Наиболее ранняя икона такой иконографии (3-я четв. XVII в. под записью XIX в., ВГИАХМЗ) происходит из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре. На иконе 1-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Преображения на Болоте (ВГИАХМЗ) И. находится между преподобными Григорием Пельшемским и Галактионом Вологодским, у него высокий лоб и прямая борода до середины груди. На иконе из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (2-я пол. XVIII в., ВГИАХМЗ) по сторонам ростового образа Спасителя И. изображен в числе 81 святого, он имеет широкую длинную бороду и волнистые с проседью волосы. Образ И. (высокий лоб и длинная клинообразная седая борода) помещен в правой части иконы «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» (2-я пол. XVIII в., ВГИАХМЗ). На иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» (3-я четв. XVIII в., ВГИАХМЗ) И. изображен в правой части иконы во 2-м регистре сверху, вполоборота влево, рядом с прп. Герасимом Вологодским, напротив - прп. Арсений Комельский и свт. Николай Чудотворец. И.- средовек с тонкими чертами лица, почти без седины в лежащих «шапкой» волосах, борода широкая и пышная, с проседью. Одеяния писаны по золоту, складки обозначены коричневым цветом, параман и куколь темно-синего цвета с белыми крестами. На иконах 1778 г. кисти Лазаря Ершова «со товарищи» (из кафедрального Троицкого собора Архангельска, АМИИ) и 1779 г., написанной вологодскими мастерами Димитрием и Иваном Сумароковыми (из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды, ВГИАХМЗ), И. представлен в левой части композиции коленопреклоненным, руки сложены крестообразно на груди, волосы с проседью, спускаются на шею короткими волнистыми прядями, борода на конце раздвоена. На иконе из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (нач. XIX в., ВГИАХМЗ) И. также показан в земном поклоне (вместе с преподобными Сергием Нуромским и Арсением Комельским), в темно-вишневой мантии и красной рясе, куколь и параман синие. На иконе XVIII в. «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из ц. Преображения на Болоте Вологды (ВГИАХМЗ) И. показан коленопреклоненным справа в нижнем ряду предстоящих. В иконостасе вологодской ц. свт. Лазаря, еп. Кипрского, между северными и царскими вратами имеется писанная маслом икона нач. ХХ в.- на золотом фоне изображена Богоматерь с Младенцем и предстоящие прп. Корнилий Комельский и И.

http://pravenc.ru/text/389625.html

Преподобный Арсений не любил лжи и обличал людей, допускавших обман. Однажды крестьяне близлежащего села испросили у преподобного разрешение на ловлю рыбы в пределах монастырского участка в реке Леже. Старец, благословив их, сказал, чтобы в случае хорошего улова они принесли часть рыбы в монастырь. По молитве преподобного улов был хороший, но рыбаки скрыли лучшую долю. Преподобный Арсений обличил их лукавство, и рыбаки принесли искреннее покаяние. Особенно строг был преподобный к тем, кто нарушал воскресные дни и оскорблял их святость работой на пользу своего дома. Однажды одна крестьянка в воскресный день вышла в поле жать. В то время преподобный находился в этом селе и, узнав об этом, велел ей прекратить работу и помолиться Богу. Крестьянка сначала послушалась, а затем вновь пошла в поле. Тогда по молитве праведника поднялся ветер и разметал все снопы непослушной женщины. В служении Богу и ближним, в труде и молитве прошла жизнь преподобного Арсения. Предчувствуя кончину, святой старец назначил преемником своего ученика Герасима и, затворившись в келлии, стал готовиться к смерти. Незадолго до кончины он преподал последнее наставление братии: любить друг друга и хранить монастырский устав. Преподобный Арсений мирно скончался 24 августа 1550 года, причастившись Святых Христовых Таин. Братия погребли святого близ алтаря монастырского храма. Вскоре после кончины преподобного от его гробницы стали совершаться чудесные исцеления болящих. Описание многочисленных