. 107 Ужас берет не только видеть, а и говорить о происходящем. Я выехал на время из Кронштадта; пока живу в своем монастыре. 108

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Благодарю Ваше Преосвященство, что Вы в начале ноября удалите ее с Подворья. Я лично ничего против ней не имею. Но в видах мира и тишины Подворья желаю ее удаления. Игумения Таисия своим доброжелательным, тихим характером может принести желанную пользу сестрам 332 , которые чувствуют себя горькими сиротами при Лидии. Благодать архиерейства, в Вас почивающая, да умудрит Вас во всем Архипастырском служении Вашем. Ваш смиренный послушник, Протоиерей Кронштадтского Собора Иоанн Сергиев. 23 октября 1904. И. Н. Шемякину. 3 декабря 1904. Кронштадт Записка Дорогой мой внучек Игорь! Шлю тебе привет мой и Божие благословение, молю Господа, Источника исцелений, скоро исцелить тебя и поднять с одра болезни 333 . Поклон мой папе и маме твоим, целую малюток ваших 334 . Ваш дедушка Протоиерей Иоанн Сергиев. 3 Дек 1904 Монахине Флорентин (Егоровой). 11 декабря 1904. Кронштадт Достопочтенная матушка Флорентия с дорогой мамой Макриной! Мой вам привет от всей души и поздравление с наступающим праздником Рождества Христова. Молю Бога о вашем здоровье и душевном мире, да оживляет он сердца ваши. Я недомогаю различно 335 ; но, слава Богу, чувствую себя легко. Никуда не выезжаю, чтобы окрепнуть силами. Присылаю тебе с мамой сто рублей. Молю за вас Бога, да спасет души ваши. Ваш старый знакомый и помнящий вас, Протоиерей Иоанн Сергиев. 11 Дек 1904. Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому). 12 декабря 1904. Кронштадт За последние месяцы моей жизни, чувствуя в себе недомогание и старческие болезни 336 и приближаясь к концу земного моего поприща 337 , я обращаюсь к Вам, милостивейший мой архипастырь, с покорнейшей моей просьбой – разрешить в случае моей смерти проводить меня в вечность и отпеть меня, при Вашем предстоятельстве в основанном женском Иоанновском монастыре 338 , а тело мое погребсти под нижним храмом преподобного Иоанна Рыльского 339 . Императору Николаю II. 12 декабря 1904. Кронштадт Прошение Его Величеству Государю Императору Николаю Александровичу Ваше Императорское Величество, Всемилостивейший Монарх. Чувствуя старческое недомогание и болезни, и приближение конца земного моего поприща, я прошу Всемилостивейшего Вашего разрешения положить бренные останки мои в основанном мною в столице Петровой женском Ивановском монастыре, на Петроградской стороне, близ реки Карповки, под нижнею церковью 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В день памяти преподобного Серафима Саровского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Серафимо-Дивеевском монастыре 1 августа 2023 г. 14:35 1 августа 2023 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима (1903), Саровского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь . В этом году отмечается 120-летие прославления преподобного Серафима Саровского. 19 июля (1 августа по н овому с тилю) 1903 года в Сарове состоялись торжества, посвященные прославлению в лике святых преподобного Серафима Саровского. 20 июля (2 августа по новому стилю) Дивеевская обитель принимала императора Николая II с императрицей Александрой Феодоровной и членами царской фамилии. Святейшего Патриарха Кирилла у святых врат встречали: митрополит Нижегородский и Арзамасский Г еоргий ; полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе И.А. К омаров; председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий; губернатор Нижегородской области Г.С. Н икитин; губернатор Сахалинской области В.И. Лима ренко; архиереи, прибывшие на торжества в Дивеево; настоятельница Серафимо-Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители. Святейший Владыка возглавил служение Божественной литургии под открытым небом на площади перед Преображенским собором монастыря у раки с честными мощами преподобного Серафима, по сложившейся традиции принесенными перед началом богослужения из Троицкого собора и поставленными за престолом. Его Святейшеству сослужили: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий ; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Курский и Рыльский Г ерман ; митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн ; митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл ; митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф ; митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин ; митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл ; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ; митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим ; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий ; епископ Краснослободский и Темниковский Климент ; епископ Балахнинский Илия ; епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин ; епископ Канашский и Беловолжский Стефан ; епископ Дальнеконстантиновский Филарет ; епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий ; епископ Выксунский и Павловский Варнава ; епископ Муромский и Вязниковский Нил ; епископ Кинешемский и Палехский Иларион ; епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий ; епископ Сормовский Иннокентий ; епископ Котласский и Вельский Василий ; епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон ; е пископ Лысковский и Лукояновский Силуан ; епископ Железногорский и Льговский Паисий .

http://patriarchia.ru/db/text/6047397.ht...

