Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (1501–1570) родился в Пскове в боярской семье. Родители его, Стефан и Мария, воспитывали сына в благочестии и страхе Божием. Уже в раннем возрасте мать заметила у отрока Корнилия особенную склонность к духовной жизни, научила его молитве и привила любовь к странникам. Чтобы дать сыну образование, родители отдали его в Псковский Мирожский монастырь. В монастырских стенах отроков воспитывали в послушании, обучали чтению и письму, искусству книгописания и писанию икон. В монастыре составлялись и переписывались летописи, жития святых, Богослужебные книги. В Мирожской обители юный Корнилий подвизался под началом старца, совершая подвиги молитвы и труда, делал свечи. С особенным тщанием приготовлялся он к писанию икон, соблюдая перед этим пост, молился Пресвятой Владычице о благословении его на труд. Во время работы над иконой хранил особенную чистоту, творя в душе непрестанную молитву. Закончив обучение, святой Корнилий вернулся в родительский дом. Пребывание в святой обители еще более утвердило его призвание к иноческой жизни. Однажды государев дьяк Мисюрь Мунехин, человек просвещенный и благочестивый, друг семьи святого Корнилия, собрался ехать в затерянную среди лесов маленькую Печерскую обитель и взял с собою юного Корнилия. Красота природы, тихая монастырская служба в пещерной церкви преисполнили сердце юноши духовной радостью и благоговением. Никогда и нигде еще он так горячо не молился. Эта поездка оказала большое воздействие на его последующую жизнь. Вскоре он навсегда ушел из родительского дома и принял постриг в Псково-Печерском монастыре. Там преподобный Корнилий вел строгую жизнь: в убогой келье спал на досках, все свое время посвящал полезному труду и молитве. В 1529 году преподобный Корнилий, служивший образцом богоугодной жизни, был избран игуменом. В его настоятельство число братии увеличилось от 15 до 200 человек, и это количество насельников не было превышено ни при одном из последующих настоятелей. Вставая с восходом солнца, преподобный Корнилий сам правил службу и отдавал все силы трудам, воодушевлял братию к выполнению устава, строгому посту, молитве, напоминая о подвиге первых христиан. По своему смирению преподобный Корнилий почитал себя первым среди равных лишь по избранию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По Н ыне отпущаеши и О тче наш: тропарь воскресен, глас 3: Д а веселятся небесная: Слава, тропарь святых, глас 4: Днесь обитель Псково-Печерская светло празднует: и ныне, Богородичен первый, по гласу тропаря святых. Ектении и отпуст. На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры на 10, воскресны 3, глас 3: И стихира Анатолиева 1: И стихиры святых на 6: Стихиры святых Псково-Печерских. Глас 1. Подобен: О, дивное чудо: Блаженна страна Псковская, и преславна чудесы обитель Печерская, имуще вас, соборе дивный, преподобнии отцы наши; веселися, Пречистыя Доме, таковыя чтуще предстатели, иже Богородицу и Мати всем милосердую за ны молят неотступно. Темже возрадуемся и восхвалим, людие, молитвенники о душах наших. (Дважды) Глас 2: О, сокровища Господня, земли сокровенная, личе начальный святых Псково-Печерских, преподобнии Марко, Ионо и мати Вассо, явили есте непорочным житием вашим образ спасения уставы Богоданными, и вся полки бесовския низложили есте; темже и нас ныне от тьмы греховныя избавляете. (Дважды) Глас тойже: От юности Христа возлюбивый, неустанно учил еси люди вере Христовей и, яко украсил еси обитель Печерскую дивно, удобрил еси тако и душу свою, Корнилие чудный, да приимеши в чистоте и всяцей правде подвизем твоим венец уготованный, преподобномучениче достоблаженный. (Дважды) Слава, святых, глас 6: На земли ходивше тесною стезею и отвергшеся всех красных мира, преставилися есте, преподобнии, к Вышним, и, вшедше в покой премирный, достигли есте широты Небесныя; темже и нас, иночествующая во обители Печерстей, обогащаете сокровищем нетленным, просвещающе омраченныя наша души и язвы их исцеляюще молитвами вашими. И ныне, Богородичен первый гласа: К ако не дивимся: Вход. Прокимен дне и чтения святых 3 (преподобническия). На литии стихира храма: И стихиры святых 3: На литии стихиры святых Псково-Печерских Глас 3: Просияша светила многосветлая во мраце пещеры Богом зданныя; озариша души своя Светом Разума, восприяша в сердца пламень Духа огненный; о, соборе святых Псково-Печерских, просветите и ны, вся люди верныя, и моленьми вашими крепкими распаляйте ны ко Господу любовию, во еже спастися и нам, воспевающим вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ХХ век. Башня Нижних решеток Псково-Печерского монастыря. Конец XIX века. Фотограф неизвестен. Императорская Археологическая комиссия Вид Псково-Печерского монастыря со смотровой площадки у башни Нижних решеток. 2013 год Смотровая площадка у башни Нижних решеток Перед нашим взором открывается пересеченная местность… По дну глубокого оврага течет речка Каменец… Склоны и дорожки напоминают палестинское место Горнее, куда пришла Дева Мария к Своей родственнице Елисавете и ею Духом Святым Она была названа Богородицею: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк. 1:43 ). В глубокой древности берега речки Каменец были излюб-ленным местом охоты изборян. Сюда был приведен Промыслом Божиим преподобный Марк и поселился в неизвестной никому до 1392 года пещере, Богом зданной. Место Богом зданных пещер определило и расположение будущего Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Мы видим за стеной вдалеке купола Успенского собора. Храм ископан в горе преподобными Ионой и матушкой Вассой, имеет песчаные стены и своды. Освящен в 1473 году. Обитель ограждена крепостной стеной, построенной святым Игуменом преподобномучеником Корнилием в XVI веке. Почти полтора века Псково-Печерский монастырь являлся крепостью на северо-западных рубежах России. У Корнилиевскихстен произошло более двухсот сражений с неприятелем… Божия Матерь чудесно сохранила и сохраняет Свою Печерскую обитель. Святые врата Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Первая половина ХХ века. Протоиерей Михаил и матушка Елена Ридигер – родители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II У Святых врат В названии монастыря слова «Свято-Успенский» означают то, что обитель посвящена Божией Матери — покровительнице монашествующих. «Псково-Печерский» означает территориальное расположение на Псковской земле, в отличие, например, от Киево-Печерской Лавры. Печерский — от слова пещеры, которые были чудесно открыты в 1392 году, определили место положение монастыря и дали название городу, основанному рядом с обителью…

