Радуюсь, что само это теперешнее священное Собрание – благодаря участию в нем Высокопреосвященнейшего Владыки митрополита Мелетия и Преосвященнейшего епископа Владыки Иеремии – так ясно свидетельствует о кафолической – всеобъемлющей – природе Православия и о живом единстве Православной Церкви. Благодарно исповедую мою привязанность к смиренной, но славной нашей Богословской школе преподобного Сергия, к ее прошлому, когда я в ней учился под ректорством приснопамятного епископа Кассиана и к ее настоящему, в котором мне благодаря приглашению ректора о. протоиерея Алексия и совета профессоров – теперь уже пять лет дано принимать участие. Сколь многим я обязан общению с учителями моими, с моими коллегами и студентами. Кончая, возвращаюсь к началу моего слова. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» Что у меня, что не было бы дано от Него. Все мое – не от меня. Итак, я должен теперь замолкнуть. Могу только преклонить сердце и колена и просить о дарах Благодати Утешителя. «Дух Премудрости Твоея моим подаждь помышлениям, Дух разума безумию моему даруй… да на всяк день Духом Твоим благим к полезному наставляем, сподоблюся творити Заповеди Твоя.» Да совершается сила Христова – и в немощи моей. Да исполняется в моем служении воля Небесного Отца – и мною, недостойным Его Благости. Аминь Воздвижение Креста Господня Так возлюбил Бог мир… Начало церковного года обращает наши взоры на Крест Христов – знамение непреодолимой любви Бога к созданному Им миру. Открывается церковный год двумя великими праздниками: сначала мы радостно встречаем Рождество Пресвятой Богородицы, а потом совершаем торжество Воздвижения Креста. Так соединяются в эти дни память о начале земного пути Христова с памятью о завершении этого пути. В начале пути – приснодевственная Богоотроковица, а в конце его – Крест, Воскресение, Слава… Приснодевственная Божия Матерь, Животворящий Крест и Живоносный Гроб – три великие знамения любви Божией к миру. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

Разделы портала «Азбука веры» По благословению преосвященнейшего Феодора епископа Каменец-Подольского и Городокского Искупление человека — тема рассматриваемая в данной брошюре, с точки зрения святых отец, учителей Православной Церкви. Брошюра составлена из переписки св. отцов (изд. М. 1887 г.). Автор писем точно не известен. Предисловие “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь” ( Мф.22:37 ). Так изложил Господь суть первых четырех заповедей. “Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” ( Мк.16:15,16 ) — заповедал Господь ученикам своим. Видим из сего, что крещение есть необходимым, но не единым условием спасения. Нужна еще вера, вера не слепая, а всем разумением. Но как современному человеку, носимому буйными ветрами различных еретических учений, исповеданий и заблуждений, уразуметь евангельские истины. Пытливый и свободный ум человеческий задает себе подобные вопросы: Апостол говорит: вера от слышания. Но современные средства массовой информации позволяют быстро разносить различные учения противоречащие истине и друг другу. Что удивительного в том, что часто образованный человек, но мало просвещенный учением апостольской Церкви, не может часто изъяснить для себя, казалось бы, и очевидные истины. В таких затруднениях необходимо прибегнуть к помощи святоотеческого учения Православной Церкви, свято хранящей неизменным учение Святой Соборной и Апостольской веры. Искупление человека — тема рассматриваемая в данной брошюре, с точки зрения святых отец, учителей Православной Церкви. Брошюра составлена из переписки св. отцев (изд. М. 1887г). Автор писем точно не известен. О искуплении Спасителем человека Цель воплощения Сына Божия есть спасение людей, нас ради человек и нашего ради спасения сшел Он с неба. Средство для этой цели могла найти только Божеская премудрость, и средства избранного Богом никогда не мог измыслить никакой сотворенный ум, как бы ни был он высок. Домостроительство нашего спасения ясно свидетельствует о бесконечной премудрости Единого премудрого Бога.

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-uchenie-o-...

