Великая княгиня Елизавета Федоровна В Марфо-Мариинской обители княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: " Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность " . Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Сребрянского и без советов старцев Оптиной пустыни , других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе. С начала первой мировой войны княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье. В ее письмах того времени есть следующие слова: " Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы... должны устремить свои мысли к Небесному Царствию... и сказать с покорностью: " Да будет воля Твоя " . Преподобномученица Елисавета Феодоровна, икона Убиение прмц. Елисаветы и ихже с нею. 6-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

http://drevo-info.ru/articles/1713.html

Arhiva La Minsk din New York au fost aduse prticele din moatele Sfintelor Cuvioase Mucenie marea cneaghine Elisabeta i monahia Varvara 30 mai 2019 11:51 До 6 июня в Минске будет пребывать ковчег с десницей преподобномученицы великой княгини Елисаветы и частицей мощей преподобномученицы инокини Варвары. В белорусскую столицу святыня принесена из Знаменского Синодального собора города Нью-Йорка. Доставили ковчег ключарь собора протоиерей Андрей Соммер и представители Молодежной ассоциации святого князя Владимира. Встречу святыни в Свято-Духовом кафедральном соборе возглавил епископ Боровлянский Игнатий , викарий Минской епархии . В США ковчег с десницей святой Елисаветы и частью мощей святой Варвары находится с 1981 года. Святыню перенесли из Гефсимании после обретения мощей великой княгини Елисаветы и инокини Варвары и их канонизации в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей (в 1992 году канонизированы Русской Православной Церковью). Великая княгиня Елисавета (1864-1918) была Гессенской принцессой и приходилась внучкой королеве Великобритании Виктории. Она стала супругой великого князя Сергея Александровича Романова и связала свою жизнь с Россией. В 1905 году ее мужа убил террорист. После этого трагического события великая княгиня посвятила себя служению Богу и людям. В 1909 году она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия . В ночь на 18 июля 1918 года советской властью великую княгиню Елисавету, инокиню Варвару, членов рода Романовых и близких к ним людей сбросили в шахту под Алапаевском. Останки мучениц Елисаветы и Варвары в 1921 году были привезены в Иерусалим, и с того времени они покоятся в храме равноапостольной Марии Магдалины. Святая Елисавета — одна из величайших подвижниц ХХ века. Врачи, сотрудники социальных служб и благотворители считают ее своей небесной покровительницей. Ей молятся о детях, о благословении семьи, в болезнях и любых жизненных обстоятельствах. Принесение ковчега с десницей святой преподобномученицы осуществляется по благословению митрополита Минского и Заславского Павла , Патриаршего экзарха всея Беларуси, при поддержке Синодального отдела по делам молодежи Белорусской Православной Церкви . Также вместе со святыней православная молодежь США привезет средства для детей-инвалидов реабилитационного центра «Самарянин» в городе Пинске. В прошлом году Молодежная ассоциация святого князя Владимира помогла минскому дому-интернату для детей с особенностями развития. За счет собранных средств на территории интерната был создан сенсорный сад и контактный зоопарк. Места пребывания святыни в Минске: В дни нахождения святыни в Елисаветинском монастыре будет работать пресс-центр: +375 (29) 270 44 94; +375 (29) 185 47 88 (Валентина Алексеевна Степанова). Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5444433...

Великая княгиня Елизавета, по словам епископа Пантелеимона, выносила в своем сердце этот уникальный проект. «Через 110 лет мы можем увидеть то, что сделали ее любовь, мужество, вера и то, что она создала, движимая желанием утверждать на земле добро. Она пошла против того течения, которое тогда увлекало Россию, против кровавого потока страшных чувств и мыслей революционного времени». Он подчеркнул, что преподобномученица Елисавета своей жизнью и организацией благотворительного служения в обители явила образец соединения молитвы и милосердия. «Обитель — это удивительное место победы добра над злом, место радости и любви, — сказал викарий Святейшего Патриарха. — Поражает дальнейшая судьба обители, которая разделила судьбу своей основательницы: она была разрушена, но возродилась, и теперь в ней продолжается дело преподобномученицы Елисаветы». Настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова) отметила, что, несмотря на внешние изменения, главным в служении Марфо-Мариинской обители остается продолжение дела великой княгини Елизаветы Федоровны. «Поменялось все: время, реалии, люди. Сделать так, как было в начале, при великой княгине, невозможно в наше время, — сказала игумения Елисавета (Позднякова). — При зарождении обители главным центром была личность преподобномученицы Елисаветы, ее личный подвиг и святость. Сегодня великой княгини Елизаветы у нас нет. И мы поняли, что на место духовного центра должна встать монашеская обитель. А социальная деятельность, в которой участвуют не только монашествующие, но и сестры милосердия с добровольцами, могла бы развиваться на духовном фундаменте монашеской жизни». Настоятельница отметила, что эту модель обитель реализует с 2011 года, и она себя оправдывает. Сегодня Марфо-Мариинская обитель — это женский монастырь, в котором сохраняются особенности, которые были заложены Елизаветой Федоровной. «В обители проживают монашествующие сестры, которые живут монашеской жизнью и выполняют монашеские обязанности. Их жизнь не связана с социальной деятельностью, — отметила игумения Елисавета (Позднякова). — При этом в обители действуют порядка 10 социальных проектов, которые призваны помогать тем, кому хуже всех. Преподобномученица Елисавета руководствовалась актуальностью той или иной помощи. Мы тоже стараемся руководствоваться этим принципом».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5377901...

