Было много и других чудес. В 1651 г., на охоте около Саввина монастыря, на царя Алексея Михайловича напал большой медведь. Но царю явился прп. Савва и спас его. По повелению царя Алексея Михайловича в 1652 г. святые мощи прп. Саввы были открыты и положены в раке в монастырском соборе, где они почивали до нашего времени, а сам он был причислен к лику святых.  В 1812 г. прп. Савва явился ночью принцу Евгению Богарне, итальянскому вице-королю, который со своими войсками остановился около монастыря, и сказал ему, что, если его войска не тронут монастыря, он сам благополучно вернется на родину, а потомки его будут жить в России. Утром принц пошел в монастырь и узнал явившегося ему на иконе. Он приказал солдатам не трогать монастырь. А затем сбылось предсказание преподобного. Сам принц Евгений благополучно вернулся на родину и мирно скончался в 1824 г., с титулом герцога Лейхтенбергского, а сын его, герцог Максимилиан, женился на вел. княжне Марии Николаевне, и дети его стали русскими. Сейчас потомки его находятся за границей. •  В 1398 г. по просьбе кн. звенигородского Юрия Димитриевича, сына св. Димитрия Донского, преподобный положил начало Сторожевскому монастырю в 2 верстах от Звенигорода и в 50 верстах от Москвы. Первая церковь в обители освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После устроения каменного собора в него были перенесены мощи преподобного, в этот календарный день, 19 июля, местно празднуется память преподобного.  Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, Великая Княгиня Московская (+ 1407) Память ее празднуется 17 мая, 7 июля в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирскихсвятых. 28 мая 1389 г. вел. князь Димитрий Иоаннович умер от ран, полученных на Куликовом поле: ему не было еще сорока лет. После его кончины вдова его, вел. княгиня Евдокия, устроила во дворце своем женский  Вознесенский монастырь.На XIV и XV вв. приходится расцвет монашеской жизни на Руси. В это время стали благоустраиваться и женские монастыри: до тех пор они были в зависимости от мужских, подчинялись их игуменам и часто отделялись от них только одной стеной. Митрополит Алексий основал в Москве женский монастырь в честь своего ангела, Алексия человека Божия, впоследствии перенесенный в Красное Село — предместье Москвы, а на его месте основал в Москве Зачатьевский монастырь, где находятся могилы сестер его, монахинь Юлии и Евпраксии. Устав этим монастырям он дал новый, всецело подчинил их игуменьям и сделал независимыми от мужских. По этому же уставу основала в Москве мать князя Владимира Андреевича серпуховского (двоюродного брата и соратника вел. князя Димитрия) Рождественский монастырь, ставший усыпальницей знатных женщин, а вел. княгиня Евдокия Димитриевна - Вознесенский в Кремле. Собор 1551 г. окончательно этот устав утвердил. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Более 700 человек сыграли в ролевую игру в честь прп. Сергия Радонежского в Орской епархии 20 мая, 2014. Новостная служба Действующими лицами ролевой игры стали в том числе князь Владимирский и Московский Димитрий Донской и княгиня Евдокия. 20 мая. ПРАВМИР. В рамках празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского в Орсхкой епархии провели ролевую игру. Мероприятие состоялось по благословению Преосвященного Иринея, епископа Орского и Гайского, — сообщает Пресс-служба Орской епархии . В ролевой игре приняли участие порядка семисот учеников воскресных школ Орска, Новотроицка, Гая, Медногорска, Адамовки и других населенных пунктов епархии. Урок-игра «Жить – Богу служить» прошел в районе строящегося Иверского женского монастыря г. Орска. Епископ Ириней также обратился к собравшимся с приветственным словом: «В нашей епархии стало хорошей традицией – проводить молодежные игры, которые могут помочь в выборе верного жизненного пути. Очень важно найти свое призвание, чтобы, развив Богом данные таланты, освоить профессию и быть полезным своей Родине и людям. В год празднования 700-летия преподобного Сергия Радонежского, покровителя земли русской, мы собрались в стенах строящегося в нашем городе монастыря в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Издавна на Руси монастыри были местом чистосердечного служения Богу и духовно-нравственного преображения людей. Монашество – это, можно сказать, самая высокая профессия в мире, потому что человек полностью посвящает себя Богу и по благодати Божьей становится способным молитвой незримо действовать, творить чудеса во благо всего общества». Действующими лицами ролевой игры стали в том числе князь Владимирский и Московский Димитрий Донской и княгиня Евдокия. Кульминационным моментом урока-игры стало воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Встречу завершила совместная трапеза. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/bolee-700-chelovek-syi...

