28 марта 1933 года иеродиакон Феодор был арестован. Всего по этому «делу» было арестовано двадцать четыре человека – священнослужителей и мирян. Среди других был арестован и иеромонах Никола (Ширинский-Шихматов). 1 апреля 1933 года следователь допросил иеродиакона Феодора. Побеседовав с ним, он составил протокол ответов на интересующие следствие вопросы. «Я, как бывший дворянин, не имея перспектив, решил посвятить свою жизнь служению культу. Служа в Красной армии в 1927–1928 годах, я ходил в красноармейской одежде в церковь и помогал в богослужении, читая Евангелие, Псалтирь и прочее. После окончания службы в Красной армии я перешел в нелегальный, бывший Петровский, монастырь, который существовал при церкви Сергия на Дмитровке. Мне известно, что в этом монастыре производились тайные постриги в монахи и в монахини. Постригались люди из числа верующих – проверенных ревнителей Церкви. Мне известны два пострига – Прокофьева Григория (Сергия) и Николы, служащего священником в селе Никольском. Кроме тайных постригов, при церкви Сергия на Дмитровке существовал нелегальный монастырь, куда собирались монахи и монашки из разных закрытых монастырей. Количество собирающихся я указать не могу, но предполагаю, что их было более пятидесяти. Нелегальный монастырь, в котором я состоял, был озабочен тем, чтобы подготавливать квалифицированные кадры. Помимо того, что я получал опыт от старых монахов, я старался получить богословское образование. Мне известно, что при нашем нелегальном монастыре существовала нелегальная духовная академия, преподавателями которой были протоиерей Смирнов и профессор Четвериков. У Смирнова лично я прослушал несколько лекций, которые он читал у себя на колокольне». Прочитав написанное следователем, отец Феодор написал: «Содержание данного протокола считаю НЕ соответствующим действительности». Слово «не» отец Феодор написал большими буквами и подчеркнул жирной чертой. На этом допрос был закончен. И сколько впоследствии ни допрашивал его следователь, отец Феодор отказался давать какие бы то ни было показания, о чем следователь вынужден был сделать соответствующую запись. «Не ведают, что творят», – говорил о них впоследствии отец Феодор, жалея их.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Великим трудником старческого делания и благостным его провозвестником был преподобномученик и исповед­ник схиархимандрит Игнатий. Преподобномученик иеромонах Феодор (Богоявленский) декабря 1905/8 января 1906 — †6/19 июля 1943 Прославлен в 2000 г. Память празднуется 6/19 июля (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Иеромонах Феодор. Москва. Около 1939 г. ВОСПОМИНАНИЯ О БРАТЕ (Олег Павлович БогоявленскийИеромонах Феодор) От публикатора. Воспоминания Ольги Павловны Богоявленской 1979) были написаны после 1974 г. (судя по ГОСТу тетради-автографа). В архиве О. А. Кавелиной хранится общая тетрадь в линейку, в которой находится единственный автограф воспоминаний. Они написаны на 53 страницах шариковыми ручками разных цветов (черными и синими). Позднее О. А. Кавелина сделала с автографа машинописную копию, отличающуюся от оригинала незначительной редакторской правкой и дополнениями. Воспоминания (и фотографии отца Феодора из архива О. А. Кавелиной) печатаются впервые по машинописной копии, еще раз сверенной с автографом. Существенные дополнения О. А. Кавелиной помещены в примечания или в квадратные скобки. Адреса цитат из Священного Писания, восполненные нами, отмечены курсивом. Мой старший брат — Олег Павлович Богоявленский — родился в Тегеране 26 декабря 1905 г. (8 января 1906 г. по новому стилю) в семье русского консула в Персии Павла Георгиевича Богоявленского. 29 января 1911 г. по старому стилю наш отец был предательски убит персами при обстоятельствах, аналогичных с судьбой русского писателя А. С. Грибоедова. После трагической смерти отца наша мать, Ольга Петровна Богоявленская (урожденная Нечаева), с тремя малыми детьми выехала в Петербург. Мне, Ольге, автору этих воспоминаний было тогда 4 года, старшему брату Олегу, о котором в основном мое повествование, 6 лет, а младшему брату Юрию всего несколько недель от роду. Конечно, семья убитого русского консула была обеспечена до революции пенсией, достаточной для того, чтобы жить безбедно, хотя отнюдь не роскошно. После же революции все самые необходимые блага были отняты, все сбережения и ценные вещи пропали, и наша семья осталась без всяких средств к существованию.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

