Перейти к основному содержанию Мобильное приложение 14:38 19.04.2024 В ФСБ раскрыли детали появления автокефальной " церкви " на Украине 23.08.2021 17:22:41 МОСКВА Гитлеровские оккупанты, занявшие территорию Советской Украины в годы Великой Отечественной войны, в своих интересах поддержали воссоздание украинской автокефальной церкви, которая всячески обслуживала их. Затем, отступая под ударами Красной Армии, нацисты бросили ее руководство как уже ненужное, следует из материалов, рассекреченных ФСБ России в рамках проекта " Без срока давности " , с которыми ознакомилось РИА " Новости " . Среди этих материалов - протокол допроса Феофила Булдовского (1865-1944) органами государственной безопасности СССР в декабре 1943 года. В период немецкой оккупации Харькова он был митрополитом Харьковским и всей Левобережной Украины, председателем Харьковского епархиального управления автокефальной Украинской православной церкви. Булдовский на допросе рассказал, что в 1920 году дважды арестовывался Особым отделом Юго-западного фронта и ЧК по обвинению в активной помощи деникинцам, но был отпущен за недоказанностью. В 1924 году получил от советской власти " легализацию соборно-епископской автокефальной ориентации " . В 1937 году осел в Луганске, а в середине 1939 года прекратил там свою церковную деятельность в связи с закрытием последнего храма " и вообще решил удалиться на покой " , переехал в Харьков. Но когда немцы в октябре 1941 года оккупировали Харьков, к Булдовскому пришел протопресвитер Александр Кривомаз, с которым тот был " тесно связан на протяжении свыше 20 лет " . Кривомаз сообщил Булдовскому, что при Харьковской городской управе создан религиозный отдел, который " с разрешения немцев принимает меры к быстрейшему возрождению автокефальной Украинской православной церкви в Харькове и районах Харьковской области " . " Я решил попытаться занять главенствующее положение в возрождающейся автокефальной церкви, так как, будучи старейшим по хиротонии митрополитом Украины, я мог претендовать на пост митрополита Киевского и всея Украины " , - рассказал Булдовский.

http://radonezh.ru/2021/08/23/v-fsb-rask...

Там, где княжеская власть теснее сотрудничала с городами, защищая права «местичей», она имела больше возможностей на передачу этих городов по наследству: «Дал ти есть землю свою всю и городы по своемь животе», – говорил владимирский князь Владимир Василькович своему преемнику Мстиславу 165 . Однако и в этом случае решение согласовывалось с советом города. Получив землю и города по ряду, князь Мстислав поехал в стольный город Владимир и в епископском храме «созва бояры володимерьскыя брата своего и местиче, русци и немце и повеле передо всими чести грамоту братню о даньи земли и всех городов и столного города Володимеря». Совет выслушал, одобрил, и епископ благословил Мстислава на княжение 166 . Думаю, что подобный же совет собирал и Ярослав Всеволодович, который «созва вси переяславци» к церкви св. Спаса, произнес речь, видимо, по традиционной форме: «Братие переяславци, се отец мой иде к богови, а вас отдал мне, а мене вдал вам на руце; да рците ми, братия, аще хощети мя имети собе, яко же иместа отца моего и головы свои за мя сложити» 167 . В условиях, когда «богат возглаголеть – вси молчат и вознесут его слово до облак; а убогий возглаголеть – вси на нь кликнуть», 168 было бы наивно искать в подобного рода формах феодальной демократии элементы народоправства. Среди городского населения летописи иногда упоминают «горожан» – местичей (бюргеров) в собственном смысле слова. Например, в Галиче летописями называются «бояре и гражане» 169 . Местичи – это особый слой горожан, бюргерская верхушка посада, не случайно упоминаемая во Владимире рядом с иностранными купцами, т. е. гостями. Источники выделяют «место» в городе: «въеха в место, а в город нелзе быстьвъехати», – сказано о Кракове, где, так же как и во Владимире, местичи составляли особую группу горожан 170 . Порядки на Руси и в Польше были схожие. Мы видели, как пытались некоторые сильные князья, прибегнув к помощи соборов, утвердить на Руси наследственную власть – их стремлениям не суждено было осуществиться. Еще менее удачными оказались попытки нарушить традиционные формы договоров с вольными городами и превратить их в наследственную собственность князей. Примеры подобных нарушений ряда, быть может, помогут еще яснее увидеть, кто был руководящей силой веча.