Святые предстоятели Английской Церкви Кентерберийский собор В 1997 году в Англии праздновали 1400-летие крещения английского народа – в 597 году, с которого начался тот 450-летний период, когда Английская Церковь была в каноническом общении с православным Востоком, вместе с которым исповедовала общую православную веру. Весь этот период главным духовным центром Англии был город Кентербери – английский Константинополь, или, если угодно, английский Киев, – родина и столица Английской Церкви. Наиболее значимыми фигурами того времени были, конечно, 35 православных архиепископов Кентерберийских, 22 из которых почитаются в лике святых. Почитание одних из них общенациональное, других – местное. Две трети православных предстоятелей Английской Церкви жили святой жизнью, и это примечательно, особенно если учесть, что за период после великого раскола было канонизировано только трое католических архиепископов Кентерберийских, живших вскоре после раскола – в XI–XIII веках. Кем же были 22 архиепископа, которых по их святой жизни мы можем с почтением назвать «патриархами Английской Церкви»? Святитель Августин – 1-й архиепископ Кентерберийский и апостол англов (597 – ок. 604). Наиболее полное описание миссионерских трудов святителя Августина можно найти у преподобного Беды Достопочтенного в его «Церковной истории народа англов». Страница из Евангелия, принадлежащего святителю Августину. Кон. VI в. Он был послан в Англию из Сицилии или, возможно, из южной Италии святым папой Григорием Двоесловом, которого тоже именуют апостолом англов. За недолгий семилетний срок своего служения в Англии святой Августин сумел учредить среди англов Церковь и обратить в христианство королевство Кент. Сохранились частицы мощей святителя, а также его личное Евангелие . Святителю Августину составлена православная служба на английском языке . День его памяти – 26 мая по старому стилю. Питер Мерфи. Святитель Лаврентий Святитель Лаврентий – 2-й архиепископ Кентерберийский (ок. 604 – 619). Он тоже был родом из Италии, возможно из Рима. Святитель Лаврентий продолжил начатые святителем Августином труды по устроению Английской Церкви, в чем ему чудесным образом помогал апостол Петр – свидетельства этого приводит преподобный Беда Достопочтенный. Это не единственный пример попечения святого апостола об Англии: по преданию, Петр сам проповедовал в завоеванной римлянами Британии.

http://pravoslavie.ru/46671.html

Оставалась одной из самых почитаемых святых жен в Англии, особенно на юге страны, долгое время. После разорения ее монастыря датчанами в 1011 г. мощи святой Мильдреды были перенесены в церковь святого Августина в Кентербери; часть их сохранилась. Святую Мильдреду почитали и в Бельгии, где в Девендере хранилась часть ее мощей. Житие святой Мильдреды описывает ее «всегда милосердной, всегда кроткой и тихой». Почитается как покровительница бедных и сирот и «чудотворица всего Кента». Известны случаи посмертных явлений святой Мильдреды. Однажды, после ее упокоения, звонарь задремал, находясь в часовне. Ему явилась святая и сказала: «Это часовня, а не спальня». Много церквей в Кенте и других графствах Англии освящены во имя святой Мильдреды, в том числе одна на острове Уайт. Сейчас на острове Танет рядом с тем местом, где высадился в Англии святитель Августин, действует бенедиктинский католический монастырь, хранящий часть мощей святой Мильдреды. Эта святая также почитается в Утрехте и во фламандском местечке Millam. Святой Мильдреде в начале XXI в. была составлена православная служба на английском языке. В житиях древних британских и ирландских святых нередко встречаются описания видений духовного мира. Так, преподобный Беда Достопочтенный описывал чудесное видение святым Дритхельмом († ок. 700; память 17 августа) адских мук, уготованных грешникам, – после этого видения святой перешел жить в монастырь Мелроуз в Шотландии, где вел подвижническую жизнь. Видения рая и ада сподобился и великий ирландский святой миссионер Фурсей, а также многие другие святые. А вот что пишет в книге «Душа после смерти» иеромонах Серафим (Роуз): «Епископ Игнатий не был знаком с многочисленными ранними православными западными источниками, которые никогда не переводились на греческий или русский и которые так изобилуют описаниями мытарств. Название “мытарства”, как кажется, ограничивается восточными источниками, но описываемая в западных источниках реальность тождественна. Например, святой Колумба († 597), основатель монастыря на острове Ионы в Шотландии, много раз за свою жизнь видел в воздухе битвы демонов за души умерших. Святой Адамнан († 704) рассказывает об этом в написанном им житии святого. Вот один из случаев. Однажды святой Колумба созвал своих монахов и сказал им: «Поможем молитвой монахам игумена Комгала, которые утопают в этот час в телячьем озере, ибо вот в этот момент они сражаются в воздухе против сил зла, тщащихся захватить душу чужестранца, которая утопает вместе с ними». Затем после молитвы он сказал: «Благодарите Христа, ибо сейчас святые ангелы встретили эти святые души, освободили того чужестранца и с торжеством спасли его от воинствующих демонов».

