Когда мы были в Дивееве, у мощей преподобного Серафима владыку приветствовали дивеевские монахини, и он, человек по характеру немногословный, рассказал им, как русских эмигрантов в Германии почитание преподобного старца поддерживало в тяжелые годы. Там было много чудесных случаев по молитвам святого Серафима. Посещал владыка и места, связанные с памятью Царской семьи. Он не показывал своих эмоций, но было видно, сколь отрадно ему было молиться в тех местах. Владыка Лавр бывал в Почаеве, ездил по святым местам Украины. Там произошла его встреча с митрополитом Черновицким и Буковинским Онуфрием. Думаю, что они сразу полюбили друг друга, потому что оба — люди истинно монашеского духа. Они не говорили о разделении; они говорили о монашестве, о молитве. Я видел, как владыка Онуфрий сиял, когда они разговаривали, он видел во владыке Лавре своего человека. Несмотря на то, что митрополит жил в Америке, он рассматривал его как русского иерарха и монаха, в первую очередь. Помню, как еще до моего приезда в США из Австралии мне довелось быть на Патриаршем богослужении в Москве. Когда я подошел под благословение к Святейшему Патриарху Алексию Второму, Святейший сказал мне, что если владыка Лавр станет митрополитом, мы сможем решить многие вопросы, что с «этим человеком мы сможем работать: в России его знают». — Отец Серафим, Вы решили расписать храм и посвятить эту роспись восстановленному единству Русской Церкви? — Мысль расписать храм возникла, когда скончался митрополит Лавр, потому что хотелось сохранить память о нем и о том великом деле, которому он посвятил свою жизнь. Вскоре после этого скончался и Святейший Патриарх Алексий Второй. Поэтому роспись храма, главным образом, будет посвящена памяти тех, кто восстановил единство, и тех, кто помог нам найти правильный путь, а также истории Русской Церкви, и эта история будет изображена, начиная с Крещения Руси и до исторического события воссоединения Русской Церкви. Первый этап росписи завершен, в августе планируем освятить алтарную часть. В алтаре изображены святые, связанные с памятью людей, благодаря которым это дело свершилось: святитель Московский Алексий, мученик Лавр, а также покровители тех наших отцов, которые очень трезво рассматривали наше разделение и никогда не считали Церковь в Отечестве безблагодатной — блаженной памяти митрополитов Антония (Храповицкого) и Анастасия (Грибановского). На основании их высказываний и их учения о Церкви нам удалось найти правильный путь к единству.

http://pravmir.ru/protoierej-serafim-gan...

В мае (апр.?) 1920 г. настоятелем М. С. м. стал еп. Верейский сщмч. Иларион (Троицкий) , запомнившийся прихожанам «не своим пышным архиерейским служением, а участием в службах в качестве рядового монаха» ( Окунев Н. П. Дневник москвича, 1917-1924 гг. М., 1997. Т. 2. С. 135-136). В июне 1920 г. по ходатайству настоятеля еп. Илариона наместником мон-ря был назначен с возведением в сан архимандрита ризничий Сергий (Плаксин). Традиционные крестные ходы в обитель в 1920 г. продолжались. Совершался колокольный звон; звонарем был юродивый П. Ф. Гедике, в 1922 г. постриженный в монашество. До 1920 г. в М. С. м. проживал ярославский историк И. Н. Ельчанинов, он работал с документами об истории обители, переписывался с прот. Павлом Флоренским . В 1921 г. богослужения в мон-ре совершал патриарх Тихон, в т. ч. литургию в день праздника Владимирской иконы Божией Матери (23 июня (6 июля)). К празднику в мон-рь была привезена древняя икона Владимирской Божией Матери (уже без богатого оклада). 19 июля 1921 г. Главмузей требовал починить двери Мариинской ц. и снабдить надлежащими запорами с целью сохранения в храме признанных «художественными» иконостасов. О сбережении построек М. С. м. хлопотал архит.-реставратор Д. П. Сухов . В том же году из М. С. м. был изъят уникальный ансамбль колоколов, эвакуированных из Западного края во время первой мировой войны. Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская. Икона. XVII в. (ЦМиАР) Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская. Икона. XVII в. (ЦМиАР) 24 апр. 1922 г. началось изъятие из мон-ря святынь и др. церковных ценностей. Вероятно, часть реликвий попала в Центральный антирелигиозный музей искусств в Москве: напр., икона «Воздвижение Креста» (нач. XVIII в.) из этого музея в 1934 г. была передана в ГТГ, икона «Алексия, человека Божия, и Марии Египетской» - в 1935 г. в ленинградский Музей истории религии, в 1965 г.- в Музей им. Андрея Рублёва (Лики русской иконы: Кат. выставки. М., 1993. С. 96-97). В иконостасе собора до изъятия церковных ценностей находились чтимый список Владимирской иконы Божией Матери и старинный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (у левого столба). Известно, что в М. С. м. хранились 3 напрестольных креста-мощевика - 1638, 1652 и 1664 гг., печатные Евангелия 1681, 1698 и 1759 гг., серебряный потир 1653 г., 2 священнические ризы из позолоченной парчи, серебряное блюдо с позолотой 1665 г., лицевой Синодик 1691 г. и др. ценности, местонахождение к-рых неизвестно.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

