Митрополит Воскресенский Григорий освятил домовый храм святителя Иоанна Златоуста в бывшем келейном корпусе Златоустовского монастыря г. Москвы 14 декабря 2023 г. 16:10 11 декабря 2023 года управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Центральным викариатством Московской (городской) епархии митрополит Воскресенский Григорий совершил чин малого освящения домового храма в честь святителя Иоанна Златоуста в бывшем келейном корпусе Златоустовского монастыря г. Москвы и возглавил Литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили: и.о. благочинного Богоявленского церковного округа Центрального викариатства протоиерей Максим Батурин, настоятель домового храма святителя Иоанна Златоуста, настоятель храма бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке г. Москвы протоиерей Феодор Бородин, протодиакон Николай Платонов и диакон Андрей Белоусов. Бывший келейный корпус, где расположен домовый храм, — единственное сохранившееся здание московского старинного Златоустовского монастыря. Освящение храма было совершено в день памяти преподобномученика Рафаила Тюпина, насельника этой обители. По окончании Литургии было совершено славление преподобномученику Рафаилу, затем владыка Григорий обратился к верующим с архипастырским словом. В завершение архиерей осмотрел помещения бывшего келейного корпуса Златоустовского монастыря, где располагается Музей истории обители, и территорию с надгробными плитами и памятниками. Центральное викариатство г. Москвы /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6084131.ht...

