Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 11 ноября 2024 года 29. Понедельник. Прмц. Анастасии Римляныни. Прп. Аврамия затворника. Прп. Аврамия, архим. Ростовского. Прп. Аврамия затворника Печерского. Прп. Феодосия Сийского. Служба прмц. Анастасии и прп. Аврамия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобномученицы, глас 8й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, Света Божественнаго носило…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Владычице, Предстательнице всех…». По Трисвятом – тропарь преподобномученицы, глас 4й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, Ангелом Радость…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобномученицы, глас 4й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, Ангелом Радость…». Кафизмы 4я, 5я и 6я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), преподобномученицы на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона преподобного. По 3й песни – кондак преподобномученицы, глас 3й; седален преподобномученицы, глас 8й. «Слава» – седален преподобного, глас 1й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос преподобного, глас 3й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Святопервочистая похвало…». По Трисвятом – тропарь преподобномученицы, глас 4й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Радуйся, врата Царя Славы…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Марта 5 (18) Преподобномученик Феофан (Графов) Составитель священник Максим Максимов Преподобномученик Феофан родился 6 января 1874 года в селе Никитская Слобода близ города Переславль-Залесский Владимирской губернии в семье крестьянина Феодора Графова. При крещении младенец был наречен Феодосием. В 1896 году он поступил послушником в Борисоглебский Ростовский монастырь, где в 1907 году был пострижен в монашество с именем Феофан и через год рукоположен во иеродиакона. В 1923 году монастырь был закрыт, а из монахов была организована сельскохозяйственная артель. В 1929 году артель была ликвидирована и монахи разогнаны. Пробыв на родине в Никитской Слободе несколько месяцев, отец Феофан в конце 1930 года переехал в Сергиев Посад Московской области, переименованный безбожниками в Загорск, и был определен на служение в Успенский храм города. Отец Феофан был арестован 21 октября 1935 года Загорским районным отделением НКВД и заключен в Бутырскую тюрьму города Москвы. Допросы проводил известный своей хитростью и жестокостью следователь Булыжников. Расспросив о знакомых, с которыми отец Феофан поддерживает связь, гонитель спросил: – Следствие располагает данными о том, что вы среди верующих распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении за религиозные убеждения в СССР. Что вы можете сказать по этому вопросу? – С такими вопросами ко мне никто не обращался, и я также никому не говорил по вопросам гонения верующих в СССР, – ответил отец Феофан. – А как вы отвечали верующим, обращавшимся к вам с вопросами о закрытии церквей? -С такими вопросами ко мне никто не обращался. – Признаете вы себя виновным в предъявленном вам обвинении? -Я виновным себя не признаю, потому что против власти я нигде не говорил и общения с лицами, антисоветски настроенными, не имел. Следователем для дачи свидетельских показаний были вызваны благочинный Загорского округа протоиерей Дмитрий Баянов, священники Леонид Багрецов и Александр Маслов. По требованию следователей НКВД они оговорили иеродиакона Феофана и других священников, арестованных вместе с ним, подписав лжесвидетельства против них.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Молодежный хор приходов русского зарубежья выступил в Марфо-Мариинской обители милосердия. 26 мая 2013 г. 09:00 Молодежный хор приходов русского зарубежья выступил в Марфо-Мариинской обители милосердия Сводный молодежный хор приходов русского зарубежья под руководством регента Свято-Троицкой духовной семинарии Николая Котара выступил в Марфо-Мариинской обители милосердия. Студенты, семинаристы, приходские активисты, клирошане из приходов Восточно-Американской, Западно-Американской и Канадской епархий представили программу в честь 400-летия Дома Романовых. Молодежную делегацию Русской Православной Церкви Заграницей возглавили епископ Сиэттлийский Феодосий, викарий Западно-Американской епархии и заместитель председателя Молодежного отдела РПЦЗ протоиерей Андрей Соммер. " Певчие хора выросли в разных семьях - некоторые в православных, некоторые присоединились к нашей Церкви уже по мере возрастания своего в " стране далече " . Мы надеемся, что этот концерт принесет вам духовную радость и поможет продолжать свое служение " , - сказал епископ Феодосий перед началом концерта, обращаясь к гостяи и сестрам милосердия, собравшимся на концерт. Епископ Феодосий вручил настоятельнице Марфо-Мариинской обители инокине Екатерине (Поздняковой) святой образ Матери Божией " Курская-Коренная " - Покровительницы русского зарубежья. Николай Котар, регент семинарского хора Свято-Троицкой семинарии г.Джорданвиль, штат Нью-Йорк, рассказал " Церковному вестнику " о программе, которую представил молодежный хор в России: " В РПЦЗ всегда чтили память царственных мучеников, их прославили в лике святых еще в 1981 году. К празднованию 400-летия дома Романовых было решено подготовить особую литературно-музыкальную композицию концерт: духовные песнопения здесь чередуютсяс чтением писем Елизаветы Феодоровны Романовой и выдержками из книги Любови Миллер, посвященной жизни святой преподобномученицы " . " Сегодня мы выступаем в Москве, на днях пели в Санкт-Петербурге, в Духовной Академии, - это уникальное событие для всего русского православного зарубежья и кульминация состоявшихся проектов в США и Франции, где мы ранее представили нашу программу. Современная американская верующая молодежь живо интересуется православной культурой. Сводный хор - молодые люди, певчие из разных приходов Америки - наш творческий эксперимент. Я лично надеюсь, что в будущем мы сможем подготовить более масштабные проекты, добавив к выступлению хора и литературному чтению выставки фотографий и показы фильмов " , - также рассказал Николай Котар.

