В статье содержатся краткие сведения о жизни и литературной деятельности прп. Беды Достопочтенного , в частности – о его работах по толкованию Священного Писания . Статья предваряет впервые осуществленный перевод на русский язык экзегетического сочинения прп. Беды «Толкование на Послание Божественного Иакова». Ключевые слова: Беда Достопочтенный , Послание ап. Иакова, Соборные Послания, искушения, мудрость, богатство, бедность, похоть, грех, гнев, обуздание языка, Закон, дела, вера, оправдание, Суд, терпение, болезнь, помазание болящих, молитва , спасение. Прп. Беда (Beda, Baeda, Bedanus; память в день всех святых Британских островов в 3-ю Неделю по Пятидесятнице; в Римско-Католической Церкви – 27 мая) происходил из Нортумбрии (Сев. Англия). Родился в 672 или 673 г., предположительно в селении Монктон. В 7-летнем возрасте родственники отдали его на воспитание в бенедиктинский монастырь Вермоут, аббатства свв. апп. Петра и Павла, из которого через год он был переведён в новооснованный монастырь того же аббатства в Ярроу. В этом монастыре Беда оставался до конца своей жизни. В возрасте 19 лет он был рукоположен во диакона, а в 30 лет стал пресвитером. Он почти никогда не покидал свой монастырь, лишь однажды совершив поездку в Линдисфарн, а в другой раз навестив в Йорке своего ученика и друга архиеп. Эгберта Йоркского. Умер прп. Беда от болезни 26 мая 735 г. в праздник Вознесения Господня. Между 1020 и 1030 гг. его мощи были перенесены в кафедральный собор г. Дарема. С IX в. св. Беду стали именовать «Достопочтенный» (Venerabilis). На Ахенском Соборе 835 г. он был провозглашен «достопочтенным и удивительным учителем современности». 13 октября 1899 г. папа Лeb XIII объявил прп. Беду Достопочтенного учителем Церкви (doctor Ecclesiae). В 1978 г. он был канонизирован в Сурожской епархии Русской Православной Церкви по инициативе митр. Антония (Блума) как местночтимый святой 2 . Прп. Беда Достопочтенный был одним из виднейших учёных- энциклопедистов раннего средневековья. Хотя его богословское учение в целом носит несамостоятельный и компилятивный характер, все же его по праву считают одним из крупных западных богословов. Круг его интересов включал практически все известные тогда области знания: физику, астрономию, метеорологию, музыку, хронологию, историю, математику, риторику, грамматику, метрику. При этом он не только собирал и усваивал мнения предшествовавших церковных и светских писателей, но и стремился дополнить их. Сочинениям прп. Беды присуща простота и лаконичность. Их объединяет идея о необходимости написания кратких сводов знаний, которые были бы пригодны для обучения наукам и для наставления в вере 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Двойной монастырь в Уирмоте и Ярроу (Wearmouth and Jarrow), расположенный в северо-восточной Англии, между реками Тайн и Уир, по праву считался одним из ведущих центров учености и культуры средневековой Англии. Обитель была основана преподобным Бенедиктом в 674 (Уирмут, посвященный апостолу Петру) и 682 (Ярроу, посвященный апостолу Павлу) годах. Святой Бенедикт и его сподвижники, несколько раз совершив паломничество в Рим, собрали в обители огромную библиотеку. В 867–870 годах монастырь был разрушен датчанами и восстановлен около 1074 года Альдвином, бывшим игуменом Уичкомба. Вскоре обитель вновь стала процветать. В годы Реформации монастырь был упразднен. В настоящее время знаменитое монастырское собрание книг хранится в Британском музее. Часть построек обители Уирмут и Ярроу занята приходской церковью. Беда Достопочтенный (672 или 673 – 735), один из ученейших людей своего времени, автор знаменитой «Церковной истории народа англов», был насельником этого