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1597 Выше мы уже встречались с этим – восходящим к теологи Оракулов – представлением о божественном канале: фр. 59 (65). Для сакрально-аскетической психологии важность представления о «канале души» – канале, через который души нисходят из астральных сфер на землю, – переоценить трудно. 1600 В оригинале множественное число: имеются в виду упоминавшиеся выше духи, зачинающие дольнюю жизнь. 1601 Эта лития представляет собой определенно позднюю, епископского периода дописку Синезия, отличаясь и по содержанию, и по настроению от контекста. 1602 ρηπολας – городской священник. В античном мире – выборная на срок должность; в эллинистической церкви это, как правило, выбирающийся же епископ; в русской традиции – соборный протопоп. 1610 Факел – этот предмет из обихода античных мистерий – получил в теологии Оракулов вторую, философскую жизнь: фр. 179 (126). Образ Синезия, несомненно, этого происхождения. 1613 Образность теологии Оракулов здесь очевидна: и «огненные труды», т. е. теургические практики, и «амброзическая надежда» – прямые цитаты. (В оригинале конец звучит несколько иначе: ...то, что возгреваеттепло амброзичес- кой надежды.) 1620 Имеет смысл обратить внимание на счет Ипостасей в этом гимне: Сын – вторая, Геката – третья (из чего мы можем заключить, что большим значением этот счет для Синезия не обладал). 1621 Обратим внимание на этот образ Пастыря Звезд, имея в виду, что пилос Гермеса понимался в античной философии как орбита звезд, и тем самым пастушеская шапка получала астральную нагрузку, сами звезды – пастушескую. Впрочем, поклонение звездам – древнейшая и естественнейшая религия пастухов, а потому память должна как-то оставаться и в душах людей, принадлежащих к позднейшим земледельческим обществам. 1626 Гимн написан редким размером – четырехстопным спондическим неполным стихом. Ритмически он более всего напоминают псаломскую погласицу: исполняется медленно, раздельно, торжественно и с остановками в конце каждой строки (мы отметили их ударением). 1629 Пассаж этот чрезвычайно интересен и сложен. Родовая мука души – это страсть к познанию: познанию в античном смысле, конечно, т. е. к познанию вещей истинно сущих (мы бы сказали, божественных), к богословскому познанию. Страсть – это влечение, любовь, непреодолимая, не исходящая из сферы воли и индивидуального как такового. Отцовская Сила – это Геката: божественная Любовь, она же боль божественных родов, как ее называет Синезий в Гимне I, связь между двумя Ипостасями. Теперь, третья Ипостась – это Ум, а принадлежащие ему гимны, которые воспевает Синезий, – это созерцательные знания, которые он приводит в свое, т. е. дискурсивное сознание. Таким образом, Синезий здесь просит о том, чтобы дискурсивные вехи сознания стали созерцательными, и тем сделали осуществившейся страсть души к высшему знанию, т. е. – наполнив эту любовь содержанием – сделали ее взаимной, т. е. прямо божественной, лучше сказать: не любовью уже, но блаженством.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Второе. Надо понимать, что эта кафедра не будет ставить целью подготовку теологов внутри МФИ, эта же называется межфакультетская кафедра, которая отвечает на заказы со стороны разных факультетов, кафедр и т.