Время всегда одно: спасать свои души и благоугождать Христу Цель у нас одна – и у мирян, и у монахов: распять свои грехи и страсти, очистить свою душу для благодати Святого Духа. А для этого может понадобиться очень многое. Даже вериги. Великая княгиня Евдокия Московская – супруга Димитрия Донского – после смерти мужа помогала в управлении княжеством своему сыну. Эти заботы неизбежно вели к суете. В таких условиях нужен был постоянный подвиг трезвения – и под княжескими одеждами на изможденном постом теле святая носила вериги. В наших святцах она именуется «преподобной», хоть и прожила после пострига всего два месяца. Однако вся ее жизнь, исполненная молитв, постов и бдений, была подлинно монашеской. Семья Василия Великого. Слева направо: Святитель Григорий Нисский (брат), праведная Макрина (сестра), праведная Эмилия (мать), святитель Петр Севастийский (брат) и святитель Василий Великий Святые Иулиания Лазревская, Евдокия Московская, Эмилия – мать святителя Василия Великого; Анфуса – мать святителя Иоанна Златоуста; Кирилл и Мария – родители преподобного Сергия Радонежского; Сергий и Варвара – родители преподобного Александра Свирского и прочие праведники, которых сонмы и тысячи, встанут на Страшном Суде напротив нас и скажут: «Ну что, брат? Тебе было тяжело? – а я умирал каждый день. Ты не мог купить машину и съездить в отпуск? – а я падал от поста. Ты не высыпался и поэтому не мог молиться? – а я спал два часа в сутки и сокрушал свои страсти бдением. Я распялся за Христа, хотя мог бы жить спокойно и наслаждаться богатством. Я умер еще при жизни, а ты и в гроб за собой тащишь мip». В чем нам их упрекнуть? Что у некоторых из них были слуги? Нам их заменяют стиральная машина, центральное отопление и водопровод. Что некоторые из них были богаты? Кто имел богатство, тот его расточил и раздал нищим. Что время было другое? Но время всегда одно: спасать свои души и благоугождать Христу. И это время идет. И уходит. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анна 17 марта 2018, 11:51