монастыря. Жития настоятелей монастыря в Уирмуте и Ярроу: Бенедикта (ок. 628 – ок. 690; память 12/25 января), Кеолфрида (642–716; память 25 сентября/8 октября), Эостервина (ок. 652 – ок. 688; память 7/20 марта), Зигфрида († ок. 690; память 22 августа/4 сентября) и Хвэтберта – написаны Бедой после 716 года (1219). Верный служитель Христов Бископ, получивший имя Бенедикт, с помощью Божией выстроил чуть севернее устья реки Уир монастырь во имя святого предводителя апостолов – Петра. Досточтимый и благочестивый король местного народа Эгфрид пожаловал ему земли; в течение 16 лет Бенедикт, несмотря на болезни и опасности, [коим он подвергался] во время многочисленных поездок, управлял монастырем с той же преданностью Богу, какая побудила его и выстроить монастырь. Скажем словами блаженного папы Григория, которыми он прославлял жизнь другого игумена Бенедикта (1220): Бенедикт был мужем праведной жизни, освященным как благодатью Божией, так и своим именем (которое означает «благословенный»). Он уже в детстве имел разум взрослого человека, превосходил манерами своих сверстников и не придавался скоротечным удовольствиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Святой Чед, епископ Личфилдский Одним из примеров семейной святости в Англии стала семья, четыре сына которой посвятили себя Богу – это четыре брата: святитель Кедд – апостол Эссекса, святитель Чед Личфилдский, святой Кинибил и священник Кэлин. Из них самый известный и любимый – святой Чед, в честь которого в Англии освящены 33 древние церкви и имя которого до сего дня дают при крещении. Каким же был святой Чед? Он был родом из северной Англии. Святой Айдан с острова Линдисфарн благословил его отправиться в Ирландию, чтобы там обучиться монашескому деланию. Вернувшись из Ирландии, Чед стал настоятелем монастыря Ластингем в Йоркшире, основанного его братом святителем Кеддом. В 664 году король Нортумбрии Осви назначил Чеда, против его воли, епископом, и святой муж покорно принял посвящение во епископа Йоркского. Преподобный Беда Достопочтенный так писал о святителе Чеде: «Он был святым мужем, скромным во всем, сведущим в Священном Писании и старательным в исполнении Христовых заповедей. Став епископом, он направил свои труды к поддержанию истины и чистоты Церкви смирением, умеренностью и ученостью. Он посещал города, селения, дома и крепости с проповедью Евангелия, странствуя не на коне, а пешком, по примеру апостолов». В 669 году святитель Феодор Кентерберийский посвятил святого Вилфрида, вернувшегося в Англию после долгой поездки в Галлию, во епископа Йорка, и святой Чед смиренно покинул кафедру и удалился в свой монастырь Ластингем. Когда святитель Феодор посчитал посвящение Чеда неканоничным (так как узнал, что его рукополагал один епископ, виновный в симонии, и два «сомнительных» кельтских епископа), то святой Чед смиренно отвечал: «Если вы считаете, что я посвящен не по правилам, я с радостью откажусь от сана; по правде говоря, я всегда считал, что недостоин его. Я решился принять его только в подчинение полученному приказу». Проявивший такое смирение и «удивительную святость», святитель Чед недолго оставался в Ластингеме, так как вскоре святитель Феодор поставил его епископом Мерсии. Он также повелел Чеду, чтобы он в длительные поездки отправлялся только на лошади, а не пешком. А поскольку громадная епархия святителя Чеда простиралась от реки Северн до самого Северного моря, включая в себя 17 графств, это повеление было весьма практичным. Как повествует Беда Достопочтенный, святитель Чед управлял вверенной ему епархией «в великой святости жизни, следуя примеру древних отцов». В Линкольншире, входившем в епархию святого, он основал монастырь Барроу.