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

Псково-Печерский монастырь (фото) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Использованы материалы книги: Архимандрит ТИХОН (Секретарев) «БОЖИЯ МАТЕРЬ – ЧУДО ВСЕЛЕННОЙ Паломничество по Свято-Успенскому Псково-Печерскому монастырю» Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в 2013 году отметил 540-летие освящения пещерного Успенского собора. Порядок изложения монастырской истории будет представлен в виде паломничества по обители… Начиная со смотровой площадки благочестивый паломник увидит монастырь от начала ХХ века по настоящее время… Божия Матерь хранит и благословляет Свою обитель, братию и паломников... Содержание Смотровая площадка [ править править код ] Перед нашим взором открывается пересеченная местность… По дну глубокого оврага течет речка Каменец... Склоны и дорожки напоминают палестинское место Горнее, куда пришла Дева Мария к Своей родственнице Елисавете и ею Духом Святым Она была названа Богородицею: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43). У Святых врат [ править править код ] Святые врата, которыми мы входим в монастырь, были построены по указу императора Петра I в благодарность за заслуги Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в Северной войне. Никольский храм [ править править код ] В XVI веке, во время строительства крепостной стены вокруг монастыря, над входом в обитель по личному проекту преподобномученика Корнилия был устроен храм в честь святителя и чудотворца Николая - защитника Православия. Святителю Николаю чудотворцу вручил Преподобный охранять обитель от ересей и расколов, врагов видимых и невидимых… В храме находятся чудотворные иконы святого святителя Николая: Можайский, Великорецкий и Житийный образ с частицей святых мощей. Святитель Николай помогает людям в путешествиях на море, в воздухе. С особенной ревностью, усердием Святитель защищает веру в сердцах людей. Святитель Николай - самый почитаемый угодник Божий на Руси. Никольский храм Псково-Печерского монастыря. Конец XIX века. Фотограф К. И. Кампрада. Императорская Археологическая комиссия

