Одеяние Божества, или о том, как приобрести смирение. (Часть 6. Медные трубы. Испытание славой.) 20 сентября, 2005. Протоиерей Вячеслав Тулупов Одной из разновидностей гордости является тщеславие. Падшая человеческая природа очень склонна к поискам славы, поэтому борьба с тщеславием трудна и занимает много времени. Особенно честолюбивыми бывают молодые люди и неопытные подвижники. Зная это, духовники всегда старались оградить своих учеников от человеческой славы и неустанно объясняли им всю ее пагубность. В главе о познании собственной немощи упоминалось, что гордость препятствует нам осознать свою ничтожность. Нужно заметить, что эта страсть вредит не только вступившему на путь приобретения смирения, но и христианину, на этом пути уже достигшему определенных успехов. Мы никогда не должны духовно расслабляться, потому что в земной жизни нас подстерегает множество искушений, изгоняющих смирение из наших сердец. Особенно нам надо опасаться гордости, которую диавол стремится насадить в наши души любыми средствами. Преподобный Ефрем Сирин пишет, что нечистый дух изворотлив и для каждого христианина ставит особую сеть. Мудрого диавол пытается прельстить мудростью, богатого — богатством, красивого — красотой, красноречивого — красноречием, художника — искусством, подвижника — подвижничеством, нестяжательного — нестяжательностью. Все, чем мы обладаем, служит искусителю исходным материалом для возбуждения в нас гордости. Одной из разновидностей гордости является тщеславие. Падшая человеческая природа очень склонна к поискам славы, поэтому борьба с тщеславием трудна и занимает много времени. Особенно честолюбивыми бывают молодые люди и неопытные подвижники. Зная это, духовники всегда старались оградить своих учеников от человеческой славы и неустанно объясняли им всю ее пагубность. Оптинские старцы обычно заранее начинали готовить себе смену и для этого по свойственной им прозорливости среди многочисленной монастырской братии выбирали иноков, способных в будущем к старчеству. Старец Макарий оказывал особое благоволение молодому послушнику Алексею Зерцалову, который, получив в монашестве имя Анатолий, впоследствии стал скитоначальником и духовником братии Оптиной пустыни. Преподобный Макарий часто называл его Алешенькой. Впрочем, свое покровительство послушнику старец сочетал со строгостью.

http://pravmir.ru/odeyanie-bozhestva-ili...

Ответы Святых Отцов Церкви на вопросы мирян 1. Почему обязательно нужно быть крещеным, неужели нельзя быть просто хорошим человеком и творить добрые дела? Кажутся мне цветущие добрыми делами, но не ведающие Бога, похожими на останки мертвецов, хоть и прекрасно одетых, но бесчувственных к прекрасному. (Святитель Игнатий Брянчанинов) Если кто и добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. (Святитель Кирилл Иерусалимский) 2. Можно стараться жить по заповедям, т.е. честно и порядочно, и без веры в Бога. Душа может противиться греху, но не может без Бога победить или искоренить зло. (Преподобный Макарий Великий) 3. Я верю в высший разум, который не обязательно может быть Богом, стараюсь жить по нравственным заповедям и надеюсь на спасение своей души и без веры в Христа. Спасается лишь тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь. (Блаженный Августин) Признающие возможность спасения без веры во Христа, отрекаются от Христа и, может быть не ведая, впадают в тяжкий грех богохульства. (Святитель Игнатий Брянчанинов) 4. Прощаются ли все грехи при Крещении? Святым Крещением изглаживается первородный грех и грехи, сделанные до Крещения. Отнимается у греха насильственная власть над нами. (Святитель Игнатий Брянчанинов) Исповедую едино Крещение во оставление грехов... («Символ веры» — творение Святых отцов первых Вселенских Соборов) 5. Во время Крещения мне предложили отречься от сатаны, но я с сатаною никакого договора не заключал, так от чего же отрекаться? «Отрекаюсь от сатаны и всех дел его»... Каких дел? — Блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, воровства, зависти, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности. Отрекаюсь пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия. Отрекаюсь глумления, бесовских песен, вызывания духов... Нет и времени перечислить все. Отрекаюсь всего, именуемого худым, что ненавидит Бог. (Преподобный Ефрем Сирин) 6. Почему говорят, что Господь кого любит, того и наказует?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4164...