А раз нам Бог сказал, что без Меня невозможно… Но здесь обвинитель прервал отца Макария: -Вы мне читаете лекцию, а я вам задаю вопрос: вы считаете монархизм врагом трудящихся? – Я вам говорю – у меня врагов нет. – Вы историю знаете, что у монархизма были и дурные стороны? – Да, известно. -Если бы власть такого дурного монархизма учинила бы кощунство… и изъятие святыни, вы бы промолчали? -Я все равно не промолчал бы, святыня выше всей власти. Такие чувства самые дорогие. В день окончания процесса в последнем своем слове, предавая свою жизнь в руки Божии, иеромонах Макарий сказал: «Аще имеете вы судить по вашим законам, то судите». Одним из обвиняемых, абсолютно непричастным к сопротивлению изъятию церковных ценностей, был Сергей Федорович Тихомиров, прихожанин Богоявленской церкви в Дорогомилове. Мученик Сергий родился в 1865 году в Москве в семье купца второй гильдии Федора Дмитриевича Тихомирова; образование получил в церковноприходской школе, а затем по примеру отца стал купцом. Но дела практические, видимо, шли не очень успешно, и в 1910 году он вместе с супругой переехал с Арбата на Большую Дорогомиловскую улицу, где поселился напротив Богоявленского храма, став с этого времени его постоянным прихожанином. Лишь обремененность различными делами и тяжелая болезнь супруги не позволяли ему стать членом приходского совета. Во время изъятия ценностей из Богоявленского храма, когда перед ним собралась огромная толпа, Сергей Федорович не выходил на улицу и находился в лавке напротив храма, где был арестован и препровожден в тюрьму вместе с другими арестованными. На допросе следователь задал ему только один вопрос: – В каком месте вы принимали участие в избиении красноармейцев? -Никакого участия в избиении красноармейцев я не принимал, – ответил Сергей Федорович. На этом следствие было закончено, а когда дело стало разбираться в трибунале, то не нашлось ни одного красноармейца, который подтвердил бы обвинение, и сами судьи не решились публично допрашивать Тихомирова, зная, что он не виновен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Замечательно то, что больная везде и всюду чувствовала присутствие святой воды и всячески избегала ее. Мать же, призывая на помощь Бога, никогда не теряла надежды на уврачевание дочери святой водой. Через некоторое время больная стала намного тише и к Причащению Святых Христовых Таин подходила уже спокойнее, и даже со слезами. Через год она тихо, как истинная христианка, скончалась. Благодать Великой Агиасмы 43 Господи, не помяни греха юности моей! «В 1881 году, – рассказывал один уважаемый московский протоиерей, – в первых числах января я был приглашен на одну квартиру близ храма Христа Спасителя отслужить молебен. Во время служения молебна со мной рядом стояла старушка, которая в продолжение всего молебна горячо молилась и непрестанно вполголоса повторяла: “Господи, не помяни греха юности моей!” По окончании молебна хозяин дома пригласил старушку подойти ко мне и отрекомендовал: это его дорогая мать. Затем я был приглашен вкусить хлеба-соли. Во время обеда почтенную старушку посадили рядом со мной, и я имел возможность расспросить ее о причине того, почему она повторяет часто одну и ту же фразу: “Господи, не помяни греха юности моей!” Она, глубоко вздохнув, ответила: “Если вас интересует, я расскажу вам об этом подробно. Родилась я от благочестивых православных родителей, которые были богаты. Но не судил мне Господь унаследовать ни их благочестия, ни богатства, потому что родители мои умерли в годы моей молодости. А опекуном мне назначили родного моего дядю, человека, не тем будь помянут, страшно жадного. Он все имение, принадлежащее мне, сумел сделать своей собственностью, а меня, семнадцатилетнюю, хотел выдать замуж за своего крепостного крестьянина. Я была беспомощна, и все бы совершилось по желанию дяди, если бы только не пришла ко мне помощь Божия по молитве моих благочестивых родителей. В это время из Петербурга приехал гвардейский офицер, имение которого было рядом с имением моих родителей. В храме Божием он случайно увидел меня. Мы друг другу понравились, и он, зная, что я дочь богатых родителей, познакомился с моей родной бабушкой. Тогда я жила у нее, и она, как заядлая староверка, и меня заразила своим раскольническим настроением. Потому я, официально числившаяся православной, в глубине души была врагом Православия. Бабушка воспользовалась расположением ко мне будущего моего мужа и, выдавая меня за него замуж, постаралась взять с него клятвенное обещание, чтобы он меня не принуждал быть православной. Он обещал и, по своему благородству, после вступления со мной в брак никогда ни словом не напомнил мне, что мы с ним разной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Лит.: Афанасий (Дроздов), архим. Ист. известия о Костромском 2-кл. Богоявленском мон-ре с XV по XIX в. СПб., 1837; Крживоблоцкий Я. С. Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба. СПб., 1861. Т. 12: Костромская губ. С. 458-460; Самарянов В. А. Памятная кн. для Костромской епархии. Кострома, 1868. С. 123-131; Иосиф (Баженов), архим. Сведения о возобновлении костромского Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря. СПб., 1880; Зверинский. Т. 1. С. 95-96; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиин мон-рь. Кострома, 1913; Лукомский В. К., Лукомский Г. К. Кострома: Ист. очерк и описание памятников худож. старины. СПб., 1913. С. 207-219; Дунаев Б. И. Кострома в ее прошлом и настоящем по памятникам искусства. М., 1913. С. 42-50; Рязановский Ф. Памятники искусства и старины//Прошлое и настоящее Костромского края. Кострома, 1926. С. 125-127; Иванов В. Н., Фехнер М. В. Кострома. М., 1955. С. 26-34; Кострома: Путев.-справ. Кострома, 1963. С. 304-306; Бочков В. Н., Тороп К. Г. Кострома. Ярославль, 1970. С. 177-183; Иванов В. Н. Кострома. М., 1970. С. 94-97; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в 1-й четв. XVIII в. М., 1977. С. 44; Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М., 1982. С. 73-79; Разумовская И. М. Кострома. Л., 1989. С. 20-22; Зонтиков Н. А. Костромская ДС: Вехи истории. Кострома, 1997. С. 8-11; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Кострома, 1997. Вып. 1. Ч. 2. С. 198-206; Каткова С. С. Трапезная палата Богоявленского мон-ря Костромы// Она же. Века и судьбы: Сб. ст. Кострома, 2001. С. 20-29; Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь (1426-2001): К 575-летию основания и 10-летию возрождения. Кострома, 2001; Костромские святыни. Кострома, 2002. С. 34-57; Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь. Кострома, 2004; Харитон (Просторов), игум. Богоявленские преподобномученики//Костромские ЕВ. 2008. 4. С. 41-43; он же. Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь в 1918-1925 гг.//Там же. 9. С. 33-47; 10. С. 34-48; Мон-ри Костромской епархии. Кострома, 2009. С. 100-141.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