Удивительный случай, свидетельствующий об истинно добром пастырстве отца Иннокентия, произошел с одним из насельников пустыни, уже упоминавшимся отцом Симоном (Кожуховым). Он записал об этом в своем дневнике: «11 апреля в 2 часа 30 минут утра, лежа на койке, увидел я, при открытых глазах, стоявшего рядом Николушку [Тверского, Христа ради юродивого; отец Симон знал его лично. – Примеч. сост.], который сказал мне: «Перескочи и хорошо будет...» и присовокупил: «А икону мою передай Иннокентию». На этом видение кончилось... Старец [игумен Герман. – Примеч. сост.] усмотрел в словах Николушки предстоящие скорби, через которые подобает перескочить, а потому благословил икону Вседержителя без замедления передать отцу Иннокентию, что я и исполнил 12 апреля 1920 г.». В первых числах июля отец Симон снова увидел юродивого Николушку и спросил: «Какое отношение [к грядущим скорбям. – Примеч. сост.] имеет икона, которую я передал по твоему приказанию отцу Иннокентию?» – «Кто изображен на иконе?» – в свою очередь спросил Николушка. «Господь Вседержитель», – отвечал я. «А еще кто?» – «Алексий, человек Божий». – «Так вот, – сказал Николушка, – Алексий, человек Божий, передает тебя Христу через посредство Иннокентия» 33 . О том, насколько любили отца Иннокентия зосимовские богомольцы, свидетельствует совершенно необычный, потрясающий случай, напоминающий о подвиге святой Елены Дивеевской (Мантуровой). В 1919 году в стране разразилась эпидемия сыпного тифа. Отец Иннокентий, духовник обители, исповедовал в монастырской больнице и заразился. На выздоровление не надеялись. Ожидая близкой смерти, батюшку постригли в схиму с наречением того же имени, но уже в честь преподобного Иннокентия Комельского и Вологодского, память которого 19 марта/1 апреля, что дает основание предполагать, что болел отец Иннокентий весной 1919 или 1920 года. В то время в Зосимову пустынь ездили из Сергиева Посада две сестры, Варвара и Екатерина Хвостовы 34 , духовные чада схиигумена Германа, искренне привязанные и к батюшке Иннокентию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От святого престола изшел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия – и с престола изшел глас: «В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите». В храме присутствовали римский император Гонорий (395–423), а также Папа Римский Иннокентий I (402–417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и Папа Римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу. Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого горя многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и Папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года. В этот день празднуется память преподобного Алексия, человека Божия. В 1216 году были обретены мощи святого. Житие его исстари было одним из самых любимых на Руси. Преподобнаго отца нашего игумена Макария, Калязинскаго чудотворца ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры, глас 5. Подобен: Радуйся: Радуйся, священная главо,/отче Макарие Богомудре,/Божия разума водами напояемь,/и плод благоуханен явился еси/житием твоим от юности, преподобне./Аще и человек естеством был еси,/но Ангельски на земли пожил еси,/страх Божий возлюбив и заповедей Его присно поучался./Тих же и утешителен словесы показався,/милостив и кроток был еси/и ныне радости Господа твоего сподобился еси,/прилежно молися/даровати душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С четверга на пятницу Папа, совершая всенощное бдение, просил Господа указать угодника Божия. После литургии вновь в храме послышался голос: «Ищите человека Божия в доме Евфимиана». Все поспешили туда, но святой уже умер. Лицо его светилось подобно лику Ангела, а в руке была зажата хартия, которую он не выпускал, как ни старались ее взять. Тело блаженного положили на одр, покрытый дорогими покрывалами. Папа и император преклонили колена и обратились к преподобному, как к живому, прося разжать руку. И святой исполнил их мольбу. Когда письмо было прочитано, отец, мать и невеста праведника с плачем поклонились его честным останкам. Тело святого, от которого начали совершаться исцеления, было поставлено посреди площади. Сюда собрался весь Рим. Император и Папа сами внесли тело святого в церковь, где оно находилось целую неделю, а затем было положено в мраморную гробницу. От святых мощей стало истекать благоуханное миро, подававшее исцеление больным. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в церкви святого Вонифатия. В 1216 году были обретены мощи. Житие святого преподобного Алексия, человека Божия, всегда было одним из любимых на Руси. Молитвы О великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостивно на предстоящий святей иконе твоей люди, умиленно молящиеся и просящие от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнеи руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Ей, святче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://pravmir.ru/aleksij-chelovek-bozhi...

