Цвет образованных русских людей высоко чтил св. Корнилия и любил у него собираться. Среди них был друг князя Андрея Курбского — Муромцев, принявший постриг с именем Вассиан. Впрочем, когда Курбский изменил и перешел на сторону Литвы, св. Корнилий и Муромцев прекратили с ним переписку. Преподобномученик Корнилий составил летопись своего монастыря и другие труды, не дошедшие до нас. Есть сведения, что в одном из них он обличал Грозного за его жестокости. Он занимался миссионерской деятельностью среди местного населения и много помогал ему во время войны с тевтонскими рыцарями. Во время осады русскими Нарвы пьяные немцы бросили в огонь икону Божией Матери. Пламя немедленно сильно вспыхнуло, разгорелся пожар, и русские взяли город. А святая икона и икона святителя Николая были найдены невредимыми под развалинами. Осаждавшим город Феллин (Ливония) св. Корнилий послал святую воду, и, когда ее принесли, в городе вспыхнул пожар, и русские его взяли. В 1570 г. царь Иоанн Грозный, разгромив Новгород, прибыл в Псков (см. 28 февр. — житие св. Николая Салоса; 8 мая — житие прп. Арсения). Преподобномученик Корнилий был среди встречавшего его духовенства. Город царь пощадил, но, прибыв в Псково-Печерский монастырь, он у самых Святых Врат поразил своим жезлом св. Корнилия. Иноки немедленно подняли его и отнесли в пещеру, где он и был погребен. А путь от Святых Врат до пещеры, весь залитый кровью, называется до наших дней Кровавым Путем. Убит был и ученик его, инок Вассиан Муромцев. Преподобномученику Корнилию было тогда 69 лет. Святые мощи его почивают в открытой раке. В 1581 г., во время осады Пскова Стефаном Баторием, инок Дорофей видел на воздухе св. Антония Киево-Печерского, св. равноапостольного князя Владимира, свв. Псковских угодников — князей Всеволода и Довмонта и блаженного Николая Салоса, умолявших Пресвятую Богородицу за осажденный город. Стефан Баторий был вынужден снять осаду и отступить. Икона, на которой изображено это явление, называется Псково-Печерской. • Спасо-Мирожский монастырь находится в черте совр. Пскова. Псково-Печерский монастырь, в котором был настоятелем в течение 41 года прмч. Корнилий, действует на ниве церковного служения до сих пор (Псковская епархия).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Митрополит Псковский Евсевий совершил отпевание духовника Псково-Печерского монастыря архимандрита Адриана (Кирсанова) 3 мая 2018 г. 11:57 30 апреля 2018 года митрополит Псковский и Порховский Евсевий совершил в  Псково-Печерском Успенском мужском монастыре  Божественную литургию и чин отпевания духовника обители  архимандрита Адриана (Кирсанова) . Митрополит Евсевий прибыл в Псково-Печерский монастырь накануне вечером. Архипастыря встречали епископ Армавирский и Лабинский Игнатий , наместник обители архимандрит Тихон (Секретарев) с братией. В Успенском храме владыка приложился к чудотворной иконе Успения Пресвятой Богородицы, поклонился честным мощам преподобномученика Корнилия Псково-Печерского и другим святыням обители. На следующий день в Сретенском храме монастыря, где пребывал гроб с телом почившего архимандрита Адриана, митрополит Евсевий возглавил Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Новгородский и Старорусский Лев , епископ Армавирский и Лабинский Игнатий, наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря   епископ Егорьевский Тихон , епископ Гдовский Фома , архимандрит Тихон (Секретарев), наместники монастырей, духовенство Псковской митрополии , гости обители в священном сане. Богослужебные песнопения исполнили братский хор Псково-Печерской обители под управлением инока Олега (Гладышева) и любительский хор монастыря под управлением Ивана Секретарева. По окончании Литургии гроб с телом почившего был перенесен на Успенскую площадь обители, где митрополит Евсевий обратился к верующим с архипастырским словом. Затем владыка Евсевий совершил чин отпевания новопреставленного архимандрита Адриана. По окончании отпевания гроб с телом почившего был пронесен крестным ходом по Успенской площади Псково-Печерской обители в «Богом зданную пещеру». Все участники похорон были приглашены на поминальную трапезу. Архимандрит Адриан (Кирсанов) родился 17 марта 1922 года в Курской губернии. В миру работал в горячем цеху на оборонном заводе. Ветеран Великой Отечественной войны. По окончании войны по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена принял постриг в Троице-Сергиевой лавре . В 1953 году принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, где прослужил до 1975 года. С 1975 года подвизался в Псково-Печерском монастыре. В обители отец Адриан прошел путь от простого священника до архимандрита. Архимандрита Адриана называли утешительным батюшкой и любили за особую силу молитвы. К нему многие обращались за советом и утешением. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5188840.ht...

