Начало XX столетия – 1902–1905 гг. – ознаменовалось двукратным обменом посланиями между Патриархом Константинопольским Иоакимом и Святейшим Синодом Русской Православной Церкви по вопросам межцерковных сношений, отношения к инославию и реформе календаря. Поставленные Патриархом Иоакимом вопросы направлены были к более тесному единению Поместных Православных Церквей. Святейший Синод, анализируя церковную обстановку, признал поставленные вопросы своевременными, но отметил, что лучшим способом к достижению единения в христианском мире могут являться нарочитые собрания православных епископов, особенно предстоятелей Церквей, и их «усты к устом» совещания. Ответное послание Святейшего Синода Русской Православной Церкви, как и других Поместных Церквей, было рассмотрено в Константинополе специальной Комиссией, во главе которой стоял известный ученый митрополит Никомидийский Филофей Вриенний. На основании изучений Комиссии было составлено мнение Константинопольской Церкви, послужившее направлению к Церквам второго послания. В последнем, в частности, говорилось, что необходимо бодрствовать над охранением своей паствы и одновременно принимать всевозможные меры к проложению пути боголюбезного соединения. Отвечая и на это послание, Святейший Синод указал, что Русской Православной Церковью уже проведены практические мероприятия, направленные по отношению к христианам старо-католического и англиканского исповеданий – учреждена особая Комиссия из ученых богословов, которая должна дать ответы на вопросы, поставленные представителями этих исповеданий. Святейший Синод также заявил, что он всецело присоединяется к предложению о периодических собраниях (один раз в три года) представителей Поместных Церквей для обсуждения назревших в православном мире вопросов. Продолжался в Синодальный период обмен церковной литературой, обучение в школах Русской Православной Церкви посланцев из Поместных Православных Церквей и, прежде всего, из древних Восточных Патриархатов. В начале XX века богословские предметы преподавали в Халкинской духовной школе, как правило, выпускники русских духовных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Закрыть Амманский формат: промежуточные итоги 01.03.2021 761 Источник Ровно год назад, 26 февраля 2020 г., в столице Иордании Аммане состоялось совещание предстоятелей и делегаций шести поместных Православных Церквей. В итоговом пресс-релизе «Диалог и единство» отмечена необходимость единства и примирения в православном мире, заявлено о " надвигающейся опасности раскола в нашем православном сообществе " . Представители поместных Церквей " согласились, что вопросы всеправославного значения, в том числе дарование автокефалии тем или иным Церквам, должны решаться в духе всеправославного диалога и единства и на основе всеправославного консенсуса " . Отдельно отмечено, что всеправославный диалог необходим по церковной ситуации на Украине . Участники Амманского совещания заявили о намерении встретиться вновь до конца года и пригласили к диалогу патриарха Варфоломея. Попробуем спустя год сделать некоторые выводы: 1. Само проведение Амманской встречи без Константинопольского патриарха и без его санкции стало вызовом для Фанара и показало возможность альтернативной платформы межправославного взаимодействия. Прежний формат всеправославной соборности, запущенный на Родосе в 1961 году, завершился критским фиаско 2016 года, которое одновременно полностью обнажило намерения Фанара установить диктат в православном мире, что неприемлемо почти для всех Церквей. 2. Проблема коронавируса, вспыхнувшая вскоре после Амманского совещания, привела к тому, что новый формат взаимодействия не получил продолжения в 2020 году. При этом не только не проводились какие-либо новые встречи, но даже в официальной и неофициальной риторике представителей поместных Церквей повестка Амманского совещания почти не находила отражения. Признание украинских раскольников архиепископом Кипрским Хризостомом показало, что Амманское совещание не стало непреодолимым препятствием для продвижения раскола, хотя, безусловно, консенсус шести поместных Церквей стал фактором, сдерживающим профанариотские силы. 3. Вместе с тем, обращение патриарха Иерусалимского Феофила от 24 февраля 2021 г. с призывом к продолжению Амманского формата, последовательная позиция Русской Православной Церкви о необходимости решения проблем на соборной основе показывают, что Амманская платформа перспективна. Большое значение имеет не только сама возможная новая встреча, но также:

http://ruskline.ru/opp/2021/03/01/ammans...