http://pravoslavie.ru/111381.html

Состоялась церемония вручения Патриаршего знака Великой княгини Евдокии Московской 23 января 2008 г. 14:33 23 января в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась церемония вручения Патриаршего знака Великой княгини Евдокии Московской. Высокая награда учреждена Региональным благотворительным общественным фондом им. Великой княгини Евдокии Московской в 2007 г., в год 600-летия преставления княгини Евдокии (в инокинях Евфросинии). В отличие от ордена и медали прп. Евфросинии , этот знак является не церковной, а общественной наградой. Церемонию возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, вручивший Патриарший знак Великой княгини Евдокии Московской настоятельнице Кресто-Воздвиженского Иерусалимского женского ставропигиального монастыря игумении Екатерине (Чайниковой), Заслуженному строителю Российской Федерации Г.Н. Евсеевой, многодедтной матери А.И. Ладыгиной, председателю попечительского совета целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» С.В. Медведевой и профессору Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова-Иванова Л.П. Соколовой. В мероприятии приняли участие Заместитель мэра в правительстве Владимир Виноградов, являющийся председателем Попечительского совета Фонда Великой княгини Евдокии, благочинный храмов Центрального округа Москвы протоиерей Владимир Диваков и священник Алексий Ладыгин, настоятель строящегося на Нахимовском проспекте храма преподобной Евфросинии Московской. Перед началом награждения Владимир Виноградов обратился к Святейшему Патриарху со словами благодарности за поддержку начинаний Фонда и благословение на учреждение Патриаршего знака. Вручая Патриарший знак, Предстоятель Русской Церкви отметил, что тот подвиг, который совершила Великая княгиня Евдокия, имеет большое значение для всех русских людей, поскольку своей жизнью она подала пример христианского отношения к своему народу и Отечеству. «Имя преподобной Великой княгини Евдокии будет возвращено в память наших соотечественников, мы будем гордиться этим именем и вдохновляться ее подвигами, которые она совершили во славу нашей страны», — подчеркнул Святейший Патриарх. «Мы имеем возможность наградить сегодня тех людей, которые вносят огромный вклад в возрождение России, — отметил Патриарх. — Наша история является тем фундаментом, на котором зиждется российское государство». Великая княгиня Евдокия была супругой св. благоверного князя Димитрия Донского и вошла в историю Русской Православной Церкви и государства Российского как святая, стоявшая у истоков новой объединенной Московской Руси, сочетавшая в своей благочестивой жизни государственное служение с монашеским деланием. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/354551.htm...

Брак Димитрия и Евдокии послужит залогом мира между двумя русскими княжествами - московским и суздальским, а суздальский князь Димитрий из вчерашнего врага станет московскому князю Димитрию добрым другом. Великокняжеская свадьба по обычаям тех времен состоялась пышно и торжественно в древней Коломне. И свадьбе этой, как пишет древний летописец " Земля Русская была рада " . До сего времени чудом сохранилась деревянная церковь во имя Воскресения Господня, где венчались восемнадцатилетний князь Димитрий и тринадцатилетняя княжна Евдокия. Молитвенное настроение юной супруги, ее благочестие и богомудрие пришлось по сердцу добродетельному Великому Князю Московскому Димитрию: их брак длился 22 года и стал примером целомудренного супружества. Летописец найдет удивительно нежные и трогательные слова, описывая счастливую супружескую жизнь великокняжеской четы: " Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественнаго Духа распалялись и слезами покаяния очищались " . Супружеская жизнь великокняжеской четы протекала под руководительством духоносных старцев Русской Земли - святителя Алексия, митрополита Московского, святителя Феодора Симоновского, архиепископа Ростовского и великого печальника Святой Руси - преподобного Сергия Радонежского. Святитель Алексий, так много значивший в жизни великого князя, с младых лет Димитрия опекавший его, заменивший отроку земного отца, благословил этот брак. Святитель Феодор, родной племянник преподобного Сергия Радонежского и игумен Симонова монастыря, был избран Димитрием Донским в духовные отцы. Его духовными детьми стали многие именитые люди Москвы, ибо слыл уже при жизни преподобный Феодор святым. Сюда, в храм Рождества Богородицы в Старом Симонове, приезжала Великая Княгиня Евдокия со своим супругом на исповедь, здесь причащалась она Святых Христовых Таин, здесь поверяла Господу и Пречистой Его Матери свои сердечные страдания... В любимом храме княгини будут похоронены герои Куликовской битвы - Пересвет и Ослябя, сюда же привезут тела и мужественных бояр, бок о бок сражавшихся с Димитрием Донским.

http://pravoslavie.ru/sretmon/efrosinia....

