Через несколько лет место подвигов преподобного Арсения было открыто охотившимся в тех местах крестьянином Алексеем Охотиным. К святому подвижнику стали приходить жаждавшие спасения иноки и миряне, некоторые поселялись с ним. Постепенно возникла обитель, получившая название Александро-Коровинской (позднее Троицкая пустынская церковь ). В 1538 году на Вологодские земли напали казанские татары. Жители соседних с обителью святого Арсения деревень нашли себе прибежище в глухом лесу, где стоял монастырь. После ухода татар многие остались на новом месте, безмолвие пустыни было нарушено появлением большого села. Тогда преподобный Арсений ушел на прежнее место на реке Кохтыш в Комельском лесу. Вместе с преподобным отправился его ученик Герасим. Отшельники расчистили участок земли под огород. Никто не тревожил их безмолвия, кроме медведей. Однажды, когда медведь схватил корову, преподобный послал инока Герасима, чтобы он высек медведя лозой. Медведь не только не бросился на Герасима, но поклонился ему до земли и с тех пор не вредил. Когда рядом с отшельниками стали селиться иноки, преподобный Арсений, по благословению епископа Вологодского Алексия (1525–1543) построил храм, который был освящен 2 июля 1541 года в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Так возникла Комельская Ризоположенская обитель. Преподобный Арсений не жалел ни сил, ни времени, чтобы наставить иноков и приходивших поселян истинам Православной веры и правилам христианской жизни. Он часто сам ходил в селения, на покосы и проповедовал слово Божие. Не забывал святой Арсений и Шилегонской обители, которую также нередко посещал и назидал братию. Преподобный Арсений не любил лжи и обличал людей, допускавших обман. Однажды крестьяне близлежащего села испросили у преподобного разрешение на ловлю рыбы в пределах монастырского участка в реке Леже. Старец, благословив их, сказал, чтобы в случае хорошего улова они принесли часть рыбы в монастырь. По молитве преподобного улов был хороший, но рыбаки скрыли лучшую долю. Преподобный Арсений обличил их лукавство, и рыбаки принесли искреннее покаяние. Особенно строг был преподобный к тем, кто нарушал воскресные дни и оскорблял их святость работой на пользу своего дома. Однажды одна крестьянка в воскресный день вышла в поле жать. В то время преподобный находился в этом селе и, узнав об этом, велел ей прекратить работу и молиться Богу. Крестьянка сначала послушалась, а затем вновь пошла в поле. Тогда по молитве праведника поднялся ветер и разметал все снопы непослушной женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

стр. 109). Мощи почивают под спудом, в каменном Благовещенском храме обители его, закрытой в 1764 г. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием седина вчерне, брада аки Власиева, покороче и не раздвоилась, ризы преподобническия» (Филимонов, стр. 16). 256. Преподобный Арсений игумен Комельский, иже бысть во обители Святыя ризы Господни положения не Лежи реце, преставися в лето 6058 месяца августа в 24 день Из рода дворян Сухарусовых, родился в Москве и еще в юных летах постригся в обители преп. Сергия Радонежского. Здесь он обучал себя благочестию послушаниями; здесь же в 1506 г., со списка Печенгского, добытого князем Юрием (ум. 1434 г.) «писао Евангелие «многогрешный чернец Арсенышко Сухарусов» которые ныне находится в Комельской обители. В послесловии сказано: «аще будет, по грехом, опись в ведении или неведении: исправите Бога ради, зане многи пословицы приходили новгородския. Аз окаянный скуден умом, разсудити на се груб и невеглас, тесен разумом» (Волгод. губ. Ведомости, 1848, N 40). Вот наставление святого для нерассудительных чтителей старины! В обители