http://pravoslavie.ru/34083.html

Праздник Сретения Господня (Candlemas – дословно «праздник свечей», так как в некоторых англиканских храмах на Сретение совершается благословление горящих свечей), отмечаемый 2 февраля – на сороковой день после Рождества Христова – когда-то широко отмечался в Англии и был одним из любимых праздников. Англичане также называют его «Днем очищения Марии». Сегодня сохранились некоторые связанные со Сретением поговорки, а также такие названия, как «Сретенский звон колоколов», «Христов цветок», «прекрасные девы февраля» и «цветы очищения» (последние три являются ласковыми названиями подснежников). Существовали также традиции, связанные с воспоминанием о детстве Христа. Так, англичане верили, что можжевельник обладает особыми защитными свойствами, так как, по легенде, это дерево защитило Младенца Христа во время бегства в Египет. И сегодня охотники верят, что лисы и зайцы, за которыми ведется охота, находят себе убежище под этим деревом, как было и с младенцем-Иисусом. Лаванда, согласно поверью, приобрела свой сладкий ароматный запах потому, что Богоматерь сушила пеленки младенца-Христа на кусте лаванды. Несмотря на реформацию и иконоборческий период в истории Англии, Пресвятая Дева до сих пор присутствует в английских традициях. Неслучайно Англия некогда была известна как «приданое Марии», так же как и Россия перед революцией была названа «домом Пресвятой Богородицы». Сегодня у нас остались красивые названия праздников, связанных с Богородицей. Так, праздник Благовещения в Англии до сих пор называется «Днем Богородицы» (Lady day – дословно «день Госпожи»), праздник Успения Пресвятой Богородицы звучит как «Богородица урожая» (Our Lady in harvest – дословно «Наша Госпожа урожаев»), а праздник Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы по-английски звучит как «Богородица декабря» (Our Lady in December – дословно «наша Госпожа декабря»). Божья коровка (насекомое) по-английски звучит как «птица Богородицы» (Lady bird – дословно «птица Госпожи»). Ряд видов насекомых, рыб, а особенно цветов и других растений названы в честь Девы Марии. В честь Богородицы названы такие цветки, как аронник пятнистый (Our Lady " s smock – «Сорочка нашей Госпожи»), бархатцы и ноготки (marigold – «золото Марии»), а также лютик «Lady bell – «колокольчик Госпожи»). Некоторые виды фиалок, кислицы, таволги, пастушьей сумки и других растений в английском языке тоже названы в честь Божией Матери. Как было бы достойно украшать некоторыми из этих цветов иконы Богоматери в Богородичные праздники и дни, когда отмечается память отдельных Ее икон! Вполне возможно, что в прошлом такая практика имела место, и именно от нее некоторые цветы получили свои названия. Великий историк и духовный писатель преподобный Беда Достопочтенный в VIII веке назвал белую лилию (по-английски «Madonna lily», или «Mary lily» – «лилия Марии») эмблемой праздника Успения Богородицы.

