В 1986 г. в Никольской башне освящена церковь во имя преподобномученика Корнилия, а через 9 лет на Святой горе появился храм из дерева во имя Псково-Печерских преподобных. Осенью 1995 г. ушел в отставку архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов), обвинённый СМИ за размещение в монастырских пещерах гроба с прахом одного из глав Великолукской ОПГ Николая Гавриленкова. Современное состояние [ править править код ] Прежде знакомства со всем, что тут имеется, надо знать, что ближние пещеры и Сретенская церковь все время открыты (кроме ночи). Войти в дальние Богом зданные пещеры можно только по предварительной записи. В Успенскую церковь и Михайловский собор можно попасть лишь во время богослужений. Богом зданные пещеры [ править править код ] Являет собою ближние и дальние пещеры. Длина ближних (где находятся мощи прп. Марка, Ионы, Лазаря (с веригами) и прп. Вассы) – порядка 15 м. За ними – дальние (200 м длиной, тут 7 подземных галерей-улиц, пещерный Воскресенский храм и кануном), являющиеся кладбищем обители (до 10 тыс.человек похоронены тут), где хоронят и благочестивых людей, и священство (с кануном покоятся старцы Псково-Печерского монастыря включая и архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . А среди мирских тут покоятся предки А. Пушкина, М. Кутузова, М. Мусоргского и пр. В пещерах нет запаха тления тел усопших. Подробнее... Храмы [ править править код ] Успенский пещерный и Покровский Успенский пещерный храм – главный и самый древний в обители. Его выкопал о. Иоанн (в постриге – Иона), освятил в 1473 г. Здесь есть лишь передний фасад. Церковь в 1523 г. обновили и расширили, устроив придел в честь прпп. Антония и Феодосия. В храме находится чудотворный образ Успения Божией Матери в житии, чтимые списки чудотворной иконы «Умиления», рака и мощи преподобномученика Корнилия, икона Николая чудотворца в житии). В 1758-1759 гг. над церковью был построен храм во имя Покрова (куда входят из дальних пещер). У обоих храмов общий фасад. Над ними в 19 ст. были возведены купола в стиле украинского барокко, напоминающие чем-то главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

http://azbyka.ru/palomnik/Псково-Печерск...

«Дорогой старец, всечестнейший и досточтимейший отец Архимандрит Павел, благослови! Рад и утешен твоим письмом и поздравлением. Спаси Господи! и паки – Спаси Господи! Живу по милости Божией. Избёнка покрыта и одежонка пошита. В Лавре я не был давно. И прямо скажу: охоты нет. Все новые и люди, и порядки. Всё натянуто, надуто, чопорно. Так потихоньку живу, служу. Молись о мне. Целую братски недостойный Архим. Алексий. P. S. Кланяюсь Мари и Николаю Хлебному» Архимандрит Алексий (Казаков) умер раньше о. Павла, в 1988 году, похоронен где-то на своем приходе. Потому-то так часто повторял отец Павел: «Я – последний. ..», что не только пришлось ему поминать всех усопших друзей и близких своих, быть свидетелем целого века, но постепенно он действительно оставался почти единственным носителем старого православного духа – духа удивительного, теплого, совсем домашнего. Одна из самых характерных особенностей отца Павла – где бы он ни был, всегда первым делом своим считал отдать долг памяти «прежде усопшим отцам и братиям нашим» – служил молебны и панихиды на могилах как прославленных, так и безвестных подвижников благочестия. Всегда был неутомимым паломником, молитвенником и исследователем одновременно. «Был и молился в Псково-Печерской обители 24 июля 1959 года, – сделана запись в батюшкином дневнике, – Исповедывался у иеросхимонаха Симеона. Участвовал за Богослужением. Священник Павел Груздев». Несколько дней живет он в монастыре, изучая его историю и святыни. Многое связывает Псково-Печерскую обитель с древним Великим Новгородом и с родной мологской землей. Отец Павел переписал от руки Акафист и службу преподобному Корнилию, Псково-Печерскому чудотворцу, замученному царем Иоанном Грозным в 1570-м году, когда после казни Великого Новгорода царь двинулся на Псков. «Сей Акафист и служба преподобному Корнилию списаны в Псково-Печерском монастыре 26 июля 1959 года, – отмечено в дневнике о. Павла. – Списал многогрешный и недостойный священник Павел Александрович Груздев. Молитвами святого преподобномученика Корнилия помилуй нас, Господи!»