8 сентября закончился отведенный законом срок следствия, и следователи испросили у прокурора разрешение на его продление, мотивируя это тем, что " по делу необходимы дополнительные допросы арестованного с целью вскрытия его антисоветской работы и связей " . Затем допросы с применением пыток возобновились. Однако за время, дополнительно отведенное для продолжения следствия, от исповедника так ничего и не удалось добиться. Следствие по делу иеромонаха Феодора продолжалось около двух лет. К февралю 1943 года благодаря его стойкости были освобождены все, кто привлекался по делу вместе с ним и у кого он останавливался, бывая в Москве. В начале июня затянувшееся следствие было закончено, и 26 июня особое совещание при НКВД постановило приговорить иеромонаха Феодора к пяти годам ссылки в Красноярский край. После приговора священника перевели из Саратова в город Балашов . Суровые условия длительного тюремного заключения и пытки сокрушили здоровье священника. Преподобномученик Феодор (Богоявленский) скончался в тюрьме города Балашова 19 июля 1943 года. Место погребения его неизвестно. Причислен Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году к лику новомучеников и исповедников Российских. Молитвословия Тропарь, глас 3 Церкве Русския столпе непоколебимый/благочестия правило,/жития евангельского образе,/преподобномучениче Феодоре,/Христа ради пострадавый даже до крове,/Егоже моли усердно,/яко Начальника и Совершителя спасения,/Русь Святую утвердити в Православии//до скончания века. Кондак, глас тойже Мирскаго мятежа удаливыйся,/добре Богу послужил еси,/во дни же гонений на Церковь Русскую/кровь Твою за Христа пролиял еси/и страданьми твоими землю нашу обагрил еси./Темже молися преподобномучениче Феодоре,/сохранитися ей в православии и благочестии//до скончания века. Использованные материалы Редакция текста от: 05.10.2017 21:38:52 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/12179.html

После этого он уже не сомневался в выборе пути и пошел в патриархию, заявив, что хочет служить и принять священство. Священноначалие направило его иеродиаконом в большое село Амельфино Волоколамского района Московской области в помощь старому протоиерею. Тот был вначале недоволен его появлением и говорил, что ему диакона не нужно, так как в храме мало дохода. Впоследствии он полюбил отца Феодора, как родного сына. Своей кротостью, скромностью и полной нестяжательностью отец Феодор сумел победить недоброжелательное отношение к себе. Священник жил вдвоем с супругой, детей у них не было, он страдал страстью винопития, и дело доходило до запоев. Когда он приходил в храм в неподобном состоянии, отец Феодор кротко уговаривал его прилечь на лавке в алтаре. Затем выходил к народу и говорил: «Братья и сестры, помолитесь, наш батюшка очень заболел, служить не сможет, расходитесь с миром по домам до следующего воскресенья». И так бывало не раз. Затем священник был сослан, а храм закрыт. Отец Феодор почти до самого своего ареста материально поддерживал супругу священника. 12 мая 1937 года отошел ко Господу духовник и наставник отца Феодора архимандрит Никита, служивший в храме села Ивановского неподалеку от Волоколамска. Смерть духовника стала большой потерей для отца Феодора, и он говорил: «Я готов еще раз пережить заключение, лишь бы был жив батюшка». Прихожане храма в селе Ивановском предложили отцу Феодору занять место почившего священника, на что он дал свое согласие. После этого отец Феодор и председатель церковного совета отправились в Москву к архиепископу Сергию (Воскресенскому) с ходатайством о рукоположении иеродиакона Феодора в сан священника ко храму мученика Иоанна Воина в селе Ивановском. Архиепископ Сергий ходатайство удовлетворил, рукоположив иеродиакона Феодора в сан иеромонаха. Рукоположение состоялось в храме апостолов Петра и Павла на Преображенской площади в Москве. Первую свою службу иеромонах Феодор совершил на сороковой день после кончины архимандрита Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Павел Корин. Реквием. Русь уходящая Например, на картине мы видим Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, архимандрита Сергия — духовника Марфо-Мариинской обители. Одним из первых духовных лиц, которые позировали Корину, стал митрополит Трифон (Борис Петрович Туркестанов), который широко почитался народом как подвижник и проповедник. Многие из изображенных были репрессированы во время борьбы с тайными монашескими братствами в Москве в 1920–1930-е годы. Митрополит Трифон (фрагмент) Переименовать картину в «Русь уходящую» Корину предложил Максим Горький и так уберег от различных преследований из-за попыток «воспевания Церкви». Писатель всегда поддерживал молодого художника. Вскоре изменился и замысел картины: теперь главной стала не идея гибели духовной традиции, а мысль о неистребимости Церкви как вечного источника духа. На вопрос, где и как он писал портреты «Реквиема», Корин отвечал: «Ходил по церквам, там и встречал этих людей, приводил к себе и писал». Художник признавался, что «изображал людей убежденных, но фанатиков не изображал». «Мне трудно Вам объяснить, почему я писал это, но все-таки я скажу, что трагедия моих персонажей была моей бедой. Я не смотрел на них со стороны, я жил с ними, и сердце мое обливалось кровью» (из писем Павла Корина В. М. Черкасскому). И хотя Корин называл эти работы «этюдами», по своим художественным свойствам это полноценные портреты. 29 портретов-этюдов для масштабной композиции сегодня хранит Третьяковская галерея. Часть из них можно увидеть на экспозиции: Иеромонах Феодор (Олег Павлович Богоявленский) Преподобномученик Феодор был одним из членов тайной монашеской общины Высоко-Петровского монастыря. В 1933 году его арестовали и приговорили к трем годам исправительно-трудовых работ. Иеродиакон Феодор имел неоконченное высшее образование и в лагере помогал тюремному врачу лечить заключенных. После освобождения он служил в подмосковных храмах, но отказался заниматься доносительством. За это получил запрет жить в Московской области и переселился под Тверь. В июле 1941 года его обвинили в создании «подпольной организации церковников», арестовали и поместили в Бутырскую тюрьму, где допрашивали и пытали, но безуспешно. В 1943 году следствие развалилось и всех привлеченных по этому делу освободили. Сам иеромонах Феодор был осужден на пять лет ссылки и через месяц скончался в тюрьме в Балашове. Место его захоронения неизвестно.