...Василий вернулся в Москву победителем Тамерлана. Эта духовная победа произошла 26 августа 1395 года. А княгиня Евдокия решает окончательно уйти от мира и полностью отдаться делам духовным. Она посвящает себя строительству Вознесенского монастыря в Кремле. Его мечтала она сделать местом своего упокоения от трудов праведных. Но только незадолго до смерти удастся Великой княгине совершить то, к чему она стремилась всю жизнь. Перед смертью ей явился Архангел Михаил и возвестил о скорой кончине. Уже совершенно не связанная с миром, княгиня Евдокия решает постричься и провести остаток дней в затворе. Сказание гласит, что шествие Великой княгини в монастырь ознаменовано было Божиим благословением и чудом. Один слепец попросил ее об исцелении. Великая княгиня как бы случайно опустила слепому на руку край своей одежды. Нищий с глубокой верой отер им глаза. И у всех на виду совершилось чудо: слепой прозрел! По преданию, в день пострига княгини от различных болезней исцелилось тридцать человек. И народ, и Святая Церковь прославят этот день как день памяти московской святой. Великая княгиня примет в монастыре постриг с именем Евфросинии, что значит - Радость. Такой она была всегда для людей - радостью земной и радостью духовной. Скончалась Великая Печальница отеческих страданий 7/20 июля 1407 года. Ее погребли при огромном стечении народа в основанном ею Вознесенском монастыре. Монастырь, к сожалению, был разрушен в 1929 году. И мощи преподобной, как и останки других великих княгинь, были в одну ночь перенесены верующими людьми в Судную палату, что находится в подвалах Архангельского собора Московского Кремля, куда вход сейчас крайне затруднен. Обретем ли мы когда-нибудь для поклонения мощи русской святой - на то воля Божия. Один русский мыслитель сказал, что в каждом городе должен быть поставлен памятник русской женщине, давшей России новые жизни. Но наша память, наше молитвенное обращение к святым русским женам - не есть ли лучший памятник их терпению, скорбям и молитвам, коими всегда стояла и стоять будет Русская Земля! В Москве начато строительство едва ли не первого храма в честь святой русской женщины - преподобной Евфросинии Московской, заступницы женщин и детей.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200205/01.h...

«Прославлена была от Бога…» К 600-летию со дня преставления великой княгини Московской преподобной Евдокии (Евфросинии) Аркадий Тарасов Илья Глазунов. Княгиня Евдокия в храме. Из цикла «Поле Куликово». 1979 2007 год от Р.Х. богат для Русской Православной Церкви на юбилеи, кратные ста. В их числе 500-летие со дня рождения митрополита Московского и всея Руси Филиппа (Колычева), истинного ревнителя Православия, не побоявшегося выступить против произвола Ивана Грозного и впоследствии принявшего мученическую смерть; 600-летие преставления одного из ближайших учеников и первых последователей Сергия Радонежского преподобного Саввы Сторожевского, который, как и его учитель, имел огромный авторитет у современников, в том числе у представителей правящего в Москве рода Даниловичей; 900-летие «хождения» игумена Даниила в Палестину — паломничества, открывшего Руси Святую Землю… Среди этих заметных событий и 600-летие со дня преставления великой княгини Московской преподобной Евдокии (в иночестве — Евфросинии), супруги Дмитрия Донского. Она была дочерью суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича — правнука родного брата Александра Невского Андрея и его жены Анны. Новорожденную княжну нарекли Евдокией, что в переводе с греческого означает «благоволение». Точное время рождения Евдокии неизвестно. В исторической литературе можно встретить указание на 1353 год. Также полагают, что когда 18 января 1366 года она выходила замуж за московского князя Дмитрия Донского ей было 12 или 13 лет. Однако достоверных исторических сведений, которые бы свидетельствовали о рождении Евдокии, пока не обнаружено. Ничего неизвестно и о ее детских годах. Брак Евдокии с Дмитрием Донским закреплял связи между двумя могучими княжествами — суздальским и московским, которые в течение длительного времени боролись за великое княжение владимирское, и должен был впредь обеспечить мирные отношения между ними. В 1371 году Евдокия родила старшего сына Василия, впоследствии великого князя московского Василия I Дмитриевича (1389–1425). Всего же великокняжеская пара имела восемь сыновей и четырех дочерей, включая умерших во младенчестве. В 1373 году Сергий Радонежский, уже при жизни особенно почитаемый Дмитрием Донским и являвшийся наставником Евдокии, крестили в Переславле их второго сына Юрия. Близкая духовная связь соединяла Евдокию так же и со святителем Московским Алексием.

