2170 Митрополит Зосима в составленной им пасхалии на 8-ую тысячу лет называет вел. княз. Москов. новым Константином новому граду Константина – Москве. Рус. Ист. Биб. т. VI, столб. 799. 2179 Послание Иосифа митрополиту Симону. Пам. Старин. Русск. Литерат., вып. IV, стр. 209, столб. 2. 2190 Послание игумена Волоколамского монастыря Иосифа к Нифонту, еп. Суздальскому. Русск. Истор. Библиот. т. VI, столб. 820. 2194 Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное Савв., еп. Крутицким, изд. Невоструева, стр. 43. 2197 Житие преп. Иосифа, составленн. Саввою…, стр. 48. Послание Иосифа к Кутузову. Др. Росс. Вивлиоф. ч. XIV, стр. 196. 2198 Послание Серапиона к митрополиту Симону. Памятн. Старин. Русск. Литерат. вып. IV, стр. 212, столб, 1. 2205 Чтобы не быть голословными, укажем на следующие свидетельства: 1) Выдержки из Волоколамск. Сборн. библиот. Московск. Дух. Акад., приведенные из одного поучения XV в. у А.С. Архангельского , преп. Нил Сорский , стр. 187–188. Список отреченных книг митрополита Зосимы. Русск. Истор. библиот., т. VI, столб. 792–794. Послание вятскому духовенству митрополита Ионы. ibid., столб. 594–595. Послание архиеп. новгородского Геннадия митрополиту Симону. Акт. Истор. т. 1, 104, стр. 147, столб. 2 и стр. 148, столб, 1. Стоглав. изд. Субботина, гл. 5, вопр. 6, стр. 50; гл. 25, стр. 123–124. Сочин. Максима Грека , казанок. изд., т. III, стр. 92, 165. Послание старца Артемия. Русск. Истор. Библиот. т. IV, столб. 1383–1384. Характеристика образованности духовенства XVI в. у преосвящен. Макария в его истор. русск. церкв. т. VIII, стр. 337. 2206 Епископск. поучение князьям и всем православных христиан. (XV в.). Русск. Истор. Библиот. т. VI, столб. 851–852. Окружная грамота Ростовск. архиеп. Феодосия духовенству от 1458 г. Акт. Истор. т. 1, 64, столб. 1. Послание митрополита Ионы вятскому духовенству около 1452 г. Послание ему же митрополита Геронтия (1486–1489 гг.) ibid. т. 1; 97. стр. 141, столб. 1. Послание митропол. Симона от 1501 г. пермскому духовенству ibid. 112, стр. 167, столб. 1. Послание митрополита Фотия в Псков (прежде 1431 г.). Русск. Истор. Библиот. т. VI, 58, где о городском духовенстве, столб. 494. История бесплодной борьбы митрополита Феодосия с бесчинием московск. духовенства. А.С. Архангельский , цитов. соч., стр. 189–190. О «зазорном поведении» вдовых попов – Преосвящ. Макар. Истор. Русск. Церкв. т. VI, стр. 122–123. Стоглав изд. Суббот., гл. 5, вопр. 18, стр. 60–61. Указания того же Стоглава на пороки всего вообще белого духовенства: гл. 5, вопр. 1, стр. 47; вопр. 17, стр. 59; вопр. 22, стр. 64–65; гл. 29, стр. 130–131; гл. 41, вопр. 9, стр. 176; вопр. 10, 12, стр. 177; вопр. 31, стр. 198. Сочинения Максима Грека , казанск. изд., т. II. – Слово о том, какие речи рекл бы убо к содетелю всем епископ тверской, сожжену бывшу соборному храму и всему двору его… и самому граду… и како отвечает ему… Господь… стр. 263, 266, 269–270.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выпуск 1-й 1876 г. Балаболин Пётр Занимается частной деятельностью Виноградов Илья Учитель Бежецкого З-кл. городск. по пол. 72 г. училища Зайцев Игнатий Учитель уездного училища Соловьев Анисим Им. зв. у. уч., служит на Кавказе Выпуск 2-й 1877 г. Ветлицкий Василий Учитель Бежецкого З-кл. городск. по пол. 72 г. училища Вишнев Иван Голубев Михаил Учитель-пом. Ржевского городского училища Зазыкин Николай Учитель Троице-Нерл. 2-кл. училища Калужского уезда Игнатьев Василий Сведений не имеется Клюев Павел Учитель Дорож. 2-кл. училища Зубцовского уезда Козлов Александр Учитель Сухон. 1-кл. МНП училища Новоторжск. уезда Крикунов Александр Заведующий Можайц. 2-кл. училища Новоторжск. уезда Меглицкий Николай Сведений не имеется Мороз Константин Сведений не имеется Предтеченский Иван Сведений не имеется Плигин Петр Румянцев Виктор Умер в 1890 г. Румянцев Егор Наставник естеств. в Полив. учительской семинарии Самсыгин Иван Сведений не имеется Семенов Алексей Учитель Пятнице-Беренд. 