Ни хан, ни темник Мамай, ни вельможи ордынские не распознали истинных дум Дмитрия и встретили князя ласково. Он был опять пожалован великим княжением Владимирским и отпущен с большой честью, согласившись брать дань гораздо меньше прежней. В Орде Дмитрий сделал доброе дело для своего врага князя Михаила Тверского. Он выкупил из ордынского плена сына Михаила, малолетнего князя Ивана Михайловича за 10000 руб. В исходе осени 1371 года Евдокия с великой радостью встречала Дмитрия из Орды. Для Евдокии наступило, на несколько лет спокойное время семейного счастья. Своими качествами добротой и терпением княгиня Евдокия приобрела глубокое уважение лучших людей своего времени – Митрополита Алексея и, особенно, преподобного Сергия Радонежского. Когда у неё родился в 1373 году сын Юрий, Сергий Радонежский пришел пешком в Переяславль, где находилась княжеская семья, чтобы быть восприемником от купели новорожденного сына Евдокии. Этот день Евдокия считала одним из счастливейших в своей жизни. Рядом были и муж великий князь Дмитрий, и отец князь Дмитрий Константинович Суздальский, и мать княгиня Анна, и родные братья князья Василий Дмитриевич и Семён Дмитриевич (ещё не в соре, ещё живые). Сергий Радонежский самолично крестил её сына и возложил его на её руки. Быть может в память об этом событии, княгиня Евдокия построила в Переяславле церковь во имя Иоанна Предтечи и основала при ней иноческую обитель. Куликовская битва При строгом взгляде на свои христианские обязанности жены и матери, княгиня Евдокия редко являлась в обществе. Нужно было что-то чрезвычайное, чтоб заставить её выйти из семейного и дружеского круга и явиться на народе. Таким событием стали проводы супруга князя Дмитрия на великую и решительную битву с Ордой в 1380 году. За два года до того, в 1378 г. была победа великого князя Дмитрия в битве с татарами на р. Воже. И вот теперь сборы на новое сражение. Перед походом против войска Мамая великий князь Дмитрий Иванович в последний раз обходил соборные московские храмы. На площади перед Архангельским собором его ожидала группа женщин: великая княгиня Евдокия, Княгиня Елена Серпуховская - жена князя Владимира Андреевича жёны московских бояр, они вышли " отдать своему государю конечное целование " . Когда Дмитрий вышел из Архангельского собора и пошел к Евдокии, от слёз и волнения она не могла произнести ни слова. Дмитрий сам едва ни зарыдал, как говорит сказание: " не прослези бося народа ради " . Собрав всю силу духа, он проговорил слова псалма: " По аще Господь по нас, кто на нас? " - и вскочил на коня.(9. Стр.7).

http://sedmitza.ru/text/704716.html

За 22 года супружеского союза Евдокия родила 12 детей (8 сыновей и 4 дочерей) После свадьбы молодожены поселились в Москве, незадолго до этого в очередной раз сожженной неприятелем и изнуренной эпидемиями (1365). Евдокия разделяла с мужем его хлопоты и труды по восстановлению разоренного пожарами города. Видя в юной княгине Евдокии свою помощницу и защитницу, несчастные жители столицы приходили к ней за помощью, и никто не получал отказа. Сам Бог помогал Евдокии в ее многочисленных делах благотворительности, когда она проявляла заботу о нуждающихся, больных, страждущих, вдовах, сиротах, обездоленных. Дела христианского милосердия княгиня Евдокия сочетала с подвигами поста и молитвы. Хотя брак был заключен по политическим мотивам, он оказался счастливым, так как в основе его лежали взаимное доверие и любовь супругов. За 22 года идеального супружеского союза Евдокия родила 12 детей (8 сыновей и 4 дочерей). Двое из них, Василий и Юрий, впоследствии заняли Московский великокняжеский престол. Автор «Слова о житии…» князя Димитрия писал: «…Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы быть острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались». Большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии оказали святитель Алексий, митрополит Московский, который был близок княжескому семейству, и преподобный Сергий Радонежский (1314–1392), крестивший двух старших сыновей Димитрия и Евдокии. Духовником княжеской четы был ученик преподобного Сергия – игумен Симонова монастыря святой Феодор (ок. 1340–1394), впоследствии архиепископ Ростовский. Таким образом, супруги Димитрий и Евдокия в своей жизни опирались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля. Правление великокняжеской четы пришлось на время тяжелых испытаний: практически не прекращались войны с многочисленными врагами – внешними и внутренними. Мудрая и добродетельная Евдокия была твердой опорой мужу в несении им тяжелого креста управления страной. В 1368 и 1370 годах она вместе с мужем пережила осады Москвы литовскими и тверскими войсками, в результате которых вся Московская земля была опустошена. В 1371 году пришлось князю Димитрию ехать в Орду за ярлыком на великое княжение. В отсутствие супруга Евдокия со всем народом молилась о благополучном возвращении князя. Молитва их была услышана Господом, и князь вернулся из Орды в Москву.