ПОДВИГ Подвиг надо начинать с исполнения заповедей Божиих надобно начинать деланием заповедей Божиих, в Евангелии нам заповеданных, – и при старании исполнять оные, видя свое поползновение и немощь, отнюдь не смущаться, а смиряться и каяться. А если бы вы и шли путем заповедей Божиих неуклонно, то опасайтесь с другой стороны опасности: враг не оставит вас обольщать высокоумием и мнением о своем исправлении и тонко оными уловлять. А вы, еще не имея смирения, а видя себя исполняющую заповеди, незаметно можете уклониться в сии помыслы. Надобно почаще иметь в уме слово Господне: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лк. 17, 10 ). Этим можете прогонять высокоумие. Но как мы далеко еще отстоим от исполнения заповедей Божиих, то и невольно должны смиряться и каяться, как пишет преподобный Марк Подвижник в Слове о покаянии. Мы требуем всегда покаяния, но нам хочется видеть свои исправления; как же святой Ефрем в молитве говорит: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Это не то, чтобы намеренно согрешать, – но видеть грехи и прежде соделанные, и в настоящее время, и отнюдь не отчаиваться, а каяться, считая себя в уме последнейшими всех (I, 232, 429–430). В подвиге духовном надо быть мужественным …Не унывай в мысленной брани, наносимой тебе от невидимого врага душ наших, аще и тысящу язв приимеши на день, не отступай от подвига; отрекись своей воли и рассуждения. Бог благ есть и милостив, не попустит выше меры тебе искушения, но нужное и полезное ко обучению; считай себя последнею всех… (III, 108,227). «Выше силы своей не простирайся на подвиг» …Выше силы своей не простирайся на подвиг; ибо мы «не телоубийцы, но страстоубийцы» должны быть. Есть у св. Исаака в 85 Слове: «тело немощное, аще понудиши выше силы его, то впадеши в помрачение " … Ежели укрепляет тебя телесное успокоение, не от лености, но от немощи происходящее, то можешь попустить себе на оный. А сожаление о неисправлении Бог силен вменить тебе в делание ( Исаак Сирин , Слово 89). Конечно, бывши в храме, когда не в силах стоять, то можно и сидеть, кроме некоторых важнейших действий службы; и в этом будь спокойна (V, 39, 75). Подвиг без смирения приводит к прелести

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Загадка столпников: зачем древние подвижники проводили десятки лет на столпах 6 мин., 24.12.2023 Вопрос «можно ли сегодня стать столпником?» так же нелеп, как вопрос «можно ли стать Пушкиным или Моцартом?». Пушкиным или Моцартом нужно родиться. И столпником тоже. А в IV u V bekax сам дух монашества способствовал появлению столпничества — как бы взамен мученичества. Тогда старцы подавали пример самоотвержения ученикам, а те старались превзойти учителей. При таком массовом религиозном героизме просто не могли не появиться великие, необычайные подвижники. И одним из них слал преподобный Даниил. «Много званых, но мало избранных» До пяти лет у него не было имени. Его родители, благочестивые христиане из Месопотамии, так долго были бездетными, что после рождения в 410 году долгожданного первенца решили: раз он появился на свет по явному Божиему благоволению, то пусть Сам Господь его и наречет. В конце концов имя мальчику дал игумен монастыря, куда его привели родители: взял одну из богослужебных книг, открыл наугад — оказалось, на словах пророка Даниила. Так ребенка и назвали. А в12 лет он был принят в обитель послушником. Однажды игумен, отправившись по делам в Антиохию, взял его с собой. По дороге они проходили мимо места, где на высоком столпе подвизался преподобный Симеон Столпник, и Даниил, увидев его, загорелся желанием последовать его примеру. Лучше гор… Это было время, когда дух благочестия и ревности, отличавший первых христиан, явно ослабевал. Христианство стало предметом гибельных споров и распрей; появились ереси, вооружавшие христиан друг против друга. И именно это заставляло пустынников, движимых Духом Божиим, усиливать свои подвиги. Надо сказать, на Западе столпничество как-то не привилось. На Востоке же рассказы о «стоянии на столпе» ради благочестия встречаются с III века. В IV веке святой Ефрем Сирин в 29-м поучении египетским монахам тоже говорит, что видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. И продолжалась это практика, по свидетельству Никиты Хониата, до XII века (а в России — до половины XV века).

http://foma.ru/zagadka-stolpnikov-zachem...

