Из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч. «Иссахар» означает «награда». Это получающие великую награду за добродетельное житие на земле. Не видели ли уготавливающуюся им на небесах награду первомученик Стефан и апостол Павел ( Деян. 7:56 ; 2Тим. 4:8 )?! Не великой ли наградой было святому Сергию игумену Радонежскому обетование от Бога, что, как великое множество птиц, распространятся иноки его обители?! Велика награда небесная детей Божиих. Откр.7:8 Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч. «Завулон» означает «жилище силы» или «благоухание». Это люди, ставшие жилищем Божией силы, как и Христос говорил, что «облечетесь силою свыше» ( Лк. 24:49 ). Это ставшие, как говорит апостол Павел, «Христовым благоуханием Богу» ( 2Кор. 2:15 ). Не обителью ли силы Божией и духовным благоуханием в земной долине плача были многие монастыри, многие угодники Божии? Вспомним преподобного Серафима Саровского , который открыл Н.А. Мотовилову даже физическое восприятие благоухания и света Духа Святого. Это такие, о которых, как о Мардохее, может быть сказано, что он был «великим у Иудеев и любимым у множества братьев своих, ибо искал добра народу своему» ( Есф. 10:3 ). Из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч. «Иосиф» означает «приложение». Это те, кто вместе с Царством небесным получили многие земные блага по слову Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6:33 ). Так, Иосиф искал только верности своему Богу, а Бог дал ему быть вторым после фараона в Египте – величайшей державе того времени. Иные Христа ради оставляли все, что имели. Другие обильно благословлялись земными благами, стояли у кормила земных государств, оставаясь верными Христу. Таковы святая царица Елена, мать императора Константина, король франков Карл Великий, равноапостольный князь Владимир, крестивший Русь, благоверный князь Александр Невский, московская княгиня Евдокия (в монашестве Ефросинья), по смерти своего мужа Дмитрия Донского втайне под пышными княжескими одеждами носившая вериги.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Тогда преподобная решилась освободить сыновей своих от тяготевшего над ними смущения и, призвав всех их к себе, сказала им: «не смущайтесь, любезные дети мои! Я с радостию хотела претерпеть Христа ради всякое уничижение и людское злословие; но увидев одного из вас смутившимся, решилась открыть вам то, чего не открыла бы никогда и никому в мире. Узнайте, дети мои, истину, и да не смущают вас дошедшие до вас несправедливые обо мне клеветы». С последними словами она открыла часть своей одежды на груди, и сыновьям ее представилось поразительное явление: от чрезмерного воздержания, от усильных трудов и подвигов, тело ее иссохло, почернело, и плоть прильнула к костям. Юрий и братья его ужаснулись, узнав истину, и молили мать свою о прощении, что они дозволили себе, если не доверят, то, по крайней мере, колебаться и смущаться разнесшимися о ней несправедливыми слухами. Конечно, теперь они на все готовы были, чтобы уничтожить людскую молву и обнаружили намерение наказать виновников клеветы. Но преподобная Евдокия строго запретила им всякую на это попытку. Не желая освободить себя от бремени злословия ради имени Господа, она потребовала от своих сыновей, чтобы они никому не объявляли о том, что узнали о ней, и оставили б в покое поношающих ее клеветников. «Один Бог , сказала она, есть судья человеческих дел. Он долготерпелив и многомилостив и утвердит нас в любви своей. От Него одного мы должны ожидать избавления от всякого искушения и от всякого навета вражия». Таким образом, дав сыновьям своим наставление и много утешив их, она отпустила их с миром 75 . После сего происшествия, замечает жизнеописатель Евдокии, она с новою ревностию стала подвизаться в благочестии и с большим усердием начала молиться о себе, о сыновьях своих и о всей державе их, и Господь исполнял прошения ее 76 . О своей кончине преподобная Евдокия предизвещена была от Бога явлением ей ангела за несколько времени до ее преставления от сего мира. Чудесные следствия сего явления были видимы всеми, и через это Господь, без сомнения, хотел явить миру святость и добродетели своей угодницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Собр. т. III. 92. т. 1. 