Действительно, мало кто из православных верующих штудировал труды признанных богословских авторитетов в этом вопросе, к тому же последние как настоящие книжники собирают всё множество мнений, и попробуй разберись без тщательного рассмотрения, что у них худое, а что хорошее, где жемчужина, а где обычный камушек… О протестантской литературе по этому вопросу и говорить нечего: «тормоза» в виде учения святых отцов у них нет, поэтому на-гора ежегодно выдаётся совершенно немыслимое количество богословских работ «о последних временах», имеющих в большинстве своём вид обыкновенного мозгословия... Существует непреложный православный закон: желаешь знать точное исповедание веры — обращайся к святым отцам Церкви. Это касается, вне всякого сомнения, и вопросов учения «о последних временах». Один из них следующий: в каком храме сядет тот самый «последний антихрист»? Среди современных православных широко распространено мнение, что это будет «восстановленный Иерусалимский храм». Когда пытаешься указать, что это всего лишь мнение, сразу же следует взрыв негодования: мол, это не мнение, а учение Церкви, святых отцов, вытекающее из Евангелия… Поскольку этот вопрос является одним из наиважнейших в свете учения «о последних временах» (явление антихриста указывает на скорое Второе Пришествие Иисуса Христа), остановимся на нём подробнее. Как выясняется, у святых отцов не было единства относительно того, в каком храме сядет «последний антихрист», о котором идёт речь в следующих строках послания Апостола Павла к Фессалоникийцам (Солунянам): «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:3-4). Преподобный Ефрем Сирин, толкуя это место послания к Фессалоникийцам Апостола Павла, пишет: «Таким образом он явится и взойдет в храм Божий, чтобы сесть внутри и именно в церкви Божией. Он не отклоняет в другое какое-либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, — но с презрением отвергает все культы (ложные), чтобы можно было пленить Церковь. Поэтому-то и взойдет он в самый храм Божий, чтобы сесть и показать себя, что он есть как бы Бог».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/13/an...

Достоверное жизнеописание Глинских старцев: опытного духовника богомольцев, знатока движений сердца человеческого Серафима (Романцова) , жизнерадостного Андроника (Лукаша) , прозорливого и любвеобильного схимитрополита Серафима (Мажуги), дает возможность современному человеку найти ответы на многие волнующие вопросы. Свидетельства из монастырской жизни носителей «Глинской традиции» служат лучом света указующим путь, по которому надо идти для достижения основной цели жизни. Святое Евангелие является Законом Божьим, который необходимо соблюдать не только по букве, но и по духу. А как к этому прийти можно понять, познакомившись с жизнью Глинских подвижников XX века, и основываясь на образцах духовного совершенства приникнуть к источнику жизни и восстановить в себе красоту Образа Божия. Содержание «Иди до духовника...» Жизнеописание отца нашего Серафима, схиархимандрита Глинского (Романцова) “Печальник душ». Жизнеописание отца нашего Андроника, схиархимандрита Глинского (Лукаша) “...не властвуя над созданием Божиим, но подавая пример стаду...» Жизнеописание схимитрополита Серафима (Мажуги), Глинского воспитанника     Схиархимандрита Серафима (Романцова) , Схиархимандрита Андроника (Лукаша) , Схимитрополита Серафима (Мажуги) Книги изданы благодаря стараниям рабов Божиих Игоря, Сергия, Евгения, Андрея, Людмилы и Елены. По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины, священноархимандрита Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни, при наместнике Высокопреосвященнейшем Луке, Архиепископе Конотопском и Глуховском, со всечестной братией Однажды святого Василия посетил преподобный Ефрем Сирин . Как вы думаете, о чем могли беседовать святые при первой своей встрече друг с другом? О том, какими добрыми делами можно умилостивить Господа, как приобрести добродетели святых апостолов Христовых, о мужестве и страданиях сорока Севастийских мучеников. А что, если бы и в наше время при взаимных встречах, вместо разговоров о моде, погоде, об очередном сериале, об увеселениях, прошедших и грядущих, о приключениях со знакомыми и соседями, почаще беседовать бы о жизни воспоминаемых Церковью святых? На этот вопрос часто слышишь смелое суждение о неприменяемости образа жизни святых и подвижников к нашему времени. Якобы сейчас другое время, которое не способствует спасению? По этому поводу возникает еще один вопрос: а что, Господь Иисус Христос в те времена был другой, не такой как сейчас, что изменилось в нем? Господь не изменился, но изменились мы, и не в лучшую сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Древо Спасения (символика Креста в христианстве и гностицизме) Благословенно дерево, чрез которое бывает правда! Прем. 14:7   Идольская лесть упразднена, смерть лишена своей добычи, пленники ада изведены, царство многобожия сокрушено, человек освобожден, воцарился Бог , веселится тварь, властвует Крест, Которому поклоняются все племена и народы, колена и языки, Которым хвалимся, говоря с блаженным Павлом: «Мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ). Преподобный Ефрем Сирин 1   Во втором веке по Р. X. христиане вступили в войну. Это не была война в обычном понимании слова – кровопролитная и ожесточенная, вроде тех войн, что в течение многих и многих тысячелетий уносят миллионы человеческих жизней. Здесь не убивали, не брали приступом города, войска не сходились друг с другом на полях сражений. И все же война шла – жестокая и смертоносная. Однако в ней бились отнюдь не за выгодные территории, не за те или иные области Римской империи, – битвы шли за выживание самого христианства. Для внешнего, нехристианского мира война эта почти что и не была заметна: вместо когорт и легионов здесь противостояли друг другу богословы, мудрецы, философы. Оружием для христиан в этой борьбе служили отнюдь не мечи или луки, но богословские утверждения и философские аксиомы, священные тексты и благодатное вдохновение свыше. В боевые порядки выстраивались слова и термины, цитаты из Писания и церковные установления. Важно отметить и то, что борьба велась в первую очередь отнюдь не с «обычным», традиционным язычеством. Против подобного язычества не столько «воевали», сколько выдвигали серьезные и продуманные аргументы – причем высказываемые вполне уважительно и отнюдь не враждебно. При этом традиционное язычество очень часто отвечало на такие доводы весьма и весьма жестоко, нетерпимо, являя собственную ненависть и презрение к христианству и христианам. В ответ на апологии, на учтивые и уважительные обращения учителей Церкви II в., со стороны Империи следовали административные меры, облавы и казни. Подрыв устоев римского государства – его древних традиций многобожия и обязательного синкретизма, – в противоречие с которыми и вступило призывавшее к вере в Единого Бога христианство , карался, как правило, весьма жестоко. Но в ответ на действия имперских чиновников христиане лишь снова и снова писали и преподносили кому-либо из членов императорской фамилии свои очередные апологии. Здесь было только противостояние идей и учтивые попытки христианских апологетов убедить «сильных мира сего» в собственной правоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

