7-е Св. преподобномученика Дометия и других с ним Дометий, родом перс, христианству наученный, вышел из Персии в пределы Римской империи, принял крещение и монашество в Низибе, и затем в Феодосиопольском монастыре Сергия и Вакха был диаконом. Но когда игумен хотел облечь его саном пресвитера, удалился с двумя учениками в горы за Евфрат, в пределы города Кирра, в Сирию (в сотне верст от Антиохии). Император Юлиан, на походе против персов, приметил толпу народа близь горной пещеры, и узнав, что там спасается христианский отшельник, приказал завалить пещеру камнями. Тут и скончался страдальчески преподобный с учениками своими (23 марта 363 года). Св. Наркиса епископа Иерусалимского Научен вере мужами апостольскими и занимал Иерусалимский престол после Долихиана; в 197 году был участником Палестинского собора (в Кесарии) по вопросу о праздновании Пасхи, возбужденному Виктором, папою Римским. Три человека, из ненависти к нему, оклеветали его в нарушении целомудрия и в подтверждение своей клеветы призывали на главу свою разные казни от Бога, если донос несправедлив. Потому Наркис скрылся в неизвестности; но при третьем по нем преемнике (через десять лет) клевета обнаружилась самими клеветниками, пораженными теми самыми казнями, на которые обрекали себя, и Наркис явился в Иерусалим. По смерти епископа Гордия (211 года), христиане убедили его вновь занять престол; а как он по преклонной старости (имея 116 лет) не мог исправлять свое служение, то в сотрудники ему был избран некий епископ Александр, прибывший на богомолье в Иерусалим. Наркис скончался в 213 году. † В тот же день память о преподобном Пимене Многоболезненном Преподобный Пимен путем тяжкой болезни достиг царствия небесного 66 . Он родился больным и больным вырос. Много раз просил он родителей отдать его в монастырь; им жаль было расставаться с единственным сыном, наследником. Болезнь усилилась так, что не было надежды на выздоровление и родители отнесли его в Печерский монастырь, прося молитв о его здоровье. В обители, по просьбе родителей, молились об исцелении страдальца; но страдалец уже чувствовал высокую цену страданий и молитва его о продолжении болезни была услышана Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архив Пн Вышел в свет 71-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 7 февраля 2024 г. 10:47 Вышел в свет 71-й алфавитный том  «Православной энциклопедии» . Новый том продолжает публикацию статей на букву «Ф». Открывает настоящее издание статья об архиепископе Феодоре (племяннике преподобного Сергия Радонежского), основателе московского Симонова монастыря, и завершает подробный материал о великом православном святом Феофане Затворнике, духовном писателе и богослове. Особенностью тома является его преимущественно биографический характер. В частности том содержит информацию об аскетическом писателе епископе Эдесском Феодоре; благоверном князе Феодоре Стародубском, убитом в Орде; преподобном Феодоре, игумене монастыря Хора в Константинополе; египетском подвижнике Феодоре, основателе нитрийского монашества; преподобном Феодоре Молчаливом, подвизавшемся в Киево-Печерском монастыре; преподобномученике Феодоре, умученном князем Мстиславом Святополчичем; пострадавшем при Юлиане Отступнике Феодоре Антиохийском; мученике Пергийском Феодоре, убитом при императоре Антонине Пие; преподобном Феодоре (Иване Ушакове), дяде адмирала Федора Ушакова, прославленном в Санаксарском монастыре. Том также содержит статью о самом выдающемся русском флотоводце Федоре Ушакове. Приводятся подробные биографические данные, рассказывается о канонизации и иконографии святого. В статье о епископе Мопсуестийском Феодоре рассказывается о предшественнике несторианства, выдающемся представителе Антиохийской школы, почитаемом в Церкви Востока. Подробно рассматриваются его сочинения, антропология, христология и мариология. Читатель сможет узнать о деятельности выдающегося византийского писателя Феодора Метохита, византийского исповедника второго периода иконоборчества Феодора Начертанного, византийского церковного историка Феодора Чтеца. Российскому читателю, вероятно, будут знакомы жития боярина Феодора, умученного в Орде вместе с князем Михаилом, а также благоверного княжича Феодора Ярославича, старшего брата Александра Невского. К числу сербских святых относится Феодор (Сладич), сожженный турками в Боснии в 1788 г. Сербскую тему продолжают биографии агиографа и гимнографа Феодосия Хилендарца и архиепископа Белградского и митрополита Сербского Феодосия (Мраовича), короля Стефана Драгутина (в монашестве Феоктиста). Болгария представлена известным исихастом, продолжателем дела преподобного Григория Синаита Феодосием Тырновским.