С земным поклоном умолял он избавить его от этой высокой награды, говоря: «Никогда я не был золотоносцем». Для него было естественно служить литургию в деревянных сосудах и в облачении из простого холста. Как будто даже через это он хотел прикоснуться жизни Спасителя, Который в юные годы занимался ремеслом древодела. Мы знаем, как преподобномученица великая княгиня Елисавета все оставила — и богатство, и высокое положение, — чтобы всей жизнью своей служить Господу в основанной ею Марфо-Мариинской обители, как приходила она на Хитров рынок к искалеченным грехом и страданиями людям, неложно свидетельствуя им о Христе. И как она евангельски убийцу мужа своего простила. Все служение этих святых неразрывно связано с судьбами нашей Церкви и нашего Отечества. Навсегда останется в памяти России благословение преподобным Сергием святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, и участие в этой битве схимонахов Осляби и Пересвета. Точно так же, как служение раненым во время Первой мировой войны великой княгини Елисаветы с сестрами ее обители. Мы знаем, как эти святые непостижимым образом связаны не только с Христом Богом, но и друг с другом. В известном видении матушки Любови, которое было ей за пять лет до революции, преподобномученица Елисавета и ее духовник преподобноисповедник Сергий стоят во славе в белых одеждах рядом с преподобным Сергием, игуменом Радонежским. Мы знаем, что отец Митрофан Сребрянский принял постриг с именем Сергий — в честь Преподобного. Вокруг головы великой княгини — сияние и надпись из светозарных букв: «святая многострадальная великая княгиня Елисавета». Остановимся еще на том, как эти святые участвовали в Божественной литургии. Преподобный Сергий был во время ее весь «аки в огне», как сказано в его житии. И некто из служащих неоднократно видел ангела, стоящего рядом с ним у престола. И мы все помним про огонь — тот самый огонь, который сошел на апостолов в Пятидесятницу, — в потир Преподобного сходящий. Он поистине этому огню в полноте причастился.

http://moral.ru/prepodobny/

Преподобномученица великая княгиня Елисавета Преподобномученица великая княгиня Елисавета с мужем Сергеем Александровичем Супружеская жизнь еще одной – уже почти современной нам – подвижницы несправедливо остается в тени. Однако она могла бы и не стать даже просто православной христианкой, не вступив в счастливый, но недолгий брак, – и это часто упускается из виду. Речь о преподобномученице Елисавете Феодоровне Романовой и о ее муже генерал-губернаторе Москвы Сергее Александровиче Романове. «С утра я в церкви, жена – на складе (имеется в виду склад пожертвований в пользу воинов, организованный при содействии Елисаветы Феодоровны. – Ред. ). Господи, за что мне такое счастье?» – записал в 1904 году в дневнике великий князь. Его всегда отличала большая религиозность, он с детства по-настоящему любил службу, часто причащался, начинал и заканчивал свои дневниковые записи словами: «Господи, благослови», «Господи, помилуй». И, конечно, не без его влияния на седьмом году их совместной жизни Елисавета Феодоровна – немецкая принцесса, лютеранка – приняла Православие. «Было бы грехом… принадлежать к одной Церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж», – напишет она об этом и найдет поддержку у своей бабушки, королевы Англии Виктории, которая скажет так: «Быть со своим супругом одной веры – это правильно». Испытанием их брака была бездетность. Великий князь страдал костным туберкулезом, что тщательно старался скрывать от всех. Но жена-то видела страдания мужа… В феврале 1905 года великого князя разорвет бомба, брошенная террористом. Примерно за месяц до смерти, после известия о гибели от рук террориста одного государственного деятеля, Сергей Александрович записал в дневнике: «Господи, сподобиться бы такой кончины!» И сподобился… А его супруга с этого времени устремляется душой туда, где ее муж, без остатка посвящая себя Богу и ближнему. Сохранились такие ее слова, написанные в письме вскоре после смерти великого князя: «Я хочу быть достойна водительства такого супруга, как Сергий»…

