Ирмос: Житейское море,/воздвизаемое зря напастей бурею,/к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти:/возведи от тли живот мой, Многомилостиве.  Припев: Преподобномучениче Ефросине, моли Бога о нас. Приим мученическую телесную кончину, отче,/вознеслся еси духом твоим в Горняя селения молитися о нас Вседержителю,/мощами же твоими с нами пребываеши,/являя теми многая знамения и чудеса.  Припев: Преподобномучениче Ефросине, моли Бога о нас. Глаголом Божиим свидетельствована бысть сила чудес твоих, отче Евфросине:/одержима бо сущи велиим бесовским плачем,/раба Божия Агафия, егда бысть в разуме, слыша глас свыше:/гряди в пустыню Синеезерскую,/помолися чудотворцу Евфросину и исцелееши./Таяже прииде, и помолися, и исцеле.  Припев: Преподобномучениче Ефросине, моли Бога о нас. Елицы притекаху с верою к мощем твоим, скорый помощниче и молитвенниче, вси исцеляхуся,/молим тя убо:/помощию твоею посети и ны,/телом и душею немощствующих.  Припев: Преподобномучениче Ефросине, моли Бога о нас. Умиленно призывающе святое и прославленное имя твое, отче,/крепость и исцеление приимаху от Тебе немощствующии плотию и духом,/скорбнии же и удрученнии печальми житейскими/обретаху от Тебе скорую помощь и утешение.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Невозможно есть исчислити многое множество чудес твоих,/целителю душ и телес наших, отче Евфросине,/сего ради творяще память твою,/благодарственно благословляем прославльшаго тя,/отцев Бога благословеннаго.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Отцу Собезначальнаго Сына плотию родила еси, Пренепорочная Дево,/Егоже моли со преподобномучеником Евфросином,/да сотворит ны сыны Своего Царствия/и наследники обетования вечнаго.  Кондак, глас 8 Подражая житию древних отцев,/Богомудре отче Евфросине,/красоту мира сего возненавидел еси,/и, в пустыню вселився,/веру Христову, якоже щит, в сердце твое приял еси,/с неюже изшел еси, яко добр воин Царя Небеснаго,/не на брань противу плоти и крове,/но на брань противу козней невидимаго врага,/и сего вознесенную гордыню,/по данней тебе от Духа Святаго благодати,/глубоким смирением твоим низложил еси,/и от Небеснаго Мздовоздателя неувядаемым венцем победы венчался еси./Сего ради, сошедшеся любовию, вопием ти:/радуйся, отче Евфросине, пустынное украшение. Икос

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Радуйся, болящих в житии твоем нужным снабдевавшая; радуйся, тридесяти недужным при вхождении во обитель исцеление даровавшая. Радуйся, во обитель шедшая по смирению, яко новоначальная; радуйся, в тую вшедшая по благодати Божией, яко чудотворица прехвальная. Радуйся, благодать Божию с собою во обитель вводящая; радуйся, вхождением своим украшение святолепное ей преподавшая. Радуйся, преподобная княгине Евфросиние. Кондак 11 Пение всеумиленное принесла еси, преподобная, благодарственная восписующи Господу, сподобльшему тя иноческое пострижение прияти, к нему же во всем житии душу твою предуготовляла еси, да мира сего отлучившися и ничимже земным смущаема, вопиеши Богу: Аллилуиа. Икос 11 Светозарная свеща иночествующим показася житие твое во обители, преподобная: аще бо и не многи дни во иночестве пожила еси, обаче всякия иноческия добродетели образ преизящный в себе явила еси. Темже, восхваляюще тя, сицевая вопием ти, преподобная: Радуйся, вольнаго мира оставления преизящная наставнице; радуйся, правило усерднаго за вся люди моления. Радуйся, совершеннаго своей воли отсечения премудрое наставление; радуйся, душевныя и телесныя чистоты светило изрядное. Радуйся, умерщвления плоти образе преизящный; радуйся, мирнаго купножития наставнице. Радуйся, умныя к Богу молитвы образе; радуйся, святаго на земли жития зерцало. Радуйся, преподобная княгине Евфросиние. Кондак 12 Благодати исполнена и благих дел, яко добре течение земное совершившая, в мире преставилася еси от земных к небесным, идеже веселящися предстоиши Господу и вопиеши Ему: Аллилуиа. Икос 12 Поюще твоя многообразная людем благодеяния, восхваляем тя вси, преподобная мати Евфросиние, независтно подающую исцеления с верою к тебе прибегающим и вопиющим ти: Радуйся, яко на небесех ныне пред Господем предстоиши; радуйся, яко о людех пред Богом выну предстательствуеши. Радуйся, града твоего крепкое ограждение; радуйся, обители твоея незыблемое утверждение. Радуйся, о благом преспеянии иночествующих тепле молящаяся; радуйся, о утверждении добре живущих в мире Бога просящая.