http://pravoslavie.ru/58579.html

Встреча с Православием/Святые и святыни 22 года святой Савва совершал богослужения, исповедовал монахинь и просвещал народ, особенное попечение имея о вдовах, сиротах и бедняках. Когда наступал вечер, он, весь день трудившийся над писанием икон или принимавший исповедь, брал в руки железный лом и тесал им камни, чтобы, как он говорил, не даром есть свой хлеб. Во время Второй мировой войны он проводил целые ночи в молитвах, предстательствуя за народ, а когда над монастырем пролетали вражеские самолеты, осенял их крестным знамением. Сын язычника и христианки, святой Никон был взят на службу в армию и однажды в бою оказался в ситуации, когда его жизни угрожала опасность. Тогда он вспомнил наставления благочестивой матери и воскликнул: «Господи Иисусе Христе, приди ко мне на помощь!» Вооружившись знамением креста, он бросился в битву, откуда вышел славным победителем. Вернувшись на родину, Никон навестил мать, рассказал ей об этих событиях и поделился своими планами отправиться на Восток, к источникам веры, дабы там креститься. Преподобный Беда Достопочтенный Преподобный Беда Достопочтенный Святой Патрикий никогда не пренебрегал выполнением ежедневного молитвенного правила, был ли он в одном из основанных им монастырей или в путешествии. Правило состояло в прочитывании вслух всей Псалтири, а также других богодухновенных текстов. Каждый час дня он сто раз осенял себя крестным знамением, а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался перед ним. В миссионерских поездках он не раз мог быть убит своими противниками, но ангел Ирландской Церкви избавлял его от опасности ради пользы верующих. Протоиерей Андрей Ткачев В других разделах

http://pravoslavie.ru/put/page39_1083.ht...

Встреча с Православием Сын язычника и христианки, святой Никон был взят на службу в армию и однажды в бою оказался в ситуации, когда его жизни угрожала опасность. Тогда он вспомнил наставления благочестивой матери и воскликнул: «Господи Иисусе Христе, приди ко мне на помощь!» Вооружившись знамением креста, он бросился в битву, откуда вышел славным победителем. Вернувшись на родину, Никон навестил мать, рассказал ей об этих событиях и поделился своими планами отправиться на Восток, к источникам веры, дабы там креститься. Виктория Свердлова Георгий Битбунов Преподобный Беда Достопочтенный Преподобный Беда Достопочтенный Диакон Павел Сержантов Игумен Амвросий (Коньков) Иеромонах Павел (Щербачёв) Иеродиакон Никон (Париманчук) Святой Патрикий никогда не пренебрегал выполнением ежедневного молитвенного правила, был ли он в одном из основанных им монастырей или в путешествии. Правило состояло в прочитывании вслух всей Псалтири, а также других богодухновенных текстов. Каждый час дня он сто раз осенял себя крестным знамением, а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался перед ним. В миссионерских поездках он не раз мог быть убит своими противниками, но ангел Ирландской Церкви избавлял его от опасности ради пользы верующих. В других разделах

http://pravoslavie.ru/put/page158_1078.h...

В четвертый день – солнце, луну и звезды. Эти три великих дела сотворил Бог в четвертый день. В пятый день – китов великих, рыб и пресмыкающихся в водах, птиц крылатых. Эти три великих дела сотворил Бог в пятый день. В шестой день – зверей, скот, пресмыкающихся по земле и человека. Эти четыре великих дела сотворил Бог в шестой день. И было всех дел, сотворенных Богом в шесть дней, двадцать два. И окончил Бог в шестой день все, что было на небесах и на земле, в морях и безднах, во свете и во мраке и во всем прочем» [цит. по: 144, сс. 349–350]. Преподобный Беда Достопочтенный : «По закону народ должен шесть дней работать, а в седьмой – отдыхать; шесть лет велено ему пахать и собирать урожай, а в седьмой – перестать трудиться. Ибо и Господь за шесть дней сотворил красоту мира, а в седьмой отдыхал от трудов. Всем этим мы таинственно получаем наставление, что те, кто в веке сем, насчитывающем шесть эонов, трудятся, совершая добрые дела для Господа, в будущем будут приведены Господом к субботе, то есть к вечному покою» [цит. по: 9, с. 59]. Преподобный Максим Исповедник : «Творческая сила естества понимается как число шесть не только потому, что в шесть дней Бог создал небо и землю, но и потому, что только это число из всех чисел есть самое совершенное и состоящее из собственных частей» кн. 2, с. 104]. Преподобный Анастасий Синаит : «Он и все творение исполнил в семь дней, дабы была явлена нетварная Троица; ибо (число) семь твари и три Нетварных составляют вместе полноту числа десяти» с. 80]. Преподобный Симеон Новый Богослов : «Бог в начале, прежде чем насадил Рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нем, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царем всего видимого творения» с. 367]. Преподобный Евфимий Зигабен : «Таковыми называет те светила, которые созданы в четвертый день, а светом тот, который создан в первый день» с. 411]. Святитель Григорий Палама : «Бог в шесть дней, не только создав весь этот чувственный мир и украсив его, но и единого, составленного из чувственного и духовного элементов, живого человека создав и оживотворив и даровав ему власть над живыми существами и растениями на земле, в седьмой день почил от всех Своих трудов, как научил нас Моисей, последующий созерцатель бывшего задолго до него сотворения мира, а лучше сказать – Дух Святой, Который человеколюбиво чрез его уста возвестил нашим устам и душам» ч. 1, с. 175–176].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