http://e-vestnik.ru/culture/molodezhnyy_...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 5 (18) марта Преподобномученик Феофан (Графов) Преподобномученик Феофан родился 6 января 1874 года в слободе Никитской Переславского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Федора Графова и в крещении был наречен Феодосием. В 1902 году Феодосий поступил послушником в Борисоглебский Ростовский монастырь, в 1907 году он был пострижен в мантию с именем Феофан, а в 1908-м – рукоположен во иеродиакона. После прихода к власти безбожников монастырь в 1923 году был закрыт, но монахи, желая сохранить родную обитель, согласились на существование монастыря в качестве сельскохозяйственной артели. Однако в 1929 году были закрыты последние монастыри по всей стране, и среди них Борисоглебский. После закрытия обители иеродиакон Феофан переехал в Сергиев Посад и был принят служить в Успенский храм; здесь он прослужил до 21 октября 1935 года, когда был арестован вместе с группой священнослужителей, живших в Посаде. Всех арестованных обвинили в контрреволюционной и антисоветской деятельности. – Следствие располагает данными, что вы среди верующих распространяли ложные слухи о якобы проводимом за религиозные убеждения гонении. Что вы можете сказать по этому поводу? – спросил его следователь. – С таким вопросом ко мне никто не обращался, и я никому не говорил относительно гонений на верующих в СССР, – ответил иеродиакон. – А что вы отвечали верующим, обращавшимся к вам с вопросами относительно закрытия церквей? – С такими вопросами ко мне никто не обращался. – Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении? – Виновным я себя не признаю, против власти я нигде не говорил и общения с антисоветски настроенными лицами не имел. На этом допросы были закончены. 8 января 1936 года Особое Совещание при НКВД приговорило иеродиакона Феофана к трем годам ссылки в Северный край, и он был отправлен сначала в Архангельск, а затем в Каргополь. Осенью 1937 года сотрудник НКВД выписал справку на арест отца Феофана, обвинив его со слов осведомителей в том, будто он распространял контрреволюционные провокационные слухи о голоде в СССР, что в селах и деревнях крестьяне поголовно голодают и есть случаи голодной смерти, что жизнь в колхозах невозможна, большевики уже двадцать лет кормят народ обещаниями, а на деле ничего не дают. Назвав иеродиакона «отъявленным контрреволюционером» и «фашистским выродком», сотрудник НКВД предложил содержать его в тюрьме по первой категории, как священнослужителя и кандидата на расстрел, и немедленно арестовать. 25 сентября 1937 года отец Феофан был арестован и заключен в тюрьму в городе Каргополе.