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Столица Беларуси готовится принять «Беларусь православную» Минск, 16 сентября 2004 г. Воссозданный в 1997 году воздвизальный крест преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. С 18 по 26 сентября 2004 года в Минске пройдет значимое общественно-культурное событие – новый масштабный выставочный проект «Беларусь Православная», сообщает православное общество (братство) " Радонеж " . Выставка продолжает традицию православных выставок и проходит по благословению Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, который возглавил оргкомитет выставки, и при поддержке Белорусского Экзархата. Основная идея выставки – продемонстрировать национальные духовные и православные традиции Белорусской Православной Церкви, а также зарубежных епархий. Главным духовным событием выставки станет представление Великой белорусской святыни – креста преподобной Евфросинии Полоцкой, воссозданного в 1997 году по образу воздвизального креста преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, который был изготовлен по ее благословению в 1161 году мастером Лазарем Богшей — для молитвенного поклонения тысячам верующих. Святыня будет возложена для поклонения всем верующим на первом этаже выставочного павильона с 19 по 21 сентября круглосуточно. На экспозиции выставки традиционно будут представлены предметы церковного обихода, иконы, колокола, православная литература, а также аудио- и видеоматериалы, церковные ткани и шитье, ювелирные и декоративно-прикладные изделия, предметы быта, столярные изделия и многое другое. Одним из интересных направлений станет раздел «Трапеза». Сестры монастырей и приходов, предложат посетителям выставки выпечку, кагоры, настойки, грибы, ягоды, соления, сухофрукты, поделятся рецептами постной и праздничной кухни. Впервые в рамках выставки пройдет «Медовый кирмаш». Мед издревле высоко ценился людьми за его целебные и кулинарные качества. Мед занимает особое место в православной кухне, а пчеловодство остается одним из популярных видов деятельности монастырей. На экспозиции посетители смогут приобрести освященный монастырский мед, различные сорта меда, лечебные сборы, лекарственные травы и мази.

http://pravoslavie.ru/11096.html

Между тем, Граф Д.А. Толстой на другой же день объявил, в своем предложении Св. Синоду, Высочайшую волю по вопросу о мощах Св. Евфросинии. Вслед затем последовал ко мне из Св. Синода от 12 декабря, 2543, Указ, в коем изъяснено: «По Указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Г-на Обер-Прокурора, от 5-го ноября сего года за 3948-м, о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. И по справке приказали: Во исполнение Высочайшей воли дать знать указами Преосвященному Митрополиту Киевскому и Вашему Преосвященству, для немедленного представления в Св. Синод требуемых Высочайшею волею заключений Вашего Преосвященства по вопросу: не благовременно ли и не полезно ли для православной церкви в Северо-Западном крае, чтобы мощи преподобной Евфросинии, покоющиеся в Киево-печерской Лавре, были ныне перенесены в Полоцк». Получив этот указ 14-го декабря, 18-го числа я донес Св. Синоду следующее: «Во исполнение Высочайшей воли, Указом из Св. Си- (Продолжение следует). Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1901 год//Богословский вестник 1902. Т. 1. 3. С. 65–96 (4-я пагин.). —65— пендии церковных старост Тульской епархии при Московской Духовной Академии в память столетия со дня учреждения Тульской епархии (1799–1899)» на таковых условиях: капитал должен быть неприкосновенен, проценты же с него должны идти на содержание одного недостаточного студента Московской Духовной Академии из воспитанников Тульской Духовной Семинарии. О последующем же не отказать в уведомлении». б) Сообщение Правления Академии о том, что на присланные из Тульской Духовной Консистории 1590 руб. 25 коп. наличными деньгами Правлением приобретены шесть свидетельств Государственной 4% ренты, из коих одно за 3674 / 176 – в 1000 р., одно за 591 / 94 – в 200 р. и четыре за 1328 / 154 , 2390 / 177 , 3150 / 146 и 3427 / 146 – по 100 р. каждое; всего на сумму тысяча шестьсот рублей (1600 руб.). Определили: 1) Сообщить (и сообщено) Тульской Духовной Консистории о получении присланных денег и обращении их в процентные бумаги. 2) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об учреждении при Московской Духовной Академии стипендии церковных старост Тульской епархии в память столетия со дня учреждения епархии (1799–1899). 