Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом. 10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; + 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: « Я оставляю блестящий мир …но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих ». В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты ; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.

http://pravmir.ru/svyataya-prepodobnomuc...

Великая княгиня Елизавета, по словам епископа Пантелеимона, выносила в своем сердце этот уникальный проект. «Через 110 лет мы можем увидеть то, что сделали ее любовь, мужество, вера и то, что она создала, движимая желанием утверждать на земле добро. Она пошла против того течения, которое тогда увлекало Россию, против кровавого потока страшных чувств и мыслей революционного времени». Он подчеркнул, что преподобномученица Елисавета своей жизнью и организацией благотворительного служения в обители явила образец соединения молитвы и милосердия. «Обитель — это удивительное место победы добра над злом, место радости и любви, — сказал викарий Святейшего Патриарха. — Поражает дальнейшая судьба обители, которая разделила судьбу своей основательницы: она была разрушена, но возродилась, и теперь в ней продолжается дело преподобномученицы Елисаветы». Настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова) отметила, что, несмотря на внешние изменения, главным в служении Марфо-Мариинской обители остается продолжение дела великой княгини Елизаветы Федоровны. «Поменялось все: время, реалии, люди. Сделать так, как было в начале, при великой княгине, невозможно в наше время, — сказала игумения Елисавета (Позднякова). — При зарождении обители главным центром была личность преподобномученицы Елисаветы, ее личный подвиг и святость. Сегодня великой княгини Елизаветы у нас нет. И мы поняли, что на место духовного центра должна встать монашеская обитель. А социальная деятельность, в которой участвуют не только монашествующие, но и сестры милосердия с добровольцами, могла бы развиваться на духовном фундаменте монашеской жизни». Настоятельница отметила, что эту модель обитель реализует с 2011 года, и она себя оправдывает. Сегодня Марфо-Мариинская обитель — это женский монастырь, в котором сохраняются особенности, которые были заложены Елизаветой Федоровной. «В обители проживают монашествующие сестры, которые живут монашеской жизнью и выполняют монашеские обязанности. Их жизнь не связана с социальной деятельностью, — отметила игумения Елисавета (Позднякова). — При этом в обители действуют порядка 10 социальных проектов, которые призваны помогать тем, кому хуже всех. Преподобномученица Елисавета руководствовалась актуальностью той или иной помощи. Мы тоже стараемся руководствоваться этим принципом».

http://patriarchia.ru/db/text/5377268.ht...

— В качестве журналиста мне посчастливилось побывать в те дни в Костроме, и нам рассказали, что этот богоспасаемый город Великая княгиня посещала при жизни. — Да, она дважды посещала Кострому — с 18 по 20 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, и 8-9 июля 1916 года. Узами духовной дружбы Елисавета Феодоровна была связана с игуменией Сусанной (Мельниковой) — настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, где в наши дни в «Игуменском» (Восточном) корпусе расположилось епархиальное управление Костромской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II имя святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края. Мой рабочий кабинет находился в тех самых покоях, где останавливалась Великая княгиня. В память о ее посещении на стене Восточного корпуса монастыря была открыта мемориальная доска. В 1992 году известный священнослужитель Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерей Виктор Потапов, настоятель Свято-Иоанно-Предтеченского собора, передал мне две святыни — часть манжета ее монашеского одеяния и часть гроба преподобномученицы Елисаветы, в котором перевозилось из Алапаевска ее нетленное тело. В его приходе есть и иконы с частицами мощей святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары. Отец Виктор говорил о глубоком почитании американцами Великой княгини Елисаветы Феодоровны, жизненный путь которой является хорошим примером для тех протестантов и католиков, которые решили перейти в Православие. — 17 мая исполнилось пять лет со дня подписания Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей и Московского Патриархата. На мартовских торжествах в Усово говорилось о роли Елисаветы Феодоровны в этом историческом событии. — Об этом еще пять лет назад сказал и Святейший Патриарх Алексий II, подчеркнувший, что одним из событий, предшествующих подписанию, стало сотрудничество наших Церквей во время принесения на русскую землю мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2564224...