233) он как будто прямо поехал в Кострому, не заезжая в Переяславль 26 Иначе нельзя объяснить этого поступка Димитрия Иоанновича, разве предположив, что он сам почему – либо сделал распоряжение, чтобы Евдокия выехала из Москвы после него. Во всяком случае несомненно, что Димитрий, оставляя Евдокию в Москве, имел в виду, чтобы жители при отсутствии его не упали духом и, видя среди себя великую княгиню, с большею уверенностию надеялись на скорую от пего помощь 27 Сказание о Тохтамышевом нашествии... Пол. Соб. т. IV. прибавлен, стр. 85. т. VI. приб. стр. 98. Тоже в Инк. лет 29 «Ту мало не постигоша великие княгини». Ник. лет. IV. 136. Тоже говорится и в Ст. книге (1. 498), хотя без означения времени, где и когда именно была погоня. Ст. книга прибавляет, что татары гнались и за митрополитом Киприаном на дороге в Тверь, но также без успеха. 32 Слово о житии и преставлении в. к. Димитрия Иоанновича, в Поли. Соб. Лет. в приб. к т. IV стр. 352–353. Тоже с несколькими вариантами в Соф. Врем. 1. 387–390. 34 Собр. госуд. грам. т. I. 31, стр. 58–62. Другое завещ. Дим. Иоан., писанное прежде, там же 30. 35 Год рождения Евдокии неизвестен. Неизвестно также, каких лет она была, выходя в замужество за Димитрия Иоанновича. Поэтому трудно с точностию определить лета ее в год его кончины. Сделаем, впрочем, в этом отношении то, что можно. Выше было замечено, что бракосочетание Евдокии с Димитрием Иоанновичем совершено было в Январе 1366 года, а кончина сего государя случилась в Мае 1389-го года. Следовательно, Евдокия была в замужестве за Димитрием около 23-х лет с половиною. Теперь, так как известно, что по древнему обыкновению девиц выдавали в замужество иногда очень рано, – 12 и 13-ти лет, то можно полагать, что Евдокии в год смерти ее супруга было около 35-ти, или 37-ми лет. Вероятность этого предположения подтверждается: во 1-х собственными словами Евдокии в ее плаче, выражающими ее жалобу на молодость; во 2-х, некоторыми последующими обстоятельствами ее жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

В след за описанием молитвенных подвигов Евдокии во время нашествия Тамерлана, писатель краткого ее жития передает нам несколько частных случаев из ее жизни, свидетельствующих о той высоте благочестия и святости, до которой она достигла во время своего вдовства. Это именно испытание, которому преподобная подверглась от людского злоречия, и некоторые чудесные явления и действия, которыми Богу угодно было засвидетельствовать ее святость пред людьми. 74 Дела благочестия Евдокии, как то: построение церквей, опыты ее христианского милосердия, посещение храмов Божиих были в виду всех; но не многие знали о тайных, келейных ее подвигах. После смерти супруга своего, святая Евдокия, по словам ее жизнеописателя, стала прилагать труды к трудам и подвиги к подвигам; живя еще в мире, она вполне отреклась от него и изнуряла тело свое непрестанным постом, продолжительными бдениями, молитвою и другими упражнениями подвижнической жизни. Между тем, подвизаясь для единого Бога, она старалась скрыть от людей свои добродетели. Следуя заповеди Иисуса Христа: «ты же, егда поститися, помажи главу твою и лице твое умый»... ( Мф.6:17 ), – преподобная всюду являлась с веселым лицом, одевалась в великолепные одежды; даже носила несколько одежд, чтобы казаться тучною. Это было поводом, что людское злословие, не доверяя искренности подвигов ее благочестия, видимых всеми, не пощадило ее добродетели, и стало распространять разные клеветы касательно ее жизни. Евдокию начали обвинять в пышности, тщеславии, даже стали представлять сомнительным ее целомудрие. От преподобной не укрылись эти несправедливые слухи, распространившиеся относительно ее жизни; но она молчала и благодарила Бога, что имеет случай претерпеть ради Его людскую несправедливость. В глубине души она решилась перенести до конца жизни неправду клеветников и воздавать им за зло добром. Но Евдокию ожидало более тяжкое испытание: молва злоречия скоро достигла до ее сыновей и глубоко оскорбила их. Один из них, Юрий, был до того смущен и обеспокоен этою, быстро разнесшеюся, молвою, что не мог скрыть своего беспокойства от своей матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Димитрий видел это, видел собственными глазами в вообще слабость Орды, и возвратился в Москву с полным сознанием своей силы и с надеждою на избавление. Поэтому он не только поощрял и помогал удельным князьям отражать набеги