Фрагмент иконы Благодаря статье из «Русского паломника» выяснилось следующее. В связи с отмечаемым в 1913 году 300-летием царствования Дома Романовых были проведены многочисленные торжественные мероприятия. В рамках празднования этого события было решено создать икону-памятник, которая получила название «Феодоровская» в память 300-летия Дома Романовых. Создание этого образа осуществлялось с согласия и при личном участии государя Николая II, как об этом сообщила «Петербургская газета»: «Государь император, по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел, в 12-й день ноября 1912 года, Всемилостивейше соизволил одобрить проект иконы в память 300-летия царствования Дома Романовых в художественном киоте, исполненном в русском стиле… и присвоить этой иконе наименование “Икона в память 300-летия царствования Дома Романовых”». На иконе изображен образ Божией Матери «Феодоровская», парящий в небесах, а на земле, в сиянии голубого цвета, предстоящие в молитвенном сосредоточении двенадцать святых – покровителей всех русских правителей рода Романовых. Имена святых следующие: преподобный Михаил Малеин (покровитель первого царя Михаила Феодоровича Романова), преподобный Алексий, человек Божий (царя Алексея Михайловича), великомученик Феодор Стратилат (царя Феодора Алексеевича), святой Иоанн Креститель (царей Ивана IV и Ивана V), праведная Елисавета (императрицы Елизаветы Петровны), пророчица Анна (императриц Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны), великомученица Екатерина (императриц Екатерины I и Екатерины II), апостол Павел (императора Павла I), апостол Петр (императоров Петра I Великого, Петра II и Петра III), благоверный князь Александр Невский (покровитель трех русских императоров: Александра I, Александра II и Александра III), святитель Николай Чудотворец (покровитель императоров Николая I и Николая II), святитель Алексий, митрополит Московский (цесаревича Алексея Николаевича). Всего на русском престоле правили 18 правителей рода Романовых, а цесаревич Алексей не успел вступить на престол, погибнув в отроческом возрасте от рук богоборцев.