3) Представить установленным порядком на благоусмотрение и утверждение Святейшего Синода следующий проект положения об означенной стипендии:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—627— 1872 г. часть римско-католических костелов с их чтимыми святынями остаются неприкосновенными. Между причинами, по которым отстраняемы были в прежнее время ходатайства о перенесении мощей Преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, указывались, между прочим, следующие: а) гражданская незначительность г. Полоцка; б) неблагоприятное по отношению к Православию географическое и этнографическое положение его; в) уединенность в краю относительно отдаленном; г) нравственное и вещественное преобладание здесь населения иноверного (Указ Св. Синода от 26 июля 1860 г. за 3378). Но изложенные здесь причины, которые могли признаваться благословными и уважительными в 1860 г., после событий 1861–1863 гг. и после устройства железных путей сообщения, по которым так же удобно стало отовсюду иметь сообщение с Полоцком, как и с Киевом, – причины эти такого значения иметь уже не могут. Итак, перенесение мощей препод. Евфросинии, Княжны Полоцкой, из Киево-Печерской Лавры, в созданную ею Полоцкую Спасскую обитель, и в прежнее время всегда вожделенное, ныне особенно благовременно и благопотребно для православного населения Белорусского края, и в особенности для жителей города Полоцка, к ограждению их от опасного для чистоты Православия влияния латинских святынь и к утверждению их в преданности св. православной церкви». Такого же содержания, как и вышеизложенный, Указ послан был из Св. Синода и к Высокопреосвященному Арсению Митрополиту Киевскому, на который им, от 27 марта 1873 г., за 72 дан следующий ответ 703 : «а) Назад тому лет тридцать, при самом начале обращения унии в Православие и несколько позже того был еще некоторый благовидный предлог желать и домогаться перенесения мощей Преподобной Евфросинии в Полоцк, для укреп- —628— 1872 г. ления новообращенных Полочан в Православии, но и тогда Святейший Синод, по тщательном и всестороннем обсуждении дела, домогательства сего не признал заслуживающим удовлетворения. А теперь в продолжение столь многих лет Полоцкая паства, без сомнения, успела уже с православием освоиться и в вере утвердиться, и за тем в перенесении мощей в Полоцк никакой серьезной надобности, кроме прихоти человеческой, не усматривается.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Насколько сильно было влияние преподобной Евфросинии на князей Полоцких, ее родственников, видно из следующего исторического события. В 1130 году землю Полоцкую постигло большое несчастье. Великий князь Киевский Мстислав просил князей Полоцких помочь ему в войне с заклятыми врагами земли Русской печенегами. Но враждуя из-за уделов, князья Полоцкие отказались помочь ему. За это Мстислав напал на княжество их, разорил города и села, взял в плен князей Давида, Ростислава и Святослава и выслал их с семьями. Они бежали в Царьград, столицу Византийского царства, где на престоле был император Алексей Комнин, родственник их, так как сын его был женат на их сестре. Император обласкал князей Полоцких, принял их к себе на службу и впоследствии они храбро сражались с арабами в рядах византийского войска. Но тоска по родине томила их, горевали и родные князей, оставшиеся в Полоцке, и между ними, конечно, и преподобная Евфросиния, отец которой также был на чужбине. Едва умер князь Мстислав, враг их, как все вернулись на родину, встреченные с радостью великою. Но влияние кроткой и благочестивой родственницы их, почтение к ее высокой добродетельной жизни было так велико, что они не мстили своим врагам. И когда сын Мстислава, Всеволод, шел мимо Полоцка, возвращаясь с битвы с врагами, князь Василько, племянник преподобной Евфросинии, княживший в это время в Полоцке, вместо того, чтобы захватить его и отомстить за отца, вышел к нему навстречу, принял его с любовью в свой дом, где радушно угощал, с почетом проводил его и князья дали друг другу клятву–не помнить прошлых распрей.       В этом благородном поступке князя нельзя не видеть благотворного влияния преподобной Евфросинии, всей жизнью своею учившей христианской любви, милосердию и прощению.       Служа образцом для верных «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере и чистоте» 1Тим.4:12 , для сестер, собиравшихся под кровом святой обители ее, она была истинной матерью, наставницей, учительницей. Непрестанно поучала она сестер чистоте, духу кротости, заботясь с величайшей любовью о спасении их души.