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Содержание 1. Почему обязательно нужно быть крещеным, неужели нельзя быть просто хорошим человеком и творить добрые дела?    Кажутся мне цветущие добрыми делами, но не ведающие Бога, похожими на останки мертвецов, хоть и прекрасно одетых, но бесчувственных к прекрасному. (Святитель Игнатий Брянчанинов)    Если кто и добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. (Святитель Кирилл Иерусалимский) 2. Можно стараться жить по заповедям, т.е. честно и порядочно, и без веры в Бога.    Душа может противиться греху, но не может без Бога победить или искоренить зло. (Преподобный Макарий Великий) 3. Я верю в высший разум, который не обязательно может быть Богом, стараюсь жить по нравственным заповедям и надеюсь на спасение своей души и без веры в Христа.    Спасается лишь тот, кто имеет главою Христа, а имеет главою Христа лишь тот, кто находится в Его теле, которое есть Церковь. (Блаженный Августин)    Признающие возможность спасения без веры во Христа, отрекаются от Христа и, может быть не ведая, впадают в тяжкий грех богохульства. (Святитель Игнатий Брянчанинов) 4. Прощаются ли все грехи при Крещении?    Святым Крещением изглаживается первородный грех и грехи, сделанные до Крещения. Отнимается у греха насильственная власть над нами. (Святитель Игнатий Брянчанинов)    Исповедую едино Крещение во оставление грехов... («Символ веры» — творение Святых отцов первых Вселенских Соборов) 5. Во время Крещения мне предложили отречься от сатаны, но я с сатаною никакого договора не заключал, так от чего же отрекаться?    «Отрекаюсь от сатаны и всех дел его»... Каких дел? — Блуда, прелюбодеяния, нечистоты, лжи, воровства, зависти, гадания, ворожбы, раздражительности, гнева, хулы, вражды, ссоры, ревности. Отрекаюсь пьянства, празднословия, гордыни, празднолюбия. Отрекаюсь глумления, бесовских песен, вызывания духов... Нет и времени перечислить все. Отрекаюсь всего, именуемого худым, что ненавидит Бог. (Преподобный Ефрем Сирин)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4164...

Скачать epub pdf 23. 3 седмица Великого поста. Молитва преподобного Ефрема Сирина. О духе смиренномудрия «Дух смиренномудрия даруй ми, рабу Твоему». Предыдущая беседа наша, благочестивые слушатели, касалась «духа целомудрия». Предметом сегодняшней беседы является «дух смиренномудрия». Если слово «целомудрие» ближайшим образом обозначает добродетель ума, его цельную чистую мудрость, то и слово «смиренномудрие» ближайшим образом обозначает другую добродетель ума – его смирение, смиренную мудрость. Но, однако, как под целомудрием в широком понимании этого слова разумеется весь человек: целомудрие его ума, сердца, воли, т. е. всей его личности и жизни, так и под смиренномудрием (в широком смысле) следует понимать смирение не только ума, но и всего существа человека. В таком широком понимании это слово употребляется в учении подвижников благочестия. «Смиренномудрие, – говорит преподобный Симеон Новый Богослов , – заключает в себе послушание, терпение, признание человеческой немощи, благодарение Богу за всё.., – за славу и бесчестие, здоровье и болезнь, богатство и бедность». Ещё более признаков «истинного смирения» указывает преподобный Ефрем Сирин . Сюда относятся: «никого не осуждать, не унижать, и не оклеветывать, говорить тихо, спокойно, редко, ни в чём не выставлять себя за меру, ни с кем не спорить ни о вере, ни о другом чём, но если говорит кто хорошо, сказать ему да, если худо, отвечать: сам знаешь, быть в подчинении и внушаться своей воли.., никогда не празднословить, не пустословить, не лгать, не противоречить высшему, с радостью переносить обиды, уничижения, любить труд, никого не огорчать, не уязвлять ничью совесть. Таковы признаки истинного смирения». Выслушав всё это обилие признаков смирения, всякий из вас, братия и сестры, может подумать, что смирение – всеобъемлющая добродетель, что в неё входят многие другие добродетели. Как это возможно, скажете вы, если мы привыкли считать каждую добродетель как бы отдельной и само собой существующей? Это возможно потому, что дух человека един и неделим, и что если он проникается одной добродетелью, то одновременно с нею духовно изменяется и возрастает и во всех других направлениях, т. е. приобретает и другие добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА «Блаженны нищие духом...» Что значит обнищать духом, чем приобретается право стать обладателем Небесного Царствия? Из Писания познали мы два рода богатства: одно вожделенное и