Жизненные пути Августейших подвижниц милосердия и благотворительности трагически оборвались в июле 1918 года на Урале, где они были убиты большевиками с разницей в один день.  Императрица Александра Фёдоровна приняла мученическую кончину вместе с семьёй и приближёнными в ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге. Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара и представители Императорского Дома Романовых - Великий Князь Сергей Михайлович, его помощник Фёдор Ремез, Князья Крови Императорской Игорь, Иоанн и Константин Константиновичи, князь Владимир Палей были убиты под Алапаевском в ночь на 18 июля 1918 года – в день обретения мощей святого преподобного Сергия Радонежского. В 1992 году Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна и крестовая сестра Варвара были канонизированы Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в лике преподобномучениц. По традиции участники XI Елисаветинского крестного хода начнут свой путь после Божественной литургии от старинного усадебного храма Ильи Пророка в с. Ильинском.  Они проследуют мимо исторических зданий Родильного приюта и Лазарета для раненых и увечных воинов Русско-японской войны, где Фондом «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» при поддержке местных администраций, благотворителей и Министерства культуры РФ созданы Музей Августейших покровителей Российского Общества Красного Креста – владельцев имения «Ильинское-Усово» и Музей материнства и младенчества. Огибая историческую ограду усадьбы Ильинское, крестоходцы направятся к Москве-реке и совершат переправу по понтонному мосту и на плотах. После чтения на переправе акафиста святой преподобномученице Великой Княгине Елисавете Феодоровне паломники проследуют в Усово мимо ограды старинного Спасского храма, который ныне является домовой церковью правительственной резиденции Ново-Огарёво. Возле Музея школы и детства, расположенного в историческом здании начального училища, основанного Императрицей Марией Александровной, состоится чтение Святого Евангелия. А затем при торжественном колокольном звоне участники Крестного хода прибудут к Спасскому храму села Усово, где будет отслужен молебен святым преподобномученицам Великой Княгине Елисавете Феодоровне и крестовой сестре Варваре.

http://radonezh.ru/2022/09/12/xi-elisave...

Сегодня у мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары тысячи наших соотечественников совершают покаянную молитву, возлагая свои лучшие надежды и чаяния на милость Божию. Принесение святыни в Россию и страны СНГ является для всех нас духовно объединяющим событием, важной вехой в истории Русской Православной Церкви XXI века. Это и реальный шаг на пути сближения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей. Святые мученики дают нам образец служения Христу и верности Матери-Церкви. Только в единстве любви и веры мы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара разделили участь нашего народа, до последнего вздоха оставаясь верными Отечеству, Церкви и Христу. Преклоним же в молитвенном стоянии свои сердца пред их святою памятью, дабы быть нам достойными их великого жертвенного подвига. Будем молиться у святых мощей, чтобы огонь любви возгорелся в наших сердцах, чтобы вера объединила нас в единый народ Божий. Святые преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, молите Бога о нас, о нашем примирении и спасении! +Тихон, епископ Архангельский и Холмогорский Пресс-служба Архангельской епархии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Затем со словами приветствия к собравшимся обратилась исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова: «Сегодня, действительно, день очень значимый. Когда здесь был президент Рустам Нургалиевич Минниханов и первый президент Минтимер Шарипович Шаймиев, состоялся разговор о том, что сделано очень много. Но нужно, чтобы Пещерный храм, который уже воссоздан, был намолен. Поэтому сегодня совершилось освящение, и это станет стимулом для всех, кто в настоящее время работает в верхнем храме. Поверьте, все они работают от души или для души, как говорит Минтимер Шарипович. Они работают с полной ответственностью перед историей, республикой и городом, понимая, что поруганный некогда храм должен служить людям. Многоуважаемый владыка, спасибо Вам за преданность. Как только Вы приехали на нашу землю, Ваша первая мечта была о воссоздании этого храма. И Вы активно действуете, чтобы этот храм был воссоздан. Да будет так». Затем архипастыри совершили первую Божественную литургию в новоосвященном храме Рождества Пресвятой Богородицы. После прочтения заамвонной молитвы было совершено славление перед ковчегом с мощами преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. В завершение молитвенного торжества митрополит Феофан вновь поздравил всех с освящением храма. «Войдя в этот храм, сразу ощущаешь, что место сие свято. Это ощущение еще более усугубляется, ибо ныне святая мученица великая княгиня Елизавета со своей верной спутницей инокиней Варварой стоят уже у престола Всевышнего Бога и молятся, конечно же, и за тех, кто будет приходить в то место, куда они вложили столько любви», — сказал, в частности, владыка Феофан. Со словом к верующим также обратились митрополит Марк и епископ Савва. В завершение богослужения архипастыри поклонились месту обретения Казанской иконы Божией Матери и пропели тропарь, кондак и величание Пресвятой Богородице. Верующие приложились к ковчегу с мощами преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Татарстанская митрополия /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/5597176.ht...