Сергия, Арсений также преуспел в жизни иноческой, что не только удостоен был сана священства, но и поставлен был в игуменв Сергиевой обители. Это было в 1525 году. Но в конце 1527 г. он оставил игуменство и отошел в Комельский лес. Там в 50 верстах от Вологды, он водрузил крест, поставил себе хижину и стал подвизаться в безмолвном уединении. Место это, в 36 весртах от ВОлогды, еще и поныне окружено трясинами и болотами. Крестьяне, ходившие сюдя то для рубки леса, то для звериной ловли, сочли помехою себе келью Арсения и разорили ее. Давая место гневу, преподобный прошел в Шелегонский лес, на речку Шингорь и здесь стал подвизаться. К нему стали приходить за наставлениями ревнители благочестия. Огражденный грамотою великого князя Василия (1530 года), преп. Арсений возвратился на прежнее место. Когда собралось к нему несколько учеников, он поставил храм в честь Положения ризы Богоматери во Влахерне. Ум. 24 августа 1550 года. Память празднуется в день преставления. Мощи почивают под спудом, в храме обители его, приходском с 1764 года села, называемого доныне Арсеньевою пустынью, в 24 верст. от г. Грязовца. Древнее житие погибло в пожар, бывший в монастыре в 1596 году, но тогда же восстановлено по памяти и найденной

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

299 О саккосе Архиепископов ист. иер. 1, 573. 574. Акт. эксп. 4. 230. О прочем собор. опред. 1675 г. 300 При Патриархе Иове (1589–1605) в первый раз изданы обе триоди (1589 и 1592), октоих (1594), архиерейский чиновник, общая минея (1600) и служебник (1602). При Патриархе Гермогене начали издавать служебные минеи и издали на сентябрь (1607), октябрь (1609) и ноябрь (1610), также издан был устав. О последнем см. § 26; о прочих у Строева в описаниях староп. книг. Новые праздники при Патриархе Иове: а) в 1591 г. написан канон и исправлена служба самим Иовом преподобному Иосифу Волоколамскому, а собор положил праздновать память его во всех Церквах (волокол. ркп. 191. 192); б) в 1600 г. установлено праздновать везде преподобному Корнелию Комельскому (акт. эксп. 2, 222). 301 В послесловиях к книгам того времени говорится только о славянских списках; см. прим. 305–307. 310. 320. При Иове и Гермогене жил в Кремле и совершал службы за упокой почивших князей в архангельском соборе Арсений эллассонский (ист. акт. 2, 422. Акт. эксп. 2, 148. 3, 4–7. Палицын сл. 78); ни послесловия книг, печатавшихся в то время, ни другие памятники не показывают, чтобы поручено ему было исправление книг. Стефан суздальский архиеп. в 1668 писал к Патр. Иоасафу «в мимошедших летах, по нахождении на московское государство и на православных христиан безбожных и богоненавистных Ляхов, благословением Божиим и избранием освященного собора был в Суздали в дому пречистые Богородицы на архиерейском престоле греческие страны Гелассонского града архиепископ Арсений, о немже в житии пр. Сергия (в опис. осады лавры) и в прологе в октябре месяце, на праздник пресв. Богородицы, еже нарицается Казанская, в избавлении вел. града Москвы и всего российского государства от безбожных Ляхов, воспоминается. И будучи он арихепископ Арсений в Суждале, на своем престоле волею Божиею преставися и погребен в соборной Церкви Рождества пресвятыя Богородицы, в прошлом 7133 (1625) году, на левой стране подле столпа». (Ркп.). На соборе 1613 г. подписался Арсений архиеп. Архангельский и Тверский. (Акт. эксп. 3, 4. 7) и Герасим Суздальский. Потом в 1617. 1619. 1622 видим Арсения архиеп. Суздальским (Акт. Ист 1, 369. Акт. эксп. 3, 176. 484). Сл. прим. 305. В ист. иер. 1, 339. 340 ошибки. По словам ключаря Анания, Арсений переведен в Суздаль в 1613 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