чудес, входившее в житие преподобного, сгорело во время пожара в 1596 году. Позднее житие было восстановлено в кратком виде по сохранившимся записям иноком обители Иоанном. Через 100 лет игумен Комельского монастыря Иоасаф (1656–1665) построил на месте прежнего храма новый, каменный, с двумя приделами: во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Арсения — над местом его погребения. Позднее над мощами преподобного была устроена гробница. Мартирий, архиепископ Новгородский, святитель Святитель Мартирий, архиепископ Новгородский, родился в Старой Руссе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

7 декабря), которого особенно чтила Супруга Грозного, благочестивая Царица Анастасия, и служба коему составлена ее старшим сыном, Иоанном. Просветители лопарей: преподобные Лазарь Мурманский († 1391. 8 марта), Феодорит, Митрофан и Трифон Печенгский или Кольский († 1583. 15 декабря). Преподобные: [преподобномученик] Галактион Вологодский († 1612. 24 сентября), приковавший себя к стене, убитый поляками; Иринарх, затворник Ростовский († 1616. 13 января), носивший длинную цепь; Симеон Верхотурский († 1642. 12 сентября); Иов, игумен Почаевский († 1651. 28 октября), все ночи проводивший в молитве в пещере, от великих подвигов покрытый язвами и гнойными струпьями, пятьдесят лет подвизавшийся на Почаевской горе и скончавшийся на сотом году подвижнической жизни; [священномученик] Макарий, игумен Каневский († 1678. 7 сентября); Дионисий, архимандрит Троицкий († 1633. 12 мая) и сонм других угодников Божиих, просиявших за это время на Русской Земле... Огромное влияние на русскую жизнь оказывали монастыри. «За стенами монастыря, – писал историк Соловьев, – грубым страстям давался полный разгул при первом удобном случае; в стенах монастыря один ест через день просвиру, носит власяницу, никогда не ляжет спать, но вздремнет иногда сидя, не выходит на свет из пещеры; другой не ест по целым неделям, надел вериги и закопался по плечи в землю... Неудивительно, что монастырь привлекал к себе многих и лучших людей». Из боярского рода происходили: Преподобный Сергий (ростовских бояр), святые – митрополиты: Алексий (черниговских Бяконтов-Плещеевых), Филипп (Колычевых); архиепископы: Казанские: Гурий (Руготиных) и Герман (Полевых); преподобные: Савва Вишерский (Борозды), Нил Сорский (Майковых), Кирилл Новоезерский († 1532 г., из дворян Галича), Галактион Новгородский (кн. Вельских), Григорий Пельшемский (из галичских бояр Лопотьевых); Корнилий Комельский (из ростовских бояр); Арсений Комельский († 1550. 24 августа; из рода бояр Сухаревых); Иаков Железноборовский († 1442. 11 апреля; из рода бояр Аносовых); Адриан Андрусовский († 1549.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Все его поучения, слова и факты, описанные в житии, свидетельствуют о том, как был преподобный проникнут насквозь глубиною Евангельского учения. У него, как и у прочих святых Кирилловской школы, выступает характерная для всех их черта — нестяжательность. В житии говорится: " ...многа... борениа показа... работая Богови, былии земными саморастущими в пустыни сей питашеся и от своих трудов потребна себе и братии исполняше " . В поучении иноку Филофею он советует: " учися рукоделию и по вся дни делай рукама своима " . Кадлубовский отмечает, что сам Антоний склоняется " к той жизни отшельничества, которая была соединена с безмолвием, уединением, нестяжательностью. Приобретения при нем земельных владений объяснять, может быть, следует так же, как и подобные факты в жизни Кирилла Белозерского и Дионисия Глушицкого. Преподобный Арсений Комельский (+ 1557 г.). Из боярского рода Сухоруковых. Постриженик и игумен Троицкой лавры. Удалившись для безмолвия, преподобный поселяется сначала в Комельском лесу, откуда его изгоняют местные жители, убив его ученика. Тогда он устраивает пустынь в Шелегодском лесу. Когда же вокруг его обители, называвшейся потом Александро-Коровиной, образовалось