Духовная поэзия Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 1 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 Предисловие Балай — поэт раннего периода сирийской литературы. Сведения о его жизни до нас не дошли; с достоверностью можно утверждать лишь то, что он жил в первой половине V в. в районе г. Алеппо. Из рукописной традиции известно также, что он был хорепископом 1 . В современных пособиях по истории сирийской литературы он часто упоминается как возможный ученик преподобного Ефрема Сирина (или его ученика). К числу подлинных сочинений Балая принадлежат следующие сохранившиеся в рукописи British Library Add. 14591 (VI в.) произведения: 1. Мадраша (гимн) на освящение новопостроенной церкви в городе Кеннешрин (ок. Алеппо) [издание: J. J. Overbeck (ed.), Ephraemi Syri, Rabulae episcopi Edesseni, Balaei aliorumque Opera selecta: e codicibus syriacis manuscriptis in museo Britannico et bibliotheca Bodleiana asservatis primus. Oxonii: Clarendoniano, 1865. P. 251–258]. 2. Пять мадраш в честь Акакия, покойного епископа Алеппо (ум. 432 г.) [издание: То же. P. 259–269]. 12 мемр (слов), посвященных Иосифу, имеют двойную атрибуцию: в одной рукописи VI в. две из них приписаны Балаю, тогда как в ряде других списков автором указан преподобный Ефрем Сирин [издание: P. Bedjan Histoire compl–te de Joseph; po–me en douze livres. Nouvelle revue, Paris, Leipzig, O. Harrassowitz, 1891]. Несмотря на то, что знаток сирийской литературы Антон Баумштарк считал этот текст относящимся к числу лучших произведений древнесирийской поэзии, работа по изучению этого памятника проведена не была [A. Baumstark, Geschichte der syrischen Literatur: mit der christlich-palastinensischen Texte. Bonn: A. Marcus und E. Webers, 1922. S. 62]. Приписываемые Балаю “Моления”, которые вошли в состав сиро-яковитских и маронитских литургических книг (прежде всего в “Бет Газзо” — “Сокровищницу”), остаются на сегодняшний день не изученными [издание: K. V. Zettersteen (ed.), Beitrage zur Kenntnis der religiosen Dichtung Balai’s; nach den syrischen Handschriften des Britischen Museums, der Bibliotheque nationale zu Paris und der Koniglichen Bibliothek zu Berlin. Leipzig: J. C. Hinrichs, 1902]. Часть из них содержит указание на авторство Балая, а другая — только указание, что стих написан пятисложным размером в соответствии с образцом “Милующий грешников”, который был традиционно связан с именем Балая.

