Московский собор 1547 г. причислил праведного Прокопия к лику святых и установил праздновать ему 8 июля. Стихиры и канон ему составлены еще при Иоанне III, когда в Устюге начали праздновать его память. – В Устюге и его окрестностях пред днем памяти св. Прокопия многие благочестивые люди и доныне соблюдают недельный пост. Мощи его почивают под спудом в каменном его имени соборном храме, за левым клиросом, близ северной стены. Нынешняя гробница, устроенная в 1833 г., вызолочена по полименту и состоит из 4-х мраморных досок с позолоченными надписями. На гробнице находится образ св. Прокопия, украшенный серебряно-вызолоченною ризою и жемчужною гривною 29 . Гробница осенена резным золоченым балдахином на столпах. При входе в собор у южных дверей положен на пьедестале камень овальной фигуры, привезенный 1 ноября 1638 г. из котовальской волости – из числа выпавших в 1290 году. Икона Благовещения Божией Матери, источившая миро (в 1290 г.), с 1567 года перенесена в Москву и находится ныне в Успенском соборе, по правую сторону царских врат. В 1818 г. уссрдием устюжских граждаи сделана на нее тяжелая серебряная, позолоченая риза. Преподобные Григорий и Кассиан Авнежские Когда пр. Стефан, постриженик Киево-Печерской Лавры, устроял свою обитель Махрищкую 30 , недалеко от того места жил богатый землевладелец Григорий, от юности научившийся грамоте и довольно образованный по тогдашнему времени. Он часто посещал пр. Стефана, слушал его беседы, присматривался к образу жизни старца и наконец, видя в нем истинного раба Христова, пожертвовал ему земли и все свое имение на устроение обители и сам постригся в ней. Руководимый опытным наставником, новый инок всецело посвятил себя на служение Господу, дни проводил в трудах на пользу братии, ночи в бдении и молитвах. Пр. Стефан полюбил Григория как родного сына, приблизил его к себе и немало радовался успехам его в жизни духовной. Отличая Григория от других иноков, для которых он по своей жизни служил уже примером, пр. Стефан послал его к суздальскому епископу Алексию, прося святителя рукоположить его во пресвитера. Григорий был рукоположен и с еще большею ревностью продолжал усовершаться в иноческой жизни. Но не на Махре, близ его родины, а в другой далекой стороне Промысл готовил Григорию место для проведения подвигов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так же, как и страсти, добродетели органично связаны между собой. «Едина сила добродетели», – пишет Климент Александрийский 2956 . «Едина природа всех добродетелей, даже если они кажутся разделенными на многие виды с различными названиями», – считает точно так же преподобный Иоанн Кассиан 2957 . И Евагрий утверждает, что «добродетель по природе одна, однако принимает особую форму в каждой силе души» 2958 . Вследствие этого Климент Александрийский отмечает, что «добродетели взаимно сопровождают друг друга» 2959 , а святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы – что «одна добродетель зависит от другой» 2960 . Отсюда, с одной стороны, следует, что обладание одной добродетелью означает, в некотором роде, обладание всеми: «Добродетели неотделимы одна от другой, и невозможно овладеть одной из них во всей полноте ее значения, не достигнув при этом остальных, и стоит лишь одной из добродетелей водвориться у кого-либо, как за ней непременно последуют и остальные», – замечает святитель Григорий Нисский 2961 . Но, с другой стороны, отсюда следует, что нельзя по-настоящему обладать одной добродетелью, если при этом человек не имеет всех остальных, и что отсутствие одной добродетели подвергает опасности все остальные. «Каждая добродетель, взятая в отдельности, тем более слаба, чем более недостаточны все остальные», – пишет святитель Григорий Великий и продолжает: «Добродетель, отделенная от других, – это либо несуществующая добродетель, либо, во всяком случае, еще очень далекая от совершенства» 2962 . «Тот, кто побежден в одном, доказывает тем самым, что он не имеет в совершенстве ни одной добродетели... Какими бы высокими ни были стены и как бы крепко ни были заперты ворота, защищающие город, открытие одного потайного хода, каким бы малым он ни был, обречет город на разграбление», – со своей стороны отмечает преподобный Иоанн Кассиан 2963 . Потому Евагрий и предупреждает встающего на путь духовного возрастания: пусть он «остерегается, отправляясь в путь, чтобы не сбиться и не потерпеть крушения, но пусть старается о равном исполнении всех добродетелей, потому что они связаны одна с другой и предательство ума обычно совершается со стороны недостающей добродетели» 2964 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Скурат Константин Ефимович Содержание Вместо предисловия Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие. Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен. Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин! Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! 29 августа 1999 г. Константин Скурат Восточные святые отцы Данный труд был задуман года два-три тому назад. По мере приближения моей жизни к библейскому возрасту (Пс. 89, 10) созревала и мысль отметить этой работой свое 70-летие. Если читатель найдет в этом труде указанный великими учителями Церкви путь жизни - мой труд будет не напрасен. Да послужит он и мне постоянным напоминанием в оставшиеся дни о том, каким должен быть православный христианин! Святители Христовы Иоанн Златоуст († 407) и Амвросий Медиоланский († 397), преподобные отцы блаженный Диадох Фотикийский (V в.), авва Дорофей († 620), Григорий Синаит (XIV в.), Иоанн Кассиан († 435) и все святые, на земле Востока и Запада просиявшие, молите Бога о нас, дабы Он явил нам Свою бесконечную милость и не лишил нас Своих вечных Небесных Обителей! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! 29 августа 1999 г. Константин Скурат Святитель Иоанн Златоуст боголюбезной Олимпиаде " Я знаю благородство твоего ума, знаю крепость твоей богобоязненной души, знаю обилие рассудительности, силу любомудрия... Блаженна ты и трижды блаженна... " . Святитель Иоанн Златоуст. Письма к Олимпиаде. Из писем II и XVII Эпистолярное наследие святителя Иоанна Златоуста очень богато. Большая часть писем появилась в годы лишения его Константинопольской кафедры и изгнания из столицы (403-407 гг.). Святитель Иоанн писал к разным лицам: к священнослужителям, диакониссам, инокам и мирянам, два раза обращался с письмами к Римскому епископу Иннокентию [с. 550-558] [ 1 ], а также к епископам, пресвитерам и диаконам, заключенным за благочестие в темницу [c. 563-565; 717, 718]. Но особенно содержательны, полезны и потому ценны семнадцать писем Константинополь-ского святителя к святой диакониссе Олимпиаде [c. 549-565]. В них даются глубоко духовные наставления этой дивной диакониссе Константинопольской Церкви, восхваляются ее примерные добродетели, ее целожизненный подвиг во славу Божию и на благо людей. Вместе с тем в них ярко выступает светлая личность самого святителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

В это время на Софийской стороне подвизался св. блаженный Николай, по прозванию Кочанов (память его 27 июля). Оба блаженных мнимо враждовали друг с другом, обличая этим кровавую вражду между обеими сторонами города — Софийской и Торговой; они нарочно заходили на чужую сторону, причем блаженный Феодор кричал: «Не ходи, юродивый, на мою сторону, живи на своей!» И не раз они бежали по воде реки Волхов, преследуя друг друга.  Пред кончиной своей блаженный Феодор говорил: «Прощайте, далеко иду!» Не много дней продолжалась его предсмертная болезнь. В течение ее он все ночи проводил в непрестанной молитве.  Напутствованный Святыми Тайнами, он тихо скончался 19 января 1392 г. и был погребен у церкви св. Георгия, около Торговых рядов (на рынке), на месте, которое он сам избрал для себя.  На могиле его воздвигнута часовня. Новгородские купцы всегда считали его своим покровителем. Преподобный Роман Киржачский (+ 1392) Память его празднуется 29 июля в день преставления, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Роман, ученик прп. Сергия, был первым настоятелем основанной им  Киржачской обители (во Владимирской обл.). В 1764 г. монастырь был упразднен. Благовещенская церковь стала приходской, где мощи преподобного почивают под спудом. •  После введения в Свято-Троицкой обители строгого общежительного устава в 1371 г. и недовольства им некоторых из братии прп. Сергий Радонежский был вынужден удалиться из монастыря. В это время прп. Сергий основал Благовещенскую обитель на р. Киржач (приток Клязьмы), вместе с ним ушли из Троицкого монастыря и верные его ученики. Когда прп. Сергий вернулся в родной монастырь, то в Благовещенской обители он оставил вместо себя настоятелем прп. Романа. Место подвижничества преподобного — в Киржачском р-не Владимирской обл. Преподобные Кассиан и Григорий Авнежские (+ 1392) Память их празднуется 15 июня в день их гибели Когда прп. Стефан Махрищский (память его 14 июля), бывший собеседником прп. Сергия, пожелал переселиться в лесные пустыни Вологодского края, то он взял с собой иеромонаха  Григория, уроженца тех мест.  