http://pravoslavie.ru/160467.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВДОКИЯ (ТКАЧЕНКО) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евдокия (Ткаченко) (+ 1918 ), монахиня , преподобномученица . Память 15 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских . Подвизалась в Иверско-Серафимовском монастыре в городе Верном Семиреченской области. Летом 1918 года мать Евдокия утром пришла в скит, расположенный недалеко от г.Верного в горном урочище Медео на Мохнатой сопке, чтобы исповедаться и причаститься у иером. Серафима (Богословского) . О.Серафим принял у нее исповедь, но причащать не стал, т.к. она по рассеянности съела головку мака, и отпустил в монастырь. (Как сокрушался он после: " Если бы я знал, что ее убьют, конечно причастил бы ее " ) Вечером того же дня в Иверско-Серафимовский монастырь явились красноармейцы и потребовали, чтобы монахини выдали игумению Евфросинию (Бакуревич) , поскольку она генеральская дочь, но монахини спрятали ее в амбаре между мешков с мукой, и раздосадованные красноармейцы вместо игумении вывели на расстрел монахинь Евдокию и Анимаису. Поставив монахинь у монастырской стены, красноармейцы выстрелили. Пуля попала монахине Евдокии в голову и обезобразила лицо, а монахиня Анимаиса была ранена в плечо, сестры подобрали ее, и она впоследствии оправилась от раны. Подруга монахини Евдокии инокиня Феодора была настолько потрясена расстрелом и тем, как пуля обезобразила лицо ее сотаинницы, что заболела от нервного потрясения и долго не могла забыть окровавленного и обезображенного лица. Преподобномученица Евдокия тогда явилась ей во сне и сказала: «Феодора, что ты плачешь, чего боишься? Не плачь, ты же видишь, что я такая же, как была». После этого та перестала видеть лицо преподобномученицы обезображенным и исцелилась. 11 августа 1993 года мон. Евдокия была канонизирована Синодальной комиссией при Московском Патриархате как местночтимая святая Алма-Атинской епархии. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года была причислена к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Использованные материалы Редакция текста от: 27.09.2012 15:54:08 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/22043.html

Евдокия, несмотря на совсем юный возраст (а ей было всего 13 лет), сразу же проявила себя по отношению к народу по-матерински: помогала погорельцам отстраивать дома, на свои деньги хоронила умерших от чумы. Летописцы отмечали, что она тогда «много милости сотворила убогим». Деятельный, активный, сильный Димитрий и скромная, всегда в тени своего супруга, Евдокия искренне полюбили друг друга. «Любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь сказать, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии...» – так говорится о князе и княгине в летописях. В 1370 г. Евдокия родила первого сына Даниила (он не прожил долго), в 1371 г. – второго, Василия. Так и повелось: каждые полтора года – по ребенку: 8 мальчиков и 4 девочки за 22 года семейной жизни. Князь же бывал в Москве наездами – в перерывах между военными кампаниями. Следует сказать, что вся жизнь великокняжеской четы проходила под духовным руководством и благословением великих святых земли Русской: святителя Алексия и преподобного Сергия Радонежского, а также ученика преподобного святого Феодора, игумена Московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископа Ростовского), который был духовником Евдокии. А преподобный Сергий, кстати, крестил самого Димитрия и двоих из его детей. Но вернемся к юным Димитрию и Евдокии. Год 1368 ... Московское войско опустошило Тверскую область. В ответ на это в 1370 г. тверские и их союзники литовские войска подступили к Кремлю, где заперлись князь, Евдокия с детьми, бояре и митрополит. Нападающие не одолели каменные стены, но разорили все окрестности. В летописи сообщается, что «такого зла, как от литовцев, и от татар не было». Впрочем, то же самое могли бы сказать жители Тверского княжества о москвичах... Евдокия во всем поддерживала мужа и помогала смягчать для народа последствия войны. Год 1371... Князь Михаил Тверской получил великокняжеский ярлык. Димитрий выехал в Орду. Евдокия со страхом провожала молодого мужа – очень часто из Орды не возвращались. Но Димитрий был не так прост – чтобы вернуть ярлык, он привез хану большие дары, а, кроме того, выкупил за 10000 рублей (огромная по тем временам сумма – большая, чем сумма годовой дани с княжества) из плена сына Михаила Тверского. И держал какое-то время у себя как залог успешных переговоров с Тверью. В том же году произошли сражения с князем Олегом Рязанским, наиболее воинственным и независимым из князей. Помог в установлении мира преподобный Сергий Радонежский – он, как никто, умел тихо и кротко настраивать душу человека, извлекая из неё лучшие чувства. Именно Преподобный отговорил князя Олега от войны с Москвой... В том же году у Димитрия и Евдокии родился второй сын Василий.