http://pravoslavie.ru/3334.html

С 1991 года в с. Зятьково зарегистрирована православная община. При открытии храма община была зарегистрирована как приход храма преподобною Сергия Радонежского. В храме достаточно хорошо уцелели росписи, последний раз поновленные в 1921 году. Религиозная картина Талдомской округи в прошлом была сложной и неоднозначной. Писатель М. М. Пришвин называл окрестности Талдома и Кимр «приютом беглецов от церкви, государства и общества». В «Очерках Тверского раскола и сектантства» 1895 года можно найти подтверждение этого мнения. В соседнем Корчевском уезде вокруг села Кимры гнездился так называемый беспоповский филипповский раскол. Филипповцы среди других толков старообрядцев-беспоповцев отличались наибольшим аскетизмом и фанатизмом. Самосожжение считалось у них не самоубийством, а мученичеством за веру, и таких случаев было известно достаточно много. В дореволюционном очерке о расколе говорилось следующее: «Кроме Кимр, как на более видные пункты в той местности нужно указать на приходы сел: Бела-городка, Иоанна Предтечи, Белого, Пухлимского, Зятьково… а из Калязинского уезда село Талдом». Из писцовых книг XVII столетия известно, что село Зятьково исстари было вотчиной древнего Вознесенского женского монастыря, располагавшегося в московском Кремле. До 1764 года у знаменитой обители было 16 тысяч крепостных крестьян по всей России. Монастырю принадлежали села, деревни, пашни и мельницы под Москвой, Волоколамском, Вереей, в Рузском уезде, во Владимирской, Нижегородской, Калужской, Брянской, Самарской губерниях. Вознесенский монастырь получал с вотчинных владений необходимые средства для содержания храмов и живущих в нем монахинь. Монастырское руководство назначало управляющими имениями так называемых «посельских монахинь». Почти в каждой монастырской вотчине жили также приказные и слуги, которым обитель выдавала жалованье. Вознесенский (Стародевичий) монастырь находился у Спасской башни внутри московского Кремля. Обитель была основана в 1407 году великой княгиней Евдокией – вдовой благоверного князя Дмитрия Донского. В то время в Москве было два женских монастыря – Алексеевский и Рождественский. Великая княгиня Евдокия решила последовать примеру основательниц этих двух монастырей, игуменьи Иулиании и Марии, и создать новую женскую обитель, которую еще до кончины избрала местом своего погребения. Впоследствии монастырь приобрел то же значение, что и Архангельский собор московского Кремля. Если Архангельский собор стал усыпальницей великих князей и царей, то в Вознесенском монастыре, основанном супругой Дмитрия Донского, погребались великие княгини и царицы. Рядом с Фроловскими воротами (Спасской башней) Кремля, где впоследствии был основан женский монастырь, великая княгиня Евдокия провожала на бой и встречала своего супруга князя Дмитрия Донского после победной Куликовской битвы. На этом месте прежде находился дворец Дмитрия Ивановича и терем княгини.