http://pravmir.ru/pavel-korin-rus-uhodya...

После этого он уже не сомневался в выборе пути и пошел в Патриархию, заявив, что хочет служить и принять священство. Он был направлен иеродиаконом в большое село Амельфино Волоколамского района Московской области в помощь старому протоиерею. Однако вскоре пожилой священник был сослан, а храм закрыт. Отец Феодор почти до самого своего ареста материально поддерживал матушку арестованного собрата. 12 мая 1937 года отошел ко Господу духовник и наставник отца Феодора архимандрит Никита (Курочкин) , служивший в храме села Ивановского неподалеку от Волоколамска. Смерть духовника стала большой потерей для иеродиакона, и он говорил: " я готов еще раз пережить заключение, лишь бы был жив батюшка " . Прихожане храма в селе Ивановском предложили отцу Феодору занять место почившего священника, на что он дал свое согласие. После этого он и председатель церковного совета отправились в Москву с ходатайством о рукоположении иеродиакона Феодора в сан священника ко храму мученика Иоанна Воина в селе Ивановском. Ходатайство было удовлетворено. Рукоположение состоялось в храме в честь святых апостолов Петра и Павла на Преображенской площади в Москве. Первую свою службу иеромонах Феодор совершил на сороковой день после кончины архимандрита Никиты. С великой ревностью и самоотверженностью исполнял отец Феодор свои пастырские обязанности. Когда нужно было причастить больного, он отправлялся из дома в любую погоду - в дождь, в сильный мороз и в распутицу, идя по топкой от грязи дороге. Денег за требы он не брал, а когда видел нищету, то сам по мере возможности старался помочь. Своими трудами и милосердием он стяжал любовь всех своих прихожан. В это время власти закрывали храмы, требуя уплаты непосильных налогов. Если священник не мог заплатить, то власти лишали его регистрации, а значит, и возможности служить, а храм закрывали. Так произошло и с иеромонахом Феодором. Он не смог уплатить налог, и храм в селе Ивановском был закрыт. Тогда староста Троицкого храма в селе Язвище , Мария Васильевна, продала корову и лошадь и уплатила налог за священника. Он снова стал служить, но уже в селе Язвище, где незадолго до этого был арестован настоятель храма - протоиерей Владимир Медведюк .