•  Места, где подвизался и преставился святой преподобный, находились в ведении Новгородской епархии. Ныне это Олонецкий р-н Карелии, Петрозаводская епархия.  •  Успенский монастырь, основанный прп. Афанасием, расположен на холме между Сяндемским и Рощанским озерами, в 25 верстах от Олонца. В XVIII в. обитель была приписана к Свирепому монастырю, в XIX в. — к Андрусовскому (Ондрусовскому), что на берегу Ладожского озера (основан прп. Адрианом). С 1909 г. и до закрытт в послереволюционные времена обитель была преобразована в женский монастырь с просветительско-миссионерскими целями. Преподобный Арсений Комельский (+ 1550) Память его празднуется 24 авг. в день преставления и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Арсений происходил из московского боярского рода Сухоруковых и в юные годы ушел в Троице-Сергиеву лавру, где он преуспевал во всех иноческих добродетелях, особенно же в послушании. Занимался он переписыванием священных книг, и до нашего времени сохранялось в лаврской ризнице переписанное им Евангелие. Братия любила его и избрала игуменом, и он руководил примером своей жизни. Он любил посещать приписанный к лавре Махрищский монастырь, чтобы молиться у гроба его основателя — прп. Стефана (память его 14 июля). После того как игумен обители Иона увидел свет, воссиявший от могилы прп. Стефана, прп. Арсений устроил над ней богатую гробницу, совершил соборное над ней служение и благословил творить память его.  Ревнуя о святоотеческих преданиях, прп. Арсений носил худые ризы многошвейные. Вел. князь Василий Иоаннович, чтивший его, был сильно поражен, увидев его в этом виде.  Братия же сказала ему: «Наставник наш — раб Божий, он живет истинно по Богу и только о том и мыслит, чтобы удалиться в пустынь, ибо возлюбил паче всего безмолвие!» Очень огорчился вел. князь, узнав желание преподобного, а прп. Арсений тогда, уступая братии, отложил свое намерение на несколько лет, а потом ушел в  Комелъский лес, за 20 верст к югу от Вологды, на Олонов Конец, около монастыря прп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В XV в. жил блаженный Максим (+ 1433 г.). Он ходил по улицам Москвы зимой и летом почти без одежды и поучал людей пословицами: " За терпенье Бог даст спасенье " . " Всяк крестится, да не всяк молится " . Купцам он говорил: " Божница домашняя, а совесть продажная " . - " По бороде Авраам, а по делам Хам " . Преп. Арсений (+ 1570 г.), Христа ради юродивый, был по ремеслу кожевник и родом из Ржева. Создал монастырь на торговой стороне в Новгороде и под конец пребывал в затворе, носил вериги. 11 июля Иоанн Грозный при разгроме Новгорода посетил его. Преподобный строго обличал царя и тщетно умолял прекратить резню. В ту же ночь, стоя на молитве на коленях, предал он дух Богу. Так его и нашли утром. В Пскове (+ 1576 г.) подвизался юродивый блаженный Николай Салос " . Когда Иоанн Грозный, разгромив Новгород, двигался к Пскову, местный архиепископ, воевода Токмаков и блаженный Николай держали совет, как спасти город. Бог внушил им расставить перед домами столы с хлебом и солью и встречать гражданам царя коленопреклоненно. Николай Салос преподнес царю сырой кусок мяса: — " Я христианин, и мяса постом не ем " . — " Ты пьешь кровь, — ответил юродивый. — Не трогай нас, проходящий, ступай, не на чем тебе будет бежать " . В ту же ночь пал царский конь. Грозный в ужасе ушел из Пскова. Были совершены грабежи, но убийств не было. Надо отметить еще одно печального характера явление этого времени (XVI-XVII вв.) — это изменившееся отношение к отшельникам. Теперь мир не идет за ними, а восстает против них. Все более и более разрастаются монастырские владения, и крестьяне, страшась своего порабощения, считают