Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранной от рода державнаго угоднице Христовой Евфросинии, яко крепкой заступнице и молитвеннице нашей, похвальная восписуем ти, чтущия тя. Ты же, яко имущая дерзновение ко Господу, Того умоли избавитися нам бед и скорбей, и в будущем веце небесное улучити царствие, да зовем ти: Радуйся, преподобная княгине Евфросиние. Икос 1 Ангельское воистину безстрастие еще на земли стяжала еси, преподобная, нивочтоже вменяющи княжения славу, богатств обилие, вся мира красная, о юности и красоте телесней нерадивши, непрестанными же к Богу молитвами, бдением и постом плоть изнуривши и душу добродетельми украсивши. Сицевому равноангельному житию твоему удивляющеся, сия вопием ти, преподобная: Радуйся, от младых лет спасения взыскавшая; радуйся в молитвах к Богу прилежавшая. Радуйся, в напастех на Него единаго упование полагавшая; радуйся, в сане княжестем смирение сохранившая. Радуйся, во власти державней кротость ко всем соблюдшая; радуйся, к нищим милосердие неоскудное показавшая. Радуйся, в чертозе княжестем иночески пожившая; радуйся, в неговании двора царскаго постническое житие явившая. Радуйся, преподобная княгине Евфросиние. Кондак 2 Видящи преподобная в доме отчем заповедей Божиих усердное хранение и в благочестии преспеяние, от юности навыче о спасении душевнем паче всего ревновати и в теплых к Богу молитвах Ему воспевати: Аллилуиа. Икос 2 Разум во благочестии утвержден имущи преподобная, не земныя радости в супружестве взыскаше, но паче всех супругу в добродетелех подражаше и того к делом добрым подвизаше, со тщанием к почести вышняго звания течаше. Сицевое житие преподобныя похваляюще, возопиим к ней таковая: Радуйся, Бога паче всех возлюбльшая; радуйся, в жизни славней нощи в молитвах пребывати не оставльшая. Радуйся, во обилии благ земных постнической жизни навыкшая; радуйся, в мирстей жизни чистоту сердца сохраншая. Радуйся, супружеств христианских удобрение; радуйся, жен благочестивых украшение. Радуйся, во обилии благ живущим благочестия образ подавшая; радуйся, во славе сущим христианскаго жития правило показавшая.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Феодосия. При завоевании Иерусалима султаном Салатдином (1187 г.) нетленные останки ее вынесены были русскими иноками из Палестины в Киев, где и ныне почивают в дальних киевских пещерах. Сохранившееся же доселе среди белорусов предание к этому добавляет, что при отправлении мощей преподобной Евфросинии в Россию теми же русскими иноками и другими почитателями славной своими подвигами преподобной княжны русской нетленные останки ее предположено было принести на место ее земных подвигов в г. Полоцке, и что с этою целию святыня, шествуя к городу Полоцку, достигла города Турова, но дальнейшее шествие ее к Полоцку, вследствие бывших в то время враждебных отношений между полоцкими и киевскими князьями, оказалось невозможным, вследствие чего святыня полоцкая и внесена была в Киев. Последовавшее за тем разорение татарами Киева (1240 г.), падение полоцкого княжества, связь его с Литвою и подпадение вместе с нею под власть Польши и, наконец, церковная уния с Римом – делали невозможным во все это время перенесение мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. Таким образом полоцкая святыня, на время внесенная в г. Киев, пребывает в нем и до сего дня. Между тем отсутствие ее в родном крае всегда тяжело чувствовалось православными белорусами. На долю Белоруссии, расположенной на окраине русского царства, весьма рано выпал жребий тяжкой борьбы за православную веру и русскую народность. Подпав под власть Польши, она в течение двух с половиной веков была полем постоянной кровавой борьбы белоруса за свою веру и народность; ей насильственно навязана была церковная уния с Римом, подвергшая исповедников православной веры жестоким гонениям, и было время, когда и православная и русская народность в Белоруссии казались погибшими навсегда. Православному белорусу и доныне памятны тяжкие времена Иосафата Кунцевича, время господства в Белоруссии иезуитов, этих страшных разрушителей православной русской святыни и русской народности, когда в лучших городах Белоруссии: древнем Полоцке, где некогда насчитывали до 13 монастырей и 18 православных церквей, Витебске и др., не оставалось ни одной православной церкви, и православные для совершения своего богослужения