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Января 23 (5 февраля) Преподобномученица Евдокия (Кузьминова) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Преподобномученица Евдокия родилась 17 августа 1884 года в городе Истре Московской губернии в семье мещанина Петра Кузьминова. После открытия в 1909 году в Москве МарфоМариинской обители, которую возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна, Евдокия поступила туда и несла послушание сестры милосердия. После закрытия обители она вернулась на родину в Истру. За пребывание в Марфо-Мариинской обители ее лишили гражданских прав. В 1934 году Евдокия подала заявление о восстановлении в правах, но власти ей в этом отказали. Во время гонений на Церковь в конце тридцатых годов соседи по улице, где жила Евдокия, по требованию сотрудников НКВД подписали против нее лжесвидетельства, в которых, в частности, сообщалось, что та говорила: «Заключенных в лагерях заставляют работать день и ночь, по пояс стоять в воде, хлеба им дают по двести граммов, люди умирают сотнями от голода и холода, вот вам демократия и сталинская конституция, а людей арестовывают больше, чем когда бы то ни было». На основании подобного рода свидетельств, а также того, что она до последнего времени является «ярой церковницей», НКВД принял решение об аресте Евдокии, и 19 января 1937 года она была арестована и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. Допросы начались сразу же после ареста. – Следствием точно установлено, что вы, являясь ярой церковницей, среди населения города Истры проводили контрреволюционную деятельность. Подтверждаете вы это? – Да, я являюсь ярой церковницей, но контрреволюционной деятельностью я не занималась. – Вы лжете, в октябре 1937 года вы высказывали контрреволюционные террористические настроения по адресу руководителей партии и советского правительства. Требуем прекратить запирательства и дать правдивые показания. – Повторяю, контрреволюционных террористических настроений я нигде не высказывала. – Вы также обвиняетесь в том, что высказывали гнусную клевету по адресу советского правительства и советских законов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прмц. Евдокия Синицына, Москва, Таганская тюрьма, 1938 г. Фотография с сайта fond.ru Евдокия Ефремовна Синицына ( 1879 - 1938 ), послушница , преподобномученица Память 7 марта , в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Бутовских новомучеников Родилась в 1879 году в селе Тропарево Можайского уезда Московской губернии в крестьянской семье. В юности поступила послушницей Князь-Владимирский женский монастырь неподалеку от села Филимонки Подольского уезда Московской губернии. После закрытия монастыря в 1929 году осталась жить в домике в Филимонках, в котором проживала вместе с родственницей Татьяной Жуковой, тоже ранее жившей в монастыре, имевшей больную мать. Евдокия ухаживала за больной старушкой, а Татьяна работала. Иногда Евдокия выезжала в Москву , встречалась с другими монахинями. Одна из них проживала на Малой Грузинской улице. В январе 1938 года некий коммунист, живший в этом же доме, написал на Евдокию в НКВД донос. 25 января была выписана справка на арест послушницы, где в качестве обвинения значилось: " После закрытия монастыря Синицына совместно с другими лицами проводит в деревне контрреволюционную работу, направленную на срыв мероприятий партии и правительства. Распространяет церковную литературу, внушает религиозные убеждения, вовлекает в круги церковников молодежь и детей… " Доносчик был вызван на допрос, где рассказал следователю, что послушница Евдокия " распространяет церковную литературу, внушает религиозные убеждения, вовлекает в кружки церковников, особенно резкую работу она ведет среди молодежи и детей, благодаря чему многие выходят из комсомола… Синицына вместе с другими монашками ходят по районам, где расположены военные заводы и другие промышленные пункты, где особенно ведут свою агитационную работу… возможно, ведут шпионскую работу. Эта группа располагает большими средствами, но источник их я не знаю (возможна связь с заграницей)… Синицына приезжала в Москву с целью подорвать выборы, распространяла контрреволюционные слухи… лично меня старалась вовлечь в свою организацию, давала церковную литературу, старалась отклонить меня от правильного пути… во время проводимой коллективизации вела разлагательскую работу, благодаря чему очень многие вышли из колхозов… "

http://drevo-info.ru/articles/13672050.h...

