Есть дети, от которых отказываются родители, есть дети, из-за которых разваливаются семьи. Есть взрослые, по-настоящему ответственные люди, которые готовы помочь и таким детям, и их мамам и папам, которые однажды узнали, что у их ребенка детский церебральный паралич (ДЦП). В 1909 году в Москве открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия . Традиции, которые заложила ее основательница великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна , живы до сих пор. Их поддерживают люди, которые бросают свои дела, отказываются от привычного и полностью меняют свою жизнь.      Анна Прищенко помогала с нуля организовать в православной службе помощи «Милосердие» Группу дневного пребывания – уникальный детский сад для детей с ДЦП . Таких садов нет больше ни в Москве, ни в России. Есть похожий в Саратовской области. Но и его помогали открывать Анна и ее подопечные. Небольшая постройка с белыми стенами в два этажа. От внешнего мира ее защищает каменная стена, тоже белая. За ней не слышно рева машин и беспорядочного гула мегаполиса. Здесь Марфо-Мариинская обитель – место, где знают, что такое молитва, помощь и труд. Группа дневного пребывания занимает первый этаж. Сюда каждый рабочий день к 9 утра привозят детей-инвалидов – тех, кто страдает ДЦП. В самом детском садике считают, что слово «страдает» совершенно лишнее. Анна Ивановна отбирает волонтеров по нескольким критериям. Человек чрезмерно сентиментальный, с напускной жалостью работать здесь не будет. Анна Прищенко      – Я не отношусь к этим детям с жалостью. Я считаю, что это обычные дети. Да, они другие, – рассказывает Анна Прищенко. – Заходят к нам иногда и начинают плакать и причитать. Таких в добровольцы не берем. С таким настроением.    Кто-то совсем не может самостоятельно передвигаться, кто-то делает робкие шаги, но с помощью воспитателя или опираясь на кресло-коляску. В группе их пять штук. В обитель они попали после того, как Группа дневного пребывания выиграла Президентский грант. – Они удобны. Можно регулировать высоту. Ребенок находится в безопасности и ему всегда комфортно.

http://pravoslavie.ru/89510.html

Святитель Лука пока не так широко известен, как патриарх Тихон или преподобномученица великая княгиня Елисавета. Мы предлагаем вниманию читателя наиболее яркие факты его необыкновенной биографии, которой, кажется, вполне хватило бы на несколько жизней. «Я не вправе заниматься тем, что мне нравится» О медицине будущий «святой хирург» никогда не мечтал. Зато с детства мечтал о профессии художника. Окончив Киевскую художественную школу и проучившись некоторое время живописи в Мюнхене, Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) вдруг… подает документы на медицинский факультет Киевского университета. «Недолгие колебания кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», — вспоминал архиепископ Лука. В университете он приводил в изумление студентов и профессоров своим принципиальным пренебрежением к карьере и личным интересам. Уже на втором курсе Валентина прочили в профессоры анатомии (художественные навыки ему тут как раз и пригодились), но после окончания университета этот прирожденный ученый объявил, что будет... земским врачом — занятие самое непрестижное, тяжелое и малоперспективное. Товарищи по курсу недоумевали! А владыка Лука потом признается: «Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям». «Слепых делает зрячими…» Операциям на глазах Валентин Феликсович стал учиться сразу после выпускных экзаменов, зная, что в деревне с ее грязью и нищетой свирепствует болезнь-ослепительница — трахома. Приема в больнице ему казалось недостаточно, и он стал приводить больных к себе домой. Они лежали в комнатах, как в палатах, Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) лечил их, а его мать — кормила. Однажды после операции у него прозрел молодой нищий, потерявший зрение еще в раннем детстве. Месяца через два он собрал слепых со всей округи, и вся эта длинная вереница пришла к хирургу Войно-Ясенецкому, ведя друг друга за палки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