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

И святых на 8: Катавасия: О тверзу уста моя. Канон святых Псково-Печерских Глас 2 Припев: В си святии Псково-Печерстии, молите Бога о нас. Песнь 1 Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила; воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть, препрославленный Господь, славно бо прославися. Светло совершаем настоящее ваше торжество и достойно почитаем вас, отцы пречестнии, преподобнии Псково-Печерстии: Марко, Ионо, Корнилие, мати Вассо, Вассиане и Дорофее, Богу угодившия и на небесех со всеми святыми прославленнии. Ничтоже возлюбив на земли сей паче Зиждителя, прияли есте труды и подвиги любве ради Христовы. Темже и сподобилися есте наследия праведных, моляще Христа о нас, почитающих память вашу. Приидите, инок множества, приидите, духовное сословие и людие вернии, составим лик празднующих; днесь духовная наша трапеза, днесь нам небесное радование, совершающим святую память отец наших. Богородичен: Праведно есть хвалити Тя, мира Владычицу, яко и сему месту удельному даровала еси Небес велелепие; зде бо и храмы Ти создашася краснии, зде бо и иконы Твои чудес исполняхуся. Мы же, веселящеся, прославляем Тя, Матерь щедрот, подающую мир обители сей и велию милость. Песнь 3 Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь , пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце. Притецем ныне, вернии, первонасельника Печерскаго Марка воспоим велегласно и о благочестнем Ионе благодарне возрадуемся, яко бо их молитвами смиренными и во тьме земной пещер Богозданных излияся благодати небесныя светолитие Трисиянное. Киими песньми священными воспрославим и тя, преподобная Вассо, яко мира сего прелести всея возгнушавшися, возжелала еси образа иноческаго, да едино ти Христу послужити; темже и венец земный брачный на небесныя славы венец пременила еси. Кую ти достойную похвалу принесем, преподобномучениче Корнилие, аще, яко и прежде был еси нам игумен премудрый, такожде и днесь умудряеши сердца наша добре, направляюще нас ко спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поступив в Печерский монастырь, он так успешно подвизался в трудах и молитвах, что уже в 1529 году, всего лишь на 28-м году жизни, после кончины игумена Герасима был возведен в игуменский сан и принял на себя руководство обителью. Преподобномученик Корнилий явил собой один из самых замечательных примеров иночества Древней Святой Руси. Преисполненный необыкновенной энергии и живого творческого ума, он в то же время был и человеком самых строгих нравственных правил. Именно в период настоятельства этой выдающейся личности Псково-Печерский монастырь оказался поставлен во всех отношениях выше многих других монастырей Руси. Игумен Корнилий заботился в первую очередь о духовно-нравственной чистоте братии, ибо главной своей целью он ставил спасение души каждого из подначальных ему иноков, для чего, собственно, и существует любая обитель. Требуя от своих иноков ревностного исполнения монастырского устава, смиренного послушания, труда, поста и молитвы, Корнилий и сам первым неукоснительно следовал этим спасительным монашеским правилам, считая монастырь прежде всего ни с чем не сравнимым училищем благочестия. Как отметил один из историков: «Преподобномученик Корнилий принадлежал, как и Феодосий Киево- Печерский, к людям, которые одарены огромной энергией не только тела, но и духа. Их жизнь поэтому может служить образцом деятельной любви к Богу и человеку». Как известно, такие иноки не могут быть только созерцателями; они всегда ищут любой возможности так или иначе помочь окружающим – в частности, именно подобные деятельные монахи, эти подлинные воины Христовы, особенно бывают способны к подвигу миссионерства, к распространению христианской веры. Именно они во многом и представляют собой тот идеальный образ иночества, о котором писал еще в свое время мудрый Максим Грек : «Истинный монах тот, кто исполняет заповеди Христовы и прежде всего заботится о спасении своих ближних». Слова эти с полным правом могут быть отнесены и к преподобномученику Корнилию, укреплявшему не только души подначальных ему иноков, но и просвещавшему святым крещением прилегавшие к Печерской обители поселения местной народности сету (жителей Южной Эстонии), или чуди; для них он строил храмы, которые и снабжал необходимыми иконами и богослужебными книгами. Причем известно, что порой он сам же и писал иконы для этих новопостроенных церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С 1 по 4 марта в городе Печоры Псковской области прошли XVIII Корнилиевские образовательные чтения 9 марта 2006 г. 14:23 В Псковской области в Печорах с 1 по 4 марта прошли Православные чтения, приуроченные памяти Преподобномученика Корнилия (+1570 г.), память которого почитается Церковью 5 марта (20 февраля ст. ст.). Чтения проходили на тему «Современное образование и основы семейного воспитания». Святой Корнилий является первым игуменом мужского Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Он сподобился мученического венца, а в жизни своей совершил многочисленные подвиги. Тропарь Преподобномученику гласит, что святой Корнилий «подвигом добрым подвизася, чудную Богоматерь славя, иноверныя просвещая, иноков и премногия люди спасая, обитель же свою дивно украшая и ограждая». Псково-Печерский монастырь, где подвизался Преподобномученик, традиционно является не только военным форпостом, но и духовным просветительским центром Северо-Запада России, сегодня монастырь продолжает древние традиции просветительской деятельности его основателей. Корнилиевские чтения уже в восьмой раз проводятся по инициативе монастыря. Чтения начались 2 марта с молебна Преподобномученику в храме Архистратига Михаила. А завершились в день, когда Церковь чтит его память торжественным богослужением и крестным ходом с мощами святого Корнилия. Чтения проводятся по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия катехизаторами  монастыря, а также Псковской, Печорской администрацией, Государственным управлением образования и науки Псковской области, педагогами гимназии города Печоры. Участники Корнилиевских чтений, прибывшие из Москвы, Петербурга, Новгорода, Островского, Великолукского, Пыталовского районов Псковской области, увидели итог кропотливой и сложной совместной работы педагогов, духовенства и властей. Нужно отметить, что чтения достаточно активно освещались областными СМИ. Евангельская тема о необходимости единства и невозможности устоять царству, расколовшемуся в себе, лейтмотивом звучала на чтениях. Говорилось о необходимости единства представителей государственной власти и Церкви, школы и Церкви. История существования Псково-Печерской обители является свидетельством такого союза в истории Российского государства.