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Работы были начаты, останавливать это благословенное дело уже было нельзя, и тогда владыка Филарет обратился к Александру Григорьевичу Лукашенко с просьбой помочь в выделении серебра для воссоздания раки. Из Администрации Президента мы получили запрос описать подробную историю древней серебряной раки, и после нашего сообщения пришел ответ: «Выделить на воссоздание раки преподобной Евфросинии 120 кг серебра». Серебро было получено в слитках, и, чтобы раскатать его на листы, нужно было иметь большие финансовые средства, поэтому Николаю Петровичу пришлось снова обратиться к владыке Филарету, а тот, в свою очередь, опять обратился к Александру Григорьевичу с просьбой помочь раскатать серебро для раки. После получения положительного ответа пришло время подключать к этому благому делу всех епископов, так как необходимо было арендовать мастерскую и платить людям за работу. В Белорусском экзархате был открыт специальный счет для воссоздания раки. Так преподобная сначала подключила к этой великой миссии Президента, а потом и весь народ. В результате проведенной работы осталось серебро, и владыка благословил всем епископам выкупить по одной серебряной лампаде, которые были возожжены над ракой 3 июня 2011 года, накануне дня памяти преподобной. Горение этих лампад — символ непрестанной молитвы, совершаемой в обители, и сердечных молений, приносимых ее покровительнице и заступнице — великой княжне Евфросинии. Началось это богоугодное дело с Натальи Федоровны, которая явилась своеобразной отправной точкой для масштабного проекта, мобилизовавшего всех белорусов. Они своей милостыней словно понудили преподобную Евфросинию ходатайствовать перед Богом за всю нашу страну. — Сегодня продолжается реставрация древнего Спасо-Преображенского храма, построенного в XII веке по благословению преподобной Евфросинии. Этот памятник по-настоящему открыл известный художник-­реставратор Владимир Сарабьянов, который с 2007 года вплоть до своей внезапной кончины в 2015 году здесь работал. И благодаря его трудам все узнали сенсационную новость, что есть храм XII века, где полностью сохранилась в прекрасном состоянии фресковая роспись того времени.

http://patriarchia.ru/db/text/6088038.ht...

—444— 1871 г. тилищу, принося свои молитвы, обеты и жертвы. Здесь богомолец вполне сознаёт себя русским. Стены храма сближают его, а самые точные копии с икон, наиболее чествуемых православным народом, пробуждают в нём сознание родства с общим нашим отечеством. Но по силе воспитания и привычки тот же самый народ для удовлетворения своей религиозной потребности всё ещё продолжал обращаться к иноверным алтарям. Чтобы изгладить в нём воспоминание об иноверии, лет десять тому назад граждане ходатайствовали у Правительства о перенесении в Спасскую обитель мощей препод. Евфросинии, но опечалены были решительным отказом. Наконец, усиленному ходатайству Вашего Преосвященства мы обязаны утешением видеть и лобызать в стенах здешнего храма вожделенную святыню – часть мощей святой строительницы храма. Молитвами паствы Вашей и предстательством Преподобной Евфросинии да сподобит Вас Господь быть свидетелем всецелого воскрешения здешнего края и да продлит жизнь Вашу на многие лета“. По поводу описанного перед сим торжества написана была небольшая статейка Инспектором Витебской гимназии А. Андрущенко и послана была, для напечатания, в редакцию Московских Ведомостей, но почтенная редакция не соизволила дать ей место в своей газете. Тогда статья отправлена была в редакцию Виленского Вестника, где она и помещена была в 74, от 6-го июля 1871 г. Вот что было написано в этой статье: „12 и 13-е числа минувшего мая месяца ознаменованы были у нас в Витебске событием, которое не может остаться незамеченным обитателями всего Белорусского края. Событие это – перенесение части мощей преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, из Витебска в Полоцк. Чтобы понять настоящее значение этого события стоит только припомнить историческую судьбу края. Живя сначала одной общей жизнью с остальной Русью, Белорусский край, в силу неблагоприятных политических обстоятельств, впоследствии был оторван от родной ему семьи и мало по малу, под влиянием чуждой для него обстановки, стал терять основные принципы своей народности, в числе которых первым было православие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Между причинами, по которым отстраняемы были в прежнее время ходатайства о перенесении мощей Преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, указывались, между прочим, следующие: а) гражданская незначительность г. Полоцка; б) неблагоприятное по отношению к Православно географическое и этнографическое положение его; в) уединенность в краю относительно отдаленном; г) нравственное и вещественное преобладание здесь населения иноверного (Указ Св. Синода от 26 Июля 1860 г. за 3378). Но изложенные здесь причины, которые могли признаваться благословными и уважительными в 1860 г., после событий 1861–1863 г.