многолюдье, он снова возвращается в Комельский лес, и, не вспоминая о причиненном ему здесь зле, " хождаше хождение святый имея косно вельми людей же на поле, где найдет труждающихся, там с ними беседу духовную творит и учит их како спасение душам своим получити, и Божий заповеди храните и поучения Св. Отец слушати, а в праздники Божий не делати земнаго " . В рукописи гр. Уварова 1247) текст жития сопровождается рисунками, из которых некоторые изображают крестьян, занятых полевыми работами, а преподобного, сидящего в иноческом одеянии и ведущего с ними духовную беседу. " В итоге следует признать, — говорит Кадлубовский, — что в житии Арсения Комельского отразилось кроткое снисхождение к людям, что проповедь любви занимает в нем видное место, выделяясь и в поучениях, приписанных преподобному, что внешние проявления благочестия оставляются биографом в стороне " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Младая, как роса, но мудростью обильная, И верой, и надеждою, и кротостью всесильная, Се Сира дева, от Персиды воссиявшая И во Христе распятом Бога Вышнего познавшая. Она молилась Господу нередко до рассвета, Примером благочестия была на свете этом, Молитвами святыми душу щедро богатила; Беседуя с Творцом, любовью сердце веселила. Христовым миром дева неизменно исполнялась, Но жречество и царство на нее уж ополчалось. Однако с кем Христос, тому победа подобает – Хотя в сырой темнице Сира пребывает И тьма вокруг, но в сердце – свет небесный, То райские лучи искрятся в подземелье тесном. Христос грех человечества навеки искупил – И свет угасший верным людям паки возвратил. Кто крест берет и вслед за Господом идет, – Тот горним светом озарен, и лик его цветет. И Сира воссияла, как звезда благословенная: Вкусила смерть – и поспешила в жизнь нетленную. 4. Преп. Арсений Комельский . Родом из Москвы, из семьи знатных [граждан]. Юношей принял иночество в обители преподобного Сергия Радонежского. В качестве примерного монаха был избран в игумены, однако, желая молитвенного уединения, удалился он в Комельский лес, где подвизался до смерти, мужественно отражая великие демонские искушения. Упокоился в Господе в 1550 году. 5. Преп. Георгий Лимниот (Озерный) . Исповедник. Великий подвижник на горе Олимп. Пострадал в 716 году от иконоборцев. В ту пору ему было 95 лет 126 . Рассуждение Если вы спросите многих людей, почему не идут они в храм на молитву, то обычно они вам ответят: «Нет у нас времени! Мы должны работать!» Посмотрите на тех людей, которые только и знают, что работают и не ходят в церковь , надеясь лишь на плоды собственных трудов, и сравните их с теми, которые уделяют время и труду, и молитве, – и вы быстро убедитесь, что сии вторые более состоятельны, а главное – они довольнее первых. Рассказывают о двух соседях, у которых не было равенства ни в работе, ни в молитве, ни в имуществе, ни в довольстве [жизнью]. У одного из них была большая семья, а другой жил в одиночестве. Тот первый имел обыкновение каждое утро ходить в церковь на молитву, а сей второй никогда не переступал церковного порога. Тот первый не только меньше работал, но и мастерством уступал сему второму. Однако у первого всего было вдосталь, а второй терпел нужду. [И тогда] второй спросил первого, как это живет он в полном достатке, хотя и трудится меньше его. А тот богомолец ответил, что ежедневно идет он в храм и по дороге туда находит потерянное кем-то золото. Позвал он и своего соседа утром на церковную молитву, обещав ему, что если найдут они золото, то поделят его поровну. [С той поры] оба соседа стали исправно ходить в церковь и вскоре сравнялись один с другим в достатке и довольстве. Разумеется, никакого золота на дороге они не находили, однако Божие благословение приумножало изобилие благ обоим богомольцам. Тем, кто ищет прежде Царства Божия и правды Его ( Мф. 6:33 ), Бог подает и с преизбытком доставляет всё прочее, что нужно им для телесной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ярославцы