В этом месяце сразу два дня напоминают о преподобномученице великой княгине Елисавете: 11 октября – день обретения ее мощей, а 1 ноября (по старому стилю 20 октября) – ее день рождения. Когда смотрю на прижизненные фото святой, даже не на иконы, любуюсь тем, как красиво она выглядит – и в изысканных княжеских нарядах, и в скромном монашеском одеянии. Эта тема приходит мне на ум всякий раз, как я оказываюсь в храме на службе. Вы обращали внимание, как выглядят молящиеся там? Точнее, как они одеты? Великая княгиня Елизавета Федоровна Казалось бы, для верующего человека вопрос «как одеваться?» столь маловажный и второстепенный по сравнению с проблемой спасения души, что не стоит и обсуждать его. Но все же… Что будет по-настоящему благочестиво: ради духовного возрастания совсем не заботиться о своей внешности или прославлять Бога красотой не только внутренней, но и внешней? Одна из моих бабушек жила на хуторе. Целыми днями хлопотала по хозяйству: огород, скотина, дом. Но каждый воскресный день стремилась пойти в храм и ради этого обязательно старалась омыть свое тело (причем ни ванны, ни бани у нее не было) и вместо рабочей, запачканной одежды надевала нарядное платье и платок. Идя в Дом Божий, на встречу с Господом, на Причастие, она надевала самое лучшее, что у нее было! Сейчас же отношение верующих женщин к своей одежде каким-то странным образом переменилось… Часто приходилось наблюдать у людей, недавно пришедших к вере, появление вопиющей небрежности к своему внешнему виду. Хотя бывает это и у тех, кто считает себя давно воцерковленным человеком. Думается, что это одно из проявлений особого понимания духовности, связанного с категорическим отрицанием всего мирского. Верующие люди часто проявляют вопиющую небрежность к своему внешнему виду Кто спорит? Мир наш заражен духом тщеславия, и в нем масса самовлюбленных нарциссов. Но неофиты нередко начинают познавать христианство не с азов, а, например, с «Добротолюбия», то есть читают творения монахов-аскетов и пустынников, которые доходили до такой степени пренебрежения не только к одежде, но и к своему телу, что вовсе не мылись… Отсюда логическая цепочка: чем больше в человеке духовности – тем меньше внимания к своей тленной оболочке (то бишь телу и одежде). Так-то оно так, но мы, живущие в миру, имеющие родных, знакомых, сослуживцев, не имеем возможности, да и не должны полностью уподобляться отшельникам пустыни. Чай, не в пустыне живем!

http://pravoslavie.ru/156570.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ В Алапаевске завершаются Свято-Елисаветинские чтения 18.07.2023 11:58 Версия для печати Фото: rg.ru В Алапаевске завершаются пятые музейно-просветительские Свято-Елисаветинские чтения «История Императорского Дома Романовых в музейном пространстве страны», организованные Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество». В июле светает рано. А в эти памятные «Царские дни», которые проходят в Екатеринбурге и Алапаевске, природа словно взбунтовалась - идут шквалистые ливни с градом, но это не останавливает паломников от посещения памятных мест поклонения и молитвы. В ночь с 17 на 18 июля 1918 года у шахты Верхняя Синячиха под Алапаевском были расстреляны представители дома Романовых, в том числе великая княгиня Елизавета Федоровна и ее келейница Варвара. Алапаевск связан с самой трагической страницей в истории императорского дома Романовых. Перед началом второй сессии чтений «История Императорского Дома Романовых в музейном пространстве страны» в мужском монастыре на Верхней Синячихе, затем в Свято-Елисаветинском женском монастыре города Алапаевска отслужен молебен святым преподобномученицам великой княгине Елисавете Федоровне и крестовой сестре Варваре, убитых с 17 на 18 июля 1918 года под Алапаевском, прошла благотворительная акция «Белый цветок».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Церковная больница святителя Алексия откроет стационар паллиативной помощи в Подмосковье 31.05.2022 17:28:00 МОСКВА 3 июня 2022 года в Жуковском Московской области состоится открытие Елисаветинского филиала церковной больницы святителя Алексия. Здесь будут бесплатно оказывать паллиативную медицинскую помощь неизлечимо больным людям из Подмосковья и других регионов России. Стационар рассчитан на 20 мест. Он находится в новом современном здании на территории храма в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, специально построенном для оказания медицинской помощи тяжелобольным людям. «Мы давно мечтали открыть филиал паллиативной помощи именно в Московской области. Теперь часть наших пациентов могут получать уход и лечение не в центре Москвы, а в тихом Подмосковье. Очень радостно, что появилась такая возможность. В городе Жуковский силами Пантелеимоновского прихода и благотворителей построено здание, которое полностью соответствует требованиям, необходимым для оказания медицинской помощи на самом высоком уровне», — рассказал главный врач и директор больницы Алексей Заров. Перед открытием стационара в Жуковском Учебный центр больницы святителя Алексия провел обучение будущих сотрудников филиала — младших медицинских сестер по уходу за тяжелобольными пациентами. В дальнейшем в новом филиале планируется открыть дневной стационар по онкологическому профилю и учебный центр по обучению младших медицинских сестер. Филиал больницы святителя Алексия назван в честь преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. На верхнем этаже здания размещен музей святой, посвятившей свою жизнь служению людям. Открытие филиала состоится 3 июня — в этот день в 1884 году великая княгиня Елизавета Федоровна венчалась с великим князем Сергеем Александровичем. В 1903 году она вместе со своим супругом присутствовала на открытии церковной больницы святителя Алексия. Елисаветинский филиал — второй филиал больницы святителя Алексия. Первый был организован в городе Шуя Ивановской области в 2020 году. Это единственное паллиативное отделение в Шуе и Шуйском районе. Также планируется открытие филиала в Переславле-Залесском Ярославской области.

