Прп. Арсений Комельский. Икона. 2-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Арсений Комельский. Икона. 2-я пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) В 1543 г. мон-рь получил новую грамоту, значительно расширившую его льготы. Незадолго до кончины А. К. благословил постройку трапезной ц. во имя прп. Сергия Радонежского и передал управление обителью иноку Герасиму. В «Сказании» приведена предсмертная молитва А. К., к-рая, по мнению О. Ю. Лагутенковой, является подлинной. Монахи похоронили основателя обители близ алтаря на правой стороне храма Ризоположения. 1 июля 1654 г. при игум. Иоасафе была освящена новопостроенная каменная Ризоположенская ц. с 2 приделами: сев.- во имя прп. Сергия Радонежского и юж.- во имя А. К. Мощи святого находились в посвященном ему приделе под спудом. В XIX в. над мощами святого была устроена медная чеканная рака. При ней хранилось Евангелие, написанное А. К. в 1506 г. (ныне Вологодский областной краеведческий музей), деревянный восьмиконечный крест, обложенный по лицевой стороне чеканным серебром, и складень с изображением иконы Пресв. Богородицы, принесенный преподобным из Троице-Сергиева мон-ря. «Сказание» сообщает о 17 чудесах, совершенных по молитвам к А. К. (список 1-й пол. XIX в. БАН. Арх. 238 - о 18 чудесах, последнее под 1798), в основном об исцелениях от различных болезней у раки преподобного. 24 июня 1602 г. в мон-рь был приведен бесноватый крестьянин Комельской вол. Трофим Васильев по прозванию Зуб. Он тяжело заболел, после того как в ночь под праздник Рождества Иоанна Предтечи совершал в лесу некие «бесовские волхования». У раки А. К. был отслужен молебен, и родственники оставили больного в мон-ре. Придя в обитель на престольный праздник Положения честной ризы Пресв. Богородицы во Влахерне, они приложили Трофима к раке преподобного, и крестьянин выздоровел. 2 чуда совершились по молитвам к святому в разное время с представителями семьи Скорпиевых. Боярский сын В. М. Скорпиев, имевший поместья на р. Комеле неподалеку от Арсениева мон-ря, попал в плен и был уведен в Литву. Он много молился А. К. и обещал принять постриг в его мон-ре, если будет избавлен от плена. Однажды ночью ему явился А. К. и сказал: «Востани, Василие, и иди в путь свой радуяся» (РГБ. Ф. 354. 65. Л. 45об.). Святой указал пленнику направление бегства через болото. Чудесным образом беглец остался незамеченным и, хотя был тяжело болен, благополучно достиг вологодских пределов. Придя в Арсениев Комельский мон-рь, Скорпиев рассказал братии о своем чудесном спасении. Через неск. лет заболел его сын Порфирий, полтора месяца он не мог ничего делать правой рукой, даже перекреститься. «Порфирий хождаше ко врачом, врачи же ничтоже можаху уврачевати» (Там же. Л. 52). Тогда он вспомнил о великом милосердии, оказанном А. К. его отцу, и пришел в Арсениев мон-рь. Здесь Порфирий отслужил молебен у раки А. К. и был избавлен от болезни.