Он предсказал «русский Апокалипсис» О пророчествах святого праведного Иоанна Кронштадтского Александр Пронин Источник: Столетие.Ru Несмотря на насаждавшиеся либеральной интеллигенцией неприятие патриотизма, любви к России, ее прошлому и настоящему, вера в великое предназначение народа и державы Российской жила в сердцах миллионов людей. Известнейшим русским проповедником XIX – начала XX века был протоиерей Иоанн Кронштадтский (1829 – 1908).      Он приходился ровесником Льву Толстому, но его миропонимание и общественное подвижничество носило совершенно иной характер. Отец Иоанн исповедовал традиционные духовные ценности, отстаивал их. В отличие от «сиятельного нигилиста» он видел в крушении существующего миропорядка не начало «царства света», а торжество злобной тьмы. Уже в конце XIX века святой Иоанн Кронштадтский предчувствовал наступление «триумфа Сатаны» и с поразительной достоверностью предсказал неизбежные кровавые ужасы «русского Апокалипсиса». Родился будущий великий проповедник в селе Сура Архангельской губернии, в семье сельского священника. Предки его в нескольких поколениях тоже были церковнослужителями: и дед, и прадед, и прапрадед. Носил он фамилию Сергиев, и его нарекли при рождении Иоанном в честь преподобного Иоанна Рыльского, жившего в IX в. в Болгарии, прославившегося христианскими подвигами. Иоанн Сергиев окончил церковно-приходскую школу, а затем духовную семинарию в Архангельске. Далее обучался в Петербургской Духовной академии, которую окончил в 1855 г. Это был высокообразованный пастырь. Достаточно сказать, что он знал в мельчайших подробностях (почти наизусть) Священное Писание (Библию), сочинения крупнейших богословов и жития всех православных святых. Вскоре после окончания академии Иоанн был возведен в сан священника и получил назначение в Андреевский собор в Кронштадте. Все последующие десятилетия церковного служения его жизнь неразрывно была связана с этим храмом и этим городом, вот почему со временем его стали называть Кронштадтским. По свидетельству церковных хронистов, в течение всей своей жизни протоиерей Иоанн служил литургию ежедневно без выходных и отпусков, не прерывая служения даже во время болезни. В четыре утра он приходил в Андреевский собор и готовился к литургии, которую проводил при огромном стечении православного люда.

http://pravoslavie.ru/101072.html

Двенадцать лет святой Иоанн подвизался в пещере, в подвиге поста и молитвы, а затем перешел на Рыльские горы. Не оставаясь долго на одном месте, свя­той Иоанн переходил по склонам вершин Бричебора, Царев верх и Еленин верх, пока не поселился в месте, называемом Голец . Долгое время преподобный Иоанн жил в дупле дерева, и звери не причиняли ему вреда. Все время святой проводил в плаче о своих грехах и молитве, питался лишь травой. Видя такое терпение, Бог произрастил преподобному бобы, которыми он питался долгое время. Эти-то бобы и сделали его подвиги известными людям. Однажды стадо овец от внезапного страха бежало по горным стремнинам, пока не остановилось у места, где жил преподобный. Пастухи, следовавшие за стадом, с изумлением увидели отшельника, который ласково угощал их: " Вы пришли сюда голодные - рвите себе бобы мои и ешьте " . Все ели и насытились. Один же напрятал себе много бобов и в запас. По дороге домой он предложил их товарищам, но в украденных стручках не оказалось ни зернышка. Пастухи воротились с раскаянием, и старец простил, сказав с улыбкой: " Видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного " . С тех пор стали приводить к преподобному больных и одержимых нечистым духом, которых он исцелял молитвой. Через некоторое время, же­лая избежать известности и безмолвствовать, преподобный Иоанн переселился в просторную пе­щеру на высокой скале. Здесь подви­зался он более семи лет, претерпев много искушений от бесов. Подвиж­ник носил длинную кожаную одежду, которая со временем превратилась в лохмотья, питался травами. Но и это место подвигов преподобного Иоанна было открыто. Известие о нем достигло царского двора. Царь Петр (927-969) отправил девять человек разыскать святого, чтобы взять у него благословение. С боль­шим трудом посланцы нашли святого. Провидя, что путники пять дней ничего не ели, преподобный Иоанн предложил им небольшой хлеб, которым все они чудесным образом насытились, да еще полови­на хлеба осталась. Вернувшись, они рассказали о чуде царю, который сам пожелал увидеть святого. Но на пути встретились непроходимые места, и царь отправил послов с просьбой прийти к нему. В дар святому он послал золото и плоды. Смиренный отшельник отказался выходить из уединения и не принял золота. Царю он написал послание с поучением.