http://radonezh.ru/2022/05/31/cerkovnaya...

Но, конечно, бывают в жизни ситуации, когда правда, сказанная в лицо, может сильно задеть человека, причинить боль. В таком случае, я предпочитаю просто не говорить ничего, отложить правдивый разговор до другого раза. Думаю, что не сказать — это, в редких случаях, все же возможный путь. Я бы очень хотел и этого не делать, но в жизни не все получается так, как хочешь. Поэтому я оставляю для себя эту возможность на крайний случай. Истлевшие лохмотья глянцевой лжи Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии, Нижний Новгород Я понимаю, что люди, употребляющие выражение «ложь во спасение», чаще всего имеют в виду сокрытие или искажение настоящего положения дел ради душевного покоя, например, людей тяжело больных или еще в каких-либо критических ситуациях. В делах, когда невыгодно открывать правду, но от неведения никто не пострадает. То есть не имеется в виду какое-то сознательное предательство, служение «отцу лжи и главному лжецу». Подобное, увы, возможно в нашем падшем мире, и от этого очень печально. Например, дипломатия (как дипломатия человеческих отношений, так и международная) тоже часто является «ложью во спасение». Применение этого приема и есть одно из свидетельств невыносимой разделенности нашего мира. Как смертная казнь — «необходимое, неизбежное зло», убийство во имя «счастья» оставшихся в живых. И душе остается только скорбеть и плакать о том счастливом времени, когда не надо будет прятать правду в истлевшие лохмотья глянцевой неправды. При этом «ложь во избавление» — это и есть зло. Ложь есть ложь, и отвечать за нее надо как за грех. Например, Великая княгиня и преподобномученица Елисавета Феодоровна в своей Марфо-Мариинской обители старалась приложить усилия сердца, чтобы приготовить безнадежно больного человека к христианской кончине, нежели оставлять его в неведении о своем трагическом положении. Нельзя врать Богу Священник Евгений Лихота, настоятель Свято-Христорождественской церкви, Брест Мы живём в мире, который лежит во зле. В нём часто действуют законы греховных сплетений, где ложь порождает ложь. Христианство предлагает вариант разорвать цепь лжи — покаяние. Другой вопрос — говорить ребёнку о том, что он скоро умрёт? Является ли ложью сокрытие правды или умолчание о правде? Это дело совести каждого.

http://foma.ru/byivaet-li-lozh-vo-spasen...