Часто – по подсчетам отца-настоятеля не менее пятнадцати раз – в монастырь на богомолье приезжала преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна. Она имела возможность останавливаться в обители, здесь сохранилась ее келья-покои. А в монастырском музее есть небольшой образ, подаренный ею Зосимовой пустыни.      В музее представлены все этапы развития обители, хранятся многочисленные раритеты, мемориальные предметы, относящиеся к разным периодам ее существования. Например, портрет царевны Наталии Алексеевны, сестры царя Петра I. Она благоговейно относилась к основателю монастыря старцу Зосиме, была устроительницей его погребения. Есть и портреты людей, внесших свой вклад в возрождение этого святого места уже во второй половине XIX века. Есть постер с известного полотна Павла Дмитриевича Корина «Русь уходящая», над созданием которого он трудился около четверти века. Некоторые из исторических персонажей на этой картине – насельники Зосимовой пустыни. Как и преподобномученица Елисавета Феодоровна, к старцу Алексию Зосимовскому приезжала исповедоваться и общаться схиигумения Фамарь (Марджанова), не так давно причисленная к лику святых, и другие известные и малоизвестные люди. Одно из помещений в монастырском музее пока пустует. Здесь предполагается показать, как устроена монашеская келья. Паломники смогут как бы заглянуть туда, куда в обычной жизни вход запрещен. Пока этот проект находится в процессе воплощения. А о цели прихода в монастырь в ходе нашей беседы рассуждает игумен Серафим:      – Приходить нужно осознанно. Многие приезжают из-за каких-то жизненных проблем. Да, монастырь старается им помочь и во многом, наверное, помогает, но такие люди ставят перед собой цель находиться в монастыре небольшое время, а потом покинуть его. Для того чтобы жить в монастыре постоянно, нужно осознание того, для чего ты сюда пришел. Рассказывают, что у одного монаха была надпись на стене в келье. Когда у него в душе зарождалось уныние или желание покинуть обитель, он поднимал глаза на эту надпись и читал: «Зачем ты пришел в монастырь?» И вспоминал, зачем на самом деле сюда пришел.

http://pravoslavie.ru/138151.html

— Где можно узнать о программе пребывания святых мощей? — На официальном сайте Митрополичьего округа в Республике Казахстан программа  уже размещена. Дополнительную подробную информацию с расписанием богослужений можно будет получить на сайтах наших епархий, а также в храмах. — Ваше Высокопреосвященство, в Вашей жизни были ли какие-то особые моменты, связанные с алапаевскими преподобномученицами? — На протяжении двадцати лет мое архипастырское служение проходило в Костромской епархии , главной святыней которой является чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Этим образом в 1613 году в стенах Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря был благословлен на царство юный боярин Михаил Феодорович Романов. Согласно традиции, немецкие принцессы, выходящие замуж за князей императорского Дома Романовых и принимающие Православие, получали не только новое имя, но и отчество — Феодоровна, в честь почитаемой Феодоровской иконы. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, Великая княгиня перешла в Православие и приняла имя Елисавета и отчество — Феодоровна. Святая преподобномученица Елисавета дважды посещала Кострому — с 18 по 20 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, и 8-9 июля 1916 года. Всю свою жизнь она была связана узами духовной дружбы с настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря города Костромы игуменией Сусанной (Мельниковой). В «Игуменском» или Восточном корпусе возрожденного Богоявленско-Анастасииного монастыря расположилось епархиальное управление Костромской епархии. Мой рабочий кабинет был устроен в тех самых покоях, где в начале XX века останавливалась Елисавета Феодоровна. В память о посещении Великой княгиней монастыря на стене Восточного корпуса была открыта мемориальная доска. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края. 7-8 февраля 2005 года мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары по благословению Святейшего Патриарха Алексия и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра в ходе поездки по России пребывали в пределах Костромского края.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1934633...

