Кондак 9 Коль велико, преподобная мати, человеколюбие твое, вемы вси, ибо прежде смерти своя вся христоименитыя люди учила еси разумно жити и заповеди Господни блюсти, славу же Ему возносити, вопиюще: Аллилуия. Икос 9 Како убо воспоем твое пресветлое житие и премногия твоя добродетели, преподобная мати наша, знамения же и чудеса, имиже вся просвещаеши, яко солнце? Того ради ныне во свете святых пребывающи, поминай творящия память твою песньми сицевыми: Радуйся, сущим в бедах скорая помощнице. Радуйся, обидящих строгая наказательнице. Радуйся, обидимых крепкая защитнице. Радуйся, во успении своем нас не оставляющая. Радуйся, телеса наша безмездне врачующая. Радуйся, души наша молитвами твоими спасающая. Радуйся, исполнительнице неисповедимых Божиих судеб. Радуйся, всем послужившая до последняго дне живота своего. Радуйся, преподобная мати наша Манефо, новая похвало и земли нашея утверждение. Кондак 10 Конец болезней обрела еси, преподобная, наслаждение еже в Раи, от теснаго бо пути достигла еси к пространству Царствия Божия, всемудрая, благословящи Бога песнию: Аллилуия. Икос 10 Имущи душу милостиву, и чист помысл, и сердце бодро, веру неблазненну и любовь воистину нелицемерну, от земли преставилася еси к Небесным и с лики праведных водворяешися. Темже тя благочестно славим вси и почитаем священными песньми сицевыми: Радуйся, всех преподобных Белорусских сподвижнице. Радуйся, ревностию по Бозе преподобной Евфросинии подражавшая. Радуйся, Софии Слуцкия великодушие стяжавшая. Радуйся, Валентине Минской равночестная. Радуйся, цвете нетления, землю Гомельскую облагоухавшая. Радуйся, Церкви Божия украшение. Радуйся, миру светильнице всесветлая. Радуйся, жительнице рая Небеснаго. Радуйся, преподобная мати наша Манефо, новая похвало и земли нашея утверждение. Кондак 11 Егда приидоша священницы к могиле твоей, преподобная, хотящи прияти тело твое, тогда, гроб открывше, видеша лежащия твоя мощи святолепно, и радующися воспеша Богу дивную песнь: Аллилуия. Икос 11 Добродетели твоя, яко цветы благоуханныя и яко камение драгоценныя, имиже и угодила еси нетленному Царю и Владыце всех. Темже любовию поем тя и верно ублажаем, взывающе тебе сицевая: Радуйся, яко пчела цвет добродетелей мудро изыскавшая. Радуйся, дар прозрения стяжавшая. Радуйся, детей молитве научающая. Радуйся, от недуга пианства многи избавляющая. Радуйся, пролитие дарований духовных. Радуйся, милостиво свыше на нас призирающая. Радуйся, терпением древнему Иову уподобившаяся. Радуйся, святолепне скончавшаяся. Радуйся, преподобная мати наша Манефо, новая похвало и земли нашея утверждение.