http://fond.ru/kalendar/304/feofan/

Скачать epub pdf Память святого преподобномученика Дометия Память 7 августа Святой Дометий жил в царствование Константина Великого. Родиной его была Персия, где он и был обращен из язычества в христианство неким Уаром. Оставив родственников и отечество, полное языческого нечестия, святой Дометий удалился к пределам греческого государства, к городу Низибии 5014 . Войдя здесь в один монастырь, он принял святое крещение, а затем облекся во иноческий образ, беспорочно проходя подвиг постнической жизни. Но по наветам завистливого и лукавого беса его возненавидели обитавшие в том монастыре иноки, так что святой Дометий принужден был бежать оттуда в монастырь святых мучеников Сергия и Вакха, в городе Феодосиополе 5015 . Тут он подражал житию архимандрита Нурвела, о котором повествуется, что в течение шестидесяти лет он не вкушал ничего вареного, спал чрезвычайно мало, да и то не лежа или сидя, а стоя – наклонясь на жезл. Архимандрит Нурвел поставил преподобного Дометия в диаконы, но когда святой узнал, что архимандрит хочет принудить его сделаться священником, он удалился и оттуда 5016 . Уединившись на одной пустынной горе 5017 , святой Дометий проводил здесь жизнь по Богу, терпя зной, мороз и все изменения погоды. Потом, войдя в один вертеп, он жил уже там, совершая множество чудес именем Христовым: многих, приходящих к нему, он исцелял от болезней, приводя от идолопоклонства к вере Христовой. Когда же в эту местность пришел Юлиан Отступник 5018 , то узнав всё о святом Дометии, он велел его побить камнями. Посланные для совершения злодейства отправились и нашли в третий час дня святого отца с двумя учениками совершающего подобающее пение. Бросившись на них, они побили их камнями, и так закончил течение своей богоугодной жизни преподобный Дометий с двумя своими учениками 5019 . Тропарь, глас 4: Постнически предповизався на горе, умная врагов ополчения всеоружием креста погубил еси всеблаженне. Паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси: и обоих ради венчался еси от Бога, преподобномучениче, Дометие приснопамятне. Кондак, глас 6:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сольба. Николо-Сольбинский женский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Николо-Сольбинского монастыря Карта и ближайшие объекты В 1731 году началось строительство соборного каменного храма Успения Божией Матери с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Святителя Николая. Но приделы в то время устроены не были. В 1861 году трапезная (теплая) часть соборного храма была разобрана и перестроена: распространена на обе стороны для двух приделов. С правой стороны – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в левую сторону перенесен иконостас из старого ветхого Никольского храма и устроен придел в честь святителя Николая. В 1994 году, после возвращения территории монастыря Церкви, первым был восстановлен Успенский храм – единственное, что связывает монастырь с прошлым, остальное было полностью разрушено. В связи с постройкой корпуса с Никольским храмом, 14 октября 2001 года правый придел храма был освящен в честь Покрова Божией Матери, а 13 сентября 2003 года освящены центральный Успенский придел и левый Иоанну Крестителю. Храм Успения Богородицы считается главным, находится в центре территории монастыря. Внутри церкви установлены для поклонения три ковчега с частицами мощей. В Успенском приделе хранятся главные святыни монастыря: старинная икона святителя Николая с частицей мощей, башмачок святителя Спиридона Тримифунтского, икона Почаевской божией Матери с частицами мощей Иова и Амфилохия Почаевких, частицы мощей святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги, ковчег с частицами мощей преподобных Глинских старцев. Другой ковчег находится в нише правого, Покровского, придела в нем хранятся частицы мощей: святителей Луки Крымского, Иннокентия Московского, Филарета Московского, Амвросия Медиоланского, Феодосия Черниговского, Митрофана Воронежского, Феофана Затворника, благоверной княгини Анны Новгородской, благоверных князей Петра и Февронии Муромских, преподобномученицы Елисаветы Московской, святителя Игнатия Кавказского (Брянчанинова), равноапостольного царя Константина, святого праведного Петра Великодвинского, святой блаженной Матроны Московской, блаженного Феофила Киевского, мучеников Тараха и Андроника, священномучеников Ермолая Никомиийского и Антипы Пергамского, мучениц Агафоники и Евфрасии, преподобномученицы Евгении, святителей Игнатия Ростовского, Тихона Патриарха Московского, Ефрема Казанского, святого праведного Иоанна Русского, преподобных Александры и Марфы Дивеевских, 40 мучеников Севастийских, великомучеников Пантелеимона и Георгия Победоносца.