отшельников личными врагами и часто убивают их. Два преп. Адриана: Андрусовский (1549 г.) и Пошехонский (1550 г.) убиты с целью грабежа. Преп. Агапит Маркушевский(1578 г.) убит крестьянами и тело брошено в реку. Он перед этим ходил в Москву просить благословения у митрополита и земли у царя на мельницу. У этой мельницы и был убит. Далее Симон Воломский (1613 г.) мученически убит крестьянами. Такая же участь постигла Иова Ущельского (1628 г.). Преп. Нил Столбенский (1554 г.) спасся живым из подожженного вокруг него леса. Случайно спасся преп. Арсений Комельский, ученик которого был принят за него и убит. Преп. Диодор Юрьегорский (1624 г.) был изгнан и избит и, наконец, преп. Леонид Устьнедумский, также изгнанный, должен был перенести свою обитель с горы в болото. Преподобный Корнилий Комельский (+ 1537)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Изображения преподобного Арсения Комельского в сонме вологодских чудотворцев сохранились на нескольких иконах " Собора вологодских святых " XVIII века, которые происходят из храмов города Вологды. На иконе " Спас Великий Архиерей " (ВОКМ. 6520, происхождение неизвестно) Христос представлен в окружении избранных вологодских святых. Это святители - иерархи церкви, преподобные - основоположники монашества и основатели знаменитых монастырей Русского Севера. Торжественная композиция, изображающая святых, предстоящих Христу, приобретает в данном случае особое звучание. Склоненные в сторону Христа головы, протянутые к нему в молитвенном жесте руки, сосредоточенность взоров - все это служит выражением сложного эмоционального чувства. В центре композиции изображен Спас на престоле, правой рукой он благословляет, левой придерживает раскрытое Евангелие с текстом. Взгляд его пристален, благословляющий жест руки направлен на зрителя. Христос облачен в золотистый саккос с крупными цветами, омофор розовый с крестами, на голове - фигурной формы митра с золотым окаймлением. Престол сложной формы с тонкой серебристой решеткой, позем темно-коричневый, фон золотой, нимбы отделены от фона графьей. Преподобный Арсений Комельский изображен в левой части композиции, во втором ряду сверху, рядом со святителем Николаем Чудотворцем, человеком средних лет, в традиционном монашеском одеянии с откинутым куколем, с темными курчавыми волосами и длинной лопатообразной бородой. На иконе " Вседержитель с предстоящими и припадающими вологодскими святыми " (ВОКМ. 7566, из семинарской церкви города Вологды) в центре помещено фронтальное изображение стоящего Христа. В его левой, отведенной в сторону руке - раскрытое Евангелие. Спокойно стоящую фигуру облегают закрученные, ломающиеся складки одежд. С двух сторон к ногам Спаса припадают коленопреклоненные, с простертыми руками Димитрий и Игнатий Прилуцкие. Позы и жесты их согбенных, силуэтно читающихся фигур, облаченных в монашеские одеяния, симметричны: святые представлены как бы застывшими в вечном молении о божественном снисхождении. В иконографическом составе избранных вологодских святых, помещенных по сторонам фигуры Христа, ощутима продуманность идейного замысла: изображенные святые объединены общностью своего духовного подвига. Подобное изображение обретало значение высшего покровительства вологодским святым, а через них - и самой Вологде. Данный иконографический извод сохранялся на протяжении второй половины XVII-XIX века. Преподобный Арсений Комельский обычно представлен в левой группе святых, в нижнем ряду, рядом с преподобным Сергием Нуромским и Иннокентием Комельским, с характерным удлиненным лицом, темными волосами и длинной бородой. В монументальной живописи Вологды изображений преподобного Арсения Комельского не зафиксировано.

