К.А. Тимирязева (сщмч. Иоанн Артоболевский), Московский государственный педагогический университет (прмч. Косма (Магда), Строгановское училище (мч. Михаил Строев), Государственная Третьяковская галерея (сщмч. Илия Четверухин) и даже Союз композиторов России (сщмч. Георгий Извеков). В Москве есть районы, связанные с именами целого ряда мучеников за веру. Так, например, на улице Большая Ордынка расположены друг против друга храм святителя Николая Мирликийского в Пыжах и Марфо-Мариинская обитель. Прихожанкой храма святителя Николая в Пыжах и певчей на клиросе была в течение некоторого времени мученица Татиана Гримблит (в настоящее время там находится икона мученицы). Её духовным отцом в то время был настоятель этого храма архимандрит Гавриил (Игошкин), впоследствии преподобноисповедник. В свою очередь о. Гавриил был духовным сыном архимандрита Сергия (Сребрянского), также впоследствии преподобноисповедника, настоятеля Покровского храма Марфо-Мариинской обители. Сама же обитель была основана великой княгиней Елизаветой Феодоровной Романовой, погибшей мученической смертью. Перед храмом стоит памятник преподобномученице Елизавете (Романовой), созданный замечательным скульптором В.М. Клыковым. Таким образом, святые Новомученики и Исповедники подлинно образуют единую духовную семью не только в пакибытии – многие из них при жизни находились в тесных духовных отношениях. Подвижническое служение Новомучеников в условиях гонений приводило их к арестам и тюремному заключению, которое они отбывали преимущественно в Таганской, Лефортовской или Бутырской тюрьмах. На углу улицы Большая Лубянка и Варсонофьевского переулка находится здание, в котором располагалась Всероссийская чрезвычайная комиссия с тюрьмой при ней (это здание москвичи прозвали «Кораблем смерти»). После допросов и тюрем жизненный путь многих Новомучеников завершился расстрелом. Самый известный расстрельный полигон в окрестностях Москвы, на котором закончился крестный путь большинства московских Новомучеников – Бутовский, ныне имеет статус памятника истории.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Борис Левшенко, клирик храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе . По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Гермогена на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный епископ преподал богомольцам первое архипастырское благословение. Предстоятель Русской Церкви и сослужившие Его Святейшеству иерархи и духовенство поклонились Кресту Господню. От лица духовенства и прихожан Святейшего Владыку приветствовал настоятель храма протоиерей Александр Шаргунов, преподнесший Предстоятелю Русской Церкви список Казанской иконы Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар храму Предстоятель подарил образ священномученика Сергия Флоринского. Деревянная Благовещенская церковь на месте нынешнего Николо-Пыжевского храма была основана не ранее 1593 года. Ее приход составляли стрельцы полка стольника Философова. В царствование Алексея Михайловича стрелецкий полк Философова был отправлен для несения гарнизонной службы в Киев. Их сменили стрельцы полка Богдана Пыжова, от имени которых храм получил свое нынешнее название. К этому времени (около 1657 года) относится устройство каменного Благовещенского храма, существующего по настоящее время. Около 1691 года в храме было устроено два придела: первый придел во имя свт. Николая Чудотворца — усердием Пыжевского полка; второй в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских — по желанию киевских стрельцов Философова полка. В 1858 году придел преподобных Антония и Феодосия был упразднен, однако празднование преподобным совершается с прежней торжественностью. Храм неоднократно достраивался и возобновлялся. В 1812 году храм был разорен французами, и только в 1848 году началось планомерное восстановление и благоукрашение храма, продолжавшееся более 40 лет. Все эти годы главным жертвователем и попечителем храма был староста И.А. Лямин. В годы гонений в храме служили трое из ныне прославленных новомучеников и исповедников Российских — преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), настоятель храма с 1928 по 1934 год; священномученик Николай (Померанцев) и мученица Татьяна (Гримблит), певчая.

http://patriarchia.ru/db/text/3262371.ht...