http://drevo-info.ru/articles/12179.html

19 июля Русская Православная Церковь празднует память преподобномученика Феодора (Богоявленского). Родился в 1905 году в Тегеране в семье русского консула в Персии Павла Георгиевича Богоявленского. При крещении наречен Олегом. Его отец был убит персами в 1911 году, мать с тремя детьми перебралась в Санкт-Петербург, где до прихода к власти большевиков жила на пенсию, получаемую от правительства. С 1922 года переехала в Москву, работала в школе преподавательницей музыки. В 1923 году Олег поступил на медицинский факультет Московского университета, но в связи с тяжелой болезнью матери вынужден был уйти с 4-го курса и поступить на работу. В 1927 году мать скончалась, тогда же Олега Богоявленского взяли на военную службу. По возвращении из армии стал прихожанином Высокопетровского монастыря. В 1929 году монастырь закрыли. Монахи перешли служить в храм преподобного Сергия на Большой Дмитровке. В 1930-м году принял монашеский постриг с именем Феодор и был рукоположен в иеродиакона ко храму преподобного Сергия. В 1933 был арестован, приговорен к трем годам заключения и отправлен этапом в Новосибирск. Вернулся из лагеря через три года с рекомендацией продолжить занятия медициной. Советовался с духовником и сестрой. Сестра повторила услышанные ею в молитве слова: «Вземшийся за орало да не зрит вспять». Это совпало и с его желанием. По благословению архиепископа Сергия (Воскресенского) был рукоположен в иеромонаха ко храму в селе Ивановском неподалеку от Волоколамска. В 1940 году от него потребовали уплаты огромного налога, судили и лишили права жить в Москве и Московской области. Уехал в село Завидово Тверской области. Но жил в основном в Москве и под Москвой у своих духовных детей и сестры в Востряково. 22 июля 1941 года был арестован. Зная о предстоящем аресте, успел отслужить молебен перед Казанской иконой Божией Матери, был спокоен и просветлен. На допросах отказался назвать знакомых, у которых жил без прописки, своих духовных детей и людей, с которыми близко общался. Его жестоко избивали. Следствие по делу иеромонаха Феодора продолжалось почти два года. В конце июня 1943 года его приговорили к пяти годам ссылки в Красноярский край и перевели из Саратовской тюрьмы в тюрьму города Балашова Саратовской области для отправки в ссылку. Но за годы тюремного заключения здоровье было окончательно подорвано. Иеромонах Феодор скончался 19 июля 1943 года и был погребен в безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-99-i...

Новомученики и подвижники Высоко-Петровского монастыря на эскизах Павла Корина к «Реквиему» Елена Балашова Александр Невский Наверное, наиболее известная работа Павла Дмитриевича Корина (1892–1967) – триптих «Александр Невский», работу над которым художник завершил в 1943-м году. На центральной его части изображен сам благоверный князь Александр Невский. Этот образ видело большинство российских шестиклассников на обложке учебника по истории России. Многим известно это полотно, но не все знают, что для некоторых его образов художник использовал эскизы, сделанные за 10 лет до этого, в начале 1930-х годов, для картины «Реквием» (название «Русь уходящая» для полотна предложено Максимом Горьким). Так, для образа молодого богатыря на правой части триптиха («Старинный сказ») Корин использовал эскиз «Молодой монах», на котором изображен погибший в заключении именно в 1943-м году бывший клирик Высоко-Петровского монастыря иеромонах Феодор (Богоявленский), ныне прославленный как преподобномученик. Картина «Старинный сказ» и эскиз «Молодой монах», на котором изображен погибший в заключении именно в 1943-м году бывший клирик Высоко-Петровского монастыря иеромонах Феодор (Богоявленский) О самой картине Корина написано уже довольно много. Есть сайт, посвященный творчеству художника, где довольно много внимания уделено «Реквиему» . Замысел написания картины и первые эскизы появились 12 апреля 1925 года, под впечатлением от всенародного прощания со Святейшим Патриархом Тихоном в Донском монастыре, в котором Корин принимал участие. Он хотел собрать на своем полотне людей, внешне и внутренне похожих на тех, которых он видел у гроба Патриарха. Последние эскизы к картине появились в конце 1930-х годов. Однако на большое полотно, подготовленное для этой монументальной работы, эскиз так и не был перенесен. Подготовленный холст размером 551×941 см десятилетия простоял нетронутым в мастерской художника. Павел Корин неоднократно бывал в Высоко-Петровской обители. В то время это был тайный монастырь, где процветало старчество, принесенное сюда из Зосимовой пустыни духовными чадами и продолжателями духовного делания преподобных Германа и Алексия Зосимовских, известных в то время всей России. С 1922 по 1935 год настоятелем монастыря был епископ, с 1934 года – архиепископ Варфоломей (Ремов) , духовный сын зосимовских старцев. Среди запечатленных художником на эскизах к «Реквиему» членов Петровской общины трое пришли в обитель из закрытой в 1923-м году Зосимовой пустыни.