http://pravicon.com/info-3897

В 1904 г. Новгородскому архиепископу Гурию был представлен журнал окружного съезда того же года, в котором просили разрешить духовенству служение молебнов и литургий в память преподобномученика Евфросина Синезерского, чтобы удовлетворить настойчивое желание почитателей преподобного, стекающихся к его гробу даже из других епархий. Тогда же просили ознаменовать это событие особым торжеством с крестными ходами из церквей. В 1911 г. окружной съезд духовенства возобновил свое ходатайство перед архиепископом Арсением, который и вошел с соответствующим представлением в Святейший Синод. С разрешения последнего на 29 июня в погосте «Синозерская пустынь» Новгородской губернии, Устюженского уезда, назначено восстановление церковного почитания преподобномученика Евфросина Синозерского. Тропарь, глас 1 От юности вперив ум свой к Богу, блаженне Евфросине, и бегая суеты мира сего, достигл в пустыню непроходимую, идеже Богу тя укрепляющу, ангельское житие стяжав, поработал еси довольно Владыце твоему Христу в пощении и в молитвах и во всенощных бдениих и сподобился еси дара Духа Пресвятаго, еже прорицати будущая, наставляя на стезю покаяния притекающих к тебе и послушающих тя. Темже Всеблагий Бог, видя великую твою к Себе веру, нелицемерную любовь и несуменную надежду, дарова тебе, не точию еже веровати в Него, но и еже страдати по Нем, егда от противных сынов в тойже пустыни кровь твоя нещадно излияся, и доселе, якоже Авелева, вопиет к Богу, свидетельствующу о сем нетлением мощей твоих; на няже взирающе умильно вопием: слава Христу Богу, Даровавшего тебе благодати толику, егоже и моли о нас. Кондак, глас 8 Подражая житию древних отец, богомудре Евфросине, возненавидев мира сего красоту, вселился еси в пустыню, и веру Христову якоже щит в сердце свое прием, изшел еси, добр воин Царя Небеснаго не на брань противу плоти и крови, но на брань противу кознем невидимаго врага. Темже даровавшейся тебе Духа Святаго благодати, глубоким смирением твоим низложил еси вознесенную того гордыню, и приял еси от небеснаго Дародателя неувядаемый венец победы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Постараюсь… — стуча зубами, чтоб не расплакаться, обещала Валька. — Вот и ладно. А теперь иди, отдохнуть мне надо. Да не бойся, так сразу не помру… Бабка прикрыла глаза своими птичьими веками. Валька поправила ей одеяло и на цыпочках вышла. 21 Когда я пришла домой, там была только Нюта — мамочка уже ушла на работу Я стала рассказывать ей про Душепопечительский центр и про Евфросинию. Нюта слушала, кротко склонив к плечу свою белокурую головку — ни дать ни взять ангелочек. — Правильно, Мальвина, — одобрила она, выслушав меня до конца. — Ты, конечно, крестись. Меня тоже крестили, когда я была маленькой. Теперь, как умру, можно в церкви отпевать… — Да что ты о смерти, Нюта! Тебе еще жить да жить. В этом центре тебе помогут… — Мне никто уже не поможет. — Что же ты, даже не пойдешь туда? Мне один монах, Андреем его зовут, обещал устроить, чтобы нам с тобой поскорее можно было прийти. — Пойду. Да, я пойду в этот центр — как его, душеспасительный? — Душепопечительский, — поправила я. Действительно, название такое, что не сразу выговоришь! — Я туда пойду, но не за помощью. Просто не хочу обременять вас с Верой Петровной — вы и так уже хлебнули со мной всяких забот. А в этом центре, может, устроят куда… — Нюта!.. — возмущенно воскликнула я. — У меня ведь и документов нет, в секте отобрали. Может, там помогут восстановить. А то ведь и не похоронят рядом с родными… — Нюта, ты опять за свое!.. В общем, я прекратила с ней разговаривать и пошла на кухню подогреть для нее бульон. Но пока он подогревался, Нюта от слабости задремала, так и не дождавшись обеда. Будить ее я не стала и раскрыла пока «Житие» преподобной Евдокии-Евфросинии. Она была женой Дмитрия Донского, поднявшего Русь на Куликовскую битву. На ее долю пришелся весь нервный, эмоциональный труд жены, матери и хозяйки огромного государства, разоренного татаро-монгольской ордой. Наверное, без Евфросинии не было бы и победы на Куликовом поле, потому что она во всем вдохновляла князя Дмитрия. Княгине пришлось пережить гибель своих детей, пленение старшего сына, а вскоре — смерть мужа, бывшего ей всегда лучшим другом. И еще целую вереницу бед, пожаров и эпидемий, едва не сгубивших наш город и всю страну. Но она оставалась деятельной, умеренно веселой, а свою скорбь прятала в глубине сердца.

http://azbyka.ru/fiction/put-k-imeni-ili...

