Даже если бы великая княгиня Елисавета ничего более не совершила, а лишь пострадала ради Христа так, как пострадала, мы бы ее сегодня прославляли. Но, как правильно сказала игумения Елисавета, ее кончина была венцом ее жизни — в этой кончине словно сфокусировалось все то, чем она жила, во что верила, что было ей дорого, ради чего она готова была умереть. А это был Господь Иисус Христос, Который открылся ее сердцу, ее разуму, и она восприняла Христа Спасителя всей силой своей души — и это эпоху в так называемого модерна, когда ко Христу мало кто обращался, а бльшая часть интеллигенции от Него отказывалась, обольщенная чужими идеями и чужими философскими взглядами. Поэтому весь жизненный путь великой княгини Елисаветы — это путь абсолютно замечательный, который для очень многих может служить примером; а кончина, действительно, — царственный венец этого пути. И сегодня, вспоминая события 100-летней давности, мы возносим молитвы ко святой преподобномученице великой княгине Елисавете и просим ее молиться пред лицом Божиим о земле нашей, о Церкви нашей и о всех тех, кто в своей жизни желает повторить хотя бы часть ее жизненного подвига, связанного с трудами милосердия и благотворительности. Хотел бы поблагодарить игумению Елисавету и всех, кто содействовал возрождению этой святой обители, приведению ее в дивный порядок, какой мы сейчас видим. Вспоминаю свое первое посещение этого места, когда здесь еще не было обители, а лишь некое сестричество, — и как же то первое впечатление разнится от сегодняшнего! Сегодня сердце мое действительно исполнено благодарности Богу за все то, что здесь произошло. И не только с точки зрения благоукрашения, но и с точки зрения организации многих служб, направленных на оказание помощи ближним, а значит, на продолжение в этом месте подвига святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы. И дай Бог, чтобы это служение укреплялось в нашей Церкви — в епархиях, монастырях, приходах. Вера без дел мертва есть (Иак. 2:26). Если мы не будем споспешествовать в добрых делах, то вера наша будет угасать, ибо добрые дела — как кислород, необходимый для того, чтобы пламя горело; а когда нет кислорода, пламя затухает, сколько бы горючего ни было. Точно так же и жизнь христианина затухает вне зависимости от сана, от положения в Церкви, от образованности, от всего, чем человек наполняет свой интеллект и свою жизнь, если нет добрых дел. Добрые дела — это кислород, без которого не может возгораться пламя веры, и да поможет нам святая преподобномученица Елисавета хотя бы частично повторить то, что она совершила, и стать наследниками ее славы — славы той, которая жизнь свою посвятила ближним. Собственно, это и есть идеал христианского бытия, и если каждый из нас будет стараться так жить, то жизнь наша изменится до неузнаваемости. Пусть пример преподобномученицы великой княгини Елисаветы укрепляет нас на всех путях наших нашей христианской жизни. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/5280835.ht...

Аптечка врача РОКК – Какие интересные экспонаты есть в Музее? – Есть у нас медицинские принадлежности, книги и вещи, которыми сестры милосердия пользовались в мирное и военное время. Одна витрина полностью посвящена участнице Первой мировой войны фельдшерице Е.С. Григоровой. До войны она была провизором в клинике Императорского Московского университета. После войны, 15 декабря 1916 года, ее наградили золотым нагрудным знаком РОКК на Анненской ленте. В музее хранятся ее Библия, инструменты, халат, удостоверение, подписанное профессором клиники Савельевым, поздравительные открытки, коньки и многое другое. Елизаветинский жетон Помимо жетонов Крестовоздвиженской общины, которые выдавали благотворителям за пожертвования более 10 рублей, в музее находится жетон Елизаветинской общины. Такой жетон выдавался всем, кто вносил пожертвование на эту общину. Создав ее в Санкт-Петербурге в 1903-м году, Великая княгиня Елизавета Федоровна использовала этот опыт при основании в Москве знаменитой Марфо-Мариинской обители. Выпуская в большую жизнь девушек-сирот, которым она давала в обители образование, Великая княгиня дарила им сервизы. Одну тарелочку с вензелем Елизаветы Федоровны подарил нашему музею владыка Пантелеимон. Витрина с формой сестер В нашей экспозиции есть форма девяти общин сестер милосердия: «Утоли моя печали», Александровской, Кауфмановской, Елизаветинской, Свято-Димитриевской и других. Форма в годы Второй мировой войны – это пилотка и обычный халат медсестры. В музее есть экспонаты, связанные и с именами таких светил медицины, как святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, и Николай Иванович Пирогов, который первым в медицинской практике начал использовать труд женщин в военных условиях, изобрел и применил сортировку раненых. Николай Иванович Пирогов первым в медицинской практике начал использовать труд женщин в военных условиях – Вы являетесь сестрой милосердия Свято-Димитриевской общины. Чем занимается именно ваша община? – Наши сестры в основном занимаются уходом за больными. Есть патронажная служба, курсы православных нянь. Сестры работают в психоневрологическом интернате, в детском интернате, в богадельне, в травматологических и неврологических отделениях больниц Святителя Алексия и Первой Градской, посещают военные госпитали. Владыка Пантелеимон создал домовые храмы при таких больницах как Морозовская, РДКБ, Бакулевский институт и другие. Поэтому владыку называют доктором Айболитом города Москвы.