http://pravoslavie.ru/137157.html

Как вспоминает монахиня Игнатия, иеромонах Герман был ближайшим и преданнейшим духовным сыном владыки Варфоломея. “Он был среди братии очень заметной фигурой, так как часто во время службы подходил по делам к Владыке и подолгу задерживался около его кресла. Он был высокого роста, ходил медленно, с раскачкой (из-за больных ног), постоянно держа ту или иную книгу под мышкой; вероятно, он помогал Владыке в делах Академии, — нам, чадам других старцев, не было ничего известно об этом делании Владыки” 44 . Очень скоро он становится одним из Высоко-Петровских духовников и в этом качестве приобретает некоторую известность в среде московских православных. Особая духовная близость связывала его с общинами храмов святителя Николая в Соломенной Сторожке и святителя Митрофания Воронежского в Петровском парке; в этих храмах отец Герман неоднократно служил, а после арестов священников этих храмов (ныне прославленных в лике священномучеников отца Владимира Амбарцумова и отца Владимира Медведюка) в конце 20-х—начале 30-х гг. часть прихожан перешла под его окормление в Высоко-Петровский монастырь. Преподобномученик Герман, как и все Высоко-Петровские отцы, последовательно и без колебаний пребывал под омофором Заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) во исполнение благословения зосимовского старца преподобного Алексия (Соловьева) 45 . В июне 1929 г. был закрыт последний из храмов Высоко-Петровского монастыря — Боголюбский собор. Клир переходит в храм преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке (не сохранился). Здесь духовническая деятельность отцов монастыря, в том числе и отца Германа, достигает своего расцвета. В 1932 г. иеромонах Герман был возведен в сан архимандрита. В январе 1933 г. отец Герман был арестован наряду с другими молодыми постриженниками Высоко-Петровского монастыря, среди которых был, в частности, преподобномученик Феодор (Богоявленский) 46 по групповому делу кружка христианской молодежи. В деле архимандрит Герман проходил как “член контрреволюционной организации христианской молодежи, участник нелегальных собраний” и был обвиняем в “антисоветской агитации”. Приговорен он был к пяти годам лагерей и отбывал срок в Кемеровской области.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Через четыре года отец Георгий впервые был арестован. Во время заключения он старался заботиться о других осужденных, которым оказывал не только духовную, но и простую медицинскую помощь. «Бинты, йод, вазелиновое масло и другое приносили мне при передачах... Вот откуда я бы никогда не хотел уходить, вот бы где с радостью и жизнь свою скончал, вот где я нужен! Тут-то, на воле, каждый может получить утешение — кто в храм сходить, кто причаститься, а ведь там — не так. Там одни скорби, одни скорби...» А один соузник вспоминал: «Небольшая чистая камера в Таганской тюрьме. Посреди нее стоит иеромонах, исполняющий должность санитара. Вереница больных проходит через комнату. Большинство страдает экземой, язвами на ногах... Отец Георгий... как милосердный самарянин, обмывает гнойные раны». Настоятель Свято-Данилова монастыря сидел в тюрьме вместе с отцом Георгием, но был освобожден чуть раньше, и по его рекомендации отец Георгий по освобождении поселился при монастыре святого Даниила. Шесть лет преподобноисповедник духовно руководил всеми, кто приходил к нему со своими нуждами и бедами. В 1928 году последовал новый арест, обвинения в антисоветской деятельности и ссылка в Казахстан. В новом для себя климате старец тяжело заболел — но только в практически безнадежном состоянии получил разрешение вернуться в Россию. Лечиться в Москве власти не разрешили, и тогда отец Георгий поселился и стал ждать кончины в Нижнем Новгороде. 4 июля 1932 года, после беседы с приехавшими из Москвы своими духовными детьми, он причастился и тихо отошел в иной мир. Преподобномученик Феодор (Богоявленский) — 19 июля Святой Феодор, в крещении Олег, был сыном русского консула в Тегеране, убитого персами в 1911 году. Молодого человека после смерти матери в 1927 году взяли на военную службу. Во время военной службы Олег не скрывал, что он христианин, и даже однажды попал за это на гауптвахту — нельзя же красноармейцу «пятнать честь мундира» присутствием на богослужении... Но отвратить Олега от веры не удалось. После окончания срока службы недолго побыв простым прихожанином Высокопетровского монастыря в Москве, в 1930 году он принимает монашеский постриг с именем Феодор.

http://foma.ru/datyi-iyulya.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010