д., то, что интересно. В-третьих, я думаю, что эта попытка создать реальную конкурентную среду. Ведь в большинстве университетов кафедра философии – это марксистско-фрейдистский характер. Максим Шевченко: Да. Протодиакон Андрей Кураев: И возможность рассказать об иной традиции интеллектуально-гуманитарной мысли – это хорошо. А дальше пусть ребята сами определяются, на какой курс они запишутся. Максим Шевченко: Дальше будет сложный вопрос. Он, наверное, один из последних, хотя еще много вопросов. «Почему РПЦ в нарушении внутренней конституции занимается внутренней и внешней политикой и бизнесом. Кстати, считаете Вы, что нарушение конституции есть в данном случае?» Протодиакон Андрей Кураев: Какой данный случай? Максим Шевченко: Ну, я не знаю, что РПЦ занимается политикой и бизнесом. Протодиакон Андрей Кураев: Внешняя политика – это что? Ну, есть контакты с другими церквями, религиозными сообществами. Это было и в Советские времена. Максим Шевченко: Второй вопрос: «Есть ли у Патриарха Кирилла страсть к роскоши и богатству?» Протодиакон Андрей Кураев: Я же не духовик патриарха Кирилла, чтобы за него отвечать. Максим Шевченко: Часы, эта история. Протодиакон Андрей Кураев: Одну вещь могу сказать: у патриарха Кирилла есть хороший вкус – это точно. Это видно по его облачениям и т.д. Хороший вкус есть. И лично мне вкус патриарха Кирилла нравится больше, чем вкус патриарха Алексия. Максим Шевченко: А должен быть патриарх аскетом? Протодиакон Андрей Кураев: Любой христианин обязан быть аскетом. Т.е. ты можешь владеть всем, лишь бы ничто не владело тобою. Максим Шевченко: Это формула? Протодиакон Андрей Кураев: Эта есть формула аскезы. Допустим, какой-нибудь благотворитель епископу сделал прекрасный подарок: лимузин купил, храм отреставрировал, построил за свои деньги – прекрасно. А затем приходит к епископу и говорит: «Владыка, Вы знаете, я знаю такого батюшку, он недалеко от моей дачи служит. А хорошо бы его сделать настоятелем построенного мною городского собора». Епископ должен уметь сказать «Нет, я по другим критериям оцениваю». И такие случаи в 90-е годы реально бывали. Кстати епископ Никон, ставший потом, к сожалению, скандально-известным, когда на него всех собак спустили (в Екатеринбурге), даже издал по этому поводу специальное «Обращение к спонсорам» с таким тезисом: Епископ – это епископ, перемещение священника это прерогатива епископа. Т.е. я благодарю за всю помощь епархии, но прошу Вас не вмешиваться в епископскую власть.

http://pravmir.ru/maksim-shevchenko-vs-o...

Если каноны Сердикского собора, указывая на необходимость прохождения для кандидатов всех ступеней священства, утверждают единство многоступенчатой церковной иерархии, то в послании Иллирийского собора епископ и клир фактически противопоставлены друг другу. Отцы собора предписывают поставлять епископов «из вельмож, если они держатся здравого учения, в противном случае избирать их из пресвитеров. Равным образом и пресвитеры и диаконы должны быть избираемы из духовного сословия, а не из сенаторского или военного, чтобы они были неукоризненны во всех отношениях». 1160 Таким образом, получается, что клир приобретает характер закрытой социальной группы, в то время как епископский сан может быть получен как ее представителями, так и представителями местной знати, при этом преимущество отдается второй, что указывает на отделение в социальном плане епископского сана от широкой группы духовенства и церковнослужителей. Разумеется, любые предписания соборов не могли охватить все многообразие жизненных ситуаций и отражают скорее не реальное положение дел, а некие идеальные представления своих авторов, однако, несмотря на существенные разночтения, и сердикские каноны, и послание Иллирийского собора указывают на притягательность епископского престола для высших слоев городского населения, а значит, и на авторитетность и значимость роли епископов в общественной жизни позднеантичных иллирийских городов. Другим важным аспектом процесса интеграции епископата в политическую элиту позднеантичного общества было засвидетельствованное в источниках тесное взаимодействие между епископами и местным чиновничеством и знатью. Наиболее показательными примерами в данном случае являются присутствие знати на диспуте Герминия с Гераклианом, а также участие вельможи Виталия (Vitalis u .c. militantis in officio sublimis prefecturae) в конфликте между Герминием и Урсакием и Валентом. 1161 I 4.1.3. Варварские вторжения рубежа IV и V вв. и развитие новых форм епископского служения Гуннское вторжение в Северное Причерноморье в начале 70-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Кирилл добыл труп Аммония и выставил его в церкви как мученика, назвав его Фавмасием. 