должны были выходить за город и там совершать оное тайно в шалашах, и то не в безопасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Радуйся, неправедное поношение без гнева терпевшая; радуйся, злокозненное хуление несмущенно понесшая. Радуйся, за ревность о чистоте сердца в нечистоте жития оклеветаемая; радуйся, за зельное тела умерщвление в житии сластопитанном укоряемая. Радуйся, от Бога единаго похвалы на суде Его желавшая; радуйся, славы токмо на небесех искавшая. Радуйся твердое терпение во озлоблении соблюдшая; радуйся, смирением козни вражия расторгшая. Радуйся, преподобная княгине Евфросиние. Кондак 7 Хотяй Господь тайныя твоя в добродетелех подвиги ведомы людем соделати, попусти диаволу бурю воздвигнути на тя поношений и оклеветаний, да известно уведевше святое твое житие, прославят вси Бога, дивнаго в тайных рабех Своих, присно вопиюще Ему: Аллилуиа. Икос 7 Новую показа добродетели высоту преподобная Евфросиния, егда, видящи чад своих злыми о ней клеветами смущаемых, призва я тайно и часть одежд пред ними откры, яко видети бе мощно тело ея, от поста и зельных подвигов изсохшее и очернелое, и плоть костем прильпнувшу; и тако смущение от сердец их отгнавши, никомуже поведати виденное повеле. Таковей преподобныя добродетели дивящеся, возопиим к ней сицевая: Радуйся, во глубине смирения подвиги твоя от всех скрывавшая; радуйся, в широте любве чадом твоим оныя явившая. Радуйся, очищения ради своея души, поношение безчестия терпеливо понесшая; радуйся, избавления ради чад своих от греха осуждения, чистоту жития своего показавшая. Радуйся, обиды от людей Судии Богу предавшая; радуйся, худыя помыслы чад своих во благо исправившая. Радуйся, во уверение истины подвиги твоя им открывшая; радуйся, во избежание славы, уста их молчанием заградившая. Радуйся, преподобная княгине Евфросиние. Кондак 8 Странное видение плоти твоея, яко уже умершия, зряще сынове твои и жестокое твое житие уразумевше, страхом одержими, Богу, укрепившему тя в подвизех, вопияху прилежно: Аллилуиа. Икос 8 Весь сонм злословящих людей хотяху чада твоя наказати, егда уведаша твоего жития чистоту и уразумеша велию злобу поношающих тя; ты же, яко незлобивая, никакоже попустила еси отмстити обидящим, от Бога единаго чающи оправдания своего. Темже вопием ти, преподобная:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

г) 1863й год, когда во всем Западном крае, в том числе и в Полоцке, внезапно вспыхнул мятеж, когда все носящее имя русское и православное подверглось без разбора всякого рода обидам, оскорблениям и поруганиям, показал на самом опыте, как мудро и предусмотрительно поступил Святейший Синод в 1860 году, домогательство о перенесении мощей Преподобной Евфросинии в Полоцк, как неуместное и бесполезное, а в дальнейших своих последствиях даже вредное, решительно отвергнув и оставив без удовлетворения. Но кто может поручиться, что ничего подобного в этом крае не случится впоследствии и следовательно опасаться за будущее нечего?.. д) Допущением перенесения мощей в настоящее время Святейший Синод поставил бы себя в резкое, неблаговидное и ничем в строго-христианском смысле неоправдываемое противоречие с самим собою, противоречие в глазах народа подрывающее его авторитет и колеблющее веру в твердость и неизменность постановлений его по делам церковным, а это, как полагаю я, немаловажно и стоить позаботиться о предупреждении и предотвращении всяких к тому поводов и случаев. е) Самое место в Киевских пещерах, на котором ежегодно сотни и тысячи богомольцев привыкли видеть мощи Преподобной Евфросинии, а по перенесении оных долженствующее остаться пустым, послужило бы неистощимым источником разных толков и пересудов, нёдоразумений и сомнений, на которые трудно было бы отвечать, чтобы успокоить вопрошающих, а к простым любопытствующим, скорбящим и сетующим, без сомнения, присоединятся и люди злонамеренные, которые нарочно будут раздувать нечистое пламя клеветы и осуждения, чтобы распоряжения правительства представить, сколько возможно, в более невыгодном свете, для своих нечистых целей. ж) Наконец, пример перенесения одних мощей неминуемо возбудить целые десятки, подобных домогательств о перенесении других, которых, по благочестию предков наших и по желанию самих святых подвижников, из разных стран в пещерах Киевских, как в некоей небесной сокровищнице, немало покоится. Что же придется с этими домогательствами делать? и Всем отказывать? Несправедливо. Удовлетворять? Неудобно и опасно. То, что в высших слоях общества представляется легким и полезным, в средних и низших является и трудным и вредным и неуместным.