г. и после устройства железных путей сообщения, по которым так же удобно стало отвсюду иметь сообщение с Полоцком, как и с Киевом, – причины эти такого значения иметь уже не могут. Итак перенесение мощей препод. Евфросинии, Княжны Полоцкой, из Киево-Печерской Лавры, в созданную ею Полоцкую Спасскую обитель, и в прежнее время всегда вожделенное, ныне особенно благовременно и благопотребно для православного населения Белорусского края, и в особенности для жителей города Полоцка, к ограждению их от опасного для чистоты Православия влияния латинских святынь и к утверждению их в преданности св. православной церкви». Такого же содержания, как и вышеизложенный, Указ послан был из Св. Синода и к Высокопреосвященному Арсению Митрополиту Киевскому, на который им, от 27 марта 1873 г., за 72 дан следующий ответ 933 : «а) Назад тому лет тридцать, при самом начале обращения Унии в Православие и несколько позже того был еще некоторый благовидный предлог желать и домогаться перенесения мощей Преподобной Евфросинии в Полоцк, для закрепления новообращенных Полочан в Православии, но и тогда Святейший Синод, по тщательном и всестороннем обсуждении дела, домогательства сего не признал заслуживающим удовлетворения. А теперь в продолжении столь многих лет Полоцкая Паства, без сомнения, успела уже с православием освоиться и в вере утвердиться, и за тем в перенесении мощей в Полоцк никакой серьезной надобности, кроме прихоти человеческой, не усматривается.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Стены храма сближают его, а самые точные копии с икон, наиболее чествуемых православным народом, пробуждают в нем сознание родства с общим нашим отечеством. Но по силе воспитания и привычки тот же самый народ для удовлетворения своей религиозной потребности и все еще продолжал обращаться к иноверным алтарям. Чтобы изгладить в нем воспоминание об иноверии, лет десять тому назад граждане ходатайствовали у Правительства о перенесении в Спасскую обитель мощей препод. Евфросинии, но опечалены были решительным отказом. Наконец, усиленному ходатайству Вашего Преосвященства мы обязаны утешением видеть и лобызать в стенах здешнего храма вожделенную святыню – часть мощей святой строительницы храма. Молитвами паствы Вашей и предстательством Преподобной Евфросинии да сподобит Вас Господь быть свидетелем всецелого воскрешения здешнего края и да продлит жизнь Вашу на многия лета». По поводу описанного пред сим торжества написана была небольшая статейка Инспектором Витебской гимназии А. Андрущенко и послана была, для напечатания, в редакцию Московских Ведомостей, но почтенная редакция не соизволила дать ей место в своей газете. Тогда статья отправлена была в редакцию Виленского Вестника, где она и помещена была в 74, от 6-го июля 1871 г. Вот что было написано в этой статье: «12 и 13-е числа минувшего мая месяца ознаменованы были у нас в Витебске событием, которое не может остаться незамеченным обитателями всего Белорусского края. Событие это – перенесение части мощей преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, из Витебска в Полоцк. Чтобы понять настоящее значение этого события стоит только припомнить историческую судьбу края. Живя сначала одною общею жизнью с остальною Русью, Белорусский край, в силу неблагоприятных политических обстоятельству впоследствии был оторван от родной ему семьи и мало по малу, под влиянием чуждой для него обстановки, стал терять основные принципы своей народности, в числе которых первым было православие. Из истории известно, что ничто в этом крае не навлекло на себя столько преследований, как православие. Те, которые настойчиво и неуклонно стремились отчуждить этот край от России, верно поняли, что для достижения этой цели им нужно поколебать основы религии, ибо единственно только в ней коренились воспоминания о былых временах общерусской жизни. Известно также, что ничто не встречало такого энергического отпора, такого отчаянного противодействия, как посягательство на религию. Но, несмотря ни на какие усилия, противники, на стороне которых были и нравственные и материальные средства, восторжествовали, и в этом крае, путем насилия, введена была, наконец, уния – эта странная и неудачная компиляция религиозных понятий и обрядов. Но обстоятельства переменились. Силою оружия этот край был присоединен к России, однако прежняя религиозная связь его с последней значительно ослабела. Для скрепления ея русское правительство принимало разные меры и, наконец, успело достигнуть того, что униаты присоединились к православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010