вологжанам. Конечно грешил русский человек и порою часто грешил. Но умел и искренно и горячо каяться. Вспомним, как покаяние – плод воздействия пр. Сергия – приводит в конце жизни коварного, строптивого кн. Олега Рязанского, изменившего Руси во время Мамаева нашествия, к принятию схимы и строгой подвижнической жизни в основанном им Солочинском монастыре. Кн. Василько Романович Волынский, брат Даниила Галицкого, друг сербского короля Стефана Драгутина, храбрый и неутомимый воин, жизнь свою закончил в 1276 г. монахом в дикой пещере, под Львовом, замаливая грехи своего прежнего участия в междоусобных распрях. Святцы наши повествуют о корыстолюбивом угнетателе бедных – Никите, внезапно покаявшемся, всенародно исповедавшем свои грехи, отдавшем себя на истязание комарам в болоте, заключившемся потом в тесный столп. Совершив великие подвиги, он принял насильственную смерть. Источались от мощей его чудеса, и он, Никита, столпник Переяславский, причислен был к лику святых. Огромное влияние на выработку истинного русского миросозерцания оказывали монастыри. «За стенами монастыря», писал историк С. Соловьев , «грубым страстям давался полный разгул при первом удобном случае; в стенах монастыря один ест через день просвиру, носит власяницу, никогда не ляжет спать, но вздремлет иногда сидя, не выходит на свет из пещеры; другой не ест, по целым неделям, надел вериги и закопался по плечи в землю... Не удивительно, что монастырь привлекал к себе многих и лучших людей». В обители вступали князья и княгини: святые Евфросиния Полоцкая, Никола Святоша Черниговский, Игорь Черниговско-Киевский, Евфросиния (в миру Евдокия, супруга Донского) Московская, Петр и Феврония Муромские, а также Василько Волынский, Олег Рязанский, потомки бояр: святые митрополиты Алексий, Филипп, архиепископы Казанские: Гурий и Герман; преподобные – Сергий Радонежский, Савва Вишерский, Нил Сорский , Кирилл Новоазерский, Галактион Новгородский, Григорий Пельшемский, Корнилий Комельский, Арсений Комельский, Иаков Железноборовский, Адриан Андрусовский, Блаженный Лаврентий Калужский, Николай Кочалов Псковекий, Иоанн Власатый Ростовский и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Что касается самого преподобного, то его образ освещается в житии также со стороны любвеобильного и кроткого отношения к ближним; он проявляет это отношение не только словами, но и делами, на которых житие останавливается подробно и обстоятельно. Таковы отношения преподобного к крестьянам, жителям ближайших к монастырю деревень. Арсений первоначально поселился в Комельском лесу, но, уступая гонению со стороны окрестных жителей, должен был удалиться „на дukiй Шuлeroцkiй лесъ»; сюда собралось к нему несколько иноков; впоследствии он возвратился на прежнее место, где и основал монастырь; но он не забывал и шилегоцкой пустыни и ходил в нее иногда; на этом пути преподобному и приходилось встречаться с крестьянами; житие не говорит о неудовольствии Арсения против жителей данной местности за совершенное некогда насилие (товарищ преподобного по подвижничеству был тогда убит); удалившийся тогда от зла, теперь святой не думает о нем: „xoждehie святый имея косно вельми, людей же на поле где найдетъ труждающихся, тамъ съ ними беседу духовную творитъ и учитъ ихъ како cnacehie душамъ своимъ получити; и бoжiя заповеди хранити и noyчehiя святыхъ отецъ слушати, а въ праздники бoжiя не делати дела земнаго» 393 . Такое проявление внимания и снисходительности к окружающей мирской жизни – довольно оригинальная черта данного жития, как своеобразное выражение чувства благоволения к людям, живущего в душе Арсения. Житие рассказывает далее о благословении, которое Арсений преподает 1) охотнику, 2) рыболовам, призывая на их труд милость Божию. Когда после благословения преподобного охотнику попалась лисица, он принес ее в дар Арсению, но преподобный не принял дара и повелел обратить его в пользу нуждающихся; что