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Терешкова удостоена ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, I степени 6 марта. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил генерал-майора авиации Валентину Терешкову с юбилеем и наградил ее орденом. «Примите мои сердечные поздравления по случаю знаменательной для Вас даты. Ваше имя навеки вписано в историю отечественной и мировой космонавтики. Более пятидесяти лет назад став первой женщиной, совершившей полет в космос, Вы явили многим людям пример силы духа и отваги, бесстрашия и любви к родной стране», – говорится в поздравительной телеграмме Патриарха. «Искреннего уважения заслуживает Ваша позиция в вопросах патриотического воспитания подрастающего поколения и личный вклад в укрепление церковно-государственного взаимодействия по актуальным проблемам современности. Надеюсь, что, развиваясь и приобретая новые формы, это сотрудничество принесет добрые плоды на пользу жителей России», – сказано в тексте. «Во внимание к Вашим заслугам и в связи с отмечаемой знаменательной датой полагаю справедливым удостоить Вас ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, I степени», – заявил Патриарх. Это уже не первая награда Терешковой от Патриарха. В 2012 году она получила орден «Славы и чести» I степени. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 17 декабря, 2021 7 октября, 2021 6 марта, 2012 17 июня, 2013 18 октября, 2023 29 мая, 2022 16 марта, 2022 31 января, 2022 22 декабря, 2021 17 декабря, 2021 7 октября, 2021 6 марта, 2012 17 июня, 2013 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-nagrad...

2 декабря 1870 г. частица мощей преподобной Евфросинии была привезена в Витебск и весьма торжественно и радостно была принята православными жителями Витебска и окрестных селений. По желанию и по просьбе этих последних, частица мощей преподобной Евфросинии была удержана в Витебске до весны 1871 г., когда при весьма торжественной обстановке, крестным ходом, она была перенесена в Полоцк и 23 мая 1871 г. была поставлена в Преображенском храме Спасо-Евфросиниева монастыря. Это торжество вызвало тогда проявление чрезвычайного подъема религиозного чувства в среде православно-русского населения полоцкого края. В Киеве, по-видимому, были теперь убеждены в том, что полоцкие православные жители вполне удовлетворятся, получив часть драгоценнейшей святыни, и успокоятся. Но в Киеве ошиблись. Полоцкие деятели имели совершенно иное настроение. Последние не желали успокоиться до тех пор, пока не получат своей святыни... 4 сентября 1871 г. преосвященный Савва, только что совершивший тогда торжественное перенесение части мощей преподобной Евфросинии в Полоцк, писал, однако же, A. Н. Муравьеву в Киев следующее: «Пусть бы мне обещали отпустить мощи преп. Евфросинии, я готов бы пешком прийти в Киев»... Были тогда и вне Полоцка лица, которые остались недовольны тем, что Полоцк, вместо всей святыни, получил только частицу мощей преподобной Евфросинии. Но митрополит Арсений по-прежнему был настроен решительно против мысли о возможности перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. И дело это было отложено до 1882 г. В этом году киевским митрополитом был назначен Платон Городецкий , а полоцкую архиерейскую кафедру занял близкий по духу к преосвященному Савве архипастырь, бывший викарий его в Твери, преосвященный Антонин. Теперь можно было снова заговорить о благовременности перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. И действительно, об этом заговорили прежде всего в Полоцке. В мае 1882 г. на общем собрании полоцкого николаевско-евфросиниевского братства, некоторые члены его подняли вопрос об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мосгордума запретила строить храм в долине реки Котловка Москва, 17 февраля 2004 г. На заседании Общественного экспертного совета при комиссии Московской городской Думы по экономической политике 16 февраля был рассмотрен вопрос о соблюдении природоохранного законодательства на территории памятника природы в долине реки Котловка. Как сообщили " Regions.Ru " в пресс-центре Мосгордумы, три