http://pravenc.ru/text/76294.html

В сане игумена богатого монастыря Арсений не изменил своей любви к нищете и посту и честь игуменства своего поставлял в том только, чтобы служить всем и трудиться более других. Отечески заботясь о довольстве и успокоении братии, Арсений забывал о самом себе; в качестве игумена встречая и принимая приходивших в монастырь князей и бояр, не замечал того, что одежда его покрыта заплатами и хуже всех. «Что это значит, что игумен ваш ходит в такой худой одежде?» – спрашивал братию великий князь Василий Иоаннович, увидевший Арсения во время посещения обители едва не в рубище. «Наставник наш истинный раб Божий и живет в Боге; он думает только о том, как бы оставить нас и удалиться в пустыню на безмолвие», – сказали в ответ братия и просили великого князя, чтобы убедил Арсения остаться с ними. Василию Иоанновичу и самому жаль было, если обитель лишится такого настоятеля, поэтому он стал просить игумена остаться в обители, на что тот и согласился, не желая огорчить отказом высокого просителя, хотя и сильно желал удалиться в пустыню. Наслышавшись о неизмеримых лесах севера, куда еще при жизни преподобного Сергия и с его благословения из Троицкого монастыря ушли некоторые иноки и основали там собственные монастыри и пустыни, преподобный Арсений в 1527 году тайно оставил обитель и ушел в Вологодские леса. Здесь незадолго перед тем временем (около 1525 года) в расстоянии сорока верст к северо-западу от города Вологды, в верховьях малой речки Бабайки, явилась чудотворная икона Божией Матери Одигитрии. Услышав об этом новом знамении милосердия Божия, преподобный Арсений пошел в то пустынное место, где явилась икона, и, соорудив себе малую келлию, стал подвизаться в ней в посте и молитве. Но со времени явления святой иконы пустынное место перестало быть безмолвным от множества приходивших туда богомольцев; поэтому, пробыв здесь несколько времени, он снова пошел странствовать по болотам и дебрям Комельского леса, усердно прося Господа, чтобы Он Сам указал ему место для жительства. Направившись к юго-востоку, он пришел в так называемый Олонов конец Комельского леса, где сливаются речки Лежа и Кохтыш, в тридцати шести верстах от города Вологды.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подражая прп. Сергию Радонежскому , А. К. всегда носил одежды «худы, и многошвенныи, раздранны». Вел. кн. Василий III Иоаннович , будучи однажды в Троицком мон-ре, был удивлен внешним видом игумена и спросил у братии: «Что у вас сей ваш игумен тако ходит. Братия же вси отвещавше: сии наш наставник, раб Божий, по Бозе живет и хощет нас оставити и в пустыну изыти» (РГБ. Ф. 354. 65. Л. 26-26об.). Монахи просили вел. князя не отпускать преподобного. А. К. послушал Василия Иоанновича и еще нек-рое время жил в мон-ре, но, тяготясь обязанностями настоятеля, в 1527 г. тайно ушел из обители. Преподобный долго странствовал в поисках места, удобного для подвига безмолвия, и остановился в верховьях р. Бабайки (в 40 верстах от Вологды), где незадолго до его прихода явилась чудотворная икона Божией Матери Одигитрии. А. К. соорудил келью рядом с местом явления иконы и жил в посте и молитве. Однако его уединение нарушалось множеством богомольцев, приходивших к иконе, и А. К. покинул это место. Впосл. здесь возникла Арсениева пуст. на р. Масляне в честь иконы Божией Матери Одигитрии (упразднена в 1764). (Сведений о пребывании А. К. на р. Бабайке нет в «Сказании», их сообщил И. Верюжский (Исторические сказания. Кн. 2. С. 463), возможно знавший какую-то др. редакцию жития или местные предания.) Ища уединения, А. К. пришел в болотистый и малопроходимый Комельский лес. У впадения р. Кохтыш (Коктыш) в р. Лежу (примерно в 25 верстах от Вологды) с плеч путника упала тяжелая ноша. Святой решил отдохнуть на этом месте и увидел «солнечный луч и свет велии», сиявший близ р. Кохтыш. А. К. принял это за знамение Божие и остался жить здесь, основав мон-рь. В февр. 1530 г. А. К. получил от вел. кн. Василия Иоанновича жалованную грамоту, передавшую во владение мон-ря земли на 2 версты вокруг, окрестным крестьянам запрещалось на монастырской территории рубить лес, ставить починки, охотиться и ловить белок. Однако местные жители, недовольные потерей угодий, разорили жилище преподобного, убили его келейника, тем самым принудив А. К. удалиться примерно за 30 верст на р. Шингорь, протекающую в Шилегодском лесу. Здесь святой водрузил крест и начал подвизаться «безмолвным житием». Впосл. отшельника стали посещать иноки и миряне, искавшие совета и благословения, тогда он поставил храм (так возникла Александрова Коровина пуст. в Грязовецком у., упраздненная в 1722 г., ее храм стал приходской Троицкой ц.). Однажды к А. К. пришел местный крестьянин Алексей по прозванию Охотин. Во время охоты он потерял своих собак и долго бродил по Шилегодскому лесу, пока наконец не вышел к келье отшельника. А. К. с любовью принял Алексея и велел ему искать собак на мысу Кривике по р. Шингорь, предсказав, что он найдет их там с большой добычей. Охотник действительно нашел собак там, где указал преподобный. Добычей оказалась лисица «зело добра». Удивленный прозорливостью святого, Алексей принес ему лисицу, но А. К. отказался от подарка и велел охотнику раздать деньги, вырученные за лисицу, на милостыню.