Новую обитель они основали в Авнежском княжестве, причем им много помогал богатый крестьянин Константин. Наконец прп. Стефан решил вернуться в Махрищи. Прп. Григорий заменил его, а Константин принял постриг с наречением ему имени Кассиан и стал его помощником. В 1392 г. во время татарского набега оба преподобные были убиты, Авнежский монастырь разорен, и все это место заросло лесом и заглохло. В 1524 г. во время рубки леса святые мощи их были обретены нетленными, а впоследствии по желанию царя Иоанна I Авнежский  монастырь был возобновлен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Благочестивые христиане длинною вереницею из ближних и дальних стран спешили в Прилуцкую обитель послушать поучение игумена ее, и умиленные его мощным словом, делали посильные приношения для обители. Богатый добродетелями духовными, преп. Димитрий наделен был от природы и необыкновенною телесною красотою. Но избегая соблазна, игумен в часы свободные от церковной службы, закрывал лицо свое иноческим куколем. Преподобный Димитрий достиг глубокой старости, и предчувствуя свою кончину, собрал братию, возвестил ей, что скоро наступит отшествие его, избрал на место себя игуменом Пахомия, пришедшего с ним из Переславля, и благословив братию, просил более не нарушать его молитвенного уединения. Февраля 11-го, 1392 года по всему монастырю разлилось чрезвычайное благоухание. Братия были в недоумении. Но чем ближе приближался кто из них к келии старца – игумена, – тем сильнее чувствовалось неведомое благоухание. Иноки нашли уже преп. Димитрия преставившимся. Таким образом, когда Северо-Восточное монашество, ожившее в лице Преподобного Сергия, уже довольно глубоко пустило свои корни в холодную северную почву, – и эти Вологодские – девственные леса огласились непрестанными славословиями Бога учениками Сергиевыми, тогда и в Вологодском крае стремление к отшельничеству благочестивых людей стало заметно умножаться. Ученики Сергиевы нашли подражателей, которые в свою очередь основали вблизи их свои монастыри. В Вологодских лесах поселяются: Григорий и Кассиан Авнежские, Дионисий Глушицкий, далее – Корнилий Комельский, Феодосий Тотемский, Александр Куштский и другие, которые, основав свои монастыри в глуши лесов, произвели благодетельное влияние на нравственность общества и даже на гражданственность. Посему коснемся жития и деяний, и сих угодников Вологодских. Григорий и Кассиан Авнежские первые наставления в иноческой жизни получали от преп. Стефана Махрищского. Следовательно, необходимо сделать краткое очертание жития преп. Стефана, который одновременно с преп. Сергием обрек себя на уединенные труды в непроходимых лесах Александровского уезда, Владимирской губ., в, 35 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сейчас мы назвали бы его двоюродным братом Константина Дмитриевича, но, коль скоро он был родственником Константина только по женской линии и не носил княжеского титула, генеалогическая этика обозначала такую родственную связь лишь как свойство» 17 . Статья Е. В. Крушельницкой 18 дает материал для построения генеалогической схемы преподобного Макария Калязинского (†1483; пам. 17 марта), согласно которой преподобный Паисий Угличский (†1504; пам. 6 июня) приходился преподобному Макарию Калязинскому племянником по материнской линии. Дядя постриг своего племянника в Троицком Калязине монастыре. Здесь же, очевидно, полагал начало своим монашеским подвигам и брат ПреподобногоГригорий, принявший монашество с именем Геннадий и ставший позднее Тверским епископом (1461–1477), (см. Таблицу 1 ). Таблица 1. Генеалогическая схема преподобного Макария Калязинского При выяснении степени родства преподобного Иосифа Волоцкого и Митрополита Московского Макария нами были высказаны следующие заключения: “…можно говорить о родственных связях Волоколамского игумена и Всероссийского Митрополита Макария, а связующим звеном в их генеалогии является архимандрит Кассиан. Однако их родственные отношения, заранее можно сказать, были довольно дальними, и сам этот факт остался незафиксированным в истории. Логичнее предположить, что родство шло по материнской линии, то есть Зиновия, бабушка митрополита Макария по материнской линии, была сестрой архимандрита Кассиана и племянницей преподобного Иосифа Волоцкого . Тогда архимандрит Кассиан является внучатым дядей, то есть двоюродным дедом Митрополита Макария, а преподобный Иосиф Волоцкий – брат прадеда Святителя по материнской линии” 19 (см. Таблицу 2 ). Таблица 