другое осужденное. Желанным является богатство добродетелей, осуждается же вещественное и земное, потому что первое делается достоянием души, а последнее может только послужить к обольщению чувств, потому Господь запрещает собирать его, как готовимое на съедение червям и на козни подкапывающим стены, повелевает же прилагать старание о сокровищах возвышенных, к которым не прикасается сила тления ( Мф. 6, 19–21 ). Сказав же о черве и о воровстве, Господь указал на опустошителя сокровищ духовных. Поэтому если нищета противополагается богатству, то, конечно, по соответствию должно принять, что нищета бывает двоякая: одна отвергаемая, а другая ублажаемая. Потому кто обнищал целомудрием или другим достоянием – справедливостью, или мудростью, или благоразумием, или оказывается и нищим, и нестяжателем, и убогим по другой какой многостоящей драгоценности, тот бедствует от нищеты и жалок, ибо не стяжал того, что для человека дорого. Но кто добровольно обнищал от всего, представляемого порочным, и не отлагает в свои тайники ни одной диавольской драгоценности, но горит духом и этим собирает себе в сокровище нищету худых дел, тот, по указанию Слова, – в ублажаемой нищете, плодом которой является Небесное Царство. Святитель Григорий Нисский ( 18, 364 ). Не те нищие духом, которые отреклись от мира и терпят только внешнюю нищету, но те, которые оставили всякое зло и непрестанно алчут и жаждут памятования о Боге. Преподобный авва Исаия ( 34, 84 ). Возлюби нищету Христову в этом мире, чтобы в том обогатиться тебе Христовым Божеством. Преподобный Ефрем Сирин ( 27, 16 ). Что славнее нищенствования духом, доставляющего человеку Царствие Небесное, равноценного которому ничего нет и быть не может ни в настоящей, ни в будущей жизни? Если кто не имеет больше томящей заботы о земном и временном, какое, думаешь ты, это приносит ему ангельское состояние и какие уготовляет вечные блага? Если кто презирает все временное и тленное, да и почти все необходимое для тела своего, так что никогда не заводит споров и ссор из-за этого, но хранит мир и любовь в душе своей, какого он не достоин воздаяния, каких венцов и дарований? Поистине выше естества эта заповедь и исполнение ее выше слова и разума, потому что Христос бывает для человека такого всем и вместо всего того, что он презирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf МОНАШЕСТВО Тот монах, кто живет для Бога, и притом для Него одного. Святитель Григорий Богослов ( 15, 342 ). Монах – тот, кто не смешивается с миром, непрестанно беседует с одним Богом; видя Его, он и Им бывает видим, и любя Его, Им любим, и становится светом, неизреченно сияющим. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 61, 224 ). Жительство монаха должно заключаться в труде, послушании, умной молитве, в устранении от себя осуждения, злоречия и ропота. Говорит Писание: «Любящие Господа, ненавидьте зло!» ( Пс. 96, 10 ). Жительство монаха заключается в том, чтобы не вступать в общение с неправедным, чтобы не видеть зла, чтобы не любопытствовать, не разузнавать, не слышать о действиях ближнего, чтобы не похищать чужого, напротив, давать свое; чтобы не гордиться сердцем, не лукавствовать мыслью, чтобы не наполнять чрева, чтобы во всем поведении руководствоваться благоразумием. В этом – монах ( 82, 371–372 ). Постом усмиряется тело, бдением очищается ум, безмолвием приносится плач, плач доставляет иноку совершенство и безгрешность. Изречения безымянных старцев ( 82, 380 ). Первое делание у монаха – безмолвие, то есть жизнь без развлечений, в удалении от всякого житейского попечения, чтобы, став выше человеческих наслаждений, можно было прилепиться к Богу. Второе – соразмерный пост, то есть единократное в день вкушение малоценной пищи, и то не до сытости. Третье – соразмерное бдение, то есть употребление одной половины ночи на псалмопение, воздыхание и слезы. Четвертое – псалмопение, то есть телесная молитва, состоящая в псалмах и коленопреклонениях. Пятое – молитва духовная, совершаемая умом, удаляющая от себя всякую постороннюю мысль. Шестое – чтение житий святых отцов и их слов, совершенное удаление слуха от чуждых учений и от всего иного, чтобы словами отцов побеждать страсти. Седьмое – вопрошение опытных о всяком слове и предприятии, чтобы по неопытности и самоуверенности, вздумав и сделав одно вместо другого, не погибнуть, когда неистовствует плоть, по бесовскому навету или от вина... Поэтому должно все соразмерять, чтобы неумеренностью не поколебать ревности. Преподобный Ефрем Сирин ( 27, 403 