Скончался в г. Ярославле в возрасте 74 лет. Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин) , архимандрит Память 18 октября (5 октября ст.ст.). Выходец из крестьянской семьи, принял священный сан в разгар гонений на веру в 1921 году. В тюрьмах и лагерях провел в общей сложности 17,5 лет. Еще до официальной канонизации во многих епархиях Русской Церкви архимандрита Гавриила почитали как святого. В 1959 году он скончался в г. Мелекессе (ныне — Дмитровград) в возрасте 71 года. Священноисповедник Николай (Могилевский) , митрополит Алматинский и Казахстанский Память 25 октября (12 октября ст.ст.). Выходец из бедной многодетной семьи, с детства мечтал о монашестве. В 1904 году принял постриг, в 1919 году, в разгар гонений на веру, стал епископом. За сопротивление обновленчеству в 1925–27 гг пребывал в заключении. В 1932 году был приговорен к 5 годам концлагерей (по признанию следователя, «за популярность»). В 1941 году по той же причине сослан в Казахстан, в ссылке едва не погиб от голода и болезней, долго был бездомным. В 1945 году досрочно освобожден из ссылки по ходатайству митрополита Сергия (Страгородского), возглавил Казахстанскую епархию. Скончался в Алма-ате в возрасте 88 лет. Почитание митрополита Николая в народе было огромным. В похоронах владыки в 1955 году, несмотря на угрозу гонений, принимали участие 40 тысяч человек. Священномученик Николай Пробатов , протоиерей Память 11 ноября (29 октября ст.ст.). Потомственный сельский священник, миссионер, бессребреник. В 1918 году поддержал антисоветское крестьянское выступление в Рязанской губернии, благословил народ «идти на борьбу с гонителями Церкви Христовой». Вместе со священномучеником Николаем Церковь чтит память с ним пострадавших мучеников Космы, Виктора (Краснова), Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мученицы Агафии. Все они были зверски убиты красноармейцами на берегу реки Цны под Рязанью. На момент гибели отцу Николаю было 44 года. Святитель Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский и Свияжский

http://pravmir.ru/sobor-novomuchenikov-i...

Файл 19657.jpg:   Размер: 1408x2000, 2.82 MPix, 629 Kb. Дата: 2012-09-17, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (256) , (17) . Описание: [Гавриил (Игошкин), архимандрит, 1888–1959, АС РПЦ, 2000, Московская епархия]. Икона преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), архимандрита. Георгиевский храм, г. Ивантеевка. Файл 21912.jpg:   Размер: 813x1000, 0.81 MPix, 183 Kb. Дата: 2013-07-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (208) , (8) . Описание: ИЛЬИНСКИЙ Димитрий Иванович (1894 – 1938) - православный церковнослужитель, псаломщик, за веру невинно пострадавший в политических репрессиях, новомученик Российский XX века. http://www.p-blagovest.ru/dmitry_ilyinsky/ Файл 21937.jpg:   Размер: 1348x1693, 2.28 MPix, 235 Kb. Дата: 2013-07-31, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (186) , (6) . Описание: Протоиерей Алексий Воробьёв, священомученик. Православная церковь празднует память 7/20 августа, в Соборе новомучеников и исповедников Российских 29 января/11 февраля в Соборе новомучеников и исповедников Павлопосадских 12/25 ноября. http://www.voznes.ru/vorobev.html Файл 21938.jpg:   Размер: 500x1265, 0.63 MPix, 140 Kb. Дата: 2013-07-31, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (162) , (4) . Описание: Священномученик Амвросий, епископ Сарапульский( в миру - Василий Гудко ), 1867-1918. День памяти - 9 авг. н.с. ( день его мученич. кончины). Файл 21939.jpg:   Размер: 810x1000, 0.81 MPix, 236 Kb. Дата: 2013-07-31, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (173) , (10) . Описание: Священномученик Мефодий, епископ Петропавловский. Файл 21940.jpg:   Размер: 795x1000, 0.8 MPix, 252 Kb. Дата: 2013-07-31, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (149) , (4) . Описание: Святые Григорий и Екатерина, новомученики Российские. Дни памяти: последнее воскресение января. Доска, золото, масло. 150х70 см. Иконописная мастерская " Северный Афон " Священномученик Григорий был священником храма Всех Скорбящих Радости в Санкт-Петербурге. Мученица Екатерина (Арская) была прихожанкой этого храма. В годы репрессий были арестованы как члены религиозной общины, на допросах не отреклись от своих убеждений, и были расстре[...]