Послание 113(172). К Евфросинии, игумении Случившееся с блаженной госпожой и общей матерью – ибо я не откажусь назвать ее и нашей матерью за ее добродетель, – требовало, чтобы мы сами прибыли и воспели ей подобающую надгробную песнь, а тебе, осиротевшей и оставшейся без общения и единения со своей матерью, выразили утешение, если бы только нашлось такое лекарство, которое могло бы облегчить скорбь и уныние души твоей. Но так как приехать сейчас невозможно, то наше посещение совершается через письмо. О, как отлетела от нас прекрасная мать, христоносная жена, сокровище благоразумия, благодатная личность, святилище благочестия, показавшая вполне, что дни и непостоянны, и постоянны, священный храм, масличная роща сострадания, милосердие с пожертвованиями, поистине богосозданное существо, независтливое око, незлобивое сердце, прежде смерти отказавшееся от здешнего мира для возлюбленного Жениха Христа и бесконечной и нетленной жизни? О, какими словами мог бы я выразить почитание, переполняющее мое сердце? Хотя я и поздно узнал эту госпожу и присущие вам добродетели, и испытал их так, как если бы кто-либо концом перста коснулся меда; однако, и мало вкусив, он получает понятие о всей сладости. Но, кроме того, я получил сведения и от сестер, больше испытавших вашу добродетель, и теперь имею достаточное о ней представление о Господе. Какую же жизнь она проводила прежде? Мне нужно обратиться к самому началу и немного замедлить речь для утешения. По происхождению, и по месту, и по нравам, она из Армении, с восхода солнца, откуда и добродетель. Если же говорить о кровном родстве, то и в Армении, и в Греции военачальники и правители народа были в родстве с царями. Здесь я говорю о ее супруге, ибо муж ее имел там первенствующую власть военачальника, и достоинство патриция. Будучи отлучена от него смертью, она не осталась без супруга, но захотела иметь Женихом, не начальника или царя, как желают многие, преданные плоти и крови, но единого Прекрасного Жениха, Начальника мира. Поэтому она, как одноименная миру 221 невеста, обручилась монашеским обетом с Царем всех Христом, Господом славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Послание 68(256). К Евфросинии игумении Узнал я от хорошо знающего, что скорбь коснулась тебя, почтенная, по тому случаю, что одна сестра хочет отделиться от святой общины твоей; и не несправедлива эта скорбь. Ибо как не сетовать душе, когда отсекается собственный член? Впрочем, так как это бывает по злобе действующего в сынах противления, то нам нужно великодушно переносить находящее, употребляя все старание, насколько позволяет истинное учение, чтобы нам быть неповинными в крови такого-то или такой-то, брата или сестры. Ты хотела узнать, не предосудительно ли тебе, почтенная, отпустить сестру свою, стремящуюся отделиться. Как же ты, мудрая и благоразумная, сама по себе не знаешь должного? Ни для тебя, учительницы, ни для ученицы не безопасно это разделение, совершаемое добровольно. Почему, каким образом оно может считаться разумным? Если ученица совершенна и вполне приготовлена управлять другими сестрами, и ее уже ищет община, то это есть икономия, как говорит святой Василий, а не отделение. Ведь кто был хорош под начальством, тот законно восходит к начальствованию. Отсюда происходит доброе соревнование у товарищей – стремиться к совершенству и преуспевать в богоугодных делах. Так и Господь и Бог наш, указывая признак любви к Нему, сказал верховному из апостолов: «если любишь Меня, паси агнцев Моих», и еще: «паси овец Моих» ( Ин.21:15–17 ). Поэтому тот, кто с таким расположением выступает на пастырство, будет блажен, подражая Христу, истинному Первому Архипастырю. Бывает и другой случай икономии, усматриваемый у отцов наших: когда душа, не устоявшаяся в твердых нравах, после многих и долгих стараний, решается перейти в другое братство, надеясь там быть полезною, подобно деревьям, пересаживаемым из одного места в другое. Если и так поступишь, то дело сие имеет некоторое основание, так как в этом случае обе – и отдающая, и принимающая, содействуют друг другу, во исполнение апостольской заповеди: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» ( Гал.6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Если же, согласно этим Божественным изречениям, непозволительно удерживать имущество брата или врага, которое он в мирное время по нерадению оставил в пренебрежении, то насколько более не позволяется удерживать вещь брата, который попал в беду, бежит от врагов и оставил свое имущество по нужде? Смотри также 3-е