http://pravenc.ru/text/76294.html

В 1538 г. Вологда и ее окрестности подверглись нападению казанских татар, мн. жители города и близлежащих деревень бежали в леса, нек-рые поселились близ пустыни А. К. Святой молился о спасении людей, укрывшихся в пустыни, и татары обошли ее стороной. Однако уединение и безмолвие подвижника были нарушены, и преподобный вернулся в Комельский лес. Перед этим он, видимо, посетил Москву, т. к. 13 июля 1539 г. ему была выдана несудимая грамота, к-рая также предоставила Арсениеву Комельскому мон-рю права на надел земли на 5 верст вокруг. Преподобный сам осваивал новые земли, «лесы сечаше и нивы насеваше». Однажды на корову из монастырского стада напал медведь. Старец помолился Богу и «зверя аркуда молитвою связа», затем преподобный повелел своему ученику наказать вора, «да впредь пакости не деет». Ученик отстегал зверя розгой, медведь же поклонился до земли, и иноки отпустили его (РГБ. Ф. 354. 65. Л. 34). С тех пор звери перестали нападать на монастырский скот. Это чудо нашло отражение в кондаке преподобному: «И зверя свирепаго аркуда молитвами укротил еси» (Там же. Л. 16). 2 июля 1541 г. по благословению еп. Вологодского и Великопермского Алексия А. К. освятил в своей обители ц. в честь Положения честной ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. В мон-ре преподобный ввел общежительный устав. Святой продолжал также заботиться об основанной им пустыни в Шилегодском лесу, часто посещал ее. По дороге А. К. имел обыкновение останавливаться в домах крестьян и беседовать об их нуждах, он строго обличал работавших в праздники. Однажды некая женщина в праздничный день вышла в поле жать, А. К. запретил ей, но она стала работать еще быстрее, торопясь закончить. На др. день внезапно поднявшийся ветер разметал все снопы, и жители села поняли, что совершилось наказание за ослушание святого. В «Сказании» сообщается также о неск. чудесах, свидетельствующих о прозорливости преподобного. Жители близлежащего села попросили у А. К. разрешения на ловлю рыбы в р. Леже, относившейся к монастырским угодьям. Преподобный благословил их и попросил в случае хорошего улова отдать часть рыбы братии мон-ря. По молитве А. К. улов оказался обильным. Однако, придя в мон-рь, рыбаки утаили самую большую рыбу. Посмотрев на принесенный улов, А. К. обличил их: «Толико сих вижу рыб, а иное почто скрысте и чесо ради благословенное крадете» (РГБ. Ф. 354. 65. Л. 39). Рыбаки принесли утаенную рыбу и просили прощения у святого.