Тяготение к многоплановой деятельности в духовно-культурной сфере, погруженность в атмосферу московского радушия не прекращались даже в пору летнего отдыха в подмосковном Ильинском, где таился один из источников огромных сил, столь необходимых Великому князю и Великой княгине, Москве и России. С самых первых дней в Москве Великая княгиня уделала огромное внимание благотворительным акциям во время народных гуляний, проведения лотерей на балах и в ходе постоянного приема посетителей с их нуждами. «Моя дорогая бабушка! — пишет Элла — Я очень занята. Все утро — прием людей и различные более важные дела, касающиеся благотворительных учреждений. Мы встретились с мисс Марстон, которая скоро едет искать «своих прокаженных». Какая она замечательная женщина…» . Уже теперь Елисавета Феодоровна начинает напряженные поиски своего угла зрения на проблему благотворения, свое место в этой сфере жизнедеятельности. Приближался долгожданный отдых в Ильинском, но вопрос этот продолжал глубоко волновать Великую княгиню. ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 125. Ед. хр. 292. Л. 1.. Там же. Л. 1,2, 2 об. Калужские губернские ведомости. 1891. 51. С. 326.. Там же. 52. С. 334 Материалы к житию преподобномученицы Великой княгини Елисаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995. С. 71. Там же. С. 48 ЦИАМ. Ф. 16. Оп.190. Ед. хр. 408. С. 2 Константин Константинович (Великий Князь). Дневники. Воспоминания. Стихи. Письма. М., 1998. С. 207. Царские и императорские дворцы. М., 1997. С. 213-214. Материалы к житию... С. 119, 120 Государственный архив Дармштадта земли Гессен. Ф. Д 24. ед. хр. 35/9.. Московские ведомости. 1903. 27 ноября. 325. С. 3-4 Там же. С. 4. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 г. СПб., 1911. С. 400 Новости дня. 1903. 21 марта. 7107. С. 2 Там же. Там же. Там же. Новости дня, 1903, 26 марта, 7112. С. 2 Заботами царской семьи. Фрагменты дневника Ивана Забелина/Публикация и комментарии Н.А. Каргополовой. С. 24-30 Московские ведомости. 1902, 28 декабря. 357. С. 3 Там же. Новости дня. 1903. 3 февраля. 7061. С. 2

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

В преддверии дня памяти преподобномучениц Елисаветы и ее келейницы сестры Варвары мы поговорили с настоятельницей Марфо-Мариинской обители игуменией Елисаветой (Поздняковой) о том, чему можно научиться у святых и как быть христианином сегодня.      Матушка Елисавета, Великая княгиня Елизавета Феодоровна назвала Обитель в честь святых праведных Марфы и Марии. Как сегодня сочетаются в Обители деятельное служение и молитва? – Любое христианское служение, не только в нашей Обители, должно совмещать в себе и деятельное служение Марфы, и созерцательное служение Марии. Одно без другого и не может существовать. Мы помним, что Господь не осуждает Марфу, но обращает ее внимание на Марию, которая предпочитает всем делам слышание Слова Божия. Тем самым как бы подчеркивая, что одно служение подкрепляет другое. Все, что сегодня делается в Обители, все дела и помощь людям в наших социальных проектах не могут быть хороши сами по себе. Они по-настоящему нужны, только если стали частью духовного пути людей, которые их совершают. Но это восхождение не может состояться без общения с Богом, без молитвы, без постоянного нахождения в присутствии Божием. Деятельное служение всегда должно сопровождаться молитвенным предстоянием перед Богом. Без молитвы оно превратится в пустое делание дел ради них самих. Что касается молитвы, то, конечно, мы знаем великих подвижников, которые жили в пустыне и большую часть своей жизни проводили в молитве, но и они трудились. В наше время те люди, которые говорят: «я буду только молиться, а все остальное – это суета», обычно впадают в разного рода крайности и прелесть. Поэтому очень важно совмещать молитву и дела. И важно понимать, что вся наша жизнь в ее цельности – это и есть духовное восхождение.      В жизни мирян, которые работают и имеют много забот, должны действовать те же законы? – Конечно. Людям часто кажется, что они проснулись с утра, занялись повседневными делами, и это их обычная жизнь. А духовная начинается только тогда, когда они пойдут в храм. Но это не так. Вся наша жизнь, все что мы делаем – это и есть элементы нашей духовной жизни. И важно, как мы относимся ко всему, что мы делаем.