http://pravoslavie.ru/45309.html

И все же самые ранние из местных свидетельств датируются 300-ми годами, и даже они были записаны лишь в VIII веке преподобным Бедой Достопочтенным. Как известно, Беда пишет о мученичестве святого Албана и страданиях Юлия и Аарона в Кэрлеоне (Уэльс). Это поселение располагалось возле крепости легионеров, и, скорее всего, здесь были и христиане: солдаты и торговцы из восточных провинций Рима, исповедавшие, как правило, христианство, могли принести сюда, на запад, эту новую восточную веру. Примечательно, что Аарон – еврейское имя; оно говорит о том, что он, скорее всего, был еврейским купцом, принявшим Православие. Имена Албан и Юлий латинские, а не кельтские. Неясно, когда именно пострадали эти три мученика: в середине III века, во время гонений Деция (250–251), или во время гонений Диоклетиана (303–305), – большинство ученых принимают самую раннюю дату. Согласно святому Гильде Премудрому (ок. 500 – ок. 570), в Британии также были «другие мученики обоего пола в различных местах». А примерно через десять лет после окончания гонений на Западе Бриттская Церковь уже имела епархии и епископов. На Арльском соборе 1 августа 314 года присутствовали три британских епископа. Это был первый важный собор всех западных провинций, и созвал его сам святой император Константин. Собор должен был разрешить спор между Карфагенским епископом Цецилианом и его оппонентами-донатистами, но вскоре обратился и к другим делам, таким как правильная Пасхалия и священнослужение диаконата. Британию представляли три епископа – из Лондона, Йорка и Линкольна (или, возможно, Колчестера), а также священник с диаконом. Сколько епархий и епископов существовало в Британии в то время, остается только догадываться. Выдвигаются различные версии; вероятнее всего, в те времена епархии были в Лондоне, Сиренчестере, Линкольне, Йорке и Карлайле, а также, возможно, в Кентербери, Рочестере, Винчестере, Колчестере, Сент-Олбансе, Дорчестере (Оксфордшир), Силчестере, Глостере, Бате, Эксетере, Каэрвенте, Роксетере, Честере и Каттерике. Не вызывает сомнений, что римское Православие в Британии было сосредоточено в определенных областях. Эти области находились: у эстуария Темзы (Чилтернс, Сент-Олбанс, Колчестер, Рочестер и Кентербери); у эстуария реки Северн (район города Илчестер и большие виллы вокруг Бата, Сиренчестера, Глостера и южного Уэльса); в регионе Ист-Мидлендс – районе сельских вилл; в районе Честер – Роксетер; в области Йорк – Лидс; в районе Адрианова вала, включая Карлайл.

http://pravoslavie.ru/53219.html

306. О немощах по принятии схимы Ваше высокопреподобие, Всечестнейший и достопочтеннейший батюшка, и милостивый благодетель мой о Христе Иисусе, боголюбивейший отец архимандрит! Благословите! Давно имел в желании писать к Вам, и благодарить Ваше Высокопреподобие, за почтеннейшее письмо Ваше с благожелательным поздравлением меня недостойного с облечением во святый и великий Ангельский образ, т. е. в святую схиму; но весьма болезненное состояние мое лишило меня сей возможности, да и ныне пишу это не своею рукою, ибо остави мя сила моя; а посему хотя и опоздалое по времени, и не своеручное писание это, прошу принять милостиво, ибо сердце мое исполнено любви и благоговения к святой особе Вашей, и всегда с сердечною признательностию молитвенно воспоминаю Вас за все доброе; а за то, что доселе не писал я к Вам, прошу не посетовать на меня, немощного и убогого старца! Вместе с сим приношу Вам сердечную благодарность мою, за посланный Вами с нашим иеромонахом святый образ, чем весьма много утешили меня и одолжили, ибо у меня не было еще такого образа, за что спаси Вас Господи и утеши! Вот приближается день святого Ангела Вашего, с которым и приношу Вам поздравление мое, и от души желаю, чтобы Господь Бог за молитвы святого Равноапостола благословил новолетие Ваше, и сохранил жизнь Вашу до самой глубокой старости во здравии и благоденствии, и явил Вам спасение свое! После сего, для ведения Вашего доношу о себе, что сего года марта 9-го дня исполнилось мне от рождения моего семьдесят лет, и я в тот день, по благословению милостивого Архипастыря нашего, облечен в великий Ангельской образ, т. е. в святую схиму: и с того дня сижу в келлии своей, как в затворе – безвыходно, да и к себе в келлию никого не принимаю. Но вот какая беда, что и с принятием великого Ангельского образа, я нисколько не переменился на лучшее, ибо чувствую те же немощи и слабости и не имею чем похвалиться, а посему смиренно прошу Ваше Высокопреподобие помолиться о мне, чтобы Господь Бог исправил меня, и научил творить святую волю Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Optins...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРИКТХЕЛЬМ [лат. Drycthelmus; древнеангл. Dryhthelm; англ. Drithelm] († ок. 693), прп. (пам. зап. 17 авг., 1 сент., 16 сент.), мон. мон-ря Маилрос (совр. Мелроз, Шотландия), до принятия монашеских обетов удостоился видения потустороннего мира. Наиболее полное повествование о Д. содержится в соч. прп. Беды Достопочтенного «Церковная история народа англов» (ок. 731; Beda. Hist. eccl. V 12). Сообщение о смерти Д. сохр. в Англосаксонской хронике (рукописи D (70-е гг. XI в.) и E (20-е гг. XII в.), к-рые восходят к общему оригиналу Х в.). О Д., не называя имени, упоминает Алкуин в «Поэме о епископах и святых Йорка» (Poema de pontificibus et sanctis ecclesiae Eboracensis). Эльфрик, настоятель мон-ря Ившем, пересказал историю Д. в проповеди на великую литанию. Согласно сообщению Беды, Д. жил в Инкуненинге (совр. Каннингем, графство Норт-Эйршир). Был отцом семейства и благочестивым человеком. Однажды Д. тяжело заболел и, как всем показалось, умер. Спустя неск. часов он возвратился к жизни. Д. объявил жене, что был «освобожден от оков смерти» и получил возможность жить дальше среди людей, но не так, как раньше. Д. отправился в часовню и долго молился. Он поделил свое имущество на 3 части, одну отдав жене, другую сыновьям, а 3-ю раздав бедным, принял постриг в монастыре Маилрос. С разрешения настоятеля мон-ря Этельвольда (впосл. настоятель и епископ Линдисфарна) преподобный поселился в уединенной хижине на берегу реки и жил как аскет. Беда сообщает, что Д. часто входил в реку и проводил много часов, стоя по пояс в воде и читая псалмы или молитвы. Преподобный поступал так и зимой, разбивая лед, и никогда не снимал намокшую одежду, высушивая ее теплом своего тела. Подобная аскетическая практика была принята у ирл. монахов. Д. пересказал свое видение мон. и свящ. Хэмгислю, к-рый жил неподалеку от кельи преподобного и впосл. пересказал слова Д. прп. Беде, кор. Нортумбрии Альдфриту (685-705) и настоятелю Этельвольду, а также всем, кто приходили к нему и кто могли использовать пережитое преподобным для духовного совершенствования.