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

В Печорах начались VI Корнилиевские Православные образовательные Чтения Псковская область, 5 марта 2004 г. Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский В городе Печоры Псковской области начали работу Корнилиевские Православные образовательные Чтения, сообщает наш корреспондент Ольга Кирьянова. Уже шестой год подряд на них собираются православные священнослужители и педагоги Печерского района. Устроителями Чтений традиционно выступают Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Печерское православное педагогическое общество, Печерская городская гимназия. В нынешнем году в Чтениях принимает участие большая группа гостей из Москвы – профессоров Московского Государственного Университета. Работа Чтений началась с молебна перед мощами преподобномученика Корнилия, к дню памяти которого приурочено проведение педагогического форума. В Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря молебное пение совершил митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий, отмечающий в этот праздник свое тезоименитство. Открывая первое пленарное заседание, к участникам Корнилиевских Чтений обратился архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, который передал присутствующим благословение и напутствие архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия. Архимандрит Тихон также выступил с докладом: «Исторические свидетельства о мученической кончине преподобномученика Корнилия». Используя обширный исторический материал, он подтвердил бездоказательность утверждений некоторых современных исследователей, считающих вымыслом гибель преподобного Корнилия от рук царя Ивана Грозного. В первую очередь, отметил отец Тихон, эти утверждения выгодны тем группировкам, которые вопреки воле Священноначалия настаивают на канонизации этого русского царя. Директор Печорской гимназии, заслуженный учитель России О.М. Тумановская поделилась накопленным в рамках Корнилиевских Чтений шестилетним опытом работы с родителями, в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Основной формой такой работы является проведение тематических открытых родительских собраний. Значительный интерес слушателей вызвало выступление катехизатора Псково-Печерского монастыря иеромонаха Августина (Заярного), который рассказал о своем понимании целесообразности преподавания в школе предмета «Основы православной культуры». Как отметил отец Августин, в нынешнем своем виде этот предмет, рекомендованный к преподаванию в школе Министерством образования, немногим отличается от курса «Закона Божия». Между тем детская аудитория светской школы в большинстве своем неподготовлена для восприятия этих знаний. «Дети, которым мы будем преподавать должны иметь живую веру в Бога, а иначе преподавание будет формальным и может не только не достигнуть своей цеди, но и навредить», - подчеркнул он.

http://pravoslavie.ru/9160.html

Архив Пн Божие благословение людям. Псково-Печерская обитель и традиции старчества 2 сентября 2023 г. 10:20 Псково-Печерский Успенский монастырь , древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и  Пимен  — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. Статья опубликована в  «Журнале Московской Патриархии»  ( 8, 2023 ,  PDF-bepcuя ) . Сохраняя традиции Святой Руси Традиция старческого окормления всегда бережно сохранялась в Псково-Печерском монастыре. B XV-XVII столетиях в обители подвизались преподобные Марк, Иона, Васса, Вассиан, Дорофей Югский, преподобномученик Корнилий. Здесь преподобный иеросхимонах Лазарь Прозорливый принял постриг в 1785 году и пребывал безвыходно до самой кончины. Это был замечательный аскет, делатель Иисусовой молитвы, получивший (по образу евангельского Лазаря, друга Христова) таинственный опыт временной кончины, за которой последовало его возвращение к жизни. C XVI по XX столетие Псково-Печерский монастырь неизменно пребывал надежным военным и духовным оплотом Древней Руси, а также России нового и новейшего времени — на ее северо-западных рубежах. В качестве «государевой крепости» обитель выдержала с середины XVI по начало XVIII столетия целый ряд вражеских осад и нападений. В эпоху польской интервенции, шведской экспансии, в годы революции, в период Гражданской и Великой Отечественной войн Псково-Печерский монастырь был защитником для проживавших в этих краях православных русских и эстонцев, одновременно способствуя сохранению чистоты православной веры. В Средневековье Печерская обитель являлась одним из значимых центров иконописи, книжности, летописания. Монастырь был и важнейшим миссионерским центром: силами насельников — в первую очередь преподобномученика Корнилия и его учеников — полиэтническое население окружавших обитель территорий оказалось обращено в Православие. Монастырь объединил вокруг себя и русское население Псковской земли и Печорского края, являясь хранителем и проповедником Христовой истины, осуществляя духовное окормление верующих. Когда эти места находились в составе Эстонского государства (1920-1940), Псково-­Печерский монастырь бережно сохранял и приумножал те традиции Святой Руси, что в тот же самый исторический период — в годы развернувшихся в СССР атеистических репрессий — уничтожались советской властью.

http://patriarchia.ru/db/text/6055879.ht...