Татар, приходивших по прежнему обыкновению для опустошения и грабежа пограничных областей, но несколько раз сам лично выступал против разорителей, или высылал войско под начальством своих воевод. Наконец однажды, именно в 1378 году, на берегах реки Вожи он разбил наголову отряд Татар, посланных Мамаем собственно с целию смирить и наказать непокорного московского князя. Это поражение привело в ярость Мамая, и он не хотел успокоиться до тех пор, пока не отмстит Димитрию. Мамаю казалось это тем легче, что сделавшись великим ханом, он имел в своем распоряжении силы всей Орды и, кроме того, надеялся на помощь от Ягайла, князя литовского. Русские, с своей стороны, давно уже отвыкнув трепетать при одном имени Татар, и особенно ободренные Вожскою победой, готовы были отразить новое нападение. Таким образом, роковая борьба была решена; та и другая сторона жаждала решить дело оружием, с той и другой стороны пачули делать приготовления. Вовсе несогласно с нашею целию входить в подробности этой борьбы. Мы коснемся только тех ее сторон, где она соприкасается с жизнию супруги Димитрия, сколько мы можем судить об этом по кратким, дошедшим до нас, летописным известиям. Известно, что Димитрий Иоаннович, узнавши о Мамаевом нашествии, по благочестивому обычаю своих предков, прежде всего поспешил в храм Богоматери с молитвою о подаянии небесной помощи против врагов, и потом уже разослал гонцов для собрания полков. Тогда вдруг все пришло в движение; каждый горел желанием принять участие в предстоящей борьбе. Кто не мог служить отечеству оружием, тот ревновал служить ему молитвами и делами христианского благочестия, В этом последнем деле Евдокия подавала первый и лучший пример. Забывая о предстоящей опасности для своего супруга, она помышляла об одном спасении отечества, и совершенно посвятила себя молитве и делам благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Соб. т. III. стр. 92), Архангельская (Кар. V. пр. 90), кратко замечают, что великий князь, отправившись в Кострому, взял с собою супругу и детей, или еще короче, что во время нашествия татар на Москву, он вместе с княгинею и детьми укрывался в Костроме (О пленении и прихождении Тохтамыша царя и о московском взятье, Поли. (Соб. т. IV. приб. стр. 89.) Наконец Никоновская Летопись и Степенная книга передают о судьбе Евдокии известия подробнейшие. Последними известиями мы руководствовались в нашем рассказе. Карамзин (т. V. пр. 90 Ист. стр. 45) отдает предпочтение известию Летописи Новгородской 1-й, как современной, которое, по его мнению, противоречит известиям, находящимся в летописи Никоновской. Но по нашему мнению между той и другой летописью, равно как и вообще между всеми летописными известиями о судьбе Евдокии вовремя нашествия Тохтамыша противоречия вовсе не существует. Это доказывается уже тем, что все летописи согласно указывают на Кострому, как на местопребывание Евдокии во время опустошения Москвы Тохтамышем. Разность же между летописными известиями объясняется тем, что одни из них говорят о происшествии кратко, другие подробнее. Так как Евдокия, оставшись сначала в Москве, после, через Переяславль точно прибыла в Кострому, где был великий князь, то некоторые летописцы указывают только на это обстоятельство в ее жизни, умалчивая о ее пребывании в Переяславле и Москве и представляя приезд ее в Кострому современным и совместным с приездом Димитрия Иоанновича. Другие же летописцы говорят о судьбе Евдокии подробнее и полнее, и следят за всеми подробностями ее пребывания в Москве и Переяславле до приезда в Кострому. Сомневаться в верности известий, передаваемых летописью Никоновскою и Степенною книгою на том основании, что 1-я Новогородская летопись и другие ничего не упоминают об этом, значило бы тоже, если бы мы стали сомневаться в верности известия летописи 1-й Новгородской о пребывании Евдокии вместе с Димитрием в Костроме на том основании, что другие летописи вовсе умалчивают об Евдокии при описании Тохтамыпиева нашествия; или если бы мы стали оспаривать известие Софийской летописи о пребывании Димитрия в Переяславле для сбора войск на том основании, что по некоторым другим известиям (Пол.