http://pravenc.ru/text/180460.html

Святой мученик Албан Через 284 года после воплощения Иисуса Христа язычник Диоклетиан был избран императором всей Римской империи. В течение 20 лет он правил как жестокий тиран, убивал и приказывал убивать христиан везде, где их только можно было найти. Наиболее жестокими были гонения 303–305 годов. Свирепые гонения на христиан прокатились по всей территории Римской империи, достигнув и далекой Англии. К тому времени в других землях уже многие мученики отдали свои жизни за исповедание Христа. Первым в Британии положил жизнь свою за Господа славный мученик Албан (память 22 июня/5 июля). Одним из первых святого Албана упоминает святитель Венанций Фортунат из Пуатье († 605) в своей «Похвале девам», где перечисляет мучеников, пришедших к Господу со всего света: «Славный Албан, плодородной Британии житель». О широком почитании святого Албана в Галлии свидетельствует именно упоминание у святого Венанция Фортуната, ведь имени этого мученика нет ни в первой италийской, ни во второй галльской редакциях Мартиролога блаженного Иеронима. О мученичестве святого Албана подробно и наиболее достоверно повествуют великий английский святой, историк и ученый преподобный Беда Достопочтенный (673–735, память 25 мая/7 июня) в своей книге «Церковная история английского народа», написанной в 731 году, а также церковный писатель аббат Эльфрик Эйншемский (955–1020) в сочинении под названием «Страдания святого Албана, первомученика Британии», написанной в 1000 году. Существовали также «Страсти святого Албана», приписываемые святому Гильдасу Мудрому (VI в.). Эльфрик, чьи творения являются вполне авторитетными, в своем повествовании, в основном, ориентировался на труд преподобного Беды. Уже есть перевод с латыни на современный английский язык версии жития святого Албана, написанного Эльфриком. Вот что пишут о страданиях святого Албана преподобный Беда и Эльфрик. Гробница святого мученика Албана Примерно к 305 году кровавые гонения нечестивого императора Диоклетиана достигли Британии, и убийцы с неистовой жестокостью ловили и хватали христиан повсюду, где только могли. Одному священнику удалось убежать от гонителей. На своем пути он увидел дом, в котором жил человек по имени Албан, и постучал в дверь, надеясь получить убежище от жестоких преследователей. Хотя Албан тогда еще не был просвещен святым крещением, он впустил священника к себе в дом и позволил ему остаться. Мы знаем о жизни Албана до его страданий только то, что он был воином и, скорее всего, кельтом, хотя некоторые ученые предполагают, что он был римлянином (его имя происходит от латинского слова albus – белый).