Служил Высокопреосвященнейший Митрополит Алексий, Ленинградский и Новгородский, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Богослужение совершалось благоговейно, молитвенно, слаженно. Здесь я впервые услышал пение стихиры Божией Матери «О преславного чудесе, небеси и земли Царице…» ради Ея чудотворного образа, именуемого «Державная». Помню свои незабываемые чувства радости, утешения, родства с новомучениками, которые испытал, молясь Царице Небесной в эти минуты… В настоящее время в Свято-Успенской Псково-Печерской обители на Божественной Литургии, если позволяет Церковный Устав, всегда поется стихира Божией Матери «О преславного чудесе…». Возрождение традиции Псково-Печерский монастырь духовно-исторически связан с народностью сету. Во времена Преподобномученика Корнилия в XVI веке Псково-Печерским монастырем строились храмы по берегам Чудского озера. Замечательное событие произошло 450 лет назад в городе Нарве. Этот город осаждался русскими войсками. Ливонские рыцари были внутри крепости напротив Ивангорода. В насмешку над Православием они стали кидать иконы в пламя костра, на котором варилось пиво. Вдруг пламя полыхнуло и зажгло дом… При сильном поднявшемся ветре загорелись соседние дома и в городе вспыхнул огромный пожар, но две иконы, брошенные в огонь, – Божией Матери «Одигитрии-Путеводительницы» и «Святителя и Чудотворца Николая» – чудом, как выяснилось в дальнейшем, остались целы… Русские воины воспользовались ситуацией и взяли неприятельскую крепость… Благородно поступили победители с пленными, отпустив их с миром домой… С чудотворными иконами был устроен Крестный ход в Новгород, а затем в Москву к царю Иоанну Грозному. В Крестном ходе принимал участие и игумен Псково-Печерского монастыря Преподобномученик Корнилий. В дальнейшем духовная связь между православными Эстонии и Псково-Печерским монастырем поддерживалась через молитву и благотворительность. Особенно ярко это общение проходило с 1920 по 1940 год, когда город Печоры и Псково-Печерский монастырь входили в состав Эстонской республики.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский Из всех настоятелей монастыря самый яркий след оставил Корнилий. Он стал игуменом в 28 лет и был им дольше всех – 41 год. Невидимые плоды его трудов – множество язычников – сету, обращенных в православие, ставших монахами и священниками. Братия возросла с дюжины до ста человек. Видимые плоды – Никольская церковь, каменная ограда вокруг монастыря с девятью башнями и тремя воротами. Корнилий построил её во время войны с Ливонией (1558-1565). Получилась одна из сильнейших крепостей в Европе. Он вместе с монахами участвовал в самых простых работах, написал первую летопись монастыря, в которой отразил бедствия отечества: мятежи, гибель народа от гнева Иоанна IV, голода, мора и войн. Грозному наклеветали на Корнилия, что он со своим монастырём хочет отложиться от Московского царства, предавшись то ли Литве, то ли Ливонии. Увидев мощные стены, башни с бойницами, царь пришёл в ярость и Корнилию, вышедшему из Святых ворот с хлебом-солью, своей рукой отсёк голову. Тут же опомнился, поднял тело святого и понёс в монастырь. Поэтому дорожка, ведущая внутрь монастыря, до сих пор называется Кровавой. А Грозный потом сделал монастырю много ценных пожертвований. Празднование памяти преподобного – 20 февраля (5 марта). Святыни [ править править код ] Монастыри Пскова [ править править код ] Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь [ править править код ] Звонница Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря Если большинство монастырей находятся на возвышенностях или равнине, то Псково-Печерский – в глубоком овраге, как в чаше. Монастырь Пскова начался с пещеры, где поселился первый инок – прп. Марк. Когда он жил, точно не известно. Первая дата в истории монастыря – 1472 г., когда сюда пришел священник Иоанн после того, как немцы замучили за веру священника Исидора и с ним 72 православных. Иоанн постригся здесь под именем Ионы, а его жена – под именем Вассы. Из всех настоятелей монастыря самый яркий след оставил Корнилий. Он стал игуменом в 28 лет и был им дольше всех – 41 год.