2-кл. училища Звенигор. уезда Московской губернии Выпуск 3-й 1878 г. Большаков Василий Занимается частной деятельностью Васильев Димитрий Заведующий Раменск. 2-кл. училища Бежецкого уезда Воробьев Петр Учитель-инспектор Ржевского городского училища Галахов Иван Гурьев Павел Диакон в Весьегонском уезде Зубанов Абрам Сведений не имеется Крылов Алексей Диакон в Тверской губернии Морошкин Владимир Занимается частной деятельностью Попов Индис Служит в министерстве финансов Певцов Трофим Саутин Алексей Учитель Рамешского. 2-кл. училища Беж. уезда Смирнов Иван Учитель Селиж. прих. уч. Осташков. уезда Соболев Осип Соколов Илья Шантурин Василий Учитель Осташкинского училища Новоторжского уезда Выпуск 4-й 1879 г. Благовещенский Алексей Занимается частной деятельностью Воронин Николай Помощник классного наставника Тверской гимназии и смотритель Тверского музея Галактионов Иван Троице-Нерл. 2-кл. училище Калязинского уезда Доброхотов Николай Сведений не имеется Коняев Петр Помощник кл. наставника Тверского реальн. училища

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Капцова, Анна Михайловна, вдова потомственного поч. гражданина Карпова, А. Т., вдова Действ. Ст. Совет. Касимов, Ал-др Дим., Моск. свящ. Кедров, Виктор Иванов., свящ. Моск. Керенский, Алексей С., учит. Краснослоб. дух. училища Кириллов, Ал-др Вас., городск. голова г. Благовещенска Киятский, Мих. Яковл., кандид. М. Д. А. Климент, архимандрит, Настоятель Новоспасского Московского монастыря Ключарев, Иоанн Петр., свящ. Моск. Ключевский, Вас. Осип., проф. М. Д. А. Князев, Ник. Як., свящ., Смотрит. Ефремовск. дух. учил. Коновалов, Дм. Гр., доцент М. Д. А. Колосов, Ник. Ал-др., свящ. Моск. Косминков, Серг. Павл., свящ. Смотр. Холмск. д. учил. Коссин, Гавр. Яков., Моск. свящ. Костылев, И. М. —19— Красновский, Витал. Аникит., Моск. свящ. Красновский, Ник. Аникит., свящ. Моск. Крестианполь, Никанор Игнатьев., свящ. г. Каменца-Подольска Коротков, Сергей Николаевич Крашенинников, Сергей Семенович Крестовникова, Екатерина Иванов., вдова Мануф. Советника Кривошеин А. Королев, Иван Иванович Крылов, Сер. Васил., пом. биб. М. Д. А. Крылов, Ник. Еф. Кукин, Константин Кириллович, пот. почётн. гражд. Кунин, Алексей Алексеевич Кутецов, Ив. Павлов., пот. поч. гражд. Лабзов, Иосиф Глебович Лавров, Дмитр. Васильев., Смотр. Починк. дух. учил. Лебедев, Ал-ий Ал-др., свящ. Моск. Лебедев Лебедев, Вас. Ив., Инспек. Олонецк. д. семинарии Лебедев, Ник. Констант., свящ. Моск. Липеровский, Николай Димитриев., свящ. Московск. Логинов, Андрей Семен., Моск. купец. Ливанский, Илия Васил., прот. г. Орла Лучинин, Вас. Петр., лектор М. Д. А. Любимов, Николай Александров., свящ. Моск. Ленивов, Николай Андреевич Лямин, Сергей Ив., пот. поч. гражд. Мазурин, Конст. Митрофанович, пот. почётн. гражд. Малиновский, Н. II., прот., ректор Подольской дух. семинарии Малютина, II. с-вей Т-во Марков, Вас. Мих., свящ. Моск. Марков, Конст. Мих., свящ. Моск. —20— Марков, П. М., свящ. Московск. Марков, Сергий Мих., свящ. Моск. Масленников, Н. Ф. Модестов, Ник. Ал-дров., свящ. Моск. Модестов, Серг. Серг., прот. Моск. Молчанов, Ал-др Илар., свящ. Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вернуться 18 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С.346. Вернуться 19 Бл. Иероним. Осьмнадцать книг толкований на пророка Исайю. – Творения. Киев, 1906, 1911, т. 7. – С. 122. Вернуться 21 Августин Аврелий. О граде Божием/Творения: в 4 т.//Т. 3. – Киев: Алетейя: УЦИММ-Пресс, 1998. – С. 595. Вернуться 22 О Душе/Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан; пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указат. А. Ю. Братухина. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008. – С.254. Вернуться 23 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С. 358. Вернуться 24 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С. 340. Вернуться 25 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – 5 кн. Ч.2: Толкование на пророка Исаию. – Репр. изд. 1891. – М.: Паломник, 1993. – С. 334. Вернуться 27 Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Духовной Акад., 1898. Беседа на 1 Кор. 29: 1. Вернуться 28 Метафора – образное сравнение, например: Вот глина в руке горшечника, то вы в Моей руке… (Иер. 18: 6). Вернуться 29 Упоминание о чем-либо, что должно пониматься сведущими людьми, как указание на другую реальность, например: Восстань, святись (Иерусалим); ибо пришел свет твой… (Ис. 60: 1) – имеется в виду Небесный Иерусалим и Слава Божия в Царстве Божием, притягательные для всех царей и народов земли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

90 . Гротт. Γ β ΧΧΙ (XII-XШ вв.): а. испорченная в начале. б. – пронумерованы=«4» и т.д. в.=«мол. на заре 9 ». г. следует последование с ексапостиллария до просительной ектении. 91 . Софийск. сл. 518 (ГПБ) (XIII в.) (Веч.К?; Паннухис неполн.): а. «молитвы заутренние»: б. [I], в.=«мол. на Слава в вышних ». г. ектения и 92 . Синай 984 (XV в.)=Дмитриевский, II. 594 (Веч.К.): а. во время шестопсалмия. б. последование, не сопровождаемое какой-либо молитвой. Это обозрение рукописных евхологиев не претендует на то, чтобы быть полностью исчерпывающим. До этого далеко. Кто знает, сколько еще интересных рукописей ждут своего открытия и изучения. Мы полагаем, однако, что рукописи, которыми мы располагали, несмотря на очевидные границы изучаемых времен и мест, позволяют нам сделать довольно общий обзор. Пришел момент сделать некоторые выводы или, скорее, еще раз подтвердить те выводы, которые мы более или менее своевременно уже предварительно выдвигали в ходе этого изложения. Последним нашим свидетельством, не в смысле важности и не хронологически, будет снова Симеон, архиепископ Солунский († 1429). Мы уже обращались к нему по поводу Вечерни (гл. II, с. 30). Литургист, почитатель традиции и в то же время автор многочисленных реформ, несмотря на свое уважение к существовавшим типиконам, не боялся вводить новшества в типикон своего собора Св. Софии в Фессалониках и даже создавать молитвы, чтобы пополнить патриарший Евхологий 238 . Он освятил также введение палестинского Октоиха в соборнос богослужение и прибавил даже к нему свои собственные композиции. Здесь нас интересует прежде всего описание Песненной Утрени, сделанное Симеоном, совершаемой некогда, как и Вечерня, «во всех кафолических церквах империи» 239 ; мы попытаемся увидеть, в какой степени существует соответствие между этой службой XV в. и частью евхологиев, которые мы только что просмотрели, в особенности евхологиев групп АВ), которых мы отнесли к Евхологию Константинопольскому. Вот соборная Утреня из De Sacra Precamione Симеона 240 . Речь идет о воскресном ρθρος, но Симеон уточняет, что Утреня обычных дней не очень отличается от воскресной:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Успенской, на Покровке, ц. протоиерея Ильи Феодоров. Касицына Филипповской, на Мещанской, свящ. Ал-ия Ник. Добролюбова Флоро-Лаврской, на Мясницкой, свящ. Ал-дра Дим. Касимова Харитониевской, в Огородниках, прот. Вал. Вас. Остроумова Христорождественской, в Кудрине, свящ. Ал-ия Иоан. Борзецовского Христорождественской, в Палашах ц. свящ. Дим. Никиф. Ренского Феодоро-Студитской, у Никитских ворот, священника Феод. Петр. Преображенского —47— 2) Чрез начальства духовных семинарий и училищ: В пользу студентов Академии, руб. В пользу бывших воспитанников, руб. Волоколамского духовного училища – смотрителя Мих. Конст. Казанского Дмитровского училища – смотр. Вас. Яковл. Розанова