правило этого святого отца. Правило 6 (5) Многие обольщают себя, удерживая найденное чужое имущество вместо утраченного своего, так что, после того как ворады и готы поступили с ними как с врагами, они сами становятся для других ворадами и готами. Итак, поэтому мы послали к вам собрата, старца Евфросина, чтобы он установил, по здешнему примеру, от кого принимать обвинения и кого отлучать от молитв. Толкование Поскольку некоторые из вышеупомянутых похитителей оправдывали себя тем, что найденное ими чужое имущество они удержали вместо собственного, отобранного варварами, св. Григорий в настоящем правиле возражает им, говоря, что те, которые ссылаются на такую нелепость, сами себя обманывают и вводят в заблуждение. Ведь что сделали им враги и противники, то самое совершили и они, став врагами и противниками для остальных своих братьев. Варвары захватили их имущество – захватили и они имущество своих братьев. Поэтому, говорит святой, мы послали брата, старца Евфросина, чтобы как мы поступаем здесь, так поступали и вы у себя. Этот брат укажет вам, кого должно допускать до обвинения (об этом см. Апост. 74 и II Всел. 6) и кого должно изгнать из Церкви, чтобы они не молились вместе с прочими верными. Смотри также 3-е правило этого святого отца. Правило 7 (6) Возвещено нам было и нечто невероятное, совершённое в вашей стране, несомненно, людьми неверными и нечестивыми, не познавшими даже имени Господа. Именно, некоторые дошли до такой лютости и бесчеловечности, что насильно удерживают бежавших пленников. Пошлите кого-нибудь в это место, да не падут молнии на творящих таковое. Толкование Некоторые, говорит св. Григорий, как мы узнали, дошли до столь крайнего зверства и бесчеловечности, что насильно удерживают у себя тех христиан, которые убежали и спаслись от варваров. Это, без сомнения, люди неверные и нечестивые и даже совершенно не знающие имени Божия. Итак, пошлите кого-нибудь и повсюду проведите расследование об этом, чтобы огонь и молния не упали с неба и не пожгли творящих таковое 48 . Правило 8 (7) Тех, которые примкнули к варварам и ушли к ним в плен, забыв, что были некогда верными христианами, и до того уподобились варварам, что даже убивали единоплеменников или дубинкой, или удавкой; а также тех, которые показывали не знавшим местности варварам дорогу или жилища христиан, должно исключить даже из разряда слушающих до тех пор, пока сошедшиеся святые отцы, а прежде них Святой Дух, не изволят вынести о них общее решение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

И во всем усердно подобствова богоугодному исправлению державного и благонравного си святаго супруга; С ним же единомудренно в заповедех Господних благозаконно живущи, породи ему сынове и дщери и воспита их благочестно. Пребысть же в супружестве 22 лета.   Повествование «Вмале сказания» строится на более кратком известии «Слова о житии и преставлении». В такой форме реализации житийного канона акцент смещается с семейной аскезы супругов (что характерно не только для преподобнических житий, но и для большинства житий в целом) на создание образцовой христианской семьи, для которой совершенный отказ от супружеских отношений не является обязательным условием. Проанализировав введение «Вмале сказания», мы можем заключить, что житийный канон в этой части произведения реализован при помощи библейских цитат, указывающих на единство святой со Христом и прочими подвижниками, сравнений, эпитетов и устойчивых выражений, характерных для житий преподобных и благоверных князей. Большинство этикетных формул направлено на создание художественной орнаментальности текста или служит средством абстрагирования, которые свойственны литературному канону этого времени . Житийный канон «Вмале сказания» поддерживает отношение нестрогого подобия равноапостольным князьям Владимиру и Ольге, которое задается в этой части произведения. Благоверная княгиня Евдокия становится еще одним примером «российской земли благочестия основания и православной веры утверждения» для читателя ее жизнеописания. Принимая непосредственное участие в управлении государством, святая княгиня несет подвиги молитвы, поста и милосердия по отношению к нуждающимся. Она органично сочетает две традиции женского служения: служение во власти и служение в семье.   Усачев А.С. «В мале сказание» о Евдокии-Евфросинии в Книге Степенной царского родословия//Духовный путь Московской Руси. Материалы научной конференции посвященной 600-летию со дня блаженной кончины преподобной Евдокии-Евфросинии великой княгини Московской. М., 2007. С. 70.