http://drevo-info.ru/articles/10328.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие праведного Иоанна Кронштадского Житие праведного Иоанна Кронштадского День памяти: 20 декабря/2 января Текст читает:  Народный артист России В.П.Заманский Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития праведного Иоанна Кронштадского Житие праведного Иоанна Кронштадского Святый праведный отец наш Иоанн, Кронштадтский чудотворец, родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии – на далеком севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его, причем нарекли его Иоанном в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день Св. Церковью празднуемого. Вскоре после Крещения младенец Иоанн сталь заметно поправляться. Благочестивые родители, приписав это благодатному действию св. Таинства Крещения, стали с особою ревностью направлять его мысль и чувство к Богу, приучая его к усердной домашней и церковной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению. Живя в суровых условиях крайней материальной нужды, отрок Иоанн рано познакомился с безотрадными картинами бедности, горя, слез и страданий. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе и, вместе с тем, воспитало в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам. Не увлекаясь свойственными детскому возрасту играми, он, нося постоянно в сердце своем память о Боге, любил природу, которая возбуждала в нем умиление и преклонение пред величием Творца всякой твари. На шестом году отрок Иоанн при помощи отца начал учиться грамоте. Но грамота вначале плохо давалась мальчику. Это его печалило, но это же подвигло и на особенно горячие молитвы к Богу о помощи. Когда отец его, собрав последние средства от скудости своей, отвез его в Архангельское приходское училище, он, особенно остро почувствовав там свое одиночество и беспомощность, все утешение свое находил только в молитве. Молился он часто и пламенно, горячо прося у Бога помощи. И вот после одной из таких горячих молитв, ночью, мальчика вдруг точно потрясло всего, «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове», «легко и радостно так стало на душе»: ему ясно представился учитель того дня, его урок, он вспомнил даже, о чем и что он говорил. Чуть засветлело, он вскочил с постели, схватил книги – и, о счастие! Он стал читать гораздо лучше, стал хорошо понимать все и запоминать прочитанное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Скачать epub pdf Жизнеописание святого Иоанна Кронштадтского 587 Родился Иоанн 18 октября 1829 года старого стиля, в день памяти великого болгарского святого преподобного Иоанна Рыльского 588 , в честь которого он и наречен. «Новорожденный был до того слаб и хил, что родители не надеялись, что мальчик проживет даже до следующего дня, почему в ночь рождения поспешили его окрестить» 589 . Иван Ильич Сергиев, впоследствии прославившийся во всем православном мире протоиерей Иоанн Кронштадтский , родился в селе Суре Пинежского уезда Архангельской губернии. Село расположено при слиянии рек Суры и Пинеги, правого притока Северной Двины, в 500 примерно верстах от Белого моря. Невдалеке от села большие холмы, белые алебастровые скалы с пещерами, леса, луга... В лесу много зверей и птиц... Во всем этом мощь, сила. Зато самое село и все вообще созданное там руками человека скудно, бедно: скромные деревянные домики, две древние деревянные, давно покосившиеся церкви – Введенская и Никольская, в которых даже сосуды были оловянные, и, наконец, самый дом, где родился отец Иоанн, – не избушка, а, скорее всего, ветхая лачуга. Отец Ивана – Илья Михайлович Сергиев был псаломщиком местной сельской церкви и не очень грамотным человеком, а мать Феодора Васильевна еще менее сильная в грамоте женщина. Об отце сведений дошло мало, но известно, что дед отца Иоанна был священником, так же, как и большинство предков в роду отца, и это в течение, по крайней мере, 350 лет. Среди скудости сельской жизни и быта единственным местом, где для мальчика открывалась сила человеческого делания, был Храм. В нем находил он и слова, и звуки, и краски – словом, все основное, в чем может выразиться человеческий дух. Отец постоянно брал сына на богослужения, а дома рассказывал ему иногда что-либо о Христе и о святых... «С самого раннего детства, как только я помню себя, – пишет отец Иоанн в автобиографии, – лет четырех или пяти, а может быть, и менее, родители приучили меня к молитве и своим религиозным примером сделали из меня религиозно настроенного мальчика». Кроме того, с тех пор как он начал свободно читать, стал он находить постоянную опору и в Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Часто и сам он, порой не замеченный ею, молился умиленно и трепетно. Преподобный Иоанн родился недалеко от города Софии в IX веке. С детства он возлюбил молитву и пост. После смерти родителей, раздав имущество нищим, святой Иоанн поступил послушником в близлежащий монастырь. Через некоторое время подвижник, приняв иноческий постриг, удалился на уединенное жительство в лесную чащу. Нападение разбойников вынудило Иоанна оставить избранное место и переселиться в отдалённую Рыльскую пустыню, где он и прожил в одиночестве немало лет, охраняемый и укрепляемый Господом. Местом его молитвенных трудов и подвигов служила то дикая пешера, а то и дупло дерева, в котором он укрывался от зверей. Однажды пастухи открыли убежище подвижника. Молва о его святой жизни быстро распространилась по всей округе, и к Иоанну стали приносить больных и одержимых нечистым духом людей. Святой, по милости Божией, исцелял их. Приходили и христиане, желавшие подражать его святой жизни. Они устроили церковь под скалой в пещере преподобного; постепенно там вырос и монастырь – Рыльская обитель, существующая до настоящего времени. Преставился ко Господу святой Иоанн семидесяти лет от роду. Честные его мощи почивают в Рыльском монастыре, подавая благодатную помощь всем верующим. Часть 3 Много раз в своей жизни удостаивался Иоанн чудесных явлений. Однажды ночью шестилетний мальчик увидел в комнате необычный свет – неземной. В этом свете явился ему Ангел. Видя смущение ребёнка, вестник Божий успокоил Ваню: он, Ангел-хранитель, будет на протяжении всей жизни оберегать его [ 1 ]...Ване много читали. Любимой его книгой было Святое Евангелие. А жития святых так увлекали мальчика, что и сам он жаждал жить только ради Христа, спасаться в пустынях, терпеливо выносить голод и жажду, холод и зной, делиться с дикими зверями скудным пропитанием...Как хотелось ребёнку самому читать эти дивные истории, но наука чтения не давалась ему, и он очень сокрушался по поводу своей непонятливости.А наука и в самом деле была непростая...– Ну читай, пожалуйста!– Твердо, рцы, аз, веди, аз,– читает мальчик старательно.– А что вместе получается? – вопрошает мама.– Твердо, рцы, аз, веди, аз,– опять повторяет дитя.– Да нет же! – огорчались родители, и всё начиналось сначала.И в самом деле, звук и букву ребёнку соотнести очень тяжело.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1216...