http://pravoslavie.ru/31024.html

Преподобный Колумба (также Колумкилле, Колмкилле), чье имя означает «голубь», возможно, является величайшим кельтским святым. Угодник Божий родился в 521-м году, а преставился ко Господу 9 июня 597 года. Святого Колумбу – основателя великого и знаменитого монастыря на острове Иона, бесчисленного количества монашеских общин и церквей – многие христиане на протяжении 14 веков почитают просветителем Шотландии, покровителем Ирландии (наряду со святыми Патриком и Бригитой) и духовным отцом огромного множества церквей в Европе. Преподобный Колумба, Ионский чудотворец. Марка с изображением святого В конце VII века преподобный Адомнан, девятый игумен Ионы и тоже почитаемый святой, составил подробное и самое достоверное житие святого Колумбы на латинском языке, в котором описал жизнь, подвиги, чудеса, пророчества и видения этого славного угодника. Существуют также более поздние версии его жития разной степени достоверности, составленные как до, так и после Норманнского завоевания. Святому Колумбе посвящен труд начала VII века «Чудо Колумкилле» и прочие ранние творения. Преподобный Беда Достопочтенный в своей «Церковной истории народа англов» рассказывает о святом Колумбе, как и о многих других ранних британских святых. Ирландский святой Далан-Форгайл, который часть своей жизни был слепым, является автором трогательного панегирика в честь Колумбы. С именем святого Колумбы связано множество преданий из ирландского и шотландского (гаэльского) фольклора. Кельи-ульи на о. Элахнав, Шотландия Будущий святой принадлежал роду Кинел Конайлл – ветви правившей в Ирландии династии О’Нейл. Его родителей звали Федлимид и Эйтна. Примечательно, что мать святого тоже почиталась в лике святых. Она похоронена на острове, в древности носившем название Хинба. Большинство ученых отождествляют его с ныне необитаемым островком Элахнав («святой остров») в составе Внутренних Гебридов – к западу от «материковой» Шотландии, между Маллом и Аргайлом. На этом островке есть несколько ранних «келий-ульев», часовен, крестов, подземная кладовая и кладбище древнего ирландского монастыря, вероятно, основанного преподобным Бренданом Мореплавателем в 530-е годы. Это одна из старейших сохранившихся христианских построек во всей Британии.

http://pravoslavie.ru/113818.html

Святой Альдгельм, покровитель Уэссекса С учреждением парламента в Шотландии и ассамблеи в Уэльсе, с ослаблением связей между Северной Ирландией и Британией скорость распада Соединенного королевства, основанного в 1927 году, увеличивается. Между тем в Британии растет интерес к истории отдельных своих районов. Совсем недавно Общество Уэссекса объявило, что графство Уэссекс должно иметь своего святого покровителя. Возможно, это объясняется и тем, что в 1999 году у Уэссекса появились «свои» граф и графиня с греческими именами: Андрей и София. Джеймс Гантер из Общества Уэссекса основал Общество святого Альдгельма с целью «выдвинуть» этого святого как самого подходящего в кандидаты на святого покровителя Уэссекса.   Святитель Альдгельм Святителя Альдгельма (память 25 мая/7 июня – преставление; 5/18 мая – перенесение мощей), жившего в «золотой век» английского Православия, бесспорно, можно назвать величайшим ученым не только Англии, но и всей Западной Европы VII столетия. Как писал о нем преподобный Беда Достопочтенный, «Альдгельм был известен как гладкостью своего стиля, так и эрудицией в церковных и общих науках». К сожалению, о нем сейчас знают мало, а его творения, включающие стихотворения, 13 писем и пространное поучение о целомудрии, были переведены на современный английский язык лишь во второй половине XX века . Кем же был этот святой? Святитель Альдгельм родился примерно в 639 году в королевстве Уэссекс, в районе города Уорхем нынешнего графства Дорсет. Его отец приходился родственником королевской семье Уэссекса. Некоторые ученые пишут, что отца святителя звали Кентвин. Мы можем предположить, что отец Альдгельма правил Уэссексом с 676 по 685 годы или, по крайней мере, был братом уэссексского короля Ине, правившего с 688 по 726 год. Во всяком случае, родители Альдгельма были новообращенными, а сам он принадлежал ко второму поколению христиан. В 654 году, когда Альдгельму было 15 лет, он вступил в монастырь и стал послушником под руководством ученого монаха Мэлдуба. Мэлдуб был ирландцем. Во время паломничества в Англию в 635 году Мэлдуб поселился в местечке Мальмсбери нынешнего графства Уилтшир. В то время весь этот район был покрыт густым лесом Селвуд. Став учеником Мэлдуба, святой Альдгельм принял монашеский постриг в 661 году. После этого святой прожил в Мальмсбери еще десять лет, перенимая знания своего наставника. Особенно полюбил он грамматику и словесность, причем отдавал предпочтение творениям велеречивым и витиеватым. Святой жил в крошечной келье из прутьев, а молился в маленькой деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла, построенной Мэлдубом.