года назад на заседании комиссии МГД по экологической политике уже рассматривался вопрос об угрозе, нависшей над памятниками природы местного значения в связи с планируемым строительством трассы - дублера Варшавского шоссе. Тогда усилиями общественности города природу удалось отстоять, а строительство трассы перенести в другое место. Теперь возникла новая идея - в долине реки Котловка, на пересечении улицы Одесская и Нахимовского проспекта построить храм. Мнения жителей района Котловка на этот счет разделились. Сторонники возведения храма считают, что с его появлением будет благоустроена находящаяся сейчас в неприглядном состоянии территория района, люди будут заняты благородным делом, а взамен деревьев, которые будут уничтожены при строительстве, посадят новые. Противники церковного строительства согласны, что территорию надо благоустраивать, но не за счет возведения храма, а в целях сохранения природного потенциала города, " который и так тает на глазах " . К тому же защитники природы ссылались на сегодняшнее законодательство, которое не разрешает подобное строительство на охраняемой природной территории, частью которой является сквер на Нахимовском проспекте. К сожалению, как отметили в пресс-центре, рассмотреть вопрос в правовом поле долгое время не было возможности, так как отсутствовала документация по размещению будущего храма преподобной Евфросинии Великой княгини Московской. Об этом сообщалось во всех ответах на запросы в официальные инстанции с добавкой успокоительного: " строительные работы по указанному адресу не ведутся " . Наконец стадия подготовки исходно-разрешительной документации на строительство Церковно-просветительского комплекса церкви святой преподобной Евфросинии Московской завершилась, материалы были рассмотрены Департаментом природопользования и охраны окружающей среды правительства города и отклонены.

http://pravoslavie.ru/8985.html

Предстоятель Русской Церкви наградил Светлану Медведеву орденом преподобной Евфросинии Московской Москва, 15 ноября 2008 г. 14 ноября 2008 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась торжественная церемония награждения членов организационного комитета Всероссийского Дня семьи, любви и верности. Патриаршие награды вручал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В приветственном слове он назвал одной из важнейших проблем нынешнего времени депопуляцию, сокращение населения страны, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . «Действительно, в России все меньше рождается детей. Об этом с тревогой говорят экономисты, политики, об этом с тревогой говорят представители бизнес-сообщества, которые иногда не могут развернуть свое производство на той или иной территории только потому, там не хватает трудовых резервов. В столь огромной стране, как Россия, должно быть большое число населения, чтобы продуктивно использовать еще не обжитые пространства в Сибири и на Дальнем Востоке, чтобы динамично развивать промышленность, производство, социальную сферу», – заявил он. В то же время архипастырь призвал обратить внимание на духовное измерение этой проблемы. «Когда в стране рождается мало детей, когда ежегодно фиксируется большое количество разводов – все это сигналы о некоем духовном неблагополучии», – заметил митрополит Кирилл. Он с сожалением отметил, что в современном мире люди часто отказываются от рождения нескольких детей, не желая жертвовать привычным комфортом, опасаясь, что каждый «лишний» ребенок может негативно сказаться на материальном благополучии. «С другой стороны, нужно помнить, что у наших отцов и дедов денег и комфорта было еще меньше, чем у нас, а семьи были большие», – напомнил он. По его мнению, существенным в этом выборе является зачастую отсутствие любви в сердце. «Любовь всегда связана с жертвой. Где любовь – там и способность пожертвовать собой, а где нет любви, нет и жертвы. Господь наш Иисус Христос пришел в мир и пожертвовал собой ради людей, – подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. – Так по его образу хороший муж отдает себя жене, жертвует собой – своим временем, своими средствами и многим другим, а хорошая жена жертвует собой ради мужа – и временем, и благополучием, и порой даже здоровьем, отдавая силы своей семье. Мы хороши по отношению друг ко другу, когда даем, а не принимаем. Способность отдавать и есть свидетельство любви».