http://patriarchia.ru/db/text/6101202.ht...

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений Великий • Святой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий Великий • Великие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРСКИЕ (АЛАМАНСКИЕ) СВЯТЫЕ [греч. Αλαμνοι γιοι τς Κπρου] (VII в.?), 300 святых, переселившихся на Кипр после завоевания Палестины арабами. Впервые упоминаются в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) и в рукописи Lond. Brit. Mus. Add. Ms. 34554, XVI в. (протограф XIII в.). Оба текста восходят к источнику, составленному между 1222 и 1264 гг. Среди этих святых были архиереи, священники и миряне. Они разошлись по острову, поселились в уединенных местах и пещерах по одному или по неск. человек и вели отшельническую жизнь. В тексте не уточняется, о каком именно завоевании Св. земли арабами идет речь: в 638, 1187 или 1291 г. К. Сафас датирует переселение 300 святых на Кипр 90-ми гг. VII в. ( Sathas. 1884. P. 407-408), С. Папагафангелу - временем 2-го крестового похода - 1147-1149 гг. ( Παπαγαθαγγλου Σ. Μορφς πο γασαν τν Κπρο. Λευκωσα, 1988. Σ. 503-508). В «Хронике» Леонтия Махераса перечислены имена 42 подвижников ( Leont. Makhair. Chronicle. § 30-32, 34, 36, в рукописи из Британского музея из-за утраты последнего листа названо 35 святых): прп. Анастасий из Перистероны (пам. кипр. 17 сент.), мч. и св. воин Константин Ормидийский (пам. кипр. 1 июля), сщмч. Ферапонт (пам. 25 мая; пам. кипр. 14, 26, 27 мая, 26 июня, 14 окт.), прп. Созомен из с. Потамия (пам. кипр. 21 нояб.), прп. Епиктет (пам. кипр. 12 окт.), подвизавшийся близ сел. Казафани (совр. округ Кириния), прп. Иларион Новый (пам. кипр. 21 окт.), прп. Епифаний Хитрский (без дня памяти), преподобные Ираклий, Лаврентий, Елпидий, Христофор, Орест и Димитриан , жившие близ с. Кофину (без дня памяти), прп. Евфимиан (пам. кипр. 14, 20 нояб.), преподобные Варнава и Иларион из Перистероны (пам. кипр. 21 окт.), 4 преподобномученика (или преподобных), называемые Илиофотами (пам. кипр. 13 июля), свт. (?) Курнут , еп. (без дня памяти), свт. (?) Ириник (без дня памяти), прп. Ферапонт , подвизавшийся близ с. Килани (без дня памяти), преподобные Феодосий и Полемий , проживавшие близ Морфу (без дня памяти), прп.