Полномочия Предстоятеля автокефальной Поместной Церкви определяются Собором (Синодом) и закрепляются в уставе. Предстоятель автокефальной Поместной Церкви является председателем ее Собора (или Синода). Таким образом, Предстоятель не обладает единоличной властью в автокефальной Поместной Церкви, но управляет ею соборно — в соработничестве с другими епископами (3) На уровне Вселенской Церкви как сообщества автокефальных Поместных Церквей, объединенных в одну семью общим исповеданием веры и пребывающих в сакраментальном общении друг с другом, первенство определяется в соответствии с традицией священных диптихов и является первенством чести . Эта традиция восходит к правилам Вселенских соборов (3-е II Вселенского собора, 28-е IV Вселенского собора и 36 VI Вселенского собора) и подтверждается на протяжении церковной истории в деяниях Соборов отдельных Поместных Церквей, а также в практике литургического поминовения Предстоятелем каждой Автокефальной Церкви Предстоятелей других Поместных Церквей в порядке священных диптихов. Порядок диптихов исторически менялся. В течение первого тысячелетия церковной истории первенство чести принадлежало Римской кафедре После разрыва евхаристического общения между Римом и Константинополем в середине XI века первенство в Православной Церкви перешло к следующей в порядке диптиха кафедре — Константинопольской . С тех пор вплоть до настоящего времени первенство чести в Православной Церкви на вселенском уровне принадлежит Патриарху Константинопольскому как первому среди равных Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Источником первенства чести на уровне Вселенской Церкви является каноническое предание Церкви, зафиксированное в священных диптихах и признаваемое всеми автокефальными Поместными Церквами. Содержательное наполнение первенства чести на вселенском уровне не определяется канонами Вселенских или Поместных соборов. Канонические правила, на которые опираются священные диптихи, не наделяют первенствующего (которым во времена Вселенских соборов был Римский епископ) какими-либо властными полномочиями в общецерковном масштабе