http://pravoslavie.ru/157061.html

Недаром в Русском народе есть поговорка: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Неужели мы считаем, что можем лучше понимать кто есть Григорий Распутин, чем святая Царская Семья, которая с ним общалась лично?! – А как быть с недоверительным отношением к старцу Григорию преподобномученицы Елисаветы Феодоровны? Знаю, что это многих смущает и уводит от его почитания... – Дело в том, что Великая Княгиня в своих представлениях о старце Григории руководствовалась в основном тем, что ей рассказывало ее московское окружение и великосветская фронда (оппозиция, – примеч. ред. ). Живя в Москве, она, к сожалению, попала под влияние интриг аристократии, наплетенных вокруг царского двора. Личного общения с Григорием Ефимовичем Елисавета Феодоровна не поддерживала, а лишь мельком видела его. И потому собственное безпристрастное мнение об этом человеке Княгиня составить не могла, а своей сестре поверить не получилось. В этом и заключается драматизм отношений между царственными сестрами, в том числе их последней встречи в Александровском дворце. У них было разное служение, и свой личный крест каждая из этих великих женщин-подвижниц пронесла до конца. Через мученическую кончину они воссоединились во Христе. Это непостижимый Промысл Божий. И акцентировать внимание на их разногласии относительно Григория Ефимовича, из-за этого разводить их в два противоборствовавших лагеря – по меньшей мере неразумно и несправедливо по отношению к их памяти. По поводу же непосредственного знакомства читателей с наследием Григория Ефимовича могу еще привести пример. Однажды я дал прочитать несколько глав из книги «Вериги любви» одному далекому от царской темы священнику. Автора намеренно не указал и попросил после ознакомления поделиться мнением об общем, так сказать, духе написанного. И он засвидетельствовал, что это слова человека глубокой духовной жизни, действительно опытного подвижника. И как же потом тот батюшка удивился, когда я открыл ему имя автора! Есть и еще одно убедительное, как мне кажется, свидетельство о дерзновении Григория Ефимовича пред Богом.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/6/pro...