http://pravmir.ru/duxovnaya-poeziya/

епископ Ейский Герман ЦВ 10 (455) май 2011 /  27 мая 2011 г. Епископ Герман: Богу всегда принадлежит благодать, а человеку — одно служение 1 мая в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Германа (Камалова) во епископа Ейского, викария Екатеринодарской и Кубанской епархии. Слово архимандрита Германа (Камалова) при наречении во епископа Ейского, викария Екатеринодарской епархии Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и боголюбивые пастыри и отцы! Изволением Божиим, во исполнение определения Святейшего Патриарха и Священного Синода, в волнении и смущении стою пред вами, готовясь принять это превышающее меру сил человеческих служение. Такова его тяжесть — заботиться об искупленных бесценной Кровию Единородного Сына Божия и таково осознание собственного недостоинства, что страх великий переполняет душу. А вокруг звучит пасхальное ликование, и вспоминаются апостольские слова: Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 9–11). И еще большим трепетом исполняется сердце, ибо в такие дни особенно переживаешь то, что Господь наш Иисус Христос есть Пастыреначальник, о Котором преподобный Ефрем Сирин сказал: «Ради погибшей овцы щедрость Твоя привлекла Тебя в обитель мертвых, и Ты извлек ее из области смерти, которая не осмелилась прекословить Тебе». Пред Ним, пред Великим Архиереем, перед Вами, Ваше Святейшество, я уповаю лишь на то, что никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (Евр. 5, 4). Богу всегда принадлежит благодать, а человеку — одно служение. Благодать Божия дает нам знание, что надо творить; благодать Божия, по слову отцов соборов, еще и вдыхает в нас любовь, чтобы мы могли исполнить то, что познаем. Помню также, что Бог дает благодать епископства через человека, и потому вижу особую милость в том, что принимаю ее от десницы Вашей святыни, ибо вдохновляюсь Вашим примером ревности по Бозе, заботой о том, чтобы жизнь Церкви была живой и полнокровной, чтобы голос ее был слышен, а дела очевидны, чтобы крепко хранилось церковное единство, «союзом любви связуемое».

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_german_...

Епископ Климент (Вечеря): О «соли» церковных СМИ Самое главное — чтобы информационные посылы церковных СМИ не теряли своего главного предназначения — благовествовать о вечной жизни теми способами, которые нам сегодня дает Господь. 19 ноября, 2014 Самое главное — чтобы информационные посылы церковных СМИ не теряли своего главного предназначения — благовествовать о вечной жизни теми способами, которые нам сегодня дает Господь. Интервью порталу «Православная жизнь» главы Синодального информационного отдела епископа Ирпенского Климента. Главной проблемой человечества всегда был грех — Владыка, первый вопрос: в чем сегодня состоит самая главная проблема Церкви? — Я бы не стал говорить о проблемах Церкви. Потому, что каждый православный христианин с детства знает, что Церковь есть Единая Святая и Апостольская. Но, очевидно, стоит говорить о проблемах людей, составляющих Церковь. Главной проблемой человечества всегда был грех. Мы привыкли разделять нашу среду обитания на Церковь и мир, и не всегда люди понимают, что значит – мир. Иногда кажется, что это какое-то географическое понятие, все, что находится за оградой Церкви. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что мир – это совокупность страстей. То есть, мир – это принципы жизни, которые противоречат Евангельскому закону. Главная задача людей в Церкви в том, чтобы научиться жить по законам Евангелия и не привносить мирских принципов в жизнь Церкви. Это касается самых разных сторон жизни Церкви – богослужения, отношений между священнослужителями, между мирянами, принципов церковного управления, и многого того, что определяет выполнение Церковью своей миссии. Главный закон, по которому живет Церковь и люди в Церкви, – Евангельский закон. Нужно бороться с искушением заменять его мирскими принципами, в основе которых – человеческие страсти и противоречия. Правда побеждает необычным путем — По закону жанра новостные материалы должны быть максимально объективными и беспристрастными, констатировать факты. Но на самом деле, в ленте новостей – все больше идеологической пропаганды, в которой подается необъективная информация. Как бороться в нынешних условиях за сохранение правды?

http://pravmir.ru/episkop-kliment-vecher...