676 Орест посылал в столицу донесения о бесчинствах Кирилла, но тот парализовал их своими сообщениями, в которых выставлял все дело в ином свете. Фанатичные монахи и параволаны, как назывались служители при благотворительных учреждениях церкви, 677 продолжали свои бесчинства и в следующем году совершили злодейское дело на улицах Александрии. В этом городе давно жила и действовала высокообразованная женщина Ипатия, дочь Феоны, унаследовавшая от отца преподавательскую профессию и обучавшая математике и философии. В числе ее учеников были и христиане, и один из них, Синезий, родом из Кирены, давно уже занимал епископскую кафедру в своем родном городе. Ипатия оставалась верной эллинизму, как тогда называли язычество. Ее глубокая ученость пользовалась известностью на всем Востоке. Правитель Египта Орест поддерживал с ней добрые отношения. И вот однажды изуверы под руководством Павла, имевшего церковное звание чтеца, напали на нее на улице, приволокли к главной церкви города Кесарион, умертвили, снесли на лобное место и там сожгли ее труп. Событие совершилось в марте 415 года, и главными участниками его были параволаны. 678 Дикое проявление кровожадных инстинктов толпы, теперь уже христианской, совершилось под знаменем церкви, и это убийство легло неизгладимым пятном на память Кирилла. В ту пору верховная власть перешла в руки Пульхерии. В Александрию был послан сановник высокого ранга Эдесий с поручением произвести следствие и наказать виновных. Он пробыл там более года. Как отнесся Эдесий к Кириллу, неизвестно. Но в связи со следствием Эдесия находится, очевидно, указ от 29 сентября 416 года, в котором, во-первых, было воспрещено клиру иметь какое-либо касательство к городскому сенату, а во-вторых, число параволанов было ограничено цифрой 500 и зачисление в эту корпорацию было поставлено в зависимость от канцелярии префекта. 679 Но Кирилл пользовался большим уважением у Пульхерии, и ему удалось впоследствии добиться увеличения числа параволанов до 600 и права самостоятельно замещать открывавшиеся вакансии.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Дата кончины Н. указана в эпитафии. Согласно Григорию Турскому, святой умер на 60-м году жизни и на 22-м году епископского служения ( Greg. Turon. Vit. Patr. VIII 5; Idem. Hist. Franc. IV 36). Мн. исследователи полагали, что Григорий ошибся: если Н. стал епископом в 553 г., то его кончина произошла на 21-м году служения (MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 1. P. 168; Pars 2. P. 245; T. 3. P. 519; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 167-168; Coville. 1928. P. 338). Во время погребальной процессии слепой мальчик услышал таинственный голос, повелевавший ему пройти под ложем, на котором несли тело епископа. Провожатый помог ему это сделать, и, когда мальчик призвал имя святого, к нему вернулось зрение. Он поступил служить в базилику, где был похоронен Н., и следил за порядком в храме. Влиятельные горожане (a quibusdam ciuitatis maioribus), плохо относившиеся к почитателям Н., стали притеснять его и лишили средств к существованию. Служитель вновь воззвал к Н., и святой в видении повелел ему обратиться за помощью к кор. Гунтрамну. Король предоставил служителю пищу, одежду, а также защиту от гонителей ( Greg. Turon. Glor. conf. 60; ср.: Idem. Vit. Patr. VIII 5). Неприязнь к Н. проявилась через неск. дней после кончины святого, когда на городском форуме вскрыли и прочитали его завещание. Пресвитер базилики, в к-рой был похоронен святой, был недоволен тем, что тот ничего не завещал в пользу храма. Во сне пресвитеру явился Н., который сказал, обращаясь к сопровождавшим его св. епископам Иусту и Евхерию : «Этот пресвитер набросился на меня с бранью… не понимая, что я оставил храму самое ценное, что у меня было, то есть прах моего тела». Святые согласились, что пресвитер должен быть наказан, и Н. ударил его кулаком в горло. Когда пресвитер проснулся, его горло распухло и он почти не мог глотать. Через 40 дней, измученный болью, пресвитер попросил святого простить его, и вскоре выздоровел ( Greg. Turon. Vit. Patr. VIII 5). После кончины Н. жители Лугдуна (deuotio populi Lugdunensis) избрали его преемником некоего Этерия, который пользовался расположением святого (de eius conuersatione gauderet). Согласно Житию, Н. предсказал, что Этерий станет его 2-м преемником на епископской кафедре. Возможно, Этерий был пресвитером в Лугдуне и учеником Н. ( Coville. 