http://pravoslavie.ru/95318.html

«Чадо, говорит ветхозаветный мудрец, от юности твоея избери наказание, и даже до седин обрящеши премудрость»... «Яже в юности не собрал еси, то како можеши обрести в старости твоей?» ( Сир.6:18, 25:5 ). Насколько необходимы аскетические подвиги в борьбе с плотскими влечениями, об этом можно судить по бывшим уже опытам подобной борьбы. Вот что, напр., говорится в житии Марии Египетской: «Сорок семь лет, говорит о себе св. подвижница, прошло уже, как я брожу в этой (иорданской) пустыне. Первые семнадцать лет моей пустынной жизни я боролась с моими похотями, как с лютейшими зверями. Начну я, бывало, вкушать хлеб, – мне хочется мяса и рыбы, которые я ела в Египте; то мне вдруг сильно захочется вина, которое я там пила в большом количестве... Вдруг вспомнится мне какая-нибудь блудная песня; вдруг забушуют во мне нечистые помыслы и блудные страсти: тогда я бросаюсь на землю, обливаюсь слезами и вопию к моей небесной Споручнице, пока несколько не успокоюсь. Часто по целым дням я лежала на земле, как мертвая: одна сила Божия спасала меня». Преподобный Иоанн Затворник, чтобы окончательно побороть похоть своей плоти, решился, после тридцатилетнего затвора в самой тесной и темной пещере, на подвиг ещё более тяжелый: выкопав яму, он сел в неё по перси и засыпал себя землёю, в каковом положении пробыл весь великий пост. Страдания его были ужасны: ноги его горели, жилы корчились, жар пожирал внутренность; но за то бес плотской похоти оставил его после этого навсегда. Преподобный Алексий Божий человек для сохранения целомудрия скрывается из дома в ночь после брака своего, оставляя молодую жену, родителей, богатство, славу, роскошь, негу. Другие даже жизнию жертвовали, чтобы сохранить свое целомудрие, остаться чистыми по душе и телу. Антиохийская христианка Домника, чтобы спасти от поругания себя и двух своих дочерей, выпросила у стража позволения уклониться ненадолго с дороги и вместе с дочерями бросилась в протекавшую близ реку. Святая мученица Потамиена решилась лучше быть брошенною в котёл кипящей смолы, чем отдаться в руки и склониться на обольщения язычника, господина своего, у которого она была рабою. А одна мученица, замужняя христианская женщина, красотою которой прельстился сладострастный мучитель христиан Максентий, чтобы сохранить свое целомудрие, сделала следующее: посланных за нею воинов она просила немного подождать под предлогом, что ей нужно заняться своими нарядами, а сама пошла в спальню и вонзила в себя нож, павши, таким образом, жертвою целомудрия. Так дорожили целомудрием и блюли в чистоте душу и тело святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Укажу примеры – из первых, так сказать, попавших на глаза наблюдений. Вот старичок, очень добродушный, богомольный, трезвый и трудолюбивый. Вздумал он на Афон уехать – душу спасать. Ему говорят: как? Да ведь ты женат?.. Что из того? Я не худое дело задумал. Но как же жена? Отпускает тебя? Ну, положим, ей-то не хочется, да ведь, я глава-то, не она. Я спасения ищу. А заповедь Христова говорит: что Бог сочетал, то человек да не разлучает? Это не просто сказано. Вон Алексей, человек Божий, ушел прямо с брачного пира, а я жил с женою лет двадцать, ну и будет. Без меня проживет как-нибудь. Великий праведник, преподобный Алексий действовал по особому Божию указанию, а ты-то кто? Ну, что тут толковать? Хочу и поеду! Да ведь грешно жену бросать? Да я для Бога. Я ведь там трудиться буду. И никакие уговоры не действуют: задолбил одно – спасаться хочу, и конец. А жена плачет, не знает, где голову склонить. И несчастный самочинник в деле спасения воображает, что Богу угождает! Вот купец, богач, тоже хороший человек. Он состарился, чувствует, что жить остается недолго. Детей нет, жены тоже. А скоплен капитал, так, миллиона полтора, может быть, два. Надо пристроить его. Зовет приятеля, тоже купца, посоветоваться. Тот оказался городским деятелем. Завещай, брат, все городу. Поминать будем! И завещание пишется. Купец умирает, и город получает уйму денег. Заводится и водопровод, и электрическое освещение, и трамвай. Что ж? Все это недурное дело. Только вот на дело Церкви, на распространение слова Божия, на построение храмов в далекой Сибири, на церковные школы, на дела миссии, проповеди Евангелия язычникам, на борьбу с сектами, с пьянством, с другими пороками – уж не взыщите. Православный христианин, кажется, был, а нужды матери-Церкви-то и забыл! Вот мужичок деревенский. Он живет в Москве. Занимался отец его когда-то извозом, а сынок имеет уже постоялый двор для извозчиков. Дела идут хорошо. Жертвует он на храм Божий в родном селе: то паникадило повесит, то подсвечник, то хоругвь