http://pravenc.ru/text/76294.html

Образ К. включен в группу Вологодских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г. (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова), ТСЛ), нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ), а также на их повторениях кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя и ц. свт. Николая в Клённиках в Москве, ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках в Вологде). К. написан в 4-м ряду (рядом - прп. Корнилий Комельский), с небольшой седой бородой, волосы с проседью, куколь на плечах. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КОРНИЛИЙ (Крюков; ок. 1456 - 1538), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЛАВРЕНТИЙ († 16 мая 1548),игумен, прп. (пам. 16 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКАРИЙ (Матфей; † после 1481), Глушицкий, 3-й игумен Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)лушицкий, 3-й игумен МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский

http://pravenc.ru/text/1681247.html

Св. Арсений был епископом в Твери. Здесь он и родился от благочестивых, богатых и знатных родителей. Получил высокое по тогдашнему времени образование. Но ни богатство, ни знатность рода, ни образование не прельщали Арсения: он с ранних лет стремился к Богу. И со смертью родителей начал расточать имение на бедных и убогих, так что многие смеялись над ним и укоряли его в безрассудной расточительности. Расточив имущество и отпустив на волю своих рабов, Арсений удалился в Киево-Печерскую лавру и принял монашество. Здесь днем он исполнял трудные монашеские послушания, – рубил дрова, носил воду, готовил» пищу, а ночью молился. Скоро он был посвящен в иеродиакона и взят митрополитом Московским Киприаном для заведывания письменными делами по митрополии. Затем, по желанию князя Михаила Александровича, посвящен в епископа в Тверь. Сначала святой не соглашался на принятие высокого епископского сана, ссылаясь на свое недостоинство. 20 лет он управлял тверской паствой, служа для нее первым примером во всем добром. Св. Арсений примирял враждующих князей. Основал в 4-х верстах от Твери, на берегу реки Тмаки, в урочище Желтикове, монастырь. Сам приготовил для себя гроб из большего камня. Скончался в 1409 г. Через 80 лет мощи его обретены нетленными и почивают в Желтиковом монастыре. Преподобный Агафон подвизался в Египте, в Скитской пустыни. Жил в V веке. Мученик Троадий, будучи юношей, пострадал в Неокесарии при Декии. Кончину его зрел духом св. Григорий Неокесарийский (память 17 ноября). Мученица Евфалия дева, рожденная в Сицилии, за веру Христову была убита собственным братом, воеводой Сирмилианом, в 257 году. Мученики 440 пострадали в VI веке в Италии от лонгобардов на то, что отказались служить идолам. Преподобные Савватий Тверской и ученик его Евфросин жили в XV веке. Св. Савватий основал пустынь (ныне село Савватиево) в 15 верстах от Твери. Он был весьма строгим подвижником. Святые подвижники Корнилий Комельский (19 мая) и Иосиф Волоколамский (9 сентября) приходили к нему поучиться иноческой жизни. В одном из бывших монастырских храмов стоит доселе гробница св. Корнилия. Св. Евфросин был достойным учеником и подражателем св. Корнилия. Многие князья и бояре приходили к нему для назидания. Для уединения удалился он на один из островов Ладожского озера. Но и здесь не мог иметь его, так что снова возвратился в Савватиеву пустынь. Скончался св. Евфросин во 2-й половине XV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Место это еще и доныне окружено болотами и трясинами, а тогда тут была такая глушь и непроходимая чаща, что с плеч путника сорвало тяжелый крест, который, ради смирения, он нес на себе. В ту же минуту необыкновенный свет озарил окрестность. Приняв это явление за тайное указание промысла Божия, преподобный исполнился радости и, водрузив свой крест, построил себе небольшую келлию. Крестьяне, ходившие сюда то для рубки леса, то для звериной ловли, сочли помехой себе келлию Арсения, разорили ее и убили келейного