Когда через три месяца после смерти мучеников нашли место их упокоения, то увидели, что Великая княгиня лежала на бревенчатом выступе на глубине пятнадцати метров, с образом Спасителя на груди, который был благословлен ей в день присоединения ее к Православию. Праведники во веки живут! И русские новомученики – это те, ожидаемые Вселенской Церковью жертвы, кои дополнили число убиенных за Слово Божие. И кто знает, сколько еще продлится то “малое” апокалиптическое время, в кое дозревает земная Церковь до Суда Божия, который отмстит живущим на земле за кровь праведников? Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Из " Слова в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских " 18 июля 2005 г. скрыть способы оплаты Комментарии Марина Анатольевна 18 июля 2021, 12:52 Матушка Елизавета, помолись Христу Богу о грешнице Марине! Иулиания 17 июля 2021, 22:49 Рубен, любые времена делают люди. Не надо перекладывать ответственность за свои поступки на кого-то или что-то. Человек наделен Богом свободной волей и всегда может выбрать: творить добро или зло. Рубен Хачикян 11 октября 2020, 03:50 Отличная статья, информативная, правильная. Заставляет и задуматься, как вообще на Руси появились люди, учинившие такое безумие. Сегодня оять модно говорить, " о если только тогда жили мьi а не те, поступили б иначе " , тем caмьiм не зная того, повторяя Евангелие... А вот когда вскроется, что чей-то прадед например участвовал в убиение княгини, и сегодня сразу скажут " времена такие, исполнял приказ, сам не виноват, искренне служил Родине, Ленину " и т.п. И опять упаси Боже, окажется, что у каждого своя правда... Ольга 18 июля 2019, 15:11 Великая Женщина! Даже когда читаешь про Неё, тебя окутывает какое-то тепло. И слёзы текут ...Святая преподобномученица Елизавета Федоровна, моли Бога о нас, грешных! Наталья 23 июля 2018, 11:32 " Побеждай благим злое " (Рим.12.21)Спасибо за память трудов о.Иоанна (Крестьянкина) алексей 20 июля 2018, 11:39 Вечная память!!! Елена 19 июля 2018, 17:43 Святая преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара молите Бога о нас грешных!

http://pravoslavie.ru/1896.html

Осенью молодая чета вернулась в Дармштадт, в резиденцию на углу улиц Вильгельмины и Анны. Скромный барочный особняк чудом уцелел во время бомбежки 1944 года и сегодня стал владением страховой компании, а между тем именно в нем 1 ноября 1864 года родилась Элла — великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, преподобномученица. Все герои этой пьесы — герои трагедии старого мира. Они оказались на гребне расколовшегося ледника, со страшной силой обрушившегося на мир с вершины тысячелетий. Великий князь Сергей убит террористом. Аликс — Александра Федоровна — и Ники — Николай II — убиты в Ипатьевском доме. Елизавета Федоровна сброшена в шахту в Алапаевске и умерла с молитвой на устах. Эрни — Эрнст Людвиг — в 1918 году лишился герцогства, дожил до 1937 года и умер после инсульта. Через день после его похорон вся Гессен-Дармштадсткая семья — его вдова, сын со своей беременной женой и двумя детьми — погибла в авиакатастрофе в бельгийском Остенде... Династия прервалась, наверное, промыслительно, не увидев ужасов фашизма. Занавес. Я зачастую не всматриваюсь в города, в которые стоило бы всмотреться — это мое «проклятие». Счастье же заключается в том, что благодаря Елисаветинским дням я наконец-то увидел Дармштадт. И более того — снова ощутил себя частью Русского мира. Ведь этот мир есть не только и не столько геополитическое образование. Русский мир — это те духовные нити, которые питают каждого, в чьей первой азбуке второй по счету буквой была буква «Б». Михаил Досковский, сотрудник православного паломнического центра апостола Фомы в Европе, Трир, Германия. О великой княгине Елизавете Федоровне и ее муже Сергее Александровиче читайте в материалах: Елизавета Федоровна и Сергей Александрович Романовы ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА: ЖИЗНЬ КАК «ДОРОГА, ПОЛНАЯ СВЕТА» МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ: ЖИЗНЬ ИЗНУТРИ 7 святынь, связанных с именами Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны Романовых Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей.

http://foma.ru/darmshtadt-pesa-o-ranenom...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010