http://pravenc.ru/text/1840115.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЛ СИНАЙСКИЙ Прп. Нил Синайский. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. Прп. Нил Синайский. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. [Греч. Νελος Σινατης; Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской». Н. С. приписываются корпус сочинений прп. Нила Анкирского , а также нек-рые сочинения Евагрия Понтийского и др. авторов. Согласно агиографической традиции и по мнению нек-рых ученых, Н. С.- одно лицо с прп. Нилом Анкирским. Жизнь Единственными сведениями о жизни Н. С. являются «Сказание об избиении монахов на горе Синайской» и краткое Житие, вошедшее в состав К-польского Синаксаря (X в.), составленное на основе «Сказания...» и содержащее ряд дополнительных сведений о происхождении Н. С., достоверность к-рых подтвердить невозможно. В К-польском Синаксаре имя Н. С. упоминается трижды: под 10 нояб.- простое упоминание в одной из рукописей (SynCP. Col. 209), под 12 нояб.- краткое Житие (Ibid. Col. 217) и под 14 янв.- память 40 преподобномучеников Синайских (Ibid. Col. 390; см. Синайские и Раифские преподобномученики ). Краткое синаксарное Житие в основных чертах воспроизводится в «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 54//PG. 146. Col. 1256), а в составе Пролога получило распространение в славянской традиции. Прп. Нил Синайский. Фреска Успенского собора Протата в Карее, Афон. 1310 г. Худож. Мануил Панселин Прп. Нил Синайский. Фреска Успенского собора Протата в Карее, Афон. 1310 г. Худож. Мануил Панселин Согласно краткому синаксарному Житию, Н. С. был епархом К-поля при имп. св. Феодосии I Великом (379-395), имел жену, сына и дочь. Уговорив супругу принять монашество вместе с дочерью в одном из егип. мон-рей, он направился на некую гору с сыном Феодулом (упоминание о Синае имеется только в статье под 14 янв.

