Язычники повели святого к месту казни, чтобы обезглавить. Но когда они проходили мост через реку, то вынуждены были остановиться, так как великое множество людей – мужчин и женщин, пришедших по промыслу Божию посмотреть на дивного мученика Албана, – заполнило мост. Нечестивый и кровожадный судья остался один в городе до самого вечера, не имея ни слуг, ни помощников, постясь против своей воли. Желая скорее пострадать за Христа, святой Албан, не имея возможности перейти мост, спустился к реке и обратил свой взор к небу в молитве. Внезапно воды реки расступились, обнажив дно, и перед Албаном появилась дорога на другой берег, о чем он и просил Господа. Палач, который должен был обезглавить Албана, был так поражен увиденным чудом, что немедленно бросил меч. Он побежал вслед за Албаном и, как только они перешли реку, пал к его ногам и признался, что хотел бы скорее умереть вместе с ним, чем предавать его смерти. Теперь бывшего палача и мученика, которого он должен был обезглавить, объединяла святая вера. Неподалеку находился пологий холм, украшенный дивными цветами. По словам преподобного Беды, «давно он готовил свою красу к тому, чтобы принять кровь блаженного мученика». Беда Достопочтенный подробно описывает эту возвышенность, и из его описания видно, что это был, скорее всего, существующий и поныне Холмхерст-Хилл. Святой Албан быстро на него поднялся и в молитве попросил у Господа послать на этот холм воду. Тотчас источник брызнул у самых ног святого и потек вниз с холма, так что удивленный народ понял, что это чудо совершилось силой Божией по молитве Албана и что даже стихии слушаются угодников Божиих. Этот источник существовал долгое время и обладал целительной силой. Святой Албан был обезглавлен на этом холме и получил мученический венец на небесах. Но палачу, исполнившему приговор, не довелось увидеть мертвое тело Албана, потому что его глаза вывалились из глазниц и упали на землю в один миг со святой главой мученика. Кстати, с тех пор этот эпизод часто изображался и изображается до сих пор многими живописцами.

http://pravoslavie.ru/31024.html

Святой Ниниан Уитхорнский, апостол южных пиктов, чудотворец (Память 26 августа/8 сентября) Дмитрий Лапа Святой Ниниан (Ниниа) , бритт по происхождению, по праву почитается как один из величайших святых Шотландии и «апостол южных пиктов» . К сожалению, до наших дней дошло немного сведений о жизни и деяниях этого любимого многими шотландцами святого. Однако, кроме древних преданий, о святом Ниниане сохранилось несколько письменных свидетельств. Преподобный Беда Достопочтенный, авторитетный историк начала VIII века, упоминает Ниниана в «Церковной истории народа англов». В IX веке анонимный автор рассказал о чудесах святого Ниниана, в XII веке агиограф Айлред из аббатства Риво и ирландский архиепископ Армы Джеймс Ашер в первой половине XVII столетия тоже писали о жизни и почитании этого святого угодника. В монастыре города Тур Ниниан стал учеником святого Мартина. Возможно, им он был посвящен во епископа Скорее всего, будущий святой родился во второй половине IV века – возможно, около 360 года. Он принадлежал так называемой «римо-британской традиции» раннего британского христианства. Вероятнее всего, его родиной была Камбрия на северо-западе нынешней Англии; по крайней мере, нет никаких сомнений в том, что будущий светильник шотландской Церкви родился к югу от Адрианова вала на севере страны. Согласно некоторым источникам, отец Ниниана был местным правителем и исповедовал христианство. Еще в юном возрасте святой Ниниан ясно ощутил свое призвание просвещать родную страну светом Христовым. По преданию, вскоре молодой человек поехал обучаться в Рим, а спустя некоторое время – посетил Галлию, где в монастыре города Тур он познакомился со святым Мартином – великим миссионером и отцом-основателем монашества в Галлии. Существует мнение, что святой Ниниан был посвящен во епископа либо в Риме, либо в Галлии (если его посвятили во епископа в Галлии, то хиротонию, без сомнения, совершил святитель Мартин Турский). Вдохновленный примером святого Мартина, святитель Ниниан около 394 года отправился из Галлии в Шотландию. Центром своей миссионерской деятельности в Шотландии он сделал полуостров Уитхорн, находящийся в нынешнем округе Дамфрис и Галлоуэй на юго-западе страны. Из этого центра святитель успешно проповедовал Евангелие южным пиктам и привел многих из них ко Христу. Угодник Божий также проповедовал Благую Весть и ирландским поселенцам в Шотландии, и его труды во славу Божию принесли огромные плоды. Нет никаких сомнений, что святой Ниниан учредил на полуострове Уитхорн свою епископскую кафедру, а также основал церковь и монастырь, который был посвящен святителю Мартину (это было уже спустя некоторое время после кончины святого Мартина). Историки полагают, что сам Мартин отправил вместе со святым Нинианом искусных каменщиков из Галлии, которые в дальнейшем помогли ему выстроить церковь на Уитхорне.