http://sobory.ru/article/?object=11749

Архив Пн В Киево-Печерской лавре прошло первое в новом году заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви 6 января 2013 г. 15:29 5 января 2013 года в Синодальном зале резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось первое в новом году заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Синод благословил местное прославление и почитание в пределах Александрийской епархии священномучеников Адриана Вожакова (†1937) и Димитрия Сурмели (†1937). Определением Синода установлены дополнительные дни памяти исповедника Феодосия Мелитопольского (5/18 сентября), а также местночтимых святых Полтавской епархии святителя Афанасия Полтавского (27 сентября/10 октября), священномученика Гавриила Полтавского (20 мая/2 июня) и преподобномученика Нила Полтавского (4/17 июля). В список новомучеников и исповедников Запорожских Синод благословил внести новопрославленных святых — исповедника Феодосия Станкевича, исповедника Митрофана Воздвиженского, священномученика Александра Шишина и исповедника Философа Зябрева. Синод также установил день празднования второго обретения Малочернетчинского образа Христа Спасителя «Хлеб Жизни» — 12/25 сентября. Решением Синода мужской Свято-Троицкий монастырь в с. Ольховцы Тячевского района Закарпатской области преобразован в женский. Синод благословил открытие скитов ставропигиального женского монастыря в честь Афонской иконы Божией Матери в Малинском и Брусиловском районах Житомирской области и Головчинецкого Спасо-Преображенского женского монастыря в Летичевском районе Хмельницкой области. Заслушав рапорт председателя наградного отдела УПЦ архиепископа Переяслав-Хмельницкого и Вишневского Александра , Синод принял решение учредить орден Украинской Православной Церкви «За верность семейным ценностям». По рапорту председателя Синодального отдела благотворительности и социального служения Украинской Православной Церкви архидиакона Сергея Косовского сестричество преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары при храме святителя Михаила Киевского включено в структуру Синодального отдела по благотворительности и социальному служению УПЦ.

http://patriarchia.ru/db/text/2693832.ht...

Епископ Игнатий освятил Великим чином храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Черной Речке августа 2018 За богослужением молились военнослужащие Окружного учебного центра ЗВО Сертоловского гарнизона, который окормляет настоятель храма. Преосвященнейший владыка возглавил крестный ход вокруг храма с мощами преподобномученика Фомы Зографского, которые затем были положены в основание престола храма. По окончании богослужения епископ Выборгский и Приозерский Игнатий в ознаменование освящения преподал храму Архиерейскую грамоту. Настоятель храма Рождество Богородицы, протоиерей Анатолий Щербатюк,   приветствовал правящего архиерея, поблагодарив Преосвященнейшего владыку за архипастырскую заботу. О. Анатолий отметил, что храм носит статус гарнизонного, а посему освящение его - историческое событие и для воинов преподнес правящему архиерею памятный подарок от прихода - образ святителя Феодосия, епископа Черниговского, с частицей его святых мощей. Затем владыка Игнатий обратился с архипастырским словом к богомольцам, поздравив с Великим освящением храма и престольным праздником духовенство, прихожан и гостей: " Ваше Высокопреподобие, отец Лев, благочинный Токсовского округа, Ваше Высокопреподобие, отец Анатолий, настоятель храма, полковой священник! Сердечно поздравляю вас с освящением храма. Служение полкового священника - на Западе их именуют капелланами, но всегда на Руси были полковые священники - необычайно важно. Такой пастырь вместе с народом, с военнослужащими, находился на боевых точках - там, где было тяжело, где смерть была перед глазами - и защищал рубежи своего Отечества. Эта традиция продолжается и сегодня. Мы в духовной " форме " защищаем рубежи нашего Отечества Отец Анатолий рассказал о житии святителя Феодосия Черниговского, жившего в непростые времена. Но, откровенно говоря, времен легких не бывает. Сегодня мы освятили храм, но, увы, не увидели во время это исторического события присутствия администрации Сертолово. Господь даровал нам всем возможность, я не говорю даже принять участие в храмоздательстве - хотя бы прийти на освящение храма, засвидетельствовать свою любовь и уважение к народу, построившему этот храм. Архиерейскому сердцу больно видеть, как люди, которые могут использовать свой духовный потенциал, не делают этого.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Синод УПЦ прославил новых святых, образовал епархии и монастырские скиты 6 января, 2013. Новостная служба В частности, Синод благословил местное прославление и почитание в пределах Александрийской епархии священномучеников Адриана Вожакова (†1937) и Димитрия Сурмели (†1937). 6 января. ПРАВМИР. Священный Синод Украинской Православной Церкви на заседании 5 января  благословил местное прославление и почитание новых святых, образовал новые епархии и монастыри, сообщает официальный сайт УПЦ . В частности, Синод благословил местное прославление и почитание в пределах Александрийской епархии священномучеников Адриана Вожакова (†1937) и Димитрия Сурмели (†1937). Были утверждены иконописные изображения святых, проекты тропаря и кондака. Память святых будет чтиться в день их прославления. В список новомучеников и исповедников Запорожских Синод благословил внести новопрославленных святых — исповедника Феодосия Станкевича, исповедника Митрофана Воздвиженского, священномученика Александра Шишина и исповедника Философа Зябрева. Также определением Синода установлены дополнительные дни памяти исповедника Феодосия Мелитопольского (5/18 сентября), а также местночтимых святых Полтавской епархии святителя Афанасия Полтавского (27 сентября/10 октября), священномученика Гавриила Полтавского (20 мая/2 июня) и преподобномученика Нила Полтавского (4/17 июля), причисленных к лику новомучеников и исповедников ХХ века решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей в 1981 году. Синод благословил открытие скитов ставропигиального женского монастыря в честь Афонской иконы Божией Матери в Малинском и Брусиловском районах Житомирской области и Головчинецкого Спасо-Преображенского женского монастыря в Летичевском районе Хмельницкой области. Мужской Свято-Троицкий монастырь в с. Ольховцы Тячевского района Закарпатской области решением Синода преобразован в женский. Священный Синод УПЦ также принял решение об образовании Могилев-Подольской епархии, в состав которой вошли районы Винницкой области, входившие прежде в Винницкую и Тульчинскую епархии. Управляющим Могилев-Подольской епархией с титулом «Могилев-Подольский и Шаргородский» назначен архиепископ Агапит (Бевцик). Епархиальному архиерею Винницкой епархии Синод постановил в дальнейшем именоваться «Винницкий и Барский», за епархиальным архиереем Тульчинской епархии Синод оставил титул «Тульчинский и Брацлавский».