2. Родословная преподобного Иосифа Волоцкого и Всероссийского Митрополита Макария И в наше время канонизация святых являет примеры семейной святости. В год 600-летия со дня преставления преподобного Сергия были канонизованы его родители – преподобные Кирилл и Мария 20 . Их внук, племянник преподобного Сергия, – святитель Феодор Ростовский (†1394; пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Первое является необходимой подготовкой для второго (При. Иоанн Кассиан Римлянин . Творения. Собеседование XIV); последнее без умерщвления страстей невозможно. Удобнее всего такое освобождение от страстей достигается безмолвием и уединением, хранением сердца и блюдением ума, то есть непрестанным вниманием к внутренним душевным движениям с покаянным настроением, частыми слезами, памятью о Боге и частым повторением Иисусовой молитвы. Высоты созерцания достигали очень немногие, как, например, прпп. Антоний Великий , Арсений Великий , Иоанн Лествичник и т. д. В XIV в. главным центром созерцательного подвижничества был Афон, а высокими представителями созерцательной жизни – его подвижники: свв. Григорий Синаит , Григорий Палама и др. См.: Παπαμιχαλ Г. «Αγιος Γρηγριος ΥΙσλαμ,ας. Πετροπολη; ’Αλεξνδρει. 1911. Σ. κα – κρ, 44–48. – Примеч. пер. Афонские подвижники в древности на себе переносили тяжести, из подвижнических видов чуждаясь помощи животных. См.: Помяловский И. Житие прп. Афанасия Афонского . СПб., 1895. – Примеч. пер. В Древней Греции, в г. Олимпии в Элиде, в честь Зевса через каждые четыре года совершались разные состязания, известные под именем Олимпийских игр. Оказаться победителем на них и получить в награду лавровый венок для грека было верхом желаний. Выступлению на Олимпийских играх предшествовала долгая тренировка, приготовление, а перед самым выступлением борцы намащались. Святые отцы, следуя за апостолом Павлом ( 1Кор. 9:24 ), сравнивают с Олимпийскими играми подвижничество, борьбу с диаволом (см.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин . Собеседование XIV). – Примеч. пер. Андроник II Палеолог родился в 1281 г., царствовал до 1328 г., скончался в 1332 г. См.: Введение. Римское царство – Византийская империя. В древности – страна на север от Македонии, в рассматриваемое время – особая византийская область (фема) к северу от Фессалоники, между Эгейским и Черным морями. – Примеч. пер. Ахемениды – собственно, древний персидский царский род, в переносном смысле – турки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Статья Е. В. Крушельницкой 18 дает материал для построения генеалогической схемы преподобного Макария Калязинского (†1483; пам. 17 марта), согласно которой преподобный Паисий Угличский (†1504; пам. 6 июня) приходился преподобному Макарию Калязинскому племянником по материнской линии. Дядя постриг своего племянника в Троицком Калязине монастыре. Здесь же, очевидно, полагал начало своим монашеским подвигам и брат ПреподобногоГригорий, принявший монашество с именем Геннадий и ставший позднее Тверским епископом (1461–1477), (см. Таблицу 1 ). При выяснении степени родства преподобного Иосифа Волоцкого и Митрополита Московского Макария нами были высказаны следующие заключения: “…можно говорить о родственных связях Волоколамского игумена и Всероссийского Митрополита Макария, а связующим звеном в их генеалогии является архимандрит Кассиан. Однако их родственные отношения, заранее можно сказать, были довольно дальними, и сам этот факт остался незафиксированным в истории. Логичнее предположить, что родство шло по материнской линии, то есть Зиновия, бабушка митрополита Макария по материнской линии, была сестрой архимандрита Кассиана и племянницей преподобного Иосифа Волоцкого. Тогда архимандрит Кассиан является внучатым дядей, то есть двоюродным дедом Митрополита Макария, а преподобный Иосиф Волоцкий — брат прадеда Святителя по материнской линии” 19 (см. Таблицу 2 ). И в наше время канонизация святых являет примеры семейной святости. В год 600-летия со дня преставления преподобного Сергия были канонизованы его родители — преподобные Кирилл и Мария 20 . Их внук, племянник преподобного Сергия, — святитель Феодор Ростовский (†1394; пам. 28 нояб.). Духовным другом преподобного Сергия был святитель Алексий, Митрополит Алексий Московский (†1378; пам. 12 февр.). Его сестры, преподобные Иулиания и Евпраксия, ныне прославлены в лике святых Русской Церкви 21 . Приведенные примеры относятся к святым русским князьям. Степенная книга, памятник исторический мысли времени Митрополита Макария (†1563; пам.