Елизавета Федоровна не считала нужным восстанавливать литургическии аспект служения диаконисс в Древнеи Церкви, «ибо условия самои церковнои жизни изменились. Хиротония древних диаконисс вызывалась участием их при крещении взрослых женщин, а равно участием в оглашении крещаемых и тем древним способом причащения, когда женщина могла входить в алтарь. В настоящее время в этом нет надобности, надобность же есть в том служении древнего диаконата, которое выражалось в проповеди веры Христовои, в церковном благотворении от лица Церкви и ради Христа»10. Разумеется, это начинание сразу повлекло обвинение в протестантизме. Но Елизавету Федоровну поддерживал митрополит Московскии Владимир (Богоявленскии), которыи также обратился с ходатаиством в Синод о присвоении сестрам Марфо-Мариинскои обители именования диаконисс. Устав Марфо-Мариинскои обители был разослан на отзыв профессорам-канонистам Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому и Илье Степановичу Бердникову. Сохранилась переписка Елизаветы Федоровны с профессором Санкт-Петербургскои духовнои академии А. А. Дмитриевским. В ответ на письмо Елизаветы Федоровны Дмитриевскии заявил о своеи полнои поддержке и желании разделить диаконис на два класса: 1) на диаконисс-сестер, не посвященных и клиру не принадлежащих и могущих оставлять общину и даже выходить замуж, и 2) на диаконисс в собственном смысле, которые принадлежат к клиру и получают хиротонию»11. Елизавета Федоровна объясняла А. А. Дмитриевскому в следующем письме, почему она настаивает только на служении «диаконисс-сестер»: «По правде сказать, я совсем не стою за вторую степень, времена теперь не те, чтобы давать женщинам право участвовать в клире, смирение достигается с трудом и участие женщин в клире может внести в него неустоичивость. Ведь уже и был вопрос (в древности) о том, что они хотели сами крестить? Мне же достоверно известно, что когда шла речь о восстановлении диаконисс, многие церковные люди именно смущались рукоположением их и участием в клире, тогда как сущность дела остается та же: диакониссы-сестры делают те же дела милосердия, что и рукоположенные диакониссы. Когда я составила свои устав и показала его многим церковным людям и Иерарху, то они прямо одобрили именно то, что диакониссы не будут в клире, а вместо рукоположения — мантия. Да и в самом деле, поработавши в служении делу милосердия под руководством и покровом Церкви много лет, отрадно иметь возможность посвятить последние годы своеи жизни аскетическому молитвенному подвигу вдали от мирскои суеты… Если же будущии Собор Русскои Церкви признает необходимым восстановление института диаконисс полностью, я, как верная дочь Церкви, готова подчиниться, но это отнимет у нас — усталых тружениц — светлыи маяк, т.е. соединение с Богом уже на этои земле в ожидании Вечности»12. Сохранился также доклад Святеишему Синоду А. А. Дмитриевского «О диакониссах», в котором давался обзор канонов, регламентирующих существование диаконисс, о способе их посвящения.

http://pravmir.ru/svyataya-prepodobnomuc...

Архиепископ Феофан совершил освящение храма и массовое крещение в Аланском Богоявленском женском монастыре в Северной Осетии 21 июля 2008 г. 18:05 18 июля, в девяностую годовщину со дня мученической кончины великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан совершил освящение построенного в их память храма в Богоявленском Аланском женском монастыре. С начала 2000-х годов в живописной лесной местности в Алагирском ущелье Республики Северная Осетия-Алания существовал небольшой скит, преобразованный в 2004 году в обитель. Духовное и материальное состояние монастыря находится под постоянным попечением архиепископа Феофана, несколько раз в году посещающего обитель. Многое здесь сестры построили сами, но им также помогали многие благотворители: и частные лица, и организации. В день освящения монастырского храма они были удостоены Патриарших и архиерейских наград. Среди награжденных — федеральный судья Советского районного суда города Владикавказа Аслан Тедтоев, все четыре года помогающий сестрам в обустройстве обители, известный спортсмен и общественный деятель Владимир Короев, восстановивший храм в родном селении Кадгарон (Ардонский район), художники Аслан Хетагуров, Захар Валиев, Виктор Цаллагов, безвозмездно выполнившие роспись храма, другие благотворители. В Богоявленском монастыре с 2005 года находятся частицы святых мощей преподобномучениц, принесенные архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком из иерусалимского монастыря святой Марии Магдалины, где покоятся мощи святых Елисаветы и Варвары. 18 июля за богослужением в Богоявленском монастыре молились насельницы иерусалимской обители монахини Елисавета и Марфа. Обращаясь к многочисленным верующим, прибывшим на освящение храма в честь святых преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары со всех концов Осетии, архиепископ Феофан особо подчеркнул, что «сегодня, здесь, в этом храме, соединяются время и страны: Осетия, Урал, Иерусалим, 1918 и 2008 годы. Всех нас объединяет память о подвиге святых алапаевских мучениц».

http://patriarchia.ru/db/text/438912.htm...