http://pravicon.com/icon-3271

В феврале 1923 года были арестованы духовник протоиерей Митрофан Сребрянский, священник Вениамин Воронцов и настоятельница Валентина Сергеевна Гордеева. Остался на свободе только недавно приехавший в Москву священник Иоанн Игошкин, впоследствии Архимандрит Гавриил (на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году причислен к лику святых, преподобноисповедник). Немного об отце Иоанне-Гаврииле. Москвичи полюбили молодого священника, даже и не обращали внимания на то, что он был из провинции. Надо отметить удивительную способность батюшки Гавриила всю жизнь учиться. Фундаментальное образование у него было слабоватое: церковная учительская школа в деревне Русский Качим, это настоящий медвежий угол в двухстах верстах от Пензы. Но он всегда тянулся к знаниям, к тем людям, которые могли его чему-нибудь научить. В Москве он близко подружился с известным проповедником, протоиереем Митрофаном Сребрянским, духовником Марфо-Мариинской обители милосердия. Среди близкого его окружения был протоиерей Вениамин Воронцов, впоследствии Митрополит Ленинградский. Так что было у кого учиться будущему исповеднику. Арестованных обвиняли в противодействии властям, в том, что отец Митрофан зачитывал с амвона воззвание Патриарха Тихона об изъятии церковных ценностей. Теперь стало известно из архивных источников, что агент ОГПУ донес на отца Митрофана: «Сообщаю, что священник М. Сребрянский по моим сведениям представляет из себя значительную величину, как в духовном мире, так и среди бывших людей. До революции он состоял личным духовником и великой княгини Елисаветы Федоровны. Имел доступ без доклада к Николаю II. В Японскую войну был в армии Куропаткина. В настоящее время на Ордынке ведет осторожную политическую работу». Валентину Сергеевну после допроса отпустили. Отца Вениамина продержали в заключении шесть месяцев и отпустили на свободу, он вернулся на службу в обитель. А отца Митрофана (Архимандрита Сергия) осудили по печально знаменитой 58-й статье и отправили в Тобольскую ссылку на 3 года. Еще раньше Валентину Сергеевну с двумя сестрами осудили за хранение церковного вина на два года, но после жалобы в органы решение было отменено.