http://bogoslov.ru/article/4879246

29 ч. писал я в Киев А.Н. Муравьеву: «В следующем году, 23-го мая исполнится семьсот лет со времени преставления Преподобной Евфросинии. Как было бы благовременно, если бы к этому дню возвращено было Спасской Обители все ее нетленное наследие, хранящееся в Киевских пещерах. Москва не перестает возбуждать меня к продолжению начатого дела относительно перенесения мощей Благоверной Княжны Полоцкой —575— 1872 г. и подает мне некоторые для сего советы, но я пока затрудняюсь приступить к этому делу, ожидая некоторого благоприятного случая (свидания с Обер-Прокурором Св. Синода), который, может быть, последует в сентябре. Между тем не можете ли и Вы, при Вашем искреннем к этому делу сочувствии, преподать мне некий совет, как удобнее и благонадежнее снова начать ныне дело о перенесении из Киева в Полоцк мощей Препод. Евфросинии? Нельзя ли Вам, при свидании с Киевским Владыкой и его Наместником, завести речь об этом предмете и предрасположить их к уступке вожделенной нам святыни, не упоминая, впрочем, о моем имени». 9-го июня из Москвы от игумена Иосифа получено письмо с приложением молитвы, составленной митр. Московским Филаретом; текст этой молитвы следующий: «Господи! не знаю, чего мне просить у Тебя. Ты Один ведаешь, что мне потребно, Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! даждь рабу Твоему, чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою, сердце мое Тебе отверсто: Ты зришь нужды, которых я не знаю, зри и сотвори по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня; благоговею и безмолствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами, приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе; нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою; научи меня молиться, Сам во мне молись. Аминь 390 ». 10-го июня получил я из Киева от А.Н. Муравьева письмо с приложением описания его домашней святыни 391 . Он писал: «Вот Вам моя Патриаршая ризница взамен Вашей, Преосвященнейший Владыка. Примите милостиво и не думайте, чтобы я с Вами считался письменно око за око и зуб за зуб. За итальянскую книжку 392 паки благодарю и вот что об ней скажу. Когда протестанты говорят, то

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Обличение и смирение Матушка иногда неожиданно обличала наши потаенные грехи. Одну сестру, например, мучило чревоугодие. Однажды сидим за ужином после службы, в мантиях, в камилавках – такие важные. Вдруг матушка берет огромный кусок хлеба и говорит ей: «Съешь». – «Матушка, я больше не могу, Спаси, Господи». – «Тогда с собой возьми, дома съешь. А то целый день ходит и ноет: “Матушка, дай покушать, матушка, дай покушать”». Оправдываться нельзя. Не скажешь ведь, что ничего такого не было. Все сестры смотрят, она, бедная, не знает, куда деваться. Наш владыка Питирим любил иногда сестер вывозить куда-нибудь. Вот, собрались ехать в деревню Пески на службу. Машина маленькая, взять можно только троих. Матушка: «Кого же мне взять, кого же мне взять?» Пришли мы на службу, и матушка на весь храм говорит: «Так, сестры, никто не поедет в Пески, никого я не возьму. А то мать Сергия целый день так и ноет: “Матушка, возьми меня в Пески”». Сергия не выдержала, вскочила: «Матушка, я Вам ни слова не сказала». – «Ну и что ж, что не сказала, я что ж, не чувствую?» Один раз пришли в трапезную со службы, все уставшие. Матушка и говорит: «Вот мать Евфросиния идет со службы, а как она раньше молиться не любила. Как только служба начинается, кричала: “Не пойду, не пойду! Ни за что не пойду!” Сколько лет я с тобой мучилась». Сестры от смеха давятся: вот, мол, какие вещи открываются. Евфросиния стоит, готова сквозь землю провалиться. Но не пикнешь, не возразишь, не оправдаешься. Иногда матушка самую послушную Серафиму смиряет. Сели как-то за стол и с такой радостью на жареную картошку набросились. А на столе варенье стояло. Матушка говорит: «Серафима, возьми варенье, положи в картошку, вкуснее будет». У Серафимы даже ни один мускул не дрогнул. Сестры смеются: «Серафима, вкусно?» Она: «Очень». Сегодня ночью было нашествие комаров. Мы всю ночь спать не могли и злились. Утром приходим к матушке, а она говорит: «Сегодня ночью напали на меня комары. А я думаю: раньше преподобные сами в комары шли, а я-то двух комаров не могу вынести». Матушка часто нас так вразумляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После Пасхи 1891 года старца постигла новая неожиданная скорбь. Избранная им настоятельница обители м. Евфросиния, его ближайшая помощница и исполнительница его предначертаний, тяжко заболела. Войдя однажды в его келлию по какому-то делу, она вдруг почувствовала себя очень нехорошо. Лицо ее помертвело, дыхание прекратилось, она едва не упала. Смутился старец. Сам, еле передвигая ноги, подошел к видимо умиравшей, затем позвал сестер, которые и уложили ее на стоявший вблизи диван; тогда старец, глядя на нее и как бы прося ее не покидать его, удрученного болезнями и скорбями, сказал дрожащим от волнения голосом: «Мать, подыши еще!» И скоро, по молитвам старца, дыхание ее возобновилось, и она была приобщена Св. Христовых Таин. После этого случая м. Евфросиния стала слепнуть. К средине лета она уже ничего не могла видеть, – могла только различать белый цвет от черного. Тяготясь, вследствие потери зрения, должностью настоятельницы, она просила старца позволить ей подать прошение об отставке, но старец не благословил, сказав: «Сама не подавай, а если велит подать начальство, то подай». При этом он старался всячески утешать ее и ободрять, говоря: «Мать! Претерпевай и не унывай!» В довершение всех скорбей старца обрушилось на него и неблаговоление епархиального начальства, особенно обострившееся к концу его жизни. В 1890 году в Калугу был назначен новый архиерей, перемещенный из Тамбова, преосвященный Виталий. Прибыл он на епархию осенью, когда старец Амвросий уже имел свое пребывание в Шамординской общине. Преосвященному Виталию очень хотелось видеть известного всему православному миру старца Амвросия, но, узнав, что старец живет в женской обители, медлил ехать в Оптину пустынь, ожидая возвращения старца в скит. Между тем время шло, а старец не возвращался. Это было неприятно владыке, тем более, что старец переместился в Шамордино без разрешения своего епархиального начальства. Распространявшиеся недоброжелателями о. Амвросия нелепые о нем слухи по поводу его пребывания в Шамордине доходили и до владыки и смущали его еще более, так что он даже говорил с тревогою: «Что это у них там делается?», – и несколько раз поручал благочинному монастырей потребовать от старца немедленного возвращения в свой скит. Болезненный, умирающий старец, конечно, не мог исполнить этого распоряжения, но в Калуге не верили этому и принимали его слова за одну пустую отговорку. Старцу стали угрожать, что его силою отвезут в Оптину, на что он отвечал: «Я знаю, что не доеду до Оптиной; если меня отсюда увезут, я на дороге умру».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010