1928. P. 335, 346-347). Однако в более позднем Житии св. Австрегизила о нем говорится как о сенаторе и ближайшем советнике кор. Гунтрамна (MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 195). В анонимном Житии Н. Этерий назван «отцом отечества» (qui fuit actenus pater patriae, nunc esset ecclesie - Ibid. T. 3. P. 524). Т. о., он скорее всего был высокопоставленным мирянином, жившим при дворе короля ( Heinzelmann. 1976. S. 175-176). Тем не менее кор. Гунтрамн назначил на епископскую кафедру доместика Приска, к-рый, вероятно, принадлежал к лугдунской знати (Ibid. S. 176-177).

http://pravenc.ru/text/2577737.html

1332 Отсюда ясно, что епископы у христиан первых трех веков не назначались непременно в одни только города, потому что даже в тех местностях, в которых не насчитывалось 12 взрослых христиан, имевших право подавать свой голос при избрании епископа, все-таки была возможность иметь своего собственного архипастыря. Наконец, Созомен указывает, что в его время новациане и монтанисты в Фригии имели своих епископов по деревням. 1333 Этот обычай получил свое начало у тех и других, несомненно, ранее их отделения от союза с кафолическою церковью. Но если несомненно, что деревенские епископы появились уже в первые века, то не может быть сомнения и в том, что первоначально они ничем не отличались от епископов городских, потому что ни откуда не видно, чтобы уже в то время права первых были ниже прав последних. Те и другие были одинаково независимыми друг от друга епископами, что может доказываться уже тем, что к деревенским архипастырям не прилагалось —15— никаких особых названий, отличающих их от городских собратий. Хорепископами они еще не назывались. Равным образом и те соборные определения, которыми, начиная с четвертого века, стали ограничивать права хорепископов, показывают, что до этого времени деревенские епископы были равны в своих правах с городскими. Но подобно тому, как в гражданском отношении город всегда имеет больше значения, чем деревня, так и городская община христиан необходимо должна была возвышаться над деревенскою, в особенности если последняя получила свое начало от первой, что в большинстве случаев и бывало, так как в деревни проповедь о Христе большею частью проникала из городов. А если это так, то ясно, что этим прокладывалась дорога подчинению деревенской христианской общины – общине городской и деревенского епископа епископу городскому. Моральный авторитет, каким пользовался архипастырь города от епископов соседних деревень, легко мог дать городскому епископу и особую власть над деревенскими сопастырями, поставить их в известного рода зависимость от него, ограничив некоторые их епископские права.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—28— ста». 1406 Как видит всякий в этих словах говорится только, что двенадцать апостолов стояли выше семидесяти учеников; но что отношение последних к первым бл. Иероним приравнивает отношению пресвитеров к епископам, этого вывести из его слов никак нельзя. Не с семидесятью учениками бл. Иероним сопоставляет в своих творениях пресвитеров, а с сыновьями Аарона 1407 , или с семи десятью ветхозаветными старейшинами 1408 ; а св. Игнатий Богоносец говорит, что «епископ председательствует на место Бога, а пресвитеры занимают место собора апостолов». 1409 Сколь неосновательно доказывать 14-м правилом нео- —29— кесарийского собора пресвитерство древних хорепископов, можно заключать из того, что в 9-м веке папа Николай I, пользуясь этим же правилом, доказывал совершенно обратное, – что хорепископы должны иметь епископскую степень, ибо семьдесят учеников, с которыми они сопоставляются, «несомненно были епископами». 