же касается рыболовов, то, преподав им благословение, Арсений поручил им после улова рыбы принести ему излишек; рыболовы исполнили слово его, но утаили часть добычи; преподобный за это кротко упрекнул их и преподал им соответствующее наставление. Это последнее место представляется весьма характерным для обрисовки кротости святого, особенно если мы его сопоставим с карательными чудесами в житиях Иосифа или Пафнутия, из которых в последнем наказывается подобный проступок: утаение части милостыни, посланной в обитель 394 . Одно карательное чудо рассказывает и житие Арсения: некая женщина, не слушая наставлений преподобного и спеша кончить работу, работала в поле в праздник; поднявшийся внезапно вихрь разметал сложенные ею снопы. Наказание, таким образом, заключается только в уничтожении результатов работы, которая признается неправедной; женщине приходится снова собирать разбросанные снопы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Илии. Любитель пустынной жизни устроил общежитие, по духу любви апостольской, и храмом пр. Илии указывал пустынникам на великого пустынника и постника, питавшегося надеждою на Господа. 1011 Онежская сторона поныне бедна хлебом, – такова почва ее. Зато Палий остров мог питать пустынников своих рыбою: близкие заливы берегов твердой земли известны особым родом рыбы, сообщившим острову свое имя: палий – рыба, род форели. Сам преподобный и тогда, как занимался строением обители, часто удалялся для уединенной молитвы в пещеру, за полверсты от обители. В последнее же время своей жизни он пребывал в ней постоянно, посвящая время молитве и подвигам поста. Тяжелые вериги, бывшие на теле его, служат памятником сурового подвижничества его. Он почил в пещере около 1420 г. и мощи его перенесены в храм обители учеником его Аврамием. Аврамий также проводил подвижническую жизнь; о нем в ркп. святцах сказано: «преп. Аврамий игумен рождества Богородицы палеостровский, на Ониге, новгородский чудотворец». – Ныне мощи преп. Корнилия и Аврамия покоятся под спудом в храме обители их. 1012 Преподобный Арсений комельский Преподобный Арсений, из рода дворян Сухарусовых, 1013 родился в Москве и еще в юных летах постригся в обители преп. Сергия Радонежского. Здесь он обучал себя благочестью послушаниями; здесь в 1506 г. со списка печенгского, добытого князем Юрием († 1434 г.), «писал евангелие многогрешный чернец Арсеньишко – Сухарусов», которое ныне находится в Арсениевой комельской обители. Это евангелие драгоценно для нашего времени, как потому, что писано великим подвижником, так и потому, что писанное без расстановки слов, с точкою и двоеточием, оно представляет собою список с весьма древнего подлинника. Преподобный в послесловии говорил: «аще будет, по грехом, опись, в ведении или неведении: исправите Бога ради, зане многи пословицы приходили новгородские, аз окаянный скуден умом, рассудити на се груб и невеглас, тесен разумом». 1014 Вот наставление святого для нерассудительных чтителей старины! В обители Сергия Арсений столько преуспел в жизни иноческой, что не только удостоен был сана священства; но и поставлен был в игумена Сергиевой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По достатку – был очень богат; был учен, красив по наружности, молод и здоров. Не мирских почестей, сокровищ и радостей искал юный боярин. Всецело преданный Господу Богу, он в Нем едином искал обрести все сокровища и радости и тесным, тяжелым путем жаждал достигнуть царства небесного. Юноша покинул дом свой в Москве, его родине, и постригся в иноки в Троицком Сергиевом монастыре. Несколько лет провел преподобный Арсений в Троицкой обители. Житие его было столь поучительно, слова его столь назидательны, что он был избран в 1625 году, Игуменом великой Лавры. Степень начальственная не умалила в нем любви к добровольной нищете и затворнической жизни. Однажды, Великий Князь Василий Иоаннович пришел помолиться в Троицкую Сергиеву Лавру. Он увидел на