старца Арсениева. Давая место гневу, преподобный прошел в Шилегонский лес на речку Ингорь, или Маслянку, и здесь стал подвизаться. К нему стали приходить за наставлениями ревнители благочестия. Между тем безбожные татары сделали нападение на страну Вологодскую, предавая все огню и мечу. Жители толпами бежали из селений в Шилегонский лес. Варвары покушались проникнуть сюда же, но удержаны были невидимой силой. И, однако, безмолвие пустынное отселе уже изгнано было поселившимися вблизи пустыни изгнанниками. Любитель безмолвия, поручив не безмолвную «Арсениеву пустынь» одному из учеников своих, решился водвориться опять в Комельском лесу. Он отправился в Москву искать защиты от своеволия людей. Огражденный грамотой великого князя Василия (1530), преподобный Арсений возвратился с учеником своим Герасимом на прежнее место, где прежде водрузил крест. В лесу было много медведей, которые тревожили его уединение, но молитвой он смирил их, и они уступили ему свои берлоги. Когда собралось к нему несколько учеников, он поставил храм в честь Положения ризы Богоматери во Влахерне. Это было уже в царствование Иоанна Васильевича, при митрополите Иоасафе; бывший игумен великой лавры благолепно украсил и малую свою обитель, снабдив ее святыми иконами и книгами. Не оставил он однако и Шилегонской своей пустыни, отстоявшей за тридцать верст от нового монастыря, ибо и там собралось много народа. На пути из одной пустыни в другую имел он обычай беседовать со всеми, кто ему встречался, наставляя каждого душевному спасению, и заходил дорогой в селения, останавливаясь там даже на несколько дней, чтобы назидать словом простых людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жизнеописания многих подвижников и угодников Божиих связаны с историей Тверской земли. В пределах Тверского княжества был убит в битве с татарами святой благоверный великий князь владимирский Георгий Всеволодович († 1238; память 4/17 февраля), здесь же и в том же году за отказ принять татарские обычаи был убит святой благоверный Василий, князь Ростовский. Родом из Кашина Тверской епархии был преподобный Савва Вишерский, Новгородский († 1460; память 1/14 октября), здесь же родился преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский чудотворец († 1492; память 16/29 мая, 26 сентября/9 октября). Из того же города был родом святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский († 1659). В городе Ржеве Тверской епархии родился преподобный Арсений Новгородский († 1570; память 12/25 июля), в Торжке – преподобный Трифон Печенгский, Кольский чудотворец († 1583; память 15/28 декабря), в Твери – преподобный Антоний Леохновский († 1611; память 17/30 октября). Подвизались в монастырях Тверской епархии преподобный Паисий Угличский († 1504; память 6/19 июня); преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сентября, 18/31 октября), преподобный Корнилий Комельский († 1537; память 19 мая/1 июня). Настоятелем Свято-Троицкого Селижаровского монастыря Тверской епархии был некоторое время святитель Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский († 1563; память 20 июня/7 июля, 4/17 октября, 5/18 декабря); настоятельствовал в Старицком Успенском монастыре святитель Герман, архиепископ Казанский († 1567; память 6/19 ноября, 23 июня/6 июля), в этом же монастыре святитель Герман постриг в монашество Святейшего Иова, впоследствии первого патриарха Московского и всея Руси († 1607; память 19 июня/2 июля), исповедника и патриота, который в конце своей жизни был заточен самозванцем Лжедмитрием I в эту же обитель, руководимую уже преподобным Дионисием Радонежским, будущим архимандритом Троице-Сергиевой лавры († 1633; память 12/25 мая). Настоятельствовал в Ниловой Столобенской пустыни святитель Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский († 15 января 1667 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В пятом ряду – на правой стороне: преподобные Макарий и племянник его Паисий Угличский; преподобные Антоний Краснохолмский и Нектарий Бежецкий; на левой