http://pravoslavie.ru/81935.html

За XI век монахи Ившема и некоторых тесно связанных с ним обителей, как, например, Уинчкомб графства Глостершир, восстановили монашескую жизнь в Ярроу (где в свое время подвизался преподобный Беда Достопочтенный), Уитби (монастырь великой святой игуменьи Хильды), Йорке (монастырь Пресвятой Девы Марии) и других местах. Такими теплыми братскими были отношения между монастырями Ившема и Йорка, что насельники обоих считали друг друга членами одного братства. Так Мерсия спустя столетия сторицей отблагодарила северную Англию за то, что ее великий святитель Вилфрид Йоркский в VII веке основал ряд монастырей в Мерсии, находившейся тогда еще под сильным влиянием язычества. У Ившема были как минимум три зависимые обители. Одна из них с XI века находилась в Пенвортхеме графства Ланкашир, причем аббат Ившема назначал приоров Пенвортхема. Этот монастырь просуществовал много лет, но от его построек, к сожалению, ничего не сохранилось. Второй зависимой от Ившема обителью был монастырь в Олкестере, что в нескольких милях от Ившема, называвшийся «Пресвятая Богородица острова». Он был учрежден в 1140 году, но в XIV веке был объединен с Ившемом в один монастырь. Третья дочерняя обитель находилась в Дании. По преданию, датский король Эрик I Добрый (1070–1103) в 1095 году попросил английского короля Вильгельма Рыжего (1056–1100) отправить к нему в Данию 12 монахов из Ившема для основания обители в Оденсе. Говорили, что влияние английского монашества на христианство Дании в то время было немалым. Примечательно, что после Реформации и закрытия в Англии всех монастырей бывший насельник Ившема Джон из Фекенхема пытался возродить бенедиктинское монашество в стране. Ему это частично удалось: монашеская жизнь была его стараниями возобновлена в Вестминстере, но после смерти королевы-католички Марии Тюдор в 1558 году снова прекратилась на долгие столетия. Другие святые, связанные с Ившемом Ившем был славен многими святыми мужами. Так, восьмой игумен Ившемского монастыря Кредан, о котором, увы, не сохранилось почти никакой информации, тоже почитается в лике святых (он преставился около 780 года; день памяти – 19 августа).