http://pravmir.ru/o-stepenyah-rodstva/

ГРИГОРИЙ Иванович Поспелов (1877-1921), прот., сщмч. (пам. 13 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе С.-Петербургских и Ладожских святых) ГРИГОРИЙ Григорьевич Раевский (1888-1937), прот., сщмч. (пам. 16 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ Васильевич Самарин (1893-1940), диак., сщмч. (пам. 28 июня, в Соборе святых Биробиджанской епархии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ Александрович Сербаринов (1880-1938), прот., сщмч. (пам. 26 дек. , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ГРИГОРИЙ Прокопьевич Смирнов (1891- 1918), диак., сщмч. (пам. 7 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ Никитич Хлебунов (1873-1930), свящ., сщмч. (пам. 21 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ († 25.05.1093), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ГРИГОРИЙ (Воробьёв Григорий Иванович; 1883-1937), игум., прмч, (пам. 22 окт. , в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГРИГОРИЙ Иванович Берденёв (1890-1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) ГРИГОРИЙ Иванович Долинин (1875-1937), мч., (пам. 15 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ГРИГОРИЙ И КАССИАН († кон. XIV в.), Авнежские, ученики прп. Стефана Махрищского, преподобномученики (пам. 15 июня, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_16.html

112 По объяснению преп. Пимена Великого, помещенному в Алфавитном Патерике 113 «Уста смиренномудрого глаголют истину», — сказал пр. Марк Подвижник. См. Слово о Законе Духовном, гл. 9 114 Преподобный Пимен Великий говорил: «На одном только месте дозволено было израильтянам приносить жертвы и отправлять общественное богослужение. В духовном смысле это место — смирение». Алфавитный Патерик 115 (Гал. 5:4) (Гал. 2:16, 21); Слово о спасении. См. Аскетические опыты, ч. 2 116 Преподобный Макарий Великий. Беседа 20-я 117 Преподобный Макарий Великий. Беседа 37-я, гл. 2, 3 118 Преп. Нил Сорский. Слово 3-е 119 Св. Петр Дамаскин. О еже, како может кто стяжати истинную веру. Кн. 1, Доброт., ч. 3 120 Слово 84-е 121 Святой Димитрий Ростовский, митрополит. Летопись. Святитель заимствует объяснение этих слов Писания у святых Иоанна Златоустого, Григория Двоеслова, Исидора Пилусиотского и Пимена Великого 122 См. речи Цицерона против Антония 123 «Душа не смирится, если не будет лишена хлеба», — сказал преподобный Пимен Великий. Алфавитный Патерик 124 Святому Аврааму, патриарху и пророку 125 Святой Димитрий. Летопись 126 Святой Димитрий. Летопись 127 Телесные наказания были в общем употреблении у древних. Не изъяты были от них первейшие сановники Римской империи и патриархи. Так, например, подверглись тяжкому телесному наказанию константинопольский патриарх святой Флавиан, Римский папа святой Мартин и другие 128 Житие святого Иоанна Милостивого. Четьи-Минеи, 12 ноября 129 Святой Исаак Сирский. Слово 89-е. О вреде ревности безрассудной 130 Преподобный Кассиан Римлянин. Collatio secunda, de discretione 131 Преподобный Кассиан. Collatio secunda, de discretione 132 Паписты 133 Протестанты 134 Пр. Исаак Сирский. Слово 28-е 135 По переводу с еврейского 136 Св. Симеон Новый Богослов говорит: «Кое намерение есть смотрения воплощения Бога-Слова, во всем Божественном Писании проповедуемое и от нас прочитываемое, но не познаваемое? Точию, да приобщився нашего естества причастники сотворит ны Своего: Сын бо Божий сего ради Сын человечь бысть, да сыны Божия сотворит ны человеки, еже по естеству бысть Той, к сему по благодати возводя род наш». Доброт., ч. I, гл. 108

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3167...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010