Трагические события в жизни сближают людей. После этой поездки на Урал иг. Серафим стал братом во Христе и духовником 158 Елисаветы Федоровны. «В Житии преподобномученицы о. Серафим называется её другом и духовником» Великая княгиня увидела в Белогорском скитоначальнике священника и монаха, сохранившего ревность, силу и дух о Христе. Между Белогорским игуменом и Великой княгиней велась переписка, жизнь их не разлучала до трагических событий после Октябрьской революции. В середине октября 1917 г., предчувствуя опасность, нависшую над императорской семьей, иг. Серафим выехал в Москву. Он предложил Елисавете Феодоровне уехать на Урал в Алапаевск, где, как он говорил, есть хорошие люди в старообрядческих скитах, которые сумеют сохранить Ваше Высочество. Однако княгиня отказалась из опасений, чтобы ее исчезновение не отразилось на судьбе ее близких. Прощаясь с о. Серафимом, она попросила: «Если меня убьют, то прошу вас, похороните меня по-христиански» Эта просьба Великой Княгини оказалась пророческой. Игумен Серафим знал о ее желании – быть похороненной в Иерусалиме, на Елеонской горе, возле храма в честь св. равноапостольной Марии Магдалины. Годы эмиграции и кончина о. Серафима (1918–1959) В 1918 г. иг. Серафиму Господь определил скорбную миссию – сопровождать останки убиенной в Алапаевске Великой княгини к месту ее последнего упокоения. Через Читу и Харбин вместе с отступающей Добровольческой армией в товарных вагонах, с непредвиденными остановками добирался иг. Серафим в Святую Землю. И еще около 40-ка лет земного служения было отпущено ему для молитвы и свидетельства о той «Великой матушке», как называли ее когда-то в Москве, которая добровольно предпочла эмиграции путь крестных страданий на своей новой Родине. Возможно, мощи прмч. Елисаветы так и остались бы в безымянной могиле на Урале или подверглись осквернению, если бы не верность слову и мужество ее Белогорского духовника 1 . Осенью 1918 г. с приходом на Урал армии Колчака был освобожден город Алапаевск, иг. Серафим с двумя послушниками приехали к месту мученической кончины Елисаветы Феодоровны. «8 октября начались работы по извлечению тел новомучеников из шахты Нижняя Селимская. На различной глубине шахты Мальшиков нашёл трупы… 11 октября – Великой княгини Елисаветы Феодоровны…» Игумен Серафим лично участвовал в поисках тел и их извлечении со дна шахты. Ему принадлежит и свидетельство о том, как проходило их погребение: «Вечером 18 октября собором духовенства в числе 13 протоиереев и священников была отслужена заупокойная всенощная. На отпевании было много народу, ибо собрались люди не только из Алапаевска, но и из окрестных деревень»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Когда случилась эта катастрофа, то многие люди благочестивой жизни, прежде всего духовенство и аристократия, которых большевики считали оплотом царской России, подверглись так называемому «красному» террору. Поскольку некоторые белогвардейские войска объявили «белый» террор против большевиков, то последние, соответственно, обрушили «красный» террор, и сначала — на дворянство. Когда же духовенство во главе с патриархом Тихоном выступило против «красного» террора, тогда и оно подверглось гонениям со стороны большевиков. В первую очередь большевики, конечно же, хотели уничтожить всех членов Царствующего дома, чтобы не осталось никаких претендентов на престол и чтобы даже мысли о восстановлении монархии ни у кого не возникало. Некоторые из них спаслись, а некоторые были захвачены и погублены. Вчера мы вспоминали святых Царственных Страстотерпцев, Царскую Семью, а сегодня чтим память преподобномуче-ниц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары, с которыми были замучены еще несколько Великих князей. Как вы знаете, Царственные Страстотерпцы были преданы страшной казни. Их кончину даже нельзя назвать казнью — это было кровавое убийство. Царственных Страстотерпцев расстреливали из наганов и, поскольку не смогли убить всех сразу, добивали штыками из страха произвести лишний шум. Описания этого ужасного кровопролития, написанные бесстыдно и с хвастовством, оставили сами большевики, осуществлявшие расстрел. Существует несколько таких описаний, расходящихся между собой лишь в мелочах. После убиения Царской Семьи тела Страстотерпцев сбросили в шахту и пытались забросать гранатами, думая, что стены шахты обрушатся и скроют следы преступления, но этого не произошло. Все это было на месте, которое называется Галина яма. Потом убийцам пришлось доставать тела своих жертв, пытаться их уничтожить, потом переносить на другое место и там уже захоронить. В начале 1990х годов останки Царственных Страстотерпцев были частично найдены в Поросенковом логу. Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета, инокиня Варвара и заключенные с ними Великие князья были убиты еще более зверским образом. Их сбросили в шахту живыми и забросали гранатами. Многие из них погибли сразу, но некоторые остались живы, в том числе и преподобномученица Елисавета. Сильно пострадав сама, она перевязывала раны одному из оставшихся в живых князей. И так, с пением духовных богослужебных песнопений, через несколько суток они, будучи, конечно, искалечены, погибли все. Один случайно проезжавший мимо крестьянин слышал пение, доносившееся из шахты, но сам он из страха не попытался достать находившихся там людей. К тому времени, когда он привел белых, все уже умерли.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

1 ноября в российской столице открывается Музей Императорского палестинского общества 25 октября 2013 г. 16:52 1 ноября 2013 года, в день рождения святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, в Москве состоится торжественное открытие Музея Императорского православного палестинского общества . В этот день в Центре ИППО будет установлена мемориальная доска в память о первых председателях Палестинского общества — Великом князе Сергее Александровиче и Великой княгине Елизавете Федоровне. Мероприятие подготовлено в рамках программы «На службе Москве и Отечеству. Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна», разработанной по инициативе Фонда содействия возрождению традиций и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» при поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы, Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями, Департамента культурного наследия и Департамента культуры мэрии Москвы на 2013-2014 гг. Целью программы является возвращение российской истории имен этих исторических личностей, приложивших немало усилий для укрепления государственных устоев России, развития науки, культуры и благотворительности. В создании Музея ИППО приняли участие историки, ведущие специалисты в области музейного дела. Художественный проект музея выполнен Студией М.Б. Пекуровского. В экспозиции, представленной ко дню открытия музея, посетители смогут увидеть уникальные экспонаты: паломнические реликвии со Святой Земли, книги, листовки, брошюры, издававшиеся ИППО для многочисленных паломников, портреты и личные вещи председателей и почетных членов ИППО и многое другое. Отдельного внимания заслуживает доставленный на выставку из Италии исторический макет подворья ИППО в Бари, выполненный по заказу А.В. Щусева в 1913 г. Также на выставке будет представлен специально изготовленный для музея макет Сергиевского подворья в Иерусалиме. В этот же день в здании в здании ИППО (ул. Забелина д. 3 стр. 2) пройдут традиционные XVI Елисаветинско-Сергиевские чтения, посвященные теме «Москва в жизни великокняжеской четы». В 2014 г. исполняется 150 лет со дня рождения св. прмц. Елисаветы Феодоровны, поэтому предстоящие чтения станут своего рода подведением итогов проделанной за последние годы работы в деле изучения ее жизни и деятельности.