http://pravenc.ru/text/2577647.html

Месяцеслов Месяц сентябрь 1. Начало индикта, сиречь новаго лета. Преподобнаго отца нашего Симеона Столпника и архимандрита (459) и матери его Марфы (ок. 428). Святаго мученика Аифала диакона (380). Святых мучениц 40 дев постниц и мученика Аммуна диакона, учителя их (IV). Святых мученик Каллисты и братий ея Евода и Ермогена (309). Праведнаго Иисуса Навина (XVI в. до Р. X.). Собор Пресвятыя Богородицы в Миасинстей обители (обретение Ея иконы, 864). Икон Божия Матери: Черниговския-Гефсиманския (1869), Александрийския и именуемыя «Всеблаженная» (в Казани). 2. Святаго мученика Маманта, отца его Феодота и матери Руфины (III). Преподобнаго Иоанна постника , патриарха Цареградскаго (595). Преподобных Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских. Святых мучеников 3628 в Никомидии (III–IV). Иконы Божия Матери Калужския (1748). 3. Святаго священномученика Анфима, епископа Никомидийскаго, и с ним мучеников Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Преподобнаго Феоктиста, спостника Великаго Евфимия (467). Блаженнаго Иоанна Власатаго, Ростовскаго чудотворца (1580). Святыя Фивы диаконисы (I). Святыя мученицы Василиссы Никомидийския (309). Священномученика Аристиона, епископа Александрийскаго. Святителя Иоанникия, патриарха Сербскаго (1349). Иконы Божия Матери Писидийския. 4. Святаго священномученика Вавилы, епископа Великия Антиохии, и с ним трех отроков мучеников: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Святаго пророка и Боговидца Моисея (1531 до Р. X.). Святителя Иоасафа, епископа Белгородскаго (обретение мощей, 1911). Мученицы Ермионии, дщери апостола Филиппа диакона (ок. 117). Мученика Вавилы Никомидийскаго и с ним 84 отроков (IV). Мучеников Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305–311). Иконы Божия Матери, именуемыя «Неопалимая Купина» (1680). 5. Святаго пророка Захарии и праведныя Елисаветы, родителей святаго Иоанна Предтечи (I). Преподобномученика Афанасия Брестскаго (1648). Убиение благовернаго князя Глеба, во святем крещении Давида (1015). Мучеников Фифаила и сестры его Фивеи (или Вивеи) (98–138). Мученика Сарвила. Мученицы Раисы (или Ираиды) (ок. 308). Мучеников Иувентина и Максима воинов (361–363). Мучеников Урвана, Феодора, Медимна и с ними 77 мужей от церковнаго чина, в Никомидии пострадавших (370). Мученика Авдия (или Авида, в Персии, V).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Митрополит Варсонофий сопровождал Святейшего Патриарха Кирилла в поездке в Екатеринбург июля 2018 Святейший Патриарх Кирилл , посетил 13 июля храм-на-Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Екатеринбурге. В храм был принесен ковчег с частицей мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы из Марфо-Мариинской обители Москвы. Перед ним было совершено славление святой. Присутствовали митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , Ташкентский и Узбекистанский Викентий, Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, архиепископ Солнечногорский Сергий, епископы Каменский и Алапаевский Мефодий, Нижнетагильский и Невьянский Евгений, Серовский и Краснотурьинский Алексий, а также духовенство Екатеринбургской митрополии, представители органов власти и Объединения членов рода Романовых, жители города, паломники. Предстоятель отметил, что всякое посещение Екатеринбурга связано с мыслями о подвиге святой царской семьи. В год празднования 150-летия со дня рождения императора Николая II и воспоминания о его трагической кончине вместе со всей семьей мы должны вознести особые молитвы, чтобы они пред лицом Божиим ходатайствовали об Отечестве, народе, о том, чтобы никогда и ни при каких условиях гражданские смуты, противоречия, столкновения не губили Отечество, как погублено оно было в страшную революционную годину XX века. В нижнем храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской было совершено славление. Царская семья приняла мученическую кончину 100 лет назад, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома. В начале 2000-х годов в этом подвальном помещении был устроен храм. На западном своде изображена Державная икона Божией Матери, которая была явлена в день, когда государь был вынужден оставить престол, и святые, прославленные во время царствования императора Николая Александровича: святители Феодосий Черниговский, Иоасаф Белгородский, Гермоген Московский, Питирим Тамбовский и Иоанн Тобольский, преподобный Серафим Саровский, святая княгиня Анна Кашинская. По правую сторону от престола в реликварии будут находиться фрагменты Ипатьевского дома: кирпич и балясина. Стены и пол вокруг жертвенника облицованы красным ониксом, символизирующим мученическую кровь, пролитую царской семьей и ее приближенными, а также цвет царской багряницы и порфиры.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Воскресенье, 18 февраля 2024 года: что будет в храме? 12 мин., 17.02.2024 В воскресенье 18 февраля Церковь продолжает молитвенно вспоминать события праздника Сретения Господня, а кроме того чтит память мучениц Агафии Панормской и Феодулии, мучеников Макария, Елладия, Евагрия и святителя Феодосия, архиепископа Черниговского. Наши молитвы в этот день обращены также к преподобномученику Николаю Цикуре, преподобномученице Александре Каспаровой и мученику Михаилу Амелюшкину. Особо почитаются в этот день иконы Божией Матери «Взыскание погибших», Дивногорская-Сицилийская и Елецкая-Черниговская. Воскресенье, 18 февраля 2024 года, попразднство Сретения Господня Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 18 февраля. Особенности богослужения Тропарь воскресный, глас 4 Светлую воскресения проповедь/от Ангела уведевша Господни ученицы/и прадеднее осуждение отвергша,/апостолом хвалящася глаголаху:/испровержеся смерть,/воскресе Христос Бог,//даруяй мирови велию милость. Перевод: Радостную весть о воскресении узнав от Ангела, и избавившись от прародительского осуждения, Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!» Кондак воскресный, глас 4 Спас и Избавитель мой/из гроба, яко Бог,/воскреси от уз земнородныя,/и врата адова сокруши,//и яко Владыка воскресе тридневен. Перевод: Спаситель и Избавитель мой от гроба, как Бог, воскресил из оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил, и, как Владыка, воскрес на третий день. Чтение Евангелия: Евангелие от Луки, глава 19, стихи 1–10

http://foma.ru/voskresene-18-fevralja-20...