http://patriarchia.ru/db/text/87661.html

Строя церковь святителя Николая ратного, Корнилий призывал скоропослушливого молитвенника на охранение обители. И не мнил он, что придет время, и его самого позовут на этот же подвиг. Башня, построенная им, стала церковью, и престол во имя преподобномученика Корнилия стал десятым Божиим престолом в обители уже в XX веке. В освящении этой церкви участвовали и мы с вами в 1986 году, в преддверии великого торжества Русской Церкви - 1000-летия Крещения Руси. Особой жизнью живет Церковь в мире. Над славой Божией не властно ни время земное, ни вражьи силы. Труды, и поты, и кровь, пролитые в XVI веке, проросли в XX веке церковью Божией. Сорок один год игуменствовал преподобномученик Корнилий, четыре столетия молитвой незримо присутствовал в жизни обители, а сколько веков стоять ему на страже обители до архангеловой трубы - ведомо лишь Богу. Вместе со святым игуменом трудился в обители сподвижник и друг преподобномученика Корнилия старец Вассиан - муж ученый. Какими подвигами испросил и он у Бога для себя венец мученический, неведомо. Кратко о нем воспоминание в летописи. Явно же нам то, что подвигом жизни своей стал он неразлучен со святым игуменом и в вечности, приняв мученическую кончину 20 февраля 1570 года, в один день с преподобномучеником Корнилием. Воспитался в Псково-Печерском монастыре преподобный Дорофей. Будучи в 1615 году уже схимником, он вышел из обители по зову Божию, чтобы на новом месте, на земле Ярославской, посеять драгоценное семя истинной духовности, полученное им в родном монастыре, и основать новый монастырь - Югско-Дорофеевскую обитель - духовное чадо Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря. Господь же прославил Дорофея Югского преподобием как плод Псково-Печерской обители. Преподобный иеросхимонах Лазарь прозорливый постригся в монашество в Псково-Печерском монастыре в 1785 году и подвизался в нем безвыходно до самой своей кончины. Строго подвижническая жизнь старца под покровом смирения вполне известна только Богу, но дар прозорливости он не мог скрыть и от людей. Слава Божия выражалась во всей жизни преподобного Лазаря. И угас он на девяносто первом году жизни, в 1824 году, с " упованием, исполненным бессмертия " .