Московской дух. семин. – ректора архим. Парфения Нижегородской дух. семинарии – ректора прот. Генн. Вас. Годнева Оренбургской духовной семинарии – испектора Ал-дра Яковл. Зеведеева Тамбовской духов. семин. – ректора прот. Павла Ильича Соколова Уральского духовного училища – смотрителя Мих. Иван. Беляева Холмского дух. училища – смотрит. свящ. Серг. Павл. Косминкова 3) Единовременны е пожертвования: От Московского епархиального свечного завода От Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря чрез наместника игумена Нифонта От Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым согласно завещанию, покойного Григор. Захар. Елисеева От графа Сергия Владимировича Орлова-Давыдова на содержание одного студента 4) От пожизненных членов и других лиц, и учреждений: От настоятеля Кронштадтского собора прот. Иоан. Ильича Сергиева Протопресв. Б.М. Усп. Соб. Ал-дра Семе- новича Ильинского От неизвестн. чрез Кл. Н. Обидину От протоиерея Ал-ия Ал-др. Ансерова От протоиерея Д.Ф. Касицына От свящ. Моск. Мих. Вас. Модестова От Московск. Городск. Кредитного Общества От протоиерея Н.Я. Фортинского От протоиерея Н.А. Копьева От протоиерея В.Ф. Руднева От И.И. Соловьева От неизвестного чрез прот. Иоан. Дим. Петропавловского От Церковно-приходского попечительства при Воскресенской, на Остоженке, церкви От Церковно-приходского пепечительства при Николоявленской, на Арбате, церкви

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Некоторые, правда, останавливали свое внимание и на этой последней стороне деятельности м. Филарета, касаясь вообще его жизни, сначала как пастыря, а потом как архипастыря. Таково, напр., по своему содержанию и заглавию сочинение студента С.-Петербургск. Дух. Акад., X. Е. Острогорского: «Митрополит Филарет, как пастырь Церкви и иерарх» 21 . Таково же наше сочинение, писанное в 1891/2 году на степень кандидата богословия в бытность нашу студентом Моск. Дух. Акад., на тему: «Митрополит Филарет, как пастырь Церкви и учитель о пастырстве». Таковы же, думаем, сочинения студентов той же Академии: Андрея Покровского, студ. 57 курса, выпуска 1902 г., на тему: «Педагогические воззрения Филарета, Митроп. Моск.» 22 , писанное в виде кандидатской и магистерской диссертации, и Димитрия Августова, студ. 68 курса, выпуска 1913 г., на тему: «Из истории Московской Духовной Академии. Отношение Митрополита Московского Филарета к Московской Духовной Академии» 23 . Но все эти сочинения, при всем старании их авторов дать характеристику м. Филарета в означенном отношении, не дают нам, конечно, цельного и полного облика м. Филарета, как «пастыря овцам великого», по Примеру Пастыреначальника Христа Спасителя. Церковно-общественная и политически-государственная деятельность м. Филарета нашла себе место в следующих научных сочинениях разных авторов, касавшихся личности и разрабатывавших учение почившего святителя: 1) «Деятельность Филарета, Митроп. Московск., в холеру 1830–1831 годов», проф. И. Н. Корсунского . М. 1887 г.; 2) «Воссоединение униатов и Филарет, Митрополит Московский», его же 24 ; 3) «Пастырская деятельность Филарета, Митроп. Московск., во время неурожая, постигшего Россию в 1833–34 г.г. и в 1839–40 г.г. прошлого столетия» 25 ; 4) «Деятельность Филарета, Митр. Моск., против раскола», соч. студ. Моск. Дух. Акад. А. Я. Зыкова 26 ; 5) «Митрополит Филарет о господствующих в современном нравственно-правовом сознании понятиях». И. А. (ныне епископа Тихвинского Алексия, в мире Симанского) 27 . К этого же рода сочинениям о м. Филарете нужно отнести также и следующие сочинения: а) «Государственное учение Филарета, Митроп. Московского». В. Н. (Владимира Назаревского). М. 1888 г., изд. третье – вновь дополненное; б) «Монархическое учение Филарета, Митроп. Московск.» М. 1907 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Romas...