игумене такие ветхие, разодранные и во множестве заплат ризы, что невольно стал расспрашивать о нем братию, которая, в свою очередь, молила Князя упросить их любимого игумена и наставника не покидать Лавры, так как он желает удалиться в пустыню. Государь просил праведного игумена не оставлять монастыря и только слово Государя вынудило преподобного Арсения отложить на время свое желание. Еще несколько лет продолжал он игуменствовать, но душа его так жаждала уединенного безмолвия, что он, в 1527 году, тайно отошел из монастыря и поселился в Вологодских пределах в диком, болотном, необитаемом Шилегонском лесу, на реке Масляне, впадающей в реку Вологду. Как ни старался преподобный Арсений укрыться от молвы людской, но не могло утаиться ангельское житие его. Слава о святости великого подвижника распространилась и привлекла к нему нескольких тружеников, подобно ему искавших спасения души. Преподобный Арсений общими силами соорудил не большую, деревянную церковь и устроил пустынную обитель. Быть может, в этой пустыни потрудился бы Преподобный до конца дней своих, если бы нежданное обстоятельство не заставило его оставить созданную им обитель. Татары, ворвавшиеся в пределы Вологодские, опустошали Комельские окрестности. Жители Комельских селений бежали в лес Шилегонский, куда молитвами преподобного Арсения Господь не допустил татарских воинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эта-то беспорядочность и произвол, вероятно, и послужили для Макария одним из главных побуждений созвать Соборы 1547 и 1549 гг., чтобы соборне обсудить и определить, каким святым следует праздновать по всей ли России или только местно. Автор упомянутого нами выше сказания о русских святых, перечислив тех из них, которым Церковь наша праздновала повсеместно еще до митрополита Макария, представляет перечень и новопрославленных чудотворцев, которым она установила праздновать уже при Макарии на Соборах 1547–1549 гг., составляющих по единству их предмета и по внутренней связи их между собою как бы один Собор, причем подразделяет этих чудотворцев на пять классов. К первому классу отнесены святители: митрополит Иона, архиепископы Новгородские Иоанн, Никита, Нифонт, Евфимий и Иона, епископы – Стефан Пермский, Арсений Тверской, Иаков Ростовский и Сербский архиепископ Арсений. Ко второму – праведные: князь Александр Невский, князь Всеволод Псковский, князь Петр и княгиня Феврония Муромские, князь Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские и Михаил Клопский. К третьему – мученики: великий князь Михаил Тверской, Иоанн Сочавский, пострадавший в Белеграде, и Антоний, Иоанн и Евстафий, пострадавшие в Литве. К четвертому – преподобные: Пафнутий Боровский, Никон Радонежский, ученик Сергиев, Савва Сторожевский, Макарий Колязинский, Дионисий Глушицкий, Павел Комельский, Савватий и Зосима Соловецкие, Александр Свирский , Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вышерский, Евфросин Псковский, Ефрем Перекомский и Григорий Пельшемский. К пятому – юродивые Христа ради: Максим Московский, Иоанн и Прокопий Устюжские. Каким из этих святых установлено праздновать, в частности, на Соборе 1547 г., мы уже знаем из официального документа – окружной грамоты митрополита Макария, равно как знаем и то, что двенадцати из них установлено праздновать повсюду в Русской Церкви, а девяти – только местно. Теперь, имея в виду представленный перечень святых, легко можем указать в нем и тех чудотворцев, в честь которых установил праздники Собор 1549 г.: это святители – Никита, Нифонт, Евфимий и Иона Новгородские, Стефан Пермский, Иаков Ростовский и Арсений Сербский; праведный Всеволод Псковский; мученики – Михаил Тверской, Иоанн Сочавский и Антоний, Иоанн и Евстафий Литовские; преподобные – Савва Сторожевский, Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вышерский, Евфросин Псковский, Ефрем Перекомский и Григорий Пельшемский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010