поставит, то престол Божий украсит. Казалось бы, все добрые дела. Но вот в его родной деревне понадобилась школа. Просит его священник: помоги, брат, построй нам школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Только благодать Божия дает человеку возможность полюбить даже врага. А дается благодать по смирению Дух Божий почиет на тех, кто на кресте своих испытаний остается верен Распятому за нас, Его евангельскому Слову. Как писал преподобный Симеон Новый Богослов относительно грядущего Суда: «Никто не будет истязан: кто сколько постился, кто сколько молился, какие совершал подвиги, но каждый будет истязан: насколько кто в течение жизни стал подобным Христу, насколько отразился образ Божий в человеке» . Исполнением Божественных заповедей сохраняется в этом мире любовь. Исполняя заповеди, я свидетельствую, что Христа люблю больше, чем себя. И в такую любящую душу и снисходит Дух Святой. Исключительно силою торжествующего в сораспявшемся Господу христианине Духа Божиего Святаго рознь мира сего и преодолевается. Нам надо научиться в жизни только одному: всегда и везде, в любых обстоятельствах надо попытаться оправдать Бога и всех, кого Он посылает на моем пути, и осудить себя. Для чего нам дано имя Христово? Именно в этой вертикальной плоскости личных взаимоотношений человека с Богом – ключ к оправданию ближнего. Еще в Ветхом Завете Бог определяет Себя как Лицо. – Кто Ты, Господи? – искали с Ним личного знакомства. Нам это имя в Новом Завете открыто. Имя это – Иисус Христос. – И если нам дается это имя, то давайте зададимся вопросом, – размышлял владыка Алексий, – для чего? Только ли для того, чтобы поверить в то, что Он когда-то был? Нет. Каждый христианин призван взыскивать Его. А Господь на Кресте. И это явленный нам Богом образ Любви и оправдания всего человечества. Значит, виновен не тот человек, которого я не люблю, – виновен я, поскольку во мне нет этого Божественного дара любви. А если во мне нет этого дара любви, значит, я оправдываю себя, закрывая тем самым себя от рачительной, исцеляющей мое испорченное сердце любви Божией. Я, предпочитая себя, правду своей боли, а не любовь к Распятому, пренебрегаю Духом Святым. Всё, что с нами происходит, происходит по любви Божией. А значит, нет обстоятельств, которые могли бы оправдать раздражение моего сердца, есть только те, которые помогают мне увидеть себя самого и сокрушить себя! – наставлял владыка Алексий.

http://pravoslavie.ru/141222.html

Бармы имеют форму круглого широкого ворота с косым разрезом справа. По серо-фиолетовому атласу в восьми киотчатых клеймах, образованных настилом из хлопчатобумажных нитей под жемчуг, вышит полнофигурный Деисус. Спас Вседержитель изображен на престоле с открытым Евангелием на колене и благословляющей рукой перед грудью. По сторонам от него с молитвенно простертыми к нему руками – Богоматерь и Иоанн Предтеча, архангелы Михаил (с надписью мелким жемчугом арха//мих//анл и Гавриил с зерцалами и мерилами в руках, апостол Петр со свитком и апостол Павел с Евангелием. Между ними – прямоличная фигура преподобного с развернутым свитком в отведенной в сторону левой руке и благословляющей поднятой правой (Михаил Малеип?). Выше, между киотчатыми клеймами, в восьми круглых медальонах, образованных настилом из хлопчатобумажных нитей, вышиты поясные прямоличные фигуры святых. Справа от разреза – четыре благословляющих святителя с Евангелиями – Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст и Николай Мирликийский. Далее – Алексий Человек Божий со скрещенными руками и три русских митрополита – Иона, Алексий и Петр. Выше медальонов, по круглому вороту в треугольных клеймах вышиты ромбовидные прямоличные херувимы, а около косого разреза – профильные. Личное шито шелком серовато-песочного цвета «атласным» швом. Коричневым шелком очерчены черты ликов, фигуры и детали рисунка. Одежды и детали шиты прядеными золотными нитями с яркими, в основном зелеными и красными шелковыми прикрепами (швы – «ягодка», «двойная ягодка», «клопчик», «городок», «черенок», «перышки», «клетчатый городок»). В позёме – сканое золото с зеленым шелком. Между медальонов толстыми белыми хлопчатобумажными нитями с обводкой золотными прядеными нитями выложен узор в виде гирлянды извивающихся завитков и круглых клейм, видимо, для дробничек. По краям барм также идет настил под жемчуг из хлопчатобумажных нитей с обводкой золотными. По нижнему краю он образует кайму с узором в виде растительных гирлянд с ромбовидными клеймами (для дробничек) между ними, который выложен также хлопчатобумажными нитямис золотной обводкой. Подкладка из алого восточного (?) атласа.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010