В пользу бывших воспитанников От Александренко Ивана Афанасьевича, Московск. Купца От Александренко Пелагеи Сергеевны жены Москов. Купца Бензина Василия Мих. (из СПБ.) Богоявленского Григ. Конст., преподав. Ростовск. Дух. учил. Свящ. Вознесенского А. (из Брест-Литовска) Громова Мих. Ив., московск. купца —56— 7. Кузнецова Нил. Дим., И. Д. доцента Моск. Дух. Академии Протоиерея Ливанского Ил. Вас. (из г. Орла) Свящ. М. Любского (из г. Твери) Малинина И. Е. препод. Мещовского дух. училища Свящ. И.И. Носка Саввнно-Сторожевского монастыря Свящ. Н. Счастнев (в память протоиерея П.В. Приклонского) 300 (4% рента) Архимандрита Сергия. Ректора Моск. Дух. Семинарии Троицкого А.В. (из г. Холма) V. Денежные средства Братства для вспомоществования студентам Московской Духовной Академии за 1912-й год. Приход. а) наличными деньгами: 1) Взносы членов и единовременный по- жертвования 1650 р. От Московского Епархиального Свечного завода От СПБ. Литературного фонда (взнос за 1912 г.) От продажи изданий Братства Остатки от %% с капитала Косташе (3а 1912 г.) Возвращенные долги %% с принадлежащих Братству капиталов 3055 р. Остаток от 1911 г. 1915 р. Итого: 7820 р. —57— б) Процентными бумагами. 9) В память почетного члена Братства Протоиерея Петра Вас. Приклонского через свящ. Московской Николаевской на Щепах ц. Николая Счастнева поступило (в билетах 4% госуд. ренты) Остаток от 1911 года 77100 р. Итого: 77400 р. Расход. 1) Внесено в экономию Академии за содержание студентов 3813 р. Выдано квартирного пособия студентами Выдано на лечение и путевые расходы студентам Израсходовано на приобретение одежды и обуви студентам Передано в Московск. Коммиссии в качестве пособия г. Салмановой и Смирновой Канцелярские, почтовые, типографские и случайные расходы Уплачено в Моск. Контору Госуд. Банка за хранение и управление капиталами Переходящие суммы Итого: 5952 р. Запасный капитал Братства. 1) К 1912 г. в запасном капитале состояло: а) %% бумагами 77100 р. б) наличными деньгами К 1913 году в запасный капитал отчисляются:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2) Воскресения Хр. в селе Воскресенском, Дубровка (Дубровицы) тож, на речке Мешковке. 3) Погоста Воскресенского, при селе Воскресенском, Дубровка тож. 4) Погоста Василия Кессарийского. 5) Погоста Всемилостивого Спаса – в Яслинах. 6) Николая Чуд. в селе Матвейцове. 7) Рожд. Пр. Бог. в селе Старом; в 1703 г. на сей земле построена церковь . К жилым церквам прибыли вновь построенные на новом месте: 1) церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня в селе Спасском, Дуброво тож в 1695 году. 2) Арх. Гавриила – в селе Мытниках в 1707 году.      . О) В Шелковской волости в начале XVII столетия. I и II. Церквей жилых и без пения не было. III. Церковных мест: 1) Воздвижения Господня, на погосте Воздвиженском. 2) Николая Чуд., погоста Никольского. 3) Муч. Дмитрия, погоста Дмитриевского. 4) Сретения Господня – в селе Песках; в 1704 г. па сей земле построена церковь . По дозорным книгам Иосафа Пестрякова 1628 г. церковные места в Русском уезде, написанные без означения станов: 1) Живоначальной Троицы в Болотникове, на р. Молоденке. 2) Покрова Пр. Бог. в пустоши, что было село Сорочнево. 3) Ильи пророка в Ильинском. 4) Григория муч. на пустоши в Зоянех. 5) Николая Чуд. да муч. Мины в селе Буткове. 