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/23/...

Скачать epub pdf 2.07 (переходящая) Служба Собору Псково-Печерских святых В Неделю 4-ю по Пятидесятнице В субботу вечера, на малей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры воскресны на 4, глас 3. Слава, святых, глас 6. Подобен: В се отложивше: Приидите, Христолюбивых людей множество, пресвятый собор преподобных восхвалим днесь, иже во обители Псково-Печерстей подвиги мноземи угодиша Христу Богу, чудную Богоматерь славяще и в молитвах Ю присно призывающе. Темже и ныне я, всеблаженныя, величаем. И ныне, Богородичен воскресен малыя вечерни, глас 3: П ревелие чудо: На стиховне едина стихира воскресна, глас тойже: С трастию Твоею Христе: И стихиры подобны святых на 3: Стихиры святых на стиховне, глас 2. Подобен: Е гда от древа: Приидите, монашеское сословие, любовию воспоим святых собор, иже во обители Пречистыя Псково-Печерстей житием своим равноангельным, верою же и труды смиренными и Божественными дарованьми улучиша у Христа Бога спасения блага вечная. Того ради и похвалим я достойно. Стих: Ч естна пред Господем смерть преподобных Его. Ублажим днесь лик Богоносный, преподобныя Марка, Иону и Вассу, матерь нашу, иже страну Псковскую благодатию напаявше, учением Христовым вся люди просвещаша, и Крест спасительный, яко древо жизни вечныя, в дебри Псково-Печерстей утвердивше, освятиша место сие труды и молитвами своими. Темже и Дом Пречистыя, яко рай чуден, зде явиша нам. Стих: Б лажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Похвалим песньми честными светоносный лик отец наших: преподобномученик двоицу Корнилия и Вассиана, яко содруги быша даже и до смерти, и Дорофея, иже образом Пречистыя Печерским на стране далече Ярославстей люди освяти; почтим и Лазаря праведна, благодати таинника. ихже и молитвами святыми спаси, Христе, души наша. Слава, святых, глас 1, Подобен: Н ебесных чинов: Земли Псковския радование, обители Печерския крепкое предстательство, соборе святых дивный, ныне к вам вси прибегающе, молитвы приносим теплыя и любовию чтим память вашу. И ныне, Богородичен, глас тойже: С е исполнися Исаиино проречение:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь. Неизвестная часовня. Водосвятная часовня Часовня. Действует.   Год постройки:1911. Адрес: Россия, Псковская область, г. Печоры, Международная, 5 Координаты: 57.809843, 27.615171 Проезд:На территории Успенского Псково-Печерского монастыря Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Почти в самом центре монастырского ансамбля над артезианским колодцем в 1911 году построена часовня, украшенная изображениями русских святых. Ежедневно с ранней весны и до поздней осени здесь совершаются панихиды. Неподалеку от часовни - другой монастырский колодец, издавна почитаемый паломниками и названный ими в честь преподобномученика Корнилия “корнильевским”. Из него берут воду для водосвятных молебнов. http://drevo-info.ru/articles/2951.html Около Благовещенского храма монастырского ансамбля Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, находится Водосвятная часовня над артезианским колодцем. Она построена в псевдорусском стиле из красного кирпича. В честь кого она освящена, не понятно. В одних источниках и на карте указано, что в честь Александра Невского, в других - в честь иконы Божией Матери Живоносный источник. Скважину артезианского колодца пробурили в 1910 году, его глубина составляет 55 саженей (116 метров). В 1911 году от него по всему монастырю был проведен водопровод. По периметру карниза часовни вьется надпись золотом, сообщающая, что устроен он с участием благотворительницы Е.А. Россинской в 1911 году. По периметру часовни, в арках, внешние стены часовни украшены фресками с изображениями Господа Вседержителя, святых равноапостольных Ольги и Владимира, страстотерпцев Бориса и Глеба. Внутри храм украшен изображениями Богородицы, архангелов Михаила и Гавриила. Прямо под Богородицей, из черно-мраморного креста, текут тонкие струйки святой воды. В православной традиции Богоматерь называют Живоносный Источник, прославляют ее как Источник жизни, ибо от Нее родился Христос — Путь, Истина и Жизнь. Ежедневно с ранней весны и до поздней осени здесь совершаются панихиды. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=42728