http://sobory.ru/article/?object=53930

К концу XV и в начале XVI столетий явились новые светила в русском монашеском мире: Иосиф Волоколамский, Нил Сорский , Инокентий Вологодский, Александр Свирский , Корнилий Комельский, которые также, если даже не более, благодетельно действовали и на своих учеников, и на все русское монашество, и на всю отечественную церковь . Вслед за ними, и отчасти вместе с ними, в течение всей первой половины XVI века, подвизались и светили для всех своим высоким благочестием другие основатели и устроители монастырей – Даниил Переяславский, Кирилл Новоезерский, Герасим Болуинский, Арсений Комельский, Антоний Сийский. Даже во второй половине XVI века, в среде монашества не прекращался ряд строгих подвижников и настоятелей монастырей, каковы были: Филипп Соловецкий, впоследствии митрополит, Трифон Кольский – просветитель Лопарей, Феодосий Тотемский, Арсений Новгородский, – словом, мы могли бы поименовать до пятидесяти черноризцев, и преимущественно настоятелей, которых воспитали наши тогдашние обители и которые за свое благочестие или причислены Церковью к лику святых, или доселе чтутся местно. Справедливость требует присовокупить, что в числе этих достойных черноризцев находились не одни, жившие в монастырях, но и пустынники, между которыми особенно замечательны два пострижинника Крипецкого монастыря: преподобный Нил Столобенский, подвизавшийся 27 лет в пещере близ Осташкова, и преподобный Никандр Псковский, проведший много лет, и до пострижения и после пострижения своего, в глубокой пустыне между Порховом и Псковом на реке Демьянке 26 . В 1864 г. отобраны были церковные и монастырские имущества в ведение государства. Поводом к такой мере усиливаются выставлять только одни злоупотребления духовных властей в управлении имениями; 28 но не то говорят лица, достойные полного внимания и уважения, с спокойствием историков вполне исследовавшие этот щекотливый вопрос. Так, преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, в своей истории русской церкви, в томе пятом, стр. 15, пишет: «Ни кафедры, ни монастыри не увеличивали числа своих деревень ни покупкою, ни принятием пожертвований; но имения росли от того, что слишком берегли церковную собственность: если беднел крестьянин, его наделяли всем нужным – лошадью, двором и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такие истории описаны во многих житиях. И всегда настоятели строго наказывали непослушных. Однажды в монастыре преподобного Корнилия Комельского хлебник испек хлеб без благословения игумена. Преподобный повелел выбросить хлеб за ограду обители, чтобы никто из братии не вкусил «неблагословенного хлеба» (РГБ. Троиц. 676. Л. 518 об.). Если ктолибо из родственников и знакомых навещал инока в его монастыре, то без благословения игумена он не мог с ними беседовать, а тем более приглашать в свою келью (Устав Корнилия Комельского. С. 680). Также, если инок получал письмо, то нес его настоятелю, не распечатав; прежде чем принять от кого-нибудь подарок или посылку, он показывал их игумену, и если хотел отправить письмо, то поступал так же. Но обладая такой полнотой власти, игумен тем не менее должен был оставаться в равном положении с братией. Преподобный Евфросин Псковский перед смертью так наставлял иноков своего монастыря: «В игумена изберите себе человека благоразумного, духовного и «богорадного», который бы желал служить единственно Богу и святой Церкви, а не заботился иметь что-либо лишнее против братии, ни риз более светлых и мягких, ни пищи более вкусной» (Серебрянский. Т. 4. С. 513). Правило общежительных монастырей – не иметь ничего в своей келье – распространялось и на игумена. Одежду настоятель получал у келаря, отдельной трапезы не имел, а питался вместе с монахами. Когда в монастырь приезжали гости, то игумен не должен был угощать их в своей келье и хранить в ней «яства и пития» для гостей. Это правило строго соблюдали первые «начальники» монастырей. Но преподобный Арсений Коневский (подвизался на острове Коневце в Ладожском озере) одно время угощал благодетелей монастыря и «честных мирян» у себя в келье. Однажды некий духовный старец услышал разговор двух бесов. Один из них говорил, что в жизни Арсения его утешает только то, что он держит в своей келье пищу (БАН. Археограф. З. Л. 18 об. – 19). После этого преподобный Арсений повелел келарю ставить для всех одну трапезу. Строго–настрого он повторил этот наказ в своем завещании (Там же. Л. 27–29 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чрез этого охотника келья Арсений сделалась известною и один за другим стали приходить к нему из окрестности для духовных бесед монахи и миряне. Старец