— Когда читаешь о святом Иоанне Кронштадтском, поражает его отношение к нищим. Он никого не обделял! Сейчас нередко слышишь, что нужно разумно жертвовать нищим, — например, если перед тобой стоит пьяница. К тому же появилось очень много лже-нищих, для которых это просто способ заработать. Как вы думаете, помогал бы таким людям отец Иоанн? — Святой Иоанн Кронштадтский никому не отказывал — даже когда человек, просивший милостыни, не нуждался в ней. После Господь Сам наказывал обманщика, и тот раскаивался. Однажды, когда Батюшка приехал к себе на родину, односельчанин сказал ему, что у него пала корова, и попросил денег на новую. На самом деле корова его была здорова, а деньги он намеревался пропить. Батюшка дал ему денег, но когда этот человек пришел домой, то обнаружил, что корова действительно пала. Тогда он осознал свой грех и пришел к отцу Иоанну просить прощения. Батюшка, конечно, его простил. Праведный Иоанн Кронштадтский раздавал много милостыни, но главной его заботой было нравственное изменение человека. Так же и для нашей общины — и для монастыря, и для прихода — в центре внимания находится душа христианина вне зависимости от его социального статуса. Женский монастырь св.Иоанна Рыльского (Иоанновский) на р.Карповке В 1900 г. на реке Карповке в г. Санкт-Петербурге началось строительство подворья Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря, основанного ранее отцом Иоанном Кронштадтским. Первый храм был освящен 17 декабря 1901 г. во имя преподобного Иоанна Рыльского; в нем сразу начались ежедневные богослужения. В 1903 г. подворье получило статус самостоятельного женского монастыря. Вскоре монастырь стал вполне благоустроенным и находился на полном самообеспечении. Здесь проживали более 350 насельниц. Обитель имела свое подсобное хозяйство, мастерские, больницу, в ней оказывалась помощь нуждающимся, действовал приют для сирот. В 1908 г. в крипте монастыря был погребен праведный Иоанн Кронштадтский. В 1923 г. обитель была закрыта, почти все сестры сосланы, вход в крипту замурован. В советское время верующие тайно приходили к зданию монастыря и молились у заложенного кирпичом «святого оконца» в усыпальницу, где все годы лихолетья пребывали святые останки. Монастырь был возвращен Церкви в 1989 г. В 1992 г. получил статус ставропигиального.