В тоже время преподобная Евдокия исцелила до 30 человек недужных, страдавших различными болезнями 79 . Вошедши в монастырь, преподобная Евдокия немедленно приняла Христово иго; она облеклась в иноческий образ под именем Евфросинии, как мы уже заметили, выше в старой церкви Вознесения. Это случилось 17-го Мая 1407-го года – день, который доселе празднуется в Вознесенском монастыре в память пострижения его основательницы 80 . 17-го Мая совершилось пострижение Евдокии, а 20 числа того же месяца, следовательно через три дни после своего поступления в обитель, она заложила новую каменную церковь Вознесения 81 . Сооружение ее должно было быть окончательным делом в устроении монастыря. В новой церкви Евдокия, вероятно, заранее приготовила и место для своего временного покоя после преставления от сего мира. Замечательно, что закладка новой церкви совершена была в незабвенной для Евдокии и для всего московского государства день погребения Димитрия Иоанновича. Может быть, она хотела почтить этим память своего супруга. Но преподобной Евдокии не суждено было кончить начатого ею дела Изнуренная трудами, несчастиями и чрезмерною строгостию своей подвижнической жизни, она скончалась скоро после закладки новой церкви Вознесения, и именно, в том же году, Июля в 7-й день 82 . Оплаканная сыновьями своими, боярами и всем народом, она погребена была в приготовленном заранее ею самою месте, внутри строившегося тогда храма Вознесения, где и доселе почивают ее мощи, под спудом в недавно (в 1822 г.) устроенной, медной высеребренной раке 83 . Прославленная в сей жизни, преподобная Евдокия удостоена прославления и после своей кончины. Много раз видели, что у гроба ее возгоралась сама собою свеча, никем не зажженная 84 – каковое чудесное явление служило непререкаемым доказательством святости преподобной. Монастырь же ею основанный, – так заключает жизнеописатель Евдокии краткое описание ее жития, – «ее молитвами постоянно обогощался всеми благами и изобиловал всем нужным 85 ». 1 Источниками для жизнеописания Евдокии служили: 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Другое государственное событие, в котором, по известиям летописей, принимала участие преподобная Евдокия, – это было избавление Москвы и всей России от грозного нашествия Тамерлана. Весть о приближении его к пределам Московского государства и о взятии им Ельца, привела в ужас всю Россию. Все ожидали, что отечество подвергнется такой же участи всеобщего опустошения, какая постигла его при нашествии Батыя. Василий Димитриевич, достойный преемник своего отца, выказал при этом необыкновенную твердость духа. Он собрал войско и повел его против врага тем же путем, которым шел некогда отец его против Мамая, Между тем, силы были далеко неравные, и поэтому ожидали избавления только свыше. Жители Москвы наложили на себя строгий пост и усердно, со слезами молились в церквах, которые были отверсты с утра до глубокой ночи. Митрополит Киприан почти не выходил из церкви, молясь за великого князя и за православное воинство; он призывал к себе, остававшихся в Москве, великих князей и великих княгинь и укреплял их в терпении и надежде на избавление. В это время Евдокия вступила на тоже поприще деятельности, на каком мы видели ее при жизни ее супруга, во время нашествия Мамая. Как тогда, так и теперь, она подавала народу пример твердого упования на вышнюю помощь от Бога и, вместе с другими, «воссылала к Нему сугубые молитвы о избавлении России от предстоящей скорбим» 71 . И вот, по ее молитвам и внушению, продолжает ее жизнеписатель, и по повелению сына ее самодержца Василия и первосвятителя Киприана, перенесена была из Владимира чудотворная икона Богоматери 72 . Известны и незабвенны чудные следствия этого достопамятного события: 26 Августа (1385 г.) митрополит с епископами и клиром, дядя великого князя Владимир Андреевич и Евдокия с великокняжеским семейством, в сопровождении бесчисленного множества народа, со слезами и теплыми молитвами, встретили небесную заступницу на Кучковом поле; увидев ее еще издали, все пали ниц и молили о заступлении. В этот самый день и час, Тамерлан в сновидении увидел светозарную жену, окруженную сиянием и тьмами молниеносных воинов, которые грозно устремляли на пего свои острые мечи. Устрашенный этим видением, он тот час велел войскам своим идти обратно от пределов России 73 . Так Евдокия, и во время вдовства своего, должна была еще раз пережить ужасы татарского нашествия! Без сомнения, своими молитвами она немало тогда содействовала спасению нашего отечества от угрожавшего ему