ЖМП 7 июль 2011 /  20 июля 2011 г. Старая и новая метафизика, или Мировоззрение и откровение Разные модели использовала наука для описания развития Вселенной. В новое время научное мировоззрение стремилось опровергнуть библейскую картину мира, однако в XX веке произошел неожиданный поворот: развитие фундаментальной науки позволило преодолеть разногласия между христианским и научным мировоззрением. Сегодня наука продолжает движение в сторону религиозного понимания мира. Естественное и сверхъестественное откровение Успехи фундаментальной науки в ХХ веке при исследовании Вселенной и ее материи привели не только к интенсивному процессу изменения материальной жизни человечества, но и к пересмотру многих мировоззренческих концепций: о Вселенной, об окружающем нас мире и о соотношении науки и религии. Этот пересмотр обусловлен прежде всего развитием квантовой механики (науки о структуре микромира) и космологии (науки, описывающей свойства Вселенной). Из квантовой механики следует принципиальная вовлеченность наблюдателя (человека) в неизбежное взаимодействие с объектом наблюдений (микромиром) и, следовательно, взаимосвязанность наблюдающей и наблюдаемой систем. С точки зрения православного мировоззрения в этом случае человек выступает и как творение Божие, и как исследователь Вселенной и законов ее природы, созданных Богом, и как соучастник творчества Создателя. «Бог соделал человека участником в творчестве», — замечает преподобный Ефрем Сирин . Поэтому у православного ученого вера в Божественный разум как в высшую рациональность сосуществует с верой в рациональность человеческого ума, сотворенного по образу Божию. Святитель Григорий Нисский пишет: «Сотворенность по образу Божию означает, что царственность присуща человеку с момента творения… Божественность есть премудрость и логос (разум, смысл). Ты видишь в себе разум и мысль, что является образом перворазума и первомысли…» Для такого ученого сотворенная Богом Вселенная и ее природа являются отражением Божественного разума, и Бог-Творец открывается человеку при изучении природы в ее закономерностях. Святой Дионисий Ареопагит указывает: «Мы можем познать Его, во-первых, созерцая благоустроение сотворенной Им вселенной, которая в некотором роде является отражением и подобием Его божественных прообразов…» Кроме того, природа, как творение Божие, достойна бережного и мудрого отношения. Взирая на ее красоту, величие и премудрые закономерности, человек в восхищении славит Создателя. «Ты явил предвечный строй Вселенной через силы, действующие в ней, Ты, о Господи, сотворил мир, Ты, верный во всех родах, праведный в суде, чудный в силе и славе, премудрый в творении и делах…» — восхищается священномученик Климент Римский . Так природа подвигает человека к молитве .

http://e-vestnik.ru/analytics/staraya_i_...

Закрыть Правда Божия, небесная и земная, человеческая Будем просить Господа и святых, к которым прилежат сердца наши, чтобы вернуть к жизни нашу русскую, самобытную страну-цивилизацию Сергей Тимченко   09:09 06.12.2023 157 Время на чтение 7 минут Фото: uznayvse.ru Наш русский философ Александр Панарин как-то заметил, что «со времён появления великих мировых религий мировая история включает мистическую составляющую в качестве скрытой пружины и вектора». Для многих людей светских эта мысль, возможно, была нова, но большинству православных хорошо известно, что с момента появления в мире Адама и Евы человеческая история «в качестве скрытой пружины и вектора своего развития» включает «мистическую составляющую», именуемую в Православии Промыслом Божиим. Его суть в том, что над всем, что происходит в личной жизни человека, в жизни различных сообществ и государств, незримо господствует Бог, Его всеблагая и всемогущая воля, все обращающая ко благу и спасению. Именно в этом состоит высшая правда Божия. «Ничто не случается с человеком без соизволения и попущения Божия», – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). И ничто в мире не происходит без воли Господа. Но далеко не всегда мы в силах понять божественный замысел, Божие промышление, действующее в нашей жизни. Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь (Ис. 55:8). Мы созданы Господом, Его Словом и Его волей, и Он ведёт нас таким путём, который совершенно отличается от того, что может представить наше воображение, ибо непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11:33). «Все от Бога – и благое и скорбное, и недостойное, – напутствует нас преподобный Ефрем Сирин, – но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. И по благоволению, когда живем добродетельно и благочестиво. По домостроительству, когда, совершая ошибки и согрешая, бываем вразумляемы; по попущению же, когда и вразумляемые не обращаемся». Современный мир, как и от начала веков, управляется религиозно; и главные действующие, но скрытые от глаз силы мировой геополитики есть силы религиозные. Об этом обстоятельно, на множестве конкретных примеров, поведала нам в своей сенсационной книге «Невидимая Хазария» Татьяна Грачёва, проанализировав события, связи и характеристики лиц большой политики.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/06/pr...