Трошин, Д. Б. и Г. Винокуровы и др.) и ярославского иконописца С. Н. Соколова. В Богоявленско-Анастасиином соборе хранится неск. совр. единоличных икон Н. и многофигурных композиций с его изображением. Ростовой образ «Прп. Никита Костромской» (иконописная мастерская «Московская икона») по иконографии близок к хромолитографии 1867 г., за исключением жеста рук: правая благословляющая отведена в сторону, в левой руке Н., как основатель мон-ря, держит 3-купольный храм. На поясной иконе-пяднице жест правой руки Н. возле груди такой же, как на литографии, в левой руке он держит модель Богоявленского собора (Акафист прп. Никите Костромскому и житие. 2012. С. 1; Монастыри Костромской епархии. 2009. С. 106). Аналогичный образ, решенный в иной колористической разработке, хранится на раке Н. в крипте Богоявленско-Анастасиина собора (иконописец Соколов из Ярославля). В более традиц. манере написана поясная икона Н.: правая рука святого возле груди в двуперстном жесте, в левой - свиток (хранится у раки Н. в крипте Богоявленско-Анастасиина собора; см.: Акафист прп. Никите Костромскому и житие. 2012. С. 36). Прп. Никита Костромской. Икона. Рубеж XX и XXI вв. Иконописная мастерская «Московская икона» (собор Богоявленского Анастасиина мон-ря) Прп. Никита Костромской. Икона. Рубеж XX и XXI вв. Иконописная мастерская «Московская икона» (собор Богоявленского Анастасиина мон-ря) Кроме того, иконописцем Соколовым были созданы новые изводы: «Прп. Никита Костромской - покровитель града Костромы» (Богоявленско-Анастасиин собор; см.: Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь (1426-2001). Кострома, 2001. С. 10; Александр (Могилёв). 2005. С. 5); «Прп. Никита Костромской в молении чудотворному Феодоровскому образу Божией Матери» (крипта Богоявленско-Анастасиина собора); «Преподобные Сергий Радонежский и Никита Костромской в молении Святой Троице» (из иконостаса ц. во имя вмч. Никиты и прп. Сергия Радонежского в подклете Богоявленско-Анастасиина собора); «Преподобномученики Богоявленского монастыря и прп.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

В Пермской епархии готовятся встретить мощи святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары Пермь, 6 октября 2004 г. При жизни подвижницы дважды побывали в Пермском крае - в 1914 г. как паломницы в г. Кунгуре и в Белогорском Свято-Николаевском миссионерском мужском монастыре, и в 1918 г. как узницы большевистской власти, сообщает пресс-служба Пермской епархии. Останки преподобномучениц, отправленные после их праведной кончины в Иерусалим, сопровождал начальник Белогорского скита преподобного Серафима Саровского игумен Серафим (Кузнецов). В связи с этим православные Пермского края относятся к подвижницам с особым благоговением. В воскресенье 10 октября 2004 года из Екатеринбурга в город Пермь будут доставлены мощи святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары в двух ковчегах. Мощи будут встречены духовенством и верующими в 18.00 в сквере 250-летия Перми (перед железнодорожным вокзалом Пермь II). Первый ковчег со святыми мощами проследует в Свято-Троицкий кафедральный собор в городе Перми, где будет находиться до 13 октября. Перед мощами в кафедральном соборе 11, 12, 13 октября с 07.00 до 22.00 будут совершаться молебны. Второй ковчег с мощами посетит: 10 октября Белогорский Свято-Николаевский миссионерский мужской монастырь; 11 октября Свято-Никольский храм в городе Кунгуре и Пермский Свято-Троице-Стефанов мужской монастырь; 12 октября храм Успения Божией Матери на Егошихинском кладбище, Всехсвятский храм в городе Перми, Петропавловский собор в городе Перми, Свято-Владимирский храм в Закамске и Богоявленский мужской монастырь в Верхней Курье; 13 октября Бахаревский Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский женский монастырь и Пермский Успенский женский монастырь. 13 октября в 20.00 второй ковчег с мощами будет перенесен в Свято-Троицкий кафедральный собор в городе Перми. Ночью с 13 на 14 октября мощи из Свято-Троицкого кафедрального собора будут доставлены на железнодорожный вокзал Пермь II, после чего на специальном поезде покинут пределы Пермской епархии.