9.1 Экзегетическое наследие святителя Фотия Богатое и оригинальное экзегетическое наследие святителя Фотия Великого не так давно увидело свет в новых критических изданиях и уже привлекло внимание международной научной общественности. При том, что догматическое учение и церковная политика святителя Фотия весьма часто становились предметом полемики на Западе, его значительный вклад в толкование Священного Писания, и особенно Нового Завета, напротив, до сих пор не сподобились не только общего изложения, но и какого-то особого удивления. К экзегетическим трудам великого патриарха относятся: «Амфилохии» (μφιλχια), или «Священных слов и вопросов обсуждение» (Λγων ερν κα ζητημτων ερολογαι), или же, как сам автор объясняет в прологе: «Собрание священных слов, в которых разрешаются вопросы касательно Божественного Писания». Речь идет о сборнике 310 (плюс еще 16 дополнительных, а по собственному исчислению автора – 300) ответов на соответствующие недоумения, которые предложил святителю Фотию митрополит Кизический Амфилохий. Из этих ответов примерно 260 посвящены библейским темам, а другие касаются философии, грамматики, истории, догматики и даже вопросов медицины и естествознания. Данный труд был составлен, вероятнее всего, во время первого изгнания святого отца в 869–877 (упоминание о «множестве искушений и скорбей» 2003 ). Принадлежит к известному экзегетическому жанру «недоумений» (πορα ες τν θεαν Γραφν) или «вопросов и ответов», который возникает уже в IV веке ( Евсевий Памфил , святитель Василий Великий , блаженный Феодорит) и с V века получает широкое распространение в христианской экзегетической письменности Востока и Запада (святитель Исихий Иерусалимский , преподобные Исидор Пелусиот , Максим Исповедник , Анастасий Синаит , блаженный Иероним, блаженный Августин , Беда Достопочтенный и др.). Епископ Амфилохий предлагает в форме вопросов различные трудные места Писания, и особенно такие, в которых, по его мнению, присутствует неясность или противоречия (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ХИБАЛЬД ЛИНКОЛЬНШИРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Хибальд Барднейский (Hybald, Hibald, Higbald)(+ VII ), игумен , преподобный . Память 14 декабря . Св. Беда Достопочтенный упоминает о Хибальде, как о человеке большой святости. Он похоронен в Хибальдстоу (Hibaldstow). Он упоминается в Эксетерском мартирологе XI века. Ему посвящены четыре храма в Линкольншире . Тропарь, глас 4 Thou didst love Christ all thy life, O blessed one,/and longing to work for Him as a hermit/thou didst struggle by the pools and carrs of Lindsey with good works, prayer and labour./With penitent heart and great love for Christ/thou worked with missionary zeal for the Lord./Wherefore we cry to thee:/beseech the Lord that our labours may be blessed and that our souls may be saved. Иной тропарь Blessed one you loved Christ all your life,/and longing to work for Him as a hermit/you struggled by the pools and carrs of Lindsey with good works, prayer and labour./With a penitent heart and great love for Christ/you worked with missionary zeal for the Lord./Wherefore we cry to you:/beseech the Lord that our labours may be blessed and that our souls may be saved. Использованные материалы Редакция текста от: 28.12.2007 20:52:46 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/8321.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АМВРОСИЙ (Погодин Алексей Александрович; 1925–2004), архим. Православной Церкви в Америке, богослов, церк. писатель АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.)

http://pravenc.ru/rubrics/122394.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия (см. также " Общая история Церкви " ) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЛЕШ Павел (род. в 1935 г.), прот., д-р богословия, проф. церковной истории, директор канцелярии епархиального управления Оломоуцко-Брненской епархии, член Митрополичьего совета Православной Церкви Чешских земель и Словакии АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АМВРОСИЙ (Погодин Алексей Александрович; 1925–2004), архим. Православной Церкви в Америке, богослов, церк. писатель АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая)

http://pravenc.ru/rubrics/122392.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010