http://pravoslavie.ru/50899.html

Церковь Пресвятой Богородицы в Рединге Преемником святого Бирина в его трудах на кафедре стал святой Агильберт (память 11/24 октября). Он был франком по происхождению, принял монашество в молодые годы и некоторое время подвизался в монастыре в Жуаре, в Галлии, под руководством святого игумена Адона. Преподобный Беда Достопочтенный свидетельствует, что в течение нескольких лет Агильберт в Ирландии обучался у опытных в монашеском деле наставников и изучал Священное Писание. Точно не известно, в Галлии или Ирландии Агильберта посвятили в епископа. Но точно известно, что из Ирландии в 650 году он, уже будучи епископом, переехал в Англию, где незадолго до этого отошел ко Господу святитель Бирин. Преемник короля Кинегильса король Кенвал Уэссекский, правивший с 643 по 674 год, пригласил Агильберта на кафедру Дорчестера. В течение последующих десяти лет, с 650 по 660 год, святой Агильберт был епископом Дорчестера и всего Уэссекса. Он был деятельным миссионером и просветителем жителей Уэссекса, став достойным преемником святого Бирина. Хотя Агильберт и стяжал славу ученого, мудрого и усердного епископа, однако он так и не смог освоить уэссексский диалект. Сами жители Уэссекса понимали франкский диалект, на котором говорил Агильберт, но считали его «варварским». Скорее всего, именно по этой причине король Кенвал примерно в 660 году разделил кафедру Дорчестера на две, основав новую епархию в Винчестере. При этом он даже не посоветовался со святителем Агильбертом. Епископом Винчестера Кенвал назначил Вине (он позднее был уличен в симонии). Святитель Агильберт покинул Уэссекс. По некоторым сведениям, он на время переехал в Нортумбрию, где вскоре рукоположил святого Вилфрида в иерея, а в 663–664 годах участвовал в церковном соборе в городе Уитби. После этого Агильберт возвратился в Галлию. Здесь в городе Компьень он рукоположил святого Вилфрида в епископа. Между 666 и 668 годами святой Агильберт стал епископом Парижским. Он оставался на этой кафедре, возможно, до конца своих дней. В 668–669 годы святого Агильберта посетил святитель Феодор, позднее ставший величайшим архиепископом Кентерберийским. Святой Агильберт рассказал Феодору о положении Английской Церкви, что было весьма для него полезным. В начале 670-х годов Кенвал предложил Агильберту вернуться на епископскую кафедру Винчестера, но святитель отказался, решив остаться до конца своих дней в Галлии. Он умер между 679 и 690 годами в глубокой старости и был похоронен в монастыре в Жуаре, где второй игуменьей была его родственница святая Агильберта, умершая в 680 году (день ее памяти – 10 октября). Рака святого Агильберта, датируемая VII веком, сохранилась в прекрасном состоянии. Она находится в Жуаре и по сей день.

http://pravoslavie.ru/39191.html

Позднее этот монастырь назвали «Перонна ирландских святых». Обитель Ланьи, основанная Фурсеем, долгое время сохраняла статус одного из важнейших ирландских христианских центров. Преподобный Беда Достопочтенный и другие авторы свидетельствовали, что на протяжении многих лет после упокоения Фурсея его мощи источали необычайно приятный аромат. В 654 году мощи Фурсея переложили в красивую раку в форме маленького дома, подготовленную, возможно, святым Элигием, просветителем Фландрии. Церковь св. Иоанна Крестителя в Перонне, Франция (фото - Michael Krier) Во время Франко-прусской войны церковь в Перонне сгорела дотла, но мощи святого снова не пострадали В 1056 году честные останки святого были переложены в новую великолепную раку в Перонне, это повторилось 200 лет спустя — 17/30 сентября 1256 года, при короле Людовике IX (правил с 1226 по 1270 год). Большая часть мощей Фурсея просуществовала до Великой французской революции. Во время революции реликварий с честной главой святого (в отличие от остальных мощей) чудом сохранился, а в 1870–1871 годы, во время Франко-прусской войны, церковь превратилась в пепел, в то время как мощи снова оказались целыми и невредимыми! По всей вероятности, часть черепа святого сохранилась до наших дней и пребывает в церкви святого Иоанна Крестителя в Перонне. В Средние века считалось, что часть его мощей также хранилась в Кентербери в Англии. А еще частица мощей угодника по сей день хранится в Амьенском кафедральном соборе в честь Божией Матери во Франции. Амьенский собор Преподобного Фурсея по-прежнему почитают в Ирландии, Англии и Франции, где он увековечен на витражах, фресках, в скульптурах и других памятниках, а кое-где — даже изображен на православных иконах. Немало населенных пунктов названы его именем. Ряд приходских церквей в Ирландии освящены в его честь. Так, ему посвящена католическая церковь в маленьком городе Хаггардстаун ирландского графства Лаут. Другая посвященная ему католическая церковь находится в местечке Бантир графства Корк, а неподалеку бьет источник святого Фурсея.