http://pravoslavie.ru/11331.html

В Осетию доставлены частицы мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары Владикавказ, 23 июня 2006 г . Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Русская Зарубежная Церковь) в четверг доставил в Северную Осетию частицы мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, сообщает " Интерфакс-Религия " . Как сообщили «Интерфаксу» во Владикавказской епархии, сначала мощи будут находиться в Покровском храме Владикавказа, а затем их отправят в Богоявленский женский монастырь. После трагедии в Беслане между Ставропольской и Владикавказской епархией и Берлинской епархией РПЦЗ было подписано соглашение о строительстве в Северной Осетии реабилитационного центра для пострадавших от теракта на территории Богоявленского монастыря, куда и будут доставлены мощи. «Мощи преподобномучениц останутся в Северной Осетии на постоянное время», — сообщил благочинный православных церквей республики отец Владимир (Самойленко). На территории бывшей школы в Беслане епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан вместе с архиепископом Марком в четверг днем заложил крест на месте будущего храма. Великая княгиня Елисавета Феодоровна, урожденная принцесса Гессен-Дармштадтская, была внучкой королевы Британии Виктории и родной сестрой последней русской императрицы Александры Федоровны. Основательница Марфо-Мариинской обители, Елисавета Феодоровна погибла мученической смертью. 18 июля 1918 года она вместе с инокиней Варварой была сброшена в шахту под Алапаевском на Урале. Осенью того же года состоялось обретение останков в шахте и их захоронение в Свято-Троицком соборе Алапаевска. Летом следующего года, после наступления Красной армии, останки алапаевских мучеников были перевезены товарным поездом в Читу. В 1920 году гробы с телами Елисаветы Феодоровны и других жертв переправили в Пекин, затем – пароходом в Шанхай, а оттуда – в Порт-Саид. Из Египта мощи поездом доставили в Иерусалим. 21 февраля 1921 года Патриарх Иерусалимский совершил чин погребения Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. 23 июня 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17810.html

Никита Костромской в молении образу Богоявления» (Монастыри Костромской епархии. 2009. С. 10). В композиции «Собор Костромских святых» (2001, костромской иконописец Е. П. Тисов) Н. в монашеском облачении, с покрытой куколем головой изображен 2-м слева во 2-м ряду, между преподобными Авраамием Ростовским и Паисием Галичским. Прп. Никита Костромской. Фрагмент иконы «Преподобномученики Богоявленского мон-ря и прп. Никита Костромской в молении образу Богоявления». Нач. XXI в. (ц. вмч. Никиты и прп. Сергия Радонежского в подклете собора Богоявленского Анастасиина мон-ря) Прп. Никита Костромской. Фрагмент иконы «Преподобномученики Богоявленского мон-ря и прп. Никита Костромской в молении образу Богоявления». Нач. XXI в. (ц. вмч. Никиты и прп. Сергия Радонежского в подклете собора Богоявленского Анастасиина мон-ря) На золотофонной житийной иконе Н. (в основе - кон. XIX - нач. XX в.) по сторонам от центральной фигуры преподобного в нижней части представлено по 2 клейма: слева - «Крещение святого» и «Поставление во иерея», справа - «Преставление святого» и «Погребение святого» (хранится в Богоявленско-Анастасиином монастыре, до 2015 г. располагалась на юж. стене собора над ракой Н.; см.: Акафист прп. Никите Костромскому и житие. 2012. С. 2). В монументальной живописи нач. XXI в. образ Н. введен в роспись Богоявленско-Анастасиина собора: композиция «Собор Костромских святых» расположена на зап. стене юж. нефа четверика собора (Н. изображен в рост, фронтально, в монашеском облачении, в левой руке свиток, правая с благословляющим жестом; он стоит в 1-м ряду в центре справа, рядом с прп. Иаковом Железноборовским; см.: Фрески Богоявленско-Анастасииного мон-ря. 2016. С. 67); образ «Прп. Никита Костромской» написан в четверике собора на вост. грани юго-зап. столба (изображение поясное, прямоличное, куколь опущен на плечи, правой рукой святой указывает на храм, к-рый держит в левой руке (см.: Там же. С. 26; Обитель любви в Костромской земле. 2015. С. 8); еще одна житийная композиция, связанная с основанием Богоявленско-Анастасиина мон-ря, находится на сев.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010