http://azbyka.ru/palomnik/Псков

Собор Псково-Печерских преподобных составляют семь святых: преподобный Марк (†XV; память 29 марта); преподобный Иона (†1480; память 29 марта); преподобная Васса (†1473; память 19 марта); преподобномученик Корнилий (†1570; память 20 февраля); преподобномученик Вассиан Муромский (†1570; память 20 февраля); преподобный Дорофей Югский (†1622); преподобный Лазарь Прозорливый (†1824). Из первых старцев Псково-Печерской обители по имени известен лишь один Марк , который, вероятно, с другими монахами после разорения Киево-Печерского монастыря в 1416 году крымским ханом Едигеем поселился здесь в привычной пещере над ручьем. Звероловы видели его молящимся у трех камней. Два камня и ныне лежат в монастырском саду, а третий ушел в землю. Имя Марка, записанное в монастырский синодик преподобным Ионой, преподобный Корнилий за неимением сведений о нем велел изгладить из списка. Внезапно он был поражен слепотой и расслаблением. Извещенный в откровении о причине болезни, игумен Корнилий покаялся у гроба старца Марка и, получив исцеление, восстановил его святое имя в монастырском диптихе. Когда выкопали пещерную церковь Успения Пресвятой Богородицы и расширили погребальные пещеры, нашли гроб преподобного Марка истлевшим, а мощи и одежду невредимыми. Древнюю пещеру, в которой жили и молились первые иноки, обнаружил в 1472 году во время рубки леса хозяин здешних угодий крестьянин Иван Дементьев. Одно из срубленных деревьев покатилось вниз, сдирая землю и вырывая с корнем другие деревья. Обвал открыл вход в пещеру, над которой была надпись: «Богом зданная пещера». Впоследствии юродивый монах Варлаам стирал надпись, но она вновь чудесно восстанавливалась. На это святое место, намоленное первыми подвижниками, пришел священник Иоанн по прозвищу Шестник – переселенец. Он священствовал в Юрьеве (ныне Тарту), но в 1470 году был вынужден бежать с семьей в Псков от преследований немцев-католиков. Вскоре заболела его жена Мария и, приняв монашеский постриг с именем Васса , скончалась. Праведность ее была засвидетельствована сразу же после кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преподобные Псково-Печерские. Фрагмент иконы Божией Матери «Игумения». 60–70-е гг. ХХ в. (Псково-Печерский мон-рь) Преподобные Псково-Печерские. Фрагмент иконы Божией Матери «Игумения». 60–70-е гг. ХХ в. (Псково-Печерский мон-рь) К. представлен среди избранных святых на иконах Божией Матери «Игумения» и «Знамение» («что в Печерах») 60-70-х гг. XX в. письма учеников архим. Алипия. Иконы находятся под сводами при входе в обитель на стене, примыкающей к ц. свт. Николая Чудотворца. На 1-й иконе (в надписи - «Образ Пресвятыя Богородицы Всечестнейшая наша Мати Игумения») К. показан в 3-м ряду справа среди рус. иноков и инокинь, изображенных в неск. регистров по сторонам от Богоматери. На др. иконе усложненной композиции (Пресв. Богородица в славе с символами евангелистов, в верхней части - Господь Саваоф и Всевидящее Око Божие) К.- внизу среди коленопреклоненных святых на фоне обители (1-й в группе справа); ниже написан тропарь преподобномученику. В 70-80-х гг. XX в. создана житийная иконография преподобного. Икона К. с 16 клеймами жития выполнена в монастырской иконописной мастерской (Успенский собор Псково-Печерского монастыря). В среднике святой написан в рост с разведенными в стороны руками, правой рукой благословляет, левой держит игуменский жезл. Клейма расположены в традиц. порядке: рождение; крещение; обучение в Мирожском мон-ре; приход юного К. с родителями к пещерам Псково-Печерского мон-ря; постриг К.; поставление К. в сан игумена; явление Божией Матери в сопровождении К. и прп. Антония Киево-Печерского старцу Дорофею; закладка и сооружение в мон-ре надвратного храма во имя свт. Николая Чудотворца; чудо К. об избавлении утопленника от смрада; закладка и постройка К. каменных стен вокруг мон-ря; исцеление болящих во время мора; духовное просвещение народов Сетумаа; написание иконы «Успение Пресв. Богородицы, с житием» иконописцем Алексеем Малым ; труды К. в иконописной мастерской мон-ря; встреча К. и царя Иоанна Грозного в мон-ре в 1570 г.; погребение К. в монастырских пещерах.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010