http://pravoslavie.ru/37295.html

С 1949 по 1953 г. было закрыто 1055 храмов. Если на начало 1949 г. их было 14 477, то к 1954 г. их осталось 13 422. В некоторых случаях вместо отобранного храма прихожанам предлагали за свои деньги снять или купить другое помещение для молитвы. Еще одним способом давления на Церковь стало значительное увеличение налогов, которыми облагали церкви и молитвенные дома. Следствием неуплаты могло оказаться закрытие храма. Реакцией на происходящее стал рост нелегальных приходов, возглавляемых заштатными священниками. Как правило, такие приходы были небольшими и состояли из проверенных людей, что позволяло общинам существовать довольно долго. Стремительно сокращалось и число монастырей, если в 1948 г. их было 85, в 1953 г. осталось 60. Возобновились и аресты духовенства. В 1948 г. получил 10 лет лагерей митрополит Нестор (Анисимов) , в годы войны служивший в Маньчжурии и в 1945 г. перешедший из Русской Зарубежной Церкви в Московский Патриархат. Иерарху поставили в вину связи с японцами во время оккупации Маньчжурии. В октябре 1948 г. Министерство госбезопасности и Генеральная прокуратура приняли директиву об аресте вернувшихся из заключения священнослужителей, если они продолжают активную церковную деятельность. На практике это означало, что на местах началась слежка за всеми пастырями, поскольку избежавших тюрем или лагерей было совсем немного. Осведомители внимательно слушали проповеди и частные разговоры священников, следили за тем, насколько активно они восстанавливали храмы и занимались духовничеством. В 1949 г. во время службы был арестован почитаемый народом архимандрит Гавриил (Игошкин), получивший 10 лет лагерей за «антисоветскую агитацию». Преподобноисповедник Леонтий (Стасевич) в 1950 г. получил 10 лет лагерей, священномученик Матфей Крицук был приговорен к 25 годам лагерей. Из заключения отец Матфей не вышел. Был арестован и инспектор Московской духовной академии архимандрит Вениамин (Милов) , строгий монах и ученый. Митрополит Питирим (Нечаев) вспоминал о нем: «Архимандрит Вениамин в прошлом настоятель Покровского монастыря, в молодости отличался очень суровым характером, но в наше время это был человек, проникнутый необычайной душевной теплотой при все еще несколько суровом внешнем облике». Незадолго до ареста, в 1948 г., он защитил магистерскую диссертацию (в те годы степень магистра была выше кандидатской). В ответ на поздравления архимандрит сказал, что предвидит новые испытания. Так и случилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Иустин (Попович) писал, в свою очередь, следующее: «Потому предал их Бог срамным сластям и они удовлетворяются не небесным, а земным, и только тем, что вызывает смех диавола и плач Ангелов Христовых. Сласти их в заботе о плоти... в отрицании Бога, в полностью биологической скотоподобной жизни, в назывании обезьяны своим предком в растворении антропологии в зоологии» 73 . В советское время, как уже упоминалось, государство с особой силой насаждало эволюционизм, и некоторым новомученикам Российским репрессивная машина коммунистического государства ставила в вину несогласие с дарвиновской гипотезой происхождения человека, что трактовалось как «несогласие с наукой», и даже «агитация против советского образования». И, однако, мученики остались непреклонны. Например, преподобномученику Варлааму Никольскому († 1937) во время допроса следователь задал такой вопрос: «Вы среди детей-школьников пытались вести религиозную пропаганду? В частности, говорили о том, что в школах неверно объясняют происхождение человека?» На что святой отец ответил: «В прошлом году я проходил мимо школы, и ко мне обратился ученик школы с вопросом, откуда произошёл человек, сказав, что учитель говорил на уроке о том, что человек произошел от обезьяны, и спросил меня, как я считаю, а я на это ответил ему, что от Бога» 74 . В то же самое время священномученик Николай (Покровский) († 1937) также на допросе говорил: «Я человек религиозный, никогда не отказывался и не откажусь от своих убеждений, несмотря на то, что религия с наукой расходятся. Взять вопрос хотя бы о происхождении человека: я доказываю верующим и убеждён в том, что человека создал Бог , наука же говорит обратное» 75 . Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин) († 1959) во время допроса на обвинение в том, что он игнорирует науку, ответил: «Это неправда, науку я люблю и всю жизнь учусь и другим советую учиться, ибо учение – свет, а неучение – тьма... [Но] о сотворении на земле жизни и человека я говорил, как написано в Святом Писании, по-другому и не мог сказать» 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Деревянный храм Благовещения на месте нынешнего Николо-Пыжевского храма был основан не ранее 1593 года. Приход храма составляли стрельцы полка стольника Философова. В царствование Алексея Михайловича стрелецкий полк Философова был отправлен для несения гарнизонной службы в Киев. Их сменили стрельцы полка Богдана Пыжова, от имени которых и самый храм получил свое нынешнее название. К этому времени (около 1657 года) относится устройство каменного Благовещенского храма, существующего по настоящее время. Около 1691 года в храме было устроено два придела: первый придел во имя свт. Николая Чудотворца усердием Пыжевского полка; второй в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских по желанию киевских стрельцов Философова полка. В 1858 году придел преподобных Антония и Феодосия был упразднен, однако празднование Преподобным совершается с прежней торжественностью. Изображение В последующем храм неоднократно достраивался и возобновлялся. В 1812 году храм был разорен французами. Только в 1848 году началось планомерное восстановление и благоукрашение храма, продолжавшееся более 40 лет. Все эти годы главным жертвователем и попечителем храма был староста И. А. Лямин. В храме служили трое из ныне прославленных новомучеников и исповедников Российских. Это преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), настоятель храма с 1928 по 1934 год; священномученик Николай (Померанцев) и мученица Татьяна (Гримблит), певчая. Храм был закрыт в 1934 году. Внутри он был перестроен: главный придел был разделен на три этажа, в трапезной появилась акустическая камера. В храме поочередно располагались: строительное общежитие, лаборатория наркомата среднего машиностроения, швейные мастерские «Росмонументискусство». Храм был возвращен Церкви 27 сентября 1990 года. 13 ноября 1990 года указом Святейшего Патриарха Алексия II настоятелем храма назначен протоиерей Александр Шаргунов. Первое богослужение состоялось 11 июля 1991 года. Однако еще более полугода в главном приделе работали мастерские «Росмонументискусство». Иконостасы Благовещенского и Никольского приделов созданы иконописцем И. В. Клименко в 1992—2003 гг. В Никольском приделе сохранились росписи конца XIX века художника А. Соколова. В 1993 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в храме был освящен третий престол в честь священномученика Владимира Киевского и всех новомучеников и исповедников Российских.