Митрополит Евсевий совершил в Псково-Печерском монастыре Литургию и чин отпевания архим. Адриана (Кирсанова) Печоры, 2 мая 2018 г.      30 апреля 2018 года митрополит Псковский и Порховский Евсевий возглавил в Свято-Успенском Псково-Печерском мужском монастыре Божественную литургию и чин отпевания архимандрита Адриана (Кирсанова). В Псково-Печерскую обитель владыка митрополит прибыл накануне вечером. Архипастыря встречал наместник монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) с братией и епископ Армавирский и Лабинский Игнатий. В Успенском храме обители Владыка приложился к чудотворной иконе Успения Пресвятой Богородицы, поклонился святым мощам преподобномученика Корнилия Псково-Печерского и другим святыням обители. На следующий день в Сретенском храме обители, где пребывал гроб с телом почившего архимандрита Адриана, митрополит Евсевий возглавил Божественную литургию, сообщает Синодальный отдел по монастырям и монашеству .      Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Новгородский и Старорусский Лев, епископ Армавирский и Лабинский Игнатий, наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря Москвы епископ Егорьевский Тихон; епископ Гдовский Фома, викарий Псковской митрополии; наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), наместники монастырей, благочинные церковных округов, настоятели и клирики храмов митрополии, а также священнослужители Русской Церкви, собравшиеся в этот день проститься с дорогим их сердцу архимандритом Адрианом. Своим пением богослужение украсили братский хор Псково-Печерской обители под управлением инока Олега (Гладышева) и любительский хор монастыря под управлением Ивана Секретарева. Многочисленные верующие со всех концов страны прибыли в этот день в Псково-Печерский монастырь, чтобы проводить в последний путь своего духовника и старца архимандрита Адриана (Кирсанова).      По окончании Литургии гроб с телом почившего был перенесен на Успенскую площадь обители, где духовенство и архипастыри во главе с митрополитом Евсевием совершили чин отпевания новопреставленного старца.

http://pravoslavie.ru/112665.html

12 марта 2013 года Старый Изборск. Освящение часовни в честь Державной иконы Божией Матери. 6 сентября 2012 года Высокопреосвященнейший Евсевий Митрополит Псковский и Великолукский, министр культуры РФ В.Р. Мединский, губернатор Псковской области А.А. Турчак в Старом Изборске. 6 сентября 2012 года Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрит, у Рождественского вертепа. 8 января 2013 года Божественная Литургия в часовне св. Петра и Февронии. 1 января 2013 года Поздравление с Рождеством Христовым тружеников Псково-Печерского монастыря. 11 января 2013 года Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрит, на Богослужении в праздник Сретения Господня. 15 февраля 2013 года Служение молебна в День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 1 февраля 2013 года 15е Корнилиевские Православные общеобразовательные чтения. 28 февраля 2013 года Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрит, служит Божественную Литургию в праздник Державной иконы Божией Матери. 15 марта 2013 года Заупокойная Лития в Михайловском соборе по воинам-героям 6й роты. 2 марта 2013 года Крестный ход в праздник преподобномученика Корнилия, Игумена Псково-Печерского. 5 марта 2013 года Чтение великого Покаянного канона святого Андрея Критского в Михайловском соборе. 18 марта 2013 года Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрит, служит Божественную Литургию в Михайловском соборе в 20-летний Юбилей служения на Псковской кафедре. 31 марта 2013 года Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). 19 апреля 2013 года Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Каждение Святой Плащаницы. 3 мая 2013 года