http://pravoslavie.ru/67055.html

Председатель же священного синода румынской церкви должен при своём вступлении на кафедру посылать необходимые синодальные грамоты к вселенскому и прочим святейшим патриархам и ко всем автокефальным православным церквам и сам имеет право принимать от них все это» 525 ... Теория пентархии и её сокращение тетрархии патриархов не была вполне точным выражением правового воззрения Востока и в другом отношении. Правовым сознанием Востока высшая власть в Церкви усвоялась пяти или четырём патриархам не лично, а как естественным представителям, как уполномоченным самостоятельных, независимых церквей, их епископата. И голос каждого из патриархов в решении общецерковных дел должен был быть не личным его голосом, но голосом всей церкви, представителем которой он являлся. И восточные патриархи, как мы увидим ниже 526 , управляли своими церквами не единолично и самостоятельно, а при участии их епископата, без согласия которого ни один патриарх не мог предпринимать ничего важного в отношении поместной церкви. Так, при кафедре константинопольского патриарха существовали синоды епископов, а в некоторых, наиболее важных, случаях созывались и соборы 527 . Были синоды и в патриархатах: александрийском, антиохийском и иерусалимском 528 . При посредстве синодов и соборов епископата совершалось управление и в других независимых восточных церквах 529 . Во всех автокефальных православных церквах, состоящих более чем из одной епископии, соборы и синоды существуют и в настоящее время 530 . Итак, по правовому воззрению Востока в описываемый период времени, высшая власть в Церкви принадлежала и принадлежит всем независимым церквам, и высшей властью в церкви восточной признавалась и признаётся совокупная власть всех православных автокефальных церквей Востока 531 (т. е. предстоятелей их и существующих при них соборов, и синодов). И это воззрение Востока не было лишь постулатом правового сознания, но часто более или менее полно осуществлялось и на практике. Между поместными восточными церквами существовало общение. Это общение, между прочим, выражалось в том, что каждый новый предстоятель той или другой поместной церкви о своём вступлении на кафедру извещал посредством общительных грамот всех других своих собратьев и представлял им своё исповедание веры 532 . И когда возникали какие-либо важные дела, значение которых выходило за пределы отдельной поместной церкви, православные церкви часто старались решить их совместными усилиями и дать по ним обязательные для всего Востока постановления. История представляет нам множество примеров совместной деятельности православных автокефальных церквей для устройства важнейших дел восточной церкви. Совместное участие независимых восточных церквей в решении важнейших церковных вопросов выражалось в двух формах. С одной стороны он в лице своих предстоятелей или их уполномоченных собирались на общие соборы. С другой – они сносятся между собой посредством посланий 533 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Хотел бы в Вашем лице поблагодарить все российское руководство за то, что сегодня в нашей стране осуществляется этот разумный, взаимоуважительный, открытый и направленный на решение конкретных задач диалог. Мы надеемся на то, что Господь приклонит к нам милость свою, как Он приклонил за эти 25 лет. Встретившись с нашими дорогими собратьями — Предстоятелями Поместных Православных Церквей, мы, конечно, говорили о проблемах. Каждый говорил о своем, у каждого есть свои проблемы. Но для общего заявления , которое мы сделали, мы избрали ту проблему, которая сегодня волнует всех, — это проблема христианского и православного присутствия на Ближнем Востоке. Мы знаем, что в истории всякое происходило. И мы знаем, как изгонялись православные христиане со своих исторических земель. И вот сегодня в результате тех конфликтов, которые имеют место, особенно в результате трагедии, происходящей в Сирии, есть страшная перспектива потерять христианское присутствие в этой стране. А если это произойдет, то и близлежащие страны не останутся в стороне. Нельзя допустить опустошения Ближнего Востока, с точки зрения присутствия христианства. Это будет цивилизационная катастрофа. Наши истоки все там, оттуда вера наша. Там древние Патриархаты, представители которых здесь. И если в результате военных действий, конфликтов христиане будут физически уничтожаться, как это имеет место сейчас в Сирии, или выдавливаться из страны, то это, действительно, явится трагедией и для Православных Церквей, и для мировой культуры, и для простых людей, которые страдают сегодня от этой военной ситуации. Мы приняли заявление, которое было подписано главами Церквей, которые здесь присутствуют, и некоторыми представителями, с выражением нашей глубочайшей озабоченности. Думаю, что еще братья скажут что-то на эту тему, но я хотел бы выделить тему присутствия христиан на Ближнем Востоке как главную тему, которую мы обсуждали в наших двусторонних переговорах, а также на общих встречах. В заключение, Владимир Владимирович, я хотел бы пожелать Вам помощи Божией, в Вашем лице — всему нашему Отечеству, чтобы и в предстоящие годы мы все восходили от силы к силе, чтобы экономически укреплялось Российское государство, чтобы политическая стабильность и мир присутствовали в нашем обществе, чтобы духовно укреплялся наш народ, ибо без духовной основы, без сильной духовной основы даже очень сильный в материальном отношении человек, по сути дела, слаб. История показывает: основные битвы выигрывали не только те, у кого самые сильные мышцы, или не только те, у кого самое сильное вооружение, но те, кто был способен духовно выдержать испытания. Мы молимся за наше Отечество и радуемся тому, что празднование 1025-летия Крещения Руси стало важным событием, общим праздником для нашей страны, в котором такое достойное и яркое участие приняли главы и представители Поместных Православных Церквей. Благодарю вас сердечно.

http://patriarchia.ru/db/text/3123089.ht...