стороне: преподобные Савва Вишерской, Ефрем Перекомский (Перекопский), Савва и Варсонофий Саввинские. В верхнем (шестом) ряду – на правой стороне: преподобные Арсений Новгородский, Корнилий Комельский, Савватий и Евфросин Савватьевские и Трифон Печенгской (просветитель лопарей); на левой: пр. Нил Столобенской Чудотворец, пр. Максим Грек, Антоний Леохновский, блаженный Константин Новоторжский и пр. Иосиф Волоколамский. В сонме святых Тверских на иконе их собора довольно святых не принадлежащих, по-видимому, к Тверской епархии, в нынешнем её составе. К Твери и Тверской губернии, прежде всего, должны быть отнесены святые уже прославленные и канонизованные и только местно чтимые: 1) в Твери: св. Благоверный князь Михаил Ярославич и его мать Великая княгиня Ксения. Мощи первого из них открыто почивают в Тверском кафедральном Спасо-Преображенском соборе, а вторая (Ксения) была погребена в бывшем в Твери Софийском женском монастыре, которого ныне и следов не осталось, но предполагают, что эта обитель существовала на берегу Волги на соборной площади. – Симеон 1-й, епископ Тверской; он был погребён во Введенском правом приделе Спасо-Преображенского кафедрального собора. – Феодор 2-й, Епископ Тверской, скончался на покое в Отроче монастыре в Твери, но тело его было погребено во Введенском же приделе кафедрального собора. – Вероятно, в этом же приделе было погребено тело убитого тушинцами Тверского святителя Феоктиста, (перенесённое в Тверь с места его кончины). 2) В Тверском уезде находятся – в Успенском Желтикове мужском монастыре мощи святителя Арсения 1-го, основателя обители (мощи его открыто почивают) и Акакия, Епископа Тверского (тело его погребено в Успенском соборе Желтикова монастыря). В селе Савватьевском (в 15 вёрстах от Твери) под спудом почивают мощи Савватия, основателя Сретенского Савватьевского монастыря и его ученика Евфросина. (Ныне монастырский храм обращён в приходскую церковь с. Савватьева). На месте погребения пр. Савватия доныне в церкви сохраняется гробница его; место же погребения пр. Евфросина неизвестно. В селе Саввине, в 20 вёрстах от Твери – в бывшем, ныне упразднённом, монастыре, подвизались два брата – пр. Савва и Варсонофий по местному преданию, они были погребены в своей обители; в приходской церкви с. Саввина устроен придел в честь пр. Саввы Освященного, тезоименитого основателю Саввинского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Л. входит в состав Собора святых Вологодских и Собора Комельских преподобных. В сонме Вологодских чудотворцев Л. представлен на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., на авторских повторениях нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина. 2001. С. 231-239). На иконе «Собор Комельских преподобных» иконописца Н. В. Кривоноговой (2000, иконописная школа при МДА) святые Сергий Нуромский, Павел Обнорский, Л. и Корнилий Комельские изображены в рост, фронтально, в монашеском облачении. На Л.- ряса оливкового цвета и темно-вишневая мантия, с черным поясом и белой пряжкой, параманд зеленого цвета, куколь опущен на плечи. Черты лика тонкие, стилизованные. Абрис волос открывает высокий с залысинами лоб. Борода довольно пышная, светлая, с проседью, слегка волнистая, округлая до середины груди. Ист.: Переписная отписная книга имущества, казны и вотчин Корнилиево Комельского монастыря, составленная подьяк. вологодского архиеп. Симона К. В. Щоткиным на игум. Ефрема (окт., 1676): Текст по рукописи ОР РНБ. ОСРК. Q. IV - 395. Л. 1-115; Отписная книга Введенского Корнилиево Комельского мон-ря. 1657 г./Публ.: Ю. С. Васильев//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 143. Лит.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Переписные книги вологодских мон-рей XVI-XVIII вв.: Исслед. и тексты. Вологда, 2011. С. 317. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КАССИАН († ок. 1534), игум. Корнилиева Комельского мон-ря, прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/2462427.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010