http://patriarchia.ru/db/text/3322938.ht...

     В этом году Марфо-Мариинской обители милосердия исполняется 112 лет. С настоятельницей игуменией Елисаветой (Поздняковой) мы поговорили о современной жизни Обители, о том, как сегодня соседствуют молитва и помощь ближнему, и кто теперь продолжает служение сестер, которые трудились в Обители в начале прошлого века. Марфо-Мариинская обитель милосердия сегодня Матушка, по книгам, по свидетельствам современников, можно сложить представление о том, какой Марфо-Мариинская обитель милосердия была в начале прошлого века. Расскажите, пожалуйста, чем сейчас живет Обитель, что сегодня главное и определяющее в ее деятельности? Получив в наследие такую святыню, как Марфо-Мариинская обитель мы, конечно, несем большую ответственность за все, что здесь происходит. Сегодняшняя жизнь Обители тесно связана с теми идеями, которые были заложены при ее создании святой преподобномученицей Елисаветой. И, делая сегодня здесь какие-то дела, занимаясь социальным служением, мы считаем, что главная наша цель – стать настоящими христианами. Потому что Великая княгиня Елизавета Феодоровна хотела служить Богу, стремилась к святой жизни. Так и наше служение должно нас привести, в первую очередь, к святости, оно должно помочь нам стать Христовыми. В этом цель нашего служения. Вы пришли в Обитель 10 лет назад, какой Вы ее тогда увидели? Когда меня сюда назначили, Обитель переживала переломный этап: только закончилась масштабнейшая реставрация, практически восстановившая ее из руин и предавшая Обители ее нынешний вид. Моя предшественница Наталья Анатольевна Молибога вложила в это восстановление очень много сил, сердца и души. А та жизнь, ради которой Марфо-Мариинская обитель создавалась, только начинала зарождаться. И так получилось, что возрождение этой жизни по большей части выпало на нашу долю. В 2011 г. передо мной стояла задача осмыслить, что такое Марфо-Мариинская обитель милосердия в современных реалиях. К тому моменту прошло 100 лет с ее основания, и мы понимали, что воссоздать обитель такой, какой она была при Великой княгине Елизавете Феодоровне, невозможно. Да это было бы и неправильно, потому что в таком виде она будет сегодня уже неактуальной, похожей на исторический артефакт.

http://pravoslavie.ru/137586.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ 17 мин., 09.05.2017 Содержание Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): врач, лечивший обычных людей, многие из которых живы и сейчас; профессор, читавший лекции обычным студентам, ныне практикующим врачам. Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы и пытки и… ставший лауреатом Сталинской премии. Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник, порой метавшийся между этими двумя призваниями. Христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры, но не избежавший серьезных ошибок на своем пути. Реальный человек. Пастырь. Ученый. Святой… Святитель Лука пока не так широко известен, как патриарх Тихон или преподобномученица великая княгиня Елисавета. Мы предлагаем вниманию читателя наиболее яркие факты его необыкновенной биографии, которой, кажется, вполне хватило бы на несколько жизней. «Я не вправе заниматься тем, что мне нравится» О медицине будущий «святой хирург» никогда не мечтал. Зато с детства мечтал о профессии художника. Окончив Киевскую художественную школу и проучившись некоторое время живописи в Мюнхене, Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) вдруг… подает документы на медицинский факультет Киевского университета. «Недолгие колебания кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», — вспоминал архиепископ Лука. В университете он приводил в изумление студентов и профессоров своим принципиальным пренебрежением к карьере и личным интересам. Уже на втором курсе Валентина прочили в профессоры анатомии (художественные навыки ему тут как раз и пригодились), но после окончания университета этот прирожденный ученый объявил, что будет... земским врачом — занятие самое непрестижное, тяжелое и малоперспективное. Товарищи по курсу недоумевали! А владыка Лука потом признается: «Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям». «Слепых делает зрячими…»

http://foma.ru/sviatitel-luka-professor-...