Закрыть Свобода человека и Церковь О проблемах современной церковной жизни 23.04.2021 1412 Время на чтение 24 минут «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» - и не делаете того, что Я говорю?» «Сын Человеческий пришел не губить души, а спасать» (Лк. 6: 46; 9: 56) «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3: 1-3) «Порочные обыкновенно ненавидят в других благо добродетели, которого сами не желают иметь» (Святитель Григорий Великий, Диалоги. Собеседования о жизни Италийских отцов и о бессмертии души) I . Человек рожден для Царствия Небесного, и вся его жизнь должна стать дорогой к Богу, равно как и дела – способом уподобления Спасителю. «Подражайте мне, как я Христу», говорит апостол Павел (1 Кор. 5: 16). И апостол Пётр повторяет наказ Господа: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр. 1: 16). Бог желает от нас свободного приобщения к Себе, и, стало быть, человек не только рождается свободным, но и должен оставаться свободным на протяжении всего своего жизненного пути. «Бог дал свободу человеку, которого создал по образу Своему, чтобы тот властвовал над желанием, как и Бог, имеющий это по самой Своей природе» ( Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. М., 2017. С.134). Высочайшее предназначение каждого из нас наглядно раскрываются в словах апостола Петра, когда он говорит о человеке: «дом духовный», «священство святое», «род избранный», «царственное священство», «народ святой», «народ Божий» (1 Петр. 2: 5, 9, 10). Кто может быть выше этого?! Только Бог, Который зовет нас к Себе. И возглас на Литургии: «Святая – святым!» также не оставляет сомнений в том, кто есть по своему предназначению человек. Свобода человека в принятии на себя «рабства» Богу или в отвержении Творца во имя собственного «я» настолько абсолютна, что Господь допускает любые наши заблуждения и ошибки, всякий грех, за исключением хулы на Духа Святого (Мф. 12: 32). «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11: 19)», – говорит вслед Спасителю апостол Павел. Пусть в человеке будет и прекословие, лишь бы затем наступило покаяние, и любовь победила гордыню собственного тщеславия. Сын, исполняющий волю Отца, не тот, кто сказал, что пойдет работать в виноградник, и не пошел. А другой, который вначале отказался, а затем, раскаявшись, пошел (Мф. 21: 28-31).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/22/sv...

Из всех гор Палестины нет прекраснее горы Фавор. Одиноко стоит она в долине Эздрилонской, верстах в семи от Назарета, пустынная, круглая, по выражению нашего древнего путешественника, «яко стог среди поля» (игумен Даниил), вся покрытая дубовыми и фисташковыми рощами, благоухающая цветами, как дивное подножие во славе преобразившегося на ней Господа. Сюда из пределов Кесарии Филипповой и пришел Иисус Христос через шесть дней –  ПО ПРОШЕСТВИИ ДНЕЙ ШЕСТИ , после беседы о крестоношении, как пишет святой Матфей, считая только полные промежуточные дни, или через восемь, как пишет святой Лука, считая день беседы и самый день преображения Господня. За всю эту неделю путешествия святые евангелисты не сообщают нам ни об одной беседе Господа, ни об одном важном событии: видно, что святейшая душа Богочеловека все эти дни была всецело занята мыслью о кресте, время которого было уже близко; по древнему преданию, Спаситель преобразился только за сорок дней до страданий Своих. В безмолвии следовали за своим Божественным Учителем и святые апостолы; в их сердцах еще звучали последние речи Господа о кресте, о суде и Царствии Божием. Много таинственного для них было во всех этих речах; слово о кресте и страданиях пробуждало в них томительное чувство скорби, а обещание близкого открытия Царства Божия проливало луч радости в их сердца. Чтобы глубже запечатлелось учение о кресте в их душах, Господь как бы предоставил их в эти дни самим себе, давая им испытать на себе борьбу искренней веры в Него со старыми предрассудками иудейскими. А чтобы эти предрассудки и мечты о земном царстве снова не овладели их сердцами, Господь сказал, что некоторые из них еще при жизни – и даже скоро – увидят Его, Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. Не все ученики были способны и достойны созерцать образ сей славы в Его преображении; между ними был Иуда; между тем благопотребно было, хотя бы избранным из апостолов открыть славу Его, как Единородного с Отцом, чтобы они, будучи потом свидетелями Его уничижения и страданий, не соблазнились этим уничижением, но уразумели великую тайну Его вольных страданий. «Господь, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – явил им Царство Свое прежде поругания Своего и честь Свою прежде безчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят Иудеями, они знали, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010