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

«Божие благословение людям. Псково-Печерская обитель и традиции старчества» 04.09.2023 10:09:20 Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. Статья опубликована в «Журнале Московской Патриархии» ( 8, 2023 , PDF-bepcuя ). Сохраняя традиции Святой Руси Традиция старческого окормления всегда бережно сохранялась в Псково-Печерском монастыре. В XV-XVII столетиях в обители подвизались преподобные Марк, Иона, Васса, Вассиан, Дорофей Югский, преподобномученик Корнилий. Здесь преподобный иеросхимонах Лазарь Прозорливый принял постриг в 1785 году и пребывал безвыходно до самой кончины. Это был замечательный аскет, делатель Иисусовой молитвы, получивший (по образу евангельского Лазаря, друга Христова) таинственный опыт временной кончины, за которой последовало его возвращение к жизни. С XVI по XX столетие Псково-Печерский монастырь неизменно пребывал надежным военным и духовным оплотом Древней Руси, а также России нового и новейшего времени — на ее северо-западных рубежах. В качестве «государевой крепости» обитель выдержала с середины XVI по начало XVIII столетия целый ряд вражеских осад и нападений. В эпоху польской интервенции, шведской экспансии, в годы революции, в период Гражданской и Великой Отечественной войн Псково-Печерский монастырь был защитником для проживавших в этих краях православных русских и эстонцев, одновременно способствуя сохранению чистоты православной веры. В Средневековье Печерская обитель являлась одним из значимых центров иконописи, книжности, летописания. Монастырь был и важнейшим миссионерским центром: силами насельников — в первую очередь преподобномученика Корнилия и его учеников — полиэтническое население окружавших обитель территорий оказалось обращено в Православие. Монастырь объединил вокруг себя и русское население Псковской земли и Печорского края, являясь хранителем и проповедником Христовой истины, осуществляя духовное окормление верующих. Когда эти места находились в составе Эстонского государства (1920-1940), Псково-­Печерский монастырь бережно сохранял и приумножал те традиции Святой Руси, что в тот же самый исторический период — в годы развернувшихся в СССР атеистических репрессий — уничтожались советской властью.

http://radonezh.ru/2023/09/04/bozhie-bla...

V Корнилиевские чтения: дискуссии и выводы 27 февраля — 1 марта в городе Печеры Псковской области состоялись ставшие уже традиционными Православные образовательные Чтения, посвященные памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского. Уже в пятый раз они проводятся по благословению епископа Псковского и Великолукского Евсевия Свято-Успенским Псково-Печерским мужским монастырем в сотрудничестве с Печорским Православным педагогическим обществом и Печерским районным отделом образования. В этом году на Корнилиевские чтения, посвященные теме «Православная культура и современная школа», собралось более ста пятидесяти педагогов, ученых, психологов из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Пскова и Псковской области, города Печеры и Печерского района. Начало работы было положено молебном преподобномученику Корнилию, совершенном в Михайло-Архангельском соборе Псково-Печерской обители наместником — архимандритом Тихоном (Секретаревым), который приветствовал участников Чтений от имени архиепископа Евсевия. Пленарные и секционные заседания проходили в Печерской городской гимназии, учителя которой являются активистами Печерского Православного педагогического общества. Ко времени проведения Чтений вышел в свет восьмой номер издаваемого этим обществом иллюстрированного журнала «Глагол» . В отдельном классе — кабинете духовной культуры Печерской гимназии, — вниманию гостей была представлена современная история монастыря в фотографиях, созданных известными московскими фотохудожниками — священником Иоанном Сиротой, Виктором Корнюшиным, а также насельником монастыря иеромонахом Августином (Заярным). В ходе первого пленарного заседания прозвучало сообщение архимандрита Тихона (Секретарева) о предстоящей 1 апреля 2003 года канонизации насельника Псково-Печерской обители иеросхимонаха Симеона (Желнина). Шестьдесят четыре года подвизался он в монастыре, более тридцати лет нес послушание духовника братии и паломников. Господь наградил своего избранника долголетием — старец Симеон почил о Господе 18 января 1960 года на 92 году жизни. Его имя окружено благоговейным почитанием, в монастыре хранится немало свидетельств о благодатной помощи, полученной его духовными чадами по молитвам подвижника. Как подчеркнул архимандрит Тихон, многое духовно роднит старца Симеона с Серафимом Саровским, которого он очень чтил, именно поэтому, несомненно, промыслительно, что его прославление совершается в год столетия канонизации преподобного Серафима. «По образу и подобию» - так был озаглавлен доклад духовника Псково-Печерского монастыря архимандрита Тавриона, затронувшего многие аспекты христианской антропологии. Главный вывод, сделанный отцом Таврионом: целью человеческой жизни является достижение Богоподобия, из этого и должны исходить педагоги в своей работе.