ИТАР-ТАСС/Православие.Ru [Новости] Владимир Телиженко [Новости] Владимир Телиженко [Новости] Владимир Телиженко [Новости] Владимир Телиженко По официальному приглашению Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула Его Святейшество Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Петр VII с 17 до 25 мая нанесет официальный визит Элладской Православной Церкви. Предстоятель Александрийской кафедры во время своего пребывания в Греции встретится с президентом республики К. Стефанопулосом, председателем правительства А. Какляманисом, министрами, главами ведущих политических партий, мэром Афин Д. Аврамопулосом и послом Египта в Греции Мохаммедом Халил. [Новости] ИТАР-ТАСС/Православие.Ru " Мирной православной революцией " назвал процесс духовного возрождения в России Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул. Об этом предстоятель Элладской Православной Церкви сказал на пресс-конференции, посвященной итогам его визита в Россию. Самые теплые слова на пресс-конференции Архиепископ Христодул посвятил Святейшему Патриарху Алексию, который " вкладывает все силы в дело торжества Православия в России " , и руководству Российского государства, которое " все более осознает стержневое значение Православия " . [Новости] Владимир Телиженко Архиепископ Христодул обратился к Папе с речью, в которой со всей ясностью упомянул о проблемах, служащих глубоким препятствием для диалога двух Церквей. Предстоятель Элладской Церкви подчеркнул: " Православный народ Греции в своем церковном сознании и национальной памяти переживает напряженнее, чем другие православные народы, болезненный опыт прошлого. До сих пор остаются кровоточащими раны, нанесенные его цветущему телу, что общеизвестно, как губительной манией крестоносцев и латинским правлением, так и аморальной деятельностью латинской унии " . Говоря о проблеме унии, Архиепископ отметил, что именно она сейчас " составляет главную причину непродуктивности богословского диалога между римо-католиками и православными " . [Новости] ИТАР-ТАСС/ОВЦС/Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Полномочия Предстоятеля автокефальной Поместной Церкви определяются Собором (Синодом) и закрепляются в уставе. Предстоятель автокефальной Поместной Церкви является председателем ее Собора (или Синода). Таким образом, Предстоятель не обладает единоличной властью в автокефальной Поместной Церкви, но управляет ею соборно — в соработничестве с другими епископами 4 . (3) На уровне Вселенской Церкви как сообщества автокефальных Поместных Церквей, объединенных в одну семью общим исповеданием веры и пребывающих в сакраментальном общении друг с другом, первенство определяется в соответствии с традицией священных диптихов и является первенством чести . Эта традиция восходит к правилам Вселенских соборов (3-е II Вселенского собора, 28-е IV Вселенского собора и 36 VI Вселенского собора) и подтверждается на протяжении церковной истории в деяниях Соборов отдельных Поместных Церквей, а также в практике литургического поминовения Предстоятелем каждой Автокефальной Церкви Предстоятелей других Поместных Церквей в порядке священных диптихов. Порядок диптихов исторически менялся. В течение первого тысячелетия церковной истории первенство чести принадлежало Римской кафедре 5 . После разрыва евхаристического общения между Римом и Константинополем в середине XI века первенство в Православной Церкви перешло к следующей в порядке диптиха кафедре — Константинопольской . С тех пор вплоть до настоящего времени первенство чести в Православной Церкви на вселенском уровне принадлежит Патриарху Константинопольскому как первому среди равных Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Источником первенства чести на уровне Вселенской Церкви является каноническое предание Церкви, зафиксированное в священных диптихах и признаваемое всеми автокефальными Поместными Церквами. Содержательное наполнение первенства чести на вселенском уровне не определяется канонами Вселенских или Поместных соборов. Канонические правила, на которые опираются священные диптихи, не наделяют первенствующего (которым во времена Вселенских соборов был Римский епископ) какими-либо властными полномочиями в общецерковном масштабе 6 .

http://patriarchia.ru/db/text/3481089.ht...