http://pravoslavie.ru/28290.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Любовь, которая может согреть всех Образы монахинь в картинах художников Оксана Головко   03:59 09.11.2020 582 Время на чтение 7 минут Преподобная Евфросиния Суздальская, преподобная Евфросиния Полоцкая, игумения Арсения (Себрякова), монахиня Людмила (Ольга Николаевна Пряшникова), – это лишь небольшой список монахинь, причисленных к лику святых. Если же перечислять всех, кто шел по монашескому пути и был прославлен Церковью, эта статья займет слишком много страниц. Художники в разные времена пытались запечатлеть образы монахинь – известных или тех, чьи имена нам еще только предстоит узнать. Попробуем посмотреть на несколько картин – от XVIII до ХХ века. Портрет схимонахини Нектарии (Натальи Борисовны Долгорукой, урожденной графини Шереметевой), выполненный неизвестным художником XVIII века.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/09/lyubov...

Кондак 9 Коль велико, преподобная мати, человеколюбие твое, вемы вси, ибо прежде смерти своя вся христоименитыя люди учила еси разумно жити и заповеди Господни блюсти, славу же Ему возносити, вопиюще: Аллилуия. Икос 9 Како убо воспоем твое пресветлое житие и премногия твоя добродетели, преподобная мати наша, знамения же и чудеса, имиже вся просвещаеши, яко солнце? Того ради ныне во свете святых пребывающи, поминай творящия память твою песньми сицевыми: Радуйся, сущим в бедах скорая помощнице. Радуйся, обидящих строгая наказательнице. Радуйся, обидимых крепкая защитнице. Радуйся, во успении своем нас не оставляющая. Радуйся, телеса наша безмездне врачующая. Радуйся, души наша молитвами твоими спасающая. Радуйся, исполнительнице неисповедимых Божиих судеб. Радуйся, всем послужившая до последняго дне живота своего. Радуйся, преподобная мати наша Манефо, новая похвало и земли нашея утверждение. Кондак 10 Конец болезней обрела еси, преподобная, наслаждение еже в Раи, от теснаго бо пути достигла еси к пространству Царствия Божия, всемудрая, благословящи Бога песнию: Аллилуия. Икос 10 Имущи душу милостиву, и чист помысл, и сердце бодро, веру неблазненну и любовь воистину нелицемерну, от земли преставилася еси к Небесным и с лики праведных водворяешися. Темже тя благочестно славим вси и почитаем священными песньми сицевыми: Радуйся, всех преподобных Белорусских сподвижнице. Радуйся, ревностию по Бозе преподобной Евфросинии подражавшая. Радуйся, Софии Слуцкия великодушие стяжавшая. Радуйся, Валентине Минской равночестная. Радуйся, цвете нетления, землю Гомельскую облагоухавшая. Радуйся, Церкви Божия украшение. Радуйся, миру светильнице всесветлая. Радуйся, жительнице рая Небеснаго. Радуйся, преподобная мати наша Манефо, новая похвало и земли нашея утверждение. Кондак 11 Егда приидоша священницы к могиле твоей, преподобная, хотящи прияти тело твое, тогда, гроб открывше, видеша лежащия твоя мощи святолепно, и радующися воспеша Богу дивную песнь: Аллилуия. Икос 11 Добродетели твоя, яко цветы благоуханныя и яко камение драгоценныя, имиже и угодила еси нетленному Царю и Владыце всех. Темже любовию поем тя и верно ублажаем, взывающе тебе сицевая: Радуйся, яко пчела цвет добродетелей мудро изыскавшая. Радуйся, дар прозрения стяжавшая. Радуйся, детей молитве научающая. Радуйся, от недуга пианства многи избавляющая. Радуйся, пролитие дарований духовных. Радуйся, милостиво свыше на нас призирающая. Радуйся, терпением древнему Иову уподобившаяся. Радуйся, святолепне скончавшаяся. Радуйся, преподобная мати наша Манефо, новая похвало и земли нашея утверждение.

http://pravicon.com/info-3897

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010