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Все исчисленные нами добродетели Евдокии еще больше процвели и сторицею ею приумножены во второй период ее жизни – во время ее вдовства. II. Несчастия, скорби, страдания, которыми так часто бывает усеяна земная жизнь людей, даже благочестивых, по плану Всеблагого Промысла, имеют спасительную цель. Представляя во всей ясности непрочность и суетность всего земного, они, в душе верующего, истребляют последние остатки земных привязанностей и возбуждают его не прельщаться тленными сокровищами и с большею ревностию искать сокровищ нетленных, непреходящих. Душа праведника, очищаемая в горниле несчастий, сильнее и сильнее возгорается любовью к Богу и с постоянно возрастающею силою просиявает небесным светом и внутреннею благодатною жизнию. Такое именно действие производили на Евдокию испытанные ею скорби и душевные страдания во время ее замужества за Димитрием Иоанновичем. Они – то приготовили из нее ту великую угодницу, какою она является после смерти своего супруга. Искушенная несчастиями, добродетель ее становилась все чище и чище, светлее и светлее. Утверждаясь более и более в терпении и преданности Промыслу, благочестивая душа ее постоянно возвышалась к большим и большим подвигам. Смерть Димитрия Иоанновича была для Евдокии последним, самым тяжким испытанием, разорвавшим все связи ее с этим миром. Лишившись самого драгоценного, привязывавшего ее к временной жизни, теперь Евдокия готова была начать жизнь для одного Бога, предать все силы свои, всю себя на служение Ему; и нет сомнения, что теперь всего естественнее должно было родиться в ней желание посвятить себя иноческому житию, чтобы беспрепятственнее упражняться в подвигах благочестия. Но были важные причины, которые удерживали ее благочестивые порывы. Вспомним, что Димитрий Иоаннович устно перед своею смертию и письменно в своем духовном завещании поручил сыновей своих попечению своей супруги, завещал, чтобы они слушались ее советов и повиновались ее распоряжениям, и вообще предоставил Евдокии в семейной и отчасти в государственной жизни над ее сыновьями многие права. С этими правами возложены были на великую княгиню тяжкие, но, тем не менее, священные обязанности в отношении к царевичам. Мы заметили выше, что старшему из них, наследнику великокняжеского престола, от роду не было еще 17 лет; и следовательно он имел самую существенную нужду в руководстве и советах умной матери на трудном поприще управления государством.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

И во всем усердно подобствова богоугодному исправлению державного и благонравного си святаго супруга; С ним же единомудренно в заповедех Господних благозаконно живущи, породи ему сынове и дщери и воспита их благочестно. Пребысть же в супружестве 22 лета.   Повествование «Вмале сказания» строится на более кратком известии «Слова о житии и преставлении». В такой форме реализации житийного канона акцент смещается с семейной аскезы супругов (что характерно не только для преподобнических житий, но и для большинства житий в целом) на создание образцовой христианской семьи, для которой совершенный отказ от супружеских отношений не является обязательным условием. Проанализировав введение «Вмале сказания», мы можем заключить, что житийный канон в этой части произведения реализован при помощи библейских цитат, указывающих на единство святой со Христом и прочими подвижниками, сравнений, эпитетов и устойчивых выражений, характерных для житий преподобных и благоверных князей. Большинство этикетных формул направлено на создание художественной орнаментальности текста или служит средством абстрагирования, которые свойственны литературному канону этого времени . Житийный канон «Вмале сказания» поддерживает отношение нестрогого подобия равноапостольным князьям Владимиру и Ольге, которое задается в этой части произведения. Благоверная княгиня Евдокия становится еще одним примером «российской земли благочестия основания и православной веры утверждения» для читателя ее жизнеописания. Принимая непосредственное участие в управлении государством, святая княгиня несет подвиги молитвы, поста и милосердия по отношению к нуждающимся. Она органично сочетает две традиции женского служения: служение во власти и служение в семье.   Усачев А.С. «В мале сказание» о Евдокии-Евфросинии в Книге Степенной царского родословия//Духовный путь Московской Руси. Материалы научной конференции посвященной 600-летию со дня блаженной кончины преподобной Евдокии-Евфросинии великой княгини Московской. М., 2007. С. 70.