Перевод: В смирении скрыв княжеское достоинство, Богомудрая Елисавета, особым служением Марфы и Марии ты почтила Христа. Милосердием, терпением и любовью себя предочистив, как жертва праведная ты принесла себя Богу. Мы же, почитая добродетельное житие и мучения твои, как истинную наставницу усердно просим тебя: «Святая мученица великая княгиня Елизавета, моли Христа Бога о спасении и просвещении душ наших». Иосифу, Сергию, Антонию, Варлааму, Иову и Петру Раифским, глас 4 Православия неложнии ревнители и зловредных ересей обличители,/пустыни Раифския новомученицы святии,/пред богоборцы Христа исповедали есте./Пред Престолом Божиим с преподобными отцами ныне предстоя,/молите Христа Бога спастися душам нашим. Корнилию Псково-Печерскому, глас 6 Псково-Печерская обитель,/издревле славная чудесы иконы Богоматерни,/многия иноки Богови воспита,/тамо и преподобный Корнилий/подвигом добрым подвизася,/чудную Богоматерь славя,/иноверныя просвещая,/иноки и многия люди спасая,/обитель же свою дивно украшая и ограждая./Тамо и мученичества венец/по многих летех пастырства своего доблестне прият./Темже воспоим, людие,/Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим,/яко дарова нам преподобномученика славна//и молитвенника о душах наших достоблаженна. Перевод: Псково-Печерская обитель, издревле славная чудесами иконы Богоматери, множество монахов Богу воспитала, там и преподобный Корнилий подвигом добрым подвизался, чудесную Богоматерь прославляя, иноверцев просвещая, монахов и многих людей спасая, обитель же свою прекрасно украшая и защищая. Там и мученический венец после многих лет пастырства твоего доблестно принял ты. Потому воспоем, люди, Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, как даровавших нам славного преподобномученика и молитвенника о душах наших достойного блаженства. Макарию Каневскому, архим. Овручскому, Переяславскому чдтв., глас 4 Христу, нас ради с Небес сошедшему,/последовал еси в подвизех твоих,/Макарие, отче наш./Егоже моли о нас, ублажающих тя,/прощение прегрешений даровати нам,/любовию же и смирением сердца наша озарити//и спасти души наша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-vel...

Преподобный Корнилий расширил и украсил монастырь, прокопал далее монастырские пещеры, перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор, а на ее месте в 1541 году поставил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1559 году построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Печерская обитель, возникшая на границе Русского государства, была не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России. В 1558-1565 годах преподобный Корнилий воздвиг вокруг монастыря массивную каменную стену, а над Святыми воротами по собственному проекту построил каменную церковь во имя Святителя Николая, поручив ему охрану обители. В храме был поставлен деревянный скульптурный образ " Николы Ратного " . О мученической кончине преподобного Корнилия в летописи, составленной иеродиаконом Питиримом, записано: " Сей достоблаженный игумен Корнилий... на игуменстве 41 год и 2 месяца поживе; он постническим и святым житием не точию мнихом бе образ ко спасению... во время же бывших потом на земли России мятежей много злая пострада и, наконец, от тленнаго сего жития земным царем предпослан к Небесному Царю в вечное жилище, в лето 1570, февраля в 20-й день, на 69 году от рождения своего " . (Эта же дата стоит и на керамической пластине - керамиде, закрывавшей устье первоначальной гробницы преподобного Корнилия.) В древней рукописи Троице-Сергиевой Лавры написано, что, когда игумен Корнилий вышел за монастырские ворота с крестом на встречу царя, разгневанный ложным наветом Иоанн своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения, названа " Кровавым путем " . Свидетельством раскаяния царя служат щедрые пожертвования Псково-Печерскому монастырю, сделанные им после кончины преподобного Корнилия. Имя игумена Корнилия было вписано и в царский синодик. Тело преподобномученика Корнилия было положено в стене " Богом зданной пещеры " , где пребывало 120 лет невредимо. В 1690 году митрополитом Псковским и Изборским Маркеллом мощи были перенесены из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлены в новом гробе в стене.

http://patriarchia.ru/db/text/909327.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010