http://pravoslavie.ru/13.html

Полтора года назад, позапрошлым летом, произошел этот случай в Псково-Печерском монастыре. Несколько лет назад, еще задолго до этого случая, ко мне и в Москве, и когда я был в поездках в Китае, подошел один китаец – довольно высокопоставленный в Китае человек. Подошел потому, что прочел книгу «Несвятые святые» на китайском языке. Он сказал, что ищет Бога, стремится к Нему, но живет как все, скажем так. И сказал еще, что очень-очень хочет понять, что это за Бог, Которого исповедуют православные христиане. Позапрошлым летом был Экономический форум в Санкт-Петербурге, и он был на этом форуме. Позвонил мне в Псково-Печерский монастырь через своего переводчика – может быть, даже кто-то знает этого переводчика – Женю Маркина, он был у нас в Псково-Печерском монастыре, учился здесь, и многие, здесь стоящие, его знают, он китаист, переводчик с китайского языка. И вот этот китаец позвонил и говорит, что он в Санкт-Петербурге, их руководитель Си уехал, сказав, что им можно остаться в Петербурге посмотреть город два-три дня, но он хотел бы приехать в Псково-Печерский монастырь, потому что ни разу не был ни в православном храме, ни тем более в православном монастыре. «Конечно же, приезжайте», – отвечал я. Ранним-ранним утром, часа в 4, этот китаец на машине выехал из Санкт-Петербурга в Псково-Печерский монастырь. Я ждал его в настоятельском корпусе, приготовил легкий завтрак, а потом ему бы показали монастырь. Звонит переводчик: они уже у ворот. Сколько идти от ворот до настоятельского корпуса? Пять минут. Пять минут проходит – их нет. Десять минут – их нет, полчаса – их нет, пятьдесят минут – их нет. Я уже думаю: «Что же там случилось?!» Вдруг они появляются. Появляются вот с та-а-акими глазами – и у нашего русского Жени, и у китайца. Вижу, что люди абсолютно потрясены. Спрашиваю: «Что-то случилось?» – «Случилось». – «Что?» – А случилось вот что. Те, кто был в Псково-Печерском монастыре, знают: как только входишь в обитель, первый храм, который видишь, – это Никольский храм, древний храм, построенный еще при преподобномученике Корнилии.

http://pravoslavie.ru/137675.html

Сообщение предания о гибели иноков в мон-ре представляется малодостоверным, поскольку 20 февр. царь, выехавший 13 февр. из Новгорода, не мог доехать до Печор, находящихся в 50 км от Пскова. По-видимому, допрашивали и пытали игум. Корнилия и В. в Пскове, куда иноки приехали для встречи царя. Память В. указана в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Местная канонизация преподобномученика подтверждена включением его имени в Собор Псковских святых, празднование к-рому было установлено по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1987 г. (тогда же Ю. Г. Малков составил службу Собору), и в Собор преподобных отцов Псково-Печерских, установленный по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1996 г. (служба Собору была составлена в 1990-1991 Малковым при участии печерских иноков архим. Елеазара (Иванова) и архим. Нафанаила (Поспелова), опубл. в «Летописи Псково-Печерского мон-ря»). Ист.: Соч. кн. Курбского. Т. 1//РИБ. Т. 31. СПб., 1914. С. 320-321; Апухтин В. Р. Псково-Печерский Успенский мон-рь и его вкладная книга 1558 г. М., 1914; Повесть о Печерском мон-ре//Летопись Псково-Печерского мон-ря/Сост. Ю. Г. Малков. М., 1993. Лит.: Карамзин Н. М. История государства Российского. Калуга, 1993. Т. 9-11. С. 109; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 98; Голубинский. Канонизация святых. С. 350; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 380; Скрынников Р. Г. Курбский и его письма в Псково-Печерский мон-рь//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 99-116; он же. Царство террора. СПб., 1992; Andreyev N. Studies in Muscovy: Western Influence in Byzantine Inheritance. L., 1970 8: Kurbsky " s Letters to Vas " yan Muromtsev]; Охотникова В. И. Корнилий//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 481-482. Диак. Георгий Малков Рубрики: Ключевые слова: КОРНИЛИЙ (1501-1570), игум., прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/149861.html

Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, в День своей Епископской хиротонии 1 апреля отмечает молитвенно и память преподобного Симеона и преподобной Вассы Псково-Печерских… Это знаменательно… Свято-Успенский Псково-Печерский и Свято-Успенский Святогорский монастыри получили под управлением Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, своё дальнейшее духовное развитие и совершенствование… Высокопреосвященнейшим Евсевием, Митрополитом Псковским и Великолукским, возрождены из руин Савва-Крыпецкий монастырь и Никандрова Пустынь, открыт в городе Пскове Мирожский монастырь… Благочестивые женщины подобно женам-мироносицам служат Христу Спасителю в Его Церкви и в настоящее время. Для тех из них, кто желает достигнуть духовного совершенства в монашеском звании подобно преподобной матери Вассе Псково-Печерской, Владыка митрополит Евсевий открыл женские монастыри: Свято-Троицкий Творожковский (в Струго-Красненском районе), Спасо-Елеазаровский, Рождества Богородицы Снетогорский, Свято-Введенский в селе Владимирец и Казанский в г. Острове… Все виды монашеского жития: в общежитии, пустыни и скиту – возрождены и утверждены трудами и заботами Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита. Собор преподобных отцов Псково-Печерских В Свято-Успенской Псково-Печерской обители духовного совершенства достигли преподобные Марк, Иона, преподобномученик Корнилий, священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофей, Лазарь прозорливый, Симеон, преподобная матерь Васса и многие-многие другие подвижники благочестия… Необходимо хотя бы кратко сказать о каждом названном святом на основании монастырского предания. Предание монастырское говорит о том, что преподобный Марк пустынножитель пришёл в Богом зданные пещеры из Киево-Печерской Лавры. С ним было несколько братий. Они устроили храм в пещерах в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, где совершали службу. Лесорубы при порубке леса чудесным образом под вывороченными корнями деревьев обнаружили вход в пещеры, над которым была надпись: «Богом зданная пещера». Как повествует предание, часто охотники из Старого Изборска на сем месте слышали пение, принимали его за пение ангельское и назвали место сие Святой горой. На Святой горе и сейчас находятся камни, возле которых, по преданию, молились Преподобные. Пение во время Богослужения пустынников и было слышно охотникам.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Рядом с Успенским Собором находится вход в пещеры, Богом зданные. Монастырское предание говорит о годе 1232 – открытие входа в пещеры, где подвизались первые монахи во главе с преподобным Марком пустынником… Далее мы видим звонницу XVI века, построенную преподобномучеником Корнилием. Колокола на звоннице очень древние – дар некоторых царей России. Красное здание – монастырская библиотека и ризница – также основаны в XVI beke. Настоятель Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Игумен Павел (Горшков) с офицерами Красной Армии. Август 1944 года На Успенской площади Псково-Печерского монастыря. 2012 год Перед началом заседания Духовного собора Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 25 декабря 2009 года Чудотворный образ Успения Божией Матери в Успенском соборе Псково-Печерского монастыря. Фото первой половины ХХ века В Успенском соборе Успенский собор ископан в горе в XVbeke. Стены и своды собора песчаные, укрепленные кирпичной кладкой. Собор напоминает Гефсиманский храм в Иерусалиме, где была погребена после Своего славного Успения Пресвятая Богородица… Иконостас Успенского Собора пожертвован Российской императрицей Елизаветой Петровной в XVIIIbeke. Выполнен иконостас в виде евангельской виноградной лозы. Плоды — лики святых. В иконостасе помещена икона Божией Матери, именуемая Умиление Псково-Печерская. По преданию, именно с названной иконой Пресвятой Богородицы совершали крестные ходы в Псков при нашествии Стефана Батория и Наполеона… Пресвятая Богородица услышала молитвы страждущих и оказалаСвою всесильную и чудесную помощь псковичам и насельникам обители в названных бедствиях… Рядом с иконостасом находится Царское место и клирос для певчих. Мощи преподобномученика Корнилия принесены в Успенский Собор из Богом зданных пещер в 1690 году. Игумен Корнилий почитается в лике святых Русской Православной Церкви. Перед его святыми мощами служится ежедневно в 6 часов утра Братский молебен. Здесь совершаются и монашеские постриги. Чудотворный образ Успения Божией Матери в житии. Написана сия икона в XVIbeke по благословению преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского. Множество чудес, по вере приходящих, совершается по сей день от иконы Успение Божией Матери. Особенно — от глазных болезней. С названной святой иконой совершается благодарственный крестный ход в Престольный праздник обители Успение Божией Матери 27–28 августа.

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010