Обращение Сербской Церкви к предстоятелям Православных Поместных Церквей и другим Церквам, религиозным объединениям и организациям Белград, 15 сентября 2011 г. Письмо с внеочередного совместного заседания Священного Архиерейского Синода и Совета по Косово и Метохии Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, направленное предстоятелям автокефальных Православных Церквей, а также главе Римско-католической Церкви, архиепископу Кентерберийскому, генеральному секретарю Всемирного Совета Церквей и генеральному секретарю Конференции Европейских Церквей: «Как известно Вам и всем, после бомбардировок Сербии и Черногории (1999 г.) и погрома на территории Косово и Метохии, совершенного албанскими террористами в 2004 году, было разрушено более 150 православных храмов, изгнано несколько сотен тысяч православных сербов, из которых лишь незначительное число вернулось сейчас к своим вековым очагам. В наши дни нависла новая непосредственная угроза для мира и безопасности в Косово и Метохии. А именно: в целях постепенного завершения процесса одностороннего провозглашения албанцами независимости Косова, вопреки действующей резолюции ООН 1244, готовится новое насилие над сербами, особенно живущими в северной части Косово, путем прекращения его связи с центральной Сербией. Если, не дай Бог, это произойдет, притом при помощи КФОР и ЕУЛЕКС, ответственных перед ООН и Европейским сообществом за мир и безопасность всех на территории Косово и Метохии, это, несомненно, приведет к окончательной этнической чистке православных сербов и других неалбанских общин на этой территории, являвшейся всегда и являющейся и сегодня сердцем сербского государства, нашей Церкви и нашего православного сербского народа. Поэтому молим Ваше Святейшество о Вашей молитвенной помощи и о молитвенной помощи Вашего благочестивого народа, как и о том, чтобы Вы сделали все от Вас зависящее для того, чтобы предотвратить насилие и помочь всем ответственным за мир, чтобы они мирным образом с помощью переговоров нашли пути разрешения сложившейся ситуации и пришли к разумному справедливому преодолению трагического кризиса, который на протяжении длительного времени угрожает миру на Балканах и в Европе».

http://pravoslavie.ru/48681.html

Сегодня состоится избрание нового Предстоятеля Элладской Православной Церкви Афины, 7 февраля 2008 г. Сегодня в Афинах пройдет избрание нового Предстоятеля Элладской Православной Церкви — одной из автокефальных Поместных Церквей, передает корреспондент РИА «Новости». Необходимость избрания нового главы Синода возникла после кончины предыдущего Предстоятеля Архиепископа Христодула , скончавшегося 28 января текущего года от рака. Утром в четверг в кафедральном соборе Афин соберутся члены Священного Синода Элладской Церкви. После Литургии начнется голосование по предложенным кандидатурам. В голосовании примут участие 75 иерархов. Две епархии недавно овдовели после смерти своих епископов, а трое архиереев сказались больными и не будут избирать нового Архиепископа. Выборы пройдут на единственном заседании, на котором будут председательствовать местоблюститель Архиепископского трона митрополит Каристийский Серафим и министр образования и исповеданий Греции Эврипидис Стилианидис. Право на избрание главой Синода имеет всякий грек по национальности, являющийся епископом или архимандритом любой Поместной Церкви. В данном случае на пост главы Синода претендуют четыре митрополита Элладской Церкви: митрополит Фессалоникийский Анфим, митрополит Спарты Евстафий, митрополит Фив Иероним и митрополит Димитриады Игнатий. Выборы будут проходить на единственном заседании, которое по регламенту не должно прерываться. В первом туре для победы кандидат должен набрать более половины голосов. Если первый тур не дает победителя, проходит второй тур по тем же правилам. Если и в этом случае победителя нет, проводится третий тур, где достаточно победить простым большинством голосов. Наконец, если в третьем туре два кандидата получат одинаковое количество голосов, иерархи помолятся о правильном выборе и бросят жребий, кому из двоих быть Архиепископом. Как отмечают наблюдатели, все четверо кандидатов пользуются авторитетом и влиянием в Церкви, однако наибольшей поддержкой пользуются митрополит Спарты Евстафий и митрополит Фив Иероним.

http://pravoslavie.ru/25698.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010