http://aquaviva.ru/journal/semya-na-karp...

Вот, дорогие отцы и братия, я раскрыл пред вами свою душу, так сказать, показал физиономию своей души, чтобы вы видели, каким способом я достиг того, что вы во мне видите. Жизнь моя – это долгая, упорная и непрестанная борьба с самим собою, борьба, которую я веду и в настоящее время при постоянном подкреплении благодати Божией. И каждый из вас может достигнуть таких же результатов, если постоянно и упорно будет следить за собою с целью борьбы со своим ветхим человеком и с духами злобы, чтобы при помощи благодати Божией быть светильником, не под спудом горящим, но на свещнице ( Мф.5:15 ). Искренне, от всей души желаю всем вам этого. Все, что я сказал вам, сказал, не приготовившись заранее, а говорил лишь то, что мне Господь на душу положил. Благодарю вас за то любовное отношение ко мне, которое вы проявили во время кратковременного пребывания моего здесь, в вашем городе, и я очень доволен, что с благосклонного разрешения владыки мне представилась возможность побеседовать с вами». Отец Иоанн кончил, но слушатели просили его еще высказаться по некоторым животрепещущим вопросам. Прежде всего, речь зашла о задачах современного пастырства. Отец Иоанн сказал, что выполнение дела Христова в современном обществе все более и более осложняется, так как, с одной стороны, осложняется жизнь народная, ее требования, а с другой – и враги Церкви, стремясь поколебать этот вечный столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), прибегают к новым, более утонченным способам борьбы. Поэтому-то современным пастырям, как строителям дела Христова на земле, и, кроме обширного и разностороннего образования, необходимы великая и мудрая осторожность и твердость с верностью своему долгу, чтобы достойно стоять на страже вверенной им Богом паствы. Высказывая свой взгляд на разные стороны современной жизни, Батюшка особенно остановился на стремлении лиц, самовольно взявших на себя роль народных руководителей, развлекать народ театрами и проч. Самое стремление к развлечениям отец Иоанн назвал «общественной болезнью». «Это – сказал он, – очевидный признак оскудения духа, извращенное понимание жизни, отсутствие других, более серьезных и ценных, интересов. И всего более удивительно здесь то, что, утратив сами истинный смысл жизни и разменяв глубокое и серьезное содержание духовной жизни на блестящие пустяки, так называемые интеллигенты стремятся привить свои взгляды и народу, который и понятия не имеет об излюбленном ими времяпрепровождении. Народу нашему нужно просвещение, а не игрушки. Вот где для пастырей широкое поле для деятельности – приучить народ к серьезному, здоровому и согласному с христианским настроением времяпрепровождению».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010