http://pravoslavie.ru/95128.html

В Москву доставят мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары Москва, 19 июля 2004 г. Мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары будут доставлены из Иерусалима в Москву 25 июля, сообщает агентство ИТАР-ТАСС. В храме Христа Спасителя святыня пробудет до 5 августа. Затем раку с мощами провезут по всем федеральным округам России, а также по Белоруссии, Украине, Казахстану, странам Балтии. " Мощи преподобномучениц будут находиться в Русской Православной Церкви до февраля 2005 года, а затем вернутся в Иерусалим " , - отметили в фонде апостола Андрея Первозванного. Эта акция проводится совместно Русской Церковью и Русской Церковью Заграницей по благословению Патриарха Алексия и первоиерарха Русской Церкви Заграницей Митрополита Лавра. Елизавета Федоровна, дочь великого герцога Гессен-Дармштадского, внучка королевы Великобритании Виктории, по зову сердца приняла Православие. Она была женой брата императора Aлekcahдpa III великого князя Сергея Александровича, убитого террористом Каляевым в Москве в феврале 1905 года. Великая княгиня занималась благотворительностью, попечением о бедных и больных, основала известную всему миру Марфо-Мариинскую обитель. После революции отказалась покинуть Россию и в июле 1918 года приняла мученическую кончину в Алапаевске. Святые мощи в продолжении шести дней останутся в Храме Христа Спасителя, затем с 31 июля до 5 августа будут пребывать в Свято-Даниловом монастыре. На один день 5 августа святыню примет Марфо-Мариинская женская обитель, основательницей которой явилась преподобномученица Елизавета Феодоровна. Затем святыня отправиться в путь по России.   В каждом городе она будет находиться два дня. Свое шествие по России она начнет с Якутска, зетам последуют Анадырь, Магадан, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Южно-Курильск и Владивосток. Из столицы Приморья святые мощи по железной дороге дороге будут перевозиться вглубь России. Для этого оборудован специальный храм-вагон, который будет прицепляться к обычным пассажирским поездам и таким образом передвигаться от города к городу.

http://pravoslavie.ru/10510.html

Мощи святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары посетили Белгородчину Белгород, 12 декабря 2004 г. Фото сайта Ставропольской епархии Около трех тысяч человек ожидало прибытие святыни на железнодорожном вокзале города Белгорода. Вместе со своими земляками мощи Великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее верной спутницы и соузницы инокини Варвары встречал губернатор Белгородской области Е.И.Савченко. Из рук епископа Бостонского Михаила ковчег с десной рукой рукой святой Елисаветы и частицей мощей преподобномученицы Варвары принял архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, сообщает корреспондент Православие.Ru Ольга Кирьянова. Великая княгиня посещала Белгород еще при жизни: в 1911 году она вместе с другими членами царской семьи и сестрами Марфо-Мариинской обители присутствовала на торжествах по случаю канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Примечательно, что ее второе посещение Белгорода совпало с празднованием 250-летия со дня кончины святителя Иоасафа, которое будет отмечаться 23 декабря, а в будущем году белгородцы будут праздновать 300 лет со дня рождения святителя. Ковчег с честными мощами святых Елисаветы и Варвары Крестным ходом перенесли через центр города в Спасо-Преображенский кафедральный собор. Примечательно, что молитвенное шествие двигалось по главному - Гражданскому проспекту Белгорода, который в советское время назывался улицей Ленина, а до революции - Императорской улицей, в память о посещении города Августейшими паломниками.  После литургии, совершенной в соборе Владыкой Иоанном, к мощам выстроилась огромная очередь, которая не иссякала до утра. Поклониться алапаевским преподобномученицам приехали не только жители Белгородчины, но и паломники из Курской и Харьковской областей. В это же время малый ковчег с частицами мощей святых Елисаветы и Варвары посетил храмы второго кафедрального города епархии - Старого Оскола.     13 декабря 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12130.html