1410 Действительно, по древнему христианскому преданию, семьдесят, если и не все, то большая часть их, были епископами, а не пресвитерами. Так представляется, напр., в памятнике Σγγραμμα κκλησιαστικν, приписываемом, то Епифанию, то Ипполиту, то Дорофею епископу Тирскому, и во всяком случае появившемуся не позднее начала шестого века. 1411 Итак, 14-ое правило неокесарийского собора не доказывает того, что хотят им доказать. Смысл его очевидно такой: как апостолы имели ближайшими своими помощниками подчиненных им семьдесят учеников, так и городские епископы имеют помощников в лице хорепископов. Но какую степень должны иметь эти последние правило об этом ничего не говорит. Ничего не доказывает и то, что неокесарийское правило называет хорепископов «сослужителями» епископа: συλλειτουργο. Правда, в древности этим именем епископы иногда называли своих священников и диаконов 1412 , но также называли и епископов, как своих собратий, что можно наблюдать, напр., в творениях св. Афанасия Великого . 1413 Наконец, некоторые обращают внимание на то, что в правиле читается: «хорепископы… чествуемые за попечение о нищих». Если бы, – говорить, – хорепископы были епископского звания, то, как особенное основание к их чествованию, отцами собора было бы указано такое их иерархическое достоинство, а не то, что они заботятся о бедных, что представляется гораздо менее важным. Те, которые при-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все сказанное нами приводит к заключению, что древнейшие христианские памятники более благоприятствуют различению, чем отождествлению пресвитеров и епископов. Последнее обстоятельство не могло укрыться от внимания и протестантских ученых. Оно вызвало среди них в последней четверти прошлого столетия сильное движение в пользу признания первоначального епископата, отличного от пресвитерата. б) Гипотеза Гатча. Начало этому движению положил английский ученый Гатч своими лекциями, прочитанными в оксфордском университете в 1880 г. 597 Основная мысль лекций Гатча заключается в том, что должности пресвитеров и епископов существенно различались с самого начала истории церковной организации. К этому выводу Гатч приходит таким образом. Епископы христианских общин, подобно эпимелетам и епископам городских и частных языческих обществ, были главным образом управителями имуществ, принадлежащих общинам. Разница в их положении зависела лишь от того, что в то время, как в языческих обществах благотворительность занимала очень незначительное место и была случайным элементом, в христианских общинах она составляла их сущность, главный центр церковной жизни. Отсюда епископы, незначительные по своей роли в языческих обществах, являются самыми главными должностными лицами в христианских общинах. Так как занятия по благотворению были главнейшею функциею епископа, то имя, которое обозначало его как управителя имуществом, т. е. πσοπος, получило перевес над всеми другими названиями 598 . Епископ имел конечно и другие функции: он был хранителем учения и председателем дисциплинарного суда. Но исключительная важность его финансовых функций явствует как из его имени, так и из тех злоупотреблений епископской властью, которые предусматриваются церковными правилами. Эти злоупотребления большей частию относятся к управлению церковным имуществом, как видно из случая с пресвитером Валетом (Поликарп к Филип. 11 ), из характеристики диаконов у Ерма (Под. IX, 26), из прямых определений Апостольских Постановлений (2, 24), Правил (38–41) и соборов (антиохийского гл. 25, 4; карфагенского собора гл. 31, 32; собора халкидонского – 26). С другой стороны хвалебные речи, посвященные епископам, сохранившиеся у древних писателей, биографов и в надгробных надписях, большей частью отмечают заботливость епископов о нуждающихся вдовах и сиротах 599 . Итак социально-экономические условия были главными факторами образования епископата. Древние епископы (и диаконы) были светочами утешения и любви во мраке социальной бедности 600 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010