С радостью возвещая это к всеобщему сведению в наших Патриарших посланиях, мы призываем вас вплоть до избрания из вашей среды вашего нового канонического митрополита и пастыря сохранять неразрывную связь сыновней любви с назначенным Матерью Церковью местоблюстителем вашей Церкви Преосвященнейшим митрополитом Карельским и всей Финляндии Иоанном, с готовностью принявшим на себя временное пастырское попечение о вас в этот переходный период. Напоминая вам о великом долге достойно представлять Православие в вашей стране, мы повторяем вам слова апостола Павла к ефесянам: «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира; одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» ( Ефес. 4:1–4 ). Итак, радуйтесь, братия; и паки реку – радуйтесь. Радуйтесь о Господе, стремясь сохранять любовь со всеми, в радости Воскресения забывая о прошлом и стремясь в будущее, стремясь к награде высшего звания – звания во Христе Иисусе. Сам Господь наш Иисус Христос , Жених и Кормчий Церкви, да управит вас через Своих служителей по всякой воле Божией; да поведет вас от славы к славе; да подает вам благодать за благодатью и да покажет святую православную Церковь Эстонии достойным членом семьи православных Церквей, а вас – народом славным, призванным, святым, способным и достойным, чтобы вы возвещали препрославленное и поклоняемое Имя Его неосужденно и непостыдно, становясь для всех образцом любви, братолюбия, ревности по Бозе, со всяким благословением духовным на небесах. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа, вместе с нашим сердечным отеческим и Патриаршим благословением, да будет со всеми вами, возлюбленные православные эстонцы, братия и чада. Пламенный к Богу молитвенник [Патриарх] Варфоломей Константинопольский. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Савва, еп. Харьковский «Верный друг – крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. Верный друг – врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его. Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что, каков он сам, таким делается и друг его». ( Сир.6:14–17 ; по русскому переводу) Содержание Воспоминания о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском Приложение. Поездка преосвященного Леонида, в 187З году, в С.-Петербург     Воспоминания о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском С августа 1850 г., когда почивший ныне в Бозе преосвященный архиепископ Леонид был ректором Вифанской семинарии и настоятелем Московского Златоустова монастыря, а я, по окончании курса в академии, определен был на должность синодального ризничего в Москве, между нами началось близкое знакомство, обратившееся потом в тесную, искреннюю дружбу, не прерывавшуюся до последних дней жизни почившего архипастыря. С того же времени началась между нами взаимная дружеская переписка, продолжавшаяся в течение 26-ти лет. У меня сохранилось более 200 писем и записок моего приснопамятного друга. В декабре 1876 года, вскоре по получении мною горестного известия о неожиданной кончине преосвященнейшего Леонида, последовавшей 15-го числа того декабря, мне пришло на мысль перечитать его дорогие ко мне письма и записки. Но при этом родилось у меня непреодолимое желание написать что-либо в память о моем незабвенном друге и брате. Составить полную его биографию я не имел возможности, так как не было и нет у меня под руками достаточных для сего материалов. Поэтому я ограничился составлением воспоминаний о почившем архипастыре. Источниками при сем служили для меня частью мои личные наблюдения, частью устные рассказы о некоторых обстоятельствах своей жизни самого преосвященного, а главным образом наша взаимная многолетняя переписка. Так как имя почившего в Бозе архиепископа Леонида пользовалось громкой известностью и славой во всех сферах общества, как низших, так и самых высоких, и притом не только в Москве и Ярославле, но и гораздо далее этих пределов: то всякое печатное о нем и о его высоких личных качествах слово, думаю, не может не интересовать его многочисленных почитателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Священник Иустин Ольшевский Дело и деятельность Переводческой комиссии Православного миссионерского общества 39 (в извлечении читано 27 марта 1894 г. в общем собрании полтавского отделения Православного миссионерского общества) В истекшем году нашим миссионерским комитетом отправлена значительная сумма денег в г. Казань в распоряжение Переводческой комиссии Православного миссионерского общества, как об этом и доложено было собранию в прочитанном сейчас годовом отчете нашего комитета. Посему, с благословения преосвященнейшего владыки, на сей раз я честь имею занять просвещенное внимание почтенного собрания сообщением кратких исторических сведений о деле и деятельности названной Переводческой комиссии. Вопрос этот есть вопрос о духовном просвещении инородцев. Кроме своего, в данном случае, так сказать, частного, интереса, вопрос этот имеет и высокий общий интерес ввиду того глубокого значения, какое имеет дело Переводческой комиссии для всех миссий среди многочисленных инородцев нашего обширного отечества. Когда в великий священный день Пятидесятницы впервые раздалось мощное, огненное слово проповеди святых апостолов, тогда каждый из бывших в Иерусалиме пришельцев, явившихся из разных стран от разных народов, услышал святые слова на родном для себя языке. По сообщению книги Деяний апостольских, вот как слушатели апостольской проповеди засвидетельствовали совершившийся факт: мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их (то есть святых апостолов) нашими языками говорящих о великих делах Божиих ( Деян. 11:8–11 ). Этот факт стал руководственным на все времена для Церкви Христовой. Православный Восток, приобщая благу христианства новые народы, всегда старался доставить новопросвещенным возможность читать слово Божие и совершать богослужение на родном для них языке. Когда западные проповедники пытались ограничить чтение слова Божия и совершение богослужения только теми тремя языками, которые употреблены были для таблички на Кресте Христа Спасителя, то есть языками римским, греческим и еврейским, то восточные проповедники признали в этом трехъязычную ересь. Таким образом, священная и богослужебная книга на языке, понятном для народа, всегда была первым и неизменным спутником православного проповедника истины Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник произносит отпуст: Воскресший из мёртвых Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, (святых храма и дня – имена их), святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасёт нас, как благой и Человеколюбец. Хор: Великого господина и отца нашего (имя) , Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и господина нашего преосвященнейшего (имя) , митрополита (или: архиепископа, или: епископа, – название кафедры) , богохранимую страну нашу Российскую, настоятеля, братию и прихожан святого храма сего (или: игумена с братией святой обители сей) и всех православных христиан, Господи, сохрани на многие лета. И начинаем первый час.   Если же день непраздничный, хвалитные псалмы читаются; начинаем так: Хвалите Господа с небес. Тебе подобает песнь, Богу. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Тебе подобает песнь, Богу. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Тебе подобает песнь, Богу. Хвалите Его, солнце и луна: и далее до конца (смотри выше, стр. 31). Если нет «хвалитных» стихир, вместо Слава, и ныне: читается: Тебе слава подобает, Господи, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Слава Тебе, показавшему нам свет. Славословие вседневное Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение. Восхваляем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, славословим Тебя, благодарим Тебя ради великой славы Твоей. Господи, Царь Небесный, Боже Отче Вседержитель, Господи, Сын Единородный Иисусе Христе, и Дух Святой! Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отчий, подъемлющий грех мира, помилуй нас. Подъемлющий грехи мира, прими молитву нашу, Сидящий справа от Отца, помилуй нас. Ибо Ты – один Свят, Ты один – Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. На всякий день благословлю Тебя и восхвалю имя Твоё во веки, и в век века. Господи, Ты стал для нас прибежищем от рода в род. Я сказал: Господи, помилуй меня, исцели душу мою, ибо я согрешил пред Тобой. Господи, к Тебе я прибег, научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой. Ибо у Тебя источник жизни, во свете Твоём мы увидим свет. Простри милость Твою к знающим Тебя. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Аминь. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Благословен Ты, Владыка, вразуми меня повелениями Твоими. Благословен Ты, Святой, просвети меня повелениями Твоими. Господи, милость Твоя вовек, созданий рук Твоих не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Да радуется творение,/да веселятся все, на земле рожденные,/ибо у ада ненавистного отнята добыча;/пусть жены с ароматами Меня встречают;/Я избавляю Адама и Еву со всем их родом,/и в третий день воскресну. Катавасия: Не рыдай надо Мною, Матерь,/видя во гробе Сына,/Которого Ты во чреве без семени зачала,/ибо Я воскресну и буду прославлен,/и во славе вознесу, как Бог,/непрестанно с верою и любовию/Тебя величающих. После девятой песни Трисвятое. Чтец: Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. (3) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради. Господи, помилуй. (3) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Чтец: Аминь. И поем тропарь, глас 2 Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная,/тогда ад умертвил Ты сиянием Божества./Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил,/все Силы Небесные взывали:/«Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!» Ектения сугубая Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. Хор: Господи, помилуй. (3) Ещё молимся о Святейшем Патриархе нашем (имя) , и о преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) нашем (имя) , и о всём во Христе братстве нашем. Хор: Господи, помилуй. (3) Ещё молимся о богохранимой стране нашей Российской, о всём народе и властях её, да тихую и безмятежную жизнь проведём во всяком благочестии и чистоте.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