http://pravmir.ru/sinod-upc-proslavil-no...

31. 1664 г., декабря 18. Докладная записка царю Алексею Михайловичу о приезде патриарха Никона в собор 18 Декабря 1664 г.; указ царя по этому случаю; переговоры с патриархом Никоном; письмо его к царю 173 года, Декабря против 18 числа, в 13 часу ночи, пришли к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу, в церковь преподобномученицы Евдокии, что у него государя на Сенях, Иона, митрополит ростовской и ярославской, да большого собора Успения пресвятой Богородицы ключарь Иев, известили ему великому государю, что в соборную церковь пришёл патриарх Никон и стал на патриаршем месте. И прислал их Никон патриарх про тот свой приход ему великому государю известить. И того ж часа великий государь указал послать по властей, по Павла, митрополита Сарского и Подонского, по Газского митрополита Паисия, по Сербского митрополита Феодосия, да по комнатных бояр. И как власти и бояре приехали к великому государю, и великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, поговорив с властями и боярами, велел Павлу, митрополиту Сарскому и Подонскому, да боярам, князю Никите Ивановичу Одоевскому, князю Юрию Алексеевичу Долгорукову, окольничему Родиону Матвеевичу Стрешневу, да думному дьяку Алмазу Иванову, идти в соборную церковь , и патриарху Никону говорить: Отставил он патриаршеской престол самовольно и обещался, что ему впредь в патриархах не быть, и съехал жить в монастырь, и писано о том ко вселенским патриархам; а ныне он для чего к Москве приехал и в соборную церковь вошёл без ведома его великого государя, и без совета всего освященного собора? И Павел митрополит и бояре князь Никита Иванович и князь Юрий Алексеевич с товарищами в соборную церковь ходили и патриарху Никону , по государеву указу, говорили, и чтоб он, патриарх Никон, ехал в монастырь по-прежнему. И патриарх Никон митрополиту и боярам сказал: что он сошёл с престола ни кем гоним, а ныне он пришёл на свой престол ни кем зовом для того, чтоб де великий государь кровь утолил и мир учинил; а от суда де он вселенских патриархов не бегает, а пришёл де он на свой престол по явлению. И давал им к великому государю письмо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010