http://sobory.ru/article/?object=02172

6. Храм святителя Николая Чудотворца в Пыжах. (Ул. Большая Ордынка, 27а/8). Настоятелем храма был преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), место служения священномученика Николая Померанцева, одной из певчих была мученица Татиана Гримблит. В храме находятся мощевики с частицами мощей великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, преподобноисповедника Гавриила (Игошкина) и древних святых, а также иконы мученицы Татианы Гримблит (на клиросе – месте ее служения) и преподобноисповедника Гавриила (Игошкина). 7. Бутовский полигон – место расстрела мученицы Татианы Гримблит (см. раздел V).   IV . Места заключения и допросов 1. Бутырская тюрьма (СИЗО 2). (Ул. Новослободская, 45). 2. Лефортовская тюрьма (СИЗО «Лефортово»). (Ул. Лефортовский вал, 5).    3. Таганская пересыльная тюрьма. Единственное сохранившееся здание. (Ул. Малые каменщики, 16).      4. Одно из мест допросов – дом на ул. Большая Лубянка 11/Варсонофьевский пер. 11. В этом здании располагалась Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) с тюрьмой при ней (это здание москвичи прозвали «Кораблем смерти»).   V . Места мученического подвига – казней ( VI . Могилы) Многие места расстрелов (в том числе упомянутые в данной работе) в настоящее время имеют официальный статус памятников истории, что предполагает возможность рассматривать их как экскурсионные объекты, также как территории бывших концентрационных лагерей (например, Саласпилс в Латвии, Освенцим в Польше), места массовых расправ фашистов над мирным населением во время Великой Отечественной войны (например, Хатынь в Беларуси, Бабий Яр на Украине), мемориальные кладбища (например, Ваганьковское и Новодевичье кладбища в Москве). На территориях мест массовых расстрелов покоятся останки людей, как верующих, так и неверующих, принадлежавших к различным социальным группам, национальностям и конфессиям, в том числе и останки тех, кого Православная церковь причислила к лику святых Новомучеников. 1. Свято-Екатерининский монастырь (бывшая Сухановская тюрьма) (город Видное, Петровский пр.). Станция Расторгуево Павелецкой ж.д. Храмы. На территории монастыря располагалась Сухановская тюрьма, известная под названием «дача пыток». Неподалеку находилась государственная дача руководителей ОГПУ – Г.Г. Ягоды, а затем Н.И. Ежова. Монастырь был местом служения преподобномученика Иоасафа (Крымзина) и священномученика Ярослава Савицкого. В главном храме находятся два мощевика, в одном из которых – частица мощей великомученицы Екатерины.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

В завершение считаем своим долгом ознакомить читателей со свидетельствами новомучеников и исповедников российских о эволюции и дарвинизме . Например, преподобномученику Варлааму (Никольскому) (†1937) во время допроса следователь задал такой вопрос: «Вы среди детей-школьников пытались вести религиозную пропаганду? В частности, говорили о том, что в школах неверно объясняют происхождение человека?» На что святой отец ответил: «В прошлом году я проходил мимо школы, и ко мне обратился ученик школы с вопросом, откуда произошел человек, сказав, что учитель говорил на уроке о том, что человек произошел от обезьяны, и спросил меня, как я считаю, а я на это ответил ему, что от Бога» . В то же самое время другой светильник Христовой веры, священномученик Николай (Покровский) (†1937) также на допросе говорил: «Я человек религиозный, никогда не отказывался и не откажусь от своих убеждений, несмотря на то, что религия с наукой расходятся. Взять вопрос хотя бы о происхождении человека: я доказываю верующим и убеждён в том, что человека создал Бог, наука же говорит обратное» . Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин) (†1959) во время допроса на обвинение в том, что он игнорирует науку, ответил: «Это неправда, науку я люблю и всю жизнь учусь и другим советую учиться, ибо учение - свет, а неучение - тьма... [Но] о сотворении на земле жизни и человека я говорил, как написано в Святом Писании, по-другому и не мог сказать» . В то же самое время свидетель, сидевший в одной камере вместе со священномучеником Павлом (Андреевым) (†1937) рассказывал, как «священник Андреев... говорил, что советская власть проповедует учение Дарвина, что человек произошел от обезьяны, а это кощунство и ложь» . Вдумаемся. Наши новомученики под страхом смерти, перед расстрелом, с наганом у виска не отрекались от библейского святоотеческого учения о творении человека. А преемник св. апостола Петра, обязанный ex cathedra (с кафедры) свидетельствовать истину в любых условиях прогибается перед духом времени, перед весьма несовершенной (а временами и фальсифицированной) наукой, перед безбожниками и материалистами. И возникает законный вопрос: кого мы больше должны слушать - наших новомучеников или иноверного и маловерного папу Римского? И другой вопрос: а может ли он быть нам надежным союзником по свидетельству перед внешним миром, если он двоит истину, послушно следует за квази-теософом Тейаром де Шарденом и боится лукавого духа времени сего?

http://ruskline.ru/analitika/2010/05/06/...

   001   002     003    004    005    006    007