http://pravoslavie.ru/97437.html

Встреча с Православием Иеромонах Симеон (Томачинский) Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Протоиерей Андрей Филлипс Иеромонах Серафим (Старков) Схиигумен Савва (Остапенко) Протоиерей Андрей Ткачев Протоиерей Андрей Филлипс Святителя Альдгельма (память 25 мая/7 июня – преставление), жившего в «золотой век» английского Православия, бесспорно, можно назвать величайшим ученым не только Англии, но и всей Западной Европы VII столетия. Как писал о нем преподобный Беда Достопочтенный, «Альдгельм был известен как гладкостью своего стиля, так и эрудицией в церковных и общих науках». К сожалению, о нем сейчас знают мало, а его творения, включающие стихотворения, 13 писем и пространное поучение о целомудрии, были переведены на современный английский язык лишь во второй половине XX века. Иеромонах Арсений (Писарев) Епископ Феодор (Текучев) Когда мать рожает и не может разрешиться от бремени, она обращается к Церкви! Когда надо крестить младенца, мы обращаемся к Церкви. Надо миропомазывать — Церковь для нас совершает это Таинство. Надо причастить младенца — опять мы обращаемся к Церкви. Надо нам исповедоваться, каяться в своих грехах — мы обращаемся к Церкви. Заболеваем — обращаемся к Церкви. Посещает нас радость — обращаемся к Церкви, чтобы воздать благодарение Господу, благодеющему нам! Собираемся венчаться — обращаемся к Церкви. Думает ли кто принять монашество — Церковь облекает его в ангельский образ. Протоиерей Андрей Ткачев Иеромонах Иов (Гумеров) Сегодня знаменательный день, ибо закончился целый период церковного года. Он начался с покаяния мытаря – с приготовительной седмицы перед Великим постом. И мы помним то воскресенье, когда приносили мытарево покаяние. Прошли приготовительные седмицы, прошли Великий пост, Святую Четыредесятницу, затем молились во время Страстной седмицы. Встретили Святую Пасху, пережили с победоносной радостью Светлое Христово Воскресение и всю Светлую Седмицу были в праздничном победоносном настроении. Прошли святую Пятидесятницу, и вот, после дня Пресвятой Троицы, после сошествия Святаго Духа мы сегодня, в ближайшее воскресенье по Пятидесятнице, торжествуем всех святых, которые угодили Богу. (MP3 файл. Продолжительность 11:52 мин. Размер 5.7 Mb) Елена Лебедева Схиигумен Савва (Остапенко) Александр Богатырев Архиепископ Егорьевский Марк (Головков) В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page108_1078.h...

Недавно святителю Плегмунду была составлена православная служба на английском языке. Святые Вульфхад и Руфин, мученики в Стоуне Хотя Стоун расположен рядом со Стоком-на-Тренте и «Гончарнями» , он до сих пор является миловидным торговым городком графства Стаффордшир. Выезжая из города по направлению к деревне Оултон, можно увидеть замечательные виды сельской местности над бегущими волнистыми лесами и пастбищами. Местная церковь освящена в честь архангела Михаила, но более ранняя церковь на этом месте была монастырской, освященной в честь святой Марии и святого Вульфхада. Кем же был святой Вульфхад? Церковь-приорат св. Марии и св. Хардульфа в Бридоне-Он-Де-Хилл Рассказ о нем и его брате Руфине встречается у автора по имени Спид в 1632 году. Более ранним источником был Роберт из Суоффема (XIII в.). Согласно этому источнику, в VII веке мерсийский король Вульфхер женился на святой принцессе Эрменильде Кентской. У них было два сына – Вульфхад и Руфин, обращенные в христианство и крещенные святителем Чедом Личфилдским. Узнав об этом, их отец, возвратившийся в язычество, пришел в ярость и погнался за братьями из своего дворца в Бери-Бэнке. Святого Вульфхада он догнал и убил в Стоуне, а святого Руфина – неподалеку, в Берстоне. Их мать приказала похоронить братьев под большой грудой камней, отчего город и получил название Стоун. Вскоре на этом месте вырос монастырь при деятельном участии самого короля Вульфхера, которого святитель Чед убедил вернуться к христианской вере. Эта поздняя история об убиении двух братьев запутанная и запутывающая. Во-первых, согласно более ранним источникам, король Вульфхер был убежденным и преданным христианином, а во-вторых, именно он основал монастырь в Питерборо и начал просвещать жителей острова Уайт. Авторитетный историк преподобный Беда Достопочтенный писал в первой половине VIII века: «Через три года после смерти короля Пенды в 655 году дуксы народа мерсийцев Иммин, Эфа и Эдберт восстали против короля Освиу и поставили своим королем Вульфхера, юного сына Пэды, которого они скрывали. С отвагою они изгнали наместников чужого короля и восстановили свою страну и свою свободу. Освободившись и поставив себе короля, они поклялись служить истинному Царю – Христу ради вечного спасения на небесах. Король Вульфхер правил мерсийцами 17 лет (658–675). Первым епископом при нем был Трумхер, вторым – Яруман, третьим – Чед, а четвертым – Винфрид. Все они по очереди управляли епископством мерсийцев при короле Вульфхере».