http://bogoslov.ru/article/4879246

О жизненном пути святой XII века преподобной Евфросинии Полоцкой рассказала настоятельница Спасо-Ефросиниевского женского монастыря Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви игумения Евдокия (Левшук). Как отмечалось в ее выступлении, именно труды преподобной Евфросинии, урожденной полоцкой княжны, в двенадцатилетнем возрасте принявшей иноческий постриг, во многом положили начало новому для Древней Руси женскому служению, в котором духовное подвижничество сочеталось с просветительской деятельностью. О важности воспитания девочек на примерах лучших женских образов русской классической литературы говорил Ю.В. Корешков, учитель русского языка и литературы школы города Дорогобуж Смоленской области. Докладчик детально проанализировал описание героинь повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», отметив, что их нравственная сила и достоинство при адекватной и современной подаче пушкинского наследия на школьных уроках и сегодня способна затронуть души и умы юных читательниц. Особенностям современного девического воспитания посвятила свой доклад Ю.В. Нефёдова, методист Московской педагогической академии, кандидат педагогических наук. Она напомнила о важности воспитания в девочках и девушках подлинного целомудрия, подразумевающего не только физическую чистоту, но и цельность мыслей и чувств, способствующую сознательному и последовательному отвержению соблазнов. Как подчеркнула Ю.В.Нефедова, тему целомудрия крайне сложно обсуждать с современными детьми, находящимися под гнетом принципиально иных общественных установок. «В нашем обществе господствуют две парадигмы: казаться и быть. Какими нужно казаться наши дети знают отлично. А каким надо быть? Хорошо, если они учатся этому дома на благочестивом примере собственных родителей, хорошо, если у них есть идеал, к которому они стремятся. К сожалению, таких детей меньшинство», отметила она. Рассказав о случае с восьмиклассницей одной из московских школ, которая чуть не покончила с собой из-за того, что сверстники за нестандартное по меркам современных подростков поведение называли ее «тургеневской девушкой», докладчица с тревогой констатировала, что в детской среде происходит подмена понятий на глубинном мировоззренческом уровне. В итоге положительные примеры героев классики перестают быть понятными нынешним школьникам. Вместе с тем, у детей сохраняется тяга к высоким чувствам, стремление обрести иные, непреходящие идеалы. Педагог выразила убеждение в том, что детей и подростков стоит воспитывать не запретами и запугиванием, а положительными примерами: «Не нужно рассказывать о том, как плохо быть растленной, нужно показать как хорошо, как красиво быть по-настоящему сильной, быть цельной, быть кроткой и целомудренной». По ее мнению, современному православному воспитателю важно привести детей к пониманию необходимости нравственной борьбы за свои взгляды и убеждения, равно как и к тому, что нужно иметь мужество иногда «плыть против течения», чтобы остаться самим собой.

http://pravmir.ru/v-moskve-proshla-konfe...

 Плотно сомкнуты губы сухие, Жарко пламя трех тысяч свечей. Так лежала княжна Евдокия На душистой сапфирной парче. И, согнувшись, бесслезно молилась Ей о слепеньком мальчике мать, И кликушка без голоса билась, Воздух силясь губами поймать. А пришедший из южного края Черноглазый, горбатый старик, Словно к двери небесного Рая, К потемневшей ступеньке приник. Память о великой княгине проходит через столетия. За ее любовь и милосердие еще при жизни преподобную Евфросинию называли матерью, а после смерти – покровительницей России. М.В. Первушин Богословские споры XIV века. Святитель Григорий Палама Во второй половине XIII века, после освобождения Константинополя от латинских захватчиков, Византия переживает возрождение интереса к греческой культуре, философии, искусству, богословию. Тогда же происходит расцвет и греческого монашества. Этот общественный институт распространяет свое влияние как на жизнь в самой империи, так и далеко за ее пределами. Монашеское движение того времени связано с понятием «исихазма». Слово это происходит от греческого слова «исихия», означающего «тишина», «молчание». Первоначально исихастами (т. е. молчальниками) назывались монахи, ведущие одинокий созерцательный образ жизни, в отличие от монашества общежительного. Вся жизнь исихастов была посвящена исключительно молитве. Эта молитва называется «умной», так как чтобы преуспеть в ней, необходимо было целиком сосредоточить внимание на произносимых словах, отрешившись от всего окружающего. В связи с возросшим влиянием монашества традиция «умной» молитвы была знакома не только отшельникам, но считалась основным «деланием» даже среди мирян. Однако никакой теоретической базы исихазма не существовало. Первым, кто сумел богословски обосновать это движение, был святитель Григорий Палама . Он происходил из знатной семьи византийского сенатора. Его отец был очень набожным человеком. Сохранились сведения, что он практиковал «умную» молитву и иногда даже во время заседаний сената погружался в нее. Рассказывают, что в одном таком случае император Андроник II сказал: «Не беспокойте его, пусть молится». Григорий Палама получил образование в Константинополе и завоевал репутацию блестящего знатока Аристотеля. После смерти отца, когда Григорию было около 20 лет, все оставшиеся члены семьи удалились жить в монастыри. Около 1315 года он и его брат стали монахами на Афоне, который к тому времени уже был крупным монашеским центром.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010