http://pravoslavie.ru/35589.html

Святой Ниниан Уитхорнский, апостол южных пиктов, чудотворец (Память 26 августа/8 сентября) Дмитрий Лапа Святой Ниниан (Ниниа) , бритт по происхождению, по праву почитается как один из величайших святых Шотландии и «апостол южных пиктов» . К сожалению, до наших дней дошло немного сведений о жизни и деяниях этого любимого многими шотландцами святого. Однако, кроме древних преданий, о святом Ниниане сохранилось несколько письменных свидетельств. Преподобный Беда Достопочтенный, авторитетный историк начала VIII века, упоминает Ниниана в «Церковной истории народа англов». В IX веке анонимный автор рассказал о чудесах святого Ниниана, в XII веке агиограф Айлред из аббатства Риво и ирландский архиепископ Армы Джеймс Ашер в первой половине XVII столетия тоже писали о жизни и почитании этого святого угодника. В монастыре города Тур Ниниан стал учеником святого Мартина. Возможно, им он был посвящен во епископа Скорее всего, будущий святой родился во второй половине IV века – возможно, около 360 года. Он принадлежал так называемой «римо-британской традиции» раннего британского христианства. Вероятнее всего, его родиной была Камбрия на северо-западе нынешней Англии; по крайней мере, нет никаких сомнений в том, что будущий светильник шотландской Церкви родился к югу от Адрианова вала на севере страны. Согласно некоторым источникам, отец Ниниана был местным правителем и исповедовал христианство. Еще в юном возрасте святой Ниниан ясно ощутил свое призвание просвещать родную страну светом Христовым. По преданию, вскоре молодой человек поехал обучаться в Рим, а спустя некоторое время – посетил Галлию, где в монастыре города Тур он познакомился со святым Мартином – великим миссионером и отцом-основателем монашества в Галлии. Существует мнение, что святой Ниниан был посвящен во епископа либо в Риме, либо в Галлии (если его посвятили во епископа в Галлии, то хиротонию, без сомнения, совершил святитель Мартин Турский). Вдохновленный примером святого Мартина, святитель Ниниан около 394 года отправился из Галлии в Шотландию. Центром своей миссионерской деятельности в Шотландии он сделал полуостров Уитхорн, находящийся в нынешнем округе Дамфрис и Галлоуэй на юго-западе страны. Из этого центра святитель успешно проповедовал Евангелие южным пиктам и привел многих из них ко Христу. Угодник Божий также проповедовал Благую Весть и ирландским поселенцам в Шотландии, и его труды во славу Божию принесли огромные плоды. Нет никаких сомнений, что святой Ниниан учредил на полуострове Уитхорн свою епископскую кафедру, а также основал церковь и монастырь, который был посвящен святителю Мартину (это было уже спустя некоторое время после кончины святого Мартина). Историки полагают, что сам Мартин отправил вместе со святым Нинианом искусных каменщиков из Галлии, которые в дальнейшем помогли ему выстроить церковь на Уитхорне.

http://pravoslavie.ru/81935.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010