Приводимые источники удостоверяют, что в XV-XVII веках почиталась святость Андрея Рублева, как и высокая праведность Даниила. По традиции в Троице-Сергиевой Лавре память преподобного Андрея совершалась 4 июля, в день памяти святого Андрея Критского . Этот день определен и для совершения памяти преподобного после общецерковного прославления на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году. XVIII-XIX века были временем забвения многих православных традиций и, в частности, канонического иконописания. Известность святого Андрея вновь просияла лишь с начала XX века, когда пробудился интерес к традициям православного иконописания. По явному Промыслу Божию именно в XX веке «Святая Троица» преподобного Андрея, а также и другие его произведения приобрели значение свидетельства истины Православия пред лицом всего мира. Преподобный Андрей канонизирован на основании его подвига иконописания, в котором он, подобно евангелисту, свидетельствовал и продолжает ныне возвещать людям неложную истину о Боге, в Троице славимом. 5-го числа. Преподобномученица великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара Великая княгиня Елисавета Федоровна родилась 20 октября 1864 года. Она была дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. С потерей матери у 14-летней Елисаветы закончилась пора детства. По воспоминаниям современников, прекрасная наружность Елисаветы вполне соответствовала ее духовным качествам. Главными отличительными ее свойствами были религиозность и любовь к ближним. Полагают, что еще в ранней юности принцесса Елисавета отдала свое сердце великому князю Сергею Александровичу, сыну императора Александра II. 3 июня 1884 года в Петербурге, в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание великого князя Сергея Александровича и великой княгини Елисаветы Федоровны по православному обряду, а затем в одной из гостиных дворца – венчание по протестантскому обряду (выходя замуж, Елисавета Федоровна оставалась протестанткой).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Контакты для СМИ в местах пребывания святыни: Елисавета Феодоровна Романова, урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская (1864-1918)  — великая княгиня Дома Романовых, супруга великого князя Сергея Александровича, старшая сестра последней русской императрицы Александры Федоровны, почетный член и председатель Императорского православного палестинского общества с 1905 по 1917 годы, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Прославлена Русской Православной Церковью в лике преподобномученицы в 1992 г. Родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году вышла замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и стала российской княгиней. Елисавета Феодоровна в совершенстве выучила русский язык и после нескольких лет размышлений приняла Православие. Много занималась благотворительностью: посещала больницы, тюрьмы, детские приюты. В 1905 году от бомбы террориста Ивана Каляева погиб ее супруг. Несмотря на то, что убийца не раскаялся, великая княгиня подала Николаю II прошение о помиловании, которое тот отклонил. В 1909 году она купила на Большой Ордынке участок земли и открыла там Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. На участке расположились два храма, лечебница, аптека с бесплатными лекарствами для бедных, детский приют и школа. Через год насельниц монастыря посвятили в звание крестовых сестер любви и милосердия, а Елисавету Феодоровну возвели в сан настоятельницы. Во время Первой мировой войны великая княгиня помогала формировать санитарные поезда, отправляла солдатам лекарства и походные церкви. В 1918 году Елисавету Феодоровну арестовали и отправили в ссылку на Урал — в город Алапаевск. За матушкой последовали сестры милосердия Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. 18 июля 1918 года заключенных — Елисавету Феодоровну, сестру Варвару и нескольких членов семьи Романовых — отвезли к деревне Синячихи. Там, на заброшенном руднике, их избили прикладами винтовок и сбросили в шахту живыми. После того как белогвардейцы заняли Алапаевск, тела были извлечены из шахты, и было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елисаветы Феодоровны, была перевязана частью ее апостольника.

http://patriarchia.ru/db/text/4883926.ht...

Мощи святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары доставлены в Витебск Москва, 22 декабря 2004 г. Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна Сегодня мощи преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары доставлены в древний белорусский город Витебск (основан в 947 году). На вокзале вагон-храм встретили более 4,5 тысяч верующих во главе с архиепископом Витебским и Оршанским Димитрием, передает РИА " Новости " . Об сообщили в Фонде Андрея Первозванного, инициировавшим путешествие святых останков алапаевских мучениц по России и странам СНГ. Мощи преподобномучениц Елисаветы Феодоровны и Варвары, с 20-х годов прошлого столетия покоившиеся в монастыре Русской Зарубежной Церкви в Иерусалиме, были привезены в Россию почти пять месяцев назад. От Витебского вокзала многотысячный крестный ход под звон колоколов пронес святыню по улицам города, чтобы торжественно установить большой ковчег с мощами в Благовещенском соборе – одном из трех древнейших соборов Белоруссии (12 века). Здесь ковчег, в котором хранится правая десница (рука) Елисаветы Феодоровны, будет находиться до 24 декабря. Малый ковчег, изготовленный из досок гробов, в которых останки мучениц в 1921 году переправляли из Китая в Иерусалим, за несколько дней должен объехать все 33 храма Витебска. Кроме того, в четверг малый ковчег посетит старейшую в Белоруссии Полоцкую епархию, которая недавно отметила свое тысячелетие. До 1989 года в Витебске не было ни одной уцелевшей церкви. Город очень пострадал во время Великой Отечественной войны, и после освобождения от фашистских захватчиков (в 1944 году) в нем оставалось только 117 жителей. Сейчас население Витебска составляет около 400 тысяч человек. Ожидается, что многие из них прийдут поклониться святым мощам преподобномучениц Елисаветы Феодоровны и Варвары. 24 декабря мощи покинут Витебск и отправятся в Смоленск. 22 декабря 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12220.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010