http://pravoslavie.ru/31495.html

Поскольку Лестершир расположен в центральных районах Англии (Мидлендс), где есть местечко Бертон-Он-Трент, в котором подвизалась святая Модвенна, то можно предположить, что святой Хардульф обучал там ее монашеской жизни. Хардульф, отшельник в Бридоне, подобно многим другим пустынникам, построил здесь келью и часовню. На их месте теперь стоит приходская церковь святой Марии и святого Хардульфа, что подтверждается археологическими исследованиями, проведенными под полом этой церкви. День памяти святого Хардульфа отмечается 6/19 августа, иногда также 21 августа/3 сентября. Мы считаем ошибкой, когда святого Хардульфа и многих других древних английских святых называют бенедиктинцами, как делают неправославные. Этот термин в современном его смысле относится лишь к определенным монахам, начиная с XII века и позже. В VII же веке в Англии и сопредельных странах подвизались монахи, следовавшие общей для всех святоотеческой традиции. Кто-то из них пользовался уставом святого Бенедикта, а кто-то – уставами других отцов неразделенной Церкви. Церковь в Бридоне является единственной, освященной в честь святого Хардульфа. Такие уникальные церкви указывают на местное почитание подвижников, которых считали почти что местными героями. Бридонский монастырь, основанный святым Хардульфом, позднее приобрел огромную славу, став значительным центром монашеской жизни и учености. В 731 году один из воспитанников Бридона, возможно прямой ученик святого Хардульфа, Татвин стал архиепископом Кентерберийским. О нем упоминал и преподобный Беда Достопочтенный. Святой Татвин позднее был канонизирован, день его памяти – 30 июля/12 августа. Старинная саксонская церковь Бридона славится своими украшенными высеченными плитами и фризами. Хотя о святом Хардульфе известно мало, имеется много литературы о «византийских» камнях и фризах этой церкви, а также изображениях на них Пресвятой Девы и архангела. Последние относятся к концу VII, или к VIII, или IX веку и напоминают подобные изображения в находящихся по соседству в Флеттоне и Касторе. Очевидно, основанный Хардульфом Бридонский монастырь в то время был важным духовным и культурным центром, поскольку имел такую значимую церковь.