Саратов. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Горах. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровская церковь «на горах», или храм Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове, - самое большое культовое сооружение в городе. В современном виде церковь была построена в 1876—1883 г.г., однако ее история начинается задолго до этих лет. На склоне Соколовой горы (отсюда название храма - «на горах»), где жило беднейшее население Саратова, в начале XIX в. стояло несколько небольших церквушек (каменная Спасо-Преображенская, каменная Крестовоздвиженская, деревянная церковь Сошествия Святого Духа), которых явно не хватало для всех прихожан, населяющих Соловьевы горы. Земля там была очень дешевая, и власти города отводили ее под заселение крестьян и рабочих фабрик Саратова. В 1859-1860 годах на Безымянной площади (будущая Покровская) по благословению епископа на средства и под патронажем саратовского купца Воронова был построен новый деревянный приход во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В деревянном храме было освящено два придела: 1. святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и пророка Илии; 2. святого пророка и Предтечи Иоанна, мученицы Наталии и преподобномученицы Феодосии. Хотя церковь по размерам была достаточной (на Соколовой горе в ту пору проживало более 6000 прихожан), она была холодной и не отапливалась, что создавало неудобства для верующих и служащих церкви. В марте 1876 г. настоятель Покровской «на горах» церкви обратился к властям города с просьбой о разрешении строительства нового каменного храма. После долгих согласований и обсуждений такое разрешение было получено 28 октября 1877 г. Разработка проекта нового здания была поручена известному городскому архитектору Алексею Марковичу Салько. Его задача была спроектировать величественный вместительный каменный храм, который являлся бы украшением города. А.М. Салько предложил проект пятикупольного каменного здания церкви без колокольни, который и был утвержден 23 марта 1878 г. со сметой 65989 руб. 50 коп.

http://sobory.ru/article/?object=06780

Святые земли Российской — неожиданные судьбы С самого крещения Русь, переняв византийские аскетизм в лице св. Феодосия Печерского поставила во главу угла служение людям, милосердие, помня, что «вера без дел мертва». 22 июня, 2014 С самого крещения Русь, переняв византийские аскетизм в лице св. Феодосия Печерского поставила во главу угла служение людям, милосердие, помня, что «вера без дел мертва». «В тот роковой день Великая княгиня Елизавета Феодоровна собиралась в свою мастерскую в Кремлевский дворец. Вскоре после того, как Сергей Александрович отъехал от Николаевского дворца, раздался сильный взрыв, который потряс здание так, что задребезжали стекла в окнах и зазвенели и закачались люстры. Потом наступила зловещая тишина. Елизавета Феодоровна сразу почувствовала сердцем, что случилось страшное, непоправимое несчастье. Как была, в одном платье, без шляпы, она бросилась вниз по дворцовой лестнице. Великий князь Сергей Александрович погиб так же, как и его отец, Император Александр II, Освободитель — был разорван бомбой террориста. Убийца Каляев, слегка раненный щепками, разлетевшимися от саней, был тут же арестован полицией. Борясь с полицейскими, он успел выкрикнуть «Долой царя! Да здравствует революция!» Великая княгиня, посещая госпиталя с ранеными, видела кровь и изуродованные тела, но то, что предстало теперь перед ее взором, по своему ужасу превосходило всякое воображение: на снегу, залитом кровью, были разбросаны куски тела, обрывки одежды, обломки экипажа. Елизавета Феодоровна молча, без крика и слез, склонилась над кровавым месивом. Она ни на кого не смотрела, ничего не сознавала, кроме того, что нужно как можно скорее собрать все, что осталось от Сергея Александровича: «Скорее, скорее — Сергей так ненавидел беспорядок и кровь» Когда все было закончено, Елизавета Феодоровна поднялась с колен и пошла за носилками. В руке она крепко зажала образки, которые Сергей Александрович всегда носил на цепочке на шее» (Л.Миллер «Святая преподобномученица Елизавета Феодоровна» М., 2005 г.).

http://pravmir.ru/sobor-vsex-svyatyx-v-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010