Главный наш жертвователь — Христос и Великая княгиня Елисавета Феодоровна, которые о нас думают. Это было настолько неожиданно и катастрофично, что мне пришлось собрать всех сотрудников и сказать: «Я не знаю чем я буду платить вам в следующем месяце зарплату, понимаю, что у многих семьи и дети, предлагаю всем, кто хочет стабильности, искать другую работу». Я говорила это с разрывающимся сердцем, понимая, что если эти люди уйдут, то придется все закрыть. И ни один человек не написал заявление, не заикнулся. Более того, когда я приходила в тот или иной проект, мне казалось, что люди работают с удвоенной силой. Потом нам чем-то помог Синодальный отдел, но факт в том, что мы ни один раз не задержали зарплату, а зарплата составляет 70 процентов нашего бюджета. Это нельзя назвать самым неожиданным пожертвованием, но стало понятно, что самым большим жертвователем является Сам Господь и от нас тут ничего не зависит. Он знает и нужды наших подопечных, и то, что сотрудники нуждаются в зарплате. – Кому вы молитесь, когда особенно трудно, и нужна помощь прямо сейчас? – Мы молимся преподобномученице Великой княгине Елисавете Феодоровне. Ее присутствие здесь всегда ощущается. Помню, когда я сюда только пришла вместе со студентками Свято-Димитриевского училища, мы гуляли по саду. Была почти ночь, много звезд, мы ходили, молча, по дорожкам, впитывая какую-то особую благодатную атмосферу. Было явственное ощущение Великой княгини. Перед моим столом висит ее образ, и когда что-то происходит, я иногда так довольно дерзко обращаюсь к ней: «Ты же видишь, что происходит?!». И она всегда вмешивается. То, что здесь происходит, это одно большое чудо. Мы каждый день с сестрами читаем канон Елисавете Феодоровне, молимся и всегда просим, чтобы она сохранила свою обитель. Мы все понимаем, что мы здесь только помощники в ее деле. Выгорание - это чувство тяжести собственного креста – Территорию обители называют одной из самых спокойных в центре, сюда приходят люди просто погулять в сад, были ли у вас неожиданные встречи?

http://pravmir.ru/creative/nam-hotelos-b...

Традиции милосердия, начатые 110 лет назад Великой княгиней Елизаветой Федоровной, продолжаются и сегодня. В Обители помогают людям, которые остались один на один со своей бедой: детям с инвалидностью, детям-сиротам, больным, немощным, престарелым людям и всем, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации. Вся помощь оказывается бесплатно, главным образом, за счет пожертвований. «Постарайся сделать счастливыми тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив», – преподобномученица Елисавета. Пасхальная благотворительная акция «Красное яичко» в 1914 г. «Московские ведомости» в 1914 г. так писали об акции «Красное яичко»: «Сборщицы и сборщики в количестве около 2500 человек с повязками на груди рассеялись по всем уголкам первопрестольной столицы. До поздней ночи продолжался сбор, вызывая к себе теплое и сочувственное отношение москвичей». В целях привлечения публики 28 марта днем «в Александровском саду, на Тверском, Чистопрудном, Зубовском, Пречистенском и Новинском бульварах, на Театральной, Таганской и Старо-Триумфальной площадях, в Екатерининском парке и в Нарышкинском сквере играли оркестры духовой музыки». Город был разбит на 29 районов по территориям городских попечительств о бедных. Сбор также проводился на железных дорогах Московского узла, в Кремле, в кондитерских, банках крупных ресторанах. Центральный склад для хранения всего необходимого для сбора размещался в доме московского генерал-губернатора Великая княгиня Елизавета Федоровна радовалась отзывчивости москвичей. В письме меценату Алексею Бахрушину она писала: «Сбор прошел в удивительном порядке, без всяких недоразумений и без пропажи кружек. Несмотря на дурную погоду 28 марта – холод с мокрым снегом, кружки дали около 38 000 рублей. Такой блестящий результат меня крайне радует и радует, потому что жители Москвы от богатого и бедного вносили свою лепту и крупными суммами, и в большом количестве медными деньгами – давал каждый, кто что мог. От всего сердца благодарю Вас за Ваш громадный труд, который Вы посвятили на пользу дорогому моему сердцу делу спасения несчастных детей – радуюсь вместе с Вами успешным плодам его и надеюсь, что Господь даст Вам силы и здоровья и в будущем помогать мне в этом добром деле!».

http://pravoslavie.ru/145789.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010