разорения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Великая княгиня Евдокия, во иночестве преподобная Евфросиния, основательница Вознесенского девичьего монастыря в Московском Кремле Источник Великая княгиня Евдокия 1 , супруга в. к. Димитрия Иоанновича Донского, была дочь Димитрия Константиновича, князя суздальского 2 , и супруги его, княгини Анны. О детстве и воспитании Евдокии, и вообще о жизни ее до вступления ее в брак с Димитрием Иоанновичем, до нас не дошло никаких сведений. Об отце ее, Димитрия Константиновиче, известно, что он отличался благочестием и любовью к духовному просвещению 3 . Нет сомнения, что в таких же правилах он воспитал и дочь свою Евдокию. Последующая благочестивая жизнь ее – в супружестве за Димитрием Иоанновичем и после его кончины – доказывает, что семена благочестия в ее сердце посеяны были еще в юных летах. Летописцы, восхваляя добродетели и богоугодную жизнь Димитрия Иоанновича, всюду вместе с этим восхваляют благочестие и добродетели его супруги Евдокии. «После брака – говорит неизвестный составитель жития Димитрия Иоанновича Донского – они жили целомудренно, как златоперсистый голубь и сладкоглаголивая ластовица, и с ревностию заботились о своем спасении» 4 . «Святая и христолюбивая великая княгиня Евдокия – говорит ее жизнеописатель – во всем усердно подражала жизни державного и благонравного своего супруга, с которым, живя единомысленно в заповедях Господних, родила ему сынов и дщерей и в благочестии воспитала их» 5 . Говоря о любви святой Евдокии к благолепию храмов Божиих и ее ревности к устроению и украшению их, летописцы сравнивают ее в этом отношении с Мариею, супругой Всеволода Великого 6 , а по святости жизни ее и добродетелям, поставляют на ряду с святою Ольгою, Владимиром и другими святыми князьями и княгинями, просиявшими своим благочестием в земле Русской 7 . Жизнь святой Евдокии, естественно, разделяется на две, почти равные, половины. Первая половина – от вступления ее в брак с Димитрием Иоанновичем до его смерти; вторая – от смерти ее супруга до собственной ее кончины. В первую половину своей жизни Евдокия является любящею супругой, чадолюбивою матерью, и отчасти принимает некоторое участие в жизни государственной. Последнюю половину она преимущественно посвящает себя подвигам благочестия, устроению и украшению храмов Божиих, и в особенности Вознесенского монастыря, и только заботы о воспитании сыновей и возложенные на нее, в отношении к ним, ее супругом обязанности отвлекают ее от совершенного посвящения себя служению единому Богу. I

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Святая благоверная великая княгиня Московская Евдокия, в иночестве преподобная Евфросиния. Время жизни святой благоверной великой княгини Евдокии (†1407) совпадает с эпохой великого игумена земли Русской Преподобного Сергия Радонежского, тайнозрителя Святой Троицы. Княгиня Евдокия была супругой великого князя Московского Димитрия Донского. Благочестивую чету можно с полным основанием считать учениками Преподобного Сергия. Не случайно летописец сравнивает их со святыми равноапостольными Ольгой и Владимиром. Святая благоверная великая княгиня Евдокия была дочерью Димитрия Константиновича, князя Суздальского. Детство провела она в Суздале и Переяславле-Залесском, в неспокойной обстановке постоянных междоусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья. С ранних лет княгиня Евдокия привыкла полагать все свое упование на Бога. В 1367 году она вступила в брак с великим князем Московским Димитрием Иоанновичем, впоследствии прозванным Донским. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы. В своей жизни они опирались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик Преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря, святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобный Сергий был крестным отцом их двоих детей (всего у княжеской четы было 5 сыновей и 3 дочери). Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголо-татарского ига разделяла княгиня Евдокия. Поход благоверного князя Московского Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы (всемирно-историческая победа русских на Куликовом поле совершилась в этот праздник). Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. Храмоздательство и основание монастырей трудами святой благоверной княгини Евдокии содействовали расцвету русского храмостроительства в XIV веке, начало которому было положено постройкой храма в честь Пресвятой Троицы Преподобным Сергием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010