Слово о содействии прежде всего направляю к ближайшим моим сотрудникам, – пастырям церкви Алеутской. В сию страну вступаю я впервые, мало зная ее. Вы же трудитесь здесь давно, раньше меня; многие из вас сроднились с нею, а иные и родились в ней. Уповаю, что в предстоящем служении моем вы окажете мне великую услугу своим знанием сего края и людей его, своим опытом, явитесь для меня воистину сотрудниками, мужами совета и разума. О содействии и сотрудничестве мне прошу не только пастырей, но и всю мою паству возлюбленную. Церковь Христову св. Ап. Павел мудро сравнивает с телом, а в теле не один член, но много ( 1Кор.12:14 ), и они имеют не одно и то же делание ( Рим.12:4 ), но каждый свое: око – свое, рука – свое, и каждый член необходим и не может обойтись без другого, все они пекутся друг о друге, и нет распри в теле ( 1Кор.12:21,25,26 ); так и вы, братие, тело Христово и уди отчасти (ст. 27), и комуждо вас дадеся благодать по мере дарования Христова ( Еф.4:7 ), дадеся к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова (ст. 12). Посему вы с истинною любовию возращайте в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (ст. 15–16). Еще св. Златоуст говорил: «не слагайте все на духовных; вы и сами многое можете, вы знаете друг друга лучше нас»... Посему и вы, братие, назидайте друг друга: вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем; блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст, но всегда доброе гоните друг ко другу и ко всем ( 1Сол.5:4–15 ). Бог же всякия благодати, призвавый вас в вечную Свою славу о Христе Иисусе, Той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует. Тому слава и держава во веки веков, аминь ( 1Петр.5:10–11 ). 11/23 декабря 1898 г. г. Сан-Франциско Речь Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, при вступлении на архиерейскую кафедру. Сан-Франциско, 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Таким образом, Преосвященнейший Иов не переставал на меня действовать и в Костроме. Ибо хотя я с ним и разлучился по плоти, но в духе всегда желал быть с ним в союзе, и кажется, не проходило дня, когда бы я не вспоминал о нем, и о духовном Отце моем. (Притом же, некоторые семена, насажденные ими в душу мою, уже здесь начали развертываться, по твоему благоволению обо мне, Промыслитель Небесный, и под Твоим влиянием свыше. От разных огорчительных, для самолюбия моего, случаев Екатеринославских, мало по малу, как из слияния песчинок малых составляются большие камни, скопилась в сердце моем злоба против людей, через которых десница твоя, Господи, смиряла и очищала меня. Как я ни бился, не мог своими силами освободиться от сей ехидны, засевшей во мне, а когда Ты пришел на помощь, то в одну ночь совершил дело Твое, так что я проснувшись приметил в себе перемену счастливую, на которую было во сне и указание, и с человеком, на которого прежде не мог взглянуть спокойно, обошелся в то утро, как с другом своим. Это случилось незадолго перед отъездом моим сюда, но тогда еще я ничего не знал о сем перемещении. Впрочем, осталось еще в душе моей место, в котором жила и питалась ехидна злобы, тонкая тина гордой самоправедности, которой я не мог бы приметить в себе, если бы не помог Преосвященнейший. Он и прежде еще старался открыть сего неприятеля, таившегося в изгибах моего сердца, но его поиски оставались недействительными. Наконец, когда я был уже для семинарии Екатеринославской как отрезанная ломоть, к откровенной доверенности и благосклонности Архипастыря присоединилась, с представлениями своими, дружба, и удалось ей приметить во мне врага, скрывавшегося под прикрытием опасений и любви моей к ученикам некоторым. Она вытеснила его из окопов молчания, а ласка начальника выманила его в открытое многословия поле, так что я, при обличительном свете совести, не мог не узнать в себе любомщения, переодетого в ревность ко благу общему. «Откровенно скажу, – говорил я Преосвященнейшему, – что О.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

тогда захотелось мне узнать о четвертом оном звере (Синодальный перевод: ...тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере). В то же время некоторые места у архимандрита Макария переведены более точно, чем у его наставника. Например, Притч.17:17 : Во всякое время друг любит, а во время нужды будет как брат новорожденный; у Павского: Друг любит во всякое время, а брат рожден на случай нужды (Синодальный перевод: Друг любит во всякое время, и, как брат, явится во время несчастья); Иер.23:33 : И когда спросит тебя народ сей, или Пророк, или священник, говоря: какое бремя Иеговы, то скажи им: какое бремя, то есть: отвергаю вас, говорит Иегова; у Павского: И когда спросит у тебя народ сей, или Пророк, или священник, говоря: что произнес Иегова, то скажи им, что произнес, то есть отвергаю вас (говорит Иегова) (Синодальный перевод: Если спросит у тебя народ сей или пророк, или священник: «какое бремя от Господа?», то скажи им: «какое бремя? Я покину вас, говорит Господь») С. 330–331]. Исследователи – современники преподобного Макария: и официальный рецензент протоиерей И. Иванов , и архиепископ Филарет (Гумилевский) – в целом оценивали его перевод достаточно высоко. Преосвященнейший Филарет писал: «Перевод его верен еврейскому тексту, и язык перевода чистый и приличный предмету. Остается жалеть только о том, что переводчик мало употреблял в пособие перевод LXX» С. 470]. Нельзя с этим не согласиться, следует лишь уточнить, что на самом деле архимандрит Макарий совсем не «употреблял в пособие перевод LXX», ибо ставил задачу сделать перевод с одного только еврейского текста. Оценивая значение проделанной преподобным Макарием работы, один из его биографов писал: «Его... переводы... вместе с переводами протоиерея Г. П. Павского, которому он следовал, служили немалым подспорьем для последовавшего издания Библии в русском переводе по благословению Св. Синода» С. 41]. 71 Один из биографов преподобного Макария высказывает предположение, что архимандрит Филарет, деятельнейший член Российского библейского общества, привлекал студента Михаила Глухарева к работам по переводу Священного Писания на русский язык, которые осуществлялись в те годы под эгидой Общества (см.: Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010