6) Живоначальной Троицы, погост, что на Черноте. Рахова и Бортного станов в приходных окладных книгах Патриар. Казенного Приказа «жилых данных церквей и пустовых церковных земель» под Русской десятиной нет. 325 В историческом и топографическом описании городов Московск. губ. (см. стр.261, Москва, 1787 г.) и в Географическом словар (т. IV, стр. 201 Москва, 1788 г.) эта речка названа Сарачкою. 334 Историческое и топограф. описание городов Московск. губ. 1787 г. Москва, стр. 261, Историограф Миллер, путешествуя в 1778 г. по городам Московск. губернии, в своих записках описывает г. Рузу так: «то, что собственно называется городом, имеет окружности 468 саж. на крутой горе от реки вышиной от 12 до 13 саж., а с другой стороны окружен он валом и та сторона помощию глубокого рва сделана неприступной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Елеосвящение в Успенском соборе в Великий четверток бывает до литургии (Памятники Московск. древностей, Ивана Снегирева . Москва. 1842–1845 г., стр. 65) и совершается таким образом: «Архиерей, облачившись в алтаре в малое облачение, выходит Царскими дверями на место среди церкви. Там ставится стол, на котором полагается серебряная чаша с елеем и такой же другой сосуд с вином; тут же на блюде – несколько маленьких чашечек хрустальных и сучцев до седми. А пред столом поставляется налой для Евангелия (Историческое описание Московского Успенского собора, протоиер. Левшина. 1783 г., стр. 149). Затем начинается елеосвящение, по Требнику; поется канон, и во время канона архиерей раздает свечи и кадит всю церковь (Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе, лист 8-й). Преосвященный читает молитву над елеем и, по прочтении, вливает вино в елей. Апостол читают диаконы, переменяясь, а Евангелие – во первых, архиерей, потом – начальнейший по нем архимандрит и так далее по порядку, последнее седьмое, читает опять архиерей (Ист. опис. Московского Успенского собра, Левшина, там же). А молитвы: «Отче Святый», шести не говорит, только говорит седьмую со властями, на Евангелии, и на молитвах снимает шапку, когда архиерей читает (Чин священнослуж. и обряд., наблюд. в Больш. Успенск. соб.). По прочтении последней молитвы, преосвященный, смешав лжицей елей с вином, разливает в хрустальные чашечки и помазывает протоиерея с братией (Ист. опис. Московск. Успенск. соб., Левшина, там же), а для поспешения (в помазании елеем) раздает стаканчики стеклянные властям (Чин священнослуж. и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе). протоиерей и несколько других священников, ставши на пристойных местах, помазуют весь народ (Ист. опис. Московск. Успенск. соб.. Левшина). При помазании же елеем не произносится молитва: «Отче Святый », а говорится так: «Благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на исцеление души и тела рабу Божию, имя рек. всегда, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь» (Требн., изд. в Москве 1639 и 1651 г.). По помазании же; архиерей снимает шапку и глаголет молитву: «Царю Святый», а власти держат, разогнув над главою архиерея, Евангелие и говорят тихо ту же молитву, посем отпуст по Требнику (Чин священнослуж. и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе) 1235 . Затем этим елеем монашествующие помазуют стены келий. Елей указуется употреблять и при крещении 1236 . Пострижение в монашество

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010