http://sobory.ru/article/?object=03835

Оставшись вдовой после двадцати трех лет брака, Евдокия посвятила жизнь Церкви и духовным подвигам. В то же время есть основания полагать, что она проявила себя и как умелая хозяйка многочисленных вотчин — об этом свидетельствует ее активная строительная деятельность, на которую требовались солидные средства. Жизнь Евдокии после смерти Дмитрия Донского характеризуется летописным «Сказанием о блаженной великой княгини Евдокии во инокинях Евфросинии», составленном в традиционном стиле древнерусской литературы похвалы умершим князьям: «По преставлении же супруга своего великаго князя Дмитрея Ивановичя по Бозе трудолюбезно пребываше, воздержанием же плоть свою изнуряа, целомудрие же съхраняа и чистоту душевную, вкупе же и телесную со всецем смиреномудрием просвещая, прочее же милостивным нищелюбием богоугодное житие исправляа, кроме всякого тщеславия, имиже въможно есть Богу угодити». Наиболее известным и, пожалуй, самым главным детищем Евдокии в последние годы жизни становится Вознесенский женский монастырь, основанный ею в Московском Кремле за Фроловскими воротами на месте княжеских теремов (разобран в 1929 году). Эта обитель стала третьим женским монастырем Москвы. Уже в XV столетии устанавливается традиция, по которой собор монастыря служил усыпальницей великих княгинь (впоследствии — цариц) и женщин из правящего дома. Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль при Дмитрии Донском. Акварель      Именно в Вознесенском монастыре 17 (30) мая 1407 года незадолго до смерти Евдокия приняла монашеский постриг с именем Евфросиния (в переводе с греческого — «радость»). 7 (20) июля 1407 года она преставилась ко Господу и была погребена здесь же. В XIX веке Ефвросиния была местночтимо канонизирована и оказалась на долгое время, до прославления великой княгини Елисаветы, единственной женщиной в соборе московских святых. Более того, канонизация Ефросинии состоялась намного раньше прославления ее мужа, Дмитрия Донского, который был причислен к лику святых лишь в 1988 году. Осенью 1999 года состоялось знаменательное событие, по сути являющееся вторым обретением мощей Евфросинии. Археолог Т.Д. Панова завершила исследование предполагаемых мощей великой княгини, находившихся вместе с другими останками после разрушения Вознесенского монастыря в подклете Архангельского собора, и надежно подтвердила их подлинность. В настоящее время в Москве в районе Котловки строится храм в честь преподобной Евфросинии (Евдокии), великой княгини Московской.

http://pravoslavie.ru/3334.html

Мы знаем, что преподобные особенно молились Божией Матери. Преподобный Серафим Саровский в своей келье имел одну только икону Божией Матери, перед которой он молился и перед которой он скончался. Божия Матерь является образцом целомудрия, в котором нуждаются не только девствующие, но и вдовствующие и живущие в браке. Эти три основные добродетели: любовь к Богу, смирение и целомудрие были в совершенстве у Божией Матери. И если мы, христиане, дерзаем называть Ее своей Матерью, то мы должны и иметь эти же добродетели, подражая Ей. В настоящее время, когда в нашей стране происходит возрождение нравственности на основании духовных ценностей, которые мы потеряли в период воинствующего безбожия, нам необходимо вспомнить Святую Русь и тех святых, которые старались подражать Божией Матери самоотверженной любовью к людям. Княгиня Евдокия, супруга князя Дмитрия Донского, была верной помощницей не только в хозяйственных делах и княжеских, но особенно она была помощницей в духовной жизни. Она вдохновляла своего мужа на битву с татарами. С другими московскими женщинами благоверная великая княгиня помогала русской рати, бившейся на Куликовом поле, своими горячими молитвами, воздвигая небо и московских чудотворцев ополчиться против неверных. Рано схоронив своего мужа, Евдокия жила подвижницей в честном вдовстве, но скрывала от людей свои подвиги. Имея тело, иссохшее от поста, чтобы прикрыть свою худобу, носила на теле по нескольку одежд, придававших ей вид тучности, и являлась всюду в пышности своего сана. Воспитав пятерых сыновей, княгиня приняла монашество с именем Ефросиния. В молитве и подвиге проходили последние годы ее жизни+ Однажды, незадолго до конца ее жизни, она шла в Вознесенский монастырь, один нищий слепец стал просить ее даровать ему зрение. Княгиня украдкой подала ему рукав своей одежды, которым он утер лицо и прозрел. Она, совершив свой земной путь, почила 7 июля 1407 года и погребена была в основанном ею Вознесенском монастыре, и затем она причислена была к лику святых.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoj-bogo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010