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf ПАСТЫРСТВО Созидание Тела Христова (Еф. 4, 12) Учащий должен поставить себе целью – всех возвести «в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 13 ), и притом каждого в собственном его призвании. Святитель Василий Великий ( 6, 399 ). Цель учения – открыть душу, вырвать ее у мира и предать Богу; сохранить образ Божий, если он цел; поддержать, если он в опасности; обновить, если поврежден; вселить Христа в сердца Духом; короче сказать, того, кто призван к Горнему миру, – сделать богом и причастником горнего блаженства. Святитель Григорий Богослов ( 11, 30 ). Учи ближнего не тому пути, который отводит в мир, но тому, который вводит в Царство Небесное. Преподобный Ефрем Сирин ( 25, 219 ). Благоговейный и скромный иерей, к закону присоединив страх и скромность растворив властью, насколько это зависит от него, изгоняет всякое помышление о грехе в подчиненных ему; внимающих слову врачуя словом, и непослушных умудряя наказаниями по законам, и этим ведя к тому, чтобы впредь не грешили. Преподобный Исидор Пелусиот ( 51, 41 ). В Церкви, совмещающей в себе благодатные средства спасения, должны быть известные лица, которые, действуя по ее разуму, этими средствами доставляли бы от ее лица другим нужное ко спасению. Они и есть. Это пастыри, составляющие священноначальное епископство и подначальное священство, которое есть расширение епископства... Святые делаются святыми через пастырей. Не то это значит, чтобы им принадлежала собственная сила или они были источниками сил, но то, что они стоят на середине, на переходе от земли к Небу, и то людей возводят к Богу, то Бога к людям преклоняют. Что делал Иоанн Креститель? Людей приводил к Богу. То же теперь делают пастыри, по воле Господа... ...Епископство – корень пастырства. Оно изливает благодать от Бога через Священство на весь мир, особенно же на верующих. Так, никто не приходит к Богу и от Него не получает милостей иначе как через священные лица, посредством известных учреждений, содержимых Церковью. ...Дело пастыря есть дело апостольское, и дух пастыря должен быть апостольский. Это – живая и деятельная ревность о спасении душ. Святитель Феофан Затворник . Начертание христианского нравоучения. М., 1891, с. 401–402, 495. «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf ПОМОЩЬ БОЖИЯ «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5) Всякий человек имеет нужду в постоянной помощи, потому что из-за его природной немощи с ним случается много горестного и трудного. Поэтому, ища убежища от всех бедствий или как бы укрываясь от нашествия врагов в крепости на вершине горы, он прибегает к Богу: только пребывая в Боге, он может быть спокоен ( 4, 291 ). Тот получает помощь в скорби, кто человеческую помощь презирает как суетную и утверждается в надежде на Могущего нас спасти – утверждается во Христе Иисусе, Господе нашем. Святитель Василий Великий ( 4, 327 ). Без покровительства Божия человек – ничто. Велико коварство наших врагов, но еще могущественнее ограждающая человека помощь Божия. Только мы не даем видеть это своим очам ( 26, 300 ). Спаситель наш отовсюду подает надежду и помощь всякому, кто хочет приблизиться к Нему и исповедать Его Сыном Божиим ( 28, 166 ). К Тебе прибегаю. Господи Иисусе Христе, в Кресте Твоем ищу защиты, потому что снял Ты с меня сатанинское иго, чтобы стать мне делателем в винограднике Твоем, прославлять, чтить и величать Тебя, и Отца Твоего, и Духа Святого ( 28, 310 ). От Тебя всякая сила. Господи, Тобою побеждают доблестные, Ты возводишь их на высоту доброй жизни. Твоя любовь укрепляет немощных и робких. И мое время, Господи, да не пройдет бесполезно. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 232 ). Божией силой (христианин) низлагает мир и силы порока... которые в пучине мира опутывают душу сетями желаний ( 33, 49 ). Богу легко все совершить в одно мгновение, только бы ты имел любовь к Нему. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 201 ). Человек велик, когда ему помогает Бог, а оставленный Богом он познает немощь своего естества. Будем непрестанно прибегать к Богу и во всякой печали искать Его утешения, во всяком несчастии – Его избавления. Его милости, во всяком искушении – Его помощи ( 36, 341 ). Мановению Божию все повинуется и покоряется, и тогда трудное становится легким и невозможное – возможным. Только бы мы имели твердую веру в Него и, взирая на величие силы Его, становились выше всего человеческого ( 38, 510 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010