всех принимал с отеческою любовью, поучал всем сердцем любить Господа, пролившего за нас кровь свою на кресте, и ближних, как самих себя; когда некоторые из посетителей, желая постоянно иметь его своим наставником и руководителем в духовной жизни, стали принимать от него пострижение и селиться близ его кельи, Арсений водрузил крест и построил часовню для общей молитвы; таким образом в дремучем Шилегодском лесу составилось братство любителей безмолвия и основалась пустыня, известная впоследствии под именем Александро-Коровиной, что ныне приходская Троицкая пустынская церковь грязовецкого уезда. Уже около семи лет пр. Арсений подвизался в шилегодском лесу, довольный его безмолвием, как в 1538 году казанские татары неожиданно вторглись в вологодские пределы, сожигая селения, а беззащитных жителей частью грабя и убивая, частно уводя с собою в неволю. Ужас распространился в стране и жители, чтобы спастись от смерти, толпами бежали из селений в шилегодский лес, где находилась пустыня преподобного, думая найти себе защиту в неприступности места, удаленного от дорог. Варвары хотели было проникнуть и туда вслед за бежавшими жителями, но были удержаны Промыслом по молитвам человека Божия, так что все те, которые искали себе убежища в его пустыне, остались невредимы. Многие из жителей и поминовании опасности не захотели более возвратиться на пепелища своих жилищ и поселились со своими семействами близ келий отшельников, вследствие чего любимое преподобным безмолвие было нарушено близостью мирского шумного селения. Тогда Арсению пришла мысль опять идти в Комельский лес на прежнее свое место и терпением одолеть препятствия; когда он объявил о своем намерении жившим с ним пустынникам, то нашелся между ними и товарищ ему инок Герасим, не захотевший разлучиться с своим наставником. Еще в 1530 году в. князем выдана была пр. Арсению жалованная грамота, которою строго запрещалось всем около пустыни его в комельском лесу на речке Кохтыше во все стороны на две версты рубить лес, становить новые поселения, заниматься звероловством и обращать в свое владение землю или лес, – но испытавши после того столько притеснений и обид, Арсений решился снова идти в Москву искать защиты от своеволия грубых людей и в 1539 году получил новую грамоту с большими правами и наделом земли уже на 5 верст.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Один из Вологодских купцев по имени Гавриил, человек богобоязненный, много раз посещавший обитель еще при жизни преподобного и пользовавшийся его любовью, – плыл однажды по озеру по своим торговым делам, как вдруг поднялась страшная буря и волны грозили потопить утлую ладью его. Находясь в крайности и каждую минуту ожидая себе смерти, Гавриил стал призывать на помощь угодников Божиих и в числе их преподобного Стефана, тогда уже скончавшегося. Едва только он произнес молитву и призвал преподобного на помощь, как тотчас же увидел на корме своей лодки святолепного старца, который сказал ему: «не бойся сын смирения, внял Господь твоей молитве и послал меня избавить тебя от потопления». – Кто ты? спросил Гавриил, пришедший в ужас от предстоящей ему неминуемой смерти и от внезапного видения старца. «Разве ты забыл, сколько милостыни подавал в обитель святителя Николая, что на озере Комельском и мне смиренному строителю ее Стефану»? отвечал явившийся и стал невидим. Буря тотчас же утихла и Гавриил, благополучно достигши берега, поспешил в пустынную обитель отправить панихиду над гробницею преподобного, которую он в благодарность за свое избавление, покрыл богатою пеленою. Преподобный Арсений Комельский Комельский лес, простиравшийся по южной окраине Вологодской страны на сотни верст и служивший жилищем диких зверей и притопом разбойников, – издавна казался какою то обетованною землею любителям безмолвия, стремившимся сюда со всех сторон. С легкой руки афонского пришельца Сергия, променявшего голубое небо и благорастворенный климат своей прекрасной родины на болота и дебри сурового и сумрачного севера и прежде всех водрузившего в нем свою кущу, монашеская секира в продолжении двух веков то там, то инде почти не переставала рубить вековые сосны и ели, пролагая новые пути и обращая в иноческие обители берлоги медведей и становища разбойников. По течении одной только незначительной речки Нурмы было несколько инческих обителей, а сколько было разсеяно пустынь и уединенных келий по громадному пространству леса? Там, в непроходимых чащах леса, за мхами и болотами жили люди, проникнутые древним христианским духом и составлявшие свой особый мир, не похожий ни на какие другие миры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010