http://pravoslavie.ru/147309.html

Культура в лице ее персонифицированных носителей, таких как Великая княгиня Елисавета Феодоровна и Великий князь Сергей Александрович, своими способами боролась против сил, направленных на ее истребление. Поэтому целостное осмысление своеобразного завещания о культуре благотворения выдающихся представителей Дома Романовых — это не просто дань уважения их памяти, но и необходимая сторона самого бытия культуры. Любовь к беднякам, открытие и опека лазаретов, забота о детях, создание кремлевского склада, многообразных благотворительных обществ, помощь монастырям и храмам, память о муже-мученике и почивших друзьях — все это и многое другое, что наполняло жизнь Великой княгини, позволило современникам называть ее «небочеловеком», Ангелом-Хранителем Москвы. «Любовью преданных сердец Плетется Вам златой венец» – таким образом губернский секретарь Иван Гончаров выразил всенародную веру и благодарность Великой княгине. Изучение архивных материалов, дореволюционных публикаций, не искаженных более поздней цензурой, помогает понять, что для Елисаветы Феодоровны вся жизнь, все отношения, любая благотворительная деятельность, паломнические поездки и даже музыкальные вечера — это в первую очередь православное строительство. Неудивительно, что почти скульптурная завершенность и оформленность этой жизни во всем предполагала гармонию, лад, соответствие, соразмерность, смирение. Вопрос о бесконечных духовных ожиданиях и исканиях, который мучит многих в течение всей жизни, решался у Елисаветы Феодоровны в младенчестве, а затем в первые годы замужества, когда православное понимание духовного аристократизма становится незыблемым. Это первично, это ведет к духовному очищению и спасению души. Действенная и молитвенная память о ближних и дальних, о русских, и нерусских, о верующих и неверующих, о православных и неправославных — такова максима поведения Великой княгини, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. «Ты теперь на Святой Земле, — пишет королева Румынии Мария, — жертва мира, который слишком мрачен для твоего света; и вместе с тем одержана полная победа, ибо ничто не сможет заслонить память о тебе. Они смогли расправиться только с твоей земной красотой, но память о твоем обаянии, доброте, любви будет жить с нами всегда, подобно звезде в ночи» .

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

2). Слова «в послушании лицемерно» мы еще разберем. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на слова: «в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии безленостно». То есть тех, кто избрал путь Марии, уныние толкает на путь Марфы. Поэтому они с охотой и большим старанием берутся за всякое внешнее дело, за послушание Марфы, чтобы найти благовидный предлог и отвлечься от более высокого дела Марии. Где-то у святых Отцов мы можем встретить другие слова: что уныние отвращает нас и от всяких телесных трудов богоугодных. Здесь нет противоречий, просто речь идет уже о следующей ступени. Эта ступень, может быть, к нам даже больше относится, потому что в нашей жизни дело Марии занимает лишь очень небольшое время. В основном, конечно, мы – Марфы. И дай нам Бог Марфами спастись. Обе сестры прославлены как святые Марфа и Мария. Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета организовала Марфо-Мариинскую обитель, символизирующую образ жизни, в которой по силе человеческой должны сочетаться и служение Марии, и служение Марфы. Вот так и в нас сочетаются некоторые пропорции, которые нам приемлемы и нашим силам сообразны: немножко Марииного и большая часть Марфиного. Но бес уныния, спустив человека на одну ступеньку ниже, на этом не успокоится. Он будет тянуть нас дальше вниз. Дальше он будет отвращать нас от дел богоугодных к делам мирским, чтобы мы, оставив труд ради Бога, сохранили только труд ради устроения своей материальной жизни. И тогда одна и та же работа, делаемая ради Бога и делаемая ради чего-то мирского, будет восприниматься нами по-разному. Первое нам будет трудно, а второе нам будет легко и в удовольствие. Но бес уныния не остановится и на этом, а будет тянуть нас ко всяческой бездеятельности. Мы это видим на подрастающем поколении. Многие его представители не считают нужным вообще что-либо делать, а считают возможным прожить всю жизнь, не делая ничего. Для нашего поколения это не так характерно, не так ярко выражалось, хотя было и у нас.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010