http://pravoslavie.ru/31495.html

Своим важнейшим долгом ирландские монахи считали проповедь Евангелия, и это миссионерское служение многие из них совершали, находясь в пути: на утлых суденышках, сделанных чаще из кожи, чем из дерева, курраках, они переплывали с острова на остров, из одной страны в другую, благовествуя о Христе. Ирландские монахи-миссионеры несли слово Божие и в отдаленные страны: на берега Скандинавии, где ранее его никогда не слышали; в Британию, где местные христиане истреблялись и изгонялись германскими завоевателями язычниками; и даже на север континента. «Британия после крушения Рима возвращалась к язычеству. В Галлии Меровингов… совсем немного людей понимали сущность христианства, и справедливость этого мнения подтверждают письма святого Григория Турского. Ирландцы были замечательными проповедниками… Оставив имущество, семейные и гражданские обязательства, они шли куда угодно. Им были не нужны каменные стены монастырей, замков и покровительство богатых людей» . Беда Достопочтенный писал о проповедниках Евангелия, приплывавших из Ирландии в Британию, что они «проповедовали слово веры с великим рвением. Те из них, кто имел сан священника, несли уверовавшим благодать крещения… Большей частью проповедовать являлись монахи» . Странствующие монахи, по терминологии преподобного Бенедикта – гироваги, образ жизни которых этот святой не одобрял, в глазах своих соотечественников совершали подвиг «белого» мученичества: «он означал расставание с родиной ради Христа: для обозначения тоски по дому существовало специальное слово – хираэтх» . Путешествие святого Брендана. Немецкий манускрипт, ок. 1460 / Одним из самых знаменитых ирландских миссионеров был преподобный Брендан Клонфертский, прозванный Мореплавателем. Он родился в 484 году на юго-западе Ирландии в Мюистере, в семье, имевшей родство с королевской династией немногочисленного племени алтрагье, так что его родовым прозвищем было Мак Алте. Крестил его епископ Эрк. В 10 лет родители-христиане отдали его на воспитание в монастырскую школу святой Деидры, прозванной Итой. Брендан Мак Алте проучился в Слиаб Луахре у святой Иты пять лет. О том, чему, кроме грамоты, он научился в школе, можно судить по приведенному в его житии диалогу Брендана с настоятельницей обители. Когда юноша спросил преподобную, «какие три вещи приятны Богу, а какие противны», она ответила ему:

http://pravoslavie.ru/62545.html

Встреча с Православием/Святые и святыни Протоиерей Андрей Филлипс Иеромонах Серафим (Старков) Протоиерей Андрей Филлипс Святителя Альдгельма (память 25 мая/7 июня – преставление), жившего в «золотой век» английского Православия, бесспорно, можно назвать величайшим ученым не только Англии, но и всей Западной Европы VII столетия. Как писал о нем преподобный Беда Достопочтенный, «Альдгельм был известен как гладкостью своего стиля, так и эрудицией в церковных и общих науках». К сожалению, о нем сейчас знают мало, а его творения, включающие стихотворения, 13 писем и пространное поучение о целомудрии, были переведены на современный английский язык лишь во второй половине XX века. Елена Лебедева Архиепископ Егорьевский Марк (Головков) Диакон Владимир Василик Священник Афанасий Гумеров Священник Афанасий Гумеров Сергей Мудров Архимандрит Исаия Симонопетритис Протоиерей Андрей Филлипс Но мелодия Биг Бена – «дин-дон, дин-дон, дин-дон, диндон», известная всему миру и служащая знаком стабильности и неизменяемой традиции, приносящая утешение даже далеким землям, – это не просто красивая мелодия. Мало кто помнит, что эта мелодия является частью «Мессии» Георга Фридриха Генделя, а положенные на нее слова таковы: «Весь этот час/Боже, руководи мною,/и Твоей силой/ничья нога не оступится». И эти слова, просящие у Господа руководства, помогают нам вспомнить того, кто был епископом в этом городе в то время, когда он был православным. Давайте оглянемся на историю Лондона в свете Православия. Василий Писаревский Спасские ворота всегда считались парадным въездом в Кремль: от них уходили на битву полки, через них шли все крестные ходы из Кремля, под ними торжественно проходили перед коронацией все правители России, начиная с царя Михаила Федоровича. Спасские ворота всегда почитались святыми: через них нельзя было проезжать верхом, а проходившие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещенным на внешней стороне башни и освещаемым неугасимой лампадой. Обнаружение икон на кремлевских башнях – это событие огромной нравственной силы, восстановление справедливости по отношению к нашей истории Протоиерей Николай Скурат Елена Лебедева Сергей Мудров Василий Писаревский Сергей Мудров Сергей Мудров В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page30_1083.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010